11. О святости и почитании храмов Божиих «Храмом Божиим», или «домом молитвы» называется особое здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом», Его «жилищем», местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием». Сектант: 1) Не нужно, говорят сектанты, никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» ( 1Кор. 3:16 ). «Вы храм Бога живаго» ( 2Кор. 6:16 , см. еще: 1Пет. 2:5 , Еф. 2:21 и Евр. 3:6 ). Объяснения православного: 1) В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа, сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостаивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый». «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его» (то есть Христа). ( Деян. 22:17–18 ). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана» ( Ин. 13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О святости и почитании храмов Божиих «Святилище Мое чтите: Я Господь“ ( Лев. 19: 30 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем“ ( Мф. 23: 21 ). «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“ ( Мр. 11: 17 ). «Храмом Божиим,“ или «домом молитвы» называется особое Богу посвященное здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом,» Его «жилищем“, местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием“. I Сектант: Не нужно никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы“ ( 1Кор. 3: 16 ). «Вы храм Бога живаго“ ( 2Кор. 6: 16–18 . См. еще: 1Петр. 2: 5 . Ефес. 2: 21 и Евр. 3: 6 ). Объяснения православного: В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа ( 1Кор. 7: 40 ) сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостоивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3: 1), шли вместе в храм в час молитвы девятый“. «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в изступление и увидел Его“ (то есть Христа). ( Деян. 22: 17–18 ). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим“ в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас“, а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана“ ( Иоан. 13: 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Сомино. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Построен храм был в 1839-1844 гг. на судоходной (тогда) реке Соминке, которая входила в Тихвинскую водную систему. Он был воздвигнут на сборы с судов, проплывавших по водной системе, а также на пожертвования устюжанских купцов. В память трудов по созданию Тихвинской системы императоров Петра I и Павла I храм был посвящён апостолам Петру и Павлу. Храм был расписан в 1840-е гг. в академическом стиле. Большая часть живописного ансамбля сохранилась, несмотря на то, что в тридцатые годы прошлого столетия храм был поруган. В 1937 году с колокольни был сброшен колокол, шпиль с ангелом и крест. Церковь называют также Иеросоминской, поскольку находится она за 3 тысячи километров на одном меридиане с Иерусалимской святыней. 7 июня 2007 года на колокольне храма установлен шпиль с летящим ангелом. В селе издревле стояла деревянная часовня во имя сщмч. Власия Севастийского. В 1823 г., пользуясь визитом Императора Александра I, жители Сомино обратились к нему за позволением устроить каменный храм. Работы по строительству храма начались в 1837 г. под руководством ктитроа капитана А.Ф. Соколовского. Храм в Сомино построен на насыпном холме, освящён в 1841 г. Главный престол храма освящен в честь свв. Апп. Петра и Павла (в честь посещения этих мест Петром I), а боковые приделы - левый в честь сщмч. Власия Севастийского и правый до 1930-х г.г. Воздвиженский, после 1947 г. - святителя Николая Чудотворца, после пожара 1998 г. освящен в честь " Скорбящей Богоматери " . После переворота 1917 г. храм из-за удаленности оставался открытым достаточно долго - до 1936 г. После храм закрыли, сбросив колокол вниз на ступени паперти (расколотая ударом ступень сохранилась до сих пор). В 1947 г. подвижническими трудами Прасковии Ивановны Некатановой власти вернули храм верующим Сомина. Возможно, свою роль сыграла близость начинавшейся неподалеку Дороги Жизни (военно-автомобильной дороги 102 от железнодорожной станции в Подборовье). В течение 50 лет Соминский храм оставался единственным действующим во всем Бокситогорском районе.

http://sobory.ru/article/?object=01305

Москва. Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Вознесенская церковь за Серпуховскими воротами Карта и ближайшие объекты Храм строился в 1714-1718 годах на средства царевича Алексея Петровича. Нижняя церковь Иерусалимской иконы Божией Матери была освящена в 1714 году. После казни Алексея в 1718 году строительство приостановилось, недостроенная верхняя церковь была перекрыта временной деревянной крышей. По ходатайствам прихожан строительство было возобновлено в 1756 году, и к 1762 году здание церкви было достроено. В 1839 году к верхней церкви пристроили трапезную, в 1842 возведена колокольня. Храм закрыт в 1929 году, в 1930 году его стали разбирать, начав с колокольни. Все верхние ярусы колокольни, начиная со второго, были уничтожены, на самой церкви разрушили восьмигранный барабан с главой. Возвращен верующим в 1990 году. В 1696 г. Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки здесь церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом 9-ти мучеников Кизических был вскоре выстроен, освящен придел, а главный храм освящен лишь в 1700 г. Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича. Указ на строительство церкви был выдан 12 сентября 1709 г. (по другим источникам - в 1708 г.), в период запрещения каменного строительства в Москве. 9 октября 1714 г. был освящен нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. После казни Царевича Алексия и прекращением поступления средств, строительство было приостановлено. Верхний храм был возведен до верхних окон и покрыт временной кровлей. Отдельно стоящая колокольня тоже была не достроена. В переходе между колокольней и храмом располагалась лестница на второй ярус, окруженный гульбищем. В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 г. В июле 1762 г. церковь была окончена и освящена. Барабан храма был первоначально световым. Зодчие, строившие храм, неизвестны. Высказывались предположения об авторстве Д. Трезини, а также участии И. Ф. Мичурина и В. Д. Ухтомского в достройке храма.

http://sobory.ru/article/?object=02160

Рождество Девы Марии и введение ее во храм В Назарете жили благочестивые люди Иоаким и Анна. Долгое время не имели они детей и неустанно молили Бога о даровании им ребенка. Бог услышал их горячие молитвы: у них родилась дочь, которую они назвали Марией. В порыве благодарности и любви к Богу родители решили посвятить Ему младенца. До трех лет прожила Мария в Назарете, в доме родителей. Когда же ей исполнилось три года, Иоаким и Анна решили, что настало время исполнить данный Богу обет – посвятить Ему девочку. В то время у Иудеев был обычай, по которому дитя, посвященное Богу, вводилось в Иерусалимский храм. Иоаким и Анна начали делать все необходимые приготовления к торжественному дню введения во храм. Предстояло пройти от Назарета в Иерусалим, около ста пяти верст. Родители Марии созвали своих родственников, которые должны были следовать вместе с Марией в Иерусалим. Три дня находились путники в дороге, наконец, достигли города. Началось торжественное шествие в Иерусалимский храм. Впереди шли юные девы с возжженными свечами и пели священные молитвы; за ними шли Иоаким и Анна, ведя за руки Марию, родственники и много народа окружали все шествие. Дойдя до храма, родители Марии поставили ее на первую ступень лестницы, ведшей в храм. Пятнадцать высоких ступеней вело в храм. И вот, едва родители Марии поставили ее на первую ступень, она сама, без посторонней помощи, взошла по всем ступеням храма. Все присутствовавшие дивились, видя, как Мария, несмотря на свои юные годы, всходила по ступеням. На помосте храма встретил Марию первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. Дух Святый просветил Захарию, и он воскликнул: – Гряди, Чистая, гряди, Преблагословенная! Вниди в радости в церковь Господа Твоего. И, взяв Марию за руки, он ввел ее во Святилище, а оттуда в Святое Святых, куда сам имел право входить лишь однажды в год. Так совершилось введение во храм. По введении, Мария оставалась при храме двенадцать лет. Предание говорит, что Ангел Господень слетал к Марии, чтобы наставлять ее в Священном Писании .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает... Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых. Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, “поя, играя и ликуя”, сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, “благословив, прият” Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых. Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху. Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека. Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией. С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://pravoslavie.ru/2714.html

Москва. Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В 1721 и 1812 гг. храм горел и снова восстанавливался. Во время пожаров каким-то чудом удавалось спасать древний семиярусный иконостас храма, иконы которого относились к XVIIb. После пожара 1834 г. храм был выстроен из камня на средства московского купечества и церковного старосты. Освящение состоялось в 1838 г. Трапезная сохранилась от храма XVIII века. По приделу, освященному раньше других, храм получил свое нынешнее название. В 1864 г. с запада была пристроена высокая четырехярусная колокольня, в 1876 г. стены были расписаны А.С. Рогожкиным. В 1920-х годах храм стал обновленческим. Перед войной его закрыли. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Богослужения возобновлены в 1991 г. Главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы, южный придел - во имя преподобного Сергия Радонежского, северный - святителя Николая. Первый деревянный храм прп. Сергия был построен в Рогожской Ямской слободе (или в Гонной) в начале XVII в. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628 г., сообщающая, что в 1627 г. церковь была обложена (т. е. уже существовавшая до этого) данью «деревянного церковного строения ямских охотников» с главным престолом Живоначальной Троицы и приделом прп. Сергия. В XVII в. район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме Ямской слободы, здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив храма стоит храм Святителя Алексия, основанный в начале XVII в. В 1720-е гг. деревянную Сергиевскую церковь сменяет каменный храм, о чем свидетельствует первое упоминание о каменном храме, относящееся к 1722 г., и последующее, к 1727 г. Главный престол храма был освящен в честь Святой Троицы. Вероятно, по причине наличия в Москве большого числа храмов — называвшихся Троицкими, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящен в приделе. На выбор названия, несомненно, оказал влияние расположенный рядом Спасо-Андроников монастырь, первым игуменом которого, был ученик преподобного.

http://sobory.ru/article/?object=02321

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...    Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.    Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.    Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.    Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.    Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.    Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией.    С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

Малышево. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Деревня Малышево известно с XVI века. В середине XIX веке она принадлежала княгине Анне Александровне Голициной. 19 февраля 1908 года жители деревень Юрасово, Малышево и Кузнецово обратились с прошением построить новый деревянный теплый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Средства на построение храма дали прихожане и внук княгини Голициной Александр Александрович Прозоровский-Голицин. Был и подписной лист с капиталом в 6850 рублей. Землю под храм и кладбище выделили жители означенных деревень по две десятины в бесплатное пользование причта. В 1910 году состоялась закладка, а в 1912 году храм с трапезной и колокольней был освящен. В начале 1913 года внутри храма сооружены приделы: во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и в честь Собора Архистратига Михаила. В советское время храм не закрывался, но несколько лет богослужение в нем не совершалось из-за отсутствия священников, которые были репрессированы. 17 февраля 1838 года на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма Иоанн Алешковский, Архиерейским Собором 2000 года причисленный к Лику Святых как священномученик. Удивительно, что храм долгое время стоял с открытыми окнами и дверями, но не разорялся. Жители близлежащих селений молились в церкви по ночам. Со времени Великой Отечественной войны в храме регулярно совершаются богослужения. С 1981 года проводились различные строительные работы. В храме имеется почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Особое благодарение совершается на 2-й седмице по Пятидесятнице — в память избавления жителей Бронницкого уезда от морового поветрия в XIX веке. Кроме того, почитаются иконы свв. мчч. Космы и Дамиана, архангела Михаила и др. http://www.bronblag.ru/hrami/73 Деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца была построена близ станции Бронницы в 1908-1912 гг. на средства благотворителей (среди которых которых князь А.А. Прозоровский-Голицын) и крестьян деревень Юрово, Малышево и Кузнецово. В 1913 г. в ней устроены приделы св.бессребренников Космы и Дамиана и в честь Собора Архистратига Михаила. Шатровый храм с трапезной и шатровой же колокольней представляет интересный образец т.н. " дачных " деревянных церквей (Шереметьевская, Наташино, Удельная). В 1936-1941 гг. службы в церкви не совершались. Полностью сохранилась внутренняя отделка храма с росписями потолков, иконостасами. Святыни церкви: почитаемые иконы Божией Матери Иерусалимская, " Отрада и Утешение " , Иверская; св. вмч. и целителя Пантелеймона, прп.Сергия Радонежского, свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=15412

Бережок. Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Упоминается в 1654 году (в предыдущем, деревянном варианте)в описании путешествия антиохийского патриарха Макария, составленного его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. В 1764 году  Воскресенский монастырь упразднен, а его церковь превращена в приходскую. Ныне существующий (изображенный на фото) храм построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича. В 1822 году  пристроена колокольня. В 1829 году вокруг храма была построена сплошная каменная ограда. В 1903 году при храме была открыта церковно-приходская школа.  Храм был закрыт в 1938 году. В годы оккупации, во время Великой Отечественной войны, в Воскресенском храме совершалось Богослужение (с 1941 г.). После освобождения Карачева советскими войсками храм был закрыт (1945 г.).  В 1970-е годы он находился в полуразрушенном состоянии, в нем устроили склад зерна, цемента, селитры. В начале 1990-х годов храм был реставрирован. Приходское Богослужение в нем возобновилось с 1998 года. Специалисты причисляют Воскресенскую церковь на Бережке к отличным образцам " нарышкинского барокко " в Брянской области. Не должен смущать тот факт, что этот архитектурный стиль на первый взгляд имеет привязку к московскому региону. Ведь монастырь, к которому относился храм - Тихонова пустынь, был приписан к Ново-Иерусалимской обители, что находится в Подмосковном регионе. А следовательно, " столичный " стиль вполне логично нашёл применение так далеко от столицы. Храм большой, двухэтажный, построенный по относительно редкой композиционной схеме " иже под колоколы " . Верхний ярус церкви является звонницей, так что колокольня - очевидно, позднейшая; изначально храм обходился без неё, и вся композиция стремилась к центрической. Нижний этаж, однако же, тяготеет к иному приёму - " храм кораблём " , он отчётливо вытянут по оси восток-запад, так что композиция получается сложной. Общее объёмно-пространственное решение - традиционный " восьмерик на четверике " , вернее, если считать с ярусом звона, ряд последовательно уменьшающихся восьмериков, установленных друг на друга. И наконец, всё сооружение ещё более усложняется " столпом Тихона " - уникальной надстройкой-башней, установленной над северо-западным углом четверика, примыкающей к восьмерику и немного возвышающейся над ним. На самом деле в башне, символизирующей столп отшельника, находится лестница на звонницу. Так символичное сочетается с практичным. Зодчие, бывало, по-разному решали проблему подъёма на звонницу храма " иже под колоколы " , в данном случае объединение чисто утилитарных функций с символическими и эстетическими выполнено на высочайшем уровне.

http://sobory.ru/article/?object=01626

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010