Разделы портала «Азбука веры» Оглавление От издательства Дорогие читатели! Издавая серию книг архимандрита Тихона (Агрикова) , мы хотели шире ознакомить вас с творчеством автора, чья книга «У Троицы окрыленные» переиздавалась уже много раз за последние десятилетия и приобрела большую популярность у православного читателя. Архимандрит Тихон — великий духовный писатель двадцатого столетия — столетия мучеников за веру. И каждая часть духовного пути батюшки: война, где была пройдена суровая школа жизни; семинария и Академия, где с трудом сначала давалась учеба, сформировавшая его глубокие богословские знания; монашеская жизнь в Лавре, а затем в гонении, — каждая веха этого пути была полна возрастающего по силе страдания. Пройдя все тяготы войны, будущий пастырь постучался в двери Лавры, прося духовных знаний. В 1954 году, с отличием окончив Духовную академию, Василий решает остаться в ней преподавать. К этому времени он уже монах Тихон. Вскоре следует рукоположение во священника. Нередко исповедовал он целыми ночами, силой проповеди обращал к Богу заблудших. Но в то время активные пастыри были неугодны власти, и отец Тихон был изгнан из Лавры, отправлен в скитания по отдаленным малым приходам. Однако и там писал батюшка свои наставления, вел духовные дневники. «Приидите, трапеза уготована», — зовет евангельская проповедь. Придите, насладитесь духовной трапезой, уготованной добрым пастырем Христовых овец, — взываем и мы к вам, дорогие читатели, — много здесь найдете вы различных яств: и сладкие слова утешений, и горечь обличения пороков человеческих, и соль истинной веры, и терпкое вино любви христианской, — вкусите их, пусть на тернистом пути спасения подкрепится душа ваша пищей подлинной, духовной! В качестве примечания добавим, что, редактируя текст, мы решили максимально бережно отнестись к приводимым отцом Тихоном цитатам святоотеческих творений. Они оставлены в авторском варианте, хотя и не всегда совпадают дословно с современными переизданиями. Последние годы жизни отец Тихон провел в подмосковном селе Тайнинском. Там принял он схиму с именем Пантелеимон. Там 15 ноября 2000 года на утреннем богослужении со словами возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет!» замкнулись навеки уста батюшки. Но сердце его по-прежнему зовет нас в горняя словами его писаний. Откликнемся же на пастырский призыв проповедника любви Христовой! Заступница усердная

http://azbyka.ru/zastupnica-userdnaya

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Рождение христианской семьи совершается по благословению Церкви, которая соединяет двоих в единое целое в таинстве венчания. О такой семье существует особое Божие промышление, так как в основании ее лежит евангельская заповедь о любви. Что нужно знать христианину об этом церковном таинстве, как к нему подготовиться? Об этом и будет наш рассказ, предназначенный жениху и невесте, готовящимся к свадьбе, или не венчанным супругам, прожившим бок о бок быть может до самого золотого юбилея. Им всем мы предлагаем задуматься над простым вопросом, который так хорошо знали наши прапрабабушки и прапрадедушки — для чего люди венчаются? Почему венчание преследовалось врагами Церкви? Многие из наших читателей если и не присутствовали при совершении церковного венчания, то непременно имеют о нем представление по многочисленным кинофильмам. Прежде всего вспоминается царевна-невеста в белоснежном подвенечном уборе. Горящие свечи, ликующие песнопения и церковные молитвы. Торжественное шествие за священником вокруг аналоя под сенью царственных венцов. Падающий с неба колокольный перезвон, славящий союз любви. Множество цветов и поток радости, переливающийся через край этого особенного дня, когда пред Богом и людьми двое впервые предстали как муж и жена. Старшее поколение еще помнит, как совершалось торжественная регистрация во дворце бракосочетания или районном загсе в сопровождении свадебного марша Мендельсона. И лишь немногие после загса осмеливались венчаться тайком… К делам давно минувших дней теперь относят эпоху лютых гонений на Церковь : разрушение храмов, преследование духовенства, искоренение самой веры. Не кровоточит наша память, встречаясь с фактом недавней действительности, когда один предприимчивый вождь народа самонадеянно «пророчествовал», как «покажет по телевидению последнего попа». Так действовали враги Христа, последовательно воплощая в жизнь свой чудовищный план разрушения России — оплота православия. Попрана самодержавная власть, оклеветана и расстреляна семья последнего государя российского, чтобы навсегда исчезли с лица земли и памяти нашей их иконописные лики, данный нам на веки истинный образ христианского брака. Начинает утверждается сатанинский разрушительный стереотип человеческих отношений. Иродиада становится идеалом новой женщины.

http://azbyka.ru/o-venchanii-dlya-chego-...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления прот. Борис Балашов " decoding="" title="" Оглавление Предисловие Евангелие (в переводе с греческого — Радостная Весть) было возвещено в земном мире Богочеловеком Иисусом Христом. Он открыл нам это Святое Учение Своими словами, делами и всей Своей жизнью. Понять Сына Божиего, ставшего Сыном Человеческим, ответить на Его Любовь своею любовью — значит открыть для себя Вечную Жизнь и обрести победу над злом, грехом и самой смертью. Православная Христианская Церковь приняла от апостолов и сохраняет в себе всю полноту Откровения истины Христовой. Господь писал Евангельское учение в сердцах Своих учеников и апостолов, которые после рождения Христовой Церкви в день Пятидесятницы составили Ее ядро, первую христианскую церковную общину в мире. Апостолы передавали людям разных народов, разных национальностей истины спасительной веры. Суть этого учения была записана учениками Христовыми и составила важнейшую часть Библии (Священного Писания) — Новый Завет. Весь опыт богопознания содержится в живой памяти Православной Церкви. И наша вера основывается на этом духовном опыте Церкви. Источниками Ее вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Святой апостол Павел писал новообращенным христианам: Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2 Фес.2:15 ). Таким образом, апостол говорит, что вера христиан строится на письменном источнике — Священном Писании (Послании) и устном (слове). Все Учение Христово он называет Преданием. В широком смысле Священное Предание — это все то Откровение Божие, которое было дано Православной Церкви Ее Основателем Иисусом Христом. И важнейшей частью Священного Предания является Священное Писание Нового Завета. В узком смысле Священным Преданием можно назвать ту часть Откровения Божия, которая не записана в Новом Завете. Голос Священного Предания мы слышим в богослужении, творениях святых отцов, догматах (истинах веры) и канонах (церковных правилах), во всем воспринятом от апостолов Христовых духовном опыте благодатной церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 3. Недели по Троице 1–17 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 4я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (25): от Матфея 8:5–13. 5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. 10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении этой недели, в примере Капернаумского сотника, изображается великая и твердая вера. 1. Обнаружение великой веры. Великая и твердая вера обнаруживает свои свойства: а) в уповании на Божье всемогущество и милосердие (ст.5); б) в пламенной молитве (ст.6); в) в глубоком смирении (ст.7. 8); г) в непоколебимой уверенности во всесильной Божьей помощи (ст.9). 2. Награда великой веры: а) она прославляется Иисусом Христом (ст.10); б) делает нас причастниками небесного блаженства (ст.11. 12); в) получает свое прошение исполненным (ст.13). Независимо от этой главной истины дневного евангелия, проповедник может извлечь из каждого текста особый предмет для церковного собеседования. Ст. 5–6 дают повод рассуждать: О снисходительной любви. Об истинном благородстве. О домовладыке по сердцу Божьему. Ложе больного — училище добродетели. Для чего Господь посылает болезни?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разделы портала «Азбука веры» Я думал, протестантизм – это Церковь Христа. Проповедник баптистов решил перейти в православие В Избранное Сегодня с нами Виталий, который 10 лет был у баптистов. Был проповедником, занимался многими служениями, но решил вернуться в Православие. Хотите узнать, почему? Смотрите интервью до конца. В. Михайленко: О себе коротко. Я был в прошлом членом общины евангельских христиан-баптистов Ставропольского края. Так получилось, что впервые задумываться о правильности протестантизма как веры, как течения я начал года через три, как пришёл к баптистам. Послужили этому несколько таких случаев в моей жизни, которые заставили меня задуматься о правильности, об истинности, хотя изначально, когда шёл в общину, у меня была такая железобетонная уверенность, что евангельские христиане-баптисты – это именно та Церковь, которую Господь на земле создал, чтобы она сохраняла истину и распространяла истину, и которую Он оберегает и хранит. А. Волков: Как ты попал к баптистам, когда это было, при каких обстоятельствах? В. Михайленко: Наш город был вообще без Церквей изначально, не было даже православной Церкви, потому что город создавался как город уранщиков, кто ядерное топливо добывал, и это был изначально закрытый город. Он был построен полностью при Советской власти, до 1947–1949  гг. не существовал. Соответственно, когда при Советской власти город строился, никакого храма, ни дома молитвы – ничего не было. О вопросах веры я начал задумываться в далёком детстве. Объясню причину, почему. Был момент в моём детстве, что на меня кинулась собака, и я получил испуг. Такой испуг, что ночью мог вставать, боялся темноты, боялся собак, плохо спал. И матушка моя через свою знакомую узнала, что есть женщина, которая может вычитать испуг – это тогда так называлось. Но это было не в нашем городе, приходилось ехать далеко, чтобы испуг был вычитан. Я впервые увидел, что у меня эти страхи уходят после того, как она молится, молитвы читает, после того как она занимается вычиткой испуга.

http://azbyka.ru/way/ja-dumal-protestant...

Размышление, заимствованное из 1-го послания св. Апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни Слово Божие есть завещание: принявшим Слово Божие оно доставляет спасение и блаженство (I, 5). Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры (I, 5). Возделывай эти добродетели, сохраняя внимательность к себе и молчание, чтобы достичь любви, которая – верх и совокупность христианского совершенства. Чистота сердца нарушается принятием греховных помыслов, в особенности блудных; непорочность совести – произвольными грехами; вера ослабляется упованием на свой разум, неискренностию и самолюбием. Кто захочет рассуждать об истине без просвещения свыше, тот только вдастся в пустые беседы и прения, уклонится от пути, ведущего в любовь (I, 6–7). От безвременного, превышающего знание, тщеславного рассуждения об истине родились ереси, заблуждения и богохульство. Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести. Не руководствующиеся верой в своих поступках и нарушающие непорочность совести произвольным уклонением в грехи, не возмогут сохранить своего знания догматов в должной чистоте и правильности: это знание, как знание о Боге, требует необходимой чистоты ума, которая свойственна одним только благонравным и целомудренным (I, 19). Один Бог и Один Посредник между Богом и человеками – Богочеловек, Иисус Христос (II, 5). Никто не может приступить и приблизиться к Богу без этого Посредника. Отвергающий Посредника, отвергает и Бога. «Отметаяйся Сына, ни Отца имать. Иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( 1Ин. 2, 23 ; Ин. 3, 36 ). Духовный разум состоит в познании Истины верой. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая – Христос. Достигшие мужеского возраста о Христе, получают непрестанную молитву, которую совершают в тайне душевной клети на всяком месте и во всякое время. Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и исполнением воли Божией. Этим водворяется в сердце живая вера, евангельская простота, мир Божий, чуждый всякого возмущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Речь, произнесенная его высокопреосвященством архиепископом Новгородским Арсением пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2-го октября Источник Господи благослови! Настоящим молитвенным посланием мы полагаем начало религиозно-нравственным беседам, которые будут предлагаемы, как здесь в Софийском соборе, так и в других храмах г. Новгорода в назидание и душевное спасение верующих чад Православной Церкви. В этом мы следуем примеру св. апостолов, которые просвещая народ светом евангельского учения, не оставляли забот об усовершенствовании их в истинах веры Христовой, в познании преподанного им учения. Вместе с тем они обращались с молитвою, дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал Духа премудрости и откровения в познании Его. ( Eфec. I, 17 ). И я молюсь об этом и обращаюсь к вам, возлюбленные, с апостольским увещанием: возрастайте в познании Бога и Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( Koл. I, 10 . Ср. 2Петр. 3, 18 ). Быть может кто либо из вас скажет: приложимы-ли эти слова к христианам нашего времени? Нуждаемся-ли и мы в наставлениях относительно усовершенствования в познаниях истины Христовой? Действительно, казалось бы, что, в течение 19-и веков, исповедующие Христову веру имеют достаточное познание об истинах веры Христовой, и 20-й век, богатый разного рода познаниями в области природы, не скуден будет и познаниями о Боге, Творце и Промыслителе мира, о Христе, и вообще в занятиях христианских. Казалось бы, что теперь уже настало время, когда, когда, по словам Пророка, все от малого до большого будут знать Бога (Иерем. 31 – 34. Сн. Евр. 8, 11 ). Но, к прискорбию, употребляя слово апостола, что некоторые из вас не знают Бога (Кор. 15, 34), а непогрешимым быть может, если скажем с пророком, что путь богопознания на земле ( Ос. 4, 2 ). Этот недостаток богопознания составляет одно из величайших несчастий нашего времени. Наши православные мало знают свою веру, а многие из принадлежащих к званию христианскому и не считают для себя необходимым, знать, как следует, учение своей веры, законы и постановления Церкви, к которой принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ I. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (1722–1784). ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Чтобы найти путь ко спасению, нам необходимо прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных отцов наших. Им дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царства Божия. Они открывают нам смысл Священного Писания . В их духопросвещенном учении мы найдем всё, что нам нужно для спасения. Мы же к такому прилежному чтению Писания и учения отцов себя не приучаем и потому далеки от знания Тайн Царства Божия. Прости нас, Господи. Премилосердый Бог соделывает наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Православная вера есть та, которую содержит Святая Соборная и Апостольская Церковь Восточная. Без этой веры Православной никому никак невозможно спастись. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера Православная без добрых дел мертва, и добрые дела без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь то и другое вместе: и веру Православную с добрыми делами, и добрые дела с верой Православной. И тогда при помощи Божий Благодати, споспешествующей нашим добрым делам, мы спасемся по слову Христа, сказавшего: «Без Мене не можете творити ничесоже». Господи, мы постоянно забываем, что Ты соделываешь наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Мы же и веру Православную не исповедуем со всем вниманием, как заповедует Святая Соборная и Апостольская Церковь , и добрые дела в своей жизни отъединяем от Евангельских заповедей, отчего они становятся мертвыми. И к помощи Благодати Божией мы прибегаем с огромной долей забывчивости, оставляя без внимания слова Христа, говорящего нам: «Без Меня не можете делать ничего». Прости нас, Господи, за эту забывчивость и оплошность в делах спасения. Христос Спаситель, Истинный Бог наш, желая всем человекам спасения, поставил нам в закон добрые дела, именуя их Своими спасительными Евангельскими заповедями. От всех православных христиан, и от монахов, и от мирян, живущих с женами и детьми, Он требует самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших телесных трудов, а одного доброго произволения души. Ибо иго святых его заповедей благо и бремя делания их легко есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Скачать epub pdf Служба святому мученику Александру Римскому Текст полиелейной службы святому мученику Александру, написанной митрополитом Харьковским Никодимом в июне 1989 года по поручению Священного Синода РПЦ МП в ответ на прошение православных христиан из Италии, чей приходской храм был освящен в честь этого святого, воспроизводится по изданию: Никодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. Харьков: Прапор, 1996. Стр. 211 – 222. 13 мая Служба святому мученику Александру Римскому Творение митрополита Никодима Вечер Стихословим Блажен муж: 1-й антифон. На Господи воззвах: стихиры святаго на 6, глас 2. Подобен: Киими похвальными: Приидите вси боголюбивии людие,/от востока и запада, севера и юга,/любовию Христовою совокупльшеся,/вернаго воина Христова Александра песньми духовными достохвальне воспоим,/ егоже страданиями Церковь Христова,/яко багряницею Царскою, кровию его украсися,/Агнца Божия, смерти и ада Низложителя,/всему роду человечу возвещает,/да познаем животворящую силу любве Его,/еюже во единомыслии веры утвердимся,/основание Церкве Христовы благочестно созидающе. Ангеле земный и человече небесный,/боголюбивый воине Александре,/сподвижниче Христов и святыя Церкве Его предивный состроителю,/како воспоем подвиги честных страданий твоих:/четверочастно бо на колех растерзаем/и ногтьми железными по телу стружен,/яко адамант твердейший/силою веры всяку лесть идольскую попрал еси;/благочестие веры евангельския кровию своею орошая,/в сердцах верных насадил,/и тако мнозех ко Господу привел еси,/служение демонскаго нечестия в мире посрамив,/да царствует Христос в сердцах наших во веки. Уязвляеми сердцами и воспаряеми любовию/видяще, како возлюби Господь души твоея доброту,/ангелом собеседниче Александре,/егда посла Ангела Своего да возвестит тебе,/яко Боголюбне избра тя на подвиг мученическаго исповедания/во утверждение Церкве Святыя Своея/и во спасение всех людей,/в нейже и мы Христа – Божию Силу и Божию Премудрость познахом,/дивно во святых Своих почивающего,/с нимиже молишися, всеблаженне,/да сынове Света Превечнаго будем/и внидем в радость Господа любви Божественныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово на литургии в неделю 1-ю великого поста. Торжество православия 4 марта/19 февраля 1990 г. Празднование, которое Святая Церковь ныне совершает, носит название Торжества Православия. Оно установлено в связи с великой духовной победой Церкви над ересью иконоборчества, которая волновала христианский мир на протяжении более столетия. Константинопольский собор 842 года, под председательством св. патриарха Мефодия, восстановил гонимое и утесняемое иконоборцами почитание святых икон – почитание, существовавшее в Церкви с апостольских времен и провозглашенное в качестве догмата православной веры святым VII Вселенским Собором. Это радостное событие отмечено было в следующем 843 году большим церковным торжеством, и тогда же решено было посвящать его памяти ежегодно первый воскресный день Великого поста. Поскольку, однако, ко времени победы над иконоборчеством Церковь в длительной борьбе с различными ересями авторитетно разъяснила и точно определила на семи Вселенских Соборах основные истины или догматы православной веры, то празднуемое ныне событие стали впоследствии называть уже не просто торжеством восстановления иконопочитания, а торжеством святого Православия вообще. Словом «Православие» обозначается истинная вера, ни в чем не отступающая от Божественного Откровения, дарованного Церкви в Священном Писании и хранимого ею в живом потоке Священного Апостольского и святоотеческого предания. Основатель Церкви Господь Иисус Христос , Сам наименовавший Себя Божественной Истиной и Жизнью ( Ин. 14:6 ), вверил бесценное сокровище истинной веры Своим ученикам и апостолам, а через них Своей святой Церкви, заповедав всем верующим, особенно же архипастырям и пастырям, хранить ее неповрежденно, передавая евангельское благовестие от поколения к поколению. Господь даровал Церкви и необходимую для исполнения этой заповеди Божественную помощь. Он обещал Сам невидимо, но неотлучно пребывать в ней до скончания века ( Мф. 28:20 ), будучи – по прекрасному выражению митрополита Московского Филарета – «ее сердцем, или началом благодатной жизни, и ее главой, или правящей мудростью». А после Своего славного воскресения и вознесения на небо Он ниспослал на нее Божественного Освятителя Церкви – Духа Святого, от Отца исходящего, – Духа истины, Который наставляет ее на всякую истину ( Ин. 16: 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010