ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета 5 от 19 марта 2015 г. I. Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета: 1 . Заявитель: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Знаменное пение. Большой распев. Триодь постная и цветная/расшифровка и реставрация Б. П. Кутузова» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Знаменное пение. Большой распев. Триодь постная и цветная/расшифровка и реставрация Б. П. Кутузова» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-505-0244. 2 . Заявитель: издательство «ЭКСМО» 5. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Как уберечь дом от зла» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Как уберечь дом от зла» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-505-0245. 3 . Заявитель: издательство «ЭКСМО» 5. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Святой Уар. Единственный святой, которому молятся о неверующих и некрещеных» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Святой Уар. Единственный святой, которому молятся о неверующих и некрещеных» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-505-0246. 4 . Заявитель: издательство «ЭКСМО» 5.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

О.А. Седакова О пользовании словарем Материал словаря Словарь составлен по текстам богослужебного круга Русской Православной Церкви, преимущественно в позднейших изданиях. Более ранние варианты даются со знаком Пользуясь изданиями, набранными гражданским шрифтом, мы восстанавливали их церковнославянскую графику (эти случаи отмечены в Библиографии). Сплошь просмотрены Октоих, Канонник, Триодь цветная (Пентекостарий) и Триодь постная, Требник, Служебник, Часослов и Молитвослов – а также Новый Завет и Псалтырь. Другие книги Ветхого Завета и служебные Минеи взяты пока весьма выборочно, в основном ради недостающих примеров. Церковнославянский язык Ветхого Завета заметно отличается (и особенно в области словаря) от языка богослужебных текстов, и работа с ним должна дать чрезвычайно интересные результаты, на что мы надеемся в дальнейшем. Структура словаря Слова размещены в порядке церковнославянского алфавита. Исключение составляет объединение под одной буквой слов на о, , , которые представляют собой графические варианты одного звука «о». Это исключение сделано для удобства читателя: точная орфограмма слова часто не помнится (а нередко она вариативна), и это затруднило бы его поиск. В конце словаря помещен указатель греческих слов с их славянскими соответствиями (своего рода краткий обратный словарь, который может помочь тематическому подбору лексики). Орфография Унифицированной орфографии церковнославянских изданий, как известно, не существует (вплоть до употребления гражданского алфавита и соответствующей орфографии в позднейших изданиях богослужебных текстов). Различия в разных изданиях касаются употребления заглавных букв, титлования и других моментов (напр., и в начале слова). В нашем словаре мы в основном следовали орфографии цитируемого источника 11 унифицируя только употребление заглавных букв (отказавшись от них). Поэтому читатель не должен удивляться, встретив одно слово в разных написаниях. Структура словарной статьи Каждое слово дается в его исходной форме, глагол – в форме инфинитива и 1 л. ед. ч. наст. вр.: гнати (жен).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Отдел историко-статистический Отдел церковно-практический Настольная книга для священно-церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) Издание третье, исправленное и дополненное Извлечения из некоторых отзывов печати о первом издании «Настольной книги для священно-церковнослужителей» Содержание Извлечение из некоторых отзывов печати о втором издании «Настольной книги для священно-церковнослужителей» А. Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Б. Триодион I. Триодь Постная А. Приготовление к Великому посту Седмица Мясопустная Б. Святая Четыредесятница В. Страстная седмица II. Триодь Цветная А. Пасха Недели по Пасхе Б. От недели ап. Фомы до Отдания Пасхи В. От отдания Пасхи до недели Всех Святых Указатель гласов и чтений из Апостола и Евангелия на недели по Пятидесятнице Указатель чтений Паремий, Апостолов и Евангелий, общих на праздники Господни, Богородичны и дни памяти разного лика Святым Апостолы и Евангелия за упокой Апостолы и Евангелия на разные случаи Величания Пасхалия Счисление времени Время празднования Пасхи Основания Пасхалии Правила для вычислений Ход вычислений для определения дня Пасхи в данном году Переходящие праздники и другие времена церковные Употребление зрячей пасхалии I. Таблица для определения дней недели, соответствующих числам месяцев каждого года Указатель праздников, сплошных недель, постов, дней поминовения и имен святых Праздники великие Указатель имен святых Необходимые предварительные сведения I. Указатель имен святых А. Мужские имена Б. Имена женские II. Указатель имен русских святых III. Указатель имен грузинских святых Отдел церковно-практический Примечание     «Нет издания более необходимого и полезного для духовенства, как полный сборник по всем вопросам церковно-гражданской жизни и православного богослужения, так чтобы вместо десятка, а иногда и более пособий, священник вполне мог быть обеспечен одной книгой, представляющей, так сказать, ручную церковную библиотеку. Этой потребности старается удовлетворить г. Булгаков своей «Настольной книгой». «Глубокая благодарность автору должна быть уже за его поистине удивительное терпение и энергию, с какими он внимательно просмотрел громадную массу книг, журналов, епархиальных ведомостей, и из всего этого разнообразного материала составил стройный и обширный сборник». «Цена книги 5 рублей, что, при 83 с небольшим печатных листах, довольно дешево».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

А.И. Никольский Триоди Цветные 251. Триодь Цветная , в лист, 375 л.л., полууставом XV в. (первые два листа начала XVIII в.), с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–9, 17, 18, 20–24, 30–38, 40–44, 46, 97, 105–124, 126–129, 133–138, 208, 229, 273–277, 283–285, 288, 292, 297–298, 301–305, 312–321, 323–325, 333, 338–372; от листов 343, 344, 351–353, 361–363 уцелели одни только обрывки выпадающие. Некоторые листы подклеены, иные с подновленным текстом. На полях внизу листов 1–9 и на л. 303 об. приписки скорописью: 1) «Сия книга Треодь Цветная Борисоглебской пустыни что на острову»; 2) … «Федоров человек … рьевича Бупурлина продал есми Ивану попу Бывалетскому Еризарову сыну Треодь Цветную сию книгу лета 7055 (1547)-го отпись есми писал своею рукою». Состав: 1) службы Триоди (1–303 об); 2) поучение о пречистых тайнах сиречь о теле и крове Христове (304–305). Начало: «Ныне хотяще лриступити к святей сей страстной тайне»; 3) синаксарь святого и великого пятка страсти Спаса нашего Иисуса Христа (305– 308 об). Начало: «В святый великый пяток страстныя страсти празднуем»; 4) слово святого Ефрема о страсти Христове (308 об.–312). Начало: «Боюся глаголати и языком коснутись»; 5) синаксарь в святую великую субботу (312–313). Начало: «В святую великую субботу Боготелесное погребение празднуем»; 6) слово о снятии тело Христово с креста – сказаниа евангельска, похвала Иосифу и мироносицам (313–316 об). Начало: «Праздник от праздника честный преспел есть». Продолжение этого слова, т. е. похвала Иосифу и мироносилам, следует ниже, на лл. 335–338 в виде двух отдельных слов. Издано К. Калайдовичем (Памятники Российской словесности XII в. М. 1821 г. 28–42 стр.) и М. И. Сухомлиновым (Рукописи графа Λ. С. Уварова. Т. II. Памятники словесности. Выпуск первый. Спб. 1858 г. 25–35 стр.), с тем различием, что в последнем издании слово подразделено на части, из коих вторая – «О мироносицах», а третья – «Похвала Иосифу», чего в издании Калайдовича нет; 7) синаксарь в святую великую неделю Пасхы (317–318 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. Кустовский Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (печатается по изданию: Богослужебные указания на 2003 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002) 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря “Христос воскресе из мертвых...”. 2) На всенощном бдении “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды) поется вместо “ Приидите, поклонимся...” и после “Благословение Господне на вас...”, перед началом шестопсалмия. 3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь “Христос воскресе из мертвых...” ( единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением. 4) На Литургии “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды) поется после “Благословенно Царство...”. Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз кончая словами: “...смертию смерть поправ”, а певцы заканчивают: “И сущим во гроб¸х живот даровав”. В некоторых храмах тропарь “Христос воскресе...” (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно “Христос воскресе...” все три раза поет хор. 5) “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени 7 : на 1– м, 6– м часах и вечерне ( если непосредственно перед ее началом прочитан 9– й час) вместо “ Приидите, поклонимся...”, а на 3– м и 9– м часах – вместо “ Царю Небесный...”. 6) На Литургии “Христос воскресе из мертвых...” поется ( единожды) вместо “ Видехом Свет истинный...”. Входное: “Приидите, поклонимся... воскресый из мертвых...”. 7) В конце Литургии, по возгласе: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе”, певцы поют: “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды). На всех прочих службах после возгласа: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе” окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: “Воскресый из мертвых...”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЖМП 11 ноябрь 2012 /  12 ноября 2012 г. 01:00 Книжная справа при Патриархе Гермогене Значение Патриарха Гермогена в русской истории огромно. Одним из направлений его многосторонней и плодотворной деятельности на благо Отечества было книгоиздание. Как истинный патриот и исповедник Патриарх имел особое попечение о благолепии и исправности богослужения на Руси. Именно ему мы обязаны появлением новых богослужебных книг, созданием уникального Типикона. Этому аспекту служения Первосвятителя посвящена предлагаемая вниманию наших читателей статья. Отзывы современников говорят о Патриархе Гермогене как о человеке большого ума и начитанности, авторе многочисленных сочинений, своеобразном " интеллигенте " того времени. Он не мог не обратить внимания на печатное дело и предпринял, несмотря на Смутное время, публикацию двух новых, не издававшихся до этого на славянском языке книг: Миней месячных и Типикона. Он заботился о Московском Печатном дворе, при нем было построено новое здание типографии. Интерес к печатному делу зародился у будущего Патриарха Гермогена, вероятно, задолго до патриаршества. История эта связана с " тайной Казанской типографии " . Действовала она, по всей видимости, с середины 1589 года и до середины 90-х годов XVI века, то есть во время пребывания Гермогена на Казанской кафедре. О работе этой типографии известно очень мало. От нее сохранилось всего два однотипных издания: служба Казанской иконе Божией Матери . Автором этой службы сейчас считается Гермоген. Однако даже если поставить его авторство под сомнение, инициатива создания службы несомненно принадлежит первому казанскому митрополиту . С большой степенью вероятности можно предположить, что именно он создал эту типографию. Издания отпечатаны тем же шрифтом, что и Триодь цветная, опубликованная Московской анонимной типографией не позднее 1564 года. Когда типографское оборудование было перевезено в Казань, неизвестно. Брошюры не содержат года издания и датируются по филиграням. Типография находилась в Казани до 1620 года, а затем ее оборудование было перевезено на Московский Печатный двор (далее МПД). О книгопечатании в Казани после середины 90-х годов XVI века сведений нет. Казанская типография являет собою уникальный, единственный в своем роде для русского средневековья пример региональной типографии, действовавшей одновременно с МПД . А выпущенная этой типографией служба Казанской иконе Божией Матери тоже уникальна, поскольку практики издания отдельной службы святому или иконе на Руси XVI – начала XVII века не существовало и других подобных изданий не было.

http://e-vestnik.ru/history/knizhnaya_sp...

Годичный круг Церковных праздников. Светлое Христово Воскресение. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ВЕЛИКИЙ ПОСТ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ПАСХА НЕДЕЛЯ АП. ФОМЫ НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦА Годичный круг Церковных праздников. Светлое Христово Воскресение [ вернуться к оглавлению ] По окончании служб Триоди постной вступает в богослужебное употребление Триодь цветная. Триодь цветная содержит молитвословия, прославляющие Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся по Воскресении Христовом. Таким образом, Триодь цветная используется при богослужении от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, охватывая период времени в 57 дней. В Уставе это время называется периодом Пятидесятницы, отчего и Триодь цветная иначе именуется Пентикостарионом (Пентикостарием). Главнейшие воспоминания, которым посвящены богослужения Триоди цветной, относятся к трем важнейшим событиям прославленного состояния Господа: Воскресение Христово, Вознесение Его и Сошествие Святого Духа на апостолов. Все другие дни от Пасхи до Пятидесятницы по отношению к этим праздникам являются днями предпразднств и попразднств, так что по особенностям богослужения весь период пения Триоди цветной разделяется на отделы: пасхальная (Светлая) седмица, Недели после Пасхи - от Антипасхи, Недели о Фоме, до отдания Пасхи, Недели от отдания Пасхи до Вознесения и от Вознесения до Недели Всех святых. В ряду подвижных Господних праздников Праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников Пасха Христова есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздников праздник и торжество торжеств.

http://zavet.ru/pasha01.htm

М.С. Красовицкая Лекция 12. Подготовительный период к великому посту Мы приступаем к изучению порядка, содержания и смысла богослужения по Постной Триоди. Надо сказать, что Постная Триодь и Цветная Триодь представляют собой в принципе единое целое – так называемый Триодион. Две книги подчинены одному принципу построения, обе зависят от одного праздника – Пасхи; просто 1-я часть содержит все, что предваряет празднование Пасхи, а 2-я – все, что за ним следует. Собственно, названия книг говорят о том, что они едины: обе они называются Триодь, только одна Постная, а другая Цветная. И надо сказать, что еще в IX-XII вв. эта книга существовала как единое целое. Однако, параллельно, где-то уже с Х в. Постная Триодь начинает отделяться и существовать самостоятельно. В связи с богослужением по Постной Триоди надо было бы очень подробно и серьезно говорить о посте, о святой Четыредесятнице. Об установлении поста, о его смысле мы скажем кратко, а подробнее поговорим уже в связи с богослужениями Великого поста. Конечно, предпасхальный пост существовал с первых лет христианства, по заповеди Спасителя, на основании Его слов: «...Еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених? Приидут же дние, егда отымется от них жених, и тогда постятся» ( Мф. 9:15 ). Продолжительность поста, степень его строгости различалась в разных местностях, в разных общинах, и лишь к концу III – началу IV веков мы можем говорить о практически повсеместном установлении поста в виде св. Четыредесятницы. Что же касается приготовительного периода, то он, естественно, сформировался не сразу, и тоже имел свой путь развития. В истории формирования этого периода мы также можем наблюдать взаимодействие, взаимопроникновение литургических традиций различных поместных Церквей. Так, например, сырная седмица, которая у нас называется масленицей – последняя седмица перед Великим Постом – сформировалась уже в палестинском богослужении, палестинской традиции. А вот Неделя о блудном сыне – это вклад Константинопольской традиции. Примерно в IX-X вв. устанавливается евангельское чтение о блудном сыне и формируется зависящее от него богослужение, построенное на осмыслении этого чтения. Неделя о мытаре и фарисее появилась еще позднее – к XII в., и также была установлена в Константинопольской Церкви. Можно порекомендовать труд дореволюционного литургиста Карабинова «Постная Триодь», который как раз посвящен проблеме формирования, состава, исторической судьбы Постной Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М.С. Красовицкая Лекция 19. Богослужение в период пения триоди цветной Рассмотрим богослужение послепасхального периода, которое совершается по Триоди Цветной. Говоря об этой книге, как и о любой другой, мы должны прежде всего знать границы ее действия. Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: «Конец и Богу слава». Такой огромный период, конечно, распадается на составные части. Безусловно, выделяется первый день Пасхи и Пасхальная седмица; затем имеет общие законы богослужения время от Фоминой недели до отдания Пасхи; Вознесение с попразднством, Троица (Пятидесятница) с попразднством и последний день пения Триоди Цветной – Неделя Всех святых. Какие же части богослужения включает Триодь Цветная? Триодь Цветная содержит изменяемые части служб от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Говоря об этой книге, нам нужно уяснить себе еще раз ее название, которое происходит от греческого слова «триодион», что означает трипеснец (неполный канон, состоящий из трех песен). Но если относительно Триоди Постной с трипеснцами, казалось бы, все ясно, то относительно Триоди Цветной возникают некоторые вопросы, потому что можно не один год служить по Триоди Цветной, но трипеснцев там не заметить. Тем не менее, трипеснцы в Цветной Триоди есть, находятся они в приложении, и замечено, что в прежних (т.е. дореформенных) Триодях они предназначены для пения на блаженнах на литургии, а в греческих – на повечерии. Впрочем, сейчас в Греции на повечерии вместо канонов читается акафист Пресвятой Богородице и в современных греческих изданиях Цветной Триоди трипеснцев нет (поэтому она и не называется Триодью, а Пентикостарием). По нашему же современному уставу эти трипеснцы должны употребляться на повечериях, а, поскольку на приходах повечерия не совершаются, трипеснцы практически выпадают из богослужения, мы их не слышим. И, наконец, название «Цветная» воспринимается нами настолько легко, что даже не вызывает никаких вопросов, а тем не менее здесь есть проблема.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преполовение Пятидесятницы. Память апостола Иоанна Богослова (комментарий в интересах нации) Преполовение (cep.XVIII в.) М.С.Красовицкая Богослужение в период пения Триоди Цветной Лекция 19 из книги М.С.Красовицкой «Литургика» Рассмотрим богослужение послепасхального периода, которое совершается по Триоди Цветной. Говоря об этой книге, как и о любой другой, мы должны прежде всего знать границы ее действия. Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: " Конец и Богу слава " . Такой огромный период, конечно, распадается на составные части. Безусловно, выделяется первый день Пасхи и Пасхальная седмица; затем имеет общие законы богослужения время от Фоминой недели до отдания Пасхи; Вознесение с попразднством, Троица (Пятидесятница) с попразднством и последний день пения Триоди Цветной – Неделя Всех святых. Какие же части богослужения включает Триодь Цветная? Триодь Цветная содержит изменяемые части служб от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Говоря об этой книге, нам нужно уяснить себе еще раз ее название, которое происходит от греческого слова " триодион " , что означает трипеснец (неполный канон, состоящий из трех песен). Но если относительно Триоди Постной с трипеснцами, казалось бы, все ясно, то относительно Триоди Цветной возникают некоторые вопросы, потому что можно не один год служить по Триоди Цветной, но трипеснцев там не заметить. Тем не менее, трипеснцы в Цветной Триоди есть, находятся они в приложении, и замечено, что в прежних (т.е. дореформенных) Триодях они предназначены для пения на блаженнах на литургии, а в греческих – на повечерии. Впрочем, сейчас в Греции на повечерии вместо канонов читается акафист Пресвятой Богородице и в современных греческих изданиях Цветной Триоди трипеснцев нет (поэтому она и не называется Триодью, а Пентикостарием). По нашему же современному уставу эти трипеснцы должны употребляться на повечериях, а, поскольку на приходах повечерия не совершаются, трипеснцы практически выпадают из богослужения, мы их не слышим.

http://sedmitza.ru/text/414560.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010