На 303 л. запись писца: «Рад заець избыв тенета и серно лова и рыба сети. Тако и аз грешный и ленивый раб избыв конечныя строкы аминь аминь аминь». 259. Триодь Цветная , в четвертку, без конца, неполная, 180 л.л., полууставом XV–XVI веков, без переплета. Порваны со значительным ущербом для текста листы: 103, 150–180. Рукопись оканчивается 7-ю песнию канона в неделю Пятидесятницы. 260. Триодь Цветная , в лист, 479 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Цветная града Вологды церкви Воздвижения Креста Господня домовая». 261. Триодь Цветная , в лист, 447 л.л., без начала и конца, неполная, полууставом половины XVI в., с разрисованными буквами (с 406 л.), в кожаном переплете, разбита; 438 л. порван с ущербом для текста. Рукопись начинается продолжением последования вечерни в пятницу шестой недели великого поста, a оканчивается синаксарем в неделю Всех Святых. 262. Триодь Цветная , в лист, 415 л.л., без начала, полууставом конца XVI в., с разрисованными буквами, без переплета. На л. 415 об. запись полууставом: «Списана сия книга Триодь Цветная в лето 7100 (1592) месяца марта в 22 день святаго священномученика Василия прозьвитера Ангирския церкви в день в среду при благоверном и великом царе Феодоре Ивановиче всея Русии и при патриархыи московьском Иеве и при архиепискупе нашем ростовьском Варламе и при архиепискупе вологоцкомь Ионе и многогрешного рукою писана Данила Бардакова». Рукопись начинается продолжением канона в великий понедельник. 263. Триодь Цветная , в лист, 372 л., в два столбца, без конца, полууставом первой половины XVI в., в бумажном переплете. 1–8 листы порваны с ущербом для текста; листы в рукописи перебиты. Рукопись оканчивается службою в день Святаго Духа. 264. Триодь Цветная , в лист, 365 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Цветная Вологодского уезда церкви Козьмы и Дамиана что в Козминском». За службою в неделю Всех Святых следует «Указ како пети молебен на Пасху» (365 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 22, 54, 57–62, 64, 66–70, 72–77, 79, 81, 84, 85, 87, 119, 191, 196, 245, 249–259, 264, 265, 312, со значительным ущербом – 359–364. 253. Триодь Цветная , в лист, неполная, 208 л.л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета, разбита; 199 и 208 листы порваны с ущербом для текста. Поля рукописи справа истлели. На л. 208 об. приписка скорописью XVII в.: «Параклит Михайловского церковного старосты Иоакимка Сидорова и Марьинского 117 году априля в 2 день». Рукопись начинается с продолжения службы в среду 4-й недели по Пасхе. В языке есть болгаризмы: «сфтися, сфтися, Новый Ерусалим» (204) 254. Триодь Цветная , в четвертку, 386 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы 1, 181. 255. Триодь Цветная , в четвертку, неполная, 230 л. л., полууставом XV в., в кожаном переплете. Порваны листы: 139, 162, 165, 169, 170, 174, 176, 178, 181, 187, 188, 189, 190, 192, 193, 195, 196, 197, 202, 204, 228, 229. На полях внизу листов: 9, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 24, 26, 28, 31–36 приписка скорописью XVII в.: «Сия книга глаголемая Треоть Цветная села (название не разобрать) Кирилла Лазорева, а дал сею книгу в Заборскую волость к церкви Еоргию страстотерпцу … ». 256. Триодь Цветная , в четвертку, 118 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (нижней доски нет, а сохранился кусок кожи). На полях внизу листов 1–2 приписка скорописью: «Из Успенского Песочного монастыря». Рукопись оканчивается началом последования 9 часа в великий пяток. 257. Триодь Цветная , в четвертку, 541 л., несколькими полууставными почерками XV и XVI в.в, в кожаном переплете. На лл. 1–27 об. служба на Положение Ризы еже есть Хитон великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; 1–25 листы печатные. 258. Триодь Цветная , в четвертку, 303 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 две приписки: 1) «Книга глаголемая Треодь Цветная Святолуцкие волости Сретения Господа нашего Иисуса Христа да Николы чудотворца домовая»; 2) «От церкви Николая чудотворца что во Святой Луке».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало.  Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной жизни. Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни.  Христос воскресе, смерть поправый, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.  Христос воскрес, поправ смерть и воскресив мертвых: люди, веселитесь! Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни.  Христос Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грех мира.  Христос – новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взявший на Себя грех мира. Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни. Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе, и ад пленися.  Сегодня все творение веселится и радуется, ибо Христос воскрес – и ад пленен. Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Канон. Запев на 9-й песни. Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя.  Сегодня Владыка творения пленил ад, воскресив узников, которых он от века держал в жестоком заключении. Воскресение Христово переживается как событие космического масштаба, имеющее отношение не только ко всем людям, но и ко всему тварному бытию. По учению апостола Павла, воспринятому восточно-христианской традицией, тварь вместе с человеком стенает и мучится доныне, ожидая освобождения от рабства тлению в свободу... детей Божиих ( Рим. 8:19–22 ). Толкуя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит «тварь покорилась суете»? Что она стала тленной. Ради кого и из-за чего? Из-за тебя, человека. Ибо, поскольку ты получил тело тленное и страстное, земля подпала проклятию... Но она... освободится от рабства тлению, то есть уже не будет тленной, но последует благообразию твоего тела». Иными словами, тварь станет нетленной, когда нетленным станет человек. А надежда человека на нетление зиждется на Христе, Который умер и был погребен, но не подвергся истлению, открыв путь к нетлению всему человеческому роду, а следовательно – и всей твари. Таким образом, искупление человека, совершенное Христом, имеет прямое отношение к судьбе тварного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святая Гора Афон (традиционным является употребление в тексте только двух слов названия - Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Благочиния и представительства за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат. Названия частей и принадлежностей храма Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т.д. Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования " Царские врата " : престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д. Названия священных сосудов и предметов пишутся со строчной буквы: дискос, звездица, лжица, кроме: Святая Чаша, Потир - как вмещающий Святые Дары, но: дарохранительница, Святая Плащаница. Названия всех священных одежд пишутся со строчной буквы. Деисис, не Деисус, - с прописной буквы. Названия книг Священного Писания и богослужебных книг пишутся с прописной буквы: Святая Библия, Бытие, Исход, Книга Иова, но: Песнь песней, Вторая книга Царств, Книга пророка Исаии, Евангелие, Четвероевангелие, Первое Послание апостола Петра. Служебник, Требник, Минея Месячная. Цветная Триодь, но Триодь цветная. Постная Триодь, но Триодь постная. Литургическая терминология Устав Церковный, Церковный Устав. Название служб суточного круга пишутся с прописной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние. Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы. Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т.д., стихира на " Хвалите " , или на " Хвалитех " (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

И потому на земском Соборе (1616), на котором присутствовали и митрополиты, архиепископы, и епископы, и весь освященный Собор, было приговорено: на ратных людей собрать со всех городов, посадов и уездов, со всех сел и волостей, вотчин и поместий, в том числе и с патриарших, митрополичьих, архиепископских, епископских и монастырских, сошные деньги, а с гостей и торговых людей, в том числе и с монастырей, производивших торг, пятую деньгу. На земском Соборе в 1618 г., когда польский королевич Владислав угрожал осадить Москву, русские митрополиты, архиепископы, и епископы, и весь освященный Собор вместе с боярами и со всеми другими светскими лицами объявили царю Михаилу Федоровичу, что «они все дали обет Богу за православную христианскую веру и за него, государя, стоять безо всякого сумнения и с недругом его, королевичем Владиславом, битись до смерти, не щадя голов своих» . Одною из самых главных и постоянных забот церковной власти с учреждения в России патриаршества сделалась забота об исправлении и печатании богослужебных книг. К сожалению, это святое дело долго велось очень неудачно. Ясно сознавали, что книги испорчены, что порча их зависела преимущественно от переписчиков, что необходимо книги исправлять и печатать во избежание дальнейшей в них порчи. Но как исправлять — за это-то и не умели взяться надлежащим образом. Вместо того чтобы проверять книги по греческому тексту, с которого они переведены, ограничивались тем, что исправляли книги с славянских же «добрых переводов» (хороших списков), как заповедал еще Стоглавый Собор, т.е. брали список какой-либо богослужебной книги, который признавали лучшим, иногда сличали его с другими такими же списками и по этому-то списку печатали книгу, как будто и в лучших списках не могли быть ошибки, и даже очень важные. Так напечатаны были еще при царе Иване Васильевиче IV первые три книги: Апостол, Часослов и Псалтирь. Так же печатались книги и при патриархах Иове и Гермогене. При Иове изданы были восемь книг — Триодь постная (1589) Триодь цветная (1591) Октоих (1594) Апостол (1596) общая Минея (1600) архиерейский Чиновник (1600) , Служебник или, вернее, Требник (1602) и цветная Триодь вновь (1604) При Гермогене — три: Евангелие (1606) Минеи месячные за сентябрь, октябрь, ноябрь и первые двенадцать дней декабря (1607–1610) 326, 329, 332] и церковный Устав (1610) Личное участие патриархов в деле выражалось тем, что они благословляли печатать книги, хотя это известно не о всех книгах, и иногда свидетельствовали напечатанные книги, как по крайней мере свидетельствовал Гермоген Минею месячную, сколько она при нем напечатана .

http://sedmitza.ru/lib/text/436104/

Зная эту закономерность, мы теперь легко поймем, почему, например, самогласен на стиховне утрени в понедельник 4-й седмицы содержит осмысление притчи о мытаре и фарисее, или почему в тропарях первых трипеснцев всех дней 3-й седмицы раскрывается тема притчи о блудном сыне, или наконец, почему самогласен на утрене в четверг 5-й седмицы начинается словами: «В разбойническия пути впадши, душе моя, люте уязвлена еси от своих согрешений…» (аллюзия на содержание притчи о милосердном самарянине). В X–XI веках Иерусалимский Патриархат переходит на константинопольскую традицию евангельских чтений, в результате чего древняя иерусалимская практика оказывается достоянием истории, однако четкие ее следы можно видеть в указанных песнопениях Триоди. Таким образом, для адекватного понимания идейного содержания богослужений Триоди нам нужно знать не только то, какие празднования и памяти являются основными для недель Великого поста (то, что зафиксировано в современных названиях), но и памяти, соответствующие древним иерусалимским евангельским чтениям. § 2. постная триодь как богослужебная книга Все богослужения периода Постной Триоди находятся в одноименной книге. Интересно, что вплоть до исправления книг при патриархе Никоне в середине XVII века славянская Постная Триодь заканчивалась пятницей 6-й седмицы, тогда как богослужение Лазаревой субботы уже входило в Цветную Триодь. Однако после указанной реформы службы последних восьми дней (от Лазаревой субботы до Великой Субботы) были перенесены в Постную Триодь, в результате чего книга приобрела тот вид, который она имеет в настоящее время. Впрочем, в середине XVII века это изменение коснулось лишь Триодей, печатаемых в московских типографиях, тогда как на Украине и в XVIII столетии продолжали издавать Постную и Цветную Триоди в старом формате (например, киевское издание Цветной Триоди 1724 г. начинается со службы Лазаревой субботы, а киевское издание Постной Триоди 1761 г. включает службы до пятницы ваий). Лишь начиная с издания 1791 года киевские Триоди следуют объему Триодей московских с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

62 Откр. 3, 20. 63 Молитва Святому Духу. Молитвослов. Москва, 2003. С. 4. 64 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Москва, 1993. С. 384. 65 3 Цар. 19,12. 66 1 Пет. 1,16. 67 Втор. 22, 5. 68 Ср.: Ин. 6, 35–67. 69 Ин. 6,66–67. 70 В Элладской Православной Церкви не каждый священник может принимать исповедь, то есть быть духовником. Существует молитва на посвящение в духовники. Ответственное дело исповеди поручается архиереем лишь самым опытным и достойным священникам епархии. — Прим. перев. 71 Коринф — город на северо–востоке полуострова Пелопоннес. — Прим. перев. 72 Истма — небольшой городок недалеко от Коринфа. — Прим, перев. 73 Ин. 3,36. 74 Мф. 10,15. 75 Одна из центральных больниц Афин. — Прим. перев. 76 77 Один из самых известных театров Афин. — Прим. перев. 78 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 5. 79 Аллюзия на византийские агиографические тексты. — Прим. перев. 80 Свт. Мефодий, патриарх Константинопольский († 847). — Прим. перев. 81 В 20–х годах XX века Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Кипрская и некоторые другие Поместные Церкви перешли на новый стиль. — Прим. перев. 82 После перехода Элладской Православной Церкви на новый стиль небольшая часть верующих, желающих жить по старому стилю, откололась от нее. Отколовшиеся стали называться старостильниками. С тех пор в среде старостильников произошло много расколов, и в настоящее время они представляют собой несколько церковных группировок, не имеющих канонического общения ни между собой, ни с одной из официальных Поместных Церквей. — Прим. перев. 83 Прем. 3,1. 84 Октоих. Москва, 1991. С. 169. 85 Деревня в Южной Греции в номе Виотия. — Прим. перев. 86 Второй смертью в Священном Писании Называется смерть души. См.: Мф. 10, 28; Лк. 12, 4. 5. — Прим. перев. 87 Ин. 5,24. 88 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 2. 89 1 Фес. 4,14. 90 Ин. 15,20. 91 Пс. 117,10. 92 Ср.: Иов. 14, 4. 93 1 Ин. 3,5–6. 94 Гал. 2,20. 95 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8й. «Слава, и ныне» тропарь праздника, глас 4й. Отпуст: «Иже во славе…». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника и преподобного читаются попеременно. На Литургии блаженны 2го канона праздника (Вознесения), песнь 5я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3я (или 6я) 4. На входе – «…вознесыйся во славе…». По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Задостойник Вознесения. Отпуст: «Иже во славе…». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священномученику Петру, архиепископу Воронежскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5090885.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/410). 2 «И отдается последование святых отец» (Триодь Цветная. М., 2002. Л. 217). 3 См.: Минея, 11 июня; Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце…». 4 «И отдается последование святых отец» (Триодь Цветная. М., 2002. Л. 217). 5 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи. Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и Богородицы. Апостол и Евангелие – дня, Константина (под зачало) и Богородицы. Примечание. Апостольское чтение равноап. Константина – Деян., 49 зач., поскольку в текущем году праздник свв. равноапп. Константина и Елены совершается до праздника Пятидесятницы. «Апостол к Галатом, зачало 200. Аще ли прилучится внутрь Пятидесятницы, чтется Апостол в Деяниих, зачало 49» (Минея, 21 мая; ср.: Типикон, 21 мая). Задостойник Вознесения. Отпуст: «Иже во славе...». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Всем святым, в земле Карельской просиявшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5731390.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). 2 В современном Типиконе отсутствует образец подобного соединения. За основу взят устав соединения службы в честь Владимирской иконы Божией Матери со службой свв. Константина и Елены и службой Триоди, приведенный в книге Н. С. Сырникова «Ключ к Церковному Уставу» (л. 133–134). 3 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 4 Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...». 5 Ср.: Типикон, 21 декабря. 6 Два канона праздника Вознесения в период попразднства поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 197). 7 В храме Господском и Богородицы кондак праздника поется на «Славу». 8 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 9 Два канона праздника Вознесения в период попразднства поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 197). ← предыдущий день   следующий день →

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-03/

242] . До XX века Постная Триодь издавалась в одном томе, однако в прошлом столетии появился привычный и более распространенный в настоящее время двухтомный формат, в котором 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том – период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Впрочем, некоторые современные издательства продолжают выпускать обе части Триоди Постной в одном томе (издание Сретенского монастыря), хотя официальное издание (выходящее в Издательском Совете Русской Православной Церкви) все-таки состоит из двух томов. Отметим, что двухтомные издания Триоди 70-х годов XX века имеют серьезный недостаток: приложения, содержащие Троичны, светильны, а также седальны по 1-й кафисме, помещены во 2-м томе, хотя используются они только в седмичные дни Святой Четыредесятницы, то есть в тот период, который относится к 1-му тому. К счастью, в современных двухтомных изданиях эта оплошность исправлена и указанные приложения включены в 1-й том Триоди Постной. Триодь Постная – сборник, в который входят песнопения, составленные различными церковными гимнографами в V–XIV веках; можно сказать, что Триодь формировалась на протяжении почти тысячелетия. Самые ранние молитвословия Триоди – тропари пророчеств, которые читаются (поются) на 6-м часе, предваряя чтение паремии (они восходят к V в.) 1 ; самые поздние – молитвословия 2-й Недели Великого поста, посвященные святителю Григорию Паламе (XIV в.). Однако, несмотря на такой впечатляющий разброс по времени, следует отметить, что основной корпус песнопений Триоди возник в VIII–IX веках. Кроме указанных двух песнописцев, труды которых стали основополагающими для формирования Триоди Постной, отметим еще нескольких выдающихся церковных писателей. Так, святитель Андрей, архиепископ Критский (VII в.) составил Великий канон (который поется на 1-й седмице и в четверг 5-й седмицы), полные каноны сырной среды и Лазаревой субботы (этот канон поется на великом повечерии), трипеснцы для Страстной седмицы (в современном Уставе они поются на повечериях от Великого Понедельника до Великой Пятницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010