Ст. 3. " Как (γρ) закон, ослабленный плотью, быль бессилен; то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной, в жертву за (περ?) грех, и осудил грех во плоти». Τ γρ δνατον το νμου ν σθνει δι τς σαρκς, θες τν αυτο υν πμψας ν μοιματι σαρκς μαρτας κα περ μαρτας, κατκρινεν τν μαρταν ν τ σαρκ. Союз γρ не значить как; его значение – так как, потому что. Начинающееся им предложение обыкновенно ставится после главного предложения; но встречаются случаи, когда начинающееся с него предложение предшествует главному, например у Геродота. Закон, ослабленный плотью, был бессилен – слова эти нисколько не соответствуют греческой конструкции и представляют собою не перевод, а догадку. Περ – по причине, ради, из-за. Κρνω собственно означает не суд, а разделение, различение, разбор, разбор споров и потом уже – решение, приговор. Κατακρνω указывает на окончание разборов, расследований и по отношению к процессам судебным имеет значение: осуждать в смысле произнесения обвинительного приговора; по отношению же к разбирательствам, не доходящим до суда, имеет значение: осуждать в смысле нравственном (не одобрять), иногда имеет поэтому значение: изобличать. Со своей стороны мы осмелились бы предложить такое чтение этого стиха: так как бессилие закона состояло в том, что он ослабляем был плотью; то Бог , послав Сына Своего в подобии плоти греха и из-за греха, плотию (т. е. плотию Сына Своего) изобличил грех. Ст. 18. «В сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (ες μς). – В сравнении с тою славою, которая откроется для нас. Ст. 24. «Ибо мы спасены в надежде (τ λπδι – надеждою). Надежда же, когда видит (βλεπομνη – зримая, очевидная) не есть надежда; ибо если ( – что) кто видит, то чего ему и надеяться»? – Мы спасены надеждою. Надежда же очевидная не есть надежда; ибо к чему кому бы то ни было надеяться на то, что он видит? Ст. 33. 34. «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога. Он и ходатайствует за нас». Личными формами: «оправдывает, осуждает, умер, воскрес», переведены греческие причастия: δικαιν·, κατακρινν, ποθανν... и все эти причастия употреблены с членом, значит все употреблены в значении подлежащих. Кто произнесет обвинение на избранников Божиих: Защитник их (оправдыватель – δικαιν) – Бог. Кто их судия ( κατακρινν – произносящий приговор)? Христос умерший, но, что важно, и воскресший, Который и сидит одесную Бога, и ходатайствует за нас. Глава девятая

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Евр.1:5 .  Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Свою мысль апостол подтверждает и поясняет рядом ветхозаветных изречений, показывая, что его мысль не новая, а вечная, как сама истина. «Сказал… вводит… говорит…» – сказуемые к подразумеваемому подлежащему Бог . В некоторых местах Ветхого Завета Ангелы называются также «сынами Божиими», но в данном случае апостол имеет в виду указать на совершенно особое личное единственное в своем роде сыновство, оттеняемое и у Псалмопевца более точным определением: «Сын Мой, Которого Я родил», т. е. Сын Единородный по существу, равный по природе и Божественным свойствам. «Ныне ( днесь)» – по мнению одних толковников – указывает на вечное рождение Сына от Отца, так как в вечности нет прошедшего и будущего, а одно вечное настоящее, вечное есть. Прошедшее же время глагола «родил» ( γεγννηκα) означает с одной стороны совершение, а с другой постоянное продолжение этого рождения. По мнению других (особенно греческих) толковников, выражение днесь относится к временному рождению в воплощении, когда Христос и как человек стал Сыном Божиим. По смыслу этого толкования, ныне (днесь) должно относить ко времени земной жизни воплотившегося Сына Божия, и в таком случае прошедшее время глагола родил указывает на время его воплощения по наитию Св. Духа от Девы Марии. По мнению третьих, выражение псалма относится апостолом к воскресению и вознесению Христа, т. е. ко времени Его прославления, имеющего продолжаться вечно (ср. Деян 13:33, 4:25 и дал.). «И еще», т. е. «кому когда сказал Бог?» (подразумевается: никому никогда). – «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном…» Слова эти, ближайшим образом сказанные о Соломоне, заключают также в себе обетование о восстановлении семени Давида и о вечном пребывании царства и престола его, что во всей полноте осуществилось лишь в лице Иисуса Христа – Мессии, к Которому относили это обетование и сам Давид, и Соломон, и пророки, и Архангел Гавриил в благовестии Деве Марии ( Лк 1:32 ; ср. 2Цар 7:19 ; Ис 22:22 ; 3Цар 5:5, 8:17–20, 24 ; Ис 9:6–7 ; Иер 23:5, 33:15 ; Зах 6:12–13 ; Деян 2:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ответ мы находим в тайне Великой Субботы – в сопряжении смерти и жизни, которое венчается Воскресением. Божественность Господа Иисуса Христа предполагает Его владычество над смертью и адом, и поэтому актом Воскресения исчерпывается существо евангельской хроники. Но другая сторона события раскрывается в Деяниях апостолов в речи апостола Петра в день Пятидесятницы. «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня; будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол его, он прежде сказал о воскресении, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления» ( Деян. 2:29–31 ). Здесь апостол Петр очень кратко выражает церковное предание о схождении Иисуса Христа душою во ад, и это – учение Церкви. В этой связи следует обратить пристальное внимание на «Евангелие Никодима», дошедшее до наших дней в различных редакциях, и Константин Тишендорф мастерски раскрыл в нем элементы более древних текстов, называвшихся «Схождение во ад», «Деяния Пилата», «Письмо Пилата к императору Тиберию по делу Иисуса Христа», 228 «Смерть Пилата». Очевидно, что источники «Евангелия Никодима» восходят к эпохе, близкой апостольскому христианству, и в этом нас убеждает речь апостола Петра. Содержание текста апокрифа состоит в изображении подробностей Распятия, причем к фактам, переданным каноническими Евангелиями, присоединяются некоторые другие детали. «И вывели Иисуса из судилища, и двух разбойников с Ним. Когда же все прочие собрались на место, сорвали с Него ризы Его и опоясали платом, и венец терновый на Его голову возложили. Так же и двух разбойников с Ним распяли, Дижмана по правую руку Его, а Гесту по левую. Иисус же сказал: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают”. И разделили между собой ризы Его. И стояли первосвященники и старейшины иудейские, и поносили Его, говоря между собой: “Лечил других, теперь исцели Себя Сам! Если Ты Сын Божий, вниз сойди с креста!” Поносили Его и воины, уксус и желчь принесли Ему пить и сказали: “Если Ты царь, избавь Себя Сам”. И взял сотник Лонгин копье, и пронзил ребра Его, и истекли из ребер Его кровь и вода. И приказал игемон надпись над крестом сделать на трех языках – по-еврейски, по-гречески и по-латински, как сказали иудеи: “Сей есть царь иудейский . Один из разбойников, которые были распяты, по имени Геста, сказал Ему: “Если Ты Христос, избавь Себя Сам и нас избавь ’. Ответил ему Дижман и, возражая, сказал: “Не боишься ли ты Бога? И ты приговорен этим же судом! Ведь знаешь, поистине: что заслужили, то и приемлем, а Он не сделал ничего дурного”. Потом, вздыхая, сказал Иисусу: “Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!” Отвечал ему Иисус: “Аминь, говорю тебе: сегодня будешь со Мною в раю”.» 229

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Причиной смерти Иисуса стала не только воля Божия: Его смерть была убийством, а следовательно, одной из ее причин была злая воля людей. Об этом скажет апостол Петр иудеям через пятьдесят дней после смерти и воскресения Учителя: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили ( Деян.2:22–23 ). Из этих слов явствует, что Иисус был предан по предведению (Промыслу) Божию, но убит был человеческими руками. Апостол Иаков говорит в своем послании, обращенном к иудеям: Вы осудили, убили Праведника ( Иак.5:6 ). Во II веке автор литургической поэмы «О Пасхе» Мелитон Сардийский впервые употребил формулу «Бог убит» по отношению к распятию Иисуса Христа: Слушайте, все племена народов, и смотрите: Новое убийство произошло в Иерусалиме... И Кто убит?.. Повесивший землю – повешен. Распростерший небеса – распростерт. Утвердивший все – утвержден на древе. Владыка – оскорблен. Бог – убит. 542 Эта формула отражает веру Древней Церкви в то, что на кресте страдал и умирал не простой человек, а воплотившийся Бог . В III веке Григорий Неокесарийский писал, что «пришествие Бога на смерть явилось смертью для смерти, так как Он не был удержан ею; подобным же образом бесстрастие Бога было страданием страданий, когда Он снизошел до страданий». 543 В IV веке Григорий Богослов говорил о «страдании и смерти Бога». 544 В V веке Кирилл Александрийский , обращаясь к императору Феодосию, восклицал: «Мы, христолюбивейший император, возвещаем смерть не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, страдавшего, как писано, за нас по плоти, живого, как Бога, и пребывающего бесстрастным по Своему естеству». 545 Бог бесстрастен по естеству, утверждает Кирилл, следуя в этом предшествующим греческим отцам. Однако, по Своему Домостроительству став человеком, Он вместе с человеческой плотью воспринял и человеческие страдания:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А кульминацией вести о Воскресении Христовом является свобода от страха перед смертью нашей собственной и наших ближних, страха, который в жизнь человека вносит печаль. Праздник Воскресения не просто возвещает, но приглашает нас участвовать в свободе, дарованной нам Христом. Конечно, эта свобода опирается на веру. Возглашая в славословии «Христос воскресе!», Церковь не прибегает к разнообразным аргументам, чтобы навязать проповедуемую истину. Елицы вернии! «Блаженни верующие…». Достаточно, естественно, по замечанию Апостола Павла, прочно и твердо, стоять в вере, не отпадая от надежды благовествования (Кол. 1. 23). Воскресение Христово разрушает страх, потому что находится в гармонии с удивительной силой, и именно в этот всесветлый праздник мы призваны ощутить «как безмерно величие могущества Его в нас» (Εф. 1.19). Этой Своей силой «Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (стт. 20-21). Эта свобода от страха, дар Воскресения, должна формировать наше отношение к жизни: «К свободе призваны вы, братия», но с ясным прибавлением: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5.13). Христос, воипостасная и воплощенная любовь Божия, Своей крестной жертвой и победой Воскресения возвестил уникальную силу любви, освобождающей человека от всякого страха. Кто соединен с Ним в вере и любви, тот удостаивается жить истиной, о которой говорит Евангелист Иоанн Богослов: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4.18). Возрадуемся же, братия мои, особенно в эти пасхальные дни свободе от всякого страха, возрастая в нашей вере и любви к Победителю смерти и Господину жизни нашей. И еще раз, напомним и нашим братьям, одержимым страхом, что «Христос воскресе!» Перевод с греческого Анатолия Чурякова

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Поэтому она стала называться голубицей. Господь говорит: «Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое…». Почему надо показаться под кровом утеса в скалах? Помните, есть такой эпизод из Библии , когда Моисей говорит: «покажи мне славу Твою» ( Исх. 33, 18 ). Бог говорит: «…лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]» ( Исх. 33, 20–23 ). Что же это за место под покровом камня? Это когда Господь стал человеком. Когда это исполнилось? Когда Моисей встретился лицом к лицу с Богом, ставшим человеком. Когда Христос стал Камнем Церкви, принял человеческую природу. Но здесь это пророчество имеет и прямой смысл. Где мы по-настоящему с Христом встречаемся? Под покровом утеса, в скале около стен Иерусалима, в пещере Воскресения Господня. Если мы возьмем греческий текст и славянский перевод, то там сказано еще яснее: «Голубица моя в пещере скалы около предградия». В греческом тексте – «около городской стены» – там буквально точно описано место, где человеческая душа встречается со своим Создателем. Мы с Христом встречаемся в пещере Воскресения. Именно около пещеры Воскресения мы можем увидеть Его лицо, и тогда наш голос становится сладким, а лицо становится приятным, когда мы увидим воскресшего Господа. Можно ли сказать, что у мирского человека голос сладкий? По-настоящему сладкий. Что такое настоящая сладость? Это – Закон Бога, который слаще меда и сота, помните? Так вот, посмотрите, как говорят мирские люди: два-три слова, а потом «пи-и-и», два-три слова, а потом «пи-и-и», то есть люди не могут говорить красиво. Я уже не упоминаю о том, что язык у людей не пронизан словом Божиим. Язык у них пронизан мерзкими скверными ругательствами. Потому что от избытка сердца говорят уста.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В конце прошлого года Издательство Сретенского монастыря выпустило книгу «Пусть говорит Бог» — сборник бесед и писем греческих духовников. Предлагаем нашим читателям фрагмент этой книги — статьи архимандрита Андрея (Конаноса; род. 1970). Отец Андрей — известный проповедник, в течение многих лет ведущий передачу «Невидимые переходы» («Αθατα περσματα») на радио Пирейской митрополии. Для чтения лекций о духовных проблемах нашего времени, о христианской жизни его приглашают во многие города Греции, Кипра и США; тексты его радиобесед публикуются ведущими православными сайтами разных стран, выходят отдельными сборниками. Любовь, оскудевающая в нашем мире и неправильно понимаемая, — одна из главных тем лекций и бесед архимандрита Андрея. Любить — желать блага другому Каждому свое. То, что не нравится мне, совсем не обязательно не понравится никому. И напротив: вовсе не факт, что то, что нравится мне, обязательно понравится и тебе. Поэтому у нас есть право свободного выбора: что слушать, какую передачу, что любить, какую слушать музыку. Мы не в состоянии изменить других. Разве не так? Но существует то, что должно объединять всех нас, несмотря на эти расхождения, различные взгляды и непохожесть друг на друга. Это любовь. И пусть она не иссякнет в наших душах. Пусть любовь всегда пребывает между нами и, словно соединяющая скрепа, удерживает нас вместе. Тогда мы не будем ощущать антагонизма ни в чем. Мы не станем враждовать ни с кем и ни по какому поводу в этой жизни. Ведь нас объединяют общая боль и общий враг: смерть. И общее стремление к жизни, воскресению, счастью и радости. Мы все, люди, в самом глубоком смысле связаны между собой через эти основополагающие понятия. Давайте будем любить друг друга, несмотря на то, что мы разные. У каждого свой характер. Но что сказал Христос? «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Он не сказал, к примеру: так узнают все, что вы Мои ученики, если вы все слушаете одинаковую музыку, если вы все имеете одни и те же взгляды или живете одинаково. У каждого из нас собственный характер: у тебя один, у меня другой. Ведь и во время Божественной Литургии каждый молится по-своему: твоя душа ликует, моя умиляется, каждый переживает молитву по-своему. Разве не так? Но все мы во время Литургии чувствуем любовь. «По тому узнают все, — говорит Христос, — что вы Мои ученики, если имеете любовь между собой». Это самое трудное. Самое трудное — сохранить любовь.

http://pravoslavie.ru/89758.html

Крещение, которое совершали ученики Иисуса Христа во время Его земной жизни, ничем не отличалось от крещения Иоаннова. Оно совершалось одновременно с ним и не заменяло его собою ( Uoah. IV:1–2 ), относилось также к одним иудеям ( Uoah. III:22–23 ) и, следовательно, подобно Иоаннову, только приготовляло иудеев через покаяние к принятию явившегося Мессии. Между тем, крещение, которое заповедует Христос в приведенных словах, должно простираться не на одних только иудеев, а на всех желающих вступить в царство Христово. Оно возрождает человека, как видно из слов Спасителя Никодиму: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие, рожденное от плоти, плоть есть, и рожденное от Духа, дух есть ( Uoah. III:5–6 ). Как совершается это возрождение, мы не знаем; одно лишь можем сказать: по вере в Искупителя мира. Крещение должно быть совершаемо через погружение в воду, а не через обливание или окропление водой, как учит католическая церковь . На это указывает греческое слово: βαπτζω (от βτος – глубина). Известно, что Сам Иисус Христос крестился через погружение. Это ясно видно из замечания Матфея (III:16) и Марка (I:10), что Иисус после того, как был крещен, вышел из воды. Что погружение должно быть троекратным, не видно из слов Спасителя: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Но по правилу святых Апостолов 313 и по учению древних учителей церкви погружение должно быть троекратным, – во имя трех лиц Пресвятой Троицы 314 ; равно как в воспоминание смерти, погребения и воскресения Иисуса Христа 315 . Церковь не признавала действительным крещения евномиан и других еретиков, крестивших только единым погружением 316 . Крещение должно быть совершаемо во имя Отца и Сына и Святого Духа. Имя означает существо, силу и славу; следовательно, крещение во имя Божие означает: служить во славу Божию, для уподобления себя Богу. Бог наш троичен в лицах и един по существу; вот почему по заповеди Господней и крещение должно быть совершаемо во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Лк 16Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Логически вероятна возможность использования первым автором текста второго автора, либо наоборот. В пользу этого свидетельствуют так называемые «малые согласования» 395 . Например, в эпизоде суда над Господом в Мф и Лк упоминается одна и та же фраза, отсутствующая у Мк: Мф 26: 67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Мф 26: 67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Мк 14: 65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. Лк 22 :63Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; 64и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? 65И много иных хулений произносили против Него. Кажется вероятным, что в Лк этот уточненный вопрос Спасителю со стороны Его мучителей попал в результате использования автором Мф. Однако теории непосредственной зависимости Лк от Мф, и, наоборот, Мф от Лк, встречают возражения, основанные на изучении текста 396 . Ибо различия между греческими текстами Мф и Лк нельзя убедительно объяснить тем, что или евангелист Матфей использовал известный нам текст Лк, просто редактируя его, или, наоборот, евангелист Лука при составлении своего труда так использовал текст Мф. Из чего делается вывод об опосредованной (через общий источник!) связи Мф и Лк. В современной библеистике не закончена дискуссия по поводу того, 1)   был ли Q устным или письменным источником, 2)    и на каком языке бытовал источник Q. Но обычно предполагают существование Q как письменного документа на греческом языке, поскольку единственным средством для реконструкции служит греческий материал Евангелия, а только устная традиция не может служить объяснением наличия больших отрезков общего материала Мф – Лк, к тому же расположенных в одинаковой последовательности 397 . Реконструкция Q включает около 230 стихов 398 . Этот материал почти полностью состоит из учения Господа, а также содержит рассказ о проповеди Иоанна Предтечи, Крещении Господне, Его искушениях и об одном чуде – исцелении слуги сотника. В Q не предполагается наличия повествования о Страстях и Воскресении, что выглядит очень странно на фоне апостольской идеи о центральном значении Креста и Воскресения. 11.5.4. Недостатки гипотезы двух источников

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Разделы портала «Азбука веры» Благой вестью, евангелием стала для всего человечества проповедь Господа и Спасителя Иисуса Христа, под этим же названием всем известна и книга, которая повествует о Боговоплощении. «Вера от слышания, слышание – от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). «Первым катехизатором в истории христианства был Сам Христос. Личная встреча с Ним, Его слова и пример Его жизни были тем катехизисом, который прошли апостолы» . Спаситель призвал апостолов, а через них – и всех нас, к благовестию через научение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19-20 ). В своем толковании на этот отрывок святитель Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство» . И после Воскресения Христос на протяжении сорока дней являлся апостолам, «говоря о Царствии Божием» ( Деян.1:3 ). В продолжении Евангелия по Луке – Деяниях св. Апостолов – мы видим, как практически реализуется эта заповедь: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян. 2:41-42 ). Апостол Павел учил целый год в Антиохийской Церкви ( Деян.11:26 ), после этого – три месяца в Эфесской синагоге, а затем переместился в училище некоего Тиранна, где учил около двух лет ( Деян.19:8-10 ). В своём Послании апостолу Тимофею он выразительно пишет: «…Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай… Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» ( 1Тим. 4:13-16 ). Практика катехизации предшествовала написанию Евангелий. В первых стихах Евангелия по Луке мы читаем «…рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» ( Лк.1:3-4 ). Последнее слово буквально переводится с греческого как «катехизирован», то есть речь идёт об устном предании, существовавшем в христианской общине с момента её образования.

http://azbyka.ru/katehizacija/svidetelst...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010