Заботясь, особенно в новой резиденции, об устройстве и благолепии храмов Божьих, соответственно правилам и преданиям Православно-восточной церкви, Св. Синод сам наделял, об эту пору, церкви города С.-Петербурга и С.-Петербургского уезда разными церковно-богослужебными принадлежностями. Дело сие происходило таким образом. Во-первых, в канцелярию Св. Синода поступали многие образа и, частью, книги после смерти монашествующих особ, напр., Питирима, архиепископа Нижегородского; Иллариона, Новоспасского архимандрита; Евфимия Колетия, бывшего архимандрита Чудова монастыря; преосвященного Феофилакта, архиепископа Тверского и других. Во-вторых, из светских комиссий конфискации имуществ, в синодальную контору поступали предметы церковных принадлежностей, наприм., после купца Никиты Аникиева, Ивана Негодяева, сержанта Якова Барышникова, советника Ивана Кушелева, служителей князя Дмитрия Голицына, подпоручика Тимофея Култашева, бывшего раскольника Семена Лыкова, солдата Назара Ващугина, канцеляриста Ивана Архипова, купеческого человека Ивана Никольского и других. В числе вещей находились разные иконы, святые кресты, складни, лампады, кадильницы, религиозные печатные картины, минеи, псалтыри, евангелия, апостолы, святцы, жития святых, сказание чудес Богоматери Казанской, письменная служба Богоматери Тихвинской. Св. Синод в 1742 году прислал все эти предметы в С.-Петербургское правление, чтобы из них – какие лучше – раздать в градские, а прочие – в сельские церкви. Так они и розданы были в разные церкви под расписки причтов канцеляристами Феодором Башиловым и Иваном Суминым. Священник церкви святой великомученицы Екатерины, что в Екатерингофе, Аникита Яковлев писал, что в церковь сию поступили: «Псалтирь полу-дестовая ветхая, триодь цветная весьма изгнила в четвертку, часослов весьма ветхий в четверть, десять миней, месячных, каковые все гнилые и с переплету распавшиеся, и читать за гнилостью листов невозможно». Другие предметы были прочные, но все малоценные, от 3 коп. до 8 рублей. А местный образ Тихвинской иконы Божьей Матери в серебряном окладе, оцененный в 50 рублей, из конфискованных пожитков купца Обухова, по ходатайству перед Св. Синодом Иакова Тиханова, священника Андреевской церкви в С.-Петербурге, пожалован Св. Синодом 21-го июля 1743 года во вновь строящуюся при ней трех-святительскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ жертвенное животное ветхозаветного праздника Пасхи (Исх 12. 3-28), для к-рого выбирался «непорочный» однолетний ягненок (или козленок). Готовили а. п. целиком, без раздробления костей, на открытом огне и до наступления рассвета его съедали «с поспешностью» (Исх 12. 11) без остатка с пресным хлебом и горькими травами. Вкушать а. п. можно было только в кругу семьи, с обязательным приглашением одиноких и малосемейных людей. Участвовали в ночной трапезе все без исключения члены семьи, а также слуги, рабы, соседи, пришельцы и путники, при этом они должны были одеться по-дорожному, препоясавшись ремнями или чем-нибудь иным, и иметь в руках посох. Вкушать а. п. мог даже тот, кто был ритуально нечист (напр., хоронил своих близких или был в дороге),- это единственный случай нарушения принципа ритуальной чистоты, необходимой для участия в жертвенных трапезах в ВЗ (Числ 9. 10). Не мог вкушать А. п. только иноплеменник, т. е. человек, не принадлежащий к ветхозаветному народу Божию. Но, приняв обрезание , он мог войти в этот народ и тогда участвовать наравне со всеми. Не съеденные никем остатки А. п. должны были сжигаться до восхода солнца. Первоначально заклание а. п. проходило по домам, но затем, с возведением иерусалимского храма ,- перед ним. Главный смысл участия в ночной пасхальной трапезе - принятие на себя личного и общинного служения, свидетельство главного события всей ветхозаветной истории - исхода (Исх 13. 14). По единодушному суждению святых отцов, восходящему к богословию св. ап. Павла (1 Кор 5. 7), в образе а. п. ветхозаветные пророки прозревали буд. страждущего Мессию (Ис 53. 7-8; Иер 11. 19), жертву всесовершенную. Господь Иисус, по свидетельству евангелистов, неск. раз совершал со Своими учениками ночное пасхальное служение, вкушая а. п., в т. ч. и на Тайной вечери (Мф 26. 17-19; Мк 14. 12-21; Лк 22. 7-13). Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус есть истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Образ а. п. стал общезначимым в богословии святых отцов как на Востоке, так и на Западе и получил отражение в христ. гимнографии (ср., напр., 1-й тропарь 4-й песни канона Пасхи: «…  …                    …» (…Христос… был назван Агнцем, непорочным и не затронутым скверной, Пасхой нашей…- Триодь Цветная. Л. 3; см. также статьи: Агнец Божий , Agnus Dei , Великое славословие ) и в литургической жизни правосл. Церкви (см. Агнец , в богослужении).

http://pravenc.ru/text/63320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ I ПУТНЯНСКИЙ [румын. Iacob Putneanul] (нач. 1700, Рэдэуци, Молдавское княжество - 15.05.1778, мон-рь Путна, там же), митр. Молдавский. Точная дата рождения И. неизвестна. Встречающаяся в научной лит-ре - 20 янв. 1719 г.- является спорной. Вероятно, И. род. значительно ранее этой даты, на что указывают слова владыки в завещании 1762 г. о своем «старческом возрасте». В 1731 г. в мон-ре Путна И. был пострижен в монашество (отсюда его прозвище Путнянский). Он был учеником школ, существовавших при мон-ре в XVIII в.: элементарной, «латинской» и школы для подготовки священников. В 1736 г. был рукоположен во иеромонаха. В 1744 г. стал настоятелем монастыря. 11 авг. 1745 г. избран еп. Рэдэуцким. И. продолжил издательскую деятельность своего предшественника еп. Варлаама, основавшего в 1744 г. в монастыре Путна типографию, и издал Служебник (1745) на слав. и румын. языках. В 1747 г. открыл при епископии школу. 13 нояб. 1750 г. И. избирается митрополитом Молдавским. Приступает к печатанию богослужебных, богословских книг и школьных учебников на молдавском языке. В Ясской типографии вышли книги: «Синопсис, или Ежедневный круг богослужений, и Каноны святых правил для совершения исповеди» (Sinopsis adic adunarea celor apte laude a sfintei Biserici i Canoane din sfânta Pravil ce sunt trebuincioase la taina duhovniciei, 1751), Молитвенник (Sinopsis de molitve din Psaltire, adunate de prea îneleptul Ghenadie Scolarie, patriarhul arigradului, 1751). Вскоре И. перевел из Рэдэуци в Яссы типографию, где были напечатаны Цветная Триодь (1753), Евхологий (1754), Минея праздничная (1755), Апостол (1756), Псалтирь (1757), Служебник (1759). В помощь приходским священникам были изданы «Духовный алфавит» (Alfavita sufleteasc, 1755), «Синопсис, или Собрание многих поучений» (Sinopsis adic adunare de multe învturi, 1757). Для увеличения количества школьных учебников по распоряжению владыки был подготовлен Букварь (Bucvar, 1755; повторное изд. с дополнениями вышло в 1771 в Вене). Возможно, переводчиком вышеупомянутых книг был некий «учитель славянский» мон. Евлогий. Им же по благословению митрополита были переведены Жития святых (сохранились Жития на сент., окт., март и апр., переписанные в мон-ре сыном Евлогия Георгием).

http://pravenc.ru/text/200295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [румын. Iosif] (ок. 1750, с. Малая, совр. жудец Вылча, Румыния - 27.10.1820, Бухарест), еп. Арджешский, книжник и издатель. Родители И. в старости приняли монашеский постриг. С детских лет И. пребывал в скиту Турну, где в схиме скончалась его мать. Скорее всего именно здесь И. был пострижен в монашество. Перешел в мон-рь Козия для обучения грамоте и греч. языку. Наставником И., как предполагают, был Рафаил, известный справщик книг, печатавшихся в Рымникской типографии в сер. XVIII в. Еп. Рымникский Кесарий, рукоположив И. во диакона, приблизил его к себе в качестве помощника при печатании богослужебных книг. Преемник еп. Кесария на кафедре еп. Рымникский Филарет рукоположил И. во иерея и возвел в чин протосинкелла. И. стал игуменом мон-ря св. Димитрия в г. Крайова, бывшим в то время подворьем Рымникской епископии. В нач. 1792 г. с благословения Вселенской Патриархии был избран титулярным епископом Севастийским, 13 дек. 1793 г.- 1-м епископом основанной 18 окт. 1793 г. Арджешской епархии. Возглавлял кафедру до своей кончины. В 1809 г. экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриил (Банулеску-Бодони) назначил И. эфором монастырей Валашского княжества; в следующем году, после оставления кафедры митр. Досифеем (Филитти) , И. было поручено управлять имуществом Унгро-Влахийской митрополии. После отъезда митр. Унгро-Влахийского Игнатия из страны И. (с авг. по 16 дек. 1812) до избрания митр. Нектария был местоблюстителем митрополичьей кафедры. Скончался в мон-ре Антим (Всех святых) в Бухаресте и там же близ соборного храма был погребен. Значительна роль И. как переводчика и редактора в издании богослужебной и духовной литературы. B Сибиу вышли перевод книги греческого богослова Неофита Кавсокаливита «Избранные тексты из Псалтири» (Alegere din toat Psaltirea, 1796), Служба свт. Нифонту, патриарху К-польскому (Slujba Sfântului Nifon, 1806), с предисловием И. и др. В Буде были отпечатаны 12 Миней (12 Mineie, 1804-1805), исправленное издание Рымникской типографии 1776-1780 гг. Минеи предназначалось для приходов как в Валахии, так и в Трансильвании. В молдав. Нямецком Вознесенском монастыре были отпечатаны «Представление, или краткое изложение, Божественных догматов веры» (Artare sau adunare pre scurt a dumnezeiestilor dogme ale credinei... 1816), труд греческого богослова Афанасия Паросского, созданный с целью противодействия кальвинистской пропаганде в Трансильвании, «Слово об исхождении Пресвятого Духа...» греческого иером. Макария Макриса (Cuvînt pentru purcederea Prea Sfîntului Duh... 1816), перевод с греч. языка кн. «Краткое толкование антифонов 8 гласов» (Tîlcuirea pe scurt la antifoanele celor 8 glasuri, 1817), Новый Завет (Noul Testament, 1818) и др. Дважды издавался - в университетской типографии Пешта и в Рымнике - Октоих (Octoihul, 1811), в Бухаресте - Триодь Цветная (Penticostarul, 1820) и др.

http://pravenc.ru/text/578473.html

Отделение второе. Богослужение от недели мытаря и фарисея до недели всех святых В этот период времени в Богослужение вводятся книги подвижных дней: триодь постная и цветная. По первой совершается Богослужение в приготовительные недели и седмицы к Великому посту и в самый пост, и обннмает период времени в 70 дней; по второй – Богослужение от дня Пасхи до недели всех святых и обнимает период времени в 57-мь дней. А. Богослужение по триоди постной § 41. В приготовительные недели и седмицы к Великому посту Приготовительные к посту недели суть: а) неделя мытаря и фарисея, седмицы и недели – б) о блудном сыне, в) мясопустная и г) сыропустная. а) Неделя мытаря и фарисея названа так по евангельской притче о мытаре и фарисее, которую положено читать на литургии в эту неделю (воскресенье). В Богослужении своем, именно, в песнопениях триоди, Церковь прославляет смирение мытаря и осуждает и порицает гордость фарисея и наружное благочестие. С этого воскресенья до 5-й недели (включительно) Великого поста на воскресных утренях после Евангелия и песни: «Воскресение Христово видевшее», вместо «молитвами Апостолов и Богородицы» и вместо «Воскрес Иисус от гроба», поют покаянные песнопения: слава – Покаяния отверзи ми двери... и ныне – На спасения стези... Помилуй мя Боже... «Множества содеянных мною лютых». На всех чинопоследованиях, как в это воскресенье, так и в другия, приготовительные к посту, песни и молитвы минеи заменяются песнями триоди постной. Если в это воскресенье случится праздник Сретения Господня, то пение: покаяния отверзи ми двери, не оставляется. После этого воскресенья во всю седмицу не бывает поста, как бы в обличение тех людей, которые, подобно фарисею, хвалятся наружным исполнением поста, не заботясь о чистоте сердца. б) Неделя о блудном сыне названа также по евангельской причте о блудном сыне, которую положено читать в это воскресенье. Представляя милосердие Божие, явленное к кающемуся блудному сыну, св. Церковь внушает нам, что Господь милосерд к самому великому грешнику, если он принесет искреннее покаяние во грехах. На утрени в сие воскресенье (и следующие два: мясопустное и сырное) после «Хвалите имя Господне» поется псалом: «На реках Вавилонских» с аллилуиею красною. Псалом сей, выражая скорбные чувствования иудеев, находящихся в плену Вавилонском, и их желания возвратиться в родную землю, напоминает нам о нашем обращении на путь покаяния и молитвы. Песнопения: Покаяния отверзи ми дверзи... поются в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Сретенск. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Сретенск (Сретенское, Хлюпино). «На прошение, поданное священником Леонтием Шастиным, Преосвященный Лаврентий 5 апреля 1793 года выдал Грамоту на построение в селе Хлюпино вместо ветхой деревянной церкви вновь каменного храма во имя Сретения Господня с приделами во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи и Великомученницы Екатерины. Церковь построили в 1797 году на средства прихожан. В приход вошло 25 селений на расстоянии от 1 до 10 верст с православным населением 1997 мужчин и 2152 женщины. Причт состоял из 2 священников, 1 диакона и 2 псаломщиков. Земли отвели 5 десятин усадебной и 33 десятины пахотной. В церкви хранились мощи апостола Иакова, исповедников Павла и Власа, Пантелеймона и холщовая перчатка Трифона Вятского. Цветная Триодь издания 1680 года и Евангелие 1716 года. В архитектурном плане храм представляет собой двусветный четверик с куполом на котором расположен квадратный в плане барабанчик. Одноэтажная односветная четырехскатная прямоугольная в плане трапезная. Колокольня трехярусная с куполом, на котором расположен квадратный в плане барабанчик с двухскатной крышей. В 1928 году церковь была закрыта. 4 мая 1930 года в селе Сретенском зарегистрировали религиозную общину, а 25 мая 1931 года верующим передали здание церкви. В приход тогда вошли 7 деревень. В 1961 году церковь снова закрыли, и здание передали под восьмилетнюю школу, а затем под мастерские». По книге " Священник Владимир Васильевых. Нолинск православный " , Нолинск, 2007г. В с. Сретенское (Хлюпино) – Сретенская церковь каменная, построена в 1797 г. расстоянием от г. Вятки в 132 версты, от уездного города в 5 верстах. Часовни: сельская, построена в 1892 г., и Сомовская. Причта положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; Земли: усадебной 5 десятин, пахотной 33 десятины; квартиры для причта казенные. Братский денежный доход: 1-го священника 680 руб. 52 коп., псаломщика 226 руб. 84 коп., 2-го священника 648 руб. 33 коп., псаломщика 216 руб. 11 коп., диакона 442 руб. 95 коп. Руги собирается на весь причт до 70 пуд. ржи и 130 пуд. овса. Прихожан: православных русских 1997 муж. пола, 2152 жен. пола. Приход состоит из 25 селений, расстоянием до 10 верст.

http://sobory.ru/article/?object=29823

Разделы портала «Азбука веры» Триодь – (греч. трипесенный) –  богослужебная книга , содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга .  Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов . Краткая история книги Триодь как единая книга, охватывающая весь подвижный годичный круг, появилась в IX веке и выделилась из Тропология – сборника VIII–IX вв., который содержал только церковную гимнографию (и этим отличался от Лекционария, куда помещали преимущественно богослужебные чтения: прокимены, паремии, фрагменты Апостола и Евангелия). Триодь как отдельная книга появилась после того, как преподобный Феодор Студит составил комплект трипеснцев и других песнопений для седмичных дней Великого поста. В итоге получился избыток изменяемых песнопений, который уже не мог умещаться в Тропологии наряду с гимнографией неподвижных праздников, так что появилась специальная книга. Самая древняя сохранившая греческая Триодь датируется IX веком и находится в Библиотеке Академии наук (РАИК 109). На начальной стадии (греческие Триоди – до XII века, славянские – до XIII) Триодь была единой богослужебной книгой, которая охватывала весь период и Великого поста, и Пятидесятницы. При этом преобладал другой порядок расположения песнопений – пожанровый: стихиры, каноны, кондаки, седальны размещались отдельно. Также отличительной особенностью раннего периода можно считать вариативный состав Триодей: различные рукописи содержали своеобразные наборы песнопений (например, в одной из редакций присутствовали трипеснцы святого Климента, которые потом были удалены из Триодей) После XII века в греческих Триодях (в славянских – после XIII века) устанавливается современный состав и порядок песнопений; также появляется деление на Постную и Цветную Триоди. При этом в истории славянской Триоди зафиксировано три варианта такого разделения: Об издании начала XX века. В начале XX века комиссия под председательством архиепископа Сергия (Страгородского) (будущего Патриарха Сергия) работала над новыми изданиями текста Триодей, в котором славянский текст был исправлен. Оба издания успели выйти до революции: Постная Триодь в 1912 году, Цветная Триодь — в 1914 году. К сожалению, из-за революционных событий (а также отчасти из-за того, что сама работа комиссии не афишировалась и замену Триодей планировали провести постепенно, без шума и административного давления) процесс распространения новых Триодей был остановлен, а когда в 1970е гг. было возобновлено издание богослужебных книг, то в качестве оригинала взяли старую версию Триодей. Триодь постная

http://azbyka.ru/triod

Годичный круг Церковных праздников. Светлое Христово Воскресение. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ВЕЛИКИЙ ПОСТ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ПАСХА НЕДЕЛЯ АП. ФОМЫ НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦА Годичный круг Церковных праздников. Светлое Христово Воскресение [ вернуться к оглавлению ] По окончании служб Триоди постной вступает в богослужебное употребление Триодь цветная. Триодь цветная содержит молитвословия, прославляющие Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся по Воскресении Христовом. Таким образом, Триодь цветная используется при богослужении от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, охватывая период времени в 57 дней. В Уставе это время называется периодом Пятидесятницы, отчего и Триодь цветная иначе именуется Пентикостарионом (Пентикостарием). Главнейшие воспоминания, которым посвящены богослужения Триоди цветной, относятся к трем важнейшим событиям прославленного состояния Господа: Воскресение Христово, Вознесение Его и Сошествие Святого Духа на апостолов. Все другие дни от Пасхи до Пятидесятницы по отношению к этим праздникам являются днями предпразднств и попразднств, так что по особенностям богослужения весь период пения Триоди цветной разделяется на отделы: пасхальная (Светлая) седмица, Недели после Пасхи - от Антипасхи, Недели о Фоме, до отдания Пасхи, Недели от отдания Пасхи до Вознесения и от Вознесения до Недели Всех святых. В ряду подвижных Господних праздников Праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников Пасха Христова есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздников праздник и торжество торжеств.

http://zavet.ru/pasha01.htm

Борис Горелик Скачать epub pdf Ц Царица небесная – the Queen of Heaven царские врата – royal doors, holy doors, holy gates царский – royal, kingly царственное священство – royal priesthood царство Божие – the Kingdom of God царство небесное – the heavenly kingdom царствовать – to reign (over) царь – king; (христос) the prince Царь иудейский – the King of Judea Царь славы – King of Glory Царю небесный – O, Heavenly King цветная триодь – flowery triodion, pentekostarion цветоносная неделя – palm Sunday цветоносное воскресенье – palm Sunday цветослов – anthologion целибат – celibate целование алтаря – kiss of peace целование Иуды – the kiss of Judas целовать – to kiss целомудренность – chastity целомудренный – chaste целомудрие – chastity церемония – ceremony, action Церкви Христа – Churches of Christ Церкви Христа в христианском союзе – Churches of Christ in Christian Union церковная ассамблея – church assembly церковная власть – hierarchy церковная книга – church book церковная метрическая книга – church metric book церковная песнь – canticle церковная полнота – plentitude of the church церковная скамья – pew церковная служба – church service, worship, action церковная утварь – holy vessels церковник – church officer, clerk, churchman церковное вино – altar-wine церковное здание – church house церковное кладбище – church yard, graveyard, God’s acre церковное крыльцо – porch церковное облачение – vestments, church attire, canonicals, robes церковное погребение – church burial церковное право – church law, canon law церковное установление – canon церковное хоровое пение – choir service церковноприходский – parish, parochial церковнославянский – Church Slavonic церковнослужитель – church officer, sacristan, minor order церковные меннониты – Church Mennonites церковные прислужники – minor orders церковный – church, ecclesiastical церковный апелляционный суд – the court of the arches церковный деятель – member of clergy, minister церковный календарь – menologion, church calendar

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви одна из составляющих круга праздников года церковного . Праздники и воспоминания Г. п. б. к. (в отличие от праздников и воспоминаний годового неподвижного богослужебного круга ) не приурочены к датам по солнечному календарю, а зависят от праздника Пасхи , не имеющего фиксированной даты по солнечному календарю (она рассчитывается по солнечно-лунному циклу пасхалии ). В разные годы правосл. Пасха может приходиться на дни с 22 марта по 25 апр. (ст. ст.). Пасхе предшествуют периоды приготовления и покаяния (т. е. подготовительный период к Великому посту и период Великого поста ) и воспоминания скорбных событий предания Христа на смерть и Его Распятия (период Страстной седмицы ) и последует радостный период Пятидесятницы , посвященный празднованию Воскресения Христова и событий, непосредственно с ним связанных,- Вознесения Господня и Сошествия Св. Духа на апостолов. Этот радостный период заканчивается воскресеньем после праздника Пятидесятницы, когда празднуется память Всех святых. Как и в седмичном и годовом неподвижном кругах, воспоминания дней Г. п. б. к. сосредоточены в гимнографических песнопениях и библейских и святоотеческих чтениях, составляющих изменяемые части служб суточного круга . Гимнографические последования Г. п. б. к. и ветхозаветные чтения этого периода содержатся в Триоди , традиционно разделяемой на Постную и Цветную. Постная Триодь охватывает период Великого поста и Страстной седмицы, до вечерни в день Великой субботы , Цветная Триодь - период Пятидесятницы, от Пасхи до Недели всех святых. Свое название Цветная Триодь получила от праздника Входа Господня в Иерусалим (Недели ваий, называемой также Цветной неделей - см., напр., в Постной Триоди:     - Л. 386 об.), т. к. в ранней традиции (в Русской Церкви сохранявшейся до сер. XVII в.) 2-я ч. Триоди начиналась не с последования Пасхи, а со службы Лазаревой субботы, тесно связанной с праздником Входа Господня в Иерусалим. Традиц. наименование Цветной Триоди в серб. церковном обиходе «Триод Лазаревац» также указывает на начало Лазаревой субботы. Цветная Триодь, когда она начинается с Пасхи, может называться «Пентикостарион» (Пятидесятница; в греч. Церквах принято именно это наименование, тогда как Постная Триодь называется просто Триодью).

http://pravenc.ru/text/165231.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010