Ед. хр. 66. Л. 50. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 1. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 14, 15. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 19, 20. Письмо, рук. 635 “да будет Воля Твоя” — Мф. 6:10 . Ед. хр. 67. Л. 29. Письмо, рук. 636 …лекция И. А. о тебе… — вероятно, О. А. Бредиус-Субботина имеет в виду цикл лекций И. А. Ильина “Россия в русской поэзии”, прочитанный в Берлине в 1935—1936 гг.  Ед. хр. 14. Л. 53, 54. Письмо, машинопись. 637 “Последний выстрел” — рассказ И. С. Шмелева. Впервые опубликован: В новую жизнь. No 10—11. Отд. изд.: Последний выстрел. Рассказ. М., 1912. 638 Ризнич — Амалия Ризнич (1803—1825), с ней А. С. Пушкин познакомился в июле 1823 г. в Одессе, на ее смерть написал стихотворение “Под небом голубым страны своей родной…” (1826). 639 …эту мысль… высказал Гришка… — из главы XII романа “История любовная”.  Ед. хр. 15. Л. 1, 2. Письмо, машинопись. 640 …“оставьте мертвым погребать своих мертвецов”. — Мф. 8:22 ; “Духа не угашайте” — 1Фес. 5:19 . 641 …не отнимется от тебя… — Лк. 10:42 . Ед. хр. 15. Л. 9, 10. Письмо, рук. (четвертая страница), машинопись. 642 …“художественную задачу”… — И. С. Шмелев пользуется термином из эстетики И. А. Ильина. Ильин отдельно выделял в литературном произведении сюжет и художественную задачу (т.е. интенцию произведения, намерение автора). Более подробно см.: Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве//Собр. соч. Т. 6. Кн. 1. С. 51 — 182). 643 ..Анатоль Франс… Шиллере… — перечислены писатели: А. Франс (Анатоль Тибо, 1844—1924), Оноре де Бальзак (1799—1850), Стендаль (Анри-Мари Бейль, 1783—1842), Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), Альфонс Доде (1840—1897), Виктор Гюго (1802—1885), Чарльз Диккенс (1812—1870), Фридрих Шиллер (1759—1805). 644 “Монастырь на Казбеке” — стихотворение А. С. Пушкина (1829). 645 “Умнейший в России”… — слова императора Николая I после аудиенции с А. С. Пушкиным в 1826 г. (“я говорил с умнейшим человеком России”). 646 …Достоевский, стоявший перед смертью на “казни”… — в 1849 г. Ф. М. Достоевский был арестован как участник общества М. В. Буташевича-Петрашевского и приговорен к расстрелу, 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу ожидал исполнения приговора, по резолюции Николая I казнь была заменена четырехлетней каторгой. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

В наст. время могила Давида (глубина 137 см, длина 182, ширина 40-45, высота 33-35 см) расположена по оси «восток-запад» и обведена относительно узкой ступенью (шириной 8-10 см), служившей опорой для 2 рядов плоских плит перекрытия. На неск. фрагментах заметны полукруглые края отверстий для евлогии, что характерно для ранних сир. церквей. Источники отмечают, что они использовались для извлечения священной пыли из могилы (см.: Чубинашвили Н. Путешествие - Кекел. А 1767. Л. 153 об., опубл.: Цагарели. 1888. С. 46). В Житии прп. Онисифора Гареджийского , созданном прп. Гавриилом Мцире († 1802), указано, что прп. Онисифор (XVIII в.) изгнал беса из некоего юноши, дав ему выпить воды, перемешанной со священной пылью из могилы Давида (ПДГАЛ. Т. 5. С. 115). В «Богодухновенных повествованиях» прп. Гавриила рассказывается о чудесах, связанных с извлечением св. частиц из могилы Давида ( Гавриил Мцире. 2002. С. 13-14). Существование этой практики в Гареджи документально прослеживается до 60-х гг. XIX в. (ЦГИАГ. Ф. 500. Ед. хр. 350). Несмотря на неоднократное обновление могилы, мощи Давида сохранились практически не тронутыми, в первоначальном положении захоронения, были зафиксированы и остатки превратившейся в землю черной ткани. Усыпальница Лукиана Место захоронения Лукиана не выявлено. Согласно монастырскому преданию, записанному А. Муравьёвым, святой был похоронен под ступенью, идущей вдоль раки Давида ( Муравьёв. 1848. С. 106). Место погребения Лукиана уточняется в метафрастической редакции Жития Давида: прп. Иларион Грузин «в бытность свою в Гареджи создал... раку... в которой ныне покоятся честные мощи святого отца Давида, где снаружи, вдоль святого алтаря, находится могила святого Лукиана» (ПДГАЛ. Т. 3. С. 197). В поздних документах монастырей Гареджи указания на погребение Лукиана рядом с могилой Давида отсутствуют (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1553, 1582 г.; 1555, 1590 г.; Кекел. Hd 1377, 1597 г.; ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1860, 1700 г.; Кекел. Ad 341, 1703 г.; 1028, 1704-1712 гг.; 78, 1715 г.; 1099, 1748 г.; 419, 1748 г.).

http://pravenc.ru/text/168562.html

1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 2, 2 об. 20 . Клятвенное обещание (присяга) иеромонаха Антония, новоопределенного наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 3. 21 . Рапорт Святейшему Правительствующему Синоду митрополита Московского Филарета о возведении наместника Лавры иеромонаха Антония в сан архимандрита//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 15. 22 . Сочинения Филарета (Дроздова) , митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т. 4. 1836–1848. М., 1882. 23 . Об отказе митрополита Московского Филарета освящать Триумфальные ворота в Москве по совету архимандрита Антония. Из записок преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского//Душеполезное чтение. 1905. Ч. 3. С. 35–36. 24 . Монастырские письма. 2-е изд. М., 1864. 25 . Жизнеописание архимандрита Антония, наместника Троице-Сергиевой Лавры, составленное Филаретом, митрополитом Московским, в 1856 году (с дополнениями, сделанными архимандритом Феофаном)//РГАДА, ф. 1629, [Донской монастырь], on. 1, ед. хр. 134, л. 1–9. 26 . Рапорт Учрежденного собора Лавры митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету о пожаре в келлиях наместника Лавры архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 6106, л. 2, 2 об. 27 . Прошение наместника Лавры архимандрита Антония митрополиту Московскому Филарету на увольнение на паломничество по святым местам//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 5242, л. 2, 2 об. 28 . Посещение Оптиной пустыни наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием//Нилус С. Святыня под спудом. Сергиев Посад: Изд. ТСЛ, 1911. С. 39–41. 29 . Субботин Н. , проф. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти преподобного Серафима. М., 1904. 30 . Серафим (Чичагов) , архимандрит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатского уезда. 2-е изд. СПб., 1903. Пере- изд.: М., 1991. 31 . О пожаловании отцу наместнику архимандриту Антонию ордена Святого Владимира 3-й степени (1849 г.)//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ч. 4, ед. хр. 6772, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Ед. хр. 370, 371). В конце каждой рукописной книги предлагалось тематическое оглавление писем. В 1862-1863 гг. было издано 6-томное собрание писем старца Макария, ближайшего ученика Л., куда были включены в т. ч. и совместные письма старцев. В 70-х гг. XIX в. в обители под рук. старца Амвросия проводилась работа с рукописным эпистолярным наследием Л. Об этом упоминает о. Порфирий (Севрюгин) в письме игум. Леониде (Фризель) от 23 дек. 1875 г.: «...имею я послушание от Старца Батюшки о. Амвросия письменное, веду летопись нашей обители, занимаюсь разборкою писем о. Леонида и другими материалами, приготовляющимися для издания» (РГБ. Ф. 213. К. 99. Ед. хр. 10. Л. 3 об.- 4). В отчете о проделанной работе за 1874-1875 гг. о. Порфирий указывал: «Разборка писем о. Леонида, и составление им оглавлений, и выборка из них материалов для жизнеописания старца. Сличение по двум рукописям и печатному жизнеописанию старца о. Феодора» ( Порфирий (Севрюгин), мон. Отчет о занятиях за 1874-1875 гг.//РГБ. Ф. 213. К. 99. Ед. хр. 8. Л. 1-1 об.). О подготовке писем к изданию свидетельствуют и сохранившиеся рукописные тематические указатели к рукописным сборникам писем кон. XIX - нач. XX в.: Указатель к письмам старца иеросхим. Леонида (Льва Наголкина)//Там же. К. 44. Ед. хр. 12, в 3 тетрадях; Указатель к наставлениям старца Леонида (Льва Наголкина)//Там же. К. 74. Ед. хр. 25; Указатель к наставлениям старцев Льва и Макария: 2 ч.//Там же. К. 50. Ед. хр. 6, 9; Указатель к наставлениям старцев: 2 ч., к-рый называется «Азбука монашеская»//Там же. Ед. хр. 7, 10) и др. В 1917 г. в жизнеописании старца в Приложении были вновь приведены 30 писем Л., повторяющих публикацию иером. Леонида 1862 г. Фактически именно эти письма на протяжении почти столетия стали главным источником для изучения эпистолярного наследия Л. В 1991 г. в «Московском приходском сборнике» были опубликованы те же письма, но источником публикации послужил рукописный сборник 40-х гг. XIX в. из собрания храма свт. Николая Чудотворца в Клённиках. Этот сборник, возможно, являлся списком с издания «Исторические описания скита» о. Леонида (Кавелина). В 2003 г. была издана обширная публикация «Письма великих оптинских старцев», где собраны письма Л., преподобных Макария, Амвросия, Анатолия (Зерцалова). В 2002 г. В. В. Кашириной был подготовлен сб. «Письма Оптинского старца Льва к мон. Иоанникию (Бочарову)», в котором опубликованы письма старца одному из его ближайших учеников и последователей.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

С. Шмелева, впервые опубликован в газете “Возрождение” (1939. Январь—март. No 4168, 4172, 4173), переработан автором в 1947 г.  Ед. хр. 58. Л. 18. Почтовая открытка, рук. 46 Приехали они 11 марта… — 11 марта 1940 г. А. А. Овчинникова и С. А. Субботин переехали из Германии в Голландию. 47 М. Квартировой… — Марина Александровна Квартирова (р. 1916, в замужестве Дерюгина), ученица И. А. Ильина, корреспондентка И. С. Шмелева. Сохранилось письмо М. А. Квартировой к О. А. Бредиус-Субботиной от 24 января 1941 г. (РГАЛИ. Ф. 1198. Оп. 3. Ед. хр. 100. Л. 1—4). Ед. хр. 4. Л. 16. Почтовая открытка, рук. 48 …отменили, — чудесно было! — И. С. Шмелев считал, что исцелился по молитве преп. Серафиму Саровскому в декабре 1934 г., об этом рассказ И. С. Шмелева “Милость преподобного Серафима” (1935). См.: Сорокина О. Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994. С. 236—237. 49 …одна голландская писательница Бауэр… — Клеменс Бауэр (Clemence Bauer). 50 “Родное” — сборник рассказов И. С. Шмелева (Белград, 1931). 51 “Росстани” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Слово (1913. No 1), отд. изд. в сб.: Волчий перекат. М., 1914.  Ед. хр. 58. Л. 19. Почтовая открытка, рук. 52 …Святые дни… — здесь: Страстная неделя, последняя неделя Великого поста перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о страданиях Христа. 53 …с Великого Четверга… — четверг Страстной недели, в который Церковь вспоминает Тайную вечерю.  Ед. хр. 4. Л. 18. Почтовая открытка, рук. 54 Н. Я. — Наталья Яковлевна Квартирова, мать Алексея Александровича и Марины Александровны Квартировых, учеников И. А. Ильина. 55 …в Великую Субботу… — суббота Страстной недели, последний день Великого поста перед Пасхой. 56 …вечная моя… — имеется в виду О. А. Шмелева.  Ед. хр. 4. Л. 27. Письмо, рук. 57 …7 месяцев… — с мая 1940 г. до апреля 1941 г. действовал запрет на почтовое сообщение между Францией и Голландией, письмо И. С. Шмелева от 3 декабря 1940 г. передано с оказией.  Ед. хр. 58. Л. 22. Письмо, рук. 58 Дашенька — главная героиня романа “Пути небесные” (также Дари, Даринька), прототип — Дарья Ивановна Королева, гражданская жена В.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

В 1993 г. в А. р. м. было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря , преобразованное в 1994 г. в Патриаршее подворье. Обязанности настоятеля подворья в А. р. м. исполняет настоятель храма Нерукотворного образа прот. Вячеслав Савиных. В 2000 г. храмы и корпуса А. р. м. находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской обл. и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование. 16 дек. 1994 г. состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в к-ром начались регулярные богослужения. С 1995 г. трудами насельников подворья началось восстановление Богоявленского собора, с 1996 г.- братского корпуса и др. зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов. 26 дек. 2003 г. Патриаршее подворье указом Св. Синода преобразовано в жен. мон-рь. Арх.: РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. Ед. хр. 53. Л. 63, 70, 472; Ед. хр. 69А. Л. 332-335; Ф. Р-9. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 19; Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 152об.; Ф. Р-158. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 11, 12, 17, 15-22, 25, 54; Ед. хр. 5. Л. 84; Ед. хр. 41. Л. 2-4; Архив Гос. музея-заповедника «Ростовский кремль» (ГМЗРК). А-110. Л. 3, 50; А-110. Л. 143; А-128. Л. 5об.; БТИ г. Ростова. Инвентарная книга по домовладению ул. Желябовская, 32. Лит.: Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862; Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894; Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции//Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47; Баниге В. С. , Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века)//КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126; Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в.//История и культура Ростовской земли: Тез.

http://pravenc.ru/text/62894.html

Почти все переводы и работы П.И. Каменского остались в рукописях. Исключение составляют только: " О китайском растении жень-шень, с рисунком оного " ( " Труды Вольного экономического общества " за 1815 г. Т. 65. С. 158-162), " Журнал, веденный в Пекине по случаю прибытия из Российского государства посланника Николая Гавриловича Спафария " ( " Сибирский вестник " за 1823 г. Ч. 3. С. 29-100) и " Записки об албазинцах " (изданы в Пекине в 1906 г.). Архив востоковедов СПб. ФИВ РАН, ф. 42, оп. 1, ед. хр. 1, л. 286. ОР и РК РНБ, F-XVII, ед. хр. 24/3, л. 300. Путешествие архимандрита Софрония Грибовского от Пекина до Кяхты в 1808 году//Сибирский вестник. СПб., 1823. Ч. 1. С. 38. Архив востоковедов СПб. ФИВ РАН, разр. I, оп. 9, ед. хр. 9; ОР и РК РНБ, кит. нов. сер., ед. хр. 122. Подробнее с обстоятельствами издания пятиязычного словаря можно познакомиться по материалам фонда 56 Архива востоковедов СПб. ФИВ РАН (ед. хр. 61-81). Отсюда же мы узнаем, что за основу своего словаря П.И. Каменский взял словарь, изданный в правление Цяньлуна. Журнал министерства народного просвещения. 1821. 9. С. 153-156. РГИА, ф. 796, оп. 99, ед. хр. 877, л. 39. Можаровский А.Ф. К истории... С. 407. Краткая история Русской Православной Миссии в Китае, составленная по случаю исполнившегося в 1913 году двухсотлетнего юбилея ее существования. Пекин, 1916. С. 95. РГИА, ф. 796, оп. 99, ед. хр. 877, л. 355. Там же. Л. 151. Интересно отметить то обстоятельство, что по указу Святейшего Синода от 30 июня 1827 г., находясь на Валааме, уже после суда над ним, отец Иакинф получал 1200 руб. ежегодных сумм и еще специально 300 руб. ежегодно на ученые занятия, что никоим образом не согласуется с высказанным рядом советских исследователей предположением о том, что тот подвергался преследованиям со стороны церковных властей как вольнодумец (РГИА, ф. 796, оп. 99, 877, л. 323 об.). Цит. по: Китайский Благовестник. 1685-1935: Юбилейный сборник, посвященный 250-летию со дня основания Российской православной миссии в Китае. Пекин, 1935. С. 104.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В тексте «Ключ к рукописям 4-го и 5-го томов писем иеросхим. Макария (Иванова) к монахиням» (Там же. К. 43. Ед. хр. 9) имелась таблица с указанием адресатов, под какой буквой они вошли в сборник, времени написания писем, количества писем, листов издания и номеров писем. В один экземпляр кн. «Собрания писем к монахиням» 1863 г. (Там же. К. 44. Ед. хр. 11) была внесена существенная редакторская правка, прежде всего по составу сборника: некоторые письма зачеркнуты полностью, нек-рые частично, над большинством сверху надписаны темы (см. пометы в: РГБ ОР. Ф. 213. К. 43. Ед. хр. 7, 8 и др., а также «Замечания к собранию писем старца Макария (Иванова)» (Там же. К. 44. Ед. хр. 4)). В ходе работы по систематизации духовного наследия М. были составлены подробные указатели к письмам, в частности к «Наставлению по некоторым вопросам, относящимся до духовной жизни» [из т. 4 писем Макария (Иванова), изд. в 1863 (Там же. К. 45. Ед. хр. 4)]. Обширный тематический перечень содержится в «Указателе к наставлениям старцев Льва и Макария» в 2 ч. (Там же. К. 50. Ед. хр. 6, 9. Л. 379, 2155). Темы писем обозначены на каталожных карточках, основные разделы выделены фиолетовым карандашом, расположены по алфавитному принципу и имеют отсылку к номеру письма. Подробная тематическая роспись содержится в «Указателе к наставлениям старцев» в 2 ч., к-рый называется «Азбука монашеская» (Там же. Ед. хр. 7, 10. Л. 183 и 137). На каждом листе в алфавитном порядке указаны темы писем, ниже приведены краткие цитаты из писем с отсылкой к 6-томному собранию писем. В 1993-1994 гг. были переизданы 1-3-й тома 6-томного собрания писем. В 1997 г. опубликованы «Душеполезные поучения прп. Макария Оптинского», составленные архим. Иоанном (Захарченко). В 2000 г. вышел двухтомник «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев», в котором использованы новые рукописные источники. В 2002 г. была опубликована переписка И. В. Киреевского со старцем. В 2003 г. подготовлена публикация «Писем великих оптинских старцев», преподобных Льва, Макария, Амвросия, Анатолия (Зерцалова). В 2010 г. в изд-ве Петрозаводского ун-та стало выходить Собрание писем прп. Макария, подготовленное в авторской орфографии на основе рукописных источников, с комментариями. Опубликовано 3 тома писем к мирским особам (2010-2014, 1608 писем), 2 тома - к монахам (2014, 901 письмо). Издание продолжается. В 2013 г. в изд-ве ПСТГУ опубликована «Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским» (1857-1859).

http://pravenc.ru/text/2561314.html

На кладбище были похоронены каширские знатные дворяне и купцы: Д. М. Марков († 1847), П. Чертов († 1897), Т. И. Шапошников (кон. XIX в.), ректор Московского ун-та, проф. ботаники И. А. Двигубский (1771-1839). В 1987 г. настоятельницы К. м. Фомаида (Чирочина) и Макария (Сомова) были причислены к Собору Тульских святых. Местные жители передали в возрождающиеся храмы К. м. монастырские святыни XIX в.- Тихвинскую икону Божией Матери и 2 образа свт. Николая Чудотворца. Считается, что хранящаяся в Белопесоцкой обители икона Божией Матери «Скоропослушница» происходит из К. м. Часть монастырских святынь находилась в Свято-Троицком храме с. Голочёлова Ступинского р-на Московской обл. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-29507; РГБ НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 6-6 об., 18-18 об.; Ед. хр. 12. Л. 7-7 об.; Ед. хр. 17. Л. 8-8 об.; Ед. хр. 21. Л. 1-1 об.; Ед. хр. 31. Л. 13-14 об., 16-16 об.; Ед. хр. 32. Л. 1-1 об.; К. 72. Ед. хр. 14. Л. 19; ГА Тульской обл. Ф. 743. Оп. 1. Д. 1150. Л. 1889 г.; Ф. 3. Оп. 16. Д. 117 [Духовные росписи монашествующих белёвской Введенской Жабынской пустыни, белёвского Спасо-Преображенского, Новосильского Св.-Духова, каширских Никитского и Успенско-Иверского мон-рей, 1902 г.]; Архив Никитского храма бывш. Каширского Никитского мон-ря. Ист.: СУРП. 1884. 55. Ст. 435; Каширина В. В. Письма прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина) в Каширский Никитский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12: Иерархия в Др. Руси. С. 50-57; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни/Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т. Лит.: Кёппен П. И. Города и селения Тульской губ. в 1857 г. СПб., 1858. С. 88; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Денисов. 1908. С. 876-877; ЦВед. 1908. 8. С. 43-44; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909; Разумовский Ф. В. На берегах Оки: От Серпухова до Каширы. М., 1988; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

ч. месяцесловы, словари и др.). Составлялись описи б-ки (РГБ ОР. Ф. 213. К. 30. Ед. хр. 4, 6, 8; К. 32. Ед. хр. 3-5, 8-9; К. 33. Ед. хр. 2-3; К. 34. Ед. хр. 1-3; К. 35. Ед. хр. 1-2, 4-5; К. 37. Ед. хр. 4, 7; К. 38. Ед. хр. 12). Здесь хранилась самая древняя рукопись из фонда Оптиной пуст.- «Словеса постнические преподобного Исаака Сирина» (Там же. Ф. 214. 462). Это рукопись в 4°; как указано в тексте писцом, мон. Гавриилом, она была переписана в 1389 г. в Великой Лавре на Афоне. В 1858 г. прислана прп. Макарию иером. Леонидом, служившим в Русской духовной миссии в Иерусалиме. История рукописи зафиксирована на 1-м листе рукой прп. Макария. Из др. старых рукописей скитской б-ки выделяются сборник кон. XVI в. в лист, включающий Скитский патерик, «Словеса хотящим жити черноризская жития», «Хожение» игум. Даниила и др. (Там же. 47); сборник XVII в., содержащий Житие прп. Александра Свирского, отрывок хронографа, «Хожение» игум. Даниила (Там же. 48); «История о Казанском царстве (Казанский летописец)» кон. XVII в. (Там же. 2); Творения Феодора Студита и его Житие в рукописи 1697 г. (Там же. 480). Среди старопечатных книг были «Лимонарь, сиречь Цветник», напечатанный в Киево-Печерской типографии в 1628 г.; напрестольное Евангелие московской печати 1634 г. (книга обложена зеленым бархатом; наугольники сребропозлащенные черневой работы; застежки сребропозлащенные чеканной работы); и др. Большая часть рукописей и печатных изданий относились к XVIII в. и в особенности к XIX - нач. XX в. Важнейшим источником сведений по истории Оптиной пуст. является летопись, к-рая велась в И. П. с. с 1820 по 1918 г., за исключением 1861-1864 и 1883-1899 гг., и также хранилась в скитской б-ке (Там же. 359-368). В летописи фиксировались состав и перемещение братии И. П. с., постриги, посвящения в сан, кончина монашествующих, возведение построек в И. П. с. и в монастыре, праздничные богослужения, послушания, приезд известных людей, крупные пожертвования, выход в свет подготовленных монахами книг, чудеса, погодные явления, а также «особенно важные и выдающиеся события в церковной и политической жизни России» и др.

http://pravenc.ru/text/577926.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010