Отв. 34. На случай предполагаемого здесь осквернения храма и теперь – и в греческом Евхологии (См. изд. Benet. 1851, σελ. 484) и в русском Требнике (гл. 42) имеется молитва «на отверзение храма, в нем же случится человеку умрети нуждно»; ( Εχ... π νοξει ναο ν συνβη θανεν νθρωπον βιαως»). Отв. 35. В настоящем случае – как вопрос, так и ответ нашего памятника отличаются большою своеобразностью. Ни в одном из древних канонических памятников не встречается недоумения по поводу того, что в храме не было богослужения в течение сорока дней. Равным образом и в литургических памятниках не встречается указаний на то, что при не-совершении богослужения в храме в такой срок, этот храм, для совершения богослужения в нем впредь, должен получать новое освящение (предполагается – малое). По-видимому, задаваясь таким вопросом пресвитер Георгий Дразин исходил из того представления, что как каждый священнослужитель, согласно требованию канонических правил должен назначаться на действительное место, – должен всегда отправлять богослужение, – так, в параллель этому, и богослужебное место не должно оставаться без пользования им для сей цели. – Намечается здесь крайним пределом времени, в продолжение которого допустимо еще оставление храма без совершения литургии, – именно 40 дней, вероятно, в виду важности сорокового дня в литургическом отношении. Так – в этот день, по правилам Церкви, должны совершаться – поминовение, воцерковление, крещение, молитвы очистительные родильнице, причащение (после исповеди); 40-же днями обнимается великий пост; ими же обнимается период времени от Пасхи до Вознесения. Применительно ко всему этому, как бы предполагается, – что в течение 40 дней в храме обязательно должно иметь место совершение какого-либо богослужебного действия, – и раз этого нет, то впоследствии в нем как-бы вновь начинается отправление богослужения. Впрочем, такое объяснение – не более, как гадательное предположение. Отв. 36. Такой запретительный ответ вызывается двумя представлениями: 1) возникающим из предполагаемого здесь соседства неуважением к священному месту; и 2) как-бы некоторым приспособлением части (из целой постройки) храма для обыкновенного жилища, запрещение чего вытекает из 13 правила VI всел. собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Произнося «Премудрость», диакон входит в алтарь и кадит святой престол и горнее место. Хор поет «Свете тихий». Священник, положив поклон в направлении к престолу и поцеловав святые иконы на царских дверях, благословляет свещеносца и входит в алтарь; поклонившись и поцеловав святой престол, он отходит к горнему месту и становится перед престолом, лицом к молящимся; рядом с ним стоит диакон. Это священнодействие напоминает о том, что Господь Вседержитель всегда с любовью взирает на верующих, пребывая с ними до скончания века ( Мф. 28, 20 ). Когда за вечерней, совершаемой отдельно, читается Евангелие, например, в вечер 1-го дня Пасхи, в Великую пятницу, на Преждеосвященной литургии в седмичные дни Великой Четыредесятницы, 24 февраля и 9 марта; в день храмового святого (Храм. гл. 34, 35); в Страстную седмицу, 24 декабря и 5 января, вход бывает с Евангелием; выносит его диакон и посреди царских врат начертает крест Евангелием. Выход священнослужителей из алтаря северными дверями указывает на то, что Господь явился в мир не в славе, а в уничижении. Кадило с фимиамом, напоминая о ветхозаветных жертвах, одновременно символизирует, что чрез ходатайство Искупителя наши молитвы, как фимиам, возносятся к Богу. Слово «премудрость» напоминает молящимся о высоком и таинственном значении входа и о глубокой содержательности (премудрости) следующего за тем песнопения или чтения, а словом «прости» (стойте прямо) молящиеся призываются участвовать в богослужении с особенным благоговением и вниманием. Хор: Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит! Песнь «Свете тихий» напоминает молящимся о пришествии Спасителя в мир для просвещения и спасения людей. Тихим светом в этом песнопении называется Господь наш Иисус Христос , Который по Божеству есть присносущный Свет, ибо Он есть вечное сияние Бога Отца и Образ ипостаси (существа) Его ( Евр. 1, 3 ). Ради любви к людям, ради нашего спасения Он принял образ человека и соделался доступным для всех, дабы видевшие Сына видели Самого Отца ( Ин. 14, 9 ). «Свете тихий» – древнейшее христианское песнопение: оно встречается в списке Библии 70 толковников, упоминается святым Василием Великим (Филарет, архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой Церкви, с. 56, 57). Прокимен

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тогда малая ектения бывает после «Непорочны» и по «Благословен еси, Господи» (Служебн., см. возглас по ектении) 432 . 2) Но в праздники с бдением, полиелеем и великим славословием все ектении бывают только тогда, когда праздники случатся не в Великую Четыредесятницу. В седмичные же дни Четыредесятницы и в эти праздники после первых двух кафизм не бывает ектений (Тип., послед. понед. 1-й седм. Вел. поста; 24 февр., в понед. 2, 3 и 4-й нед. Вел. поста и храм, гл. 34, 35) 433 ; они бывают только после третьей кафизмы (Там же) 434 . 3) В день Благовещения, случившийся в святую Четыредесятницу до страстной седмицы, после 1-й кафизмы не бывает ектений 435 , по 2-й же и 3-й кафизмах положены ектении 436 . 4) Но если Благовещение случится в страстную седмицу, то бывает подобное тому, как если бы случился святой с бдением в Четыредесятницу, т. е. не полагается ектений после двух первых кафизм 437 , но бывает ектения после 3-й кафизмы 438 . 5) В день предпразднства Сретения в сырную седмицу, до субботы, после 1-й кафизмы читается ектения 439 , а после 2-й кафизмы нет ектении 440 . За каждой малой ектенией, после кафизм, следует особый (как и на вечерне то видели) возглас священника. В возгласе после первой ектении прославляется Триипостасный Бог, как Творец и Вседержитель вселенной, Царь царства природы: «Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила, и слава» и т. д. В возгласе после второй ектении славится Господь, как Искупитель и Спаситель мира, Царь царства благодати: «Яко благ и человеколюбец Бог еси». В возгласе, после третьей ектении, прославляется Бог, как Царь царства славы: «Яко благословися имя Твое». Устав о малых ектениях, после кафизм, имеет связь с более или менее торжественностью богослужения (см. выше стр. 195, примеч.) и отсюда с уставом седальнов 441 , читаемых после кафизм. Ектении после кафизм бывают тогда, когда за кафизмою следуют седальны праздничные, в коих содержится, главным образом, хвалебная песнь, а не прошение. Таковы: седальны из Минеи, воскресные седальны из Октоиха, праздничные – из Триоди Постной и Цветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

33 Истинность пророка определяется тем, что предсказанное им сбывается. 34:1 – 48:35 Пророчества о восстановлении Израиля Пророчества в гл. 34–48 имеют совершенно иную направленность по сравнению с предыдущими. Если в гл. 1 – 33 возглашаются грозные предостережения о грядущих бедствиях, которые постигнут народ Израиля и его соседей, то в гл. 34 – 48 основной становится утешительная весть о национальном восстановлении и надежде. Иерусалим и Храм разрушены. Люди угнаны в плен. Но надежда остается. Современному читателю подчас трудно истолковывать эти главы, отчасти из–за сложного языка иносказаний, отчасти из–за стремления усмотреть в представленных образных картинах связь с конкретными событиями в настоящем. Важно помнить, что эти предсказания в целом тождественны по своему характеру пророчествам первой части книги. Многие темы и особенности этих глав имеют параллели в предыдущих главах. Например, обетование о заключении вечного завета (16:60) и о возвращении в обетованную землю (28:25), символическое использование чисел (4:5–6; 14:21; 29:13) и отождествление народа с его лидером (29:1–6; 31:2–18). Некоторые моменты в текстах намеренно преподносятся в завуалированной или символической форме, например, упоминание Давида и Гога или указания на конец времени. К примеру: «Давид будет князем у них вечно» (37:25). Такие изречения позволили некоторым комментаторам рассматривать книгу Иезекииля как «протоапокалипсис»(протооткровение). Современному читателю трудно постичь аллегории и образные картины этой книги. Однако они были необычайно близки его соплеменникам, находившимся в плену, на чужбине. Вникнуть в детали описания Храма (гл. 40 – 48) нам также трудно, но, вероятно, эти картины будили драматические воспоминания у тех, кто знал прежний Храм и совершал там богослужения. Многие образы и аллегории имеют военную специфику: видение сухих костей на поле (гл. 37), пророчество о рассеянии стада (гл. 34), руины и опустошение (гл. 35, 36), земля, как поле битвы, усеянное оружием (гл. 39), земля, полная трупов, отданных на растерзание зверям (гл. 39). Это картины жуткого опустошения страны, когда мертвые не преданы земле и их тлеющие трупы лежат вместе с ржавеющим оружием. У тех, кто был свидетелем военного поражения Израиля, эти образы, несомненно, вызывали острую боль.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Содержание I. Родословие народа Божиего (1,1 9,34) А. От Адама до Израиля (1,1 2,2) Б. Колена Израилевы (2,3 9,1) 1 . Иуда (2,3 4,23) 2 . Симеон, Рувим, Гад и полуколено Манассиино (4,24 5,26) 3 . Левий (гл. 6) 4 . Иссахар, Вениамин, Неффалим, Манассия, Ефрем, Ассир (гл. 7) 5 . Вениамин (гл. 8) 6 . Итоги (9,1) В. Возвратившиеся из вавилонского плена (9,1–34) II. Объединенное царство ( 1Пар. 9,35 2Пар. 9,31 ) А. Саул (9,35 10,14) 1 . Родословие (9,35–44) 2 . Кончина (10,1–14) Б. Давид (11,1 29,30) 1 . Давиду оказывается всеобщая поддержка (11,1 12,40) 2 . Приготовления к возведению храма (13,1 29,30) а) централизация богослужения (13,1 16,43) б) Давид получает повеление начать приготовления к строительству храма (гл. 17) в) войны Давида (18,1 20,8) г) избрание места для будущего храма (21,1 22,1) д) назначение строителей (22,2–19) е) распределение служащих при храме (23,1 27,34) ж) всенародное празднование и завещание Соломону построить храм (28,1 29,30) Глава 1 19,34 Родословие народа Божиего. История избрания народа Божиего и его племенной организации предстает в многолюдных родословиях и всевозможных перечнях. Весь материал может быть разделен на три основных части: от Адама до Израиля и его сыновей (1,1 2,2), двенадцать колен Израилевых (2,3 9,1), возвратившиеся из вавилонского плена (9,1–34). В них описывается избрание Богом Израиля из числа всех населявших землю народов, устройство, назначенное Богом Своему народу, и продолжение избранного народа в лице возвратившихся из плена. 12,2 Опираясь на книгу Бытие, летописец прослеживает историю избрания Богом Израиля из числа прочих народов. Его рассказ идет от Адама к Ною (1,1–3), далее, к потомкам Ноя (1,4–27) и потомкам Авраама (1,28 2,2). 1:1–3 Летописец кратко излагает историю человечества до потопа, упоминая лишь наиболее выдающихся представителей избранной линии. 1:4–27 Рассказом о сыновьях Ноя летописец показывает, как одни народы были выделены Богом среди прочих. О каждом из сыновей Иафете, Хаме, Симе и его потомстве говорится в отдельности. Летописец в последнюю очередь рассказывает об избранной линии. Из потомков Ноя только представители линии Сима (семиты) вступили в заветные отношения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

т. е. в 152-м году по 1-ой Маккавейской книге. Таким образом мы не можем сказать, разногласят ли 1-ая и 2-ая книги на целый год или на шесть месяцев. С уверенностью можно сказать лишь одно, а именно, что Вторая Макк. книга начинает год с осеннего месяца Тишри, так как этим только можно объяснить то обстоятельство, что следующий после месяца Диоскоринфия 148-го года месяц Ксанфик (XI, 21, 83), соответствующий первому еврейскому месяцу Нисану 182 , относится к тому же самому году. При таком несомненно различном летосчислении Первой и Второй Маккавейских книг хронологические даты походов 1-ой Макк. IV, 28–34 и 2-ой Макк. XI, 1–12 должны считаться различными. Таким образом, хронологические даты, разбираемых нами походов, не только не говорят в пользу Гримма и не противоречат признанию этих походов различными, но, напротив, именно подтверждают это самое различие походов и освобождают вторую книгу от неосновательных обвинений Гримма в искажении автором исторических фактов. Что касается других двух аргументов, приводимых Гриммом в подтверждение своего предположения, то должно сказать, что эти аргументы не настолько убедительны, чтобы можно было забыть то несоответствие, какое существует между 2-ой Макк. гл. и 1-ой Макк. IV, 26–35 183 . Цигои 184 обстоятельно и справедливо доказывает полное несоответствие между походами 2-ой Макк. гл. и 1-ой Макк. IV, 26–35. Это несоответствие, по мнению Цигои, заключается в следующем: а) прежде очищения храма Иерусалим был во власти язычников, храм был опустошен и осквернен, священники оставались без дела, были в скорби и унижении (1-ая Макк. III, 45, 51; IV, 38). Если же теперь, по 2-ой Макк. XI, 2–3, Лисий идет в Иудею с намерением Иерусалим сделать местом жительства эллинов, храм обложить налогом, a священноначалие сделать ежегодно продажным, то значит, к тому времени, к которому относится поход главы, обстоятельства значительно изменились: иудеи должны были уже в то время владеть Иерусалимом и храмом, последний должен был быть освящен и в нем должно было совершаться священниками богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Все содержание IX-oй главы вполне отвечает условиям положения, в котором находились тогда иудеи. Скажем, прежде всего, о походе Лисия главы. Лисий делает попытку проникнуть в Иудею с юга через Идумею, нападает на Вефсуру, но терпит поражение и решается вступить в переговоры, на что иудеи соглашаются. Ничего нет неестественного в этом походе Лисия (гл. Лисию, как известно, еще Антиохом Епифаном, при отправлении последнего в Персию, дано было приказание всячески теснить и истреблять израильтян, пока не уничтожится имя их (1 Макк. III, 34–36). Лисий и лично, и через разных полководцев усердно старался выполнить это приказание царя. Однако, как полководцы вроде Горгия, Тимофея (гл. Х-ая, 2-ая Макк. кн.), так и сам Лисий (1 Макк. IV) были разбиты. Иуда же со своими соотечественниками завладел Иерусалимом и освятил храм. Не вполне ли естественно было Лисию все силы употребить для нового покорения Иудеи или, вернее, для подавления восстания Иуды и его сподвижников, так как вполне понятно, что сирийцы со своей стороны вовсе еще не признавали самостоятельности иудеев, хотя последние и заняли Иерусалим и освятили храм. известию же 1-ой Макк. кн. (IV, 35), на которую так опирается Лякер, прямо следует, что в то время, как Иуда и его сподвижники освящали храм, Лисий собирал войска для нового похода в Иудею. Это намерение Лисий и исполнил, предприняв поход, о котором и говорится в главе 2-ой Макк. книги. Когда же поход снова оказался неудачным, царь при посредстве Лисия уже путем мирных переговоров признал, наконец, за иудеями те права, которые они добыли себе уже прежде силою своего оружия и вопреки желанию сирийцев, т. е. права обладания храмом и жизни по обычаям своих предков. Вполне понятно, что царь, желая сохранить величие своего царственного достоинства, говорит об амнистии в настоящем времени и дает ее, как милость, народу иудейскому. На самом же деле ие трудно видеть, что царь и Лисий вынуждены были так поступить. Мир был прямо необходим им при тогдашнем положении дел, крайне неустойчивом, когда в Риме сидел претендент на престол в лице Димитрия и ждал только подходящего случая, что, понятно, сильно влияло на прочность антиохийского правительства. С другой стороны, нет ничего удивительного, что и иудейский народ, несмотря на свою победу над сирийцами, обращается к Лисию с ходатайством о мире. Из этого можно заключить, что Иуда, очевидно, еще окончательно не выиграл дела. А если мы вспомним, что сирийский гарнизон все еще сидел в крепости на глазах у иудеев, то нам вполне понятно будет желание и иудеев заключить мир на сносных условиях. Итак, заключение мира было в интересах обеих сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

317 Συναγωγ, Ios. Ant. XIX, 6. 3. Война II, 14. 4. 5; VII, 3. 3; Philo, Quod omnis probus liber, ed. Mangey, т. II, стр. 458; συναγγιον, Philo Ad. Caj. II, стр. 591, σαββατεον, Ios. Ant. XVI, 6. 2; προσευκτριον, Philo, Vita Mosis, lib. III, II, стр. 168. 319 Сравн. кроме других, Ovid. Ars amat. I. 76; Iuv. Sat. XIV, 96. 97; Hör. Sat. I, 5. 100; 9. 70; Suet. Aug. 93. 322 Сравн. Ios. Ant. XIV, 7. 2; XVI, 6 passim; Philo, De Monarchia, ed. Magney, II, стр. 224; Ad. Caj. II, стр. 568; Contra Flacc. II, стр. 524. 324 Philo, в отрывке, сохраненном y Euseb. Praepar. Ev. VIII, 13. Чем был этот храм во имении Израиля и что предвещала его потеря не только Израилю, но всему миру, будет развито в другом месте этой книги. 327 Это–десятое из восемнадцати (или скорее девятнадцати) благословений в ежедневных молитвах. Из них первое и три последних, без сомнения, очень древни. Но и это десятое ведет свое начало от времен до разрушения Иерусалима. Сравн. Zunz-a Gottesd. Vortr. d. luden, стр. 368. 332 Для проверки всех нижеследующих мыслей, из которых каждая может быть подтверждена одною или многими ссылками, рекомендуем читателю обратиться к Castelli, u. s. стр. 251–255. 334 Измышление двух Мессий–одного сына Давидова и другого сына Иосифа, причем последний поставлялся в связь с восстановлением десяти колен, как окончательно доказано, произошло после времен Христа (сравн. Schöttgen, Ногае Hebr. т. I, стр. 359; и Wünsche, Leiden d. Mess. стр. 109). Быть может, оно было придумано для выяснения Зах.12:10 (сравн. Succ. 52а) также точно, как социнианская доктрина о восшествии Христа на небо при начале Его служения, была придумана для объяснения Ин3:13 . 339 В. III, 766–783. M. Maurice Vernes (Hist, des Idees Messian, стр. 43–119) утверждает, что писатели кн. Еноха и Сив. Оракулов III гл. ожидали этого периода под правлением Маккавеев и на одного из них смотрели, как на Мессию. Нужно на свой лад изучать историю и иметь живое воображение, чтобы придти к подобного рода заключению. 348 Доктринальная часть IV кн. Ездры, можно сказать, пропитана догматом о первородном грехе, который совершенно чужд богословию, как раввинского, так и эллинистического юдаизма. Сравн. Vis. I. гл. III, 21. 22; IV, 30. 38; Vis. III. гл. VI, 18. 19 (ed. Fritzsche, стр. 607); 33–41, VII, 46–48; VIII, 34. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

В главах 34-35 речь идет о времени праведного царя Иосии . Летописец значительно изменяет хронологию событий. Согласно 4 Цар 22-23, «в восемнадцатый год» правления Иосии начался ремонт храма и была обнаружена книга закона, что стало причиной проведения религ. реформ. Летописец проведение реформ считает личной инициативой царя: в 8-й год правления он начал «искать» ( lidr ôš) Господа, в 12-й - искоренять в Иудее и Иерусалиме, а также в землях сев. колен языческие религ. практики, в 18-й год приказал отреставрировать храм (2 Пар 34. 3-8). Судя по всему, в традиции Книг Царств Летописец видел богословскую проблему: в рассказе о храмовой реформе в 4 Цар 23 предполагается, что язычество присутствовало в Иудее в течение первых 17 лет правления Иосии ( Japhet. 1993. Р. 1019-1020). Однако не все исследователи видят здесь противоречие. Центральным моментом для обеих версий является находка книги закона ( Dillard. 1987. Р. 277), в 4 Цар проведение некой реформы описано еще до начала ремонта храма и, следов., еще до обнаружения книги ( Williamson. 1982. Р. 397-398). Кроме того, Летописец дает свое объяснение смерти Иосии: он погиб за непослушание слову Божию, сообщенному через фараона Нехо (2 Пар 35. 20-24); это непослушание было понято как грех ( Japhet. 1993. Р. 1057). В завершение (гл. 36) Летописец кратко сообщил о последних царях Иудеи. Т. о., в книгах П. композиционно выстроено единое повествование, в к-ром говорится о начале плена, 50-го поколения от Сотворения мира (49 поколений от Авраама до Иосии). Летописец намного сократил рассказ своего главного источника - Книг Царств (4 Цар 23. 30 - 25. 30), но в конце добавил короткое замечание из Ездр 1. 2-3 ( Japhet. 1993. Р. 1061-1062). Повествование Летописца завершается эдиктом Кира (2 Пар 36. 22-23), положившим начало новой эпохе в истории Израиля, к-рое стало утешительным предвестником его будущего ( Japhet. 1993. Р. 1077; Hicks. 2001. Р. 530). Проблема исторической достоверности и вопрос об источниках До XIX в. вопрос об историчности П. практически не вызывал споров, общая достоверность книг не подвергалась сомнению, особенно среди церковных писателей и евр. комментаторов.

http://pravenc.ru/text/2578974.html

В праздники: во-первых, храмовые (Тип.. храм. гл. 34 и 35); во-вторых, в дни великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще день постен) на каждом часе бывает только по три поклона великих. В день же Благовещения в Четыредесятницу полагается три поклона только на 1-м часе, а на прочих часах вовсе не бывает поклонов (Тип., послед. 25-го марта). Но в Благовещение, случившееся в понедельник, вторник и среду страстной седмицы, бывает по три поклона на каждом часе (Тип., послед. 25-го марта, аще в страст. седм.). Если на великопостных часах после службы часа не бывает расхода, как, например, после 3-го часа, а иногда и после 6-го, то после великих поклонов сряду читаются молитвы, полагаемые и на вседневных часах, именно: на 3-м часе: «Владыко Боже, Отче Вседержителю» (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста, часы); на 6-м часе молитва: «Боже и Господи сил» (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста); на 9-м часе: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш» (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста и послед. 24-го февраля в понед. 2-й, 3-й и 4-й седм. Велик. поста). Если же после службы часа бывает расход, т. е. выход из церкви, как, например, после 1-го часа, а иногда и после 6-го часа (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста), то после великих поклонов читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз, и после сего – молитва на 1-м часе: «Христе свете истинный», а на 6-м часе: «Боже и Господи сил» (Часослов и Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста, 6-й час – зри). После молитвы 1-го часа: «Христе свете истинный» поется: «Взбранной воеводе» 550 (Обиход нотный. Служба на 1-й седмице Великого поста, отдельно изд.). Если в седмичные дни Великого поста случатся праздники 24 февраля, 9 и 25 марта, то по поклонех не глаголем Трисвятого, но глаголем: «Христе свете истинный» (Тип., послед. 24 февраля, аще случится в понед. 2-й, 3-й и 4-й Недели поста и послед. 25 марта). Затем, если на часах бывает отпуст, так на 1-м часе (кроме царских часов) и на 9-м часе (если 9-й час совершается в притворе, Тип., гл. 1), священник славословит Господа, говоря: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (Служебн., послед. утрени). Лик продолжает славословие, произнося: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков», и произносит молитву: «Господи, помилуй», трижды, и просит у священника благословения, говоря: «Благослови» (Служебник и Часослов). Священник говорит отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010