28 Блаженный Феодорит, епископ Кирский. Толкование на Послание ко Евреям. На гл. 8//Творения. Ч. 7. М., 1861. С. 33. 29 Афанасий Великий, святитель Александрийский. Толкование на псалмы. Пс. 39-й//Творения. Т. 4. М., 1994. С. 139. 30 Григорий Богослов, святитель Константинопольский. Слово 5//Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 137. Ср. Иер 2:12; Плач 2:18. 32 В еврейском тексте здесь употреблено имя Божие . Согласно еврейским источникам, как, например, Раши, который опирается на различные Мидраши, Элогим знаменует принцип строгого правосудия. В данном контексте с этим следует согласиться, поскольку, чтобы стать народом Божиим и, соответственно, быть Богом этого народа, необходимо принять в своё сердце Его закон. Принцип правосудия Божия в довольно категоричной форме изображает апостол Павел в Послании к Ефесянам, когда говорит о предопределении народа Божия к усыновлению прежде создания мира (Еф 1:4–5). 34 В своём монументальном труде W. L. Holladay предлагает своеобразный взгляд на установительные слова Нового Завета (Иер 31:33–34). Для слов “внутренность” и “сердце” (см. Иер 31:33) он находит параллельные места из Священного Писания (так, например, сердцем или сердцевиной города может быть назван храм; внутренность может употребляться по отношению к городу) и, соответственно, ассоциирует их со словами “город”, “алтарь”. Holladay пишет: “Внутренность и сердце — оба предполагают город внутри страны, храм внутри города”. То же самое он проектирует и на слова: “Я буду их Богом…”, в которых вновь проведена ассоциация с храмом. В заключении анализа установительных слов профессор рассматривает их как пророчество об обновлении храмового богослужения. См. Holladay W. L. A commentary on the Book of the Prophet Jeremiah. Jeremiah 2. Chapters 26–52. Minneapolis. P. 198. 35 Блаженный Иероним Стридонский. Шесть книг толкований на пророка Иеремию. На гл. 31. Ст. 31–32//Творения. Ч. 10. Киев, 1911. С. 502. 38 Преподобный Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Гл. 21. Сергиев Посад, 1917 (фототипическое издание 1989 г.). С. 100.

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

Народ, обыкновенно, стоит на коленях при пении всех стихов, исключая пения последний раз второй половины: «Да исправится». Что же касается иерея, то он после пения «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия», идет к жертвеннику; за ним, встав с колен, следует и диакон; пред жертвенником иерей кадит 3жды, и, отдав кадило диакону, возвращается к престолу и становится пред ним на колени; диакон же остается пред жертвенником и кадит, стоя пред ним, до конца пения: «Да исправится”» (Булгаков, стр. 923). Допустить девочек-учениц к пению: «Да исправится молитва моя» за амвоном запрещений нет. По исполнении этого молитвословия иерей произносит молитву: «Господи и Владыко живота моего» с тремя поклонами. Затворяются Царские врата. Чтение Апостола, Евангелия, Ектеньи «После великих поклонов в некоторые дни читаются Апостол и Евангелие . Так бывает: в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2й, 3й, 4й седмиц Великого поста и послед. 9го марта) и в дни храмовых праздников (Тип., храм. гл. 34 и 35). В Страстную седмицу на литургии преждеосвященных Даров полагается только чтение Евангелия (не бывает чтения Апостола). В Типиконе, при указаниях на то, что в праздники великих святых (тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2й, 3й и 4й седм. Велик. поста) и в праздники храмовые (Тип., гл. 34 и 35) читаются Апостол и Евангелие, замечается, что по пении «Да исправится» и по великих поклонах «малые ектении не глаголем». Когда положено читать Апостол и Евангелие , тогда отворяются Царские двери (Триодь Постная, изд. в Москве, 1754 г., 1828 г. и друг. см. послед. среды 1й седм. Велик. поста). После Евангелия, если же Евангелие не читается, то после пения «Да исправится» и великих поклонов — следуют те же молитвословия, которые бывают после чтения Евангелия в литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого, а именно: ектения «Рцем вси». Во время ектении священник читает тайно ту молитву, которую произносит и на литургиях свв. Иоанна Златоустого и Василия Великого. После молитвы и ектении священник возглашает. «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» (Служебн., Чиновн.).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

среды 1-й седмицы вечера, зри). В Чиновнике указано Царские врата отверсти, пред произнесением слов: «Повелите», «Премудрость, прости», «Свет Христов просвещает всех» и затем врата затворить; но нет указания об открытии врать при «Да исправится». Пением: «Да исправится молитва моя» заключается служба вечерни; далее следует литургия. После пения «Да исправится», на литургии полагаются: великие поклоны 759 и, обыкновенно, произносится молитва: «Господи и Владыко живота моего» 760 . После великих поклонов в некоторые дни читаются Апостол и Евангелие. Так бывает: в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, З-й, 4-й седмиц Великого поста и послед. 9-го марта) и в дни храмовых праздников (Тип., храм. гл. 34 и 35). В страстную седмицу на литургии преждеосвяиценных Даров полагается только чтение Евангелия (и не бывает чтения Апостола). Апостол и Евангелие праздника читаются на литургии преждеосвященных Даров, совершаемой в самый день праздника, кои читаются на вечерне пред литургиею преждеосвященных Даров, но совершаемой не накануне праздника (Там же, и Чиновн., лит. преждеосв. Даров). В Типиконе, при указаниях на то, что в праздники великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й и 4-й седм. Велик. поста) и в праздники храмовые (Тип., гл. 34 и 35) читаются Апостол и Евангелие, замечается, что по пении «Да исправится» и по великих поклонах «малыя ектении не глаголем» 761 . При архиерейском служении по чтении Бытия Царские врата отверсти... По произнесении «Свет Христов» Царские врата затворити (Чиновн.) Когда же бывает чтение Апостола и Евангелия, тогда отворяются Царские двери (Триодь Постная, изд. в Москве, 1754 г., 1828 г. и друг. см. послед. среды 1-й седм. Велик. поста). Итак, не указывается, чтобы при пении: «Да исправится» были Царские двери открыты. Пред Апостолом произносится и поется прокимен апостола (Служебн.), иначе – прокимен святого (Чиновн.), а пред чтением Евангелия поется «Аллилуиа» (Там же). При пении «Аллилуиа» бывает каждение (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Гл. 2, ст. 7–8. Премудрость Божию – никтоже от князей века сею разуме. Штундисты относят эти слова к современному начальству, которому они на сем основании и отказывают в разумении премудрости Божией. Но апостол разумел тех князей, которые премудрости Божией противопоставляли свою премудрость (он говорит в ст. 6: глаголем-премудрость-не князей века сего); потому-то они и распяли Господа славы (ст. 8), что хотели на место Его правды поставить свою правду ( Рим. 10:3 ), хотели, вопреки воле Сына Божия, удержать в своей власти достояние его ( Мф. 21:38 ). Таковы были книжники и фарисеи, считавшие себя мудрыми и разумными ( Мф. 11:25 ); таковы были подобные им самообольщенные руководители людей в мире языческом; они нераздельно называются у апостола князьями века сего, потому что господствовали в мире пред явлением Христа. Сим веком называется мир, лежащий во зле (Ср. 2Тим. 4:10 ) и враждебный Евангелию и царству Божию. – Все эти черты не приложимы ни к православным государям, которые царствуют милостью Божией, ни к начальникам Церкви Христовой, от Господа получающим обязанности пастырства. Гл. 3, ст. 16–17. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? – храм бо Божий свят есть, иже есте вы. Штундисты говорят, что не должно быть иных храмов, кроме того храма, какой представляет из себя, по словам апостола Павла, каждый верующий. Но нельзя отрицать и того, что все верующие, по словам ан. Петра, должны составлять один духовный храм ( 1Петр. 2:5 ), который, конечно, называется храмом не напрасно, но потому, что и в нем живет Господь, живет Дух Святой. Если же мы вспомним, что, по словам Самого Иисуса Христа ( Мф. 5:34–35 ), небо есть престол Божий, земля – подножие Божие, что, следовательно, и весь мир есть храм, жилище Божие, то еще яснее будет, что верующий составляет не единственный храм, не единственное жилище Божества. Ясно, что внутри каждого верующего Господь обитает для его освящения (ст. 17), в обществе или собрании верующих – для их соединения (12, 13), во всем мире – для дел промышления. Если же верующий не есть единственный храм, то слова апостола: храм Божий есте уже нельзя приводить против учения Церкви о рукотворенном храме, который также именуется домом Божиим и у Самого Христа, и у учеников Его (ср. Мф. 21:13 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Ин. 2:17 ; Деян. 7:47 ). В таких храмах Господь обитает для услышания молитв, приносимых собранием верующих ( Мф. 18:19 ; ср. 3Цар.8:29 ), и для таинственного сообщения с ними (ср. Деян. 22:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Когда на великопостных часах читается паремия или Евангелие, тогда эти молитвы читаются после паремии и Евангелия. В Великом посту на 1-м часе (на котором не положено чтения из Лествичника) молитвы: «Стоны моя направи» и «Да исполнятся уста моя» поются на двух клиросах. Молитву: «Стоны моя направи» поют точно так, как антифоны степенны на утрени, т. е. молитва разделяется на три стиха, или части, и каждый стих поет сперва один дик, потом другой (в Типиконе и Триоди Постной указано, где начинается и оканчивается каждый стих). Молитва же: «Да исполнятся уста моя» поется без разделения ее трижды, велегласно и косно (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). На великопостных часах в среду и пяток сырные не полагается пения сих молитв указанным образом, а бывает чтение их (Тип., послед. сырной среды), равно нет указания на это изложенное выше пение и в дни праздников великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, 9-го марта, аще день постен), ни в храмовые праздники (Тип., храм. гл. 34, 35-я) ни в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта). На крестопоклонной седмице в понедельник и среду на 1-м часе, вместо «Стопы моя», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и стихиры Кресту (Тип., послед. понедельника 4-й седмицы Великого поста) и бывает поклонение Кресту, хотя бы случился и храмовый праздник (Тип., храм, гл. 34 и послед. 25-го марта, аще в среду крестопоклонную). На тех часах, на которых читаются паремии (именно: на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, З-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; на 1-м часе – в страстной четверток и на всех царских часах), сряду после Богородична часов поется тропарь. На великопостных часах этот тропарь называется тропарем пророчества (Тип., послед. сырной среды и последование понедельника 1-й седмицы Великого поста) потому, что поется пред чтением пророчества и, по своему содержанию, имеет отношение к нему. На царских часах, на каждом часе поется по три тропаря, так что на всех часах поется двенадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

30 Пурпур получали из улитки, порода которой встречается по берегу Средиземного моря, особенно у берегов Финикии. 31 Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. Книга 2. Гл. V (19). М., 2003. 32 Там же. 33 Иосиф Флавий . Иудейские древности. Кн. 3. Гл. 6. 3. 34 Блаженный Феодорит Кирский . Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Вопр. 23. Цит. по: Толковая Библия Лопухина. Т. 6. С. 387. 35 Райт Дж. Э . Библейская археология. СПб., 2003. С. 194. 36 Олесницкий А. Ветхозаветный храм//Православный Палестинский Сборник. Вып. 13. Т. 5. СПб., 1889. 37 Теперь ровно на этом месте стоит мечеть VII века Куббат-агь-Сахра (Купол Скалы). 38 Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин . Новая Скрижаль. С. 24. 39 Толковая Библия Лопухина. Т. 6. С. 486. 40 Айналов Д. В . Эллинистические основы византийского искусства. Б. м., б. г. С. 96. 41 Finegan J. The Archeology of the New Testament. New Jersey, 1992. С. 80. 42 Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004. С. 51; Кондаков Н. П . Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. C. 31. 43 Plomer Н., Salviat F . The altar of Hera Akraia at Perachora//The Annual of the British School at Athens. 61. 1966. C. 214. 44 Кондаков Н. П . Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 31. 45 Евсевий Памфил . Церковная история. Кн. 10. Гл. 4. 46 Литургия. Проповеди священномученика Серафима Звездинского . М., 2002. С. 46. 47 Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин . (1739–1811). Новая Скрижаль М., 1999. С. 22. 48 Лазарев В. Н . Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон//Византийская живопись. 1971. М., 1971. С. 114–116. 49 Crowfoot J. W. Early churches in Palestine. London, 1941. P. 1. 50 Walter A. New Look at the Byzantine Sanctuary Barrier//Revue des Etudes Byzantines. Vol. 51. 1993. P. 201. Кувуклия в переводе с греческого означает ‘Царская гробница’ или ‘ложе’; архитектурная конструкция, построенная на месте Воскресения. 51 Беляев Л. А . Христианские древности.

http://azbyka.ru/vethozavetnye-prototipy...

Евфросинии Полоцкой, не только совершила паломничество в Святую Землю, но и упокоилась в ней. 32 Замечательное явление, которое мы уже привычно именуем русским присутствием в православном зарубежье, приобретает вполне определенные системные контуры задолго до начала русской эмиграции XX в. – в виде ли собственно церковной Русской Духовной миссии в Иерусалиме (с 1847 г.), 33 или общественно-благотворительных структур Императорского Православного Палестинского общества (с 1882 г.) (часть 3, гл. II, 5), или чисто научного Русского археологического института в Константинополе (в 1894–1914 гг.) 34 и др. Зачатки же таких организационных форм прослеживаются еще много раньше: уже в XI в. возник Русский монастырь на Афоне, с 1169 г. расширившийся за счет передачи ему обители св. Пантелеймона (часть 2, гл. I); от XII – первой половины XIII столетия дошли сведения о русских монастырях – по крайней мере двух – под Иерусалимом (видимо, в составе лавр св. Саввы и св. Феодосия) (часть 3, гл. I, 1); есть твердые, хотя и не вполне определенные топографически, свидетельства о русском квартале («уболе», «граде») в Константинополе, в «Испигасе», с церковью во имя свв. Бориса и Глеба 35 (часть 1, глава 1,5). Для правильного понимания обстоятельств, приводивших к кристаллизации этих первых русских островков вне родины, важно знать, каков был их статус? Возникали ли они вследствие стихийной инфильтрации русских людей, их оседания в духовных центрах вселенского Православия, или к делу была причастна государственная власть Руси? Твердых оснований для суждений на этот счет источники не дают, а некоторые детали позволяют предполагать как одно, так и другое. Так, русская церковь свв. Бориса и Глеба «в Цареграде, в Испигасе», была возведена около 1117 г., если верить уникальной записи в краткой летописной подборке из сборника середины XVI в. (РГАДА, ф. 181, 478/958, л. 471–471 об.). Ее первооткрыватель А. А. Турилов, сближая это свидетельство с данными о построении в 1117 г. другой Борисо-Глебской церкви – на Альте – киевским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, предположил, что и константинопольский храм был построен Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18. Как чистое око способно взирать на свет: так чистое сердце способно созерцать Бога ( Мф.5:8 ), и будущее блаженство ( 2Кор.12:3–4 ). Сердце есть внутреннее око и ухо ( Деян.7:51 ). 21. Названия Ангельских чинов подобны названиям человеческим, – ибо Ангелы именуются Начальствами, Властями, Силами и Господствами. 23. Церковь будет возрастать в храм Господу ( Еф.2:21 ) до скончания века; ибо она есть полнота Того, который все Собою наполняет, объемлет, зиждет, сохраняет. Гл. 2. Ст. 10. Господь наш Иисус Христос отдал Себя Самого за грехи наши, дабы исхитить нас из настоящего злого века, по воле Бога и Отца нашего ( Гал.1:3–4 сл. Тит. 2:13–14 ). 12–13. Жизнь Божия ( Еф.4:18 ) есть жизнь истинного Израильтянина; но во Христе Иисусе и язычники суть Израильтяне, близкие к Богу. 14–16. Как Иудеи, так и язычники, будучи врагами Богу, примирились смертью Сына Его ( Еф.2:13 ). Грех разлучает нас с Богом и отделяет от Него, подобно стене ( Рим.8:6 . сл.) и великой пропасти ( Лк.16:26 ). 17–18. Хотя Иудеи имеют преимущество пред язычниками ( Рим.3:1–2 ), ибо первым принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и Богослужение, и обетования ( Рим.9:4 ): но Бог никакого не полагает различия между отдаленными от Него (язычниками) и близкими к Нему (Иудеями), верою очистив сердца их ( Деян.15:9 ). 20. Апостольское учение о спасении чрез Иисуса Христа основывалось на учении Пророков ( Деян.3:24 – Деян.4:11, 12, 25–27 – Деян.10:43 ). Гл. 3. Ст. 10. Тайна спасения нашего чрез Иисуса Христа непостижима для самых Ангелов ( 1Пет.1:12 ), всегда видящих лицо Отца небесного ( Мф.18:10 ). Ибо кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником ( Рим.11:34–35 )? 35. И небо и земля носят на себе имя Божие; ибо Богом создано все, что на небе и что на земле, – и человеки и все чины Ангельские ( Кол.1:16 ). Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Пс.113:11 . 16. Слава Бога в отношении к спасению нашему состоит в силе благодати ( Еф.1:7 ) Его, которой мы утверждаемся во внутреннем человеке или в делах духа ( Гал.5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

заканчивается история Давида завещанием его и молитвою о благочестивой жизни Соломона и еврейского народа (1Пар. 29гл.). О войнах Давида и отношении к Вирсавии и Авессалому не говорится. В повествовании о Соломоне (3-я часть) также говорится лишь о построении и освящении храма и жертвах в нем ( 2Пар.1 –8гл.), немного о царице Савской и построении дворца (9гл.). другие события также опускаются. Подобным же образом излагается история и дальнейших иудейских царей (4-я часть). Из правления их упоминаются и подробно описываются немногие факты: в правлении Асы разрушение языческих идолов и высот и торжественное общенародное богослужение ( 2Пар.14–16:14 ); в правлении Иосафата обучение левитами еврейского народа закону Божию (19 гл.); в правлении Иоаса восстановление храма и богослужения (23–24:27), особенно же подробно описываются заботы о храме, левитах, праздниках и богослужении царей Езекии и Иосии ( 2Пар.29–31 и 34–35:27). Заканчиваются книги указом Кира о дозволении Евреям строить храм (2Пар.36гл.). В параллель с храмом и богослужениями свящ. историк с особою подробностью, во всех же частях своих книг, говорит о левитах и пополняет книги Царств. Как выше замечано, в генеалогиях колену Левиину отводится большое место ( 1Пар.6 и 8гл.), причем центром его генеалогии является первосвященник Садок, и его род исчисляется в восходящей линии через Елеазара до Левия и нисходящей до Иоседека (6:1–15). В истории Давида подробно описываются участие левитов и Левиина колена в перенесении ковчега, службы их по чредам, участие в проекте и приготовлениях Давида к построению храма ( 1Пар.15–17,23–26 ,28гл.). В царствовании Соломона описывается участие их в освящении храма (2Пар.5гл.); при его преемниках: переселение их из израильского царства в иудейское, обучение народа при Иосафате ( 2Пар.17,19 гл.), помощь их Иосафату в сражении с Аммонитянами и Моавитянами ( 2Пар.20:18–23 ); участие при очищении храма и Иерусалима при Иодае, Иоасе и Иосии ( 2Пар.23:6–8; 18.24, 5–14. 34, 9–33 ); заботы о них и содержании их Соломона, Езекии и Иосии ( 2Пар.8,31,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

33 и с южной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Симеоновы одни, ворота Иссахаровы одни, ворота Завулоновы одни. 34 С морской стороны меры четыре тысячи пятьсот, ворот здесь трое же: ворота Гадовы одни, ворота Асировы одни, ворота Неффалимовы одни. 35 Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: «Господь там " . 40.1. 10 нисана 573 г. 40.2. Весьма высокой горы в окрестностях Иерусалима нет. Пророк говорит об идеальном Новом Иерусалиме. Описанию его посвящены 40—48 гл. книги. Видения имеют двойной смысл: а) устройства ветхозаветной Общины после Плена; б) эсхатологического Царства Божия. 40.4 сл. Точное описание Храма, который предстоит восстановить после освобождения из Плена, является и указанием для строителей (как священник Ие–зекииль хорошо помнил старый Храм), и одновременно порукой тому, что Храм будет вновь построен. В знак того, что в земле Господней все будет гармонично и совершенно, Иезекииль придает зданию более совершенные очертания, нежели имел Храм Соломона. 42.15–9. Наружная стена Храма представляет идеальный квадрат (эмблема гармонии и совершенства). Обращенность крестом на четыре стороны света знаменует вселенское значение Дома Божия. 43.Г–4. Возрожденный Израиль вновь встречает Славу Ягве, которая приходит с востока (откуда должны будут вернуться изгнанники). Совершается то, чего веками чаял Израиль: Бог прощает его и снова обитает среди народа. Это прообраз евангельского Богоявления, прообраз, однако, отдаленный, ибо Господь все еще скрыт от взоров людей. Только Воплощение откроет Его миру. 43.19–27. Служение в Храме есть благоговейное свидетельство о том, что Бог близко, что Он, огонь попаляющий, обитает в сердце Града. 48.22–29. Справедливое разделение земли указывает на нравственные принципы, которые должны лежать в основе экономической жизни человека. 48.30–34. Новый Иерусалим — город вселенский, о чем говорит его обращенность ко всем четырем сторонам света. Этот образ мы находим и в Апокалипсисе (21.16). 48.35. Новое наименование города отражает самую суть учения пророка Иезекииля. Высшей точкой мирового становления явится Мессианское Царство, когда Бог соединится с людьми навеки (Откр 21.2–5,22–27). 10. Река жизни (Иез 47.1–9)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010