Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. ( Рим.1:18 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Рим.1:18-27 ) предостерегает нас от тех беззаконий, которые творило человечество, не знающее Святого Евангелия. Воистину в бедственное положение попадает тот, кто отрицает Бога и на первое место ставит удовлетворение собственных страстей и пороков. С тех самых пор, когда люди начали грешить, открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Гнев Божий не относится к одной какой-то определенной эпохе, хотя, безусловно, в своем Послании к римлянам апостол Павел говорит о страшных духовных и нравственных преступлениях язычников. Ослепленные многобожием, поклоняющиеся идолам, они не давали свету истины воссиять в их душах. Потому-то Бог попустил им дойти до крайней степени нравственной распущенности и греховного падения. Язычники попирали Божественную правду и пребывали в духовном забвении. Апостол пишет о том, что Бог гневается на всякое нечестие и неправду человеков. Попробуем разобраться в том, а что же есть на самом деле нечестие и неправда? Жить нечестиво — значит не признавать Истинного Бога, намеренно, в угоду собственным порокам, нарушать закон Божий, руководствоваться не волей Господа, а своим злым волеизъявлением. В результате такого нечестия, человеческое «я» ставится выше Бога. А это и есть неправда человеков, когда нет ни желания, ни стремления отказаться от греховных страстей. Не Бог отдалялся от людей, а человечество, своими бесконечными прегрешениями отрывало себя от Богопознания и Богообщения. Ведь, казалось бы, весь мир, столь разумно и прекрасно устроенный Творцом, должен был свидетельствовать о Божией силе, благости и мудрости, о свойствах Божиих. И хотя люди осознавали это, они пребывали в делах тьмы и не взывали к Создателю. Более того, апостол Павел так пишет о людях беззаконных: …они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса …взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. ( Лк.24:30 )-31 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Множество раз за время земного Своего жития Господь Иисус Христос вкушал пищу вместе с учениками, благословлял и преломлял для них хлеб. Великой радостью духовной было преисполнено это общение. Но вот наступили страшные дни Страстей Господних. Сын Человеческий умер на Кресте — и счастье пребывания с Божественным Учителем казалось осиротевшим апостолам безвозвратно утраченным; насущный хлеб, смоченный слезами великой утраты, сделался для них горек. В сердцах учеников Распятого Спасителя умирала вера, угасала надежда. Они преисполнились такой великой скорби, что не желали ни видеть, ни слышать ничего вокруг, и даже принесенную женами-мироносицами всерадостную весть о Воскресении Учителя сочли пустыми словами (см. Лк.24:11 ). Но все же: от слов взволнованных женщин перед духовным взором некоторых апостолов пробудилась тень надежды. Возможно, влекомые этой надеждой, двое из них, Лука и Клеопа, побрели по направлению к Галилее, где, по сбивчивому рассказу мироносиц, следовало ждать новых известий о Сыне Человеческом. Так, коротая дорогу в безотрадных сетованиях, шли два маловерных ученика Христова, когда встретился им неведомый Путник, как-то сразу вызвавший в них чувства приязни и доверия. То был воскресший Божественный Учитель — но души Луки и Клеопы омрачало уныние, и потому глаза их были удержаны ( Лк.24:16 ), так что они не узнали Его. Апостолы поделились с таинственным Путником своим горем — ответом им были слова не утешения, но обличения: о, неосмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? ( Лк.24:25-26 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. ( Ин.2:11 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.2:1-11 ) мы слышали о самом первом чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос. Что значило это чудо и как было воспринято родом человеческим? На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Сын Божий, вступив на путь благовестия, проповедничества, пророчества и чудотворения, начав восхождение к Искупительной Жертве Своей на Голгофе, собирал последователей. Шел третий день с того дня, когда Иисус Христос призвал к Себе Филиппа. Еще не все апостолы были рядом с Ним, не все следовали за Божественным Учителем и слышали животворящее слово Его. Но Господь уже начал святое служение во спасение рода человеческого. И вот Он вместе с некоторыми учениками приходит в Кану Галилейскую, небольшой городок, расположенный в полутора часах пути к северо-востоку от Назарета. Господь был приглашен на брачный пир не потому, что в Нем видели великого человека. Его пригласили просто как знакомого, и Пречистая Матерь Его уже была там. Позвавшие Иисуса Христа не были богатыми и знатными людьми, напротив, по Евангельскому тексту становится ясно, что они по бедности своей не сумели в полной мере подготовиться к празднику. И потому на свадьбе той недоставало вина. Дело в том, братья и сестры, что по обычаю брачные торжества у еврейского народа продолжались до семи дней. Естественно, чтобы обеспечить всех гостей угощениями и вином, хозяевам надо было иметь определенный достаток. Очевидно, когда Спаситель в сопровождении четырех учеников появился на свадьбе, праздник длился уже не один день и к этому моменту запасы стали иссякать. И тогда Пресвятая Богородица говорит Своему Божественному Сыну: Вина нет у них. Почему Божия Матерь обратилась к Своему Божественному Сыну с просьбой о помощи и с твердой уверенностью, что Он может помочь этим людям? Богородица знала, что Сын Ее выше любого человека, ибо Он — Сын Божий. Правда, не время было еще Ему являть Свою Божественную природу.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 22. О радости. На Радоницу …Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. ( 1Кор.15:20, 22 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшний день носит благозвучное название «Радоница». Нынешний день поминальный, но поминовение усопших мы совершаем с вами особенное. Слово «Радоница» родственно словам «радость», «радование». Как же можно, вспоминая дорогих и близких нашему сердцу людей, покинувших земной мир, не грустить, а радоваться? Нет ли здесь некоторого несоответствия? Праздник «Радоницы» был установлен Святой Православной Церковью с тем важным и благочестивым намерением, чтобы христиане, отмечая Пресветлое Христово Воскресение, могли разделить великую пасхальную радость вместе со всеми умершими в надежде будущего блаженного воскресения. Вот почему в этот день нет слез, нет скорби и печали. Христос воскрес, братья и сестры, и это значит, что узы смерти разрушены и она не имеет более над нами власти! «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало», — слышим мы в церковном песнопении. И как же не ликовать, как не радоваться такому неизреченному благовестию?! Воскресший Господь «даде нам живот вечный и велию милость». Вот в чем наше упование, наше торжество и наша надежда! Совершая заупокойное Богослужение и поминая всех от века скончавшихся отец и братий, вознесем Господу молитвы за родных, близких и любимых нашему сердцу людей, уже переживших телесную смерть. В этот день мы хотим донести до них самую дорогую и проникновенную радость о победе над смертью, которую одержал Господь наш Иисус Христос. Да, они умерли, их нет с нами сегодня, но для Бога все живы! Он — Бог не мертвых, но живых; ибо у Него все живы (ср. Лк.20:38 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 25. О покое и делании. В среду 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную. ( Ин.5:24 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Мы слышали сегодня в Святом Евангелии (см. Ин.5:17-24 ) повествование о том, как Господа нашего Иисуса Христа обвиняли за то, что Он исцелял в субботу, якобы пренебрегая священным для иудеев днем покоя. Люди, приступившие к Спасителю в храме, обличали Его в нарушении заповеди Божией и указывали на слова пророка Моисея о почитании субботы. Господь же отвечал им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Иисус Христос пояснял этим людям, что они неправильно понимают слово «покой», какой наступил по окончании творения мира. Да, в субботу Божию Творец пребывал в покое, в успокоении от дел творения. Все было создано Всевышним, обустроен мир видимый и невидимый, а потому Бог благословил этот день отдыха и покоя. Однако неверно думать, что в субботу сотворенный мир как бы перестал для Отца Небесного существовать. Такого просто быть не могло! А потому, пребывая в успокоении, Творец ни на мгновенье не переставал заботиться о созданном мире и заниматься делами промышления. И в день субботний все в мироздании шло своим чередом: продолжали светить светила, солнце всходило и заходило, текли реки, били источники, бушевала морская стихия, шумели деревья, цвели цветы и шелестели травы, а тварь продолжала жить своей жизнью. И даже человек, созданный по образу и подобию Божьему, спокойно занимался своими делами. Спрашивается, как мог существовать весь этот мир без Бога, без Вездесущего Промысла Его?! Отсюда логически следует, что тот покой, к которому стремятся в субботу иудеи, подражая Богу, вовсе не означает прекращение всякой деятельности.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. ( Ин.5:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Каким благодатным для всех нас является слово Божие! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.5:24-30 ) мы слышали, что Господь обещал жизнь мертвым, которые услышат глас Сына Божия. Высказывание это, на первый взгляд, кажется несколько загадочным и непонятным. Как мертвые могут слышать, а тем более воспринимать призыв Спасителя? Или речь здесь идет о всеобщем воскресении из мертвых перед Судом Божиим? Но тогда как быть со словами: наступает время, и настало уже? Прежде всего, обращает на себя внимание особенная торжественность тона, с которой Господь произносит эти слова. Иисус Христос дважды повторяет слово: истинно, тем самым как бы усиливая значимость произносимого. Мы понимаем, что Спаситель имеет в виду нечто новое и необыкновенное, чего не было ранее. Проще всего было бы воспринимать слова о воскрешении мертвых как о духовном возрождении светом Христовым, когда человек духовно был мертв, пребывал в духовной смерти, а услышав глас Божий, святое благовестие, очнулся от смертельного сна. Однако об этом уже говорил Господь, и Он не повторяется в словах Своих. Вслушаемся в текст Евангелия: и особая торжественность слога, и сам контекст указывают нам на чрезвычайную власть, которая дана Господу нашему Иисусу Христу Отцом Небесным. Чрезвычайная — значит, не поддающаяся никаким обыденным меркам. Всеобщая, всеобъемлющая, не имеющая границ! А раз так, то Сыну Божиему подвластны самые невероятные чудеса, в том числе физическое воскрешение мертвых.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3ю по Пасхе (по Евангельскому чтению) …Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. ( Мк.16:6 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Необыкновенной радостью и торжеством, значительностью и загадочностью пронизано сегодняшнее Евангельское чтение (см. Мк.15:43-16, 8 ), в котором повествуется о погребении Господа нашего Иисуса Христа и о том, как жены-мироносицы первыми из всех людей на земле узнали о Преславном Христовом Воскресении. Богу было угодно именно им, преданным и любящим женщинам, открыть благодать величайшего чуда, дабы они, искренние и нелицемерные, стали светлыми благовестницами для самих благовестников Христовых, для святых апостолов. Но прежде этого благословенного события пред нашими духовными очами встают горькие минуты, последовавшие после смерти Сына Божиего. Вот мы слышим, что знаменитый член совета, тайный ученик и последователь Христов, Иосиф из Аримафеи осмелился войти к Пилату и просил тела Иисусова. Со стороны знатного и уважаемого иудеями Иосифа этот поступок имел особенно дерзновенное значение. Ведь когда он шел к Пилату, то не ведал, не знал последующей реакции на его просьбу как самого римского ставленника, так и высших иудейских властей. Клокочущие злобой, преисполненные ненависти, душою чувствующие и понимающие свое поражение, вожди иудейские и с Иосифом Аримафейским могли расправиться самым жестоким образом: лишить всех титулов и званий, выгнать со службы, наконец, приговорить к смерти за пособничество Христу. Но все это в данную минуту не волновало и не пугало Иосифа. Всем сердцем ему хотелось одного — воздать должные погребальные почести возлюбленному Учителю, снять с Креста истерзанное, настрадавшееся от мук тело Господа, благоговейно упокоить Его в достойном месте. В данной ситуации Иосифа совершенно не беспокоил вопрос, что скажут власти, не осудят ли за содействие «преступнику» и «еретику», коим представал в их глазах наш Господь.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4ю по Пасхе (по Евангельскому чтению) Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. ( Ин.5:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! По Божией милости сегодня, в четвертое воскресение по Пасхе мы с вами в Евангельском чтении (см. Ин.5:1-15 ) опять сподобились услышать удивительный рассказ об исцелении расслабленного. С одной стороны, мы снова были поражены чудодейственной силе Господа нашего Иисуса Христа, с другой — возмущены завистью и лицемерием фарисеев, которые старались очернить и обвинить Иисуса Христа, пользуясь тем фактом, что чудо было совершено в субботу. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим — так начинает свой рассказ о совершенном чуде апостол Иоанн. Господь возвращается в Иерусалим после первого своего проповеднического путешествия. Мы знаем из Святого Евангелия, что некоторое время Спаситель пребывал в Кане Галилейской, где чудесным образом исцелил сына царедворца. Теперь Он шел в Иерусалим, чтобы помолиться в храме и принять участие в празднике. Апостол и евангелист Иоанн не сообщает нам конкретно о том, какой это был праздник. Толкования отцов Церкви по этому поводу различны. Одни думают, что Господь возвращался в столицу, чтобы справить пасху, другие считают, что это была пятидесятница, есть также мнения о том, что это был праздник пурим, установленный вскоре после завершения вавилонского плена. Очень трудно определить, кто из исследователей прав. Но, скорее всего, все-таки Господь пожелал принять участие в праздновании пасхи, ибо этот праздник у иудеев считался настолько важным, что даже не требовал отдельного названия. В разговорной речи того времени зачастую именно ветхозаветная пасха называлась просто праздником, без дальнейшего пояснения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. ( Деян.10:15 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.10:1-16 ) очень убедительно говорит нам о том, что для Бога все люди равноценно дороги, всех нас призывает Отец Небесный, нет народов чистых и нечистых. Здесь начат рассказ о событии, имевшем в истории Церкви Христовой огромное значение, так как в число верных учеников впервые был избран и допущен язычник сотник Корнилий. Апостол Лука пишет: В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. В Кесарии располагалась штаб-квартира римской администрации в Палестине. Естественно, здесь полагалось содержать войско, которое могло оперативно выполнять различные поручения властей. Корнилий был сотником, то есть командиром сотни, входившей в состав когорты или батальона. Сотники, или, как еще их называли, центурионы, представляли собой основу командования римской армии. Говоря современным языком, они были чем-то вроде лейтенантов. В описании одного древнего историка есть такая характеристика требований, которые предъявляли к сотникам: «Сотники не должны быть отчаянно храбрыми, но хорошими командирами, твердого расчетливого ума, не готовыми всегда бросаться в атаку ради безрассудной битвы, но, в случае подавляющего превосходства противника и непрерывных атак, готовые умереть на своем посту». Корнилий был человеком мужественным, рассудительным и верным. Мы знаем также, что ему были присущи такие качества, как любовь к Богу, милосердие, богобоязненность, щедрость в милостыне. По вероисповеданию сотник Корнилий происходил из язычников. Но он разочаровался в языческом многобожии и распущенности нравов. Его всегда привлекала чистота, истинная вера в Бога, праведность жизни. Милостыню Корнилий творил от всего сердца, как умел. Все эти его человеческие достоинства, конечно же, были известны Богу. Отец Небесный, видя любовь и старания этого человека, решил открыть ему слово Божие. К сотнику был послан Ангел Господень, который вошел к нему и наставил: Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 53. О Божественном учении. В среду 4й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня… ( Ин.7:16 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В точности неизвестно, в какой день прибыл Господь наш Иисус Христос в Иерусалим на празднование праздника кущей, но как свидетельствует прочитанное нами сегодня Святое Евангелие (см. Ин.7:14-30 ), в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. Праздник поставления кущей продолжался семь дней, значит, в храме Иисус Христос проповедовал на четвертый день. В прошлом году Спаситель приходил в Иерусалимский храм как простой богомолец. И тогда Он обращался к народу со словом, но проповедь Спасителя была вызвана спором с иудеями, в который Ему пришлось вступить. Теперь положение изменилось. Иисуса Христа знали, о Нем говорили, за Ним ходили толпы людей, удивлявшиеся совершаемым Им чудесам. И вот Господь входит в храм как Божественный Учитель, Который призван принести избранному народу истинное учение. Евангелист Иоанн Богослов повествует о том, что Спаситель учил в храме, но ничего не говорит о том, кого Он учил, были ли среди слушателей Господа те, кто желал слышать его. Вероятно, Господь наш Иисус Христос говорит что-то важное для иудейского народа, при этом показывая блестящие знания Священного Писания. Люди удивлялись, но тут же с недоверием вопрошали: как Он знает Писания, не учившись? Этот вопрос свидетельствует очень о многом. И прежде всего о том, что слушатели Господа не хотели и не могли воспринимать Его как Сына Божия, Который послан в мир Отцом Небесным. Они слушали Его как Человека и потому поражались Его познаниям в законе Божием и священных книгах. Но при всем удивлении и признании необыкновенности Проповедника, злобы и ненависти к Нему в сердце своем они не оставили. Почему? Потому, что слушали, но не слышали! Нет, не слова Господа их задевали, не преподаваемое Им учение, а то, — откуда же Он знает Священное Писание. Ведь вот они — и столько учились, и множество книг перечитали, и все обычаи соблюдают, а не могут так цитировать священные книги, как какой-то сын плотника из Назарета. По зависти книжники и фарисеи тут же делали вывод: раз знания Его совершенны, а выучиться им Христос не мог, то сила Его убеждения дана нечистым духом, и, значит, такого Проповедника следует изгнать из храма и убить. Нечего Ему соблазнять и искушать народ!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010