«Дверцы же отверсты ему в горнице его противу Иерусалима». То есть: когда Пророк Даниил хотел молиться в своем доме: тогда он отворял дверцы окна, обращенного к стороне Иерусалима, и пред сим окном преклонял колена для молитвы. Надобно при сем вспомнить, что это было в то время, когда Иерусалим и Иерусалимский храм истинного Бога, разрушенные Вавилонянами, лежали в развалинах; а Даниил находился в пленении Вавилонском, в самом Вавилоне, или, может быть, в Персидской столице Дария Мидянина, откуда Пророку так же невозможно было видеть Иерусалим, как нам отсюда. Если бы мы могли войдти в горницу молящегося Даниила: то могли бы спросить его: для чего, моляся, смотрит он в окно, в земную даль? Если он ищет в видимом того, что приближало бы его к невидимому присутствию Божию: то не лучше ли было бы ему возвести очи горе на небо, на что есть некоторое указание от Самого Бога одному из предшествовавших пророков: «небо престол Мой» (Иса. LXVI. 1)? Или, не лучше ли было бы смотреть к востоку, по указанию другого Пророка: «воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки» ( Ncaл. LXVII. 33–34 )? Вопросы наши не дойдут до Даниила, и не принесут нам ответа: но мы сами должны уразуметь его действие так, чтобы оно было сообразно с достоинством Пророка, которого нельзя подозревать в суеверном пристрастии к Иерусалиму. Он знал, что храм Иерусалимский, при освящении, с знамениями небесного огня и облака славы, получил постоянный дар благодатного присутствия Божия, как о сем свидетельствовал Бог собственным словом: «будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» ( 3Цap. IX. 3 ). Он разумел, что Вавилоняне могли сжечь дерево и разрушить камни храма: но не могли коснуться невидимой благодати. Он провидел, что благодать первого храма, разрушенного, хранится для имеющаго воздвигнуться второго храма, которого должна быть «велия... слава... последняя паче первыя» ( Arr. II. 9 ), поелику в нем явится Источник благодати, Христос. Таким образом, где обыкновенные люди видели только развалины храма: там Даниил созерцал благодать храма и благодатное присутствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иосиф Флавий Книга 11 Предисловие В начале книги рассказывается о создании самоуправляющейся иудейской гражданско-храмовой общины в Иерусалиме. Персидский царь Кир II, завоевав в 538 г. до н.э. Вавилон, разрешил восстановление Иерусалима. Ахемениды придерживались принципа терпимости к чужим религиям, в частности, иерусалимская храмовая община освобождалась от царских налогов и повинностей. На строительство города и храма даже отводились средства из доходов сирийско-палестинской сатрапии. Возврат евреев из Вавилонии в Палестину осуществлялся разновременно, группами, под руководством тех представителей иудейской общины, которые до этого занимали высокие чиновничьи должности при дворе персидских царей,– Зоровавеля, Ездры, Неемии. Поэтому иерусалимская храмовая община получила большие привилегии, а туземное население ставилось в неполноправное, даже зависимое положение. В пользу общины оно облагалось поборами и повинностями. Это вызывало серьезное недовольство местного населения Палестины, самаритян. Поэтому организация иерусалимской общины и восстановление города и храма происходило медленно и с большими перерывами. Они были завершены только в конце V – начале IV в. до н.э. Параллельно происходило оформление догматов иудаизма. Глава 1 1. В первый год правления Кира 689 (т.е. в семидесятый со дня выселения нашего народа из родины в Вавилон) Господь Бог сжалился над пленом и страданием тех несчастных, сообразно тому, как он накануне разрушения города [Иерусалима] предсказал им через Иеремию-пророка (Ср. Иер 25.12 ; Иер 29.10 ), а именно, что после семидесятилетнего рабства Навуходоносору и его потомкам он вернет их назад на родину, а они отстроят храм и будут наслаждаться прежним благополучием. И вот Господь теперь даровал им все это, внушив Киру написать и разослать по всей Азии следующее воззвание: «Так говорит царь Кир: после того, как всемогущий Бог даровал мне царствование над всей землей, я убедился, что он то же самое Божество, которому поклоняется народ израильтян. Он устами пророков предвещал имя мое и объявил, что я отстрою храм Его в Иерусалиме в стране Иудейской».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεον τν Ιεροσολμων; араб.          ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее Блаженство Патриарх Святого Града Иерусалима и Всей Палестины (греч. Η Ατο Θειοττη Μακαριτης, Πατριρχης τς Αϒας Πλεως Ιερουσαλμ κα Πσης Παλαιστνης; араб.              ). Торжественный титул патриарха ИПЦ - «Блаженнейший и Всесвятейший Патриарх Святого Града Иерусалима и Всей Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона». Богослужение совершается на греч. и араб. языках. Патриаршая резиденция располагается в Христианском квартале Старого города Иерусалима при храме Гроба Господня (Воскресения Христова). Она представляет собой обширный комплекс зданий, храмов и дворов, где находятся покои патриарха и помещения различных учреждений Церкви. Под председательством патриарха действует Свящ. Синод, постоянными членами к-рого в наст. время (2009) являются 5 митрополитов, 4 архиепископа и 7 архимандритов. Свящ. Синод осуществляет высшую власть в ИПЦ в вопросах вероисповедания, законодательства и управления. Патриаршая канцелярия состоит из 5 основных управлений (эпитропий), заведующих вопросами состояния св. мест, экономики, юридических дел и собственности, структур образования, погребения и поминовения усопших. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с востока Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с востока Большое значение в жизни ИПЦ имеет Святогробское братство - монашеское сообщество, объединяющее монашествующих сотрудников управленческого аппарата Патриархата, а также насельников неск. наиболее важных мон-рей при святынях Палестины; глава братства - Иерусалимский Патриарх; главной обителью братства является монастырь святых Константина и Елены при Патриаршей резиденции. Святогробское братство - хранитель правосл. св. мест и собственник земельных участков, на которых расположены святыни; по офиц. данным, в 2009 г. в составе братства было 105 чел. (в т. ч. 10 митрополитов, 9 архиепископов и 52 архимандрита). По традиции в ИПЦ только члены братства могут быть удостоены архиерейского рукоположения.

http://pravenc.ru/text/293788.html

протоиерей Николай Попов Времена владычества римлян (5446 год от сотворения мира, 63 год до Рождества Христова) 536 Начало римского владычества над Иудеей. Гиркан II и Аристовул II. Помпей Правнуки Симона Архиерея и вождя иудеев, братья Гиркан II и Аристовул II, стали спорить друг с другом о власти над Иудеею. После нескольких сражений оба они обратились с жалобою друг на друга к римскому полководцу Помпею, который находился тогда в Сирии. Помпей принял сторону Гиркана, овладел Иерусалимом, вошел в храм Иерусалимский, даже в Святое Святых, которое нашел пустым, и подчинил иудеев римлянам; Гиркана утвердил первосвященником и вождем иудеев и сделал данником римлян, а Аристовула с детьми увел в оковах в Рим для своего триумфа (Иосиф Флав. Древн. Иуд. кн. 14, гл. 1–4). Правление Гиркана II. Возвышение Антипатра и его сыновей При Гиркане II друг его, богатый идумеянин Антипатр, захватил всю власть в Иудее в свои руки. Когда Юлий Цезарь воевал в Египте, Антипатр подал ему помощь и тем приобрел его благоволение. Цезарь сделал его правителем Иудеи. Антипатр разделил свою власть со своими сыновьями. Старшему, Фасаилу, поручил управление Иерусалимом с окрестностями; младшему, Ироду, – Галилею (Иос. Флав. Древ. Иуд. кн. 14, гл. 5–11). Ирод, царь Иудейский (5472 год от сотворения мира, 37 год до Рождества Христова) 537 Сын Антипатра, Ирод, по смерти отца своего и брата, Фасаила, отправился в Рим и богатыми подарками достиг того, что римский сенат объявил его царем Иудеи. Возвратившись в Иудею и женившись на внучке Гиркана и Аристовула, Мариамне, Ирод овладел Иерусалимом и воцарился в Иудее 538 . Ирод царствовал тридцать четыре года и совершил в свое царствование множество страшных злодеяний. По своей чрезвычайной подозрительности и властолюбию он казнил множество иудеев и многих своих родственников. Убил даже свою жену Мариамну, которую весьма любил, тещу и трех сыновей своих. Чтобы оставить по себе памятник, он возобновил храм Иерусалимский в великолепнейшем виде. Перед смертью своей Ирод собрал в Иерихон знатнейших из иудеев и дал сестре своей и зятю повеление убить их в минуту своей смерти, чтобы она не была без плача. К счастью, это не было исполнено (Иос. Флав. Древн. Иуд. кн. 14, гл. 13–14, кн. 15, 16 и 17, гл. 1–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

свящ. Вадим Маркин Лекция 3 Период третий – Великая Страстная седмица Воскресенье 2 апреля Гора Елеонская, Вифания, Иерусалим Лк. 19, 28–40 : Вход 484 Господень в Иерусалим. Лк. 19, 41–44 : Скорбь 485 Иисуса о Иерусалиме. Пророчество о входе Господнем в Иерусалим: Пс. 117, 22–27 : “22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: 23 это – от Господа, и есть дивно в очах наших. 24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! 25 О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! 26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. 27 Бог – Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника” Зах. 9, 9 : “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной”. Храм Иерусалимский Мф. 21, 12–16 : Второе очищение храма. Дети восклицают: “Осанна 486 !”. Пс. 8, 3 : “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя”. Вифания Мк. 11, 11 : Ночь в Вифании. Понедельник 3 апреля Вблизи 487 Иерусалима и в самом городе Мк. 11, 12–14 : Проклятие 488 бесплодной смоковницы. Вифания Мф. 21, 17 : Ночь в Вифании. Вторник 4 апреля По пути в Иерусалим Мк. 11, 20–26 : Объяснение проклятия смоковницы. Господь о силе веры и необходимости прощения. Храм Иерусалимский Мф. 21, 23–27 : Старейшины Иудейские оспаривают власть Иисуса. Мф. 21, 28–32 : Притча о двух сыновьях. Мф. 21, 33–46 : Притча о злых виноградарях. Краеугольный камень. Мф. 22, 1–14 : Притча о брачном пире 489 . Три ответа Иудейским вождям ( Мф. 22, 15–40 ): Мф. 22, 15–22 : О подати Кесарю. Мф. 22, 23–33 : Саддукеи о воскресении мертвых. Мф. 22, 34–40 : Слово о наибольшей заповеди. Мф. 22, 41–46 : Вопрос Спасителя к законникам: Христос – чей Он Сын? Пророчество о лукавстве человеческом: Пс. 55, 6–7 : “Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне – на зло. Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Скачать epub pdf Слово на обновление иерусалимского храма Воскресения Христова 5761 Память 13 сентября В настоящий день мы празднуем Обновление преславного и превеликого храма в Иерусалиме, – не того, который воздвиг царь Соломон на горе Мориа, но того, который пречудно устроил благочестивый царь Константин с достохвальною матерью своею Еленою на горе Голгофе, очистив и обновив святое место, оскверненное языческим нечестием. После вольных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, Его воскресения и вознесения на небо, то святое место, где совершилось наше спасение, было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми. Особенно же осквернил все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый царь римский Адриан. Воздвигнув на месте Иерусалима, разоренного Титом 5762 , город, он повелел засыпать Гроб Господень землею и множеством камней, а на той горе, где Господь был распят, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над Гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера). Итак, где Агнец Божий принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи наши, там приносились нечистые жертвы бесам и совершались всяческие непотребства. Равно и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса 5763 , так что и сие святое место осквернялось срамными делами, а там, где был храм Соломона, выстроил идольское капище. Самый город он назвал в честь свою Елиею, – ибо носил имя: Елий-Адриан, – и повелел, чтобы никто не смел называть его Иерусалимом. Сделал же он всё сие из желания истребить с земли самую память об имени Иисуса Христа. Он переименовал город, в котором Иисусом Христом совершено было множество чудес, и устроил бесовские жилища на местах Его рождения, распятия и погребения, именно с той целью, чтобы последующий род человеческий совершенно забыл Христа и более никогда не воспоминал тех мест, на которых жил и учил Господь. Однако же сам Адриан погиб, а святое место Царь славы вновь прославил. Господь, просветив светом святой веры царя Константина и матерь его Елену , вложил им в сердца желание обновить Святый Град Иерусалим, – на том месте, где разоренная храмина тела Христова создана была в три дня (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1833 год Он же глаголаше о церкви тела Своего. ( Uh. II. 21 ). Сии немногие слова Святого Евангелиста Иоанна заключают в себе много духовного учения и могут вести нас к размышлениям приличным настоящему случаю обновления храма. Призовем Духа истины, да отверзет нам дверь слова. Дабы лучше войти в истинное разумение приведенного изречения полезно будет обратиться прежде всего к тому происшествию и к тем словам Самого Иисуса Христа, на которые сие замечание сделано Евангелистом. Некогда вошел Иисус Христос в храм Иерусалимский и, найдя в нем продающих овец, волов и голубей для жертвоприношений, и разменивателей денег для подаяния в сокровище храма, бичем от вервий изгнал продающих, извергнул предметы торговли, и сказал: «возмите сия отсюду: и не творите дому Отца Моего домом купли» ( Uh. II. 16 ). Если внимательно рассмотрим сие действие и сии слова Христовы: то и в них найдем высокое свидетельство о достоинстве храма. Бог сказал чрез пророка: «небо престол Мой, земля же подножие ног Моих : кий дом созиждете ми» (Иса. LXVI. 1)? Посему можно было подумать, что храм не достоин называться домом Божиим, так как и подлинно для Вездесущего всякий дом и мал, и низок, и не нужен. Вот Сам Сын Божий называет храм домом Отца Своего; и Сын, без сомнения, знает, что принадлежит Отцу, и что Его достойно. Итак, слово Христово удостоверяет нас, что храм, хотя и земный, и ограниченный пространством, по благодати и по снисхождению точно есть дом Бога Небесного и Вездесущего. Помысли же христианин! Если ты в дом чей входишь с некоторым уважением к живущему в нем, как то показывает обычай входить в дом с открытою головою, а в дом царя ты вошел бы, без сомнения, и с радостию, что допускаешься в оный, и со страхом при мысли о величии живущего в нем: то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя царствующих и Господа господствующих, с какою радостью о том, что Он отверзает тебе дом Свой, с каким страхом Его ближайшего здесь присутствия, пред которым самые Серафимы покрывают лица свои! Ближайшего присутствия сказал я: ибо если бы сего не было, то имя дома Божия не имело бы значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

6. На день Введения во храм Пресвятой Богородицы. О службе Богу Ныне святая, православная церковь празднует день Введения Пресвятой Девы в Иерусалимский храм Ее родителями, так как они дали обет посвятить Ее Богу. Велика была любовь родителей! Они отдали Господу свою единственную дочь, свою единственную радость, которую получили сами в утешение на старости лет. Младенец Мария только три года жила в доме своих родителей – Богоотец Иоакима и Анны, а на четвертом – Ее привели в храм для службы Господу. В чем же могла заключаться Ея служба? Сначала, в прославлении Бога, Который всегда принимает хвалу из уст младенцев, а затем Пресвятая Дева приобрела благодать у Господа послушанием и своим смирением, что и доказала принятием на себя великих и страшных обязанностей Богоматери. Всю свою жизнь Она служила Богу, как истинная «раба Господня», то воспитывая Божественного Отрока, страшась за Его жизнь, оберегая Его от врагов; то мучаясь в ожидании Его прославления на земле, когда народ не признавал Его за Мессию, а потом апостолы не имели еще твердой веры; то невидимо для всех несла Она свой крест – бедность и заботилась о нуждах, испытуемых Самим Христом; то Она содрогалась при виде увеличивающейся с каждым днем вражды против Иисуса и, наконец, оружие пронзило Ея материнское сердце во время суда над Христом, когда Она увидала истерзанного, окровавленного и распятого на Кресте Сына Ее, дарованного человечеству на спасение; то мучилась Она неутешною скорбию одиночества, оставаясь на земле, по вознесении Спасителя; то служила Она Господу, исполняя апостольское назначение и утверждая христианскую церковь в языческих землях; то, наконец, томясь до преклонных лет на земле, ожидая своего переселения в небесное царство Ея Сына и Спасителя. Она служит и теперь Богу и людям, как Предстательница, Ходатайница, Молитвенница за грехи человечества, как Избавительница от бед и заслуженных наказаний, как Утешительница скорбящих; эта величайшая служба будет совершаться и продолжаться до второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

     4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Упоминание об этом событии сохранилось в Священном Предании Церкви: установлен праздник в память посвящения Пречистой Девы на служение Богу, чудесного введения Ее в Иерусалимский Храм — во Святая святых, куда мог входить только первосвященник, и то лишь однажды в год. К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело пятнадцать высоких ступеней. Поставленная матерью на первую ступень, Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища. Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в одном из песнопений праздника, «зряще удивишася, како Дева вниде во Святая святых». Этот праздник приходится на Рождественский пост, когда всё наполнено ожиданием рождения Богомладенца. И не случайно, конечно же, именно в это время мы вспоминаем о маленькой девочке Марии, Которая уже в младенчестве приуготовляется к тому, что должно будет случиться в Вифлееме. Дева Мария посвящается своими благочестивыми родителями на служение Богу от рождения, а Ее введение во храм, где Она будет жить до того времени, как войдет в дом праведного Иосифа Обручника и станет затем Матерью Господа, совершается в возрасте трех лет. Она Сама входит на ступени Храма — так символически полагается начало совсем иных отношений человека и Бога. Так, возможно, начинается и сам Новый Завет. Всякий раз, когда приходит время этого праздника, я думаю о Ее родителях. А еще почему-то вспоминаю слова праведного Иова: Господь дал, Господь и взял (Иов 1, 21). Но только сейчас эти слова наполнены иным смыслом. Отходит что-то ветхое, меняются отношения, и здесь уже не просто «Господь взял», а «Господь дал, и я отдаю Богу». Почему же праведный Иов? Почему такая аналогия? Но ведь Иоаким и его супруга Анна тоже были праведны. Разве не терпели они поношения, как некогда ветхозаветный праведник терпел страшную болезнь и скорби, разве не были унижены своей бездетностью и одинокой старостью, которые в этом обществе считались проклятьем, разве не взывали к Богу и не ждали с терпением ответа от Него? Их долгий и нелегкий путь к родительству действительно, хоть и отдаленно, напоминает подвиг терпения Иова — путь тяжелый, где так легко оступиться и оставить надежду.

http://pravoslavie.ru/99093.html

В. Новый завет § 22. Божия Матерь Пророк Исаия говорит, что Спаситель имеет родиться от святой Девы. Так и сбылось: в городе Назарете жила одна святая Дева, дочь престарелых праведных Иоакима и Анны 8 . Ее с трех лет привели во храм Иерусалимский для воспитания и образования, где Она и пробыла до 14 9 . Ее звали Мариею. Она была после того в Назарете уже сирота; Ей было 14 лет; в Назарете она любила читать святые книги Моисея и пророков. Во время чтения книги пророка Исаии, Она увидела пред собою Ангела, который и объявил ей, что предсказанное у пророка Исаии сбудется над Нею; Она – Дева – родит Спасителя 10 миру по наитию на нее Духа Святаго. Дева Мария сказала Ангелу: " я раба Господня, пусть будет по слову твоему». Это было 25-го марта. Это событие называется Благовещением. Можно выучить при этом молитву: «Богородице Дево». § 23. Рождество Христово (25 декабря) Чрез девять месяцев после Благовещения, Пресвятая Дева родила Спасителя нашего по пророчеству Михея в городе Иудейском Вифлееме и притом, за теснотою помещения в городе из-за множества собравшегося в Вифлеем народа, родила не в доме, а в пещере, куда загоняли на ночь или от дневного жару скот, и положила Христа в ясли. Об этом Рождестве Спасителя тотчас воспели на небе Ангелы 11 ; сообщено ими же тотчас и пастухам, бывшим вблизи этой пещеры. Пастухи, услышавши на небе неслыханное пение и Ангелов над собою, пошли по указанию Ангелов и нашли там в яслях спеленатым Божественного Младенца и поклонились Ему, как Спасителю нашему и Богу. Христос в 5508 году от сотворения мира во плоти родился согласно с писанием пророков. § 24. Сретение Господне (2 Февраля) В сороковой день по Рождестве Христа Его по закону принесли в храм для представления Его Господу и для принесения благодарственной жертвы Богу. По бедности Божия Матерь могла принести в храм только двух голубей. Лишь только внесли сорокадневного Младенца Христа в храм, как Его встретил и принял на свои руки праведный старец Симеон, которому Господь судил и открыл умереть не раньше, когда он своими глазами увидит Спасителя. Симеон увидел Его; принял на руки: прославил Его; предсказал скорби Божией Матери из-за ее святого Сына и с радостию ожидал себе смерти, утешаясь что Господь Спаситель спасет кающихся грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010