15 октября 1900 г. при Миссии была открыта православная школа для корейских мальчиков, в которой первоначально обучалось 12 человек. Число корейцев, принимавших Православие, постоянно росло. Сотрудники Миссии придавали большое значение переводу вероучительных и богослужебных книг, уже в 1900 г. были переведены на корейский язык «Православное исповедание» св. Димитрия Ростовского, Часослов и «Чин крещения язычников». [v] Затем о. Хрисанф перевел «Краткий молитвослов», краткое изложение веры и выдержки из «Простых речей о великих делах Божьих» преосвященного Макария Томского. В первые годы существования Миссии она развивалась довольно быстро. Еще в 1898 г. для нее был приобретен земельный участок в районе Динг-Донг, расположенный недалеко от центра столицы. В 1901 г. приступили к строительным работам, а в следующем году были выстроены шесть кирпичных зданий: дом для миссионеров, колокольня, дом для переводчиков, здание школы с комнатами для преподавателей и подсобные помещения. 6 марта 1902 г. о. Хрисанф освятил строения Миссии; в качестве храма первоначально решили использовать здание школы. 17 апреля 1903 г. состоялось торжественное освящение церкви в честь свт. Николая Чудотворца, к 1904 г. были крещены 14 корейцев и открыт первый миссионерский стан в Мунсане. [vi] Большие затруднения в работе Духовной Миссии были вызваны русско-японской войной и I российской революцией. Этим, прежде всего, объясняется небольшой рост православной общины по сравнению с другими христианскими конфессиями в Корее. Сразу же после начала войны Миссия на короткий период стала центром российской национальной жизни. 27 января 1904 г., когда японцы совершили вероломное нападение на русские корабли в Инчхоне, русские жители Сеула пришли в церковь, чтобы молиться о победе российского оружия. Но уже через несколько дней Корея подверглась японской оккупации, и все российские граждане были вынуждены покинуть ее пределы. Архимандрит Хрисанф и его сотрудники 2 февраля были высланы из Сеула японской военной администрацией и выехали через Инчхон в Шанхай, где нашли временный приют в отделении Китайской Православной Духовной Миссии. После возвращения в Россию о. Хрисанф был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Имущество Корейской Миссии было опечатано и вверено на сохранение французскому посольству, миссионерские школы закрыты и т.д. [vii] Владыка Хрисанф с горечью переживал разорение своего детища, оставшись в России он умер через год после епископской хиротонии — в 1906 г.

http://bogoslov.ru/article/465367

После Христ познакомился с другими отцами-подвижниками, приходившими в монастырь, и, воспламеняемый желанием высочайшей жизни безмолвника, оставил многолюбезную Симонопетру, отправившись в скит Святой Анны, а именно – в каливу Усекновения главы Иоанна Предтечи. Там он стал послушником старца Азария, который и постриг его в рясофор с именем Хрисанф. Здесь начались испытания и тяготы монашеской жизни, которые соделали его опытным монахом, очистили и исполнили духовного ведения. Братия каливы состояла из пяти монахов. Старец каливы, отец Азария, был человеком, усвоившим себе молчание и терпение ради Бога. Старец любил ревностного Хрисанфа и подробно разъяснял ему смысл божественного трезвения. Но вскоре он был вынужден направить его совершать подвиг безмолвия в каливу Святой Троицы над скитом, чтобы избежать соблазна, сеемого завистником-диаволом среди людей, совершающих подвиг во спасение. Позже он постриг Хрисанфа и в великую схиму. Хрисанф проявил полное послушание старцу, но сердце его болело от преждевременной разлуки с наставником. Вот замечательное его признание. Когда он обернулся, чтобы последний раз взглянуть на каливу, и увидел через открытую калитку, как послушник изучает монашеские книги, а старец дает ему пояснения, он «заплакал горько». В каливе Святой Троицы Хрисанф жил один. Он очень тосковал. Но «святая Анна, – как говорил он сам, – послала мне соль осолившуюся – старца Онуфрия». Отец Онуфрий начинал как послушник знаменитого скитского духовника – отца Мины Черногорского. После кончины преподобного отца Мины Онуфрий остался один в каливе Преображения, расположенной неподалеку от каливы Святой Троицы. Их связывали крепчайшие духовные узы, которые и способствовали духовному росту Хрисанфа. Старец Онуфрий на всю жизнь стал наставником отца Хрисанфа. Он достиг высот ведения как безупречный послушник своего святого духовника – отца Мины. Обучившись у него совершенству монашеской жизни, он на опыте узнал высоту чистейшего подвига созерцаний и посвятил в искусство трезвения восприимчивого к этому будущего старца Хрисанфа. Со всей строгостью и в полном послушании Хрисанф исполнял все предписания в безмолвии каливы, – показав великий подвиг, трезвение, бдение, – одним словом, внутреннее делание умной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, оплакивая потерю Иосифа, патриарх Иаков, несмотря на утешения со стороны всех сыновей и дочерей своих, не хотел утешиться и сказал: С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. 37:35). Под словом " преисподняя " Иаков разумел, без сомнения, не гроб, где находится тело, а место, куда отходит душа; потому что Иаков не считал Иосифа погребенным, а был уверен, что он растерзан зверями. 49 В позднейший период еврейский истории вера и надежда на бессмертие высказываются еще яснее и решительнее. В учительных книгах Ветхого Завета раскрывается мысль, что дух человеческий, по самой природе своей, есть начало неумирающее, что он должен возвратится к Богу, который дал его (Еккл. 12:7), что смерть есть явление не необходимое, но пришедшее в мир случайно, так как Бог смерти не сотворил, а создал человека для нетления (Пр ем. 1:13; 2:23). Наконец, в книгах пророков Исаии (26:9) и Даниила (12:2) высказывается мысль и о воскресении тел для будущей жизни, и о вечности наград и наказаний. Независимо от всего этого, истина бессмертия души и воскресения мертвых самым осязательным образом открывалась для ветхозаветного человека в некоторых наглядных явлениях, каковы: взятие Еноха и Илии на небо живыми, а также воскрешение мертвецов пророками Илией и Елисеем. Здесь уже истина бессмертия на-ходила свое фактическое подтверждение и осуществление. Во времена Иисуса Христа только секта саддукеев, не знавших ни Писания, ни силы Божьей и не пользовавшихся особенной популярностью и сочувствием в народе, отвергала бессмертие и воскресение мертвых. Один петербургский профессор-гебраист Д.А. Хвольсон прошлого века нашел в Крыму надгробные памятники евреев, умерших до Рождества Христова. В надписях на этих камнях ясно видна вера древних евреев в бессмертие души и будущую жизнь. 20. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 120 - 121. 21. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 87 - 88. 22. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 124. 23. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 339. 24. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 340.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2330...

Однако это не понравилось его отцу, всячески пытавшемуся отвратить сына от Христовой веры. Не сумев ничего сделать, злобный отец сначала захотел развратить Хрисанфа, запирая его в комнатах с бесстыжими девицами. Но Хрисанф и в этом одолел самого себя и соблюл чистоту. Тогда отец заставил его жениться на языческой девушке Дарии. Однако Хрисанф вразумил Дарию, так что приняла она веру Христову и жили они, как брат и сестра, хотя [в чужих глазах] и представлялись супругами. Когда умер отец, Хрисанф начал дерзновенно исповедовать Христа и жить по-христиански. [В этом] за ним [последовал] и весь его дом. В правление царя Нумериана и он, и Дария были ужасно мучимы за веру. Впрочем, и сам мучитель Клавдий, видя терпение этих честных мучеников и чудеса, являемые при их истязаниях, принял Христову веру со всей своей челядью. За это Клавдия утопили в море, обоих его сыновей обезглавили, а его супруга, прочитав молитву, скончалась на месте казни. Дария же так стойко переносила мучения, что язычники кричали: «Дария – богиня!» Наконец, было издано повеление засыпать живьем Хрисанфа и Дарию камнями и землей в глубоком рву. На этом месте впоследствии построили храм. Близ того рва находилась пещера, в которой однажды, в память святых мучеников Хрисанфа и Дарии, христиане собрались на молитву и Причащение Святых Таин. Узнав об этом, толпа язычников завалила вход в пещеру – и [тем самым], причинив христианам смерть, изгнала их из сего в лучший, где вечно царствует Христос Господь. Эти славные мученики Хрисанф и Дария и прочие с ними, в том числе священник Диодор и диакон Мариан, пострадали за Христа в Риме в 283 и 284 годах. Святой Хрисанф девицу Дарью учит: – Оставь, девица, всю земную ложь, Не почитай богами жалкие кумиры, Ведь на земле ты правды не найдешь. Правда – у Бога единого, Единого Бога Троичного, Сотворшего всё И человека – венец создания. Он один бессмертный, Единый животворящий, Одежды из брения ткущий, Дух благой облачающий; Душа наша – благо духовное, В прах тела Творцом облеченное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Затем ин. Хрисанф выражает и старается доказать ту мысль, что тексты Св. Писания об Имени Божием и Иисусовом не подобает понимать в прямом смысле, а только в переносном, в доказательство чему и приводит некоторые толкования св. Отцов. На это мы ответим следующее: всякий текст Св. Писания, кроме тех, кои, или неудобопонятны, или приточны, – всякий текст Св. Писания, а тем паче св. Евангелия – мы должны понимать дословно. Толкования же, которые святые Отцы дают текстам, отнюдь не отвергают прямого их понимания, но только развивают и распространяют мысль текста. Кто же, отвергая прямой смысл текста, как ныне делает ин. Хрисанф, и принимая лишь косвенный, ищет в этом косвенном толковании доказательство тому, что прямо понимать слова Божии не следует, тот есть такой же отметник истины, как, например, Кальвин и реформаты, которые, например, прямой смысл слов: «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя» отметают, и принимают только слова: «сие творите в Мое воспоминание». Так некогда и диавол учил в Раю Адама не принимать дословно слов Божиих, что смертью умрёте, если от запретного плода съедите. Св. Иоанн Златоустый по этому поводу говорит, толкуя значение слов ап. Павла, что апостолы прияли апостольскую благодать «в послушание веры». Иоанн Златоустый говорит: «Не сказал Павел – для исследования и доказательства, но – в послушание. Мы посланы, – говорит он, – не умозаключения составлять, но передать то, что нам вверено. Когда ГОСПОДЬ ВОЗВЕСТИТ ЧТО-НИБУДЬ, ТО СЛУШАТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ПЕРЕТОЛКОВЫВАТЬ СЛОВА ЕГО И С ЛЮБОПЫТСТВОМ ИССЛЕДОВАТЬ, НО ОБЯЗАНЫ ТОЛЬКО ПРИНЯТЬ ИХ. И апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О ИМЕНИ ЕГО. МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ИССЛЕДОВАТЬ СУЩНОСТИ ЕГО, НО ВЕРОВАТЬ ВО ИМЯ ЕГО, ТАК КАК ОНО ТВОРИЛО И ЧУДЕСА. «ВО ИМЯ ИИСУСА ХРИСТА, – ГОВОРИТ ВОССТАНИ И ХОДИ» ( Деян. 3:6 . Т. 9, 492). Но вот Хрисанф это именно и отметает, что Имя Господне творило чудеса, он совершенно отделяет Имя Господне от Господа и утверждает, что в текстах евангельских, как, например: «Да святится Имя Твое», «Именем Моим бесы ижденут», «и беси повинуются нам о Имени Твоем», «во Имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи» – Имя Господне совершенно не причём, а только было как бы ВОЗВЕЩАЮЩИМ о Самом Господе, чудеса же сотворены Божественною силою Самого Господа! Это бесословие монах Хрисанф дерзает даже подтверждать толкованиями св. Отцов, перетолковывая их наоборот, и дерзает даже приводить в доказательство своего бесословия и св. Феодорита, и св. Кирилла Иерусалимского ! Покажем же, как на самом деле понимали и как веровали во Имя Божие эти св. Отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

С благодарностью вспоминаю пережившего Ленинградскую блокаду профессора Н.Д. Успенского — известного литургиста, серьезного ученого и крупного специалиста в области истории и искусствоведения, профессоров — протоиереев Владимира Сорокина, Василия Стойкова, Иоанна Белевцева, Георгия Тельписа и многих других. — Более десяти лет Вы трудились под омофором владыки Хрисанфа (Чепиля). Чем для Вас памятен этот период Вашей жизни? — Мое знакомство с будущим вятским иерархом состоялось в 1975 году, как мной уже было отмечено, благодаря поездкам в Петрозаводск с архиепископом Мелитоном. Будущий владыка, тогда еще архимандрит Хрисанф радушно встречал старца-архипастыря и его спутников — священнослужителей и иподиаконов. Постепенно у нас с отцом Хрисанфом сложились добрые человеческие отношения. Мы общались и в Петрозаводске, и в городе на Неве, разговаривали на разные темы. Архимандрит Хрисанф, будучи хорошим рассказчиком и внимательным собеседником, вспоминал разные случаи из своей юности, годах армейской службы и периоде обучения в семинарии и академии, мне же было приятно рассказать пастырю о своем родном крае — Вятке. Митрополит Хрисанф — сын фронтовика, Антона Чепиля, погибшего в первые месяцы Великой Отечественной войны. Детство у Якова, так в миру звали архипастыря, прошло на Украине, неподалеку от города Ровно. В юных летах, когда будущий иерарх начал благодаря своим благочестивым родителям и родственникам постигать азы Закона Божия, он видел на древней Волынской земле величие и красоту церковной жизни, еще не разрушенные гонениями. Большая же часть его жизни и служения на ниве Христовой проходила в период жесточайших притеснений и ограничений со стороны атеистических властей. Господь судил владыке Хрисанфу своими глазами увидеть благодатную зарю духовного возрождения Отечества и активно участвовать в восстановлении порушенных святынь и возвращении народа к родной православной вере в новейший период истории. В 50-х годах прошлого века, в условиях гонений на Православие нужно было иметь твердую веру и решимость, чтобы встать на путь церковного служения. Яков Чепиль в те годы проявил силу характера и сделал судьбоносный выбор. В Киевскую духовную семинарию он поступил 18-летним юношей, в 1955 году. После окончания третьего курса его призвали к срочной службе в армию. После демобилизации Якову стоило огромных усилий продолжить обучение в духовных школах. Киевскую семинарию в то время уже закрыли, в Одесской семинарии, которая находилась на грани закрытия, власти продолжить обучение ему не дали. Господь помог целеустремленному юноше — ему удалось поступить в семинарию в Сергиевом Посаде (тогда город назывался Загорск). Владыка Хрисанф не раз говорил, что никогда не представлял своей жизни по-другому, не видел себя ни на каком другом месте, кроме как служителем Святой Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6049741...

603 . Фесенко Е. И. По поводу запросов по Афонскому делу. Одесса 1914. 52. 604 . Филарет (Дроздов) , митроп. Об Именах Божественных//Святитель Феофан Полтавский Новый затворник. Творения. СПб. 1997. 683–725. 605 . Философ в роли критика внутренней миссии//Колокол. 15.05.1914 (2410). 606 . Философов А. Д. Афонская распря//Русское слово. 29.05.1913 (122). 607 . Философов А. Д. Церковные дела//Ежегодник газеты «Речь» за 1913 г. СПб. 1914. 330–350. 608 . Финал дела Булатовича//Новое время. 17.05.1913 (13354). 609 . Флегонт (Лебедев), иеродиакон. Собрание о имябожниках. Афон 1913. Рукопись. Библ. Русика, 5 из келейных книг, 2 т. 610 . Формула обращения для возвращающихся к учению Православной Церкви имябожников//Церковные ведомости. 1913. 35. 611 . Хрисанф (Потапьев), монах. Рецензия на сочинение схимонаха отца Илариона, называемое «На горах Кавказа»//Русский инок. 1912. 4. 71–75; 1912. 5. 57–59; 1912. 6. 50–60. 612 . Хрисанф (Потапьев), монах. Отзыв о статье Святогорца «О почитании имени Божия»//Русский инок. 1912. 17. 54–61. 613 . Хрисанф (Потапьев), монах. О новоявленной ереси имябожников и ее распространении на Афонской горе//Русский инок. 1914. 3. 164–172; 1914. 4. 214–225. 614 . Хрисанф (Потапьев), монах. По поводу статьи «Черный бунт»//Истор. вестник. 1915. 140 (4–6). 718–719. 615 . Хроника//Биржевые ведомости. 9.07.1913 (13638). 616 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 21.03.1913 (13458). 617 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 10.04.1913 (13491). 618 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 20.04.1913 (13506). 619 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 26.04.1913 (13516). 620 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 25.06.1913 (13614). 621 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 16.07.1913 (13650). 622 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 21.07.1913 (13660). 623 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 1.08.1913 (13678). 624 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 8.08.1913 (13689). 625 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 10.08.1913 (13693). 626 . Церковные вести//Биржевые ведомости. 17.08.1913 (13703).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1857 г. Владимир Ретивцев пострижен в монашество и рукоположен в иеромонахи, а в 1858 г. — назначен бакалавром (т. е. преподавателем) Казанской духовной академии по кафедре основного и обличительного богословия. В 1865 г. о. Хрисанф был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где поначалу читал курс нравственного и догматического богословий, а с 1867 г., уже будучи в сане архимандрита, вновь вернулся к преподаванию основного богословия. Чтение данного курса в академии продолжалось до 1869 г. включительно, вплоть до назначения о. Хрисанфа ректором Санкт-Петербургской семинарии . Однако и после вступления в должность ректора архимандрит Хрисанф продолжил преподавание основного богословия, но уже в семинарии, совмещая должности ректора и преподавателя данной дисциплины . В 1867 г. архимандрит Хрисанф был определен постоянно присутствующим членом Учебного комитета при Святейшем Синоде, а с 1872 по 1874 гг. являлся его председателем. В 1874 г. был хиротонисан во епископа Астраханского и Енотаевского. С 1877 по 1879 гг. — епископ Нижегородский и Арзамасский. В 1879 г. по причине резкого ухудшения здоровья владыка Хрисанф был освобожден от управления Нижегородской епархией и отправлен настоятелем в Московский Донской монастырь, где и скончался в 1883 г. Итак, епископ Хрисанф (Ретивцев) преподавал основное богословие в двух духовных академиях и духовной семинарии и, помимо того, за время своей работы в Учебном комитете составил программу по данной дисциплине для семинарий. Тексты лекций по основному богословию епископа Хрисанфа, к сожалению, не сохранились, поэтому судить о методе, предметной структуре и содержании его курса можно лишь исходя из: 1) краткого, но весьма ценного свидетельства историка Казанской духовной академии П. В. Знаменского , 2) анализа некоторых журнальных публикаций о. Хрисанфа , 3) уже упомянутой «Программы чтений по основному богословию для духовных семинарий» и прилагаемой к ней «Объяснительной записки»  и 4) трехтомного исторического исследования «Религии Древнего мира в их отношении к христианству».

http://bogoslov.ru/article/6192841

Итак, обратимся к разбору статьи инока Хрисанфа. Вызвана эта статья появлением в Апрельской книжке журнала Андреевского скита моей статьи: «О почитании Имени Божия». – В этой статье проводилась мысль о необходимости православным с особым вниманием относиться к соблюдению того, что заповедано нам 3-й заповедью о благоговении и страхе пред Именем Божиим, и приводились известные слова о. Иоанна Кронштадтского , что Имя Божие есть САМ БОГ, почему и надо весьма бояться употребления Имени Его всуе. Как видите, никаких полемических и догматических вопросов не было в статье затронуто, но для имяборца и это нестерпимо слышать, когда говорят о почитании Имени Божия как Самого Бога, почему инок Хрисанф в богоборном и имяборном «Русском Иноке» не преминул дать свой глас. Начинает Хрисанф статью с того, что говорит, что слова о. Иоанна Кронштадтского , что «Имена Божии... суть Сам Бог и низводят в душу Самого Бога», что «в Имени ты имеешь СУЩЕСТВО Господа...» – надо понимать не буквально, а духовно. С этим мы вполне согласны, ибо никто из нас и не думает называть Богом буквы. Но, оказывается, ин. Хрисанф в дальнейших своих словах и духовное понимание того, что Имя Божие есть Сам Бог, отвергает и объясняет эти слова Батюшки о. Иоанна Кронштадтского тем, что у него-де ум был не богословский, вот почему ему, как и многим другим, и казалось, что, когда молишься и призываешь Имя Господа Иисуса, и получаешь умиление, то это от имени призываемого происходит! Слышите, какая нелепица! Когда ешь что-либо вкусное, ужели ошибёшься и будешь думать, что посредствующая ложка так вкусна?! Так выходит и по богословскому, а вернее по бесословскому уму ин. Хрисанфа, что Имя Господне не есть Сам Господь, неотделимый от Своего Имени, как веруем мы и вся Церковь , а есть только как бы ложка посредствующая, которой подаётся в рот кушанье! И молиться инок Хрисанф учит так: взял ложку с кушаньем, т. е. призвал Бога по Имени, а потом ложку вон изо рта, – т. е. потом Имя Божие хоть забудь! Но святые Отцы не так учили: Лествичник учит заключать ум в слова молитвы Иисусовой, а слова сей молитвы суть Имя Его: Господи, Иисусе, Христе, Сыне Божий, следовательно, это самое Имя и есть по неотделимости от Бога и Господа то сладчайшее кушанье, о котором св. Григорий Синаит говорит, что молитва есть Сам Бог. Также и Святая Церковь весьма часто называет в песнопениях и св. Отцы в творениях Имя Иисус – сладчайшим, конечно потому, что в нём Сам Сладчайший Иисус, и Имя Его есть Он Сам, почему так и сладко оно для любящих Иисуса, а, конечно, не буквы суть сладки.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Скончался схимонах Николай 24 апреля/7 мая 1947 г. и был погребен на братском кладбище Ново- Валаамской обители. Старец «своим кротким обликом остался памятным как один из столпов великих валаамцев». Впоследствии подвижник благочестия иеросхимонах Михаил (Питкевич) так оценивал личность схимонаха Николая: «Он правильный монах, сильный духом, настоящий отшельник, по-детски простой, чистое сердце». Господь ближе к нам, чем дыхание наше Схиигумен Харитон (Дунаев) (1872–1947) Жизнь дана мне для служения Создателю и для приготовления к вечной жизни в Боге, начало которой должно быть положено еще здесь, на земле, как залог для вечности. Материалом для жизнеописания схиигумена Харитона послужили прежде всего некоторые биографические документы, а также письма и дневниковые записи. Отрывки из дневника схиигумена Харитона были опубликованы в Валаамском патерике, в более полном виде – в «Русском паломнике»; оттуда взяты лишь самые необходимые сведения для всестороннего освещения темы. Краткие жизнеописания схиигумена имеются в трудах: «Валаамский монастырь и его подвижники», «Старый Валаам», Валаамский патерик, но имеют некоторые неточности. Здесь мы попытаемся наиболее точно воссоздать биографию старца и познакомиться с его духовным наследием. Хрисанф Николаевич Дунаев, будущий схиигумен Харитон, родился 15 марта 1872 г. в деревне Горчакове Солигаличского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. С раннего детства Хрисанф имел особую любовь к Божиему храму, молитве и чтению духовных книг. «У меня со временем, – вспоминал старец о своем детстве, – образовалась своя библиотека». Читая духовную литературу, Хрисанф не только укреплялся в вере, но и развивал интеллектуальные способности, так что, обучаясь в народном училище, он был одним из лучших учеников. 6 мая 1894 г. Хрисанф прибыл на Валаам; 3 апреля 1897 г. определен в послушники; 5 марта 1905 г. пострижен в монашество; 18 февраля 1908 г. рукоположен во иеродиакона; 28 июня 1910 г. посвящен во иеромонаха. С февраля 1909 г. иеродиакон Харитон исполнял обязанности эконома Валаамской обители, 8 июня 1917 г. был утвержден в должности эконома с зачислением в состав старшей соборной братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010