34:14–16 богу иному. Эта тема касается первой (ст. 14–16) и второй (ст. 17) заповедей. 34:18–26 Этот раздел соотносится с законами, изложенными в книге Завет (23,14–19). 34 слова сии. Т.е. условия, которые оговариваются в ст. 12–26. 34 стало сиять лучами. Букв.: «испускало рога (света)». Несмотря на то, что древнееврейский корень этого слова обычно означает «рог», вероятно, здесь имеются в виду именно лучи света (ср. Авв. 3,4 ). Главенство Моисея было подтверждено отраженным светом Божией славы. 34 боялись подойти к нему. Подобная реакция напоминает события, описанные в гл. 19; 20. Только когда израильтяне приблизились к Моисею и стали говорить с ним, они убедились, что это безопасно. 34 положил на лице свое покрывало. Только после того как Моисей перестал разговаривать с ними, он покрыл свое лицо. Слова Бога он должен был произносить с открытым лицом (т.е. без покрывала), и на лице его отражалось сияние Божией славы (см. 2Кор. 3,12 4,6). Точно так же, без покрывала, Моисей получал откровение. Положение Моисея как посредника еще более возвышается с возобновлением завета; это указывает и на нашу потребность в Посреднике. Через Иисуса Христа новозаветные верующие имеют больший доступ к Богу по сравнению с тем, который имел Моисей. Глава 35 35:4–39,43 Весь этот отрывок основан на гл. 25–31, где давались указания по устройству скинии. Этот же раздел описывает процесс ее построения. Повествование начинается с того, чем завершается гл. 31. В гл. 25–31 Бог дал Моисею указания, теперь же Моисей приступает к их осуществлению. 35:5–9 золото, серебро... дерево ситтим... камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника. Веселиил, Аголиав и другие талантливые мастера работали со строительным материалом, собранным всем народом Израиля. Аналогично Павел, Аполлос и остальные строители возводили храм Церковь Христову ( 1Кор. 3,10.12 ). Однако в контексте Ветхого Завета строительный материал представлял собой лишь набор неодушевленных предметов, а в Новом Завете таким «материалом для скинии» становятся живые люди. Этот факт подтверждается тем, что Христос отождествляется с краеугольным камнем ( 1Кор. 3,11 ; Еф. 2,20 ), а Церковь с живыми камнями ( 1Пет. 2,4.5 ; ср. Еф., гл. 21; 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

b) по будням: 2 стражи: 6 псалмов и 3 чтения в каждой. См. еще другие порядки: R. TAFT, The Liturgy of the Hours. Б) Суточный круг молитвы 60 I. – По «Апостольским» Евхологиям 61 1 .  Учение 12 Апостолов (DidacheXi-й/2-й вв.) Гл. 8: Не надо молиться, как «лицемеры» (фарисеи), но нужно трижды в день читать «Отче наш». 2 .  Апостольское Предание (Traditio) (3-й в.) Гл. 35,41: молитвы каждого христианина: a) после вставания и умовения: молитва с чтением, дома или в храме, если бывает общая молитва, b) в 3-й час: в воспоминание Распятия, c) в 6-й час: когда Иисус молился на кресте, d) в 9-й час: когда Иисус был прободен на кресте, e) перед сном: в надежде нового дня и воскресения, f) в полночь: когда творение хвалит Бога с ангелами, g) при пении петуха: отречение (Петра и) Израиля. 3 .  Завещание Господа (Testamentum Domini) (2-й/5-й вв.) Кн. 1-я, гл. 26, 32, 43: молитвы епископа, пресвитера и вдовы: Трижды в день – на заре, вечером, в полночь: тройная молитва по схеме еврейских берахот A – B и близко к C 62 . Кн. 2-я, гл. 24: молитвы верующих: a) после вставания и умовения: молитва перед работой, b) в 3-й час: в воспоминание Страданий Господних, c) в 6-й час: то же самое, d) в 9-й час: то же самое, e) вечером: в образ будущего воскресения, f) в полночь: в воспоминание Воскресения Христова, g) при заре: в воспоминание молитвы Христа с апостолами. 4 .  Апостольские Постановления (Constitutiones) Кн. 8-я, гл. 34: молитвы личного благочестия: a) утром: чтобы просить Божиего просвещения, b) в 3-й час: когда Иисус стоял перед Пилатом, c) в 6-й час: в воспоминание Распятия, d) в 9-й час: когда случилось землетрясение, e) вечером: в упокоение после работы, f) на пение петухов, когда день приближается; когда невозможно ходить в храм, надо молиться дома, одному или с другими. Кн.8-я, гл.35–37, 38–39: вечерние и утренние молитвы в храме по призыву епископа, состоящие из: 1 псалма (пс. 140 вечером, пс. 62 утром), затем 4 диаконских ектении с молитвами епископа: за оглашенных, и их отпуст,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Устава 218 (см. выше, 128, 248, 394, 446, 540, 541, 545, 644, 652, 656–657, 671, 675, 691 стр. печатного оригинала и ниже, примеч. к табл. ряд. цер. служб). Если престольный праздник случится в Вел. пост на 1-й или на Страстной неделе, то он переносится согласно с указанием Устава 219 ; если же этот праздник случится в седмичные дни на средних неделях Великого поста, то в некоторых церквах его правят по Благовещенской главе, т.е., служат литургию св. Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, а в некоторых – по Предтеченской, т.е., совершают литургию преждеосвященных Даров, как прямо и указано в Уставе в 34 и 35 гл. «о храмех». По мнению «Цер. Вестника», вышеуказанное отступление от предписаний Устава (т.е., совершение полной литургии) позволительно: для прихода престольный праздник составляет как бы вторую Пасху, а потому едва ли погрешают те, которые правят по Благовещенской главе, по крайней мере, особо чтимые храмовые праздники, а придельные по Предтеченской (Ц.В. 1889, 4). Но это мнение упускает из виду, что церковный Устав прямо предписывает совершать в храмовые праздники служение по Предтеченской главе (см. Марк. гл. на 23 февр. и 9 мар., 30–32, 34 и 35 гл. «о храмех»). Впрочем, с разрешения местного Преосвященного, конечно, может быть совершено служение в храмовой праздник, случившийся в указанный день, и по Благовещенской главе. Согласно предписанию Устава, «тогоже дне», в который бывает храмовой праздник, на вседневной вечерне «бывает отдание праздника за почесть храма»; порядок этой вечерни излагается в 1-й храм. гл.; «и тако отдается служба храма непременно», т.е., без перемен, как указано в означенной главе (см. также 13 хр. гл.). Таким образом, празднование храмового праздника, по Уставу, ограничивается одним днём. 220 Признавая необходимым упорядочить времяпровождение воспитанниками церковно-приходских школ в местные храмовые праздники, Св. Синод, согласно заключению Училищного при нём Совета, определил преподать следующие по сему предмету указания: 1) ограничить празднование храмовых праздников в церковно-приходских школах двумя днями, с тем, чтобы на третий день в церковно-приходских школах обязательно начиналось обычное ученье;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

(4) Особое внимание обращает на себя функция мудрости в перикопах о мудрости, содержащихся в больших частях книги: если в части I (ср. 4:11–19; 14:20–15:10) и II (гл. 24) мудрость выступает как лицо, т.е. как говорящее и действующее «я», то после гл. 24 (или уже в 24:30–34) ее место занимает личность учителя мудрости как ее посредника (ср. 38:24–39:11; 39:12–35). Лишь в заключительной поэме (51:13–20) вновь выступает женщина Премудрость. Специфической чертой II и III частей является также непосредственная связь между присутствующей в творении мудростью с историей Израиля, что изображается как великий путь мудрости в ареталогической гл. 24 (Бог – космос – Израиль – Сион – Храм – Тора), а затем иллюстрируется и дополняется в части III в двукратном прославлении власти Божией в творении (42:15–43:33), истории Израиля (44–49) и культовом изображении (гл. 50). Как показывает введение к хвале отцам 44:1–15, образ и идеал сведущего в Писании мудреца (38:24–39:11) становятся живым продолжением деятельности великих исторических фигур. (5) Однако большее значение, чем точное, логическое общее членение, имеет (согласно Liesen) многократно отраженное в центральных текстах, понятиях и образах двоякое движение: с одной стороны, сообщение мудрости мудрецу в связи со страхом Божиим и изучением Торы, и, с другой стороны, передача этой полноты тем, кто обучается мудрости (напр., 6:35 слл.; 14:20–15:10; 24:1–22, 23–31, 32 слл.; 38:34cd–39:11 и 39:12–35, а также развитие в прологе переводчика). 2. Возникновение Рассматривая становление книги, мы должны принимать во внимание литературные, исторические и историко-богословские данные. Различные наблюдения говорят о том, что процесс становления этой большой по объему книги был длительным. 2.1 Литературный процесс становления (1) Уже сложная история текста с краткими и пространными версиями говорит в пользу того, что книга росла и складывалась в течение долгого времени. (2) Крупные замкнутые композиции могли возникать первоначально как самостоятельные единицы; помимо перикоп о мудрости, это, вероятно, 15:11–18:14; 38:24–39:11; 39:12–35; 42:15–43:33; 44:1–49:16; 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

3. Завещание Господа (Testamentum Domini) (2–й/5–й вв.) Кн. 1–я, гл. 26, 32, 43: молитвы епископа, пресвитера и вдовы: Трижды в день — на заре, вечером, в полночь: тройная молитва по схеме еврейских берахот A — B и близко к C . Кн. 2–я, гл. 24: молитвы верующих: a) после вставания и умовения: молитва перед работой, b) в 3–й час: в воспоминание Страданий Господних, c) в 6–й час: то же самое, d) в 9–й час: то же самое, e) вечером: в образ будущего воскресения, f) в полночь: в воспоминание Воскресения Христова, g) при заре: в воспоминание молитвы Христа с апостолами. 4. Апостольские Постановления (Constitutiones) Кн. 8–я, гл. 34: молитвы личного благочестия: a) утром: чтобы просить Божиего просвещения, b) в 3–й час: когда Иисус стоял перед Пилатом, c) в 6–й час: в воспоминание Распятия, d) в 9–й час: когда случилось землетрясение, e) вечером: в упокоение после работы, f) на пение петухов, когда день приближается; когда невозможно ходить в храм, надо молиться дома, одному или с другими. Кн.8–я, гл.35–37, 38–39: вечерние и утренние молитвы в храме по призыву епископа, состоящие из: 1 псалма (пс. 140 вечером, пс. 62 утром), затем 4 диаконских ектении с молитвами епископа: за оглашенных, и их отпуст, за одержимых нечистыми духами, и отпуст, за готовящихся к Крещению, с отпустом, и за сущих в покаянии, отпуст, 2 диаконских ектении с 2 молитвами о верных (в них можно находить темы еврейских A — B — C). Кн. 2–я, гл. 59: воскресное бдение перед рассветом. II. — Монашеская практика В ранние времена существовали разные способы отправлять часы молитвы; ныне же по всему Египту и Фиваиде имеется «законный» устав: А) Всеобщее т. н. «Ангельское Правило», чудесно полученное от ангела. Это правило состоит из двух общественных суточных бдений: а) поздно вечером, после захода солнца (1–я стража) б) рано утром, перед рассветом (4–я стража), а) в каждом бдении читаются 12 псалмов (последний с «Аллилуиа»); после каждого псалма монахи, стоя, молятся тайно, по знаку настоятеля кладется всеми вместе земной поклон,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Вход изображает в священнодействиях то самое, что выражается в песнопении «Свете тихий», то есть что для людей воссиял тихий свет в кротком лице Спасителя, Который, ради немощи людей, умерил в Себе славу бессмертного Отца небесного, – сшел с небес. Открываются Царские двери в знак того, что с пришествием Господа открывается людям царствие Божие. Из алтаря, как с неба идет, в образ Господа – священник прост (прямо, нс согнувшись), имея фелонь опущенную (Тип., гл. 2), для изображения смирения и величия. Пред ним идет, как бы Предтеча, диакон, держащий в руке кадильницу. Кадильница с фимиамом изображает, что чрез ходатайство Господа наши молитвы, как фимиам, возносятся к Господу, – и Святый Дух присутствует в храме. Диакону предшествуют два светильника (Тип., гл. 2), означающие собою духовный свет, принесенный Господом на землю. Когда на вечерне бывает чтение Евангелия [как – в день Пасхи, в великую пятницу, на преждеосвященной литургии – в седмичные дни великой Четыредесятницы, в 24-е февраля, 9-е марта и в день храма святого (храм. гл. 34 и 35), в страстную седмицу, также 24 декабря, 5-го января], тогда на Входе выносится диаконом Евангелие, для яснейшего представления шествия Господа на проповедь. Придя к Царским вратам, священник стоит прямо против них, диакон же одесную священника (на правой стороне), мало откосвенно (несколько наискось) и приник (наклонясь), держа орарь свой тремя персты десные руки, глаголет тайно (Тип., гл. 2). – так тихо, что только священник может слышать: «Господу помолимся». Священник же произносит тайно молитву Входа: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или помышления лукавствия» 364 . И по молитве поклонився, диакон орарем, держимым тремя перстами, показывает на восток, где был рай, и говорит священнику: «Благослови, Владыко, святый Вход». Священник крестообразно благословляет к востоку (Тип., гл. 2), говоря: «Благословен Вход святых Твоих, Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Обобщить пророчества о восстановлении Израиля можно следующим образом: примирение с Богом через истинного Пастыря (гл. 33–34); запустение Сеира (Эдома, часто символизирующего в пророческих книгах языческий мир) и население земли обетованной (гл. 35–36); возрождение народа и защита его от врагов (гл. 37–39); устройство храма и организация богослужения (Иез. 40–46); окончательное устройство Святой Земли, орошаемой животворящим потоком (Иез. 47–48). Это структура ясно показывает, что речь идет о Завете, поскольку все элементы завета здесь присутствуют. Пророк называет его заветом мира (Иез. 34: 25; 37: 26). В буквальном смысле эти пророчества отчасти исполнились во времена Зоровавеля и Ездры, а в полноте – в явлении Нового Завета, причем в его эсхатологическом совершении. Закончив распоряжения о служении в храме, Господь показал пророку поток, текущий из-под храма. Этот поток становился все шире и глубже, превратившись наконец в реку, дающую жизнь земле и исцеляющую мертвое море, которое наполняется рыбой (Иез. 47: 1–12). Это пророчество о благодати Божией, исцеляющей землю, и об апостольской проповеди, которая привлечет множество верных [см. 22, т. 6, с. 47], которых из духовно мертвых сделает живыми [см. 29, т. 6, с. 688]. Читая эти пророчества, невозможно не увидеть их необычайного сходства с Откровением святого Иоанна Богослова: « И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22: 1–2). Мы многократно упоминали о том, что Святая Земля есть прообраз Царства Небесного. Может быть, в этом пророчестве это явлено ярче всего. В центре увиденной пророком земли – Иерусалим, обнесенный квадратной стеной с двенадцатью воротами, которые называются именами колен Израилевых (Иез. 48: 31). Так же описан Иерусалим, « который нисходил с неба от Бога» (Откр. 21: 10) в Апокалипсисе. В видении апостола Иоанна нет храма, « ибо Господь, Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр. 21: 22). Но здесь нет противоречия, так как храм в видении Иезекииля символизирует присутствие Бога среди своего народа, а жертвоприношение в нем – жертву Христову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

128 По кончине блаженной царицы Елены, случившейся за 12 лет до смерти царя Константина, тело ея было торжественно перенесено в Царьград и положено в царских гробницах Евсев. О жизни Конст. кн. III. гл. 46. 47), в храме святых Апостолов.Константин, скончавшийся на 33 году своего царствования, в предместии Никомнидии, также перенесен в Царьградь и погребен, вместе с материю, в том же храме (Там же, кн. IV. гл. 61. 64. 70; сн. Церк. ист. Сокр. кн. I. гл. 39. 40. Созом, кн. II. гл. 34. Кедр. Сокращ. ист. ed. 1. р. 519: . С тех пор храм святых Апостолов сделался царскою усыпалъницею Стефан Новгородец говорит, что в церкви Апостольской “от олтаря прямо на восток идучи к церкви, ту стоит гроб царя Константина, велик вельми, сделан от камени, аки аспиду подобен; и иных же много гробов царских ту стоят, но не вси бо святии; и мы целовахом грешнии и поклонихомся” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 54). Впрочем, как в самом храме святых Апостолов, так и в приделах его были погребены и некоторые из святителей Цареградских, о чем упоминает наш паломник ниже.– В подл. ркп. написано: “материею” вм. “материю” . 129 Стефан Новгородец (у Сахар. стр. 54), дьяк Александр (стр. 72), диакон Игнатий (стр. 100) и иеродиакон Зосима (стр. 61 говорят, что в храме святых Апостолов был камень или столпец, на кохором “Петр плакася горько” о своем отречении от Христа; а иеродиакон Зосима говорит еще, что он видел в монастыре Панахран камень, на котором “стопы святаго апостола Павла воображени добре”. Не смешал ли наш паломник этих двух камней? 130 Кедрин говорит, что мощи св. Иоанна Златоустаг о перенесены из Коман в Царьград и положены в церкви святых Апостолов чрез 35 лет по смерти святителя, в царствование Феодосия младшаго, при патриархе Прокле: (Сокращ. ист. ed. 1.1.1. р. 585. 599; сн. Чет. Мин. 27 января, где сказано: “положиша же святое его тело во святом олтаре под жертвенником”). 131 Мощи св. Григория Богослова перенесены из Назианза в Царьград и положены в церкви святых Апостолов в царствование Константина Багрянороднаго (Чет. Мин. 25 января). Диакон Игнатий видел “мощи святаго Ивана Златоустаго и мощи святаго Григория Богослова патриарха в каменных ковчезех запечатаны” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Б. Литургия Преждеосвященных даров совершается в понедельник, вторник, и четверток 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста, если в эти дни случится храмовой праздник (Тип., храм. гл. 34, 35) или святой с полиелеем (Тип., 24 февр. и 9 марта). B. Совершается Литургия Преждеосвященных даров в четверток или во вторник 5-й седмицы поста, т. е. – в день чтения канона св. Андрея Критского . Г. В Великий пяток, если случится Благовещение 280 , бывает литургия Златоустого (Тип., послед. 25-го марта, аще в вел. пяток). 5) В пятки пред праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня (22-го или 23-го декабря, 3-го или 4-го января) не бывает литургии, если эти праздники случатся в воскресение или в понедельник (Тип., послед. 25-го дек. и 5-го янв.). Время суток, назначенное для вседневных служб, отдельно совершаемых. Службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии назначены для известных часов дня. В древности, особенно в монастырях, эти службы совершались отдельно одни от других. Но Православная Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток в три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю. Время же дня, в которое совершается по несколько служб вместе, совпадает с тем временем, которое уставом указано для совершения каждой службы особо. Чтобы легче и яснее понимать, каким образом бывает в разные дни года соединение служб между собою, укажем сперва, в какое время, в какие часы дня назначено совершать отдельно ту или другую службу. Вечерня (ε=σπερινς), как показывает самое ее название, совершается вечером. Но не всякая из трех видов вечерни (то есть малая, вседневная и великая) бывает, по уставу, в одно время вечера. Малая вечерня уставом назначается прежде солнечного захождения (Тип., гл. 1). Великая вечерня на бдении бывает «по еже зайти солнцу мало» (Тип., гл. 2). Вседневная же – «пред вечером мало» (Тип., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Молитвы личного благочестия: (1) утром – благодарение за окончание ночи и утренний свет; (2) в 3-й час – когда Господь принял осуждение; (3) в 6-й час – в воспоминание Распятия; (4) в 9-й час – в память сотрясения земли; (5) вечером – благодарность за упокоение от дневных трудов; (6) на пение петухов – близок приход дня «для совершения дел света» (если нельзя пойти в храм, надо молиться дома, одному или с другими) (кн. VIII, гл. 34. – Пост. Апостольские, – с. 294–295). Вечерние и утренние молитвы в храме по призыву епископа: Состоят из (1) одного псалма (140-го псалма вечером и 62-го утром), (2) четырех дьяконских ектений с молитвами епископа: (а) за оглашенных, с их отпустом, (6) за одержимых нечистыми духами, с отпустом, (в) за готовящихся ко крещению, с отпустом, и (г) за сущих в покаянии, отпуст; (д) две дьяконских ектеньи с двумя молитвами о верных (в них можно находить темы еврейских А-Б-С) (кн. VIII, гл. 35–37, 38–39. – Там же, с. 295–298). Воскресное бдение перед рассветом (кн. II, гл. 59). Этот памятник знает и трёхчастный молитвенный цикл, как в Дидахи (Кн. VII, гл. 24, – с. 222). Монашеская практика 1. Египетские монахи «В разных местах, – пишет Иоанн Кассиан , – разный держится устав; и мы видели почти столько же разных молитвенных чинов и правил в употреблении, сколько обозрели монастырей и келий” 25 . Поэтому он считает своим долгом изложить, как лучший образец для всеобщего подражания, «древнее отеческое постановление», нерушимо соблюдаемое «по всему Египту и Фиваиде». Правило определяет порядок всеобщей и личной молитвы. Всеобщее, или «Ангельское Правило», чудесно полученное Свыше от ангела. Оно предусматривает два общественных суточных бдения: (а) поздно вечером, после захода солнца (1-я стража) и (б) рано утром, перед рассветом (4-я стража). На каждом из бдений читается 12 псалмов (последний с Аллилуйя); после каждого псалма монахи стоя молятся тайно; по знаку настоятеля кладется всеми вместе земной поклон, далее следует громкая молитва самого настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010