Это были удивительные уроки. Но, повторяю, не в формате наставления, назидания. Уроки жизни. Глядя на них, я понимал, что все мои сомнения – глупость, ведь вот передо мной сидит человек, столько вынесший, переживший. А его лицо – светится. В 70-80-е они были уже в преклонном возрасте, но эти люди, прошедшие через страдания, обладали неким духовным светом, к которому окружающие стремились. Они имели огромное значение для жизни Церкви в то время.  Во многом благодаря этим столпам Церковь сумела затем, в 90-е годы, восстать. Отец Валилий Евдокимов Здесь можно назвать много имен. Среди духовенства – отец Василий Евдокимов, клирик Ташкентской епархии, духовный сын старца  Нектария Оптинского , отца Бориса (Холчева). Да и сам отец Борис (Холчев) , духовный сын Алексия Мечёва, скончался в 1970-х годах. Удивительный отец Николай Иванов (Николай Павлович Иванов) – тайный священник, сотрудник журнала Московской Патриархии, человек, который прошел через лагеря, тюрьмы и сподобился того, что его открыто отпевали – он скончался в 90-е. Приезжали мы к протоиерею Тихону Пелиху в Сергиев Посад, в его дом на Красюковке, к матушке Михаиле (Шитовой), за плечами которой тоже были лагеря… Общалисьс Дмитрием Евгеньевичем Мелиховым, известным психиатром, духовным сыном отца Алексия Мечёва, членом христианского студенческого движения;  с последними дивеевскими монахинями – схимонахиней Маргаритой, тетей Фросей (Лахтионова Евфросиния Фоминична), матушкой Серафимой (Булгаковой), жившей в селе Выездном около Арзамаса. На самом деле мы все призваны к исповедничеству, свидетельству о Христе перед окружающим миром. Но сейчас, думаю, исповедничество в узком смысле, о котором мы и говорим, когда человек претерпевает страдания, гонения за веру, но принимает мирную, не мученическую кончину, невозможно. По сто акафистов Ошибки верующих и тогда, и сегодня – схожи. И в то время был синдром неофитства. Люди брались за все и сразу, читали по сто акафистов в день (я, конечно, утрирую, пытаясь передать суть).

http://pravmir.ru/zapiski-iz-podpolya-re...

«Саша, вы – наша смена» Протоиерей Владимир: И, наконец, период его настоятельства, когда батюшка был призван возродить общину и храм Николы в Кленниках на Маросейке. Конечно, это было устроено Промыслом Божиим. Почему Господь его избрал? Мы можем теперь только удивляться тому, как заранее он был предназначен для этой цели. Уже будучи настоятелем возрожденного храма на Маросейке, отец Александр часто вспоминал слова отца Бориса (Холчева), сказанные ему на прощание в Ташкенте. Из воспоминаний отца Александра: Три года служил я в армии. А когда закончил службу, с ним (отцом Борисом. – А.Н.) прощался, благодарил и спросил: «Батюшка, за что же вы ко мне так относились?» – А он: «Ну, Саша, – так задумался, помолился, – вы – наша смена». Так и сказал. Ну, я-то понял «смена», потому что поступаю в семинарию и буду служить священником. А когда получил назначение в Кленники, то получилось, что он сказал о смене маросейской. Протоиерей Владимир: После того как он овдовел, Святейший Патриарх Алексий предложил ему епископскую кафедру. Но отец Александр сказал: «Какой я епископ, Ваше Святейшество? Нет-нет, этого я не могу». Точно так же он пытался отказаться и от настоятельства в Кленниках. Его удержал от этого отец Василий Евдокимов, священник из Ташкента, знавший многих из маросейской общины, сам ходивший на Маросейку. Он предупредил отца Александра: «Если предложат – не отказывайся». Из послушания отец Александр согласился. Из воспоминаний отца Александра об открытии маросейского храма: Назначение меня сюда тоже было необычное. Начали открывать везде храмы (в конце 1980 – начале 1990-х гг. – А.Н.). И вот Мария Васильевна Зубова, по благословению, начала хлопотать о возвращении Русской Православной Церкви храма Мартина Исповедника (ее родственники участвовали в его устроении). Стали искать священника для этого храма и предложили мне. А мы уже дружили, еще до открытия Маросейки, «мечёвские», группа была – и родственники, и многие ближайшие к отцу Алексию, к отцу Сергию чада, Мария Николаевна Соколова приезжала. Они и меня приглашали, я уже был принят в мечёвскую семью как свой от отца Бориса. И Лариса Петровна Виноградова вдруг говорит: «Что же мы волнуемся о том храме Мартина Исповедника, когда надо заботиться о восстановлении храма Алексия Мечёва?» Я согласился: «Давайте». Дал благословение, они отправились узнавать. И так быстро все пошло, по молитвам батюшки Алексия, что раньше того храма наш открыли. И вскоре я получил назначение настоятелем на Маросейку.

http://pravoslavie.ru/32974.html

После начала Великой Отечественной войны русская православная община была заново зарегистрирована при Ташкентском городском кладбище. Тогда же ей был передан храм Святого благоверного князя Александра Невского. В 1944-м году группа верующих, последователей Патриаршей Церкви, возбудила ходатайство о регистрации их как самостоятельной общины и передачи им храма-часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Часовня была передана общине при условии, что в храме-часовне не будет совершаться параллельных служб, а часовня будет использована по своему обычному назначению – для отпевания покойников. В 1944–45-м гг. храм Святого Александра Невского был кафедральным храмом Ташкентской и Среднеазиатской епархии. В 1990-м г. при общине храма Святого благоверного князя Александра Невского открылось Ташкентское духовное училище с двухгодичным сроком обучения, которое просуществовало здесь до 1999 г., когда при Свято-Успенском кафедральном соборе была открыта Ташкентская духовная семинария с 5-годичным курсом обучения. Первые полтора года семинария фактически действовала на месте упраздненного училища на Боткинском кладбище. Затем была переведена в Духовно-административный комплекс при кафедральном соборе. Сейчас храм Александра Невского отреставрирован. Фактически после Перестройки полноценным храмом стала часовня Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». 4 мая 2021 г. на Светлой седмице престол храма Святого Александра Невского был освящен архиерейским чином, впервые за все время существования храма. 13 октября 2021 года в часовне «Всех скорбящих Радосте» был освящен престол, изменив статус культового здания из часовни в полноценный храм. Теперь наш приход объединен не вокруг одного храма, а уже вокруг храмового комплекса. Освящение храма Святого Александра Невского и храма «Всех скорбящих Радосте» были приурочены к юбилею 800-летия со дня рождения благоверного князя, а также к юбилею 150-летия Ташкентской и Туркестанской епархии На Боткинском кладбище находятся могилы весьма известных в Ташкенте людей – видных служителей Ташкентско-Среднеазиатской епархии: Митрополитов Никандра (Феноменова) и Арсения (Стадницкого), архимандрита Бориса (Холчева). Кроме того здесь похоронены супруга, дочка и внучка святителя Луки (Войно-Ясенецкого); мать и сестра А.Ф. Керенского, а также её муж; дочь поэта С. Есенина – Татьяна; известный русский филолог, лингвист, автор толкового словаря русского языка Д.Н. Ушаков и многие другие.

http://pravoslavie.ru/144081.html

Художники, выполнявшие росписи в храмах Троице-Сергиевой  Лавры и Москвы. Мария Николаевна и ее ученицы (слева направо): Е.С. Чуракова, И.В. Виталина, М.С. Чуракова. М.Н. Соколова, Е. Лункина Одна из уникальных икон – образ «Преподобного Никона с житием» с 20-ю житийными изображениями (размер 140 х 118 см). В этой иконе выразилось глубокое размышление Марии Николаевны над иконным творчеством Дионисия. Икона находится над гробницей с мощами преподобного Никона. Несомненный интерес представляют работы 1951–1952 годов в среднеазиатском городе Фергане. Архиепископ Ташкентский Гурий назначил сюда в храм настоятелем отца Бориса Холчева ,  духовного сына отца Алексия Мечева . «Владыка Гурий открывал Троице–Сергиеву Лавру в 1946 году, затем был переведен на Ташкентскую кафедру. Он любил небольшой ферганский храм во имя Преподобного Сергия. Для него из Лавры Владыка привез икону Преподобного Сергия с частицей его святых мощей. Кроме еще двух икон, в храме икон не было. Вместо иконостаса была белая штукатуренная стена. Общий вид храма был крайне убогий. Владыка Гурий и отец  Борис очень хотели видеть в храме иконостас, напоминающий Троицкий собор в Лавре. Монахиня Иулиания написала иконы для тяблового трехрядного иконостаса по образцу иконостаса Троицкого собора. По причине крайней удаленности и трудности доставки икон, они писались на холстах в Лавре.  Монахиня Иулиания привезла рулоны и со своей ученицей Е.С. Чураковой 25 уже на месте приклеивала холсты на доски. К празднику Рождества храм был обновлен» 26 . В эти годы Мария Николаевна продолжала углубленно работать над созданием «Собора русских святых». Ею были написаны четыре большие иконы «Собор русских святых». Две иконы находятся в Лавре, одна – в Свято-–Даниловом монастыре в Москве и одна – в Воскресенском соборе в городе Романове–Борисоглебске (современный Тутаев, Ярославская обл.). Мария Николаевна собрала большой материал о русских святых. Она находила подобие каждого лика изображаемого святого по разным источникам, изучила весь житийный материал.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Немало полезного можно найти и у современных авторов, таких как протодиакон Андрей Кураев (хотя я знаю, что в церковной среде отношение к нему неоднозначное), как протоиерей Максим Козлов, как отец Димитрий Смирнов; кстати, книги последнего у нас, в Свято-Троицком храме Красного Кута, просто нарасхват. Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне: - Для нормальной, здоровой духовной жизни наличие духовника необходимо, это бесспорно. Однако нередко бывает, что человек по тем или иным причинам не может найти духовника. На этот случай можно вспомнить слова отца Бориса Холчева († 1971), который был учеником московского старца святого праведного Алексия Мечева и преподобного Нектария Оптинского. Отец Борис говорил, что время старцев кончилось и старцев заменило Причастие. Слава Богу, старцы на Руси еще есть, и отец Борис был таковым, но эти его слова имеют отношение к нам всем - и к тем, у кого есть духовник, и к тем, у кого нет. Всем нам необходимо регулярно причащаться. При этом не надо смущаться тем, что у нас нет внутренней духовной связи со священником, к которому мы идем на исповедь, а когда-то, может быть, он и вовсе нам не знаком. Причащение Святых Христовых Таин - это главное, и оно восполняет все, что необходимо для нашей духовной жизни. А в том, чтобы наладить свою духовную жизнь в отсутствие духовника, могут помочь книги. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о важности чтения духовных книг именно в отсутствие духовного отца. И другие духовные писатели, более позднего времени, об этом свидетельствуют. Сегодня нам доступна самая разнообразная духовная литература. Как введение к духовной жизни я рекомендовал бы книгу Сергея Иосифовича Фуделя «Путь Отцов». Ее можно назвать также введением в «Добротолюбие». «Добротолюбие» - это все же книга для монашествующих, мирянину непросто сразу приступить к этому чтению. Книги Сергея Иосифовича помогают сделать первые и очень важные шаги. Вместе с тем, искать духовника надо. Но не стоит ставить такую цель себе - найти духовника особенного, необыкновенного, обладающего даром прозорливости или чем-то подобным. Нам необходим взгляд со стороны - взгляд на нас, нашу жизнь, нашу христианскую совесть. Сейчас, слава Богу, много хороших священников, причем разных - и по складу характера, и по имеющимся дарованиям. Выбор большой! А главное препятствие, которое нам мешает найти духовника,- наша гордость, она не дает нам прийти к священнику, склонить перед ним голову и доверить ему себя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

После этого о. Сергий пригласил к себе о. Бориса Холчева, чтобы передать ему руководство общиной. Некоторое время спустя – летом 1942 года – он в сопровождении одной из сестер общины, Е. Булгаковой, отправился в деревню Мишаки под Тутаевом. Там его и арестовали. Он принял венец священномученика – был расстрелян в тюрьме Ярославского НКВД. Можно сказать, что о. Сергий Мечев отдал свою жизнь, отстаивая и храня вверенное ему святым праведным Алексием наследство. Его духовным завещанием стали письма членам общины: «Не скорбите о себе, ибо у вас еще остается величайшее, чего лишены многие, в том числе и я, – богослужение храмовое; берегите его, вот моя заповедь вам, не только моим детям, но и друзьям. Берегите богослужение, берегите священнослужителей, родных по духу, связанных с Батюшкой крепкими узами преемственности… Назидайтесь друг от друга, укрепляйтесь друг другом, утешайте друг друга. Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2)». Письма священномученика Сергия, записанные тексты его проповедей и бесед бережно переписывались, оставаясь руководством для общины на долгие годы. Благоговейно сохраняли мечевцы все, связанное с памятью святого праведного Алексия и священно мученика Сергия. В общине твердо верили, что придет время и духовные отцы будут прославлены в лике святых; верили и молились и о возвращении здания маросейского храма Русской Православной Церкви. Из маросейской общины вышли 14 священников, большинство – из числа духовных чад святого праведного Алексия и священномученика Сергия. Многие братья и сестры общины дожили до перестройки и возрождения церковной жизни. Они сохранили традицию мечевской общины и оставили воспоминания. Бесценные записи М. Н. Соколовой (монахини Иулиа-нии), собиравшийся по крупицам архив Елены Владимировны Апушкиной, воспоминания Татианы Ивановны Куприяновой, Елизаветы Сергеевны Булгаковой, Владимира Владимировича Быкова, изданные уже неоднократно, стали основным источником сведений о святом праведном Алексии и священномученике Сергии (Мечевых). Благоговейные чада сохранили предание – живую память и горячую любовь к духовным отцам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Владыка Антоний никогда не пользовался заготовленным текстом. Эта книга, как и многие другие его книги, пример того, как можно говорить о Боге и Церкви на языке керигмы, не раскрывая внешним «святая святых». То же можно сказать и о беседах о. Александра Меня, который, даже говоря о Символе веры, не употребляет привычного в этом случае догматического языка. Такой подход – ориентация на ищущих и обращение к номинальным христианам как к ищущим – более оправдан, особенно если вспомнить опыт свт. Иоанна Златоуста , который говорил свои катехизические проповеди для готовящихся к крещению, но в присутствии «верных», бывших зачастую, как бы мы сейчас сказали, номинальными христианами. Четвертая группа книг обращена непосредственно к готовящимся к крещению или нововоцерковленным и поэтому ближе всего к катехизисам в первоначальном, святоотеческом смысле этого слова. Святоотеческая традиция четко различала людей, ищущих свой путь, и тех, кто уже избрал его, и поэтому получал название «избранных» или «достойных». Ко вторым и был обращен катехизис. К этой группе можно отнести «Огласительные беседы с крещаемыми» архим. Бориса (Холчева) 45 – удивительный памятник подготовки к крещению во времена советских гонений. В силу внешних обстоятельств беседы очень краткие. Они строятся по принципу раскрытия истории спасения на основании Священного писания. К этой же группе относится катехизис свящ. Георгия Кочеткова, используемый в огласительной практике СФИ 46 . Книга о. Георгия – результат опыта ведения им катехизических бесед в течение почти сорока лет. Записи одного из циклов бесед были отредактированы и изданы в качестве катехизиса для просвещаемых – оглашаемых второго этапа. Принципиально важно, что этот катехизис никогда не был самодостаточной книгой, не предлагался оглашаемым в качестве учебника по основам христианской веры или отдельно от всего процесса катехизации. Катехизис написан в помощь оглашаемым. Каждый из катехизаторов, придерживаясь единого плана катехизиса, раскрывает тему своими словами в меру своих способностей и возможностей аудитории. Качество катехизации зависит от церковности катехизатора, его духовного состояния, усилий оглашаемых, а не от того, насколько дословно катехизатор излагает предложенный текст. Такой подход делает возможным изменение объема содержания катехизиса в зависимости от ситуации, как это было в древней церкви. Катехизис построен таким образом, что по нему можно провести второй этап и за одну беседу (для «особенных» катехуменов – психически или физически тяжелобольных, умирающих). Вероучение в катехизисе раскрывается на основании текста Священного писания, следует его логике в расположении и раскрытии тем. Символ веры не толкуется отдельно, а как бы выкристаллизовывается из самого Священного писания. Отдельно стоит отметить существование в огласительной практике свящ. Георгия Кочеткова посткрещального таинствоводственного катехизиса.

http://azbyka.ru/istoriya-sostavleniya-k...

Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.8 из  5) Оглавление От издательства Сейчас появилось немало книг, цель которых подготовить верующего человека к исповеди, настроить на покаянное чувство. Безусловно, книги эти приносят огромную пользу, и их надо изучать каждому православному. Но тайна подлинного покаяния не исчерпывается знанием соответствующей литературы и сухим перечислением своих грехов. Она, эта тайна, совершается глубоко в сердце кающегося и зависит не только от его душевного расположения, но и от Бога милующего. И огромную роль в совершении таинства исповеди играет свидетель, посредник, поставленный волею Божией между Богом и кающимся человеком — священник. Бывают исповеди, которые, благодаря чуткому, глубокому и сердечному отношению священника к своему грешному чаду, буквально перерождают — всё существо человека, изменяют самый строй его жизни. Именно о таких священниках и таких исповедях — воспоминания православных верующих, собранные в этой книге. Будь счастливым! «… Шёл мне тогда… десятый год. Я не застал служения великого отца Алексея Мечёва, его сына отца Сергия, бывшего в 1930 году в ссылке. Но исповедь в мечёвском храме запомнил на всю жизнь. И сейчас вижу добрые карие глаза, сердечный и тёплый голос отца Бориса (Холчева) , тогда священника, принявшего обет безбрачия, а впоследствии старца-архимандрита. Необычайно интересна была исповедь, доходчивая до ребёнка и в то же время философская и душевно тёплая, индивидуальная. Мне казалось, что когда отец Борис склонился ко мне, и на аналой упали его чёрные густые волосы, я почувствовал, что я уже взрослый и могу всё понять. — Всю жизнь, — сказал о. Борис, указав на Евангелие, — помни, что в этой книге есть всё, что нужно твоей душе. Ты всегда получишь утешение, ты будешь вместе с Самим Христом. Молись, и Он всегда поможет тебе. Ведь ты знаешь, что Христос — не просто «добрый Боженька». Он может и указать, и наказать, но всегда на пользу, всегда во благо. Я стоял заворожённый. — Помни, что Христос и Отец и Друг тебе, Он и Бог и Человек одновременно, знаешь ли ты это?

http://azbyka.ru/fiction/chudo-ispovedi-...

Скачать epub pdf От издательства Сейчас появилось немало книг, цель которых подготовить верующего человека к исповеди, настроить на покаянное чувство. Безусловно, книги эти приносят огромную пользу, и их надо изучать каждому православному. Но тайна подлинного покаяния не исчерпывается знанием соответствующей литературы и сухим перечислением своих грехов. Она, эта тайна, совершается глубоко в сердце кающегося и зависит не только от его душевного расположения, но и от Бога милующего. И огромную роль в совершении таинства исповеди играет свидетель, посредник, поставленный волею Божией между Богом и кающимся человеком – священник. Бывают исповеди, которые, благодаря чуткому, глубокому и сердечному отношению священника к своему грешному чаду, буквально перерождают -все существо человека, изменяют самый строй его жизни. Именно о таких священниках и таких исповедях – воспоминания православных верующих, собранные в этой книге. Будь счастливым! «...Шел мне тогда... десятый год. Я не застал служения великого отца Алексея Мечева , его сына отца Сергия, бывшего в 1930 году в ссылке. Но исповедь в мечевском храме запомнил на всю жизнь. И сейчас вижу добрые карие глаза, сердечный и теплый голос отца Бориса (Холчева) , тогда священника, принявшего обет безбрачия, а впоследствии старца-архимандрита. Необычайно интересна была исповедь, доходчивая до ребенка и в то же время философская и душевно теплая, индивидуальная. Мне казалось, что когда отец Борис склонился ко мне, и на аналой упали его черные густые волосы, я почувствовал, что я уже взрослый и могу все понять. – Всю жизнь, – сказал о. Борис, указав на Евангелие, – помни, что в этой книге есть все, что нужно твоей душе. Ты всегда получишь утешение, ты будешь вместе с Самим Христом. Молись, и Он всегда поможет тебе. Ведь ты знаешь, что Христос – не просто «добрый Боженька». Он может и указать, и наказать, но всегда на пользу, всегда во благо. Я стоял завороженный. – Помни, что Христос и Отец и Друг тебе, Он и Бог и Человек одновременно, знаешь ли ты это?

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Евдокимов Василий Федорович, священник, Давидова Татьяна Алексеевна Будущий протоиерей Василий Федорович Евдокимов родился в 1903 г. в г. Козлов Тамбовской губ. В 1920-е гг. служил иподиаконом у епископа Димитрия (Добросердова). Был прихожанином храма свт. Николая на Маросейке в Москве. В ночь на 29 октября 1929 г. был арестован вместе с о. Сергием Мечёвым , иеромонахом Саввой (Чиркиным), О. А. Остолоповой, осужден и отправлен на три года в Соловецкий лагерь. После освобождения вернулся в Москву. 14 февраля 1934 г. арестован, проходил по одному делу с о. Павлом Флоренским. Отправлен в Дмитлаг. В 1935 г. освобожден и на 3 года сослан в г. Ковров. Живя во Владимире, познакомился со святителем Афанасием, присутствовал на его тайных богослужениях. В 1938 г. переехал в г. Калинин, чтобы быть ближе к о. Сергию Мечёву . В августе 1941 г. по благословению о. Сергия Мечёва Василий Федорович обвенчался с Татьяной Алексеевной Давидовой 421 , которая как и Василий Федорович, была прихожанкой маросейского храма. В 1941 г. Василий Федорович был призван в армию, в 1942 г. демобилизован. С 1948 по 1958 г. проживал во Владимире. В 1958 г. по предложению протоиерея Бориса Холчева приехал в Ташкент. 11 апреля 1954 г. архиепископ Ермоген (Голубев) рукоположил Василия Федоровича в диакона, а 18 апреля – во иерея. Служил в Фергане. В октябре 1955 г. назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма в г. Оше и благочинным Южной Киргизии. Возведен в сан протоиерея. В 1961 г. лишен регистрации и был вынужден переехать в Ташкент. Летом 1987 г. вышел за штат и переехал в Москву, где и скончался в 1990 г. 422 1. (от Т. А. Давидовой) 27 октября 1954 г. Дорогой Владыко, простите, долго не отвечали Вам, не поблагодарили за Ваше, такое ласковое, письмо. Очень нам дорого Ваше поздравление и Ваше к этому отношение. Спаси Вас Господи! Сегодня ровно месяц, как я выехала из Москвы к месту нашего нового жительства. Жить мы будем вместе, сейчас здесь, в Фергане, а дальше как Бог даст. Я уже в этих краях с Апреля и приезжала в М[оскву] для всяких дел только. Климат здесь, говорят, очень изменился. Лето не такое жаркое, а зима много холоднее, бывает мороз до 15°.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009