42 и 42 об.). Доклад 895 Учрежденного Собора Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию от 20 августа 1871 года с ходатайством о рукоположении монаха Варнавы во иеродиакона для служения в пещерных храмах (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11381, л. 32 и 32 об.). Свидетельство епископа Леонида о рукоположении монаха Варнавы во иеродиакона в храме Святителя Николая в Угрешском монастыре 29 августа 1871 года (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11381, л. 34 об.). Наградной список Московской епархии состоящего при Троице-Сергиевой Лавре Гефсиманского скита духовника иеромонаха Варнавы, представленного к наперсному кресту из Святейшего Правительствующего Синода (1888 г.) (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 14039, л. 12). Письмо иеромонаха Варнавы к Н. Китер. – Цит. по: Серафим (Роуз) , иеромонах. Будущее России и конец мира, в кн.: Святое Православие. XX век. Донской монастырь. М., 1992. Письмо от председателя Совета братства Креста в Нижнем Новгороде епископа Балахнинского Ювеналия от 27 июля 1893 года с выражением благодарности игумении Павле и иеромонаху Варнаве за помощь в миссионерской деятельности (Государственный архив Нижегородской области, ф. 583, оп. 1, д. 58, л. 22, 22 об.). Телеграмма в Петербург митрополиту Владимиру из Троице-Сергиевой Лавры о возможности захоронения тела иеромонаха Варнавы за алтарем пещерного храма Гефсиманского скита (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 16824, л. 2). Телеграмма митрополита Московского Владимира 20 февраля 1906 года архимандриту Товии о захоронении иеромонаха Варнавы за алтарем пещерного храма (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 16824, л. 6). Доклад Духовного собора Троице-Сергиевой Лавры Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону о возможности устройства придела во имя апостола Варнавы в «Пещерах» Гефсиманского скита от 30 апреля 1919 года (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 19177, л. 8, 8 об.). Протокол заседания Духовного собора Троице-Сергиевой Лавры от 30 ноября 1989 года (Протокол утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом 13 декабря 1989 года). Письмо председателя Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 1 марта 1992 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 5 В «Слове на Успение», произнесенном в Киево-Печерской Лавре в 1693 г., свт. Димитрий Ростовский говорит не о вознесении, а о «восхождении Пречистой Богоматери от земли на небо»; в православной традиции распространено и такое наименование, как взятие Пресвятой Богородицы на небо. – Ред. 11 У стрельцов-пушкарей «грачами» назывались куски свинца или чугуна, которыми они стреляли из пушек. Местность, где они селились, в пределах Земляного города, и называлась Грачи. – Ред. 12 Англо-бурская война (1899–1902) в Южной Африке велась Великобританией против потомков голландских поселенцев. – Ред. 15 Теперь гроб выставлен на поклонение в Успенском соборе Лавры, а то время он пребывал в Вифании. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Ед. хр. 9. Л. 32. Почтовая открытка, рук. Ед. хр. 63. Л. 20, 21. Письмо, рук. 434 …не по “Лизиным” мотивам, и не по “Тане”… — подразумеваются героини романов “Дворянское гнездо” И. С. Тургенева (Лиза Калитина) и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина (Татьяна Ларина). 435 “Жаворонок” — художественно-иллюстрированный журнал для детей младшего возраста, выходил в Петрограде в 1913—1916 гг., затем в 1918 г. — один номер (No 7/8), в 1923 г. — четыре номера (No 1—4). 436 … “как похож на Г. К.” — упоминается Джордж (Георгий) Кеннан.  Ед. хр. 63. Л. 25, 26. Письмо, рук. 437 …“Аргентинка”… — персонаж рассказа И. С. Шмелева “Это было”, представляющаяся главному герою воплощением женственности. 438 …“стриженую нигилистку-акушерку”… — персонаж романа И. С. Шмелева “Пути небесные”. 439 …“сахарному мужику” — аналогия с сюжетом рассказа И. С. Шмелева “Сладкий мужик” (Сладкий мужик. Берлин, 1921).  Ед. хр. 9. Л. 38, 39. Письмо, рук. 440 Эти раздоры… — речь идет о конфликте между митрополитом Антонием (Храповицким) , который возглавлял с 1922 г. Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), и митрополитом Евлогием (Георгиевским), в 1921 г. указом Патриарха Московского Тихона назначенным управляющим приходами Русской Православной Церкви в Западной Европе. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в июне 1926 г. в Сремски-Карловцы (Югославия) Синод РПЦЗ потребовал, чтобы ему подчинились все церковные иерархи русской эмиграции. От подчинения Синоду РПЦЗ отказались митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Платон (Рождественский), которые образовали самостоятельные Западноевропейский и Североамериканский митрополичьи округа. 441 …подойти от “Фомы” — т.е. апостола Фомы ( Ин. 20:19-29 ). 442 …Женька мой — персонаж романа “История любовная”. Его прототипом был друг И. С. Шмелева капитан Евгений Евгеньевич Пиуновский (?—1914). См.: Черников А. П. Лики жизни: Калужские страницы творческой биографии И. С. Шмелева. Калуга, 2002. С. 42.  Ед. хр. 9. Л. 40, 41. Письмо, рук. 443 “Свечка” — рассказ И. С. Шмелева; впервые опубликован: Руль. Январь 1925, No 1248, 1249, 1251, 1252; вошел в сб. “Про одну старуху. Новые рассказы о России” (Париж, 1927). 444 …“В ударном порядке” (из книги “Про одну старуху”) — рассказ И. С. Шмелева; впервые опубликован: Перезвоны. 1926. No 9. 445 …одному поэту… — вероятно, имеется в виду В. Н. Родионов, которому посвящена газетная публикация “Вербного воскресенья”. Стихотворения Родионова были собраны И. С. Шмелевым, впоследствии переданы в Российский Фонд Культуры. 446 Моя адвокатура — после окончания Московского университета (1898) И. С. Шмелев служил полтора года помощником присяжного поверенного. 447 …в Казенную палату во Владимире на Клязьме. — И. С. Шмелев поступил в Казенную палату в 1901 г. (РГАЛИ. Ф. 1198. Оп. 1. Ед. хр. 16). О службе И. С. Шмелева в Казенной палате см. статью Г. Д. Овчинникова (Отечественные архивы. 2002. No 2. С. 43—47).

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

2009 1 Гоголь в воспоминаниях современников. Без м. изд., 1952. С. 504-505. 2 Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т 4. М., 1897. С. 870. 3    Аксаков С. Т История моего знакомства с Гоголем. М., 1960. С. 220. 4 Дневник Веры Сергеевны Аксаковой. СПб., 1913. С. 166. 5 Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. Изд. 2-е. М., 1902. С. 16-17. 6 Там же. С. 9. 7    Гоголь в воспоминаниях современников. С. 481. 8    Чаговец В. А. На родине Гоголя//Памяти Гоголя. Научно-литературный сборник, изданный Историческим Обществом Не-стора-летописца. Киев, 1902. Отд. V С. 20. 9    См.: Погодин М. П. Кончина Гоголя//Москвитянин. 5. Отд. VII. Современные известия. С. 47. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится копия с рукописи погодинского некролога с пометами автора, графа А. П. Толстого, С. П. Шевырева и А. С. Хомякова; другой список находится в Институте русской литературы (Пушкинский Дом). Против того места, где речь идет о причащении Гоголя Святых Таин в четверг в церкви Преподобного Саввы Освященного, Погодин отметил: «Это рассказывал мне после сам священник» (РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 2; ИРЛИ. Ф. 652. Оп. 2. Ед. хр. 55. Л. 4). 10    Из воспоминаний княжны В. Н. Репниной о Гоголе//Русский Архив. 1890. 10. С. С. 232. 11    Погодин М. П. Кончина Гоголя//Москвитянин. 1852. 5. Отд. VII. Современные известия. С. 47. 12 ГИМ. Ф. 380. Ед. хр. 1. Л. 7 (рукопись записок доктора А. Т. Тарасенкова); Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 854. 13    РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 4; ИРЛИ. Ф. 652. Оп. 2. Ед. хр. 55. Л. 6. 14    Тарасенков А. Т Последние дни жизни Н. В. Гоголя. С. 22. 15    РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 3. 16     Погодин М. П. Кончина Гоголя. С. 48. 17    Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 11. С. 536. 18    Тарасенков А. Т Последние дни жизни Н. В. Гоголя. С. 28. 19    На иконе Богородицы «Неопалимая Купина» среди других символических изображений есть и лествица, образ сошествия Господа на землю через плоть Богородицы как по некой лестнице.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

О том чтобы ушедших из монастырской вотчины крестьян выслать в оную: последовала лета 7100, от Р. Хр. 1592 г., с черною восковою печатью. О платеже денежного оброка с монастырских промыслов по писцовым книгам: последовала лета 7100, от Р. Хр.1592 г., с печатью черного воска. Сия грамота подтверждена царями Борисом Феодоровичем, Василием Иоанновичем и Михаилом Феодоровичем. Жалованная по челобитью Никольских на Кирилловских и на Соловецких старцев о платеже денежных доходов,7100, а от Р. Хр. 1592 г., в столбце, за черною печатью. О пропуске воска и свечей: последовала лета 7103, а от Р. Хр. 1595 г., с черною восковою печатью. 3. Грамоты под именем Царя Дмитрия Иоанновича О пропуске монастырского дощаника с 4000 пуд. соли: последовала лета 7113, от Р. Хр. 1605 г., с большою висячею черного воска печатью. О выдаче монастырю руги по 50 руб. в год: последовала лета 7114, от Р. Хр. 1606 г., с черною восковою печатью. 4. Грамоты Царя и Великого Князя Василия Иоанновича О рыбных ловлях и о пропуске монастырского дощаника с солью к Вологде: последовала лета 7115, а от Р. Хр. 1607 г., за подписом при царе Михаиле Феодоровиче, за красною висячею печатью. О пропуске монастырского насада с 4000 пуд. соли беспошлинно: последовала 7116, от Р. Хр. 1608 г. с печатью черного воска. 5. Грамоты Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича О Лицко-Двинском рыбном езовом промысле: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615, за черною печатью. О не взимании оброка с монастырского Варзужского промысла: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615 г., с черною восковою печатью. О владении монастырю Якокурским островом: последовала лета 7128, от Р. Хр. 1620 г., за черною печатью. Несудимая, о вотчинах монастырских, и о рыбных ловлях и о промыслах соляных беспошлинно и о жалованных деньгах: последовала лета 7129, от Р. Хр. 1621 г., с висячею красного воска печатью. На деревни и дворы монастырские: последовала лета 7129 (1621), за красною висячею печатью. О дозволении монастырю в Тотьме, Вологде и иных городах продавать рыбу и соль, и покупать церковные и всякие монастырские про годовой обиход запасы беспошлинно: последовала лета 7132, от Р. Хр. 1624 г., с печатью красного воска.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Груз. общественность, еще во 2-й пол. XIX в. поднявшая вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ, возлагала большие надежды на Февральскую революцию. Однако, когда стало ясно, что Временное правительство, обещавшее восстановление независимости ГПЦ, сохранило Г. Э. и все права экзарха, груз. духовенство приняло решение объявить о неподчинении Временному правительству (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 52; Оп. 27. Ед. хр. 4671. Л. 31; Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 488. Ед. хр. 26429. Л. 3; Иверия. 1906. 4. С. 12; Цагарели. 1912. С. 324-327; Закавказье. 1907. 188. С. 3). Мцхетский Собор и провозглашение восстановления автокефалии ГПЦ 12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем соборе Светицховели был проведен Собор духовенства всей Грузии, где была провозглашена автокефалия ГПЦ. В Постановлении Мцхетского Собора, зачитанном в тот же день в Светицховели в присутствии 10 тыс. чел., говорилось: «Приняв во внимание, что 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежало компетенции никакой силы, за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление и что 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить преосвященного Леонида (Окропиридзе), епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью, под его председательством, учредить Временное Управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц» ( Егоров. 1917. С. 9). Во Временное управление (ВУ) ГПЦ вошли: епископы Антоний (Гиоргадзе), Леонид (Окропиридзе), протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе, свящ. Василий и прот. Полиевкт Карбелашвили, миряне И. Вартагава, В. Барнов, С. Георгадзе, Т. Сахокия, Г. Кипшидзе, С. Мгалоблишвили, Д. Давидов-Давиташвили, А. Натрошвили (Сакартвело. 1917. 59. С. 4). ВУ должно было разработать необходимую документацию для передачи ее во Временное правительство, Положение об управлении ГПЦ, а также взять на себя подготовку груз. Архиерейского Собора, к-рый должен был подтвердить акт восстановления автокефалии ГПЦ и избрать Католикоса-Патриарха всей Грузии. Кавказский Экзархат (1917-1920)

http://pravenc.ru/text/168201.html

1623. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 3. 1624. Там же. Ед. хр. 3. Л. 4. 1625. Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. IX. 1626. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 98. 1627. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 79. 1628. Там же. Л. 80 об. 1629. См. Письма Игнатия Брянчанинова к Антонию Бочкову. С. 8–9, 15–16, 19, 24, 25–26. 1630. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М., 1877. С. 209–210. Ср.: Голицын Н. С. Указ. соч. С. 373. 1631. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 3–3 об. 1632. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 253–254. Приводимые в биографических очерках в «Чтениях в ОИДР» (1874. Кн. 4. С. VI) и в словаре «Русские писатели, 1800–1917» (т. 1. С. 323) даты ошибочны. 1633. Воспоминания архимандрита Пимена. С. 209. 1634. См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 252. 1635.  И. А. Череменецкий Богословский монастырь//Домашняя беседа. 1866, С. 187. И. А. — криптоним А. Бочкова, неотмеченный у И. Ф. Масанова и расшифровываемый как «Инок Антоний» или «Игумен Антоний». Принадлежность очерка перу о. Антония сомнению не подлежит, поскольку в архиве Бочкова сохранился его рукописный вариант (см.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 83–84 об.) 1636. Воспоминания архимандрита Пимена. С. 209. 1637. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 249–250. 1638. Воспоминания архимандрита Пимена. С. 209. 1639. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 16 об. 1640. См. отзывы о В. И. Аскоченском в письмах к Е. Н. Шаховой. 1641.  Голицын Н. С. Указ. соч. С. 373. Ср.: отзыв Чумикова//Русская старина. 1889, С. 380. 1642. См. о нем: Воспоминания архимандрита Пимена. С. 270–281; Исторический очерк Николо-Угрешского мужского монастыря. М., 1872. 1643. По-видимому, именно о нем упоминает Бочков в письме к Е. Н. Шаховой от 25 апреля 1871 г., где характеризует своего товарища по скиту: «…московский дворянин, знающий многие языки… человек голубиного характера и еще стихотворец» (РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

66 ОР РГБ. Ф. 78. К. 30. Ед. хр. 30. Л. 3–3 об. П. П. Птицын – А. В. Горскому от 11 апреля 1834 г. 68 Субботин Н. Воспоминания, заметки и письма. А. В. Горский//Русское обозрение. 1896. Т. 37. С. 268, 269. 69 Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1842; 1852; 1857; 1873; 1890; 1996. См. черновые записи: ОР РГБ. Ф. 78. К. 10. Ед. хр. 4–5; К. 11. Ед. хр. 1–2. 70 Калинников Н. А. В. Горский. Несколько личных воспоминаний//Церковно-общественный вестник. 1876. 1. С. 7. 87 См.: Мельков А. С. Митрополит Филарет и Московские духовные школы//Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности молодых ученых в областях гуманитарных, естественных и технических наук в 2003 году. М., 2004. 88 Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской Духовной Академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти, 11 и 22 октября 1900 года, с приложением некоторых неизданных бумаг из архива А. В. Горского. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1900. С. 61–62. 96 Соловьев С. М. Мои записки для моих детей, а если можно, то и для других//Вестник Европы. СПб., 1907. 3. С. 76. 114 Нечаев В. П. Святитель Дмитрий, митрополит Ростовский. М., 1848; Остроумов И. Н. История Флорентийского собора. Магистерская диссертация, переработанная проф. А. В. Горским. М., 1847; См.: ОР РГБ. Ф. 78. К. 35. Ед. хр. 2. Остроумов И. Флорентийский собор. 115 См.: Письма Филарета, архиепископа Черниговского к А. В. Горскому. С. 241–242; Барсуков Н. П. Указ. соч. Т. 10. СПб., 1896. С. 380; Т. 11. СПб., 1897. С. 221. 122 См.: Сборник, изданный Московской Духовной Академией по случаю празднования ее пятидесятилетия. М., 1864. 124 Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV по ХХ век. СПб., 2000. С. 409. 133 См.: Викторов А. Е. Последнее мнение Шафарика о глаголице//Летописи русской литературы и древности: в 2 т. Т. 2. Кн. 4. Отд. 1. М.: Н. Тихонравов, 1859. С. 67–150. 137 ОР РГБ. Ф. 78. К. 26. Ед. хр. 81. Л. 6–6 об. В. Д. Кудрявцев – А. В. Горскому от 12 апреля 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1045 Там же, л. 19 об. Преп. Амвросий Оптинский , объясняя требования, предъявляемые к истинному монаху, призывал: «Если… не хотим жить по своей воле и разуму, то не должны уклоняться от стези и учения свв. отцов, которые велят нам смиряться, покоряться, отсекать свою волю» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 118. С. 101–102). 1046 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. «Воля Божия исполняется в отсечении своей воли» (Письма о. Антония. С. 245). 1047 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3. «В монастыре первый долг – отвержение себя, своей воли и разума» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1048 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 84. «Отвержение своей воли и разума составляет крест или скорбь, служащие нам на спасение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1050 Там же, л. 101 об. Оптинский старец Макарий тем, кто жил по своей воле, говорил, что наша воля есть медная стена между Богом и нами. (Письма о. Макария. Т. 3. С. 496). Игумен Антоний Оптинский утверждал, что своевольник никогда не находит покоя в своих действиях, потому что «своя воля человека не столько учит, сколько мучит» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 110). 1051 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 28. Оптинский игумен Антоний писал: «Самосмышлению своему не верьте ни в чем» (Письма о. Антония. С. 233). 1052 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Преподобный Амвросий Оптинский учил: «По мысленным внушениям, и то с рассуждением и великим рассмотрением, живут одни только совершенные. А новоначальные и немощные и страстные должны жить под правилом и руководством» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 126. С. 110). 1053 «Без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не только рукоделия какого и внешнего упражнения, но самой молитвы, то есть келейного правила, количества поклонов, чтения книг, воздержания, поста, бдения, трудов и проч… И если они не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою матерью Вашею, то и Богу не будут приятны» (Письма о. Антония. С. 233). В письме к новопостриженному монаху о. Антоний Оптинский писал: «Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет Вам более пользы, нежели тысячу поклонов своевольных, чему верьте без сомнения» (Письма о. Антония. С. 239).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иеросхим. Нил (Прихудайлов). Литография. Нач. XX в. (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 21.11. 1801, с. Васильевское Шуйского у. Владимирской губ.- 20.07.1870, Успенский скит Ниловой Сорской пуст.), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни (1837-1844; 1852), подвижник благочестия, духовный писатель, иконописец. Сохранились автобиографические записки Н. (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4, 1858 г.), его письма, дневники. На основе автобиографии подвижника и собственных воспоминаний келейник Н. иеродиак. Герасим (Никитин; впосл. схиигум. Нил; 1833-1913) в 1877 г. составил «Записки...» о своем духовнике (Там же. Ед. хр. 5). По поручению прп. Иакова (Поспелова) , архимандрита Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , духовный писатель А. Ф. Ковалевский составил жизнеописание Н. (ныне рукопись хранится: КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 6. 326 л.). В письме к архим. Иакову от 24 окт. 1883 г. Ковалевский писал: «Преотрадное занятие дали Вы мне на зиму (1883 г.- Е. Р.) присылкою рукописей и материалов для биографии старца Нила… записки о. Герасима превосходны, любуюсь ими и увлекаюсь их святою простотою и ясностию. Автобиография старца вся в них, и это очень меня облегчило, ибо я плохо разбираю почерк самого старца и с трудом одолеваю смысл его писаний» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 20 об.). Кроме присланных ему документов и материалов Ковалевский включил в очерк воспоминания архим. Иакова, статс-дамы Т. Б. Потёмкиной и др. людей, знавших подвижника. Работу над жизнеописанием Н. писатель завершил к маю 1884 г. (опубл.: Ковалевский. 1884, 1897). Все документы он вернул в Кириллов мон-рь (ныне хранятся в РГАДА и КБМЗ, автобиография и «Записки…» переданы в Кирилло-Белозерский музей в 1997 г. жителями г. Кириллова Т. В. и К. С. Церковницкими). Составленное Ковалевским жизнеописание одобрил архим. Иаков; в письме кирилловскому настоятелю от 28 мая 1884 г. автор радостно заметил: «Вы одобряете мое изложение; слава Богу, умудрившему меня…» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 27 об.).

http://pravenc.ru/text/2577629.html

1003 Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 1988. С. 165. 1006 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 48. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 5. М., 1862. С. 192. Далее – «Письма о. Макария». 1007 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 25 об. Преп. Амвросий Оптинский пишет: «Насильно никого не приведешь ко спасению… Воли человека и сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет» (Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. I. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. Сергиев Посад, 1908. П. 150. С. 132. Далее – «Письма о. Амвросия к монашествующим»). Оптинский старец иеросхимонах Макарий писал: «Всякому человеку дан разум, свободная воля и ко испытанию их закон» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 333). «[Бог] сотворил человека самовластным и хочет, чтобы он сам избирал правый путь и к Нему стремился. Он же готов ему вспомоществовать и укреплять в этом, но не нудит нехотящего избирать правый путь» (Письма о. Макария. Т. I. С. 196). 1008 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 103 об., 106. Оптинский старец Амвросий указывал на то, что действия благодати и воли человека находятся в тесном взаимодействии: «Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи… С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу: тогда сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего по сказанному: «Без мене не можете творити ничесоже " ». (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 3. С. 3). 1009 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 99. Преп. Амвросий также писал: «Творец видимого и невидимого мира на земле явился странником… и за грехи рода человеческого принес Себя в жертву Богу и Отцу вольными страданиями и крестной смертью » (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 22. С. 30). 1010 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 4. Оптинский иеросхимонах Макарий писал: «Для всех ищущих спасения Господь показал путь – исполнение Его заповедей, во святом Евангелии нам переданных» (Письма о. Макария. Т. I-I. С. 9). «Главная цель наша должна быть – исполнение заповедей Божиих, которыми очищается сердце наше от страстей и исполняется плодов духовных» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 148).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010