Василия Великого (1-го января). Кроме того, совершается литургия св. Василия Великого в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но в навечерия сих праздников она только в таком случае бывает, когда эти навечерия случаются в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, т. е. случаются в те дни, в которые совершаются царские часы. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в Неделю, когда не положено совершать царских часов, тогда в навечерие (с часами обыкновенными) совершается литургия Златоустого. Литургия же св. Василия Великого совершается в самый праздник (также с обычными часами). Литургия Преждеосвященных даров совершается только в седмичные дни Великого поста и притом – кроме субботы, именно: 1) В среду и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 2) В четверток 5-й седмицы. Но если в этот четверток будет Благовещение (когда совершается литургия Златоустого), то во вторник 5-й седмицы, т. е. в день чтения великого канона. 3) В понедельник, вторник, среду Страстной седмицы, если только не случится в эти дни праздника Благовещения, ибо в таком случае бывает литургия св. Иоанна Златоустог о. 4) В дни памяти святых с полиелеем (24 февр. и 9 марта), и в дни праздников храма (Тип., храм. гл. 34, 35, Служебн. Лит. Преждеосв. даров), случившиеся в понедельник, вторник, четверток, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста. Есть дни в году, в которые не положено совершат литургии, именно: 1) В среду и пяток сырной седмицы. 2) В понедельник, вторник и четверток 1-й седмицы Великой Четыредесятницы. 3) В понедельник, вторник и четверток 2-й, 3-й, 4-й, -й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 4) В Страстный пяток. Но из указанных четырех случаев в три бывает литургия, если в упомянутые дни случится известный праздник, именно: A. Литургия св. Иоанна Златоустог о бывает в среду и пяток сырной седмицы, если в эти дни случится праздник Сретения, день храма (Тип., 2 февраля, храм. гл. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но эти тропари поются на великопостных часах непременно в те седмичные дни 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц великой Четыредесятницы, в которые не случатся большие праздники, как то: а) Благовещение (Тип., 25-го марта); б) день храма (Тип., храм. гл. .34 и 35); в) память великого святого (Тип., послед. 24-го февраля, в понедельник 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, 9-го марта). В эти же праздники на великопостных часах поется кондак праздника или святого. На всех часах в среду и пяток 4-й (крестопоклонной седмицы поется кондак Кресту, а в день чтения Великого канона на 5-й седмице, на всех часах, – кондак: «Душе моя, душе моя» (Тип., послед. четвертка 5-й седмицы). В страстную седмицу на часах поется кондак дне (Триоди). Иногда на великопостных часах поются два кондака попеременно. Так, если случится Благовещение в понедельник, вторник, среду страстной седмицы, то поются кондаки дне (Триоди) и праздника, на часах пременяюще (Тип., 25-го марта, аще в Великий понедельник). Также, если праздник храма случится в среду 4-й седмицы Великого поста, то на часах поются кондаки Кресту и храма, попеременно (Тип., храм. гл. 49). После кондака или Богородична на всех трипсалмных часах читается краткая молитва: «Господи, помилуй, 40 раз – и затем молитва, читаемая на каждом повечерии и на полунощнице (кроме пасхальной седмицы): «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый Христе Боже». Затем снова произносится молитва: «Господи, помилуй», трижды, после нее – славословие Триединому Богу: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». После славословия Триединому Богу возносится славословие Матери Божией в песни: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». И чтец просит благословения у священника для окончания часов: «Именем Господним благослови, отче». Священник отвечает молитвою из стихов псалма: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лицо Твое на ны, и помилуй ны» ( Пс.66:1 ) или: «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». При архиерейском служении: «Молитвами Святого Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас» (Чиновн., лит. Злат. пред велик. выходом).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

III. о посте св. Четыредесятницы стр. 7–27 и 42–126. 2., Обозрение богослужебных книг православной Российской Церкви, особенно стр. 114–128. 33 Для соображ. смот. Воскр. Чт. гл. VIII. 1844 г. некоторые обряды церков., относящиеся к св. Четыредесятнице 34 При этом унылый протяженный звук колокола, погружая душу нашу в себя и в размышление о своем состоянии, невольно напоминает и о том страшном звуке трубы Архангела, которым все воззовемся предстать на всеобщий суд пред лицом всемирного Судии. 35 Самое вхождение в храм особенно во время четыредесятницы до начала службы должно быть по уставу с положением 3-х поклонов против царских врат; таким же образом исхождение должно быть со смиренным поклонением Богу как бы для испрошения прощения в слабой и хладной молитве, притом в глубоком молчании и внимании себе, чтобы не производить бесед и разглагольствий, и тем не вовлечь себя и других в развлечение и рассеяние. 36 Отцы Церкви: Василий в., Афанасий в., Амвросий, Златоуст и др. именуют Псалтирь великою сокровищницею всяких душеспасительных наставлений для всякого возраста во всяком состоянии и во всякое время, морем неоскудно источающим очищение, прохлаждение, укрепление, врачеством против всех душевных болезней, лирою всех и каждого по его расположению и свойству, услаждающею и утешающей, раем всеми духовными плодами к преуспеянию во всех добродетелях исполненным. (Смотр. статью: похвала св. отцов псалтири Воскрсн. Чтен. гл. 2. 1748 47: предисл. к след. псалт. л. 7). 37 В обычное время в продолжение седмицы Псалтирь прочитывается единожды, а в Четыредесятницу дважды. Читать далее Источник: Обозрение Святой Четыредесятницы : особенно в отношении к паремьям, читаемым на 6-м часе и вечерне ежедневной великопостной службы : с преложением на русской язык паремий из Исаии и Притчей, и с присовокуплением на каждую паремью приличных размышлений в виде объяснения смысла буквальнаго, историческаго и нравоучительнаго/[Соч.] Евлампия, бывшаго архиепископа Тобольскаго и Сибирскаго. - Т. 1. - Казань : Изд. книгопродавца Ивана Дубровина, 1861. - 369 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Всего два чуда отмечены до канонизации святых Бориса и Глеба, а уже славянская и варяжская Русь стекалась в Вышгород в чаянии исцелений» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 40, 41). Святых князей Бориса и Глеба церковная служба называет «страстотерпцами»: «Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургически выявленный чин «страстотерпцев» – самый парадоксальный тип русских святых. В большинстве случаев представляется невозможным говорить о вольной смерти: можно лишь говорить о непротивлении смерти» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 50). Текст «Сказания» дается по изданию: Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII в. М., 1978. 23 «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» – цитата из 1 Послания апостола Петра, гл. 5, стих 5. Эти строки своеобразный парафраз из книги притчей: «Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать» (Притчи, гл. 3, стих 34). 26 ...Как Иосиф Вениамина! – эпизод из книги Бытия. Иосиф и Вениамин – сыновья библейского патриарха Иакова, горячо любившие друг друга. 30 Мученик Никита – согласно преданию, готский воин, живший на берегах Дуная (372). После истязаний язычниками был брошен в огонь. Мощи сначала были перенесены в Киликию, а затем, позже, в Константинополь. Мученик Вячеслав (Вацлав) – чешский князь, годы княжения 921–929, был убит братом Болеславом I. 31 Мученица Варвара – пострадала около 306 г. в Финикии. Согласно преданию, она была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Решившись посвятить себя безбрачию, она не внимала советам отца и отказывала всем женихам. Разгневанный отец отдал ее на мучения, а затем собственноручно обезглавил. Мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь. Над ними был воздвигнут храм. Затем в XII в. мощи были перенесены в Киев, где и хранились в Златоверхо-Михайловском монастыре. 33 Псалтырь – струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу, под аккомпанемент которого в Древнем Израиле исполнялись псалмы. В данном случае имеются в виду псалмы, которые поет святой Борис. Псалтырью в Древней Руси называлась Книга псалмов, авторство которых приписывалось царю Давиду. Всего в Псалтыри 150 псалмов. 35 Канон – в данном случае особая форма богослужебных песнопений, которые входят в состав Утрени и не которых других служб. Состоит из ряда песен, связанных единством воспеваемого праздника или святого. Всего в каноне девять песен, которые составлены по особому правилу. Каждая песня состоит из «ирмоса» и «тропарей». Ирмоса обычно поются, а тропари читаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

е. такой город, где живут оправданные Судьею-Богом верующие. В этом смысле и тем же именем: up гацедек у пр. Исаии называется и Иерусалим (гл. 1:26). Следовательно, под городом Аседеком в Египте нужно разуметь христианскую там Церковь и особенно в Александрии, которая сделалась знаменитым центром Церкви Александрийской с второго века. 5. Что нужно разуметь под «жертвенником» и под «памятником» Господу в земле Египетской (cm. 19?) – Иудейские толковники и некоторые христианские исполнение пророчества Исаии о сооружении жертвенника и памятника Господу в Египте видят в факте постройки (ок. 160 г. до Р. Хр.) сыном первосвященника Онии III-ro Ониею храма близь Леонтополя, в провинции Илиопольской, на подобие Иерусалимского храма. Но постройка этого храма и совершаемое в нем богослужение были делом незаконным, по мнению самих Иудеев, и посему не могли служить предметом данного пророчества, по которому предсказываемые сооружения вполне законны и богоугодны. К тому же указанный у пророка столп, или «памятник у пределов» Египта не есть храм, а только сооружение в честь Господа и в память о Его милости, подобное сооружению патриарха Иакова близь Вефиля ( Быт.35:14 ). Также и «жертвенник посреди земли Египетской» не есть собственно алтарь для принесения ветхозаветных жертв; потому что поставлять такие алтари считалось делом незаконным, да их и не было в Египте за исключением жертвенника при храме Онии. Посему под жертвенником и под столпом в честь Иеговы нужно разуметь вообще внешние знаки почитания истинного Бога (как напр. жертвенник сынов Рувимовых и Гадовых, см. Нав. 22:10, 27, 28 и 34) и сооружения в честь Его, каковыми и были в земле Египетской памятник на могиле пр. Иеремии и синагоги, куда ходили и прозелиты из Египтян, а потом – христианские храмы, о чем по преимуществу и пророчествуется у Исаии. § 20. Гл. 26:1–21: благодарственная песнь Господу за спасение верующих в день гнева Божия Изложение содержания. – В тот день, – когда совершится грозный суд Божий над нечестивыми, а на горе Сионе Господь устроит трапезу для всех народов и «снимет поношение с народа Своего» (24 и 25, 6–8), – в земле Иудейской будет воспета благодарственная песнь Судье-Богу (26:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Ст. 33. И когда Я учил их разсветом и вразумлял, они не хотели слушать, чтобы принять наставление. Прогнав тму заблуждения и судом Моим посрамив всякое идолослужение, Я постоянно стремился просветить сердца их и научить их правому. И чтобы сохранить свободную волю, прибавляет и говорит: а они не хотели слушать, чтобы принять наставление. Ст. 34. И поставили идолов своих в доме, в котором призвано имя Мое, – чтобы осквернить оный, Не только в то время Иуда поставил в храме Божием изваяние идольское, о котором читаем в начале книги Иезекииля (Иез гл. 8); но и доселе в храме Божием, который обозначает Церковь , или в сердце и душе верующих, ставится идол, когда установляется новое учение (dogma) и, по Второзаконию, чествуется втайне (Втор, гл. 4). Не весте ли, говорит, яко храм Божий есте, и дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3, 16 )? Ст. 35. И построили высоты (или жертвенники) Ваалу, которые находятся в долине сына Енномова, чтобы посвящать сыновей своих и дочерей своих идолу Молоху. Вместо посвящать в еврейском стоит ebir, что Акила и Симмах перевели проводить (через огонь), а LXX и Феодотион приносить. О долине сынов Енномовых, которая по еврейски Geennom, подробнее мы говорили выше, что она находится при потоках Силоама, и своею приятностью, так как это место влажное, возбуждала народ к разгулу, за которым следует идолопоклонство. Нужно заметить также, что жертвенники и высоты называются по- еврейски bamoth, – заметить для тех, кои сомневаются, что значит это слово в книге Самуила и Царей. Молох есть идол Аммонитян и в переводе значит царь. Указывает же божественное Писание, что на этом месте народ служил не только идолу Ваалу, но и Молоху и всем демонам. Чего Я не повелевал им, и что не приходило на сердце Мое, чтобы они делали эту мерзость и вводили в грех Иуду. В капище Ваала и Молоха почитали демонские изображения собственно колена Иудино и Вениаминово; десять же колен, которые называются Самариею, Иосифом и Ефремом, как известно, почитали золотых тельцов в Вефиле и Дане. И столь велико было зло сделанное народом, что Бог свидетельствует, что Он никогда не думал и не приходило на сердце Ему, что они сделают это Все это человекообразно (νϑρωποπϑως).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После этих 2 цитат, в к-рых говорится о 10 царствах и о 4-м звере с 10 рогами и малым рогом, идет загадочная фраза: «Вы должны это понимать». Для ее объяснения были предложены различные возможности отождествления этих образов с совр. Посланию Варнавы императорами и событиями: 3 рога - это императоры Отон, Гальба и Вителлий, а небольшой рог - Веспасиан; 3 рога - это Веспасиан, Тит и Домициан, а малый - Нерон ( Prigent. 1961. P. 151). Еще одна возможная аллюзия на седмины из Дан 9 имеется в гл. 16 Послания Варнавы, где говорится: «Ибо написано: «А по совершении седмины созиждется славно храм Божий во имя Господне»». Мч. Иустин Философ Книга пророка Даниила используется св. Иустином только в «Диалоге с Трифоном иудеем». Чаще др. цитат из текста книги Иустин приводит в сочинениях отрывки из Дан 2. 34 и 7. 9-28. Цель Иустина в этом диалоге - доказать иудейским оппонентам, что Мессия имеет не обычное, как все люди, а божественное происхождение. Он хочет опровергнуть заблуждение иудеев, выраженное в словах Трифона: «Ты говоришь, что этот Христос есть Бог, сущий прежде век, потом благоволил родиться и сделаться человеком, и что Он не просто человек из человеков: это кажется мне не только странным, но и нелепым» ( Iust. Martyr. Dial. 48. 1). Для этой цели Иустин дает образу камня из Дан 2. 34-35 христологическую интерпретацию, объединяя его с «Сыном Человеческим» из Дан 7. 13: «Ибо слова «как сын человеческий» показывают, что Он явился и сделался человеком, но не от семени человеческого. И, когда называет Его «камнем, оторвавшимся без рук», он таинственно изображает то же самое, потому что слова «оторвавшийся без рук» показывают, что Он произведение не человеческое, но воли Отца всего, Бога, который произвел Его» (Ibid. 76. 1). Однако к уже существовавшим толкованиям, мессианскому (камень - это Мессия) и христологическому (этот Мессия имеет божественное, неземное происхождение), Иустин прибавляет новый, сотериологический аспект: он связывает камень, оторвавшийся от горы (λθος τμηθες), с каменными ножами, к-рыми Иисус Навин должен был обрезать израильтян (Нав 5. 2) (Ibid. 113). Помимо того, развивая тему камня, Иустин подключает ветхозаветный текст из Втор 8. 15, где говорится о том, что Господь источил воду «из скалы» ( Iust. Martyr. Dial. 131. 6). Эта скала для Иустина также прообразует Христа.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Каливы (греч.: καλβη) на Святой Горе – маленькие хижины, которые отличаются от келий тем, что в них живут обычно один или два отшельника (иногда больше) в уединении. Кельи и каливы, находящиеся в одной местности, могут объединяться в особые монашеские общины – скиты (греч.: σκτη). Скиты имеют большой соборный храм, куда вся братия скита собирается в субботние, воскресные и праздничные дни. – Примеч. из книги «Старец Паисий Святогорец . Письма». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 34–35. Аскетирион (греч.: σκητριον) – уединенное монашеское жилище, место аскетических подвигов.– Перев. 10 См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1999. Об авве Арсении, 13. С. 35. 14 Ср.: Прп. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908. Слово 30, § 3. С. 246. 32 «Евергетинос» – сборник аскетических поучений святых отцов, составленный около XI века основателем и игуменом Константинопольского Евергетидского монастыря Павлом. – Перев. 44 Ср.: Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1899 (репр.: М., 1991). Гл. 7, § 173. С. 205. 59 В Греции не каждый священнослужитель имеет благословение исповедовать и быть духовным отцом. – Перев. 60 См.: Изречения святого Антония и сказания о нем. § 21//Добротолюбие в рус. пер. Т. 1. С. 108. 65 См.: Палладий, еп. Еленополъский. Лавсаик. Сказание аввы Иоанна о брате покаявшемся. С. 156–159. 77 Ср.: Св. Ефрем Сирианин. Общие уроки о подвижнической жизни, § 85//Добротолюбие в рус. пер. Т. 2. М., 1884 (репр.: М., 2003). С. 478–479. 78 93 Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. Сотня вторая, § 73//Добротолюбие в рус. пер. Т. 3. С. 324. 98 Ср.: Св. Марк Подвижник . Наставления о духовной жизни, § 56–59, 67//Добротолюбие в рус. пер. Т. 3. С. 446–447,461. Содержание К читателю В тихой обители Жажда Бога Путь безмолвия Красота непорочной любви Влюбленный в небеса Цель духовной жизни В безмолвии кельи Благой помысл Богом просвещенные старцы Произволение человека Делание – двигатель созерцания

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Сам Иисус Христос подтвердил высокое достоинство и святость храма и необходимость существования его в новом завете. Пришедши однажды в храм иерусалимский и увидев там торгующих и меняльщиков денег, Он изгнал их всех оттуда и сказал: дома Отца Моего не делайте домом торговли... Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников ( Ин.2:13–16 ; Мк.11:17 ). Клянущийся храмом, говорит Христос Спаситель в другом месте, клянется им и Живущим в нем ( Мф.23:21 ). Своим примером Спаситель учил уважать храм, посещая этот последний в праздники Пасхи, Кущей. Пятидесятницы ( Ин.2:13–14 и далее 7, 10 и другие) и уча в нем народ. Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, – говорил Он врагам Своим ( Мф.26:55 ; Лк.19:47, 22:53 ). Апостолы и первые христиане также с благоговением относились к храму и совершали в нем молитву. По свидетельству евангелиста Луки, они пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк.24:53 ). Каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ; чит. Деян. гл. 3–4). Апостол Павел из дальних путешествий приходил в иерусалимский храм для молитвы и поклонения ( Деян.24:11–12 ); в храме же иерусалимском он удостоился получить и откровение Божие о назначении его для проповеди язычникам ( Деян.22:17–21 ). Кроме храма иерусалимского, во времена апостолов у христиан были и свои храмы, или церкви, в особо для того назначенных домах ( Деян.11:26, 20:7–9 ). Эти церкви апостолы строго отличали от обычных домов, придавали им значение храмов Божиих и строго обличали верующих за неблагоговейное отношение к ним. Слышу, писал апостол Павел коринфянам, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? не похвалю ( 1Кор.11:18:22 ). Жены ваши в церквах да молчат, – пишет тот же апостол, – если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

129 Алистер Маграт. Цит. изд. стр. 188. 130 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992 г. стр. 6. 131 Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. “христианское просвещение” 1993 г. стр. 139. 132 А.В. Карев, К.В. Сомов. «История христианства» изд. 1990 г. ФРГ стр. 93. 133 История баптизма. Изд. “Богомыслие”. 1996 г. стр. 21. 134 Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. “христианское просвещение” 1993 г. стр. 156–157. 135 Диак. А.Кураев “Наследие Христа”. М.1998, стр. 34 –35. 136 Павел Рогозин. “Откуда все это появилось”. Луцк. стр. 9. 137 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 63. 138 Ириней. Цит. изд. книга III, гл. IV, параграф 1. 139 Богомыслие. Одесса, 1999 г., стр. 235. 140 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 9. 141 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 9. 142 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 9. Этот же аргумент приводит и С.В. Санников (цит. изд. стр. 170). 143 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 11. 144 П.И.Рогозин. цит. изд. стр. 9. 145 П.И.Рогозин. цит. изд. стр. 9. 146 Джон Уайтфорд. Только одно Писание. Несостоятельность протестантской точки зрения на Священное Писание. Нижний Новгород изд. Им. Александра Невского. 2000 г. стр. 72. Интернет 147 Приведу небольшой пример такого подхода к “церковной собственности”. (А Священное Писание есть драгоценная часть этой собственности, а никак не музейное достояние человечества). Пропитавшись оккультными идеями, псевдоправославные религиозные деятели тоже очень ценят всё церковное. Например, купол с крестом они толкуют как антенну для концентрации космических энергий, через купол низводимых внутрь храма. Поэтому они частенько приходят в храм “подзарядиться”, стоя непосредственно под куполом. Казалось бы, чего проще?! Зайдя в церковь, спросите у православного о куполе и кресте! Он вам расскажет и об истории их образования, и о том, что они символизируют. Но нет. Почему-то ни слушать, ни спрашивать у них желания не возникает. Воспринятая извне ложная установка (храм – аккумулятор энергий космоса) и сугубо внешний подход к Церкви становятся причиной неприятия объяснения Церковью своих собственных проявлений.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010