Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с вехозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. " песах " ), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи. Другое древнее толкование праздника, обязанное своим происхождением греческим экзегетам, связывает его с созвучным греч. " страдаю " . Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер плотию, но плоть Его соединена в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Богом Словом. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь. В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей сошел во ад, " яко восхоте " , ниспровергнул смерть, " яко Бог и Владыка " . Воскрес тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления. Сломив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни вечной. Иисус Христос воскрес, как начаток умерших, перворожденный из мертвых ( Кол. 1, 18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос. Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий - " воскрес яко Бог " . Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения.

http://zavet.ru/pasha01.htm

2) Царем относительно редко, но все же вполне определенно, именуется Бог Отец. В одной из главнейших молитв - в молитве к Богу Отцу, преподанной Христианам Самим Иисусом Христом во время Нагорной проповеди «Отче наш...», Царская Слава Бога Отца выражается прошением: « да пр i идетъ Цapcmbi е Твое » (Мф. 6, 10; Лк. 11, 2) и свидетельствованием: « Яко Твое есть Царств i е и сила и слава во веки. Аминь » (Мф. 6, 13)(61). 3) Чаще всего, и в Священном Писании, и в молитвах, и в Богослужебной гимнографии, и в Святоотеческих писаниях, и в церковной литературе вообще Царем именуется Бог Сын Иисус Христос. Само второе имя Бога Сына «Христос», слово «Христос» в переводе с греческого языка означает «Помазанник», что, в свою очередь, является устойчивым синонимом титула «Царь». По плоти Иисус Христос прямой Потомок второго Царя Израиля и первого Царя из Династии Князя Иуды - Давида. Именно поэтому в Священном Писании Иисус Христос многократно именуется Сыном Давидовым и Царем Иудейским. Вместе с тем Иисус Христос в Новом Завете именуется и Сам называет себя Царем не от мipa сего, то есть Царем Небесным. Вслед за Новым Заветом Иисус Христос постоянно титулуется как Царь Небесный и в Священном Предании - в Богослужении, молитвах, Богословии в Истории Церкви(62). 4) Царем Небесным именуется и Бог Святой Дух. Главная молитва, обращенная к Святому Духу, так и начинается: «Царю Небесный Утешителю Душе Истины...»(63). 5) Царицей Небесной титулуется Пресвятая Богородица - Мать Иисуса Христа по человечеству, по плоти. Такая титулатура не встречается в Новом Завете, но в Богослужебных и Святоотеческих текстах Царица Небесная один из самых устойчивых титулов Девы Марии. В Русской Православной Церкви в связи с явлением 2 Марта 1917 года - в день отречения Святого Императора-Мученика Николая от Престола - в селе Коломенском иконы Божией Матери «Державная» бытует неофициальное предание, по которому Царицу Небесную почитают как мистическую Царицу России на безгосударное время вплоть до грядущего Воскресения Русского Царства(64).

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

Христос воскрес из мертвых . В этом вся христианская проповедь, основное учение и великая надежда. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Но Христос воскрес, и об этом поет Церковь наша сорок дней, от Пасхи до Вознесения. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Потому смерть в свете Христа остается как трагедия и ужас. Это явление глубоко инородное и чуждое Бога и Жизни. Поскольку смерть Спасителя предшествовала нашей смерти, во Христе смерть становится еще и путем к более глубокому и совершенному единству человека с Богом. В этом парадокс, но и победа веры нашей. Орудия дьявола становятся средством всемирного спасения, путем к вечной жизни как человека, так и всего творения. Нет больше смерти, поскольку Христос воскрес и жизнь жительствует. Перевод с греческого священника Филиппа Парфенова. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 апреля, 2023 11 февраля, 2023 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 25 апреля, 2023 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 13 апреля, 2023 8 апреля, 2023 11 февраля, 2023 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/smert-vstrechat-s-rado...

Важен еще один богословский акцент рассказов Евангелиста Луки. Апостол Петр в его изображении не только берет за образец действия Иисуса Христа, но и совершает чудеса силою Иисуса Христа. Он не говорит Энею: «Я исцеляю тебя!» Но говорит: «Исцеляет тебя Иисус Христос!» А перед воскрешением Тавифы он, «преклонив колени, помолился» (Деян. 9, 40). Не сила Апостола, но сила Победителя смерти могла исцелить расслабленного Энея и вернуть к жизни умершую Тавифу. Коленопреклоненная молитва Петра тоже происходила без свидетелей. Поэтому здесь мы снова можем предполагать «богословско-иконописное» творчество Евангелиста. Так было, ибо так должно было быть! Наконец, - и это особенно примечательно, хотя далеко не всеми замечается, - очень важен в богословском отношении один глагол, который использует в своем рассказах апостол Лука. При исцелении разбитого параличом Энея Апостол Петр приказывает ему: «Эней, встань!» И он тотчас встал с постели. При воскрешении Тавифы Петр приказывает ей: «Тавифа, встань!» И она тотчас села на постель. Вот этот глагол: «встань!». Каждому не знающему греческого языка прихожанину православных храмов известно по меньшей мере одно греческое слово, которое часто звучит в пасхальные дни именно по-гречески: «Христос анéсти!», то есть «Христос воскресе!», буквально же «Христос встал!», или более приподнято «Христос восстал!». Но тот же самый глагол звучит и в повелениях Апостола Петра: «Эней, анáстифи! Тавифа, анáстифи! Встань! Воскресни!». Это очень знаменательно. Разумеется, исцеление от паралича или возвращение к земной жизни, за которой рано или поздно все равно неизбежно последует смерть, по своей сути несопоставимы с Воскресением Христовым. Однако уже чудеса исцелений и воскрешений, совершенных Господом, Им же объяснялись как благие знамения грядущего спасения, начало которому было положено Воскресением Христовым. Эти знамения продолжают и воплощают в действиях Апостолы Христовы и другие последователи Иисуса Христа. Чудеса исцелений и сами по себе имеют очень большое значение для страдающих людей. Они также были и остаются одним из мощных средств евангельской проповеди и приведения многих людей к вере. Но, как справедливо указывал Апостол Павел, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Только в свете воскресения Христова чудесные исцеления обретают свой глубокий смысл знамений, указывающих на грядущее спасение. Эта мысль и подчеркнута в рассказах об Энее и Тавифе: возвращение здоровья и жизни в этом мире должны пониматься как радостные знаки того, что Бог, Который «воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6, 14).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

До Своего воскресения Он настолько мало говорит им и о Церкви, что до этого момента они продолжают понимать данный термин в смысле привычного им еврейского слова kahal, которое означает «собрание», в том числе – верующих, но еще не подразумевает столь важное для Нового Завета обильное присутствие даров Св. Духа. Только после своего воскресения из мертвых Господь беседовал с апостолами «о Царствии Божием» ( Деян 1:3 ) и только «тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк 24:45 ). Попытка филологического анализа немногих фраз Евангельского текста не дает ничего нового. Греческий термин εκκλησα [экклесиа] восходит к глаголу εκκαλω [эккалео] («призываю») и означает «собрание», т. е. является греческим переводом соответствующего древнееврейского термина. Характерные черты этого собрания филологический анализ не способен раскрыть. Вот почему, по словам протопресвитера Евгения Авилонова, «Христос Спаситель создал Свою Церковь … но определения Церкви не дал». По мысли этого же автора, совершенно неправильно было бы пытаться дать теоретически-отвлеченное определение Церкви. Говоря о Церкви, следует иметь в виду, что она «представляет собой не умозрительную истину и не отвлеченную величину, но истинную и живую действительность». Поэтому Христос и беседовал со своими учениками о Церкви уже после того, как совершил дело спасения человека – после воскресения. По этой же причине в Священном Писании Нового Завета учение о Церкви подробно излагается после совершившегося факта Пятидесятницы, при котором благодать Св. Духа обильно излилась на верующих – в книге Деяний и в посланиях святых апостолов. Церковь как таинственное Тело Христово Дабы подчеркнуть, что Церковь не является сообществом людей в привычном и распространенном смысле этого слова, апостолы использовали два ярких и значимых образа. Они указывали, что истинным «основанием» и «краеугольным камнем», без которого все здание Церкви бесповоротно рушится, является Господь Иисус Христос ( 1Кор 3:11 ; Еф 2:20 ; 1Пет 2:4–5 ). Протопресвитер Евгений Аквилонов замечал, что в этом – принципиальное отличие христианства от прочих религий, поскольку основатели последних провозглашали, что подчиняются Богу и только через Него имеют косвенную, опосредованную связь со своими последователями. Христос же, будучи Сам Богом, «не основал только христианскую религию и затем, вознесшись на небо, как бы предоставил ее самой себе. Нет,… Господь наш Иисус Христоспоставил Сам Себя не в случайное или внешнее, но во внутреннее и существенное единение по отношению к принесенной Им религии».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Всем залом у образа Спасителя был спет тропарь Пасхи. Открыл программу приход храма преподобного Серафима Саровского . Настоятель протоиерей Антоний Логинов вывел на сцену пап, мам, малышей и подростков, которые слышат друг друга, поддерживают скрипочкой, сорадуются дудками, держат ритм барабанами. Прозвучали детская песенка " Поселились птицы в гнездах " , пасхальная " колядка " " По улице по широкой… " и " Пасха " Сергея Трофимова. По-домашнему теплые отношения в центре " Русские традиции " на приходе храма святого царевича Алексия . Летом семьи ездят в фольклорные экспедиции, откуда и были привезены псковский знаменный распев " Христос воскрес " , хоровод " Туру-туру пастушок " , плясовая " А ой на горе-то церковка " , исполненные ансамблем " Ветерочки " . " Добро всегда побеждает зло, Святой Георгий одолел Смога, как Христос победил смерть " , - такой смысл вложила художественный руководитель центра Анна Галица в вертепную постановку " Чудо Георгия о змие " . На нижнем " этаже " вертепа поселился змей Смог, пожиравший людей - тряпичных кукол. Накал страстей передавал хор: пел о страхе смерти, мольбе к Богу, рассказывал историю царской дочери, уготованной на съедение лютому врагу рода человеческого, но помилованной Богом, пославшим ей на помощь святого Георгия. Фольклорную тему продолжила студия народных традиций " Берегиня " с песней " Пришли, встали, Христос " и ансамбль знаменного пения " Островияне " . Греческий распев " Христос анести " звучал в исполнении паствы храма благоверных Петра и Февронии Муромских в Старом Петергофе . В ломоносовском Михайловском соборе любят классику: прихожане исполнили " Аве Мария " Джулио Каччини и " Испанский танец " Климентия Корчмарева. Хореографические коллективы " Грация " и " Золушка " представили русские народные танцы, а ансамбль " Мон кураж " - современный пластический этюд " Дождь на Неве " . После выступления хора " Крещендо " и песни " Даром Бог дает спасение " в исполнении Виктории Тизяевой на сцену вышли музыканты и танцоры со всех приходов благочиния, чтобы всем миром спеть сюиту " По улице по широкой. Христос воскрес сыне Божий " . Завершился праздник, как и начался, - молитвой.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Невозможно описать словами впечатление, которое на нас произвели эти больные. Мы были в состоянии шока и мы не знали, что сказать. Нас выручили семинаристы, хором запевшие " Христос воскресе " и пасхальные стихиры. Мы сказали больным несколько слов, которые были переведены на два местных диалекта: " Мы пришли сегодня сказать вам " Христос воскресе " и поделиться с вами пасхальной радостью... Нас привело к вам святое Евангелие... В вашем лице мы видим нашего Господа страдающим, и вы для нас так же важны, как Он... Мы чувствуем себя перед вами виноватыми: несмотря на то, что наша Церковь всегда молится за всех страдающих братьев, мы только сегодня встретились с вами... Наши дары ничтожны по сравнению с силой вашего терпения... Мы только привезли эти подарки вам... Они куплены на деньги простых людей одной далекой маленькой страны... Ее жители поминают вас в своих молитвах. Они верят, что есть трудности, более существенные, чем их собственные, и предпочитают в первую очередь помогать своим ближним. Ими были приложены большие усилия для того, чтобы мы могли сегодня встретить вас не с пустыми руками... В этих подарках - любовь многих людей, которые мысленно сейчас с нами поют " Христос воскресе " ... " А что можно еще было сказать, чтобы лица этих тяжело больных людей озарились улыбками? Они были тронуты, стали плакать. И мы тоже... Был вечер Пасхи 2007 года. Когда мы возвращались обратно, никто не проронили не слова. Только вечером, когда на Пасхальной вечерне мы пели " Христос воскресе " , мы поняли, что поем эти слова уже не так, как раньше... " Подготовил Афанасий Зоитакис По материалам греческого журнала " Косма Этолийский " http://www.pravoslavie.ru/jurnal/071116154549 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Привожу в переводе собственные слова автора об иконостасе этой церкви. «Вверху по средине, как главный образ христианской веры, находится Христос, распятый на кресте, с Марией и Иоанном по сторонам. Направо и налево по меньшей иконе, на одной Несение креста, на другой Снятие с креста, как историческое дополнение к главному образу. Затем следуют двенадцать апостолов, каждый, на отдельной доске, сидит на изукрашенном престоле с подушкой, как изображаются в лонгобардских рукописях епископы. Потом опять Христос, восседает на крылах двух Херувимов, по сторонам Дева Мария и Крылатый Иоанн Креститель». «Под апостолами идет ряд небольших образов, на которых писаны главные события из земной жизни Спасителя: Благовещение, Поклонение пастырей, Обрезание, Крещение, Принесение во храм, Преображение, Христос и Самаряныня, Вход в Иерусалим, Воскресение, Вознесение и Сошествие Св. Духа. Все эти образки исполнены жизни и отличаются величием и пристойностью. Недостаток в сочетании красок, бросающийся в глаза на иконах большого размера, здесь не так заметен. Особенно величественно сочинено Воскресение, также замечательно по необыкновенному изяществу Сошествие Св. Духа. Вознесение представлено в древне-византийском виде: Христос восседает на радуге, с двумя Ангелами по сторонам». «Под этими иконами, расположенными в виде пирамиды, идут другие, по обе стороны царских врат. Направо от зрителя, колоссальное изображение Христа, по грудь, окруженное четырьмя маленькими иконами Евангелистов, в величественно благородном, строгом стиле, а на другой стороне, в соответствие этому, колоссальный же образ Девы Марии с Младенцем. Этот образ, равно как и Св. Спиридона (о котором будет сказано ниже) особенно неудачны в колорите, тяжелы и безжизненны; все же лик Богородицы отличается торжественным достоинством». «Затем идут по обе стороны по фигуре, в натуральную величину, Св. Василий и Св. Спиридон, как значится в греческой надписи. Сверх того, несколько мелких икон; между ними икона Иоанна Крестителя, с голубоватыми с белым крыльями, по древне-типическому представлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

По той же причине спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно явил Свою Божественность и единство с Отцом. Спаситель знал, что благую весть, которую Он принес в этот мир, можно было распространить только одним способом – запечатлев ее в сердцах людей, озарив благодатью их души. Столько Господь ходил по земле, проповедовал, учил, совершал чудеса, просвещал! Неужели все это напрасно, неужели Ему так и не удалось растопить скованные льдом сердца и разбудить пребывающие в духовном забытьи души? Поэтому Христос спрашивает: За Кого почитают Меня люди? Последовал ответ: За Иоанна Крестителя, за Илию, за одного из пророков. Народ иудейский так и не признал в Нем долгожданного Мессию, люди еще не понимали, Кто находился рядом, Кто проповедовал им и совершал невиданные чудеса. А вы за кого почитаете Меня? – вопрошает Господь апостолов. «Для того Он требует от них другого мнения, – разъясняет Святитель Иоанн Златоуст, – чтобы они не думали о Нем одинаково с народом, который видел чудеса, превышающие силы человека, и почитал Его человеком, хотя бы и таким, который воскрес из мертвых, как говорил и Ирод». Христос хочет знать, как ученики, самые дорогие для Него люди, веруют в Него. И в зависимости от ответа будет понятно, готовы ли они вступить в новые отношения с Богом Отцом через Сына Его Иисуса Христа; то есть готовы ли они осознать сыновство Богу в Сыне Его. И на этот вопрос первым отвечает пламенный Петр – «уста апостолов». Когда Христос спрашивал о мнении народа, тогда все апостолы отвечали на Его вопрос; когда же об их собственном, то Петр не терпит, опережая всех, говорит: Ты – Христос. Это прозвучало среди тишины, прозвучало, как гром небесный, разграничив само время и события истории, поделив все происходящее на то, что было «до» и что «после» сего значительного исповедания. Греческое слово «христос» соответствует еврейскому слову «мессия» и означает – «помазанник», то есть посвященный и избранный Богом. Название «помазанник» произошло от помазания святым миром, через которое в ветхозаветные времена царям, первосвященникам и пророкам – людям, избранным Богом на особое служение, подавались особые благодатные дары. Господь и Спас наш Иисус, Сын Божий, и Сам истинный Бог, называется Помазанником, Христом , потому что Его человеческому естеству были сообщены все дары Святого Духа, и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Небесного Царя.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Марк был спутник и ученик Петров, а Лука Павлов. Матфей прежде всех написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших евреев, спустя восемь лет по вознесении Христовом. С еврейского же языка на греческий перевел его, как носится слух, Иоанн. Марк, по наставлению Петра, написал Евангелие, спустя десять лет по вознесении: Лука по прошествии пятнадцати, а Иоанн по прошествии тридцати двух лет. Говорят, что ему, по смерти прежних Евангелистов, представлены были, по его требованию. Евангелия, дабы рассмотреть их и сказать, правильно ли они написаны, и Иоанн, так как он получил большую благодать истины, дополнил, что в них было опущено, и о том, о чем они сказали кратко, написал в своем Евангелии пространнее. Имя Богослова получил он потому, что другие Евангелисты не упомянули о предвечном бытии Бога Слова, а он богодухновенно сказал о том, дабы не подумали, что Слово Божие есть просто человек, то есть, не Бог. Матфей говорит о жизни Христовой только по плоти: ибо он писал для евреев, для которых довольно было знать, что Христос родился от Авраама и Давида. Ибо уверовавший из евреев успокаивается, если его удостоверят, что Христос от Давида. Ты говоришь: ужели не довольно было и одного Евангелиста? конечно, довольно было и одного, но чтоб истина обнаружилась яснее, дозволено написать четырем. Ибо когда видишь, что эти четверо не сходились и не сидели в одном месте, а находились в разных местах, и между тем написали об одном и том же так, как бы то было сказано одними устами: то как не подивишься истине Евангелия, и не скажешь, что Евангелисты говорили по внушению Святого Духа! Не говори мне, что они не во всем согласны. Ибо посмотри, в чем они несогласны. Сказал ли кто-нибудь из них, что Христос родился, а другой: не родился? Или сказал ли кто из них, что Христос воскрес, а другой: не воскрес? нет, нет! В необходимом и важнейшем они согласны. А ежели они в главном не разногласят, то чему дивиться, что они по-видимому разногласят в неважном; ибо из того, что они не во всем согласны, наиболее видна их истинность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010