Пока мы сами у себя не приведем наших единоверцев к настоящему христианству, не имеет смысла даже заводить разговор о миссии среди иноверцев Переводя на текущие реалии, мы должны своих, номинально православных, приводить к вере – это главная задача Церкви на сегодняшний день. Привести, удержать, найти форму вхождения в Церковь и наиболее комфортное пребывание в ней. Такую форму, которая позволила бы найти свой дом, возрастать в любви, как это провозглашено в Евангелии. В таком случае мы можем говорить о выполнении этой цели. И выполнение этой цели является бесконечно объемным проектом. Нужно наработать методику, силы, сориентировать интересы Церкви, в том числе финансовые, на то, чтобы был подготовлен штат проповедников и людей, которые бы работали с другими людьми. Описывая эти задачи, можно говорить до бесконечности. – Сколько православных людей, от общего их количества, ведут церковную жизнь, ходят в храм? – Около полутора-двух процентов – в лучшем случае. На Пасху – около 5–7 процентов. Эта картина соответствует и российской статистике. «Для нас востребован образец стойкости этих людей» – Ташкентская епархия в советское время была известна многими выдающимися людьми Церкви. Как сейчас используется их наследие в Ташкентской епархии? Какая память о них сохраняется? – Мы стараемся, в первую очередь, сохранить память о них как о людях, которые несли определенный подвиг. В первую очередь подвиг исповедничества. Если брать какое-то духовное наследие… Для каждой эпохи востребованы свои ценности. Если рассматривать огласительные беседы архимандрита Бориса (Холчева), то они были замечательны для своего времени, но сейчас этим объемом знаний владеют ученики воскресных школ. Если мы будем читать дневники Митрополита Арсения (Стадницкого), то для нас это будет ценно с точки зрения исторической, но вопрос о каких-то насущных проблемах с помощью этих средств, наверное, решиться не может. Для нас востребован образец стойкости этих людей, которые шли напролом вопреки всему, шли по пути исповедничества. Можно указывать и на многих подвижников и исповедников, известных и малоизвестных. Когда-то Ташкентская епархия, по сути дела, сохранила Русскую Церковь, в том плане, что цвет, элита православного духовенства и верующих обретались определенное время в наших краях, вследствие ссылок или просто тайного пребывания. В этом отношении мы, наверное, не отличаемся от российских епархий, где были свои подвижники.

http://pravoslavie.ru/144081.html

В плане воцерковляющей работы можно указать на какие-то наработки наших предшественников, но они не могут использоваться в том виде, в котором они практиковались тогда. Они могут быть творчески переработаны и использованы в новой интерпретации. Встреча архиерея в храме Александра Невского. 1960-е гг. – Как в епархии сохраняется память о выдающихся церковных деятелях прошлого? – Самый известный наш земляк – святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Сейчас готовится установка его памятника на площади перед кафедральным собором. Ежегодно проводятся конференции его памяти. По возможности мы издаем литературу о нем, основанную на докладах либо на интересных исследованиях. В основном стараемся охватить ташкентский период. Есть немало работ, но это пока разрозненные статьи, по архимандриту Борису (Холчеву). Мы консультируем некоторых российских исследователей, которые изучают биографию Митрополита Арсения (Стадницкого), являющегося реальным кандидатом для канонизации. Ну и отдельные подвижники благочестия, как личности, как исторические персонажи, иногда проявляются из информационного небытия. Иногда, правда, работая с архивом, приходится испытывать разочарование. На православных исследователей влияет определенный флер старины, когда считается, что священники того времени – это обязательно подвижники и исповедники. Выясняется, что, увы, это правило действует не всегда, и приходится более внимательно относиться к биографии деятеля прошлого, чтобы избежать ложной оценки его жизни. Приходится при изучении ставить определенные фильтры, во избежание создания ложного авторитета. Естественно, идут исследования об архиереях. Поступает материал на сбор сведений для канонизации архимандрита Бориса (Холчева), рассматривается вопрос о канонизации архиепископа Ермогена (Голубева). Обо всем не расскажешь в коротком интервью. Идет многообразная работа, в первую очередь с помощью российских исследователей. Исследования касаются не только духовенства, но и мирян, которые немалую роль сыграли в жизни Православной Церкви в Средней Азии.

http://pravoslavie.ru/144081.html

«...Большая чуткость духовная дана вам от Господа. Сердце ваше привело вас не туда, где блистало великолепие службы... В маленький убогий храм (Николо-Клённики. –А. Г.) вошел в свое время каждый из вас, в нем почувствовав правду святоотеческого пути» (Письмо шестое). Итак, маросейская община. «Редчайшая полнота, почти не встречающаяся, – полнота покаяльно-богослужебной семьи», где «все переплелось, все составило новый организм соборно совершающей служение духовной семьи». Каждого ее члена в свое время сердце привело «не туда, где блистало великолепие службы», а в «маленький убогий храм», в котором молитвами и пастырскими трудами святого праведного Алексия Мечёва , а впоследствии иереев, «связанных с Батюшкой крепкими узами преемственности», – отца Сергия Мечёва , архимандрита Бориса (Холчева) и других, – совершалась «правда святоотеческого пути». Люди же воспринимали это следующим образом: «В церковь ехали, как домой с чужбины... Отчего так хорошо было у нас?.. У настоятеля, у сослужащих и поющих была одна душа в богослужении, а с ними и у всех молящихся. Общая молитва захватывала и несла как на крыльях... И в храме... все были не чужими, а родными: все были духовные дети одного отца»... Именно потому, что маросейская община представляла собой не просто приход, а «соборно совершающую богослужение духовную семью», она, в отличие от множества приходов в России, не сгинула в своей сокровенной сущности ни с отъятием пастыря, ни с закрытием храма в 1932 году. Вплоть до сего дня никто из одиноких «маросейцев» не стал обитателем дома престарелых – всех досмотрели и по-христиански проводили в последний путь... Более того, духовные чада отца Сергия, «вкупе пребывающие и в рассеянии находящиеся» (его письмо четвертое), смогли в самые суровые времена сохранить и передать потомкам «дух Маросейки». Созданные отцом Сергием «десятки», хотя и не смогли получить в большинстве своем тайных священников из числа маросейской братии, все же продолжали завещанное духовником общение. На их регулярных встречах читалась и обсуждалась духовная литература, письма отца Сергия из неволи, совершались богослужения приезжавшими в Москву ссыльными иереями. Из воспоминаний одного из старейших «маросейцев» В. В. Быкова, скончавшегося в 2004 году, известно о литургической жизни по крайней мере нескольких таких «десяток», поскольку их тайные богослужения неоднократно происходили на московской квартире Владимира Владимировича. По его словам, связь со священниками, окорм- лявшими «десятки» «мечёвцев», осуществлялась через еще одну духовную дочь отца Сергия Серафиму Александровну Соловьеву. Безусловно, жизнь николо-клённиковской общины в XX веке являет собой поистине героическую страницу истории нашей Церкви. И многое в ней так и останется неизвестным. Однако для нас, сегодняшних, неоспоримым является факт, что маросейская община, бывшая в 1910–1920-е годы «одной из самых крепких в Москве, возродилась, лишь только храм был возвращен Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Так делаемся мы Христоносцами; потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем «Божественного причастницы естества» ( 2Петр.1,4 ). Некогда Христос, беседуя с иудеями, сказал: «аще не снесте Плоти Моей, ни пиете Крове Моей, живота не имате в себе» ( Ин.6,53 ). Они же, не с духовным разумением выслушав сказанное, соблазнились и «идоша вспять» ( Ин.6,66 ), думая, что предлагает им и подлинном смысле ядение плоти (то есть тела)... Посему взирай не просто, как на хлеб и как на вино; потому что, по Владычному изречению,– они – Тело и Кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верою несомненно удостоверься, что сподобился ты Тела и Крови Христовых. Дознав это и удостоверившись, что видимый хлеб есть не хлеб, хотя и ощутителен но вкусу, но Тело Христово, и что видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но Кровь Христова, и что о сем древле сказал Псалмопевствуя Давид: «и хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем» ( Пс.103,15 ), – укрепляй сердце, причащаясь его как хлеба духовного, и умащай лице души своей. О если бы тебе, имея лица сие откровенным, в чистой совести «славу Господню взирающе, восходить от славы в славу» ( 2Кор.3,18 ) о Христе Иисусе, Господе нашем! Ему честь, и держава, и слава во веки веков! Аминь» (4 Тайнов.Слово,3,4,6,9). Об авторе 20 июня 1995 года исполнилось сто лет со дня рождения архимандрита Бориса (Холчева) . Имя этого православного проповедника, богослова, пастыря и старца почитается не только среди духовенства и верующих людей, но и в научном мире, где его знают как ученого психолога. В личности отца Бориса органически соединились глубочайшие научные знания, эрудиция с духовной мудростью и твердой православной верой, простота и скромность с высокой требовательностью к себе. Знание особенностей детской и взрослой психики помогало ему в пастырском служении. У батюшки было глубокое понимание, природный дар постижения характера людей, он умел найти нужные слова, проникающие в душу человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/...

Иеромонах Рафаил старался служить в Благовещенском храме как можно чаще и никому не отказывал в исполнении треб, хотя это было порой для него физически крайне утомительно, особенно, когда приходилось в дни ненастья ходить на кладбище и служить по заказу родственников почивших панихиды; он безотказно принимал страждущих, духовно изголодавшихся в обезбоженном мире людей, которые стали съезжаться к нему со всех концов страны. Елизавета Булгакова, духовная дочь протоиерея Сергия в 1956 году решила посетить Оптину пустынь, в которой она была, когда ей было всего девять лет, и помолиться на могилках старцев, взыскуя найти утешение в постигших ее в последние годы скорбях. Подходя к Оптиной, она стала горячо молиться, но когда она вошла в пределы разрушенного монастыря, ее охватило чувство печали и даже уныния, и она вдруг совсем перестала осознавать, что перед ней напоенная молитвами старцев Оптина пустынь, в земле которой почивают мощи святых угодников Божиих, но все же она прочла панихиду и, уже возвращаясь в Козельск, намереваясь отправится домой в Москву, увидела идущих ей навстречу трех монахинь; поравнявшись с ними, она спросила: – Вы матушки? В Оптину идете? Можно я пойду с вами? – Что же, пойдемте – где двое или трое собраны, там и Христос посреди, – ответили они. Елизавета снова, уже вместе с монахинями вошла в пределы разрушенного монастыря и помолилась на могилках старцев. Возвращаясь в Козельск, монахини выяснили, что их спутнице некуда деться, знакомых у нее в городе нет, и они предложили ей зайти к отцу Рафаилу и взять благословение. Елизавета ничего тогда не знала о нем и не верила, что в ком-то из живых мог сохраниться дух Оптиной, надеясь получить облегчение в своих тяжких недугах только от почивших старцев, и почившие в Боге старцы послали ее к своему живому преемнику, иеромонаху Рафаилу; она это поняла далеко не сразу, потому что человек, поглощенный своими заботами и тревогами, не улавливает связи между миром горним и обстоятельствами окружающей его действительности. Узнав, что Елизавета была духовной дочерью священника Сергия Мечева и архимандрита Бориса (Холчева), с которым отец Рафаил познакомился в Оптиной и которого знал по концлагерю, он сказал: «Чувствуйте себя, как у отца».

http://pravicon.com/info-3272

Достоин замечания тот факт, что ровно десять лет тому назад, Владыка прибыл в Алма-Ату и вступил в управление Казахстанской епархией. Архимандрит Исаакий и протоиереи Анатолий Синицин и Димитрий Млодзяновский облачили Владыку в священные одежды и, положив на стол, совершили у тела почившего Святителя первую панихиду. Весть о смерти Владыки быстро разнеслась по Алма-Ате и по всей епархии, и вызвала глубокую скорбь паствы. К дому почившего началось паломничество. Всю ночь у тела митрополита Николая читалось Евангелие, всю ночь шел народ, чтобы в последний раз взглянуть на дорогое лицо Владыки. Со всех концов Казахстанской епархии стали съезжаться в Алма-Ату духовенство и миряне. 26 октября тело Владыки было положено в гроб и в сопровождении духовенства и верующих перенесено в Никольский собор. Собор был переполнен людьми. День и ночь у гроба Владыки служились панихиды, литии, читалось Евангелие. В Епархиальное Управление стали поступать телеграммы: от Святейшего Патриарха, архиереев, священников, мирян, – ото всех, кто знал и любил Владыку. «Весьма скорбим кончине владыки митрополита. Молимся мире души его. Погребение совершить поручается епископу Ташкентскому, временно управляющему Алма-Атинской епархией. Патриарх Алексий». «Примите мое глубокое соболезнование, мою скорбь по случаю кончины незабвенного и горячо любимого моего собрата митрополита Николая. Поклонитесь от меня его праху. Молюсь о нем и вам шлю благословение и любовь». Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) . «Потрясен скорбной вестью. Пока жив – буду молиться». Архиепископ Симферопольский и  Крымский Лука (Войно-Ясенецкий). Также были получены телеграммы со скорбью о смерти Владыки от митрополита Пражского и всея Чехословакии Елевферия, от митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, от митрополита Новосибирского Варфоломея, архиепископа Ижевского Ювеналия, архиепископа Харьковского Стефана, архиепископа Иркутского Палладия, архиепископа Воронежского Иосифа, епископа Калининского Варсонофия, епископа Астраханского Сергия, Управляющего делами Патриархии протопресвитера Николая Колчицкого, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Пимена с братией, наместника Почаевской Лавры архимандрита Севастиана с братией, иеромонаха Мелетия из Киево-Печерской Лавры, игумении Покровского монастыря Архелаи, протоиерея Плясунова из Чкалова, настоятеля собора протоиерея Матфея Пахомова из Тобольска, игумена Бориса (Холчева)  и протоиерея Семененко из Ташкента, и многих, многих других...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009