Апостол Павел возвещает нам сегодня о высочайшем предназначении человека. «Вы храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16), – говорит он. Для подтверждения своих слов проповедник приводит ветхозаветное пророчество, произнесенное Самим Богом: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Заметим, братья и сестры, связь сегодняшнего Апостола с темой прошлого воскресенья. Мы говорили о том, что все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, Церкви Его. То же можно сказать и о нынешних словах Павла. Перед тем, как апостол сказал нам: «Вы храм Бога живаго», таким живым храмом стал Христос. Помните, как Христос, находясь в храме Иерусалимском, сказал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Вот и снова, как в прошлый раз, мы можем выстроить такую смысловую цепочку: нечто предрекается в Ветхом Завете, затем это исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты – христианин. Ты должен очистить себя так, чтобы Дух Святой жил в тебе; ты обязан стать храмом Божиим. Только во Христе это произошло, по словам Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно». Интересно, что в древности храмы строились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, применявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, родом из человеческого тела. Это, например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства.

http://pravoslavie.ru/115917.html

     После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11). Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача. Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора… – Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного? – Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом. – Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

http://pravoslavie.ru/96162.html

 - Эта тема волнует многих православных в России, потому что им приходится ездить в Святую Землю, и они хотят выработать правильное отношение к горе Мориа. После того, как завеса в храме разорвалась надвое, и даже после вознесения Иисуса Христа на небо апостолы продолжали посещать храм и участвовали в молитвенном служении. Это видно из Евангелия от Луки (24: 52-53): «Они поклонились Ему (т.е. Вознесшемуся Христу) и возвратились в Иерусалим с великою радостью и пребывали всегда в храме, прославляя и благослословляя Бога. Аминь». Это последний стих Евангелия от Луки. Так же мы видим в книге «Деяния святых апостолов» (Деян.3,1), что  Пётр и Иоанн шли вместе в храм в 9-й час молитвы. Т.е. они ходили в храм, где в этот момент совершались молитвы третьего часа, девятого и т.д. Кстати, православное богослужение  буквально было составлено по образцу того, которое совершалось в Иерусалимском Храме. В 21 главе «Деяний» говорится о том, что когда апостол Павел после миссионерских путешествий вернулся в Иерусалим -  старейшие служители Иерусалимской Церкви потребовали от него, чтобы он пошёл в Храм и совершил обряды и ритуалы, связанные с очищением.   Чтобы те, которые говорили о нём, что он учит людей отступлению от Закона Божия, перестали это говорить (Деян 21,18-26). Я прочитаю только 26-й стих: «Когда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошёл в храм и объявил об окончании дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение». Так как у нас в эфире уже были эти вопросы, я специально звонил в Иерусалим и спрашивал, какой сейчас статус Стены плача. Братья с подворья мне ответили, что Стена плача получила статус синагоги. Поэтому мне представляется, что мы можем почитать Гору Мориа, как и апостолы продолжали это почитание.  Но ходить непосредственно к Стене плача, если она недавно получила статус Синагоги, я никому не советовал бы. Эта территория нам уже не принадлежит. Но само это место остаётся священным, и никто не может этого оспаривать. Я имею в виду сам этот холм, эту гору Мориа, потому что апостолы почитали её и после того, как завеса в Храме разорвалась, и  Христос вознёсся на небеса.

http://radonezh.ru/analytics/16-11-2014-...

Вещественная святыня 18. О святых храмах Господь в Ветхом Завете велел устроить Ему святилище: «Скажи сынам израилевым, и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх.25:2,8 ). О Соломоне Господь сказал: «Он устроит дом имени Моему» ( 2Цар.7:13 ). «И построил Соломон храм и кончил его» ( 3Цар.6:14 ). " Храм был угоден Господу, и Господь освятил его» ( 3Цар.9:3 ). После разрушения храма Соломонова, Господь повелел строить новый храм ( Агг.1:3,8 ). Спаситель ревновал о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк.11:17 ; Мф.21:13 ; Лк.19:46 ). Спаситель видел в храме особое присутствие Божие: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.23:21 ). Спаситель признавал освящение от храма: «что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар» ( Мф.23:19 ). Апостолы молились в храме: Они после вознесения Господня «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ). Апостолы, проповедуя Христианство по всему миру, приходили в храм Иерусалимский для поклонения: Ап. Павел говорит: «я пришел в Иерусалим для поклонения» ( Деян.24:11 ). «и молился в храме» ( Деян.22:17 ). Господь предсказал, что у христиан будут свои храмы, воссозданные и обновленные: Ап. Иаков привел на апостольском Соборе пророческое предсказание об этом: ( Деян.15:16–17 ) «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий сие». Христиане, действительно, имели храмы, которые назывались у них церквами: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян.11:26 ). Церковь , или храм, христиане всегда отличали от жилого дома: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих, ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Глава 24 Зач. 97-е. Пророчество Христово о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине мира Читается в субботу 15-й недели по Пятидесятнице 1. И изшедъ идше церкве. И пристпиша (къ нем) учнцы показати церквна. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма 2. же реч имъ: не видите ли вс аминь глю вамъ, не имать стати зд камень на камени, иже не разоритс. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено Это было после того, как Господь И. Христос, после обличительной Своей речи на фарисеев и вообще на весь еврейский народ, сказал, что храм, святилище их, в наказание за неверие в Него Мессию, будет оставлен Богом и запустеет (гл. 23). Услышав такое печальное предсказание относительно храма, ученики Иисуса Христа, когда проходили горою Елеонскою, откуда очень хорошо был виден храм со всеми его зданиями притворами, дворами и проч. (ст. 3), указали Ему на красоту храма, в недоумении, как может быть оставлена в запустении такая святыня, такая красота и такая драгоценность. Им казалось, что это будет оскорблением Самого Бога и погибелью иудейской веры и народа. Тогда И. Христос высказал еще большее: аминь глаголю (истинно говорю) вам, не имать остати зде (не останется здесь) камень на камени, иже не разорится (все будет разрушено), т. е. не останется и следов этого великолепного храма. Так действительно и совершилось, чрез 36 лет после происнесения сего пророчества и в 70 году после Рождества Христова. В это время Иудеи возмутились против Римлян, и Римляне, взяв Иерусалим, разрушили и сожгли храм. Предводитель Римлян Тит желал было сохранить храм, как особенную драгоценность, но воля человеческая была бессильна против определения Божия. Иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских воинов, вопреки приказанию начальника, бросил горящую головню чрез окно в самый храм, и он тотчас был объят пламенем. Впоследствии, при императоре Траяне, были уничтожены и самые следы храма. В 4-м столетии римский император Юлиан отступник от веры Христовой, вздумал было посмеяться над пророчеством Христовым, пытался восстановить иерусалимский храм; но с великим посрамлением для себя был принужден оставить это дело: огонь, спадавший с неба и вырывавшийся клубами из земли, мешал делу работавших. Зач. 98-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончнне мира

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава VI Глава пятая заканчивается безрадостной картиной горя и тьмы и отчаяния. Она как бы предвещает последние минуты Ветхозаветного периода. После воспоминания о том, что Господь соделал для насажденного и возделанного Им виноградника, символизирующего неблагодарный народ, раздается вопль пророка: г о р е!-Орудие наказания уже готово; еще немного времени и – ряд бедствий обрушится на Израиля. Таковы были откровения, которые в начале своего служения пророк объявлял народу. Но вот наступает важнейший момент в деятельности пророка: он получает высшее откровение, он удостоивается видеть Самого Бога, являемого во Второй Ипостаси Его 433 . Пророк в трепете; ужас сознания своего недостоинства объемлет его. Тогда Господь повелевает очистить огнем уста пророка, потому что ему поручено будет поведать людям о великой тайне милосердия и любви: об явлении на земле Еммануила, Сына Божия, который, восприяв на Себя плоть человеческую, будет уничижен, и будет страдать, и вкусит смерть, и воскреснет и спасет людей 434 . Пророку, с очищенными огнем небесным устами,-повелевается предсказать народу и то, что он не поверит пророчеству, что придет время, что „очами смотреть будет и не увидит“, но что „святое семя“ будет корнем нового народа. Некоторые из великих пророков также видели таинственный храм горнего Иерусалима 435 . Моисею в Исх. 25:9,40, 26 (ср. Деян. 7:44 ) приказано было устроить скинию „по тому образцу, какой показан ему на горе“. Скиния в пустыне была первообразом всех храмов Господу нашему и Богу, состоя из двора для народа, с жертвенником, и из храма собственно, разделенного на Святая и Святая Святых 436 . По этому же образцу, только в увеличенных размерах, построен был и храм Соломона и все последующие храмы Иерусалимские. Исаия или видит этот храм в видении, или, стоя в храме Иерусалимском, видит Невидимого, всегда пребывавшего в нем по глаголу, Им сказанному Соломону ( 3Цар. 9:3 ), доколе за грехи народа слава Божия не оставила храм, пред его разрушением (Иезекииля XI, 23 ср. и все главы VIII-XI его книги до конца). В этом храме очи пророка вдруг разверзаются, завесы храма исчезают для его ока, и он видит Самого Господа на престоле, облеченного светом, яко ризою ( Пс. 103:2 ), и риза эта краями своими наполняет храм. Моисею было сказано о ковчеге, стоящем в Святая Святых, между изображениями двух херувимов: „там Я буду открываться тебе и говорить с тобою“ ( Исх. 25:22 ). Пророку Исаии открываются очи, чтобы он видел в действительности то, что знаменовали образы скинии и храма. Вместо кивота завета и изображений херувимов, он видит Господа сил, окруженного пламенеющими духами, которые названы Серафимами, т. е. огненными, (или превознесенными) 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Добрывичи. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Действующая церковь, построена " тщанием статского советника Николая Матвеевича и Матвея Дмитриевича Чихачевых на собственные средства " . В притворе храма на стене есть мемориальная доска с надписью " Строитель болярин Николай Матвеевич Чихачев скончался 1819 года 31 марта " . На кладбище, возле алтаря храма, находится родовой склеп Чихачевых. Храм построен в 1807 году в честь иконы Божией Матери Тихвинской, ротондальный, перекрыт шлемовидным куполом с голосниками, великолепно декорирован, по-столичному. Строили знаменитые помещики Чихачевы, их родовая усадьба - Добрывичи. Храм построен семьей Чихачевых, славными сынами России, строительство началось в 1790 году. Два придела в честь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Храм-ротонда построен под вдохновением во многом от Иерусалимского храма, плиты под ногами и светильники, как в Иерусалимском храме, напоминают о Святой Земле. Храм светский, и архитектура светская - ампир. Уникальное устройство иконостаса, амвона, самого храма, который имеет шатровое покрытие, купол-шатер. В сводах купола храма вмурованы горшки-голосники, древнее устройство, поэтому акустика здесь идеальная, голоса священника и хора получают объем и величественность. В Добрывичах родился будущий адмирал Российского флота, участник Крымской войны, руководитель Морского министерства, исследователь Дальнего Востока и Сибири Н.М. Чихачев (1830-1917 гг.), который похоронен в некрополе семьи Чихачевых здесь же. Тихвинский храм построен дедом Чихачева, он покоится в притворе храма " Строитель боярин Николай Матвеевич Чихачев скончался в 1819 году 31 марта " . Склеп родовой в подцерковье разорен. Настоятель храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской священник Сергий Чекменев из художников-живописцев, рукоположили во священника двенадцать лет назад. У отца Сергия четверо детей, старший должен идти в армию. Три мальчика и девочка, дети ходят в школу в Чихачеве, в прошлом году закрыли школу в Добрывичах.

http://sobory.ru/article/?object=14742

Закрыть itemscope itemtype="" > Предначертание нашего спасения 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы 04.12.2008 297 Время на чтение 4 минуты Дело спасения падшего человечества началось с приходом в м ip Богочеловека — с Рождества Христова — или даже с события, предварявшего Рождество, — со святого Благовещения. Но если там — начало домостроительства нашего спасения, то его преддверие и предвестие христиане отмечают в день праздника Введения во храм Пресвятой Девы Марии. Об этом прямо возвещается в тропаре праздника. В переводе с церковнославянского на русский язык слова тропаря звучат так: «Сегодня предвестие милости Божией и проповедь о спасении людей. В храм Божий торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей торжественно воскликнем: «Радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя». В церковной песне говорится, что Пречистая Дева предвозвестила Христа Своим вхождением во храм. В чём же это предвозвещение? Оно состоит в тех прообразовательных, чудесных и таинственных действиях, которые сопровождали введение во храм Девы Марии. Речь идёт, во-первых, о том, что трёхлетняя Дева, поставленная на первой ступени храма, Сама, без помощи окружающих, преодолела последующие четырнадцать ступеней величественной храмовой лестницы, и, во-вторых, о том, что встретивший Деву первосвященник Захария ввёл Её во Святая Святых. Два этих обстоятельства не могли не поразить всех присутствовавших. Но удивлены были не только люди, дивились сему и Ангелы Божии, и мир бесовский вострепетал при виде происходившего в тот день в Иерусалимском храме. Что же знаменовало и что проображало собой восхождение трёхлетней Девы по высоким ступеням храма? Оно знаменовало и проображало будущее всежизненное восхождение Сына Девы — Христа Спасителя — на Голгофскую гору, восхождение ко Кресту, к этому центру м ipa и средоточию вселенной, ко Кресту, на Котором совершилось Таинство искупления человеческого рода. Люди, дивившиеся трёхлетней Отроковице, шедшей вверх по ступеням храма, вряд ли могли тогда понять сокровенный смысл сего прообразовательного восшествия. Но в мире духовном, в мире Ангелов и демонов, в те минуты всё замерло в напряжённом ожидании. Ведь Ангелы и демоны видели глубже людей, они смотрели на всё происходившее с высоты многовекового жизненного опыта. Обитатели мира духовного не могли не почувствовать в совершавшемся чего-то великого. И хотя они не знали всего плана нашего спасения, но предчувствовали и предощущали многое…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Аггея Введение Автор Пророк Аггей вместе с пророком Захарией трудился над тем, чтобы подвигнуть евреев, возвратившихся из вавилонского пленения, на восстановление Иерусалимского храма ( Езд. 5,1; 6,14 ). «Аггей» означает «праздничный», но, кроме упоминаний о нем в Книге Ездры и того, что содержится в книге самого пророка Аггея, нам ничего не известно о нем. Время и обстоятельства написания Аггей и Захария начали свое служение во «второй год царя Дария», который соответствует 520 г. до Р.Х. Евреи возвратились в Иудею по повелению царя Кира ( Езд. 1,1–4 ) в 538 г. до Р.Х. и начали восстанавливать Иерусалимский храм. Противодействие извне и растерянность и малодушие самих строителей привели к тому, что евреи оставили работу по осуществлению этого замысла ( Езд. 4,1–4 ) примерно на шестнадцать или семнадцать лет. Когда Аггей и Захария начали свое служение в 520 г. до Р.Х., появилось новое противодействие со стороны Фафная, персидского «заречного областеначальника» (наместника территорий к западу от Евфрата, включая весь Израиль; Езд., гл. 5). Но Дарий I (Гистасп), правивший Персией с 522 по 486 г. до Р.Х., возобновил указ Кира о том, что храм должен быть восстановлен за четыре года ( Езд. 6,13–15 ). Второй храм был освящен 12 марта 516 г. до Р.Х. Из книги Аггея мы узнаем, что его пророческие речи были произнесены в период между августом и декабрем 520 г. до Р.Х. Характерные особенности и темы Книга пророка Аггея состоит из четырех речей, начинающихся фразой: «было слово Господне через Аггея пророка» (1,1; 2,1; 2,10), «было слово Господне к Аггею» (2,20). По содержанию эти речи охватывают следующие темы: призыв иудеев к покаянию, ибо ниспослал Бог проклятие на их землю (1,1–11 и 2,10–19); обещание будущей славы Божьего храма, благословение народа, пришествие Мессии от семени Давидова (2,1–9 и 2,20–23). Хотя книга Аггея одна из самых коротких в Ветхом Завете, ее пророчества имеют большое значение для Церкви. Через Своего вестника Аггея (1,13) Господь призывает Свой избранный народ покаяться и восстановить храм Его. Попечение Господа об этом проистекает из Его высшего соизволения и Его желания быть прославленным (1,8). Нежелание народа строить храм свидетельствовало об отсутствии стремления к непосредственной встрече с Богом. Над народом тяготели проклятия Господа (см. ком. к 1,6; 1,9; 1,11), но евреи не осознавали этого. В результат же пророчества Аггея и под воздействием Духа Божия (1,14) иудеи покорились Божией воле (1,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010