Исидор Севильский как правовед Глава I. Вокруг Исидора Севильского: исторические оценки и проблема источников 1. Политика и право в Толедском королевстве VI – VII вв. 2. Церковь и религия в Толедском королевстве VI – VII вв. 3. Культура в Толедском королевстве VI – VII вв. 4. Исидор Севильский в историческом и культурном контексте 5. Правовые сюжеты и понятия в творчестве Исидора Севильского: проблема источников и методологии их исследования 5.1. «Этимологии, или Начала» 5.2. «Дифференции» 5.3. «Синонимы» 5.4. «Сентенции» в трех книгах 5.5. «О церковных службах» и «Монашеский устав» 5.6. Язык и право как исследовательская проблема Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях 1. Право в образовании Исидора Севильского 2. Библиотека Севильи по данным «Этимологий» 3. Проблема знакомства Исидора с греко-римской классической культурой 3.1. Римское классическое наследие в пятой книге «Этимологий» 3.2. Греческая философия в «Этимологиях» 4. Место правовых сюжетов в структуре основных произведений Исидора 4.1. Грамматика и богословие: две книги «Дифференций» 4.2. Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах 4.3. Предтеча канонического права: трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав» 4.4. Энциклопедия «Этимологии, или Начала» Глава III. Ключевые понятия римского права в интерпретации Исидора Севильского 1. Принципы выделения ключевых понятий 2. Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни 2.1. Iustitia 2.2. Aequitas 3. Понятие права и закона (ius и lex) 3.1. Определение права (ius) и его структура 3.2. Закон (lex) 4. Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria) 5. Понятия преступления (crimen) и греха (delictum, peccatum) 5.1. Грех (delictum, peccatum) 5.2. Преступление (crimen) 6. Iudex в произведениях Исидора Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) 1.1. Разрешение конфликтов между епископами 1.2. Вопросы церковной дисциплины 1.3. Каноны о низших чинах клира 1.4. Каноны, касающиеся монастырей 1.5. Каноны о христианской вере 2. Исидор на III Севильском соборе (622 – 624 г.) 3. Исидор на IV Толедском соборе (633 г.) 3.1. Регламентация церковной службы и порядка проведения соборов 3.2. Обязанности и полномочия епископа 3.3. Каноны, регламентирующие жизнь клириков 3.4. Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся 3.5. Антииудейские каноны 3.6. Постановления, касающиеся вольноотпущенников Церкви 3.7. Правовые основы «политической теологии» (семьдесят пятый канон) 4. Составление «Испанского канонического свода» как итог деятельности Исидора-правоведа Заключение Источники и литература I. Источники II. Литература III. Переводы Принятые сокращения Un encyclopédiste, théologien et juriste: Isidore de Séville et ses idées sur le droit et la justice  

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Материальные источники Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Божественное право. Принято различать материальные и формальные источники права. Под материальными источниками подразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы. Формальные источники - это документы, памятники, в которых изложены эти нормы. Первоисточником церковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Она действовала в Церкви при ее создании - ей Церковь будет подчиняться «Во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Божественное откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди - главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Эта сторона в учении Христа носит правовой характер. Правовые заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами (о епископах и диаконах - 1 Тим. 3:1-13, об отношении к государственной власти - Рим. 13:1-7), содержащиеся в Священном Писании, а также те заповеди, которые, хотя и не вошли в Писание, но хранились в Церкви изначально, как Откровенная истина, как Священное Предание, составляют, по общепринятой у канонистов терминологии. Божественное право (jus divinum). Таким образом, область Божественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися в Священных книгах. Правила, которые Церковь получила от апостолов, даже если они переданы ей не в письмени, а устно, хотя впоследствии и они тоже могли быть зафиксированы письменно (в творениях Мужей апостольских, Отцов Церкви, в постановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право. Некоторые канонисты ограничивают сферу Божественного права теми нормами, которые имеют абсолютно неизменный характер. При такой точке зрения не все правовые заповеди, включенные в Писание, наделяются авторитетом Божественного права. А. С. Павлов отмечал: «Какой же критерий должно принять для безошибочного суждения о том, что из правил церковно-общественной жизни, содержащихся в Св. Писании, принадлежит к jus divinum и что не принадлежит? Таким критерием может служить только ясно выраженное сознание Вселенской Церкви, что известное правило или установление имеет свой источник в Божественной воле, а не есть только предписание, вызванное исключительно обстоятельствами Церкви первенствующей.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432347/

Права и обязанности клириков Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Права и привилегии клириков. Рукоположение наделяет принявших его не только особыми благодатными дарами, но и некоторыми отличиями от мирян в церковно-правовом отношении. Лицо, облеченное в духовный сак, окружено особым почтением со стороны мирян. Однако принимая знаки уважения, священнослужитель должен помнить слова Спасителя: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Лк. 22:25-26). В первые века христианства, когда Церковь рассматривалась Римским государством как недозволенная коллегия, когда она была вне закона и гонима, особое положение клириков в христианской общине не давало им никаких преимуществ в государстве; напротив, епископы и пресвитеры подвергались первому удару со стороны гонителей, После Миланского эдикта и утверждения симфонии - гармонических отношений между Церковью и государством - духовенство получило многие гражданские привилегии. Византийское правительство, сознавая, что служение Церкви требует всех сил от клириков, освобождало их от некоторых финансовых обязанностей, которые возлагались на прочих граждан. Кроме того, по основной части гражданских дел духовенство в Византии было подсудно епископскому суду, а не светским магистратам. Духовенство в Византии, в соответствии с канонами (Апост, 83; Халк. Соб. 7; Вас. Вел. 55), освобождалось от военной службы. На основании 6-го Апостольского правила клирики освобождались и от гражданской службы для того, чтобы, как отмечал Зонара, они «беспрепятственно проходили» Божественное служение.» Духовенство устранялось от адвокатской деятельности, поручительства и опеки, от так называемых черных работ. Учение о привилегиях духовенства в области гражданских правовых отношений с особой тщательностью разработано католическими канонистами. Совершенно очевидно, однако, что привилегии духовенства вытекают не столько из норм внутреннего церковного права, сколько из положений внешнего права Церкви, обусловлены ее правовым статусом в государстве. В новую эпоху в тех странах, где Церковь отделена от государства, большая часть этих привилегий утратила под собой почву.

http://sedmitza.ru/lib/text/432395/

ПРЕДИСЛОВИЕ В августе прошлого 1887 года, на VII-м Археологическом Съезде в Ярославле, прочитан быль мною реферат, в котором кратко указывалось на некоторые черты одного древне-славянского памятника, известного под именем закона судного людем Царя Константина, изоблищающие влияние католического запада на этот памятник. Кроме того, в мое рефераге в первый раз заявлен был неизвестный доселе в науке факт существования в славянском переводе латинского пенитенциала. “Заповедь св. отец», содержащаяся в рукописной румянц. кормчей 230 и в некоторых других рукописных сборниках, не была неизвестна нашим ученым, но никто не подозревал, что эта „заповедь” есть переводной латинский пенитенциал, как не подозревал этого даже и западно-европейский ученый Гейтлер, издавший „заповедь” по древнему списку, оказавшемуся в библиотеке монастыря св. Екатерины на Синае. Через несколько времени после закрытия Съезда, мне удалось получить кратковременную командировку т Москву и С.-Петербург для просмотра рукописных кормчих, хранящихся в московском румянцевском музеуме, в московской синодальной библиотеке и в с.-петербургской публичной библиотеке. Просмотр рукописных кормчих, насколько он оказался возможным для меня при кратковременности срока моей командировки, уяснил для меня еще некоторые данные, сверх тех, которые раньше были ясны для меня и которые были кратко предложены в моем реферате VII Археологиескому Съезду, для констатирования следов западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права. Относительно церковнах уставов св. Владимира и Ярослава Владимировича в реферате моем, прочитанном на Съезде, была сделаны лишь вскользь два-три замечания. Но при обработке собранного мною материала в настоящем исследовании, я пришел к убеждению в необходимости распространиться с некоторою подробностию об этих уставах, как потому, что и они оказались испытавшими на себе в значительной степени западное влияние, так и потому, что мне неизбежно пришлось затронуть запутанный вопрос о подлинности и о происхождении этих загадочная документов древнерусского права, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Утвержденная Грамота 1613 г. как источник права 13.05.2021 2246 Время на чтение 22 минут УТВЕРЖДЕННАЯ («УТВЕРЖЕННАЯ») ГРАМОТА ВЕЛИКОГО СОБОРА 1613 ГОДА КАК ИСТОЧНИК ПРАВА (Доклад на II Всероссийской научной конференции «Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки (к 470-летию принятия Судебника 1550 г.)» в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 13 мая 2020 года. Публикация: Закатов А.Н. Утвержденная (Утверженная) грамота Великого собора 1613 года как источник права//Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки (к 470-летию принятия Судебника 1550 г.). Сборник научных трудов/под общ. ред. Д.А. Пашенцева. - Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2021. — 250 с. – С. 110-119; ISBN 978–5–16–017013–8 (ИНФРА-М); УДК ББК 67.3(2Рос) С40) Пресечение дома Рюриковичей в 1598 году подвергло принцип династической наследственной монархии суровым испытаниям. Абсолютно законная с точки зрения правовых представлений того времени династия Годуновых не удержалась на престоле. Разоблачение и гибель самозванца Лжедимитрия I не остановили попрания права и традиций, а лишь вызвали новые потрясения, ставящие под вопрос дальнейшее существование не только законной преемственности власти, но и Российского государства как такового. Однако, в конце концов, национальные силы одержали победу не только военную, но и духовно-правовую. Вопреки множеству обстоятельств предшествовавшей Смуты и политических реалий, существовавших на момент проведения Великого поместного церковного и земского собора 1613 г. представители народа добровольно восстановили законную самодержавную власть и возвели на престол природного (т.е. прирожденного) государя, единственного на тот момент законного преемника дома Рюриковичей – Михаила Феодоровича Романова. Выборы представителей сословий и земель начались после рассылки освободителями Москвы в ноябре 1612 г. грамот, призывавших прислать на собор «лутчих и разумных постоятельных людей для земская великаго совета и государскаго обирания» с целью «разоренное государство собрать в единомыслие, и святая непорочная християнская вера утвердить» (1) .

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/13/...

И.Н. Чистюхин Аннотация: В статье рассматривается отношение Православной Церкви к зрелищам античности и театру на основании изучения корпуса канонического права Православной Церкви и сочинения видных авторитетов Церкви, чьи суждения учитывались при составлении соборных правил (канонов). Отношение Церкви к зрелищам вообще и театру в частности – это один из самых сложных вопросов как в Церкви, так и в искусстве. Данная проблема до сих пор не теряет своей значимости в публицистике, средствах массовой информации, в творческой среде, науке и обществе в целом. Разобраться досконально, а не ограничиваться поверхностными суждениям – «это все знают», мешают определенные трудности методического характера, связанные с переводом и культурной интерпретацией церковных правил и постановлений на этот счет. Об этом мы уже указывали говоря о необходимости знания древнегреческого и церковно славянского языка, канонического права Православной Церкви, истории театра, античной культуры и искусства. Но главным остается вопрос о том, что же считать «мнением или отношением Церкви» к чему-либо. Ведь часто приходится слышать: « Церковь не одобряет...», «Церковь считает…», «по этому вопросу Церковь имеет особое мнение», «у Церкви негативное отношение к...» и т.д. Второй, весьма немаловажный вопрос: где это отношение Церкви к чему-либо изложено? И как вообще Церковь выражает свои суждения, мнения, выносит определения, где они закрепляются и чем служители руководствуются в своей деятельности? Ответы на эти вопросы можно найти только в каноническом праве. «Мнение» Церкви – это собрание правил (канонов), на основании которых она это мнение или отношение высказывает. Эти каноны составляют корпус канонического права, которым и формируется система отношений в религиозной и общественной жизни. Правилами или канонами (καννες) называются письменные определения церковной власти, которые имеют силу обязательных законов. Эти правила изложены в основном каноническом сборнике православной Церкви, изданном в Константинополе в 883 году, который известен под именем «Номоканона». На славянский язык эти каноны переводились во второй половине XI века, под общим названием Номоканон (греч. Νομοκανν=νμος – закон, устав + κανν – правило) – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви. С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права. Сегодня на русском языке существует так называемая «Книга правил» – сборник законов Православной Церкви. В состав ее входят Правила святых апостолов, Правила Вселенских и Поместных Соборов и Правила некоторых Святых Отцов. Это основные законы церковного права, и, чтобы представить себе объем этого корпуса постановлений, мы приведем их в виде следующей таблицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

И. Розов Глава II. Иерархия и церковное управление §8. Права, власть и важное значение константинопольского патриарха Церковь константинопольская с ее патриархией и после падения Константинополя под власть турок остается средоточной представительницей Греческой Церкви. Все, что учреждено было прожде для возвышения этой Церкви и ее патриарха, остается и теперь, по падении Византийской империи. Так Церковь константинопольская и теперь называется великой 3 , а ее патриарх продолжает удерживать титул вселенского. Разные должностные лица, явившиеся при патриархе константинопольском в прежнее время, как напр. великий эконом, великий сакелларий, великий хартофилакс и пр., остаются при нем и теперь; они принимают участие в патриаршем управлении и окружают патриарха в то время, когда он восседает на кафедре 4 . В церковном отношении права и власть константинопольского патриарха под турецким владычеством остались те же, какими он пользовался и при византийских императорах. Эти права следующие: 1) патриарх управляет церквями и монастырями своего округа; 2) может по своей воле поставлять и низлагать всех, находящихся под его ведением митрополитов и епископов; вновь назначенному епископу Порта может дать требуемый для его утверждения берат по его предложению; 3) судит и наказывает весь клир по церковным правилам; рассмотрение жалоб на епископов и арестование их Порта может производить только с согласия патриарха и при содействии его чиновников; 4) решает возникающие в церкви вопросы и споры или сам, или при посредстве соборов; может отлучать грешников от церкви и лишать церковного погребения. Далее, патриарх константинопольский пользуется исключительной привилегией – освящать миро. Наконец, он имеет право ставропигии, т. е. черезь водружение собственного патриаршего креста при основании какой-либо церкви или монастыря поставлять эту церковь или монастырь в своем непосредственном ведении и вне зависимости от местных епископов. Все эти права остаются за патриархом константинопольским в прежней силе, хотя на практике нередко стесняются произволом и насилием турецкого правительства; так, напр., патриарх не всегда может свободно избирать и назначать митрополитов и епископов: нередко сами султаны назначают на митрополию, когда какой-нибудь искатель иераршеской кафедры представляет известную сумму денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. Лукренин Введение. В каждом человеке есть врожденная потребность разъяснить и установить свои отношения, как разумного существа, ко всему сущему. Вера есть форма личных отношений человека ко всему сущему. Она «означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств» (Энцикл. Словарь, m.VII). «Если вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще». Положительные учения, признаваемые за истины, данные Богом, создают религию. Она не есть создание одного человека, но естественное явление духовной природы человеческой. Люди, признающие одну и ту же религию, соединяющиеся для удовлетворения своих личных религиозных потребностей, образуют религиозные или вероисповедные общества. Из совокупности последователей веры Христа образовалась единая Вселенская церковь . Но уже в первых веках из неё стали выделяться отдельные общины, сначала признанных за еретические, но в последствии получившие самостоятельное значение. Так отделилась В V в. Армяно – Грегорианская церковь ; в IX в . образовалась Римско-католическая, в XVI в . Лютеранская и т. п. За последнее время распространилось сильное выделение различных поместных церквей; секты все более и более умножаются, а вместе с тем умножается и отпадение последних обществ от догматического учения, сохраняющогося во Вселенской церкви. Под церковным правом разумеется наука, занимающаяся исследованием религиозного общежития. Поэтому в курсе церковного права должно быть изложено: учение об источниках церковного права, об устройстве церкви, об организации и предметах церковного управления и о положении, занимаемом церковью в государстве. По своему характеру церковное право есть наука социально-юридическая, стоящая в связи с богословием. Источники церковного права Общие: Священное писание, практика церкви, законодательство церкви, законодательные положения государства, научнал деятельность правоведов и церковно-судебные решения. – Священное писание – главнейший по степени важности и обязательности источник церковного права; оно дает общие теоретические начала, служащие основным источником права всякого религиозного общества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание CODEX IURIS CANONICI [лат. Кодекс канонического права], обладающий высшей правовой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви. Ныне действующая редакция C. i. c. обнародована 25 янв. 1983 г. апостольской конституцией «Sacrae disciplinae leges» папы Римского Иоанна Павла II, вступила в силу 27 нояб. 1983 г. 2 янв. 1984 г. Иоанн Павел II motu proprio «Recognito iuris canonici Codice» создал папскую комиссию по аутентичной интерпретации и толкованию C. i. c. (в 1988 преобразована в Папский совет по интерпретации законодательных текстов). История создания Первым кодифицированным источником католич. канонического права стал C. i. c. 1917 г. (утвержден 27 мая 1917 г. апостольской конституцией «Providentissima mater Ecclesia» папы Римского Бенедикта XV ; вступил в силу 19 мая 1918; об истории составления и структуре C. i. c. 1917 г. см. ст. Каноническое право , разд. «Каноническое право Римско-католической Церкви»). Однако после его издания в правовой системе католич. Церкви продолжали действовать и др. источники права (в т. ч. конкордаты с гос-вами, местные обычаи и др.); нормы C. i. c. 1917 г. как изданного для Церкви лат. обряда не охватывали католиков вост. обряда из Восточных католических Церквей , для к-рых 23 нояб. 1929 г. папой Римским Пием XI было решено составить отдельный Кодекс канонов. По мере развития церковного законодательства, особенно после введения новых канонических норм по отдельным вопросам при папе Римском Пии XII (изменение принципов смешанных браков, правил вступления в брак, порядка назначения епископов, учреждение секулярных институтов (см. ст. Институты посвященной жизни ), упразднение правовых институтов (напр., инкорпорации ) и др.) возникла необходимость изменений в C. i. c. 1917 г. Предложения о доработке его структуры высказывали некоторые канонисты; они указывали на несовершенство использованной в C. i. c. 1917 г. пандектной системы, заимствованной из рим. права и гражданских кодексов европ. гос-в XIX в., усложнявшей систематическое изложение канонов.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

II. Об уместности термина «Церковное Законодательство» «К числу таких важных недостатков, говорит г. Суворов, принадлежит, прежде всего, учение о церковных законах» (стр. 528). В чём же погрешает это учение? Рецензента поражает, что, говоря об источниках церковного права, я иногда употребляю выражения: церковные законы, церковное законодательство. Мне кажется, что в подобных выражениях нет ничего необычного и неправильного; они приняты с незапамятных времён и доселе употребляются всюду и всеми канонистами. В доказательство употребления этих выражений на Руси достаточно припомнить читателю, что до недавнего времени наука церковного права в наших университетах называлась Церковным Законоведением и, соответственно этому, и первые руководства по церковному праву назывались руководствами по Церковному Законоведению (Записки по церковному законоведению прот. Скворцова и Курс церковного законоведения арх. Иоанна). В заграничных курсах церковного права тоже во всех встречается отдел о церковном законодательстве (Kirchliche Gesetzgebung), в котором различаются в частности, например, епископское законодательство (bischofliche Gesetzgebung), законодательство провинциальных соборов (Gesetzgebung der Provinzialsynoden); употребляется даже (о ужас!) выражение legislatio, по мнению г. Суворова, всего более неуместное в учении о церковном правообразовании (Richter. Kirchenrecht, p. 274). Сплошь и рядом употребляется также у заграничных канонистов выражение: церковные законы. Напр. у Шульте (Das Katholische Kifchenrecht I, p. II) читаем: кто принадлежит к церкви, тот этим самым принимает на себя обязательство повиноваться её законам (Gesetzen). Или: xan ωn, regula употреблялось относительно всякого церковного закона (Kirchengesetz), издан ли он собором, каким ни будь или папой (стр. 21). Или: законы в собственном смысле составляют постановления соборов (стр. 49). К числу полномочий церковной власти относится право издавать законы (Gesetzen), необходимые для жизни верующих (2:100). Даже в собраниях церковных правил иногда встречается выражение: канонический закон ( καn οnix ος n ομος.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010