Макарием некролог старца Льва. В 1876 г. было издано жизнеописание Л., подготовленное о. Климентом (Зедергольмом) . По словам К. Н. Леонтьева , Л., «смиряясь пред епископом, все-таки, как мы видим, неизменно и бодро отстаивал свое призвание старца» и «при всей своей серьезности позволял себе иногда несколько юродствовать, смешить, представляться чудаком, притворяться гневным для наставления» ( Леонтьев. 1997. С. 45-46). Наиболее полное жизнеописание Л. составлено по решению собора старшей братии мон-ря (Журнал заседаний собора старшей братии Козельской Введенской Оптиной пуст. и мат-лы к ним, 1913-1918//РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26. Л. 35) архим. Агапитом (Беловидовым). В 1917 г. в Шамординской типографии была издана его кн. «Первый великий старец оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев)». В 1994 г. вышло репринтное переиздание - «Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)», подготовленное Оптиной пуст. в сер. «Преподобные оптинские старцы». Предварительную, собирательскую работу над жизнеописанием старца отражают многочисленные рукописи из архива Оптиной пуст.: Список материалов для составления жизнеописания иеросхим. Леонида (Льва) (Наголкина)//РГБ. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 9; Различные записи о старцах Оптиной пуст.//Там же. К. 50. Ед. хр. 4; Амвросий Гренков (?) . Записка о иеросхим. Леониде (Льве) (Наголкине). Отрывок. Доп. мат-л к жизнеописанию старца Леонида//Там же. К. 49. Ед. хр. 1; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Льва (Леонида Наголкина) и др. гг.]//Там же. К. 74. Ед. хр. 24. Полное жизнеописание старца содержится в рукописи «Первый великий старец Оптинский иером. Леонид (в схиме Лев)» - книга, подгот. ко 2-му изд., испр. и значительно доп. гг.]//Там же. К. 52. Ед. хр. 2. Важными источниками, добавляющими новые штрихи к характеристике Л., являются воспоминания его учеников: Записки иером. Антония, дополнения к жизнеописанию иеромонаха Леонида (Льва) (Наголкина). Копия. гг.]//Там же. К. 49. Ед. хр. 5; Рассказ об оптинских старцах Леониде (Наголкине), Макарии (Иванове), Амвросии (Гренкове): Из восп.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Ед. хр. 65. Л. 17, 18. Письмо, рук. 509 …смоковницей, той, которую Христос проклял?! — Мф. 21:19 ; Мк. 11:13-14 . Ед. хр. 65. Л. 22, 23. Письмо, рук. 510 …пропели “Звезду” — “Рождество”… — рождественский тропарь (“Рождество Твое, Христе Боже наш…”). 511 …книжка-некролог о папе — [Писарев H. H.] А. А. Субботин. Казань, 1914. Писарев Николай Николаевич (1876—1920), священник, выпускник Казанской духовной академии, в 1904 г. защитил магистерскую диссертацию “Домашний быт русских Патриархов” (Казань, 1904), затем доцент Академии по кафедре общей древней гражданской истории. 512 Мамин отец… — протоиерей Александр Михайлович Груздев (ум. 1916), служивший в с. Баран Костромской губернии. См.: Красноцветов Г. П. Как была обнаружена переписка И. С. Шмелева с О. А. Бредиус-Субботиной//Венок Шмелеву. М., 2001. С. 278.  Ед. хр. 65. Л. 27, 28. Письмо, рук. 513 …называла “Поликратом” — имеется в виду правитель о. Самос (умер в 523/522 г. до н. э.), покровитель наук и искусств, был необыкновенно удачлив в жизни.  Ед. хр. 65. Л. 32. Открытка, рук. Ед. хр. 65. Л. 34, 35. Письмо, рук. 514 “На морском берегу” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Родник. 1910. No 3. 515 В сочельник… — 24 декабря/6 января, канун Рождества Христова. 516 …на литургию 6го… — И. С. Шмелев в ответе на письмо высказал предположение, что О. А. Бредиус-Субботина посмотрела Евангелие от Марка с ответом Христа фарисеям о разводе ( Мк. 10:12 ). Ед. хр. 10. Л. 55. Открытка, рук. Ед. хр. 11. Л. 1,2. Письмо, машинопись. 517 “Лик скрытый” — рассказ И. С. Шмелева. Впервые опубликован: Слово, 1919, отд. изд.: Лик скрытый. Рассказы 1915—1916. М., 1917. 518 “Твоя от Твоих” — в Православной Церкви возглас священника, предваряющего освящение даров при совершении литургии. 519 …как у Марии Египетской… — святая VI в. (память 1/14 апреля), согласно житию была блудницей, обратилась в христианство, затем более 40 лет жила в пустыне; в христианской традиции является одним из наиболее ярких примеров аскетизма. 520 Варвара Мученица — святая великомученица (память 4/17 декабря), пострадала в финикийском городе Гелионе около 306 г. 521 …Гаазом… — Федор Петрович (Фридрих-Иосиф) Гааз (1780— 1853), московский врач, занимался благотворительной деятельностью, работал в тюремных больницах. 522 …монографию академик Кони. — А. Ф. Кони Ф. П. Гааз. Биографический очерк. СПб., 1897. 5е изд. М., 1914. Об А. Ф. Кони см. примечание 392 к письму No 84. 523 “Что затуманилась зоренька ясная…” — русская народная песня. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

13 Письмо митрополита Антония (Рафальского) к Иерусалимскому Патриарху Кириллу II//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. 1847 г. Д. 19. Ч. 1. Л. 56об. 15 Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к С. О. Бурачку от 19 ноября 1847г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 262. Л. 10 об. 17 Перевод иеромонахом Феофаном (Говоровым) послания патриарха Хрисанфа//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 114. Л. 20. 20 Письмо русского посланника в Константинополе В.П. Титова к генеральному консулу России в Сирии и Палестине К.М. Базили от 22 января 1847 г.//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 9. Л. 96–103 об. 22 Отчёт Миссии о водворении в Архангельский монастырь в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3606. Л. 9–10об.; Донесение архимандрита Порфирия (Успенского) от 4 сентября 1848 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед хр. 326. Л. 121–123 об.; План Архангельского монастыря в Иерусалиме, где помещалась Миссия//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 553 об.554. 32 Автограф русского перевода предисловия и первых 12 Слов под заглавием «Пандекта инока Антиоха».//БРПМА. Ф. свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 21. Док. 33136. Л. 45–66. 33 Отчёт об учёных занятиях Русской духовной Миссии в Иерусалиме за первую половину 1848 г.//АВПРИ, Ф. 180. Оп. 517. Ч. I. Ед. хр. 3606. Л. 5–5 об.; То же//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б. Л. 136, 137–137 об. 39 Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1. 45 Отчёт об учёных занятиях Русской духовной миссии в Иерусалиме за 1849 г//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об. 245, 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского) . Т. Ι.СПб., 1910. С. 481–488. 46 Выписка из отношения русского посланника в Константинополе В.П. Титова, направленное государственному канцлеру К.В. Нессельроде., от 6 февраля 1850 г.//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. Д. 26. Л. 1. 47 Дело о награждении иеромонаха Феофана золотым наперсным крестом//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. Д. 26. 2–10. 48 Черновик письма русского посланника в Константинополе В.П. Титова к архимандриту Порфирию (Успенскому) об отправке золотого наперсного крестя для иеромонаха Феофана (Говорова)//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 26–26 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

146 ГИМ. Епарх. собр., 349/509, л. 15 – на эту запись обратила внимание исследователей Е.Э. Шевченко в своем выступлении «Книжное собрание Нило-Сорского скита в XV-XVII вв. и исихазм» (Италия, сентябрь 1994 г.)//Nil Sorskij e & Comunita di Bose. 1995. Р. 144. 151 Русский текст цитируется по изданию: Избранные слова и беседы святых отцев и учителей Церкви на важнейшие праздники церковные. М., 1874. С. 26. 153 Избранные слова и беседы святых отцов и учителей Церкви на важнейшие праздники церковные. М., 1874. С. 27. 185 Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра. 6–9 июня 1988. С. 32. 191 РНБ. Соф. собр. 1158. Л. 84–85. О датировке рукописи см.: РНБ. Описание: Библиотека Новгородского Софийского собора. 194 Русский сводный иконописный подлинник XVIII века//Вестник общества древнерусского искусства. М., 1874. 4–5. С. 29. 197 Так, паникадило в церковь Сретения (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 668, л. 4), ризы, Стихарь, епитрахиль, поручи, пояс, покровцы в церковь Ефрема Сирина (там же, л. 6) пожертвовал царь Михаил Федорович; ризы, полотенца, книгу псалмов Давидовых – патриарх Филарет (там же), сосуды церковные – черный диакон Марк Павловец (там же. Ед. хр. 681, л. 16), образ Успения Богородицы на золоте – «вдова Варвара Артемьевская жена Скворцова из Белозерска (там же, л. 23), книгу «Псалтырь печат московская оболочена красной кожей» – князь Иоанн Алексеевич Воротынский (там же. Ед. хр. 686, л. 17 об.), «12 миней печатных в десть да книгу Исак Сирин да золотой» – Федор Никитич Одоевский (там же. Ед. хр. 670, л. 8.), «Чесовник в полдесть» – царь Алексей Михайлович (там же. Ед. хр. 671, л. 11 об.), «новый покров на гробницу Нила Сорского на нем крест вышит золотой» – Федор Панов; в 1687 г. в Нилову пустынь поступила первая «вкладная дача» серебром: «церковные сосуды потир дискос звезда два блюдца копие все сребряное да крест сребряной благословейной в киоте... а весом сребра в церковнех сосудех и в кресте опричь копия полтретья» (там же. Ед. хр. 690, л. 21 об.); ярославский посадский человек Федор Федорович Неждановский пожертвовал на церковное строенье 50 рублев 29 алтын 4 деньги (там же. Ед. хр. 675, л. 10 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Представление и правления Киевской духовной академии в комиссию духовных училищ от 23.10.1873 г.//РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Ед. хр. 9870. Л. 73. Жданов Дмитрий Афанасьевич (1812—1897) — впоследствии преподаватель Киевской духовной семинарии, член Киевской духовной консистории, протоиерей Софийского кафедрального собора, известный проповедник, корреспондент святителя Феофана. Поздеев Матфей Автономович (1816—1892) — впоследствии 26 лет был преподавателем Орловской духовной семинарии, протоиерей Георгиевской церкви в Орле, член Орловской духовной консистории. В постриге Нестор (Петр Семенович Веселов, 1807—1850-е) — иеромонах, смотритель Херсонского духовного училища, преподаватель Калужской духовной семинарии. Цит. по: Николай Флоринский, протоиерей. Памяти преосвященного Епископа Феофана//Воскресное чтение. Киев. 1894. 22. С. 349. См. Дело о проведении испытаний студентов академии в декабре 1840 г.//ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1719. Л. 6, 7, 8, 9, 10об., 11; Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского//Труды КДА. 1894. 4. С. 422. Краснитскии В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 2. Опись рукописей святителя Феофана, поступивших в Руссик//АПРМА. Ф. свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Ед. хр. 4290. Л. 16об. См. Списки студентов низшего отделения Киевской духовной академии за 1839 г.//ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1511. Л. 1об.; Списки студентов низшего отделения Киевской духовной академии за 1839 г.//РГИА. Ф. 802. Оп. 2. Ед. хр. 337. Л. 8об., 46об. Николай Флоринский, протоиерей. Памяти преосвященного Епископа Феофана//Воскресное чтение. Киев. 1894. 22. С. 349. Впоследствии протоиерей кафедрального собора в Вятке. (Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894: в 5 т. Т. 1: 1815–1859. –М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. С.186.) См. Краснитскии В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 1об.—2.

http://bogoslov.ru/article/5073540

[x] Сметы постоянных и единовременных расходов Русской Духовной Миссии в Иерусалим от 28 августа 1847 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Д. 3605. Ч. 1. Л. 89, 97. [xi] См. Определение Св. Синода о награждении иеромонаха Феофана (Говорова) дополнительным годовым окладом бакалаврского жалованья от 29 октября 1847 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 1746. Л. 1—3об. [xii] Копия с инструкции архимандриту Порфирию (Успенскому), направляемому в Иерусалим//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 9. Л. 97. [xiii] Письмо митрополита Антония (Рафальского) к Иерусалимскому Патриарху Кириллу II//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. 1847 г. Д. 19. Ч. 1. Л. 56об. [xiv] Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к С. О. Бурачку от 19 ноября 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 262. Л. 10об. [xvi] См. Перевод иеромонахом Феофаном (Говоровым) послания патриарха Хрисанфа//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 114. Л. 20. [xviii] См. Копия письма архимандрита Порфирия (Успенского) от 21 февраля 1848 г. О прибытии в Иерусалим//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 80—81. [xix] См. Письмо русского посланника в Константинополе В. П. Титова к генеральному консулу России в Сирии и Палестине К. М. Базили от 22 января 1847 г.//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 9, Л. 96—103об. [xx] См. Копия письма архимандрита Порфирия (Успенского) от 21 февраля 1848 г. О прибытии в Иерусалим//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 80—81. [xxi] Отчет Миссии о водворении в Архангельский монастырь в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3606. Л. 9—10об.; Донесение архимандрита Порфирия (Успенского) от 4 сентября 1848 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед хр. 326. Л. 121—123об., План Архангельского монастыря в Иерусалиме, где помещалась Миссия//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед хр. 326. Л. 553об.—554. [xxii] См. Леонид (Кавелин), архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М., 2008. 484 с. [xxvii] Отчет об ученых занятиях Русской духовной миссии в Иерусалиме за 1849 г., составленный архимандритом Порфирием (Успенским)//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об.—245.

http://bogoslov.ru/article/5552309

Василия Великого начинается великой вечерней.  Ед. хр. 16. Л. 43. Письмо, рук. Ед. хр. 16. Л. 48, 49. Письмо, машинопись. 678 Мельников-Печерский — Павел Иванович Мельников (псевдоним Андрей Печерский, 1818—1883), русский писатель, автор произведений о старообрядцах, в романах “В лесах” и “На горах” изобразил народную жизнь Заволжья. 679 …единоверка…единоверами называются старообрядцы, на определенных условиях соединившиеся с Православной Церковью, единоверие в России появилось в 1800 г. при митрополите Московском Платоне (Левшине) , который предложил правила присоединения старообрядцев (подчинение епархиальному архиерею, признание таинств Православной Церкви, сохранение особенностей старообрядческого богослужения, избрание единоверческих священников прихожанами и т.д.). 680 …по Тертуллиану … “человеческая душа по самой своей природе христианка”. — И. С. Шмелев цитирует одного из выдающихся христианских апологетов Квинта Септимия Флорента Тертуллиана (ок. 160 — после 220), который в трактате “Апологетик” (Apologeticum, 17) назвал душу “христианкой по природе” (anima naturaliter Christiana). 681 …я хочу дать твою странную “болезнь” — Дари. — во 2й части романа “Пути небесные” И. С. Шмелев подчеркивает связь между физическим состоянием главной героини и ее духовным становлением. 681а …проект корпуса “Нормандии” (фр.)… — имеется в виду лайнер “Нормандия” (1935), в проектировании которого участвовали русские инженеры.  Ед. хр. 68. Л. 53, 54. Письмо, рук. 682 …Гретой-Гарбо! — актриса Грета Гарбо (1904—1990) сыграла главную роль в голливудской экранизации “Анны Карениной”.  Ед. хр. 69. Л. 20, 21. Письмо, рук. Ед. хр. 69. Л. 24, 25. Письмо, рук. Ед. хр. 69. Л. 31. Письмо, рук. 683 “Да отвержется себе” — Мф. 7:7 (на церковнославянском языке “да отверзется вам”).  Ед. хр. 17. Л. 9, 10. Письмо, машинопись. 684 Поищу в его письмах о “Путях”… — уже в письмах 1935 г. И. А. Ильин сообщает о своем впечатлении от романа (отдельные главы I части “Путей небесных” публиковались в газете “Возрождение”, март 1935 — июнь 1936).

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Ед. хр. 675. Л. 9). Неподалеку от колодца, там, где когда-то стояла келья святого, был установлен большой крест: «...да у Нила Чюдотворца крест болшей, на нем Распятие Господне да 4 празники на красках, да паникадилцо медное…» (Там же. Ед. хр. 669. Л. 13). В 1657-1658 гг., при строителе старце Христофоре, возведение ц. в честь Третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи было завершено. Инициатива сооружения храма скорее всего принадлежала боярину Б. И. Морозову, к-рый укрывался в Белозерье после Медного бунта в Москве 1648 г. Боярин посещал скит и пожертвовал на новую церковь 10 р. Столько же дал царь Алексей Михайлович (Там же. Ед. хр. 676. Л. 11). Имя Морозова вписано в синодик Н. С. п. для вечного поминания (КБМЗ. РК 127. Л. 13). Деньги царя и боярина были истрачены на иконостас и освящение храма. Посадский человек из Ярославля Федор Федорович Неждановский пожертвовал на строительство храма 20 р. 29 алтын 4 деньги, Кондратий Лукин с товарищами - 30 р. (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Ед. хр. 675. Л. 10 об.). На эти деньги купили бревна, тес, гвозди, плахи, белое железо «на опайку к крестам». Ризы в новую церковь пожертвовал государь Алексей Михайлович и боярин Ф. И. Шереметев (Там же. Ед. хр. 679. Л. 9-9 об.). Царские врата для иконостаса и запрестольный образ Божией Матери «Одигитрия» дал для храма старец скита Дионисий Грездов (Там же. Л. 7 об.). Церковь торжественно освятил архимандрит Кириллова Белозерского мон-ря накануне праздника Третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи. Благодаря приходо-расходным книгам скита известно имя плотника, рубившего храм,- Трофим Иванов. Деисус для нового храма написал белозерский иконописец Григорий (Там же. Ед. хр. 677. Л. 11 об., 1 июля 1657 - окт. 1658). Доски для икон делал пустынский сторож Иван. Деисус состоял из 13 икон: «Над царскими дверми деисус стоячей 13 икон на празелени» (Там же. Ед. хр. 683, 1672 г.; в собрании КБМЗ сохр. неск. икон из этого чина: «Апостол Петр» (Дж-180), «Святитель Василий Великий» (Дж-177)). В 1681 г.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

за принца Бернарда Леопольда Лиане-Биштерфельдского. 664 …молодой художник… — Алексей Ютов, персонаж романа И. С. Шмелева “Пути небесные”. 665 …Хрисанф и Дария — христианские мученики III в., память 19 марта/1 апреля. 666 …я писал в 1916 году… — рассказ И. С. Шмелева “Лик скрытый” (закончен в 1917), посвященный сыну писателя. 667 …португальский опыт Салазара. — Антониу ди Оливейра Салазар (1889—1970), португальский государственный деятель, один из основателей партии Католический центр (1918), основатель партии Национальный союз (1930), в 1928—1940 гг. министр финансов, в 1932—1968 гг. председатель Совета министров и фактически диктатор Португалии, также в 1936—1944 гг. военный министр, в 1936—1947 гг. министр иностранных дел.  Ед. хр. 16. Л. 15, 16. Письмо, машинопись. 668 …и мамино… — И. С. Шмелеву пришло два письма (от О. А. Бредиус-Субботиной и А. А. Овчинниковой) в одном конверте. Письмо от А. А. Овчинниковой находится в РГАЛИ: Ф. 1198. Ед. хр. 68. Л. 15, 16. 669 “Труд” — стихотворение А. С. Пушкина (1830). Ед. хр. 68. Л. 9. Письмо, рук. Ед. хр. 68. Л. 21. Почтовая открытка, рук. Письмо отправлено из больницы. Адрес: Vereeniging voor Ziekenverpleging, Prinsengracht 769, Amsterdam ©, Holland.  Ед. xp. 68. Л. 42, 43. Письмо, рук. 670 проф. Беньков — учитель О. А. Бредиус-Субботиной в Высшей художественной школе (Свободные художественные мастерские, преобразованные в 1920 г. во “ВХУТЕМАС”) в 1921—1922 гг. 671 …из книжки “Богоматерь”… — вероятно, имеется в виду наиболее популярная в России начала XX в. книга Авдотьи Павловны Глинки (1795—1863) “Жизнь Пресвятой Богородицы из книг Четьи-Минеи” (М., 1840; 16 изд. М., 1915). 672 “оружие, прошедшее Ей душу” — перефразировано Лк. 2:35 . 673 “будет Мне по глаголу твоему” — Лк. 1:38 . 674 “весь Закон и пророки” — Мф. 22:40 . Ед. хр. 16. Л. 21, 22. Письмо, машинопись. 675 …исцелил слепого… — Ин. 9:6-7 . 676 Помнишь — в “Путях Небесных”! — глава II “На перепутье”.  Ед. хр. 16. Л. 38. Письмо, рук. 677 …обедни-вечерни ( Василия Великого )… — в Великую Субботу, накануне Пасхи, в православных храмах литургия св.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Экзарх архиеп. Иоанникий (Руднев; 8 дек. 1877 - 27 июня 1882) пытался восстановить авторитет Г. Э., во многом утраченный в правление его предшественника архиеп. Евсевия. Для оказания материальной помощи неимущим учащимся Тифлисской ДС было создано братство Андрея Первозванного (1880), преподавателям духовных школ были предоставлены нек-рые денежные льготы. Большое внимание экзарх уделял сохранению груз. церковных песнопений. Паства запомнила его как справедливого и оказывавшего благодеяния архиерея. В 1899 г., спустя 17 лет после перевода экзарха Иоанникия из Грузии, груз. общественность послала ему в Киев в связи с 50-летием архиерейского служения поздравительную депешу (Могзаури. 1901. 4. Стб. 362). Экзархи Павел (Лебедев) и Палладий (Раев), как и архиеп. Евсевий, не снискали популярности в среде груз. духовенства и груз. общества. При экзархе Павле из Метехского храма пропала икона Божией Матери в золотом окладе (датировка неизв.), из тифлисского Сиони - чудотворная икона св. Нины (датировка неизв.); во дворе Тифлисской ДС были сожжены груз. книги, в т. ч. неск. древних груз. рукописей (см. воспоминания Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата (Цинцадзе) - Кекел. Л. ф. Католикоса Каллистрата (Цинцадзе). Ед. хр. 109. Л. 125). Экзарх Палладий пригласил из С.-Петербурга фотографа С. Сабин-Гуса, к-рый выдавал себя за художника. Исполняя поручения экзарха, он под предлогом реставрации вывез из церквей и монастырей Зап. Грузии (Джумати, Хоби, Мартвили, Шемокмеди) множество икон, к-рые были проданы в частные коллекции. Коллекционер А. В. Звенигородский с согласия экзарха вывез из Грузии неск. десятков драгоценных предметов церковной утвари. Знаменитые коллекции Боткина, Звенигородского и др. были созданы в основном за счет вывезенных из Грузии церковных святынь и реликвий (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 63115. Л. 14). С большим уважением к груз. традициям относился экзарх сщмч. Владимир (Богоявленский; 18 окт. 1892 - 21 февр. 1898). По его инициативе был основан возглавленный им Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, назначены пенсии педагогам ОВПХК. Он выдвинул в Святейшем Синоде предложение о реорганизации Грузино-Имеретинской синодальной конторы, одобрил направленный груз. общественностью в 1894 г. в Святейший Синод доклад, где указывалось на притеснения груз. духовенства со стороны церковных властей, а также на произвол церковных чиновников, превративших церковное имущество в источник личного обогащения. В докладе, так и оставшемся без ответа, выдвигались требования об упразднении Грузино-Имеретинской синодальной конторы, о назначении экзархом груз. архиерея, об увеличении количества епархий и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 62115. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010