Разделы портала «Азбука веры» См. также Мужской и женский диаконат в поствизантийскую и современную эпоху Слова «диакония» (διακονα) и «диакон» (δικονος) являются греческими, и используются почти исключительно в экклесиологическом контексте. Термином «диакония» обычно обозначается служение, в том числе церковное, или самый институт 1 диаконов, которые, в свою очередь, считаются служителями, как в церковном, так и в светском контексте. 2 Слово «диакония» образовано от слова «диакон», происхождение которого не совсем ясно. Вероятно, это сложное слово, имеющее два этимологических объяснения: 3 Какова бы ни была настоящая этимология, подлинный смысл слова «диакония» безусловно весьма значителен для христианского богословия и жизни Церкви. Восточная Православная Церковь считает, что «христианская диакония укоренена в евангельском учении, согласно которому любовь к Богу и своему ближнему является прямым следствием веры… Христианская диакония также вытекает из Божественной литургии, в которой наше приношение освящается приношением Христовым… Диакония, таким образом, является выражением единства Церкви как Тела Христова». 6 Один из величайших богословов и церковных деятелей Православного Востока, св. Иоанн Златоуст , монах и Константинопольский архиепископ, в своей работе «О священстве» производит разделение между аскетикой и диаконией: «практикующий аскетику доставляет пользу только себе, в то время как польза диаконской и пастырской деятельности простирается на всех». 7 Всё же христианская диакония не должна быть понимаема только как «приношение» материальных благ или даже служения, которые безусловно важны для многих, особенно нуждающихся. Ее главной целью является «преодоление зла. Она помогает избавиться от несправедливости и гнета. Когда Церковь не свидетельствует об Истине и не осуществляет пророческого служения, мир становится индифферентным и апатичным. Диакония, таким образом, является необходимым элементом жизни Церкви и Ее возрастания». 8 Диаконат Древней Церкви

http://azbyka.ru/diakonat-vostochnoj-pra...

Беседа на Евангелие Недели Святых Отец Молитва Иисуса Христа о своих верующих (О молитве при начатии дела), (Еще: Страдания христиан от неверующих и еретиков и т.п.) Что читалось сегодня из Евангелия? Прежде, нежели скажем, что сегодня читалось из Евангелия, объясним название настоящей недели «неделею Святых Отцев». В первые же века христианства явились ложные учители, так называемые «еретики», т. е. такие из христиан, которые примешивали к учению истинной веры ложные понятия и учили других этой лжи. Так, например, явился еретик Арий – священник города Александрии. Он учил, что Сын Божий не рожден, а сотворен и ниже Бога отца. А за Арием являлись и другие еретики, например, Македоний в г. Константинополе, который отвергал божество Духа Святаго, говорил, что Он сотворен и ниже Бога Отца и Бога Сына и т. п. Против этих-то еретиков собирались так называемые «Соборы», т. е. собрания пастырей и учителей христианских, например, патриархов, епископов и др., для осуждения ересей и вместе для установления общего церковного порядка. Соборы были и «Поместные», т. е. собрание пастырей одной какой-нибудь области или некоторых немногих, и «Вселенские», когда собирались пастыри по возможности со всей вселенной. Так, на 1-м Вселенском Соборе было 318 св. отцев, между которыми были многие мученики, подвижники и чудотворцы, например, святители Николай и Спиридон. Вселенских Соборов было 7, а Поместных – 9. Определения Соборов – определения по изволению, т. е. по воле и внушению Святаго Духа. Этими-то определениями Соборов после Священного Писания и управляется наша Православная Церковь . Настоящая, 7-я неделя по Пасхе, называется «Неделею Святых Отцев», так как в эту неделю воспоминаются и прославляются святые Отцы 1-го Вселенского, Никейского, Собора. Эта именно неделя посвящена воспоминанию святых отцев 1-го Вселенского Собора потому, что 1-й Вселенский Собор был открыт во дни Пятидесятницы и служит к славе воскресшего Господа, каковая слава преимущественно возвещается в продолжение Пятидесятницы. Евангелие Недели Св.Отцам содержит в себе произнесенную Иисусом Христом пред страданиями, по совершению Тайной Вечери, молитву к Богу Отцу о Своем прославлении чрез распространение истинного Богослужения в мире; о соблюдении верующих в единении веры и любви и об освящении их; где Господь Иисус Христос свидетельствует о Своем божестве и единосущии с Богом Отцом. Таковое Евангелие потому и положено для чтения в эту неделю, когда вспоминаются Соборы, бывшие против лжеучителей, которые разрушали единение веры и любви христианской и отвергали Божество Иисуса Христа Сына Божия ( Ин. 17:1–13 . Зач. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Девятнадцатый день. Поучение 3-е. Св. муч. Андрей стратилат. (Как мирянину можно спастись?) I. Св. муч. Андрей, замученный за Христа при императоре Максимилиане, жестоком гонителе христиан, был стратилатом, т.е. военачальником. Но высокое воинское звание не препятствовало ему получить спасение. Это указывает на ту истину, что и мирянину среди его житейских занятий спастись можно. Для сего не нужно идти непременно вам в монастырь или пустыню. II. Бог премилосердый соделывает наше спасение православною верою, добрыми делами и Своею благодатию. Православная вера есть та, которую содержит едина святая, соборная и апостольская церковь восточная; без сей веры православной никак нельзя никому спастись. – Добрыя дела – это евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрыя без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрыя с верою православною, и тогда, при помощи благодати Божией, споспешествующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, рекшаго: «без Мене не можете творити ничесоже». И должно знать, что Христос Спаситель, Истинный Бог наш, Который хощет всем человеком спастися, поставил в закон добрыя дела, то есть Свои спасительные заповеди евангельския, равно всем православным христианам, как монахам, так и мирянам, живущим с женами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения; потому что Его св. заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: «иго» бо святых Его заповедей «благо и бремя» делания их «легко есть». Св. заповеди Христовы, при помощи благодати Божией, легко может исполнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый, и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души. Посему-то те, кто преступает их и не кается, в страшное второе пришествие Христово будут осуждены вместе с бесами на муку вечную. – Св. заповеди евангельския, наипаче же главнейшие, столь необходимы для спасения, что если одной какой-либо не достает у человека, то и спасения души не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Сайентологическая «сверхцерковь» Размывание основ евангельского учения, осуществляемое «новыми религиозными движениями», вызывает озабоченность представителей традиционных христианских Церквей. Это нашло свое выражение в итоговом документе Юбилейной международной межконфессиональной конференции, посвященной 2000-летию Пришествия в мир Господа Спасителя, «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13, 8 ). Христианство на пороге третьего тысячелетия» (Москва, 23–25 ноября 1999 г.). В конференции приняли участие представители Русской Православной, Армянской Апостольской, Евангелическо-Лютеранской, Римско-Католической, Греко-Католической Церквей, а также старообрядцы, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской – из России и стран СНГ и Прибалтики. Участники конференции призвали правительства, партии, влиятельные общественные силы и прессу стран СНГ и Прибалтики «к деятельной заботе о воспитании человека в хранении положительного религиозно-нравственного идеала и культурного наследия каждого народа, без чего достижение всеми достойного будущего невозможно». По мнению участников конференции, большой вред духовному и физическому состоянию человека, психике людей, обществу наносит «деятельность псевдохристианских культов и сект». В итоговом документе перечислены следующие признаки псевдохристианской секты: отрицание веры во Христа как Бога и Спасителя, отрицание догмата Святой Троицы, извращение или подмена Священного Писания , отрицание святого крещения, попытки пересмотреть всю систему христианских ценностей, разрушить христианский уклад жизни. «Враг веры Христовой и нашего спасения, – отмечалось в документе, – повсюду сеет погибельные семена лжеучений и ересей, чьи последователи становятся все более дерзкими и агрессивными». В итоговом документе содержится также осуждение оккультизма, магии, сатанизма, астрологии и «видоизмененных древних восточных культов» 692 . Хаббардисты заявляют, что сайентология поможет каждому лучше понять и усвоить его собственную религиозную традицию и глубже укорениться в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   Глава ваша осталась свободной от нечестивого и беззаконного покрова, которым покрывались там пленные главы приносивших жертвы; чистое чело с знамением Божиим не могло носить диавольского венца — оно сохранило себя для венца Господня. О, с каким восторгом Мать-Церковь принимает в свои объятия вас, возвращающихся с битвы! С каким блаженством и с какой радостью она отворяет свои врата, чтобы соединенными отрядами вошли вы, неся памятники победы над поверженным врагом! С торжествующими мужами приходят и жены, в образе с миром победившие даже свой пол; приходят и девы с сугубой славой своей воинственности, и отроки, доблестями своими превышающие свои лета. За вашей славой следует и остальное множество «устоявших»; с весьма близкими к вашим и почти с одинаковыми достохвальными отличиями и они идут по стопам вашим; и в них — та же искренность сердца, та же целость непоколебимой веры. Утвержденные на незыблемых основаниях заповедей небесных и укрепленные евангельскими преданиями, они не убоялись ни предписанных ссылок, ни определенных им мучений: ни потери имущества, ни истязаний тела. Для испытания веры назначались сроки; но кто помнит, что он отрекся от мира, тот не знает никакого мирского срока: не помышляет уже о временах земных тот, кто ожидает вечности от Бога. Никто, возлюбленнейшие братья, никто да не уменьшает этой славы; никто злостной клеветой да не умаляет неповрежденной твердости «устоявших». Когда миновал срок, назначенный для отречения от веры, то, кто не отрекся в срок, — тем самым исповедал, что он христианин. Попасть в руки язычников и там исповедать Господа — это первое победное отличие; осторожно скрыться, чтобы чрез это сохранить себя для Господа — это вторая ступень к славе. Там исповедание всенародное; здесь — тайное. Тот побеждает судью мирского; а этот, довольствуясь своим судьей Богом, сохраняет совесть свою чистой в непорочности сердца. Там виднее мужество; здесь покойнее само беспокойство. Тот за приближением своего часа найден уже созревшим; а этому, быть может, только отсрочено: оставивши наследственное достояние, он скрылся для того, что не желал отречься, и он, конечно, исповедал бы Христа, если бы был схвачен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3495...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - август 2010 г.   Я прочитала, что самая ужасная ересь, ересь всех ересей, это гностицизм. С самого начала существования Церкви он был врагом номер один христианства. И сегодня он губит многих. И еще заявит о себе на последнем этапе истории. Не могли бы Вы рассказать об этом явлении? А.Н. Злобина, г. Минск Гностицизм переживал расцвет в первые века нашей эры. Он был смертельным врагом христианства, несмотря на то что или, вернее, оттого что большая часть гностических систем утверждалась на христианских основах. Долгое время даже бытовало мнение, что гностицизм — всецело явление христианской ереси. Церковь всегда питала отвращение к феномену гностицизма. Писания святых отцов убедительно свидетельствуют об этом. В этом противостоянии термин «гнозис» — «знание» был антиподом «пистис» — «вера», указывающая на отношение к тайне христианского откровения. Гностик практически стал противоположностью верующего. Сегодня дух гностицизма распространяется столь же уверенно и соблазнительно как двадцать веков назад. В чем секрет его живучести? «Гнозис» занимается теми же вопросами, что и религия. Откуда я пришел? Куда я иду? Откуда появилось зло и как избавиться от него? Кто есть Бог? Что такое человек? В чем конечный смысл человеческого существования? Гностик требует ответа твердого и гарантированного. Вера не дает его, по крайней мере в том смысле, в каком он ждет. Вера дает ответ на уровне уверенности. Но это предполагает всегда доверие и надежду. Вера растет параллельно с конкретным участием человека в тайне любви — в ответ на Евангельский призыв к покаянию. Вера — это как хождение Петра по водам. Это предание верующего себя риску любви — в противоположность уверенности обладания. Именно это лежит в основании веры и питает уверенность, что мы призваны к совершенной жизни Абсолютной Любовью — все превосходящей. Ибо Абсолютная Любовь означает абсолютную свободу по отношению к любимому. Путь веры можно сравнить с человеческой любовью. Там где любовь, боясь потерять любимого, освобождается от доверия, чтобы создать уверенность, которая не нуждается в доверии, происходит ее саморазрушение. Уверенность любви — в доверии к другому. То же самое происходит в уверенности веры, и потому вера всегда и самым существенным образом предполагает добровольные обязательства. Что касается любви, «знание», основанное на доверии, — не менее реально, чем то, что дает уверенность в обладании без доверия. Напротив, только оно открывает возможность истинного познания. А другой способ познания проходит мимо реальности, мимо любви, в обладании которой он хочет увериться.

http://moral.ru/dom_0811.html

Возненавидим мнимые добрые дела, возникающие из лжеименного разума, из движений крови, из сердечных чувств, как бы ни казались нам наши чувства и помышления возвышенными, непорочными, святыми. Эти дела способны лишь к развитию в нас пагубных самомнения, гордыни, самообольщения. Они не просвещают очей души, как просвещает их заповедь Господня (см. Пс. 18, 9 ), напротив, они усиливают слепоту души, делают эту слепоту неисцельной. Творящие их пойдут в вечную муку, как творящие добро естества падшего, добро, всегда смешанное со злом, добро оскверненное, от которого Господь, как от сатанинской мерзости, отвращает Свои всесвятые взоры. Для совершения добрых дел падшего естества не нужно быть христианином: они принадлежат всему падшему человечеству. Там, где совершаются добрые дела падшего естества, при громе похвал от мира исключен, отвергнут Спаситель мира. Дела веры, дела спасения, или, что то же, исполнение евангельских заповедей, принадлежат одним христианам. Исполнение евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские заповеди. Общение с Богом, даруемое христианину еще во время земного странствования, есть залог блаженства небесного и вечного. Этот залог сам свидетельствует о своей верности, свидетельствует так ясно и сильно, что многие для сохранения его решились подчиниться величайшим скорбям, предпочли его временной жизни. Жалостно, горестно ослепление, с которым гордый мир презрительно смотрит на дела веры христианской, с которым он произносит о них суждение безумное и приговор, убийственный для мира. Какими ничтожными делами представляются для мира дела веры в сравнении с громкими и живописными делами мира! Что с виду за доброе дело сознание своей греховности, за которое на мытаря излилась милость Божия (см. Лк. 18, 10–14 )? Что с виду за доброе дело покаяние, при посредстве которого величайшие грешники примирились с Богом и наследовали вечное блаженство? Что за доброе дело исповедание Христа, исповедание, выраженное немногими простейшими словами? И кем выраженное? Выраженное казненным разбойником. Эти немногие простейшие слова ввели разбойника в рай, совершили то, чего не могли и не могут совершить все блестящие добродетели всего человечества. «Слово о кресте для погибающих юродство есть» ( 1Кор. 1, 18 ), столь же бессмысленной представляется для них и деятельность по Евангелию. «А для нас, спасаемых,» и Слово крестное, и деятельность по Евангелию – «сила Божия» ( 1Кор. 1, 18 ), исцеляющая и спасающая души наши (см. Лк. 6, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава X. Стяжание мыслей и чувств правильных и святых 1. Святость святых Святость святых: мысли о своей святости – к святости прибавлять святость, во внутреннем мире утверждать веру, надежду и любовь; понятие о святости, проникновение подвижника Божественным светом благодати Какие мысли о своей святости должен иметь христианин? Откровение апостола Иоанна Богослова фокусирует внимание человека, говоря: «Святой да святится еще» ( Откр. 22, 11 ). В любом возрасте, в любых условиях, при любых занятиях надо поступать по Евангелию: к святости надо прибавлять святость. Тогда не будет ошибок, не будет позднего сожаления и раскаяния. От исполнения Евангельских заповедей личность человека, его сущность будет расти, осознавать себя образом Божиим; она противопоставит себя внешнему миру, станет выше его. Что человек для этого роста должен делать? Для этой цели человек учится организовывать свой внутренний мир таким образом, чтобы в нем нашли незыблемое основание такие добродетели, как вера, надежда и любовь и связанные с ними святые переживания. Во внешнем же поведении найдет у него место стремление к созданию условий для молитвы, богослужения, церковной жизни, в которой святой святится еще. Что такое святость? Святость – это сердечная чистота, которая, подобно множеству цветных лучей солнечного спектра, проявляется в различных дарах Святого Духа. Исполнением чего является святость? Святые подвижники Божии образуют видимое звено между миром земным и невидимым Царством Божиим. Восходя от меры в меру, подвижники проникаются Божественным духовным светом благодати. От этого они просветляются и достигают высших состояний в познании духовных тайн, в Богосозерцании и Богообщении. Поэтому их святость – это исполнение надежды, совершение веры, преисполнение любви к Богу в Духе Его 56 . 2. Вера Вера: понятие о ней, вера органическая, искусство веры – держаться убеждений, с которыми наш разум согласился, и ежедневно возвращаться к его основным доктринам; вера религиозная, ее психологическая суть; слово Господа – закон и приказ, голос Его любви и милосердия; верующий человек, наделенный определенными качествами и доверяющий Богу, Который уже начал нас спасать, соотношение веры и добрых дел, начало дела спасения и его действующие силы, освящение и обожение человека Светом Божиим Что такое вера?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Заключение первого отделения второй части О качествах нынешнего «Последования св. Елея»   Из истории образования «Последования», из объяснений, а также и текста его, открываются нам его 1) внутренние и 2) внешние качества. 1) Внутреннее достоинство заключается в том, что «Последование» составлено, вообще, в точном согласии с духом слова Божия, со всем учением св. Православной Церкви, и в частности – с догматом о Елеосвящении и с внутренним содержанием апостольского чина Елеопомазания. Внешним показателем сего служат: евангельские и апостольские чтения, исповедание веры, содержащееся в молитвах, прощения, существенно, об исцелении болезней и оставлении грехов, самые мысли и выражения молитв, взятые с буквальностью из св. Писания и из апостольского чина Елеопомазания. Нет здесь ни одной йоты, которая выступала бы из означенных границ, или носила бы иной оттенок. Подобно апостольской молитве веры , все псалмы, песнопения, молитвы и стихи чина оживотворены глубокими чувствованиями искренней сердечной веры в милосердие Божие, сыновней любви к Господу Богу, богопочтения, благочестия, непоколебимого упования, и твердого убеждения в благодатной силе и действенности таинства. Но, с другой стороны, те же псалмы и молитвы, песнопения и стихи проникнуты сознанием наших человеческих немощей и грехов, чувствованиями нашего недостоинства перед Богом, глубоким смирением. искренним покаянием, сокрушением сердца, желанием ходить в оправданиях Господних, исполнять заповеди Божии. Отсюда, подобно апостольской поспешествуемой молитве, в песнопениях, молитвах, псалмах и стихах чина повсюду проникает, везде чувствуется усиленное, прилежное, умиленное моление к Господу Богу, с призыванием Матери Божией и всех святых, дабы их ходатайством подкрепить наши земные, недостойные и немощные, богомоления, ибо и в апостольском чине сказано: много может молитва праведнаго поспешествуема. Но все существо чтений слова Божия, песнопений, молитв, стихов, обрядовых действий  – все устремлено к одной цели, чтобы страждущему тяжким недугом тела и души и кающемуся во всех своих прегрешениях испросить у беспредельного милосердия Божия, силою крестных заслуг Спасителя, благодать св. Духа для полного возвращения ему сил и здоровья, для совершенного очищения его от всякой греховной скверны, душевной и телесной, и для прохождения жизни богоугодной и святой. От этой цели во всем чине нет ни малейшего уклонения, вроде, напр., угрожений, или намека на приготовление к смерти и т. п. При сем, в чине выражается трогательнейшее сочувствие молящихся к положению немощного, крепкая и теплая христианская любовь к нему, участливое и деятельное, во всех отношениях, попечение о нем, о его душе и теле, всецелое снисхождение к его телесным недугам, – что все поставляется в обязанность и в чтениях чина, например: немощи немощных носите, и не себе угождайте ( Рим. 15:1 ) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Закрыть Подвижник и исповедник веры Христовой Владимиру Николаевичу Осипову – 80 лет. Многая и благая ему лета! 09.08.2018 941 Время на чтение 5 минут 9 Августа 1938 года, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, родился один из славных сынов Земли Русской Владимир Николаевич Осипов - истинный патриот нашей Отчизны, безсменный председатель Союза «Христианское Возрождение» с 1990 года. С жизнеописанием нашего дорогого юбиляра - несгибаемого борца за правду и многолетнего узника ГУЛАГа можно ознакомиться на его авторской странице на Русской народной линии, но есть вещи, которые превыше сухих биографических строк. Это - искренняя любовь к Богу, Родине и ближним, это - христианская совесть, которая не может молчать, когда происходит поругание святынь и глумление над чувствами верующих. Любовь и совесть - это те качества души человеческой, которые сложно описать и легко ощутить в общении. Драгоценными дарами евангельской любви и ответственности за происходящее щедро наделил Господь Владимира Николаевича, который всем сердцем откликается на события в окружающем мире и на любую человеческую боль. Уже несколько десятилетий он находится в центре событий православно-общественной жизни нашей страны. С начала 90-х годов Владимир Николаевич является организатором множества Крестных ходов в честь Святых Царственных Мучеников, молитвенных монархических стояний, съездов Союза православных братств, патриотических конференций и вечеров, митингов и пикетов в защиту веры и традиций. Его выступления всегда отличаются неподдельным чувством переживания о судьбах России и нашего народа. Не раз выступал Владимир Николаевич на научно-практических конференциях «Спасение души в современном мире» и «Тайна беззакония в действии», организованных Международным общественным Движением «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов» в Москве и Петербурге. Его яркие речи, пронизанные живым чувством, всегда становились украшением этих представительных форумов, в которых принимали участие архипастыри, пастыри, монашествующие и представители народа Божия Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/09/po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010