I. Источники церковного права 3. Материальные источники 3.1. Материальные и формальные источники права Принято различать понятия: материальные и формальные источники права. Под материальными источниками подразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы. Формальные источники – это документы, памятники, в которых изложены эти нормы. 3.2. Божественное право Первоисточником церковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Она действовала в Церкви при её создании – ей Церковь будет подчиняться «во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ). Божественное Откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди – главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Эта сторона в учении Христа носит правовой характер. Заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными Апостолами (например, о епископах и дьяконах – 1Тим. 3, 1 – 13 , об отношении к государственной власти – Рим. 13, 1 – 7 ), содержащиеся в Священном Писании , составляют, по общепринятой у канонистов терминологии, Божественное право (jus divinum). Но область Божественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися в Священных книгах. Заповеди, которые, хотя и не вошли в Писание, но хранились в Церкви изначально, как Откровенная истина, как Священное Предание, правила, которые Церковь получила от Апостолов, даже если они переданы ей не в письменном виде, а устно, хотя впоследствии и они тоже могли быть зафиксированы письменно (в творениях мужей апостольских, отцов Церкви, в постановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право. Некоторые канонисты ограничивают сферу Божественного права теми нормами, которые имеют абсолютно неизменный характер. Но при такой точке зрения не все правовые заповеди, включённые в Писание, могут быть наделены авторитетом Божественного права. Так А. С. Павлов писал: «Какой же критерий должно принять для безошибочного суждения о том, что из правил церковно-общественной жизни, содержащихся в Священном Писании, принадлежит к jus divinum и что не принадлежит? Таким критерием может служить только ярко выраженное сознание Вселенской Церкви, что известное правило или установление имеет свой источник в Божественной Воле, а не есть только предписание, вызванное только обстоятельствами Церкви первенствующей» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А.С. Смыкалин Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса 1. Православное учение о Церкви. 2. Богочеловеческая природа Церкви. 3. Применимость правовых категорий к жизни Церкви. 4. Место канонического (церковного) права в системе права. 5. Каноническое (церковное) право как наука. Изучение церковного (канонического) права в Византии и Греции. Церковное правоведение в России. Задача, метод и система науки канонического (церковного) права. Наука канонического (церковного) права и ее отношение к наукам богословским и юридическим. Каноническое (церковное) право и российская правовая наука. 1. Православное учение о Церкви Каноническое, или церковное, право мало изучено отечественной юриспруденцией. В XIX – начале ХХ в. оно читалось на юридических факультетах всех российских университетов. В советское время, когда церковь была официально отделена от государства, в светских вузах его не преподавали. Сегодня идеологические оковы спали, и, на наш взгляд, следовало бы переосмыслить роль церковного права в юридической науке. Основоположником курса канонического (церковного) права считается профессор протоиерей В. А. Цыпин, опубликовавший в 1994 г. первый за последние 80 лет курс лекций по данной дисциплине (в 1996 г. его переиздали тиражом 10 тыс. экз., и вскоре он стал библиографической редкостью). С точки зрения В. А. Цыпина, каноническое (церковное) право – «это нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами религиозного или политического характера». Исследование канонического (церковного) права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе, ибо православное церковное право – одна из важнейших составных фундамента, на котором сформировалась российская правовая система, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории 1 . Как справедливо отметил Патриарх всея Руси Кирилл (Гундяев), «для того, чтобы обеспечить действительно устойчивое существование человеческого сообщества, необходимо опираться на новое многополярное и многоукладное устройство мира. При этом религиозные или иные традиции должны быть учтены при формировании общей цивилизационной картины. Настало время вернуть обществу понимание религии как глубочайшего пласта человеческой культуры, как основы, которую невозможно ограничить рамками личной жизни» 2 . 2. Богочеловеческая природа Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Л. А. Герд, А. Николов «Надо работать для будущего»: переписка В.Н. Бенешевича с организаторами IV международного конгресса византийских исследовании в Софии Источник   Владимир Николаевич Бенешевич (1874–1938) был одной из самых ярких фигур отечественной византинистики первой половины ХХ столетия 1 . Профессор Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент АН СССР, Страсбургской, Баварской и Прусской Академий, почетный доктор права финского университета, автор более ста трудов в области канонического права – он не только занимал особое место среди специалистов по истории византийского права в Европе, но и во многом предвосхитил исследования последующих десятилетий. Во время своих зарубежных поездок Бенешевич фотографировал все рукописи юридического содержания библиотек Европы и Ближнего Востока; в результате им был собран колоссальный материал, который предстояло сначала систематизировать, а затем готовить памятники к изданию. Работы над этими рукописями, по словам самого ученого, хватило бы на много лет целому коллективу авторов 2 . Свою работу сам Бенешевич делил на две части: первая касалась изучения памятников древнерусского и южнославянского права, а вторая была посвящена изданию и исследованию текстов права византийского. «Вторая основная часть моей работы, писал он непременному секретарю АН СССР Н.П. Горбунову 19 мая 1936 г., – касается истории византийского права. В 1934 г. я уже сделал IV Международному византийскому конгрессу доклад о необходимости приступить к работе над обширным полным собранием всех памятников византийского права, и светского, и церковного (Corpus scr[iptorum] gr[aeco]-romani]), и Международный комитет конгресса постановил даже приступить к составлению предварительного обзора всех рукописей, содержащих эти памятники» 3 . Подготовка Софийского конгресса византинистов пришлась на период творческой зрелости Бенешевича; за спиной у него был уже многолетний опыт работы, критическое издание и исследование таких фундаментальных памятников византийского права, как Номоканон XIV титулов 4 , Синагога 50 титулов Иоанна Схоластика (критическое издание выйдет в Мюнхене несколькими годами позже, в 1937 г. 5 ; византийская табель о рангах по «Клиторологию Филофея» («Тактикон Бенешевича») 6 . Трагическая судьба ученого и условия, в которые была поставлена наука после революции, не дали ему возможности осуществить многие научные проекты. Начато и не окончено было издание Тактикона Никона Черногорца, важнейшего памятника XI в., к сожалению, до сих пор так и не вышедшего в свет 7 . Планировалось исследование и издание наиболее распространенного канонического свода османского периода – Номоканона Мануила Малаксы (XIV в.) 8 ; было полностью подготовлено к печати издание Прохириона 1379 года 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Глава II. Источники церковного права Источники церковного права разделяются: 1) на общие, имеющие значение для всех христианских исповеданий, и 2) на частные (особенные), имеющие значение в отдельных церквах. §7. Общие источники церковного права 1. Св. Писание. По воззрению всех христианских исповеданий, Св. Писание есть главнейший по степени важности и обязательности источник права церкви. Но каноническая важность правил религиозно-общественной жизни, содержащихся в Св. Писании, неодинакова. На первом плане стоят предписания, данные церкви самим её Основателем, или от его имени Апостолами, как продолжателями божественного дела устроения церкви. Затем, следуют правила церковной жизни и дисциплины, предписанные Апостолами от своего собственного лица и ими же отличённые от правил божественных. Наконец, церковь находит для себя обязательными законы и в книгах Св. Писания Ветхого Завета, преимущественно в Моисеевом законодательстве. Критерием того, носит ли известное правило Св. Писания характер неизменяемости, или нет, служит ясно выраженное сознание Вселенской церкви, что известное правило или установление имеет сбой источник в божественной воле и относится к самому существу церкви. 2) Практика церкви (πρξις) которая выражается в двух видах: в предании и в обычае. Не все правила устройства и управления церкви, данные И. Христом и Апостолами, внесены в Св. Писание; многие из них преданы церкви или устно, или в каких-либо внешних формах – в виде обряда и т. п. Правила эти сохраняются в церкви чрез преемственную передачу их от одного поколения членов церкви другому. Эта преемственная передача и есть предание. Указания на этот источник права находятся в Св. Писании 9 и в свидетельствах Отцов и писателей первых веков христианства (Св. Ириней, еп. лионский, III в.). В IV в. находим уже попытки собирания и закрепления преданий посредством их записывания. Под именем церковного обычая разумеется повторение одного и того же действия в церкви при одинаковых условиях. Различие между преданием и обычаем состоит в том, что первое ведёт своё начало от известного авторитета, след. подходит под понятие законодательства (только неписанного), напротив, обычай непосредственно производится самою жизнью церковного общества. Обычай должен быть: 1) consuetudo rationabilis, т. е. должен быть согласен с духом и существом как всей церкви, так в частности и того института, которого он касается; 2) должен быть с. legitime prae- setripta, т. е. чтобы его существование и действие могло быть доказано за более или менее продолжительное время. По пространству действия обычаи бывают: общие и местные. По отношению к закону с. secundum legem, т. е. обычаи, соответствующие закону и служащие развитием и изъяснением его мысли; с. praeter legem, т. е. восполняющие недостаток писанного закона; с. contra legem, т. е. несоответствующие писанному закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

VIII. Заключительное слово Наш критический разбор канонических воззрений проф. Суворова слишком затянулся, по обстоятельствам от нас независящими. Не имея возможности и теперь продолжать эту работу по намеченной широкой программе и окончить в скором времени, мы прерываем её и предлагаем благосклонному вниманию читающей публики то, что доселе сделано нами. Надеемся, что и этого вполне достаточно для того, чтобы видеть, что православная церковь никогда не разделяла и теперь не разделяет тех воззрений по основным вопросам церковного права, какие он ей навязывает, а каноническая наука православной церкви никогда не признаёт их пригодными для себя. Но, быть может, иначе отнесётся к ним церковное право, как наука юридическая? Так именно полагает проф. Суворов. Он полагает, что церковное право как наука юридическая должно отвергать самобытность церкви как общественного союза и даже различие между сферами церковных и государственных отношений, наоборот обязано сливать их в одно общее 37 , должно отрицать у церкви самобытные правительственные полномочия, передаваемые преемственно вместе со священным саном от Христа Спасителя и апостолов, а усвоять источник церковных правительственных и судебных полномочий государственной власти 38 , должно считать если не единственным, то господствующим источником церковного права государственный закон 39 . Таким образом, проф. Суворов желает создать науку церковного права светского характера и направления в отличие от церковного права, как науки церковной, подобно тому, как есть у нас в жизни церковное мировоззрение и т. н. гуманное, светское миросозерцание, причём для светского права. По мнению проф. Суворова, не обязательно держаться церковной точки зрения на саму церковь , а позволительно и даже похвально отрешиться от неё и стать на точку зрения светского права. Нет нужды, что при таком порядке вещей светское церковное право будет разрушать то, что созидает церковное право, верное началам церкви. Эта перспектива не смущает проф. Суворова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Б. Церковное право как наука Часть первая. Источники Церковного права Отдел первый. Правообразовательные источники в церкви по их значению и употреблению Отдел второй. История источников Церковного права Глава I. История законодательства вселенской церкви с I по Х век Глава II. История источников права православной церкви с X века А. Развитие законодательства Константинопольской церкви с X по XV в. Б. История источников Церковного права в русской православной церкви Глава III. История источников права римско-католической и других христианских церквей церкви Б. Источники права евангелической церкви В. Источники права армяно-грегорианской церкви Часть вторая. О церковном устройстве Отдел первый. Устройство православной церкви Глава I. Личный состав православной церкви А. Способы вступления в члены православной церкви следующие Б. Различие членов церкви по правам и обязанностям I. Миряне II. Духовные лица Глава II. Об общественном устройстве и учреждениях церкви А. Первичные церковные общины II. Монастырь. III. Домовые церкви, IV. Характеристика строя приходской общины других поместных церквей. Б. Церковно-административные округа В. Епархия Отдел первый. История русской поместной церкви. Отдел второй. История Римско-католической церкви в пределах России А. Клирики Б. Римско-католическая иерархия В. Монашествующие Римско-Католической церкви Отдел третий. Устройство Евангелическо-Лютеранской церкви в России Отдел четвёртый. Устройство Армяно-Грегорианской церкви Часть третья. О церковно-правительственной власти I. Церковно-законодательная власть II. Законо-исполнительная власть церкви III. Церковно-судебная власть Часть четвёртая. О предметах церковного управления и имущества Отдел первый. Брачное право Отдел второй. Имущественное право церкви. Часть пятая. Учение об отношениях между церковью и государством Отдел первый. Очерк теорий и систем отношений между государством и церковью Глава I. О свободе религий в положительном смысле или о свободе вероисповеданий Глава II. О свободе религиозных убеждений или религиозной совести отдельных лиц Глава III. О свободе церкви, или об отношении государства к церкви и другим религиозным обществами Отдел второй. Исторический очерк отношений между государством и церковью Отдел третий. Отношения государства к церквям и вероисповеданиям по действующему русскому законодательству  

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Скачать epub pdf Вступительная лекция. Необходимость и польза изучения науки церковного права Наука церковного права по существу своему есть наука юридическая, так как она имеет дело с правом и соприкасается с науками политическими, юридическими и социальными. До последнего времени Церковное право считалось не важной наукой в ряду других юридических наук, но теперь пришли к убеждению в необходимости изучения ее для каждого юриста и вот на каких основаниях. Во-первых, всякий из нас непременно принадлежит к какому-либо вероисповедному обществу, исповедует ту или другую религию. Нет государства, в котором бы допускались лица, не исповедующие никакой религии. Даже в Северной Америке, где, как известно, жизнь религиозная основана на самых широких началах свободы, и там немыслимо, чтобы был гражданин, не исповедующий никакой религии, не принадлежащий ни к какому религиозному обществу 1 . По нашему законодательству, каждый гражданин необходимо должен исповедывать какую- либо религию, быть членом какого-нибудь религиозного общества. С принадлежностью к религиозной общине связываются известные права и обязанности, знание которых необходимо для каждого члена общины и тем более для члена со специальностью юридического образования. Он должен не только сам знать свои права обязанности, а также строй общества, его отправления, круг компетенции и т. п., но должен разъяснять всем членам общества их обязанности, права, их отношение к своему и другим религиозным обществам и к государству. Во-вторых, религия есть одна из важнейших сторон человеческой жизни, и у отдельной личности, и в обществе, и государстве. Во всех случаях жизни, при всех условиях, она будет иметь то или другое значение в обществе и государстве. Поэтому каждое религиозное общество, существующее среди народа, и в особенности, христианская церковь , такая заметная сторона общественной организации и жизни народа и государства, что без знакомства с наукой, уясняющей жизнь именно с этой стороны, юридическое образование будет не полное и одностороннее. От юриста следует ожидать, что бы он знал, понимал и разъяснял значение и права всякого религиозного общества, существующего и могущего существовать в государстве. Какое значение имеет та или другая церковь в государстве, в сфере юридической жизни общества, – это изучить и разъяснить и составляет одну из главнейших обязанностей юриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

§ 1. Церковь и церковное право Во времена язычества не было самостоятельного религиозного общества, существенно отличного от государства; религиозное устройство составляло часть государственного – jus sacrum было частью jus publicum. “Publicum jus in sacris, in sacerdotibus, in magistratibus consistit”. Одна еврейская религия, откровенная по происхождению, признавала Иегову Всемогущим Богом, Творцом мира, Отцом и Промыслителем вселенной; но и ветхозаветное Откровение составляло достояние собственно одного избранного народа Божия. Идея всемирного религиозного общества, обнимающего собою все человечество, была неизвестна язычникам и иудеям. Только Иисус Христос , Основатель христианства, принес на землю всемирную религию 2 , переступившую за пределы национальности и государства и установил единую, вселенскую церковь . С этого только времени церковь, как внешнее общество верующих, живет особою жизнью, и, смотря по потребностям церковной жизни, развивает самостоятельное законодательство, совершенно отличное от публичного и частного права народов. Здесь только, в этом новом обществе, церковные отношения людей с очевидностью выделились из остальных их отношений и составили предмет для особенной ветви или для особенной области права в целом. Эта особая ветвь права и есть церковное право. Таким образом, церковное право есть совокупность норм, которыми определяются жизнь и отношения людей в церкви, как самостоятельном обществе, основанном Иисусом Христом для их спасения. § 2. Положение церковного права в общей системе права и отношение его к частным юридическим наукам Церковное право, как сказано, есть особая ветвь права; однако еще до сих пор некоторые ученые считают церковное право то частью публичного, государственного права, то частью права гражданского, хотя, очевидно, несправедливо. И, во-первых, церковное право не есть часть государственного, публичного права; ибо церковь не есть государственный институт; создана не для государственных целей и полномочия свои получила не от государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАСНОЖЕН Михаил Егорович (31.10.1860, Калуга - 1934(?)), юрист, специалист в области церковного права. Биография К. окончил с серебряной медалью Калужскую гимназию (1881), о к-рой впосл. оставил доброжелательные «Воспоминания гимназической жизни», изданные в 1904 г. к 100-летию учебного заведения. Поступил на юридический фак-т Московского ун-та, с 4-го курса особое внимание уделял занятиям каноническим правом под рук. проф. А. С. Павлова . Осознанный выбор церковного права как основной сферы деятельности для выпускника ун-та, а не духовных школ был в то время большой редкостью. По окончании курса 21 сент. 1885 г. одним из первых по успеваемости К. был утвержден в степени кандидата и на следующий год за соч. «Характеристика толкований канонического кодекса греческой Церкви Аристина, Зонары и Вальсамона» удостоен золотой медали. По ходатайству факультета К. был оставлен при ун-те на 2 года «для приготовления к профессорскому званию» под рук. Павлова. Весной 1889 г. К. был с той же целью командирован на 2 года за границу, 30 марта 1891 г. срок был продлен еще на полгода. К. работал в Вене, прежде всего в богатой греческими рукописями Придворной б-ке, в Мюнхене, в Папской б-ке в Риме и во Флоренции. 5 окт. 1891 г. определен приват-доцентом Московского ун-та по кафедре церковного права, читал лекции на 4-м курсе юридического фак-та. Также состоял помощником присяжных поверенных А. К. Вульферта и Ф. Н. Плевако, консультировал последнего по вопросам церковного (имущественного и брачного) права. После защиты 20 марта 1893 г. в Московском ун-те магист. дис. «Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристид, Зонара, Вальсамон» 10 апр. был утвержден в степени магистра церковного права. Свой труд К. посвятил Московскому ун-ту. Министр народного образования гр. И. Д. Делянов занимался продвижением молодых российских ученых на кафедры провинциальных ун-тов, в частности в Юрьевский (до 1893 Дерптский) ун-т, к-рый К. характеризовал как «оплот воинствующего германизма» (25 лет в Прибалтийском крае. 1916. С. 22). Слова имп. Александра III Александровича : «Православной Церкви - господство; каждой вере - почитание; русской народности подобает всеобъединяющая и всеподчиняющая сила; но каждой народности да будет свобода во всем, что этому объединению и подчинению не препятствует»,- К. неоднократно цитировал в своих трудах (Иноверцы на Руси. 1903. C. 12) и считал руководящими в своей деятельности. 3 окт. 1893 г. по рекомендации Павлова гр. Делянову К. получил предложение занять место экстраординарного профессора церковного права в Юрьевском ун-те. Впосл. именно с личным влиянием гр. Делянова К. связывал то, что он избрал научную карьеру, а не карьеру адвоката. В кон. 1893 г. К. переехал в Юрьев. С 26 окт. 1895 г. исполнял должность ординарного профессора.

http://pravenc.ru/text/2458949.html

  «Я смотрю на церковные наказания как на один из тех институтов церковного права, которые не могут замкнуться в неподвижные формы, при рассмотрении которых возникает неизбежный вопрос о границах между Церковью и государственной жизнью, между положением человека в Церкви, как ее члена, и между положением человека в государстве, как его гражданина. Отсюда неоспоримое и неизбежное сближение начал церковного права с воззрениями времени, со светским правосостоянием и, следовательно, с наукой права в обширном смысле». Суворов Н.С. I Сегодня нередко (и весьма тенденциозно) утверждают, будто Церковь и государство вследствие антагонизма их природ обречены жить в параллельных мирах. Но, очевидно, в таком случае нам должна открыться неуклонная и многовековая тенденция их изоляции друг от друга. Или хотя бы стремление Церкви освободиться от навязчивой опеки со стороны политической власти, что должно было бы выразиться, ко всему прочему, в ее независимом от государства альтернативном правотворчестве. История, однако, демонстрирует нам диаметрально противоположные картины. В течение многих веков ни одно из христианских обществ (не важно, говорим мы о католических, протестантских или православных) не знало жесткого разграничения между правом государственным , созданном политической властью для регулирования церковной жизни, и правом церковным , преследующем ту же цель, творцом которого выступало священноначалие (епископат) и Соборы. В те времена никому и в голову не могло прийти утверждение, что это – два качественно разных вида права. И «современный» подход, отличающий одно от другого по тому, кто является их законодателем, а также по предмету их регулирования («государственное законодательство относится прежде всего к области внешнего церковного права») , не выдерживает никакой критики. Факты свидетельствуют, что они становятся двумя различными видами права лишь в эпохе гонимой Церкви, когда та сознательно выведена из гражданского общества, не признается политической властью и считается нелегитимной религиозной организацией. Тогда Церковь в своей внутренней деятельности руководствуется созданными непосредственно ею правилами, которых не коснулась рука богоборческой или индифферентной ей власти. Зато в условиях «симфонии» властей право государственное, касающееся вопросов жизнедеятельности Церкви, и церковное практически отождествляются . А потому каноническое право , свод непреложных правил для всей Вселенской Церкви, ее «якорь спасения», представляет собой проникнутую единым духом, хотя и пеструю совокупность соборных актов, мнений духоносных лиц и актов императорской власти.

http://bogoslov.ru/article/6028630

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010