Сведения о писателе. Петр, Апостол Иисуса Христа, был сын рыбаря Ионы, из города Вифсаиды, находившегося при озере Геннисаретском. Апостол Андрей Первозванный был братом Петра. Его звали прежде Симоном. При первом воззрении на этого простого рыбаря Небесный Учитель предсказал, что он наречется Кифа, что значит камень (по-Гречески Петр, ( Ин.1:42 )). По призвании своем в Апостольство, Петр действительно многократно показал твердую преданность Господу ( Ин.6:68 ); ( Мф.16:16 ); и потому он был одним из приближеннейших учеников Господа. Он был свидетелем славы Христовой на Фаворе и уничижения в саду Гефсиманском. Ревность по Боге у Апостола Петра была пылкая, пламенно-стремительная. Он вдруг высказывал все, что чувствовал, за что нередко получал от Господа одобрение, но не раз слышал от Него и упреки. Например, когда Иисус объявил Себя хлебом, сошедшим с небес и дарующим вечную жизнь, и многие слушатели отошли от Него, то Петр, на вопрос Иисуса Христа, обращенный к Апостолам, не желают ли и они оставить Его, с живою уверенностью ответил: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин.6:68–69 ). Это исповедание он повторил потом в Кесарии Филипповой, когда Господь спрашивал, за кого люди почитают Его? «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», ответил Ему Петр. На это Иисус Христос сказал: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех» ( Мф.16:15–19 ) 650 . Когда же потом Иисус Христос стал говорить об ожидающих Его страданиях, то Петр стал прекословить Ему, так что Христос сказал ему: «отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн; потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое», ст.21–23; срвн. ( Мф.14:28; 16:23 ). В саду Гефсиманском Петр один вооружился против целого полчища врагов ( Ин.18:10 ), а после устрашился одной рабыни: троекратно отрекся от Христа и затем горько оплакивал это отречение. Для восстановления его в Апостольском достоинстве, Иисус Христос удостоил Петра особенного явления по Своем воскресении ( 1Кор.15:5 ). Первый начав проповедовать Воскресшего, Апостол Петр обратил ко Христу тысячи Иудеев и положил начало веры между язычниками через обращение ко Христу сотника Корнилия. Он исцелил хромого: изрек суд Анании и Сапфире ( Деян.5:10 ); обличил коварство Симона волхва ( Деян.8:20 ): в Лидде исцелил Енея; в Иоппии воскресил Тавифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотями ( Гал. 5:24 ). Распять плоть должно воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными. Например, гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло. Мы противимся этому желанию. Вспоминая, как Господь наш Иисус Христос на кресте молился за Своих недругов, и мы начинаем молиться за своего и угашаем таким образом гнев. Вот это и значит, что мы распяли страсть гнева. Пятый член Символа веры Верую во единого Господа Иисуса Христа, воскресшаго в третий день по писанием, аминь. Господь наш Иисус Христос даровал нам доказательство того, что Его страдания и смерть спасительны для нас, в Своем славном воскресении. Святой ап. Павел пишет: ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. (Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших) ( 1Кор. 15:20 ). А о том, в каком состоянии находился Господь наш Иисус Христос от смерти Своей до воскресения, хорошо сказано в одном пасхальном и литургийном песнопении: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный. Адом на греческом языке называется место, лишенное света. В христианском учении под ним разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединеннаго с ним света и блаженства. А сходил в ад Спаситель наш с целью проповедывать там победу над смертию и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия. Так свидетельствует и слово Божие, говоря: Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умершвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1Петр. 3:18–19 ). «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Победную поющия – рифма к окончанию ирмоса (следует отметить, что в греческих канонах тропари ритмически подобны ирмосу соответствующей песни; к сожалению, в славянском переводе эта связь обычно утрачивается). Песнь 1, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Небеса убо достойно да веселятся,/земля же да радуется,/да празднует же мир,/видимый же весь и невидимый:/Христос бо воста,/веселие вечное. Небеса достойно да веселятся,/земля же да радуется,/да празднует и весь мир,/как видимый, так и невидимый:/ибо Христос восстал, веселье вечное. Небеса по достоинству пусть возвеселятся, а земля возрадуется, пусть же празднует мир, и видимый весь, и невидимый, ибо Христос восстал, веселье вечное. Небеса достойно да веселятся, земля – да радуется, и да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселие вечное. Небеса убо достойно да возвеселятся, земля же да радуется – заимствовано из Слова свт. Григория на Рождество Христово, где он говорит следующее: «И чтобы сказать вместе: да возвеселятся небеса и да возрадуется земля ради Небесного, потом Земного» (то есть Христа), а Богослов в свою очередь заимствует это из Пс 95:11: «Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его». Да празднует же мир, видимый же весь и невидимый – заимствовано из Слова свт. Григория на Пасху, где показан явившийся святому ангел, который говорит: «Ныне спасение миру, видимому и невидимому». Христос бо воста – заимствовано из того же Слова: «Христос из мертвых (то есть восстал) – Совосстанъте с Ним и вы». Эта мысль свт. Григория — аллюзия на слова ап. Павла «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1 Кор 15:20 ), «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим 6:5 ), «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим 8:11 ), «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» ( 1 Кор 6:14 ) и «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» ( 2 Тим 2:11 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

Будем же готовы, по словам аввы Иоанна Колова, повергнуть себя перед Господом в разуме и повиноваться заповедям Божиим в смиренномудрии, чтобы сподобиться через это благодатной Божественной любви. Аминь. Христос воскресе! Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них. ( Деян.14:15 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Вчера мы говорили о том, как Бог призвал к истинной вере язычника — сотника Корнилия, и апостол Петр пришел по его зову для благовестия и вразумления. Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.14:6-18 ) переносит нас в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, где побывали апостолы Павел и Варнава и сотворили во имя Христа чудо исцеления. Ликаония была особой областью Малой Азии, жители которой разговаривали на ликаонском наречии, которое одни исследователи относили к ассирийскому языку, другие считали тождественным каппадокийскому, третьи называли испорченным греческим. Населяли Ликаонию язычники, среди вероисповеданий преобладал культ Зевса, или Зевеса. Близ города Листры был даже сооружен храм Зевса. Народ, живший здесь, свято верил в предание, что однажды Зевс и Гермес (или по-другому — Ермий) явились на землю в виде людей. Но никто на земле не принял в дом этих странников, все гнали их от себя. Только один старик-крестьянин по имени Филемон со своей женой Бавкидой проявили по отношению к богам гостеприимство, приняли в своем доме, угостили тем, что сами имели в этот день на столе. Люди поплатились за свою жестокость — боги истребили все население. Только добрые и щедрые Филемон и Бавкида остались целы и невредимы. Они стали стражами великолепного храма, а когда умерли, языческие боги обратили их в два больших, красивых и раскидистых дерева. Вот поэтому народ Ликаонии с особым трепетом и благоговением относился теперь к Зевсу и Ермию, и именно за них люди приняли апостолов Павла и Варнаву, совершивших невиданное в тех краях чудо.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

причаститься, стать как бы частицей Христова тела, если мы хотим приобщиться, т. е. с Ним иметь общую жизнь, то мы должны быть готовы приобщиться всему тому, что Христово: не только славе Его Воскресения, победе, одержанной Им в Его теле, в Его душе, на кресте, а приобщиться всему. Евангелие рассказывает, как однажды на пути в Иерусалим, где Он должен был умереть, Христос начал говорить Своим ученикам о том, что они восходят в Иерусалим, и что Сын Человеческий предастся в руки человек грешных; и оплюют Его, и избиют Его, и убьют Его, а в третий день Он воскреснет. Двое из Его учеников (причем из светлых, из великих Его учеников, Иоанн и Иаков) подошли к Нему и стали просить о том, чтобы, когда Он придет в Своем Царстве, уже победив, Он им дал сидеть по правую и левую руку от Себя (Мк. 10, 35). Из всего, что слышали они от Христа, они услышали только о Его победе; и единственная мысль удержалась в их сознании: когда придет победа, Христос им может дать встать одесную и ошуюю Себя. Они не заметили как бы, что Христос говорил о том, какой ценой эта победа будет одержана. Они могли бы остановиться только на этом, потому что это было самое главное, этому надлежало случиться с их Учителем, с их Другом; нет — они прошли мимо этого и подумали только о том, что с ними будет, когда победа придет. И Христос тогда им сказал: можете ли вы креститься тем крещением, которым Я буду креститься? можете ли пить чашу, которую Я буду пить?.. Креститься и по-славянски и по-гречески значит погрузиться: готовы ли вы погрузиться, с головой уйти во все то, что со Мной сейчас случится? готовы ли вы пить до конца чашу, которую Я буду пить?.. И ученики сказали: да. — И Христос сказал вещь очень для нас важную: крещением, которым Я буду креститься — и вы будете креститься; чашу, которую Я буду пить — и вы будете пить; а сесть по правую и левую руку от Меня — Я не могу дать, это может сделать Отец в Своей мудрости. Это не угроза, и это не обещание. Можно это перевести так: Неужели в момент, когда Я

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1271...

Пятый член Символа серы читается: (Верую в Господа Иисуса Христа) и воскресшего в третий день по писанием. Общее содержание пятого члена . В этом члене говорится о воскресении Иисуса Христа из мертвых. Значение воскресения Христова в совершении нашего спасения . Воскресение Иисуса Христа служит ближайшим доказательством того, что Его страдания и смерть спасительны для нас, людей, что мы действительно искуплены и оправданы Им ( Рим.4:25 ; 1Кор.15:17 ), и, кроме того, Своим воскресением Спаситель положил начало и нашему блаженному воскресению Ап. Павел говорит: Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор.15:20 ). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших 79 . Сошествие Господа Иисуса Христа во ад . Состояние, в котором находился Иисус Христос после своей смерти до воскресения, изображает следующая церковная песнь: Во гроб плотски, во ад же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престол был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный. Во гробе Ты был, Христе, телом, во аде – душою, как Бог, в раю – с разбойником и на престоле – со Отцом и Духом, наполняя все, Неописанный (то есть Неограниченный каким-либо местом) 80 . Слово ад – греческое и означает место, где нет света. В христианском учении под именем ада разумеется духовная темница, то есть, состояние духов, которые вследствие своих грехов удалены от общения с Богом и потому лишены света и блаженства ( Иуд.1:6 ; Октоих 5:2,4). Иисус Христос нисходил во ад для того, чтобы и там проповедать победу над грехом, смертью и дьяволом , и вывести оттуда в царство небесное души, которые с верою ожидали Его пришествия. Об этой цели сошествия Господа Спасителя во ад говорит ап. Петр: Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1Пет.3:18–19 ). Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (то есть телом), но ожив духом, которым (то есть духом) Он и находящимся в темнице духам сошедши проповедал 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В. Ф. Марцинковский, в частности, уточняет: «Слово ″Дева″ стоит и в сирийском переводе (Пешито, II в. по Р.Х.), и у Иеронима (Вульгата, IV в. по Р.Х.). Характерно, что и евреи, переводившие Библию с еврейского языка на греческий в Александрии, так называемые 70 толковников (авторы Септуагинты во втором веке до Р.Х.), передали еврейское слово ″алма″ посредством греческого слова ″партэнос″ – что значит ″дева″». Использование Полонским текста из Книги Притч.30:19  совершенно неправомочно, так как здесь говорится не о сексуальном акте, но о соблазне его совершения: «пути мужчины к девице» ( Притч.30:19 ), но не на девице. Слишком аллегорическое прочтение данного отрывка свидетельствует о натянутости иудейского восприятия слова «алма», здесь и будет более уместно сказать: «Это очевидная ошибка в понимании еврейского текста – либо же подтасовка». Кстати! Слово «бтулот», которое иудеи противопоставляют слову «алма», не всегда означает обязательно девушку, тому подтверждение: Иоил.1:18  и Втор.22:19 . Так что современные иудеи путают современный еврейский язык с ивритом библейских времен. Теперь мы рассмотрим, другой спорный отрывок из Книги пророка Даниила: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» ( Дан.9:25–26 ). По вопросу о 25-м стихе сами иудеи занимают разные позиции. В целом они не оспаривают того, что Мессия (Христос) родился во дни Второго Храма. Но при этом они делают оговорку, что, мол, родиться и прийти (то есть явить Себя всецело миру) – разные вещи 9 . В известном сборнике мидрашей рабби Моше Вейсмана «Мидраш рассказывает» автор сознается: «Машиах: Наши мудрецы говорят, что Машиах родился тогда, когда был разрушен Второй Храм. Ашем забрал его в Ганн Эден в ожидании часа конечного искупления» 10 . Рассмотрим: 26-й стих 9-й главы Книги Даниила: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». О смерти и Воскресении Христовом здесь сказано: «предан будет смерти Христос, и не будет». О разрушении Иерусалима и Второго Храма: «а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет». О каре уничтожения и самой Римской империи сказано в следующем 27-м стихе: «и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». О прекращении со смертью Христа значимости для Бога иудейских жертв сказано: «а в половине седмины прекратится жертва и приношение».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими... и говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем ( Мф. 20:17–21 ). Во всем, что Христос говорил о восхождении Своем в Иерусалим, о грядущих страстях, мученической смерти и воскресении, женщина и ее сыновья услышали только то, что относилось к ним: Он воскреснет, победит и станет царем и тогда наступит их очередь торжествовать. Они совершенно пропустили страшное благовестие о страстях и смерти. Они искали своего, а мимо Христа и Его судьбы прошли, не поняв, какою ценою будет завоевана эта победа. Христос не отказывает им. Он подводит их к самому сердцу благовестия и говорит: не знаете, чего npocume. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? ( Мф. 20:22 ). По-гречески слово, которое в русском переводе читается «креститься», буквально значит «погружаться с головой». Другими словами, Иисус вопрошает: готовы ли вы остаться со мной, когда падет ночь и ужас окутает вас? Останетесь ли вы со Мной в Моей богооставленности, когда Я буду побежден, поруган, убит? Пройдете ли вы через все то, что составляет мой скорбный земной путь, пока Я не стану победителем. Ученики отвечают согласием, еще не представляя себе будущего. Своим согласием они утверждают, что готовы быть Его друзьями, что бы ни случилось, ибо истинный друг принимает судьбу другого, как свою. И тогда Христос говорит им: Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф. 20:23 ). Христос пообещал им лишь крестный путь и ничем более. Зачем беспокоиться о победном триумфе? Не будут забыты верные в день Страшного Суда, но нельзя рассчитывать на земную славу и почести.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Празднование воскресного дня в Троаде, воскрешение Евтиха и путешествие до Милита (Толкование к ст. 7–16) «В первый же день недели, – говорит историк, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» ( Деян. 20, 7 ). Это «слово» было, вероятно, разговор, касавшийся главным образом апостола, но не речи, говоренные им, – по крайней мере, так заставляет думать греческий текст стиха. Первые слова приведенного стиха имеют большое историческое значение. Еще прежде Павел советовал Коринфянам – в каждый первый день недели отлагать в общее хранилище – кто что может. Можно полагать, что приведенные слова относятся к празднованию воскресного дня, хотя в них и нет прямого указания на то; и если оно есть, то – первое, какое встречается у апостола. Непризнающие празднования воскресного дня или, по крайней мере, отвергающие идею его божественного и апостольского учреждения ссылаются на те места, в которых апостол говорит о различии дней недели, как остатке иудейства. Но из них нисколько не видно, чтобы Павел говорил здесь главным образом о принципе субботы, как дня, посвященного Господу: он говорит здесь о различии дней недели вообще. Если бы Павел захотел отметить принцип, то высказался бы ясно на этот предмет, так как дело это было весьма важное, и иудействующие воспользовались бы им, чтобы обличить Павла, а между тем мы не видим этого. Празднование субботы не было таким постановлением, которое должно было пасть пред Евангелием: оно было определено одной из десяти заповедей. Что сделал Иисус Христос по отношению к 10 заповедям? Одно из них Он дополняет еще более строгими правилами, напр., запрещение убийства Он распространяет и на запрещение ненависти; заповедь запрещает любодеяние, а Спаситель относит к ней и похотливый взгляд на женщину. О других, не требовавших изменения, Он ничего не говорит. Иные же, как заповедь касательно субботнего дня, Он освобождает от второстепенных и лишних формальностей, освященных законом и преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? ( – 13, 14). Поглощена смерть победою (Ис. XXV:8).    Примеч. Что такое ад? Ад, по-еврейски шеол, означает такое место, которое всех требует к себе, всх поглощает, ничем не насыщается (Притч. XXVII, 20; Авв. II:5); греческое слово ад (a_i="" part_52652 " > Шестой член символа веры    (Верую в Господа нашего Иисуса Христа) и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца. 1. Событие вознесения Иисуса Христа на небо, предсказанное пророками.    И. Христос в 40-й день после воскресения Своего, как повествует евангелист Лука, вывел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их, и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и поднялся в глазах их от земли, и облако взяло Его из вида их (Лук. XXIV, 50, 51; Деян. I:9). Вознесся И. Христос человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. О вознесении И. Христа на небо предсказывал еще пророк Давид. Возьмите, восклицал он, врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Цар славы – (Пс. XIII, 7 – 10). Пророк Захария предсказал даже о горе, с которой Иисус Христос имел вознестись на небо. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима, с востока, говорит он (Зах. XIV:4). Сам Иисус Христос пророчествовал о Своем вознесении: узрите, сказал Он, Сына человеческого восходяща, идеже бе первее – (Иоан. VI:62). Никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, Сый на небеси, говорит Господь Никодиму (Иоанн. III, 13). Истину вознесения И. Христа на небо прославляет апостол Павел, говоря: сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф. IV:10).   2. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа    Господь наш И. Христос, по Своем воскресении, „неоднократно являлся апостолам и учил их тайнам царствия Божия. В сороковый день Он явился им в последний раз в и в последний раз прошел по улицам этого несчастного города, вышел за его ворота и направился к горе Елеонской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010