Глава XXIV. Вифлеем и обратный путь в Иерусалим «И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо мне изыдет старейшина, еже быти в Князя во Исраили, исходи же Его из начала от дний века». ( Мих 5:2–3 ) Храм Вифлеемский, воздвигнутый на вертепе Рождества Спасителя, принадлежит, как полагают, времени Юстиниана. Первые христиане имели уже небольшой храм на этом торжественном месте; первый таковой памятник приписывают даже трем царям или волхвам, пришедшим поклониться младенцу Иисусу. Известно, что император Адриан соорудил здесь, из ненависти к христианам, капище Адонису и Венере и запретил иудеям обитать в Иерусалиме и Вифлееме. Достойно замечания, что ни одного еврея нет уже теперь в Вифлееме. Даже Тертуллиан в свое время сказал по этому поводу слепотствующим иудеям: «Какого же вы теперь ожидаете Мессию из Вифлеема, когда нет ни одного человека от семени Израиля в Вифлееме?» 68 . Елена ниспровергла идолов Адриана и украсила вертеп Рождества 69 . Собор Вифлеемский посвящен Пресвятой Богородице. Он построен подобно иерусалимскому храму Введения (что теперь мечеть Эль-Акса), крестом; фасад имеет очень узкие двери, которые, конечно, не были такими. Кварезмий, писавший в 1630 году, говорит о больших дверях, очень искусно отделанных, но уже изъеденных временем. Мне сказывали, что древняя дверь была закладена и обращена в узкую, для удобнейшей защиты от нападений арабов и для того даже, чтоб воспрепятствовать неверным вводить во Святой храм животных, чему по несчастию были примеры. При входе в храм открывается обширная паперть, состоящая из длинной галереи; по обеим сторонам возвышаются в два ряда мраморные, коринфического ордена колонны, по десяти в каждом; их было по двенадцати, но крайние вошли в состав стен 70 . Колонны были напоследок расписаны, как в наших древних соборах, и на иных видны еще изображение святых. Потолок, подобно церкви Св. Павла за стенами Рима, которую я видел до пожара, составлен из огромных балок кедрового и кипарисного дерева с вершин Ливана. Стены были одеты белым мрамором и мозаиками; малые остатки от них еще видны. Весь мрамор был снят мусульманами для мечети Омаровой; помост был также мраморный, – он частью сохранился, частью заменен плитником. Освещение из боковых окон. На правой руке, между вторым рядом колонн и стеною, стоит древняя христианская купель из белого мрамора, – прежде она была обнесена колоннами. На ней видна греческая надпись, которая переписана Кварезмием в XVII веке: тогда она была менее искажена; он ее пишет, с некоторыми изменениями, следующим образом: ΥПЕР MNHMHΣ KAI AΠAYΣEQΣ KAI AΘEΣEΩΣ AMAPTIΩN Ω. N. I. KΣΓENOΣKITA ONOMATA, т. е. (по его переводу) «В память, и упокой, и во оставление грехов О. Н. I. Богу известны эти имена».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы должны думать о своей смерти, как думал старец Симеон» По словам митрополита Варсонофия, когда мы делаем добрые дела, оказываем помощь ближним, мы идём на встречу со Христом 16.02.2023 450 Время на чтение 3 минуты Фото: mitropolia.spb.ru В праздник Сретения Господня, 15 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в посвященном этому празднику храме на Гражданском проспекте, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Калининского округа протоиерей Николай Брындин, почетный настоятель протоиерей Георгий Поляков, настоятель иерей Димитрий Лушников с клиром и другие священнослужители. Было зачитано обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня православной молодежи. «Когда Господь достиг сорокадневного возраста, Он был принесен Своей Матерью и Иосифом в Иерусалимский храм, чтобы быть посвященным Богу, - сказал владыка в проповеди. – Закон Моисеев предписывал всех первенцев мужского пола, которые рождались в иудейском народе, в память освобождения из египетского плена, когда погибли все первенцы, кроме еврейских, приносить в храм и посвящать Богу. Многие из нас тоже этот обряд проходили: когда были младенцами, родители приносили нас в храм, где над нами совершалось Таинство Крещения. Батюшка потом брал младенцев на руки, мальчиков заносил в алтарь, а девочек воцерковлял на солее, и все мы посвящались Богу, соединялись со Христом, отрицались от диавола и дел его. И Христос, будучи Младенцем, был так же принесен Матерью в храм, и Дева Мария удивилась, что про Него знали другие люди. В Вифлееме про Него узнали пастухи и волхвы, но на этом все закончилось. А тут их встречают старец Симеон и пророчица Анна и начинают возглашать: " Вот Он пришел, наконец Он родился! Народ ждал Спасителя, и Он явился, и мы Его сегодня видим! " Старец Симеон вряд ли предполагал, что именно так встретит Спасителя. Он знал только, что не умрет, пока не увидит Спасителя, но что это будет Младенец, ему и в голову не приходило. И вдруг Дух Святой говорит ему: " Это Он " . Симеон взял Младенца на руки и исполнил то, что было поручено Ветхому Завету - увидел Ветхий Завет своего Спасителя».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/16/my...

Зачем нам память о давней Встрече? Бог встречается с человеком, сойдя к нему. Это продолжается всегда. 16 февраля, 2015 Бог встречается с человеком, сойдя к нему. Это продолжается всегда. На молебне, который я регулярно совершаю для рожениц в саратовском перинатальном центре неподалеку от вокзала, во время отпуста почти всегда поминаю святого праведного Симеона Богоприимца. И немного рассказываю присутствующим о нем, а еще о том, в чем заключается подвиг материнства и зачем состоялась Встреча ветхого старца, Младенца и Его Матери… Когда-то для меня стал большим открытием тот факт, что праздник Сретения Господня вполне может быть отнесен и к Богородичным праздникам. И сам храм, и служащее духовенство облачены в этот день в одеяния голубого цвета, что само по себе как бы говорит о торжестве в честь Пресвятой Богородицы. Однако вместе с тем Сретение — Господский праздник. Общий контекст празднования тесно связан с рождественским циклом. Сретение отмечается на сороковой день после Рождества Христова и в смысловом отношении выражает важные христологические идеи. Есть в уставных предписаниях и некоторые особенности, явно роднящие этот праздник с Господскими (например, в Минее дается стих, который провозглашается на Литургии при входе с Евангелием, а это атрибут Господского праздника). В результате многих исследований и даже споров Сретение часто именуют Господским неполным праздником или даже Господско-Богородичным. Известно, что в 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву (см.: Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с ребенком, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. А в храме к Ней внезапно подошел старик… Некогда Симеон, муж ученый и благочестивый, занимаясь переводом Священного Писания с еврейского на греческий язык по поручению египетского царя, увидел в послании пророка Исайи слова: се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14) — и задумался о том, не является ли само слово «Дева» в данном случае опиской. Подумав так, Симеон решил, что будет верным исправить это слово на слово «жена», и в тот же самый момент был остановлен Ангелом. И Ангел в свою очередь сказал ему, что исправлять ничего не надо, а чтобы сам Симеон убедился в верности пророчества, ему предстоит жить до тех пор, пока он не встретит этого Младенца. И с того самого времени прошло более трех веков.

http://pravmir.ru/zachem-nam-pamyat-o-da...

«И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, и еже дати жертву» ( Лк. 2:22, 24 ) Св. Церковь , еще задолго до настоящего дня, начала приготовлять нас своими духовными песнопениями к достойному празднованию сего дня. Что же особенного заключается в воспоминаниях настоящего праздника? По-видимому, событие, совершившееся ныне во храме иерусалимском, есть одно из обыкновенных в мире подзаконном. Дело начато и совершено по закону. Самая радость Симеона и Анны, хотя и многими разделенная тогда в Иерусалиме, после множества других событий, яснее раскрывших величие Принесенного ныне во храм, покажется христианину только мерцанием зари в сравнении с полным светом солнца. Что же особенного, повторим, представляет ныне храм иудейский, для поучения н назидания собравшимся в храме христианском? Вникнем в значение настоящего дня для христианина. Во-первых, ныне призывает нас к прославлению глубочайшее смирение Приснодевы Богоматери. По закону Моисееву, каждая матерь в известный срок по рождении младенца обязана была приходить во храм для очищения молитвами и жертвами. Но мог ли закон сей простираться и на Чистейшую из матерей? Зачавшая от Духа Святого, родившая без болезней, уверенная, что рождаемое свято ( Лк. 1:35 ), что Сын Ее избавит люди своя от грех их ( Мф. 1:21 ), – имела ли нужду сама в очищении? И, однако же, Богоизбранная отроковица уравнивает себя с последнею из жен еврейских. Не открывая ни пред кем славы Богоматери, она идет во храм, занимает место между отлученными от общения с прочими, приносит очистительные жертвы священнику и приемлет разрешение. Вот необыкновенное в самом обыкновенном деле! И оно, в глубоком смирении, как дело долга, сокрыто так неприметно, что нужно было иметь взор Симеона, чтобы проникнуть сию тайну и благословить Благословенную в женах ( Лк. 1:34 ). Да благословит же с Симеоном и всякая душа христианская смиренномудрствующую Матерь, которая ради смирения своего Сына как бы забывает об ангельской чистоте своего девства, – как раба Господня, свободно покоряется закону и, с предвечным Младенцем на руках, не стыдится стать на ряду с грешницами пред Богом. Чем глубже здесь сокрыто Ее Божественное величие, тем достославнее Ее смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

История Владычного монастыря в Серпухове 28 июля 2005 г. 10:00 Монастырь основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю: - Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ: - В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим. Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Варлаам увидел ангелов, держащих обитель на своих раменах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм. Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ея помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение и просил самого святителя Алексия не спрашивал о нем до смерти. Но видение это не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

http://patriarchia.ru/db/text/30218.html

Кедров Н. Пришествие в мир Спасителя. Рождество Пресвятой Девы Марии. Евангелие мало говорит о Матери Господа Иисуса Христа и совершенным молчанием проходит Ее детские годы. Краткие указания Священного Писания восполняются Священным Преданием. Дева Мария, происходила от колена Иудова, из рода царя Давида. Родителями Ее были благочестивые старцы Иоаким и Анна. Много лет прожили они в супружестве, достигли преклонного возраста и очень скорбели, что у них не было детей. Евреи всегда считали великим несчастьем оставаться бездетными, думали, что неимением потомства Бог наказывает человека за его грехи. Поэтому люди бездетные подвергались укоризнам и доношениям; бывали случаи, что от них не принимали даже приношений в храме. Такие огорчения пришлось испытат и Иоакиму и Анне. Оба они пламенно молились Богу, чтобы Он даровал им дитя. Молитва праведников была услышана. Им явился Ангел и возвестил, что Бог дарует им дитя. «Жив Господь Богъ мой», воскликнула обрадованная Анна, «будет ли это сын или дочь, я отдам дитя Господу, и оно будет служить Ему во все дни жизни своей». У них родилась дочь, и они назвали ее Марией. Вход в храм Пресвятой Девы Марии. Когда Деве Марии исполнилось три года, родители, во исполнение даннаго обещания, привели Ее в храм, чтобы отдать на служение Богу. Иерусалимский храм, построенный Зоровавелем на месте первого Соломонова храма, а потом возобновленный Иродом, занимал обширную площадь на горе Мориа. Самый храм, т.е. Святилище и Свитое Святых, стоял на вершине. К нему примыкал так называемый двор внутрений, разделявшийся на три части, расположенный уступами. Непосредственно около храма был двор священников, рядом с ним двор мужей и, наконец, двор жен. Строения храма и двора внутреннего окружал внешний двор язычников, назывававшийся так потому, что на него могли входить все, не исключая и язычников. Пройдя этот последнишй, Иоаким и Анна остановились во дворе жен около полукруглой лестницы, в 15 ступеней, ведшей в следующий двор. Дева Мария без посторонней помощи вошла по этой лестнице и здесь, во вратах, была встречена первосвященником Захарией. По особому откровению Божию он провел Ее к храму, ввел в самую священную часть его, в таинственное Святое Святых, всегда закрытое великими вратами и завышенное священной завесой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Коломна. Церковь Никиты мученика. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь во имя великомученика Никиты сооружена в 1695 г. в традициях московского барокко. Поначалу она являлась домовой для богатейшего купеческого рода старой Коломны — Мещаниновых. Родоначальником этой фамилии стал в конце XVII в. Демид Мещанинов, чьим усердием, по-видимому, и был построен храм. В XVIII в. перестроили колокольню с закрытой папертью, увеличили северный придел. В 1858—1860 гг. в теплой трапезной части храма заменили сводчатые перекрытия в связи с устройством второго южного придела. Внешняя барочная обработка здания уступила место позднему ампиру. Никитский храм — одноглавый, бесстолпный, в виде высокого двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом. Храм имеет два придела: во имя апостола Иакова, брата Господня, и святителя Митрофана Воронежского. На стенах и своде храма сохранилась часть росписей 1830 г. с последующими поновлениями. В семье священника этой церкви П.М.Никитского в 1824 г. родился сын Никита, будущий философ, публицист и издатель. В Коломенском Духовном училище он получил фамилию Гиляров; за успехи в Московской семинарии и Духовной Академии он также удостоился прибавления к фамилии — Платонов (как стипендиат митрополита Платона). В Никитском храме находились святыни: чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, крест и Владимирская икона, принадлежавшая князю Дмитрию Пожарскому и, по преданию, сопровождавшая его в походах. Также в храме хранились мощи многих святых. В округе великомученик Никита почитался как покровитель младенцев. За «Никитской» святой водой для исцеления младенцев шли со всего города. В советское время храм был порушен и разграблен. Первая Литургия во вновь открытой церкви совершилась 28 сентября 2001 г. в день памяти великомученика Никиты. В 2002 г. в приделе апостола Иакова установили иконостас, написанный коломенским художником Андреем Гавриловым. Большое внимание уделяется церковному хору. При храме действует воскресная школа и летний православный городской лагерь.

http://sobory.ru/article/?object=04425

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Вотяков с супругой. Фотография. Нач. ХХ в. Тимофеевич Вотяков (5.11.1881, дер. Вотяково Чистопольского у. Казанской губ.- 18.06.1931, Чистопольский р-н, Татарская АССР), сщмч. (пам. 5 июня, в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из крестьянской семьи. В 1899 г. окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о праве преподавания хорового пения. В 1899-1901 гг. посещал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 г. выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном уч-ще. В 1903 г. вновь слушал лекции на учительских педагогических курсах в Казани и сдал экзамен на звание псаломщика. В том же году назначен псаломщиком в храм свт. Николая в с. Жукотине Чистопольского у. 14 сент. 1906 г. рукоположен во диакона и назначен к Входо-Иерусалимской ц. царёвококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря . Совмещал диаконское служение с преподавательской деятельностью. С 1 окт. 1907 по 1 сент. 1910 г. М. служил законоучителем в Медведевском земском уч-ще и одновременно с 1 окт. 1907 по 1 дек. 1910 г. был законоучителем и учителем пения (с 10 февр. 1909) в Берёзовском земском уч-ще. С 1 сент. по 1 дек. 1910 г. он был законоучителем Медведевского уч-ща Мин-ва народного просвещения. В 1911 г. М. выдержал испытание на получение сана священника. В 1914 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Покровского храма в с. Кумья Козьмодемьянского у. В 1919 г. был переведен в храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены в с. Кулакове Козьмодемьянского у. Приход был бедным, а во время гражданской войны совсем обнищал. М. со своей большой семьей терпел тяжелые лишения. В 1923 г. храм в с. Кулакове закрыли и М. назначили в Покровский храм в с. Сарсасы. Здесь он был возведен в сан протоиерея. В 1929 г. М. арестовали по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через неск.

http://pravenc.ru/text/2563498.html

Мордово. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Строительство кирпичной церкви в селе Мордово началось во второй половине XIX века, поскольку прежняя церковь не вмещала всех прихожан (на то время в Мордове было 1200 дворов). Церковь завершена постройкой и освящена в 1909 году. Огромное здание храма вмещает до 5000 молящихся и является одним из крупнейших в Тамбовской области. Роспись стен в интерьере храма выполнить не удалось из-за начавшейся вскоре I мировой войны - средств на внутреннюю отделку не хватило. Украшением храма является керамический иконостас, доставленный в 1890 году из подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Керамический иконостас такого размера уникален для России. Храм был закрыт в 1939 году, приспособлен под зернохранилище. Однако верующие жители Мордова не допустили проникновения хозяйственных помещений в алтарь церкви, отгородив его от остального помещения. Храм также намеревались взорвать, но прибывший с проверкой офицер написал в заключении, что взрыв мог бы повредить соседние дома и школьное здание (бывшая церковно-приходская церковь), и тем спас церковь от разрушения. Во время Великой Отечественной войны в храме размещался госпиталь. В гигиенических целях стены были побелены известью, при этом повреждены некоторые иконы. В 1945 году здание храма было возвращено верующим. Тогда Тамбовской епархией управлял архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Храм реставрировался к 1000-летию Крещения Руси. В настоящее время идет медленное, за нехваткой средств, восстановление здания. Так, в планах настоятеля о.Анатолия восстановить разноцветное остекление храмовых окон. В 1993 г. патриарх Московский и Всея Руси Алексий посетил Михаило-Архангельский храм и совершил в нем Божественную Литургию. Информация о храме на сайте поселка Мордово Мордово. Церковь каменная, теплая, построена в 1859 г. Престола три: главный - во имя Архистратига Михаила и придельные - во имя св. муч. Флора и Лавра и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Приход открыт более 200 лет назад. Местно-чтимые иконы: Смоленская и Иверская иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04728

Отделение дополнительное 174 . Слова, подлежащие присоединению к предыдущим отделениям К I ОТДЕЛЕНИЮ 1. Слово в день Сретения Господня. (Первое) О ЖЕНСКОМ ПРАЗДНОСЛОВИИ ВО ХРАМЕ И та в той час приставши, исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем, чающим избавления во Иерусалиме. Лук. 2:38 . Когда Иисуса Христа, в сороковой день по рождестве, принесла во храм Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, и там исполнено было то, чего требовал закон: Анна, дочь Фануилова, подошедши к святому семейству, стала говорить всем присутствовавшим об этом младенце. Она говорила в храме. Пример ее не дает ли и ныне женщинам право говорить в церкви? Чтобы судить о поступке праведной Анны, надобно припомнить и некоторые подробности сретения Господня. Женщины еврейские, как скоро рождали, до сорокового дня почитались нечистыми, а в этот день являлись в храм, чтобы дать жертву о своем очищении. Храм иерусалимский был очень обширен. Там вдали от святилища, позади помещения для священников и отделения для мужчин, был так называемый двор жен . Божия Матерь, нескверная и нетленная, не возгнушалась «акибы нечиста, на месте нечистых жен пред дверьми храма Господня стати» 175 . И хотя есть предание, что первосвященник перевел Ее, как Приснодеву, туда, где стояли девицы; но и затем среди народа Она могла остаться не для всех приметною. Каждый делал свое дело: жрецы жертвы закалали, левиты омывали, первосвященник благословлял; жены, требовавшие очищения, приходили и удалялись, исполнивши все по закону Господню. Тогда старец Симеон, по внушению Духа Божия, приняв на свои руки младенца Иисуса, обратил к Нему свою предсмертную молитву, и предсказал, что Он предлежит на спасение верным и на падение неверующим. Тогда и Анна подошла к святому семейству. Она, после семилетнего супружества до глубокой старости не отходивши от церкви, конечно, знала Деву Марию, которая при той же церкви воспиталась. По вдохновению свыше уразумевши, какого младенца принесла в храм Приснодева, Анна стала окружавшим объяснять, что это дитя есть тот самый Спаситель, которого они ожидали. За свои вдохновенные речи о Нем она и названа пророчицею .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010