С самого начала руководства обителью М. следила за строгим и неукоснительным соблюдением порядка богослужений, которые стали совершаться ежедневно. При М. в монастырь были приглашены 2 священника и диакон. Кроме того, М. сама обучала насельниц чтению. Для руководства хором настоятельница пригласила одаренного скрипача и композитора свящ. Алексея Зерцалова. М. собиралась уйти на покой еще в 1886 г., после смерти мон. Митрофании. В нач. 1888 г. прошение М. об увольнении было удовлетворено. По ее просьбе 18 марта того же года преемницей была назначена насельница белёвского монастыря мон. Тихона (Ладыженская), к-рая следовала наставлениям Оптинских старцев. Белёвская игум. Магдалина (Челищева) также указала на мон. Тихону как на достойную преемницу преподобной. За усердные труды по устройству Никитской обители М. была награждена наперсным крестом. Незадолго до кончины М. приняла тайный постриг в схиму. Перед смертью передала прп. Анатолию (Копьёву (Зерцалову)) денежные средства для ее поминания. М. сама выбрала место своего захоронения, рядом с могилами сподвижниц мон. Евфросинии и казначеи Митрофании. На их могилах были установлены кресты с изображением Распятия, фонарь с лампадой и железная ограда. В 1987 г. имя М. было внесено в Собор Тульских святых. Опубликованы некоторые письма преподобных Льва и Макария к М., большинство писем хранится в рукописных фондах Оптиной пуст. (РГБ. Ф. 213, 214). Арх.: ГАТО. Ф. 3. Оп. 6. Д. 501, 861, 862; Оп. 5. Д. 1330, 3996; Оп. 9. Д. 296, 957, 1419, 2905, 4336; РГБ. Ф. 213. К. 69. Ед. хр. 75; К. 74. Ед. хр. 29; К. 78. Ед. хр. 18-20; К. 79. Ед. хр. 8. К. 105. Ед. хр. 17; Ф. 214. Опт-384; РГИА. Ф. 797. Оп. 30. Д. 38. Ист.: Макарий (Иванов), прп. Собрание писем. Козельск; М., 1862-1863. 6 ч.; он же. Собрание писем к мирским особам/Сост.: С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 3. 1265-1320; он же. Собрание писем к монахам/Сост.: С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 1-2; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Свят. Синода К. П. Победоносцева по ведомству правосл. исповедания за 1884 г. СПб., 1886. С. 233, 243-244; Житие оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). Шамордино, 1917; Козельск, 1994; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений/Сост.: А. Н. Стрижев. М., 2004. Т. 6; Иосиф (Литовкин), прп. Собрание писем/Сост.: В. В. Каширина. Козельск, 2005.

http://pravenc.ru/text/2561468.html

Ед. хр. 10. Л. 1, 2. Письмо, рук. 457 …Шуберта… Мусоргского. — перечислены композиторы: Ф. Шуберт (1797—1828), Ф. Шопен (1810—1849), Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908), M. П. Мусоргский (1839—1881); …степную тоску в Бородине… — подразумеваются мотивы оперы “Князь Игорь” А. П. Бородина (1833—1887). 458 “ …Ты и блаженство, и безнадежность!” — из стихотворения Ф. И. Тютчева “Последняя любовь” (1852/1854). Ед. хр. 10. Л. 14, 15. Письмо, рук. 459 …“Знамением Пресвятой Богородицы”… — праздник иконы Божией Матери “Знамение”, 27 ноября/10 декабря. 460 …стрельбой по ястребам — изложен сюжет автобиографического рассказа “Последний выстрел” (1912). Ед. хр. 10. Л. 20, 21. Письмо, рук. 461 …друг — лицо не установлено. 462 Гейневский дурак у моря… — подразумевается герой стихотворения Г. Гейне (1797—1856) “Вопросы” из “Книги песен” (1827). 463 …поищем в “Притчах”… — Прит. 30:18-20 . 464 “Душечка” — героиня рассказа А. П. Чехова “Душечка” (1899) Оленька Племянникова. 465 …1—3 страницы — имеется в виду описание портрета Анастасии Ляпуновой в повести “Неупиваемая чаша” (Шмелев И. С. Собр. соч. Т. 1. С. 379—381) Ед. хр. 10. Л. 31, 32. Письмо, машинопись. 466 …управляющий делами русской эмиграции во Франции. — Ю. С. Жеребков, артист балета, эмигрировал в Германию, в 1942—1944 г. руководил Управлением делами русских эмигрантов во Франции. 467 “Как я стал писателем” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Сегодня. 1929. 29 сентября. Вошел в сб. Родное. Белград, 1931. 468 …“средь детей ничтожных мира быть может, всех ничтожней он…” — из стихотворения А. С. Пушкина “Поэт” (1827). 469 Напиши продолжение “жизни”… — “Повесть жизни” О. А. Бредиус-Субботиной из 7 писем (No 1, 3, 4, 6 не датированы).  Ед. хр. 10. Л. 34. Письмо, машинопись. 470 …в двух NoNo. — И. С. Шмелев не точен. Рассказ был опубликован в трех номерах газеты “Возрождение” (1939. Январь—март. No 4168, 4172, 4173). 471 Я читал им Лафонтена… — о чтении Шмелевым басен Жана де Лафонтена (1621—1695) и И. А. Крылова (1769—1844) сохранились воспоминания И. Жантийома-Кутырина (Венок Шмелеву. М., 2001. С. 42). 472 Пели и “Казанскую”… — русская народная песня. 473 “Вечерний звон” — романс на стихотворение ирландского поэта Томаса Мура (перевод И. И. Козлова). 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Платона (Левшина) перестроенный собор был освящен с оставлением прежнего антиминса и обращен в городской храм. В 40-х гг. XIX в. и в 1857 г. были разобраны колокольня и Знаменская ц., возведена новая шатровая колокольня в формах XVII в. с элементами московского барокко. В XX в. богослужения в Рождество-Богородицком храме прерывались на краткое время. Мн. священнослужители храма приняли мученическую кончину в 30-х гг.: священномученики Николай Виноградов , Александр Зверев , Димитрий Розанов , священники Павел Андреев ( 16 нояб. 1937), Сергий Кудрявцев ( 14 марта 1938), мон. Иоанн (Лисицин; 8 дек. 1937). В храме хранился выполненный из липы запрестольный крест 1544 г. (в наст. время в СПГИАХМЗ). В XVI в. в него были вставлены 26 костяных пластин с миниатюрами, к XX в. большая их часть утеряна, а в пустующие «киотцы», вероятно в XIX в., помещены изображения святых, написанные маслом. В 90-х гг. XX в. на стене у входа в церковь выложен мозаичный образ прп. Иосифа Волоцкого, близ храма установлены памятные кресты «основателям и настоятелям» мон-ря, а также памятные плиты прихожанам храма - «братьям и сестрам нашей Отчизны, отдавшим свои жизни в борьбе со злом» в годы Великой Отечественной войны. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 471. Л. 2-2 об.; ГНИМА. Р. V. 3534; Р V/1. 7138; РГВИА. ВУА. Ед. хр. 21528. Ч. 1. Л. 9; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 430. Ед. хр. 9; Оп. 438. Ед. хр. 763; Ф. 207-1. Оп. 1. Т. 2. 638. Связка 11; Ф. 454. Оп. 3. Ед. хр. 68. Л. 172-172 об. Ист.: ДАИ. Т. 12. 57; СГГД. Т. 1. 131, 132, 151, 200; Житие и пребывание вкратце прп. отца нашего игум. Иосифа, града Волока Ламскаго//ВМЧ. Сент. 1-13. С. 453-499; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. Прил. 23. С. 19; Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 345; ОДДС. Т. 4. 246, 343; Т. 7. 318; Строев П. М. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. СПб., 1891. С. 51; ДДГ. 87, 88, 98. С. 350, 353, 407; Послания Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/155102.html

100 Устав Православных Духовных Академий, Высочайше утвержденный 2 апреля 1910 года. СП, 1910. С. 67. 102 Напр., в феврале 1880 г. С. К. Смирнов написал курс «О греческом богослужебном языке» (Муретов 1914. С. 162). 103 Когда в 1869 г. была введена специализация, древние языки преподавались в одно и то же время на всех трех отделениях, так как знание вышеназванных направлений считалось важным в равной степени для всех. 107 НИОР РГБ. Ф. 172. К. 146. Ед. хр. 1. Л. 100. Конспект чтений по греческому языку и его словесности для 2 курса в 1889/90 уч. г. 108 Годичный акт в МДА 1 окт. 1874. М., 1875. С. 19, 20. См. также: Годичный акт в МДА 1 окт. 1875. М., 1875. С. 22. 118 Слово свт. Василия студенты изучали по следующему учебному изданию: Saint Basile. Homelie contre les usuriers (Paris, 1882. 54 p.), – которое хранилось в библиотеке МДА в достаточном количестве экземпляров. 119 Первоначально его читали по учебной книге, изданной французским издательством Ашетт (Hachette) (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 146. Ед. хр. 1. Л. 63). 120 См.: Программа греческого языка для студентов 1 курса (40 билетов из Григория Нисского ) (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 146. Ед. хр. 1. Л. 63); Программа по греческому языку 2 курса (27 билетов из св. Василия и 14 из Иустина Философа ) (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 146. Ед. хр. 1. Л. 69). На экзамене студентам доставалось от 1 до 3 страниц текста, с которым они работали в течение учебного года. 121 НИОР РГБ. Ф. 172. К. 161. Ед. хр. 11. Л. 1–2. Императорской Академия стала именоваться в 1913 г. – в честь 300-летия дома Романовых. Все сокращения из записки С. И. Соболевского раскрыты без поясняющих скобок. 122 Лишь в крайнем случае студентам из Японии, выпускникам Семинарии при Русской духовной миссии, по просьбе св. епископа Николая (Касаткина) было разрешено вообще не сдавать классических языков с правом получения ученых степеней, но без предоставления им «прав службы в пределах Российской Империи наравне с лицами, получившими ученые богословские степени на основании действующего Устава Духовных Академий» (ЖС МДА за 1890 г.//ПрибТСО 46. 1890. Кн. 3. С. 24 (4-я пагин.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

605 ОР РГБ. Ф. 172. К. 250. Ед. хр. 5. Зверев Алексей. Учение бл. Августина о творении мира. 1888 г.; ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1372. Симоновский Даниил. Шестоднев блаженного Августина . 1894 r.; OP РГБ. Ф. 172. К. 263. Ед. хр. 3. Казанцев Василий. «Семь правил для понимания Священного Писания» Тихония Африканского и «Христианская наука» блаженного Августина как руководство при толковании Священного Писания. 1896 г.; ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1508. Хондря Василий. Блаженный Августин , как толкователь Священного Писания Ветхого Завета. 1897 г.; ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1627. Баландин Александр. Сочинение блаженного Августина «De concensu evangelistarum» (анализ сочинения и значение его в истории толкования Священного Писания Нового Завета). 1900 r.; ОР РГБ. Ф. 172. К. 200. Ед. хр. 16. Вещеревич Григорий. Вторая и третья книги сочинения блаженного Августина «De doctina Christiana». 1920 г. и др. 606 ОР РГБ. Ф. 172. К. 263. Ед. хр. 3. Казанцев Василий. «Семь правил для понимания Священного Писания» Тихония Африканского и «Христианская наука» блаженного Августина как руководство при толковании Священного Писания. 1896 г. Тема была предложена преосвященным Антонием в последний год его ректорства в МДА· Ср.; Антоний (Храповицкий) , архим. О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики//Прибавления к творениям святых отцов. 1891. Часть Кн. 1. С. 162–183. 607 ОР РГБ. Ф. 172. К. 253. Ед. хр. 6. Зыков Иван. Педагогические воззрения блаженного Августина . 1913 г. и др. См. также работы выпускника КазДАН. Г1. Кибардина: Кибардин Η. П. Система педагогики по творениям блаженного Августина //Православный собеседник. 1910. 1. С. 66–88; 2. С. 169–179; 5. С. 620–633; 7. С. 144–202; 9. С. 318–351; 1911. 8. С. 153–170; Он же. Блаженный Августин , епископ Иппонский, как воспитатель клира//Православный собеседник. 1915. 5. С. 33–43; 6. С. 197–214; 7/8. С. 402–419 (отд. отт.: Казань, 1915); Он же. Новая школа блаженного Августина //Журнал Министерства народного просвещения. 1912. 10. С. 129–175.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

О выдаче ежегодно в монастырь хлебной руги: последовала лета 7064, от Р. Хр. 1556 г., с черною восковою печатью. Подтвердительная о выдаче ежегодно в монастырь хлебной жалованной руги: последовала лета 7066, от Р. Хр. 1558 г., с черною восковою печатью. Жалованная на Холмогоры о том, чтоб с монастырских судов тамги и пошлин не взимать: последовала лета 7081, от Р. Хр. 1573 г. С черною печатью. Подтвердительная о выдаче ежегодно в монастырь жалованной руги по 50 четвертей ржи и по 50 четвертей овса: последовала лета 7082, от Р. Хр. 1574, с черною восковою печатью. О том чтобы с монастырских в Неноксе, Уне, Варзуге и Солзе соляных варниц, и рыбных Кудмозерской и Малокурской тоней, данных денег по тому, как с черных людей, не взимать: последовала лета 7036, от Р. Хр. 1578 г., с черною восковою печатью. О том чтобы на государеву службу монастырских людей не имать: последовала лета 7086, от Р. Хр. 1578, г. С черною восковою печатью. О не взимании с монастыря владычных в Новгород доходов, кроме определенных царским указом: последовала лета 7086, от Р. Хр. 1578 г., с черною восковою печатью. О не выбирании монастырских крестьян в прикащики, и о не взыскании недоборов, лета 7087 (1579 г.). О не взимании с монастырского соляного насада пошлин, того же года. О не взимании с монастырских вотчин и промыслов на государеву службу плавных казаков: последовала лета 7087, от Р. Хр. 1579 г., все три с черною восковою печатью. О не взимании оброка с монастырских вотчин, с реки Солзы, с Малокурской тони Кола и с Кудмозера: последовала лета 7088, от Р. Хр. 1580 г., с черною восковою печатью. О том чтобы прежних жалованных на монастырские вотчины и промыслы грамот не рудить: последовала лета 7089, от Р. Хр. 1581, с черною восковою печатью. О высылке ненокоцких волостных людей к Москве: последовала лета 7092, от Р. Хр. 1584 г., с черною восковою печатью. 2. Грамоты Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича О имании дани и оброка с соляного и иных промыслов не более положенного: последовала лета 7099, от Р. Хр. 1591 г., с черною восковою печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

425 Извлечение… за 1868 г. СПб., 1869. С. 149–150. 426 Извлечение. за 1870 г. СПб., 1871. С. 135–137. 427 Извлечение. за 1871 г. СПб., 1872. С. 96. 428 РГИА. Ф. 797. Оп. 36. III отд. Ед. хр. 42. 429 Извлечение. за 1870 г. СПб., 1871. С. 201. 430   Бушуев В. Ф.Об участии монастырей в деле народного врачевания. С. 59–74. Дискуссия о благотворительности монастырей: Круглов А. В. и о. Никон//Душеполезное чтение за 1902 г., октябрь Д.-в. Вопрос о реформе монастырей//Вестник Европы. 1873. 431 РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Ед. хр. 103. Л. 63–64. 432 РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Ед. хр. 103. Л. 66 об. – 70 об. 433 Сердобольные монахини в Москве//Православное обозрение. М., 1863. Т. XII. Отд. II. С. 178. 434 ЦГИАМ. Ф. 1175. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 4–4 об., 6–6 об. 435 ЦГИАМ. Ф. 1175. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 2–3 об. 436 Женская общинная благотворительность//Гражданин. СПб., 1875. С. 371–375. По сведениям журнала, в России на этот период существовало 40 женских общин, в которых призревалось 4000 женщин. 437 Извлечение. за 1881 г. СПб., 1883 С. 72. 438 Отчет. за 1884 г. СПб., 1886. С. 257–261. 439 Отчет псковской епархиальной Иоанно-Ильинской общины сестер милосердия за 1879 г.//Псковские губернские ведомости. 1880. 440 Извлечение. за 1881 г. СПб., 1883 С. 72. 441 Извлечение. за 1870 г. СПб., 1871. С. 137–139. 442 Сборник сведений по общественной благотворительности. СПб., 1883. Т. 2. С. 179–181. 443 Извлечение. за 1881 г. СПб., 1883 С. 72–74. 444 Отчет. за 1884 г. СПб., 1886. С. 257–261. 445 Отчет. за 1885 г. СПб., 1887. С. 201–203. 446 Отчет. за 1886 г. СПб., 1888. С. 17–19. 447   Баженов И.Костромской Богоявленско-Анастасьин женский монастырь. Исторический очерк. М., 1913. С. 46. 448 Извлечение. за 1874 г. СПб., 1876. С. 81–82. 449 Извлечение. за 1881 г. СПб., 1883. С. 69–72. 450 Отчет. за 1888 и 1889 гг. СПб., 1891. С. 48–49. 451 Обзор деятельности больничных учреждений императора Николая II при Киевском Покровском общежительном монастыре за первое десятилетие. 1893–1903 гг. Киев, 1905. С. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Очевидно, благодаря многолетнему тесному сотрудничеству, многочисленным дружественным связями подлинно духовному общению святителя с насельниками Пантелеимонова монастыря до нас дошла значительная часть его рукописного наследия. Архив святителя был выкуплен монастырем вскоре после кончины его главного наследника –А. Г. Говорова, вывезен на Афон и, несмотря на все катаклизмы ХХ столетия, сохранился до наших дней. Источники и литература 1 . «Воспоминания о преосвященном Феофане Затворнике близкого родственника А. Г. Говорова»//ДЧ. 1894. Ч. 2. С. 61–66. 2 . «Дело о дозволении иеромонаху Арсению продолжать в России сбор подаяний в пользу Афонского Пантелеимонова монастыря», а в частности: Прошение иеромонаха Русского Пантелемонова монастыря Арсения во Владимирскую Духовную консисторию от 6 июля 1865 г.//ГАВО. Ф. 556. Оп.1. Ед. хр. 2416. Лл. 1–4. 3 . Извещение о кончине епископа Феофана//Душеполезный собеседник. 1894. Вып. 2. С. 61. 4 . О преосвященном епископе Феофане воспоминание Вышенского инока//Душеполезный собеседник. 1894. Вып. 8.С. 237–243. 5 . Памяти Преосвященного епископа Феофана. Воспоминание Вышенского инока//ТЕВ. 1894. 6. С. 112–121. 6 . Письмо Андрея (Веревкина) к епископу Феофану от 15 июня 1890 г.//АРПМА. Оп. 24. Д. 41. Ед. хр. 4328. Л. 8–10 об. 7 . Письмо епископа Феофана к насельнику Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне иеромонаху Арсению (Минину) от 23 августа 1868 года//АРПМА. Ф. свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 41. Ед. хр. 4327. С. 241–245. 8 . Письмо епископа Феофана к почтенной особе в Тамбов от 13 сентября 1873//ТЕВ. 1895. 48. С. 1231–1232. 9 . Письмо епископа Феофана к почтенной особе в Тамбов от 22 октября 1871 г.//ТЕВ. 1895. 44. С. 1131–1132. 10 . Письмо епископа Феофана к протоиерею Иоанну Гавриловичу Переверзеву от 25 ноября 1879 г.//Христианин. 1910. 2. С. 429–430. 11 . Письмо иеромонаха Феофана к А. Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1–2 об. 12 . Письмо к архимандриту Макарию (Сушкину) от 11 января 1887 г.//АРПМА. Оп. 24. Д. 41. Ед. хр. 4327. Л. 450–453.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

1011 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 53. «Любовь Божия состоит в исполнении заповедей» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 130); «Любовь к Богу не в одной молитве состоит, но в исполнении Его святых заповедей» (Письма о. Макария. Т. 3. С. 471). «Она (любовь) не в том состоит, чтобы наслаждаться утешениями, а в делании заповедей Божиих «любяй Мя, заповеди Моя соблюдает " » (Письма о. Макария. Т. 2. С. 22). 1012 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 18. С. 30). Оптинский о. Антоний (Путилов) указывает: «Много нужно употребить усилий, трудов, издержек и перенесения разных неприятностей для устройства себе временного покоя! А сколько нужно пролить поту, употребить трудов и терпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси. А мы думаем, лежачи на боку, т. е. мягкой постели и после роскошной жизни да и в Царство Небесное» (Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Изд. Оптиной пустыни. М., 1869. С. 7. Далее – «Письма о. Антония»). 1013 РГБ, ф. 213, ед. хр. 93, л. 53. «До дверей Царствия Небесного без труда и неудобств добраться невозможно» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 175. С. 151). 1014 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий указывал: «Христиане не вдруг достигают совершенства, а пока достигнут оного, беспокоимы бывают тою или иною немощью или страстью» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 176. С. 152). «Жизнь человеческая исполнена скорбей… Скорби попускаются за нерадивую жизнь… недостаток дел наших восполняет Господь невольными скорбями или болезнями и очищает грехи наши» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 171; Т. 4. С. 414, 399). 1015 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 6. «Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в сообщении с ними познавать свои немощи и смиряться перед ближними» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 381. C. 101). «Тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей; а то уединенному кажется, что он живет хорошо и исправно, и через то удобно впадает в самомнение и обольщение» (Там же. В. I. П. 329. С. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

После архиеп. Питирима Грузинским экзархом был назначен архиеп. Платон (Рождественский ; 5 дек. 1915 - 13 авг. 1917; позже митрополит Тифлисский и Бакинский, экзарх Кавказский). В 1916 г., в его предстоятельство, при Комитете по сбору пожертвований была открыта мастерская, где работали раненые воины (Сакартвело. 1916. 184. С. 3). При церквах и мон-рях Г. Э. действовали приюты для детей-сирот, лечебные стационары и др. (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 23179. Л. 6). При епархиальных комитетах были созданы специальные миссии, к-рые должны были снабжать военные части и госпитали церковной лит-рой, иконами и крестами (Кавказ. 1914. 86. С. 3). Антивоенная пропаганда политических партий привела к увеличению случаев дезертирства с передовых позиций: в Закавказье за все время первой мировой войны дезертировали 3441 чел. 10 февр. 1916 г. экзарх Платон получил от обер-прокурора Синода особое поручение принять чрезвычайные меры для военного призыва (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 56924). Задачей военного духовенства было поднятие боевого духа в армии, для чего проводились проповеди о воинском долге, агитация против политических партий. Специально созданные «духовные отряды», состоящие из духовенства, встречали поезда и раздавали бойцам молитвенники, кресты, иконы. Духовенству, служащему в военных частях, давалась помощь от доходов Церкви. Их земли безвозмездно обрабатывались, семьи получали финансовую поддержку и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 59405. Л. 1; Ед. хр. 27066. Л. 2). Г. Э. повышал оклады духовенству. В 1915 г. в казне комитета было собрано 51 070 р. 37 к., в 1916 г.- 53 477 р. (ДВГЭ. 1916. 19. С. 195). В сборе средств принимали участие и научно-образовательные учреждения Г. Э. В 1916 г. ими было собрано 1384 р. 7 к. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 64555. Л. 1). В комитет поступали пожертвования от духовенства, с к-рого удерживали 2% от жалованья. Мон-ри и церкви должны были ежемесячно отчислять пожертвования (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 54406. Л. 1; Ф. 488. Ед. хр. 26424. Л. 1; Ед. хр. 24173. Л. 80). При комитетах также действовали мастерские, где работали раненые солдаты.

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010