Последний результат исследования евангельской истории дается в некотором идейном содержании, которое представляет собою теоретическую основу дарующей вечную жизнь веры, что Иисус есть Христос, Сын Божий ( Ин. 20:31 ). Это – идея божественной духовной жизни, независимой в своей вечности от страданий и смерти, неограниченной по своей универсальности пределами индивидуальных и национальных благ, реализующейся в богосыновнем настроении и в деятельной духовной любви. Носителем этой божественной жизни был Христос, открывший нам ее в Своем учении и в Своем самоотречении даже до смерти по любви к человеку. Такой результат философии евангельской истории составляет ценный вклад в сокровищницу человеческого ума. Что особенно важно, так это то, что это значение евангельской истории независимо не только от фактической обстановки и хронологической последовательности событий евангельской истории, что составляет предмет нападок отрицательной критики, но даже от протокольной достоверности тех именно событий евангельской истории – чудес, которые образуют собою предмет рационалистического соблазна, так как евангельский смысл этих событий не в том, что будто они служили внешним удостоверением божественной жизни Христа, а в том, что они возводили взоры верующих от видимого к невидимому. Несомненно, что чудеса в евангельской истории занимают чрезвычайно важное место, – без чудес не было бы евангельской истории. В этом случае евангельская история подобна начальным страницам каждой религии, так как колыбель каждой религии окружена сиянием чудес. Но также несомненно, что только евангельские чудеса образуют собственно историю, фактически входят в течение человеческой жизни, – что только евангельская история делает чудеса символами, возводит от них взоры человека к невидимой духовной жизни, ставит его выше чудес. В этом основная идея евангельской истории. Евангелия представляют нам чудотворца распятым страдальцем и грозным судией человечества, а спасителя благовествуют в Сыне Божием, полагающем душу Свою за людей и призывающем их стать сынами воскресения. Посему, как истинная духовная вера независима от видения знамений и чудес ( Ин. 4:48; 20:29 ), так и идейное содержание евангельской истории находится вне той области, с которою имеет дело отрицательная рационалистическая критика. Конечно, чудотворные благодеяния Христа и пневматическая воодушевленность первохристиан – основной факт евангельской и церковной истории, отрицание которого равносильно отрицанию смысла в первоначальной истории христианства. Но факт этот, по смыслу истории, вполне вмещается в те границы, в которые поставлена сила веры: не подлежа сомнению в опыте современников Христа и первоначальных христиан, этот факт не страдает в своей полноте, если исключительные явления личной славы Христа (напр. § 37) также не выходили из сферы субъективной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Мертвые души (взгляд священника на некоторые явления приходской жизни) Итак, если кто принимает на себя имя Христово, а того, что умопредставляется с сим именем, не являет в жизни, тот ложно носит сие имя… оно – бездушная личина с чертами человеческого образа, наложенная на обезьяну. свт. Григорий Нисский 1 . К. Льюис написал, в свое время, в «Письмах Баламута», что бесовская игра с людьми «состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителем во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой» 2 . При внимательном рассмотрении окружающей действительности можно убедиться, что писательская проницательность не подвела Льюиса. Если 15 лет назад можно было еще сомневаться и рассуждать о применимости тех или иных способов привлечения людей в Церковь и духовного влияния на их жизнь, то сегодняшнее положение требует выработки единой конструктивной позиции. Методы обрядовых отношений с людьми, поставленные в основу деятельности Церкви, показали свою утопичность. Именно эти методы стали причиной крена «на ту сторону лодки, которая почти уже под водой». Но сегодня, имея 1,5–3% населения, живущих по-христиански, против почти 90%, принимающих формальное участие в обрядах Церкви, мы продолжаем умножать число номинальных «христиан» 3 и спорить о методах. Для многих общественных организаций нашего времени «погоня за клиентом» оправдана меркантильными соображениями. С чичиковским размахом они зачисляют в свои ряды практически любого, кто проявил маломальский интерес. В Церкви подобные явления недопустимы, как противоречащие ее природе. Христианская жизнь не подчиняется законам диамата: тут количество в качество не переходит. Духовные изменения, как в жизни одного человека, так и целого общества не зависят от количества совершенных впустую Крещений, Венчаний, освящений, молебнов и прочих обрядов. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», 4 – учит Евангелие. Эти слова относятся не только к Крещению. То же самое можно сказать и обо всех остальных Таинствах и обрядах. Кто будет веровать и обвенчается…, кто будет веровать и освятит квартиру, машину, крест, икону и прочее, тот примет благодатную помощь от Бога . А без веры Причастие и все другие Таинства и обряды несут человеку осуждение по слову Христову. Однако, всё еще раздаются голоса в защиту некоторых неверных обычаев, вошедших в последнее время в церковную жизнь. «Огнетушителем» критики во время «наводнения» оккультизма, обрядоверия, магии и религиозного невежества зачастую пытаются затушить попытки возвращения в жизнь Церкви евангельских методов работы с людьми. Причем данная позиция проявляется как среди мирян, так и в среде духовенства, что иногда порождает парадоксальную необходимость применения административного ресурса для подтверждения евангельских норм.

http://azbyka.ru/otpavshie-ili-nevocerko...

Скачать epub pdf Слово в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. О спасении нас крестною смертию Господа от греха, проклятия и смерти 6 Вчера за утренним богослужением мы слышали с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, евангельское повествование, в котором Спаситель говорит о предстоящей Ему крестной смерти: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Ныне же за Божественной Литургией в апостольском чтении мы слышали слова Ап. Павла, также указывающие на крестную смерть Христа. Слово бо крестное (о кресте), говорит он, погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам, сила Божия есть... мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие ( 1Кор. 1:18:23 ). Наконец, нынешнее литургийное евангельское чтение содержит в себе повествование Иоанна Богослова о той же крестной смерти нашего Спасителя ( Ин. 19:6–35 ). Таким образом, все три чтения из Священного Писания в честь настоящего великого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня говорят нам о крестной смерти Христа, говорят о том величайшем деле Божественной любви, через которое Господь даровал нам спасение. И если бы нас спросили: что сделал для нас Господь Своею крестною смертию, то каждый из нас правильно сказал бы: Господь крестною смертию даровал нам спасение. Но если бы нас спросили: от чего именно спас нас Господь Своею крестною смертию, то может быть, на этот вопрос получились бы неодинаковые ответы, и не все из них оказались бы правильными. Между тем, вопрос о спасении нас крестною смертию Христа есть основной догматический вопрос нашей православной веры. Имея в виду, сколь греховны и гибельны для нас заблуждения в области догматического учения, мы, как православные христиане, должны правильно мыслить и говорить о всех догматах нашей веры, а тем более касательно главнейшего из них – догмата о нашем спасении. Вот какой ответ дает на поставленный нами вопрос великий богослов Русской Церкви, Митрополит Московский Филарет, которого по уму, святости и чудесам можно сравнить со св. Василием Великим . В своем катихизисе, всецело основанном на святоотеческом учении, он говорит: «Крестная смерть Сына Божия нужна была для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти». Когда мы в детстве изучали катихизис Митр. Филарета, то усваивали это догматическое знание механически, памятью рассудка. Ныне мы должны не только умом, но и всем сердцем воспринять его, чтобы оно было для нас убедительным, непоколебимым и спасительным. И сие знание будет для нас таким, если мы свой ум подчиним уму Христову, уму апостольскому и святоотеческому и не будем смущаться человеческими неправильными богословскими умствованиями, которые издавна стремились и стремятся поколебать ту или другую истину нашей православной веры. Такие неправильные богословские умствования существуют и по поводу настоящего догматического вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Пятый день. Поучение 1-е. Свв. трие святителя: Петр, Алексий и Иона, митрополиты московские, и всея России чудотворцы. (Об истинных наставниках веры, которым христиане должны повиноваться по заповеди апостольской). I. Празднуя ныне память трех российских святителей: Петра, Алексия и Ионы, митрополитов московских и всея России чудотворцев, при жизни своей учивших вере и благочестию свою обширную паству и содействовавших процветанию своего отечества, не боявшихся для сего ни трудов, ни опасностей, ни даже самой смерти, а по смерти непрестанно молящихся о ней, мы должны сказать, что то были истинные наставники веры и благочестия, истинные пастыри, готовые положить (а некоторые из них, как например святитель Филипп, и положившие) свою душу за паству свою. II. При этом иные могут спросить нас: кто же истинные наставники веры Христовой и как отличить истинных пастырей от ложных? Ибо и те наставники, которых мы считаем ложными и самозванными, называют себя истинными вероучителями и признаются такими от последователей их. Вопрос этот важен и требует разрешения: ибо, не зная хорошо, кто дейтвительно учит истинной вере Христовой, легко можно принять ложного наставника за истинного и увлечься по его внушению в душепагубные заблуждения. Поэтому мы намерены теперь заняться решением этого вопроса для вашего назидания, – потому более, что между нами в настоящее время не мало появилось таких людей, которые ложно называют себя наставниками веры и увлекают других в свои заблуждения. а) Первый признак истинных наставников веры тот, что они поставлены на свое дело законною властию в церкви Христовой. В церкви Христовой, которая основана Самим Господом и поэтому называется домом и даже телом Его ( Матф. 16, 18 . 1Тим. 3, 15 . Ефес. 1, 22. 23 ), все должно быть по распоряжению I. Христа, как Домовладыки и Главы ея. В особенности же необходимо, чтобы приставники и служители в этом дому Божием, т.е. пастыри и учители церкви Христовой, избираемы и поставляемы были Самим Господом нашим I. Христом, или установленным от Него порядком. Из евангельской истории видно, что I. Христос, поучая всех людей истинам спасения, не всем ученикам Своим предоставил право поучать других, но избрал для сего из среды их только двенадцать и потом семьдесят апостолов, которым и дал власть наставлять других тому, чему Сам учил их, а вместе вязать и разрешать грехи человеков, и всем управлять в церкви Его ( Лук. 6, 13 . Матф. 18, 15–20. 28, 19. 20 . Иоан. 20, 22. 23 ). Это были первые истинные наставники веры в церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 3. Недели по Троице 1–17 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 10я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (72): от Матфея 17:14–23 14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. 17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. 18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. 19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? 20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом. 22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. Практический очерк содержания рядового чтения В Евангелии десятой недели изображается слабая вера и указываются средства к ее укреплению. Слабость веры: 1. Обнаруживается в бессильной борьбе против зла (ст.14–16) и заслуживает справедливого обличения и негодования Иисуса Христа (ст.17); ибо мы так давно находимся в общении с Ним и, однако, не могли еще приобрести совершенной веры в Него. 2. Укрепляется Иисусом Христом, ибо Он а) может удалить все препятствия для веры — зло в нас (ст.18); б) может, посредством укрепленной веры, сделать нас способными к совершению величайших дел (ст.19, 20) в) и мы со своей стороны не должны пренебрегать употреблением необходимых средств к укреплению веры, именно: молитвой и воздержанием (ст.21).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Слово на пассии в неделю 2-ю Великого поста (6 марта 1977 гг.) Те евангельские главы, которые повествуют нам о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и которые Святая Церковь предлагает нашему вниманию в некоторые дни Великой четыредесятницы, и особенно в дни Страстной седмицы, имеют чрезвычайно важное значение для научения истинам христианской веры и наставления в благочестивой подлинно христианской жизни. В этих главах простым и ясным для каждого языком сообщаются глубочайшие истины нашей веры, приоткрываются некоторые стороны священной тайны божественной жизни и божественного домостроительства, уясняется сущность и значение таких великих событий священной и мировой истории как воплощение Единородного Сына Божия и Его искупительный подвиг «нас ради человек и нашего ради спасения». Наряду с этим названные евангельские главы содержат в себе и бесценные назидания, являющиеся основанием христианской нравственности. Вслушиваясь в слова евангельских повествований об исполненном небесного достоинства поведении Богочеловека Господа Иисуса Христа в дни и минуты тягчайших испытаний и о совсем ином, немощном, соблазнительном или даже преступном поведении людей – современников Христа, бывших или свидетелями, или участниками происходивших тогда событий, мы легко можем извлечь для себя из этих повествований жизненно важные нравственные уроки. Только что прослушанное нами чтение из Евангелия от Матфея как бы призывает нас задуматься над вопросом о Божественном свидетельстве и человеческом к нему отношении. Свидетельство Господне истинно, непреложно и неотразимо в своем могущественном воздействии на ум и совесть человека. Что же касается нашего отношения к нему, то оно может быть весьма различным. Оно может быть свидетельством добрым, смелым и прекрасным в своей преданности Христу; оно может быть робким и немощным, но все же не бесчестным и потому имеющим известную нравственную цену, ибо Господь наш, в Своем бесконечном снисхождении к человеческой слабости, говоря словами св. Иоанна Златоуста , «и дела приемлет, и намерение приветствует». Но оно может быть и постыдным, безнравственным лжесвидетельством, которое вызывает справедливое отвращение в каждом неиспорченном сердце и неминуемо навлекает на себя праведный суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово при вступлении на паству Харьковскую, сказанное в Харьковском Успенском соборе 1842 г. «И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетелство Божие: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята... И слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы, да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет» ( 1Кор. 2:1–2, 4–5 ) Так писал некогда апостол Павел Коринфянам, приводя им на память, как он в первый раз явился пред ними, и как образ явления его был противоположен их ожиданиям. Коринф, как известно, славился науками и мудростью земной; Павел обладал умом Христовым и мудростью небесной; казалось, что к мудрым язычникам и учитель языков явится с мудростью, а Павел явился с буйством проповеди Евангельской!.. Коринфяне надеялись, вероятно, услышать от нового наставника христианского новое решение тех вопросов, которыми занимались их мудрецы и философы; а Павел, явившись пред ними, не хотел казаться знающим что-либо, кроме Иисуса Христа, «и Сего распята!» Противоположность разительная, явно удаленная от всех видов и расчетов обыкновенного благоразумия человеческого, – но Павел знал, что делал! – Святое буйство проповеди Крестной недолго оставалось соблазном для любознательных коринфян. Сопровождаемое «явлением Духа и силы», оно не замедлило взять верх над всеми безплодными хитросплетениями их софистов; и те, для которых распятый Бог Павлов казался вначале безумием, с благоговением признали в нем «Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:24 ). И ваш град, братие мои, подобно Коринфу, известен любовью к просвещению и наукам. Неудивительно посему, если и вы обыкли смотреть на все не очами токмо веры, а и взором ума испытующего. Поскольку же и нам выпал жребий провести немало времени не только «при ногу» ( Деян. 22:3 ), но и на самом седалище Гамалиилове, то легко может статься, что некоторые ожидают от нас слова высокого и проповеди по всем правилам витийства человеческого. Да будет же известно вам, братие мои, что и мы, подражая великому учителю языков, приходим к вам не с премудростью слова, не с выспренными умозрениями, не с блестящими оборотами витийства, а с простотой веры Евангельской и с единой, если даст Господь, силой чувства христианского. Да будет ведомо, что и мы во время нашего пребывания с вами, не желали бы казаться знающими что-либо, кроме Иисуса Христа, «и Сего распята». Иисус и Крест Его – се наша мудрость! Изображение Его пред вами в том самом виде, как Он представлен у святых пророков и Апостолов – вот наше красноречие! Большего мы не знаем и не обещаем; лучшего – не можем и не хотим. И если бы когда-либо уклонились мы от сего святого правила и обета и предались суетному желанию блистать пред вами мудростью человеческой и витийством, то вместо внимания слову нашему, закройте тогда слух от него, остановите нас и напомните, что мы говорили теперь пред вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Митрополит Климент: «Православные СМИ могут противопоставить пороку и безнравственности многовековой потенциал веры и евангельской любви...» 28 октября 2006 г. 09:36 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 30 октября — 2 ноября 2006 года в Москве и Подмосковье пройдет II Фестиваль православных СМИ «Вера и слово». На вопросы пресс-службы Московской Патриархии накануне фестиваля отвечает сопредседатель оргкомитета форума Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . — Ваше Высокопреосвященство, важнейшим шагом в деле христианской миссии должно стать более тесное взаимодействие Церкви со СМИ. Фестиваль «Вера и слово» продолжает работать над теми же задачами, которые определены на первом форуме, — это консолидация сообщества церковных журналистов, развитие взаимодействия со светскими СМИ, выявление новых форм сотрудничества Церкви и современного общества. Каким Вам видится решение этих проблем? — Церковь очень высоко оценивает роль СМИ в формировании общественного сознания. И Святейший Патриарх Алексий не раз подчеркивал, что «перед Церковью стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые сегодня предоставляют средства массовой информации». Современные масс-медиа сформировались в секулярную эпоху вне Церкви. И сама Церковь относительно недавно стала на равных правах с другими общественными институтами взаимодействовать со СМИ. Этот опыт показывает, что средства массовой информации действительно предоставляют широкие возможности для церковной миссии. Центральное событие нашего форума — Конгресс православных СМИ, а его кульминацией станет вручение премий «Вера и слово» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя с участием Святейшего Патриарха Алексия. Сто редакций печатных и электронных СМИ из разных регионов России прислали на конкурс много достойных работ. Поэтому, учитывая, что интерес к фестивалю и общественное влияние церковной журналистики растут, мы хотим сделать наш форум ежегодным. Уверен, что премия «Вера и слова» может стать со временем интересной и значимой для всего журналистского сообщества России.

http://patriarchia.ru/db/text/154968.htm...

Период II 9. Слово в 1-ю неделю поста. О вере Отвещав Нафанаил и рече Иисусу: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев. ( Ин.1:49 ). Когда благочестивым созерцанием я представляю себе начало, рост и утверждение православной нашей веры, я снова открываю тайны, нахожу чудеса, с одной стороны, так многочисленные, что словом описать их невозможно, а с другой – столь возвышенные, что мыслью невозможно их постигнуть. Поэтому, пораженный изумлением и радостью, я прославляю всевышнего Бога, преподавшего такую веру, возглашая вместе с Давидом: Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа ( Пс.146:5 ), а исповедующий такую веру православный народ ублажаю словами: блажени людие, имже Господь Бог их ( Пс.143:15 ). Вот и я осмеливаюсь ныне взойти на этот священный амвон, чтобы посильно возвестить славу и величие православия, хотя высочайшее слово о православной вере, чтобы торжествовать со свойственной ему непобедимой силою, и должно бы быть произнесено устами какого-либо Апостола и ученика Христова или богопросвещенного учителя нашей Церкви: они были избранными трубами, которыми с самого начала Св. Дух наполнял всю землю торжественными звуками евангельской истины. В этот великий, посвященный Господу день, день собрания в честь победы, одержанной православием над его врагом, ересями, моя мысль останавливается на исповедании бесхитростного Израильтянина Нафанаила, который признает Того, о Ком писали Моисей в Законе и пророки, и исповедует (Его) в словах к Богочеловеку Господу: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Ин.1:49 ). Это – первое исповедание православия. Но что может быть благотворнее и полезнее слова о православии, возвещаемого (о, если бы ежедневно!) православными учителями православным же слушателям? – Тогда Богонасажденное древо веры глубже укоренится в сердцах верных, чаще будет орошаться чистой струей евангельской истины, и принесет по возможности больше чистых плодов вечной жизни. Душе всесвятый, Душе премудрости и разума, даруй днесь свет разума уму моему, чтобы я понял, и силу словес устам моим, чтобы я и другим возвестил величие чудес Твоих, явленных в православной вере христианской! Ей, Утешителю благий, Душе истины, без (помощи) Которого язык человеческий не может богословствовать, наставь мой (язык) на проповедь о том, как началось, как развивалось, как утвердилось православие, это величайшее, чудеснейшее и божественнейшее дело Твоей Божественной премудрости и могущества. С этой помощью Святого Духа, о которой молю, я изложу слово о православии, слушатели православные, в трех главах. В первой я докажу, что оно все божественно с самого своего возникновения. Во второй – что оно божественно в своем развитии; и в третьей – что оно божественно в своем торжестве. Отсюда вы поймете, что православие есть измышление и дело единого токмо Бога. Поэтому, – оно – единственное истинное учение, в которое мы должны верить, единственный истинный путь, каким мы можем спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богословский вестник Братский вестник Богословские труды Вестник древней истории Вера и разум Воскресное чтение Душеполезное чтение Журнал Московской Патриархии И.Флавий, Арх Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона Православная богословская энциклопедия Православная мысль Православное обозрение Православный собеседник Прибавление к творениям св.Отец Толковая Библия Странник Труды Киевской Духовной Академии Христианское чтение Чтения в Обществе любителей духовного просвещения Bible et Terre Sainte The Jerome Biblical Commentary. Ed.R.Brown, J.A.Fitzmyer, R.E.Murphy, v. I- II, London, 1968. Robert A., Feuillet A. Introduction а la Bible, v. I- II, Tournai, 1959. I. Жизнь Иисуса Христа: общие труды, источники —————————————————— Звездочкой отмечены книги, рекомендуемые начинающим изучать Евангелие. Список литературы, посвященной историческому фону Евангелий и библейской религии последних веков до н.э. см. в кн.: Мень А. На пороге Нового Завета. Библия с приложениями. – Брюссель, Жизнь с Богом, 1973–1977. 2. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М., Московская Патриархия, 1976. 3. Новый Завет с приложениями. Брюссель, Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. Брюссель, Жизнь с Богом, 1967; 2е фототип.изд., 1970. Новый Завет. – Рим, 1944 и 1946. 5. Новый Завет. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. Лондон, 1970. 6. Aland K. Synopsis Quattuor Evangeliorum. Stuttgart, 1973. 7. Benoit P., Boismard M. Synopse des quatre Evangiles, t. I- II, Paris, 1972. 8. Novum Testamentum graece cum apparatu critico curavit, Eberhard Nestle. Stuttgart, 1963. Гладков Б.И. Евангельская история. СПб., 1913. Слово Жизни вечной. Евангельское повествование. Составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский. Брюссель, Жизнь с Богом, 1959. 11. Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. М., 1918.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/9

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010