С 1922 по 1924 год молодой ученый продолжал трудиться активно и плодотворно на научном поприще, готовил кандидатскую диссертацию, уже намечался день защиты. Борис поехал за благословением к старцу Нектарию в Оптину пустынь. Но преподобный старец, прежде весьма одобрявший и даже поощрявший научную деятельность Холчева, вдруг совершенно неожиданно сказал ему: " А теперь оставь все это и посвящайся во диаконы церкви Николы в Кленниках " . Борис принял благословение старца с великим смирением и радостью о Господе. Рукоположение Родители с одобрением встретили весть о будущем священстве сына и благословили его иконой Спасителя. Когда Борис передал слова старца Нектария настоятелю храма отцу Сергию Мечеву, то он удивился: «Как же можно Вас рукополагать, как мы можем просить епископа о посвящении, когда Вы не женаты? Езжайте снова к старцу». И на этот раз ответ старца Нектария был: «Скажи – епископ не может быть женат». 21 апреля 1927 года, в Великий Четверг, рукоположен в сан диакона архиепископом Бийским Иннокентием в домовой церкви митрополита Макария, в селе Котельники, неподалёку от Москвы. 21 июля 1928 года рукоположен в сан священника епископом Арсением (Жадановским). Борис Холчев стал ближайшим сподвижником отца Сергия Мечева в окормлении прихожан храма на Маросейке. В годы священства о. Борис жил в Москве, сначала в районе с.Всехсвятского, а затем на Плющихе Прихожанин маросейского храма А.Б.Свенцицкий, племянник протоиерея Валентина Свенцицкого, впоследствии вспоминал: " Шёл мне тогда десятый год... исповедь в мечевском храме запомнил на всю жизнь. И сейчас вижу добрые карие глаза, слышу сердечный голос отца Бориса, тогда священника-целибата, а впоследствии старца-архимандрита. Необычайно интересна была исповедь, доходчивая до ребёнка, и в то же время философская и душевно тёплая, индивидуальная исповедь " . Ссылка 16 февраля 1931 года был арестован, обвинялся в том, что " являлся участником антисоветской организации, состоящей из лиц религиозного культа " . Проходил по групповому делу " дело о.Бориса Холчева. Москва, 1931г. " . Во время предварительного заключения содержался в Бутырской тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/

Рукополагался в подряснике отца Бориса (Холчева) – О священстве вы когда впервые задумались? – Я уже говорил вам, что после знакомства с отцом Павлом открыл для себя христианство, Церковь, и на этом фоне всё, что интересовало раньше, померкло. Ушел из школы и при первой возможности – еще в советское время – стал работать в церкви. Но сам, наверное, не дерзнул бы проявить инициативу. В 1989 году отец Павел позвонил мне и сказал: «Хватит там сидеть, приезжай – рукополагаться будешь». Я приехал в Псков, но тогда не получилось. О причинах могу только гадать, но, значит, еще не пришло время. Отец Павел сразу утешил меня: «Не переживай. Сейчас не рукоположили, через месяц или через полгода всё равно рукоположат». Как раз тогда его назначали настоятелем храма Жен Мироносиц, он только начинал его восстанавливать, я там остался на целый месяц, мы работали с утра до ночи, горы мусора вывезли. Всем на свете я был в этот месяц: завхозом, заместителем генерального директора, алтарником и даже регентом, что уж совсем удивительно – у меня ни слуха, ни голоса нет. Но регентовал! Рукоположили меня здесь только в 1992 году. Незадолго до этого я приехал к отцу Павлу и сказал, что владыка велел шить подрясник. «Верочка, принеси подрясник отца Бориса», – сказал отец Павел. Так что рукополагался я и начинал служить в подряснике отца Бориса (Холчева). – Вас сразу назначили настоятелем храма священномученика Владимира? – Да, несуществующего прихода. Я в то время был директором художественной школы. Ее создали несколько художников, они знали, как научить ребят рисовать, но понятия не имели, как организовать процесс. И позвали меня как бывшего завуча – я собаку съел на этой организации. «Ребята, а в горкоме вы согласовали? – спросил их. – Я же верующий». «Нас горком не интересует», – ответили они. Времена уже менялись, 1000-летие Крещения Руси прошло. Ну, раз не интересует, то и хорошо. Стал получать 350 рублей – огромные деньги в то время. И вскоре сами художники попросили меня прочитать в школе курс «Основы    православного вероучения».

http://pravmir.ru/prot-sergiy-gankovsky-...

В 1956 году Александр Куликов поступает в Московскую Духовную семинарию. А через два года в Успенском храме Новодевичьего монастыря епископ Дмитровский Пимен (Извеков), будущий Патриарх, рукополагает его во диакона. Местом службы был определён Владимирский храм села Куркино. В 1959 году диакон Александр оканчивает семинарию. В ноябре он переводится из Куркина в Москву, в церковь Преображения на Преображенской площади (не сохранилась), где в то время служил “московский вития” митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). В 1960-м отец Александр назначается диаконом в храм святителя Николая в Кузнечной слободе. Здесь 13 ноября 1960 года епископ Дмитровский Пимен рукоположил его в сан священника. Настоятелем Николо-Кузнецкого храма был тогда протоиерей Всеволод Шпиллер, под руководством которого и возрастал молодой иерей, получая неоценимую духовно-практическую помощь. В тот же период завязывается его переписка с жившим в затворе иеромонахом Павлом (Троицким). «Как легко тогда было, — вспоминал отец Александр. — Рядом — мудрый наставник. Вдали, но тоже рядом — иеромонах Павел. Напишешь ему письмо с вопросом: “Как поступить?” — и получишь ответ: “Не делай этого — нет воли Божией”. Или наоборот: “Есть воля Божия…”». С отцом Всеволодом в Николо-Кузнецком храме отец Александр прослужил двадцать лет. В 1968 году он заочно окончил Московскую Духовную академию, его кандидатская работа называлась “Таинство покаяния в деле пастырского душепопечения”. Дважды переводили отца Александра из Николо-Кузнецкого храма на окраины Москвы: с 1968 по 1969 год на должность настоятеля в Крестовоздвиженскую церковь в Алтуфьеве, а в 1983 м — в храм святых мучеников Адриана и Наталии на Ярославском шоссе. Все эти годы отец Александр духовно окормлял оставшихся в живых членов маросейской общины времён святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых, духовных чад архимандрита Бориса (Холчева), перешедших к нему после кончины отца Бориса. Ещё в Фергане и в Ташкенте “солдатику” было предсказано отцом Борисом: “Вы — наша смена”. Перед кончиной отец Борис передал будущему отцу Александру свою духовную библиотеку, многие святыни храма святителя Николая в Клённиках, главная среди которых — храмовый антиминс. Этот антиминс был спрятан прихожанами во время закрытия церкви и сохранён внутри иконной доски, на которой Мария Николаевна Соколова написала образ святителя Николая, держащего в руке маросейский храм.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-k...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1923-м году в Верее преставился духовный отец Бориса Васильевича протоиерей Алексей Мечёв. Перед своим отъездом он исповедовал Бориса Васильевича. Борис подошёл к нему, но говорить ему не понадобилось. Всё, что было у него на душе, всё, с чем он шёл к отцу Алексею, старец произнёс сам и накрыл кающегося епитрахилью. «Если хочешь быть совершенным…»   Борис Васильевич продолжал трудиться активно и плодотворно на научном поприще, готовил кандидатскую диссертацию, уже намечался день защиты. Борис поехал за благословением к старцу Нектарию в Оптину пустынь . Отец Нектарий, который до этого всячески поддерживал и благословлял его на научную деятельность, на этот раз сказал: «А теперь оставь всё это и посвящайся во диаконы церкви Николы в Клённиках », что Борис Васильевич принял как указание воли Божией. Родители с одобрением встретили весть о будущем священстве сына и благословили его иконой Спасителя. Также одобрительно встретил это известие и профессор Челпанов, который сказал, что пять его учеников – священники, в том числе и отец Сергий Мечёв . После кончины старца протоиерея Алексия сын его, отец Сергий, стал настоятелем храма святителя Николая в Клённиках, и когда Борис передал ему слова старца Нектария, то отец Сергий удивился: «Как же можно Вас рукополагать, как мы можем просить епископа о посвящении, когда Вы не женаты? Езжайте снова к старцу». И на этот раз ответ старца Нектария гласил: «Скажи – епископ не может быть женат». 21 апреля 1927-го года, в Великий Четверг, в домовой церкви митрополита Макария, в селе Котельники, неподалёку от Москвы, архиепископ Бийский Иннокентий рукоположил Бориса Холчева в сан диакона. Отец Борис с благодарностью вспоминал рукополагавшего его архиепископа Иннокентия, который всегда помогал ему наставлениями в духовной жизни и богослужебной практике. Началось служение в храме на Маросейке. Одна из прихожанок рассказывала, что ектеньи он обычно произносил со слезами. 12 мая 1928-го года в селе Холмищи Брянской области скончался оптинский старец Нектарий. Отпевание возглавил отец Сергий Мечёв, а отец Борис (Холчев) участвовал в нём как диакон. В том же году, 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери Преосвященный Арсений (Жадановский), впоследствии замученный за Христа, рукоположил диакона Бориса во пресвитеры. И по совету отца Сергия Мечёва отец Борис уехал в маленький городок Верею, чтобы отслужить там положенные после посвящения 40 ежедневных литургий. «В этой книге есть все»

http://pravmir.ru/arximandrit-boris-xolc...

Она приняла решение остаться рядом с супругом в заключении, для чего устроилась работать в бухгалтерию управления лагеря После его освобождения они какое-то время жили в Москве, а потом уехали по приглашению Среднеазиатского владыки Ермогена (Голубева) и архимандрита Бориса (Холчева) в Ташкентскую епархию. Отец Георгий именно здесь был рукоположен, сначала в дьякона, затем во священника. Около шести лет он прослужил в Андижане, потом был переведен в ташкентский кафедральный собор, где был известен как прекрасный проповедник. Мы его не застали. Но для нас он всегда незримо присутствовал рядом с матушкой в ее рассказах. Вот он провожает ее из гимназии. Вот он с воодушевлением рассказывает ей о чудесном, недавно прославленном святом – преподобном Серафиме. Вот он несет просфору патриарху Тихону… Вот их пропускают к о. Алексию с черного хода… Отец Георгий ловил каждое слово батюшки, сохранились и были изданы его воспоминания об о. Алексии. А матушка просто была его второй половиной и добрым ангелом-хранителем. Коля Особо нужно сказать о преподобном Серафиме. Он был любимым святым и Валентины Карловны, и отца Георгия. Когда они решили пожениться, то в свадебное путешествие поехали не куда-нибудь, а к преподобному Серафиму в Дивеево – перед самым его закрытием. В Дивеево Юра прислуживал в алтаре. Матушкам так понравился серьезный благочестивый алтарник, что они собрали ему в подарок частицы от всех дивеевских святынь, и Валентина Карловна бережно хранила их до конца своей жизни. С того времени хранился у нее и большой акафист преподобному с крупными буквами, и она читала его, мне кажется, ежедневно. Первого сына, родившегося в 1924 году, они назвали Серафимом, второго – Николаем. Поначалу родственники со стороны мужа воспротивились желанию молодых родителей дать мальчику столь непривычное имя – в семье было принято старшего сына называть Николаем или Георгием, но вступился сам дедушка Коля – «ничего, следующего назовут Николаем». Так и вышло. Второй сын получил имя Николай.

http://pravoslavie.ru/150842.html

Сейчас Беш-Бала – пригород. Но в отличие от чистенькой ухоженной Ферганы, украшенной по вечерам яркой иллюминацией, имеет все признаки депрессивного района, где бетонные дома соседствуют с гаражами и стихийным рынком. Домик в поселке Беш-Бала под Ферганой, где жил архимандрит Гурий с духовными чадами Церковь Сергия Радонежского в центре Ферганы, куда мы держали путь, хорошо известна всем, кто интересуется жизнью православных христиан в Средней Азии, и в частности в Узбекистане. Здесь служил архимандрит Борис (Холчев), часто бывал епископ Гурий. Когда переступаешь порог церкви Сергия Радонежского в Фергане, будто попадаешь в Россию Небольшая по размеру, она утопает в зелени. Когда переступаешь порог, будто попадаешь в Россию. Людей на воскресной службе много. Приехал еще и автобус с паломниками из Ташкента. Взор привлекает иконостас – копия того, что в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Создан он московской художницей-иконописцем Марией Николаевной Соколовой (в будущем монахиней Иулианией) по заказу епископа Гурия. Матушка настоятеля протоиерея Игоря, Людмила, знакомит нас с узбеком Алишером. Его православное имя – Алексей. По ходу узнаем такую историю. В молодости Алексей Акбарович служил срочную в Афганистане. Демобилизовавшись, поехал в Россию навестить мать своего погибшего друга. Мать сказала: «Как же я теперь буду одна?» Он ответил: «Ты не одна, у тебя есть я». Приезжал к ней из Узбекистана. А когда пришло время, проводил как полагается. Он крестился и получил православное имя Алексей. Мемориальная доска в память архимандрита Бориса (Холчева) в церкви Сергия Радонежского После службы мы вместе едем на русское кладбище. Готовясь к поездке, еще раз перечитала воспоминания владыки Иоанна о смерти близких ему людей: «Мама умерла в Фергане в 1943 году. Обстоятельства ее смерти были следующие. Она жила вместе с Женей. Эли была врачом на фронте. Я – в Ташкенте, летом в экспедиции. Мне пришлось заезжать в Фергану. Получилось, что я как бы простился с мамой, хотя я совсем не думал о том, что конец ее жизни близок. Она выглядела нормальной старушкой, ей шел 72-й год. Она повторяла, что дождется возвращения Эли с фронта. Но вот, когда я уже уехал, здоровье ее стало ухудшаться. Она слегла и накануне смерти с любовью обратилась к Жене и сказала ей: “Дитюша моя!” Так она любила обращаться к каждому из нас. Больше ничего она не сказала и на следующий день умерла, как бы во сне. Этот день был 12 сентября. В этот день Церковь празднует память святого Александра Невского, и в то время как мама умерла, о. Гурий в своем доме в предместье Ферганы служил Божественную литургию. Потом он отпевал маму, и она была похоронена по всем правилам Православной Церкви. Он говорил нам потом, что в этот день “она присоединилась к тому обществу, в котором пребывает св. Александр”. А вскоре (13 января 1944 года) умерла и моя сестра – Евгения. Раньше она болела тропической малярией и гнойной ангиной с осложнением на сердце».

http://pravoslavie.ru/157758.html

Известно, что дома он попросил прочесть ему отрывок из книги святителя Игнатия (Брянчанинова). После этого отец Борис сказал, что, помимо присущих всем людям пяти чувств восприятия, некоторые люди наделены шестым чувством – интуицией. А ещё, в самых редких случаях, встречается и более тонкое – седьмое чувство, когда человек видит все сокровенные мысли и чувства других, – таким свойством обладают старцы. Утром 11 ноября 1971 года у архимандрита Бориса сильно заболело сердце. Ему вызвали «скорую». Вскоре сердце отца Бориса остановилось. Похоронили его на Ташкентском кладбище, возле часовни в честь иконы «Всех скорбящих радость». Из высказываний архимандрита Бориса (Холчева) Источники: скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Виктор Данилов 15 ноября 2019, 08:20 Слава Богу,что у нас были,и есть такие духовные учителя и хранители Веры! Александр 12 ноября 2019, 23:58 Удивительно, но именно сегодня, при прослушивании лекции Даниила Сысоева, услышал имя отца Бориса и цитату из его высказываний. Оказывается, вчера был день его памяти. Что интересно, они оба были проповедниками Православия среди мусульман. Не в первый раз уже Господь Случайно посылает услышать слова своих святых именно в день их памяти. Дивен Бог во святых своих! Елена 12 ноября 2019, 11:59 Простите меня, но при всём уважении фраза о том, что " мусульмане-узбеки впоследствии принимали Православие " вызывает некоторое неумение. Выросла в г.Баку в советские годы, и даже тогда в этом самом интернациональном городе в смешанных семьях при русской маме дети становились автоматически мусульманами, по крайней мере мальчики (обрезание - обязательный обряд). Дочери, а скорее уже внучки, став взрослыми, смогли сознательно выбрать Православие лишь с распадом Союза, когда семья уехала из Азербайджана на Ставрополье, при том условии, что девочка из смешанной семьи вышла замуж за русского. Что уж говорить об узбеках. Поменявший веру просто умирает для своих родных, и это в городе. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/125432.html

В 1951-1952 гг. по просьбе еп. Ташкентского Гурия (Егорова) и настоятеля храма свящ. Бориса (Холчева) И. создала иконостас для ц. прп. Сергия Радонежского в Фергане (Узбекистан). По желанию заказчиков он напоминал иконостас Троицкого собора ТСЛ. Иконы писались в лавре на холстах для удобства доставки их в Фергану. Явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому. Икона. 1955-1957 гг. (придел прп. Серафима Саровского ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре) Явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому. Икона. 1955-1957 гг. (придел прп. Серафима Саровского ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре) В 1955 г. по эскизам и под рук. И. группа молодых художников расписала праздничную братскую трапезную лавры, затем ц. Покрова Богородицы МДА (роспись утрачена во время пожара 27 сент. 1986). В храме сохранилась выполненная И. стенопись оборотной стороны иконостаса; запрестольный образ Воскресения Христова и икона Покрова Пресв. Богородицы (на стекле) находятся в МДА. Для иконостаса 60-х гг. XVII в. она написала 11 недостающих икон, а также иконы для царских врат. В 70-х гг. для храма были созданы иконы прп. Серафима Саровского и равноап. Марии Магдалины. В 1955-1957 гг. И. выполнила проект иконостасов и иконы для устроенных наместником архим. Пименом (Извековым) боковых приделов прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского в трапезном храме прп. Сергия Радонежского ТСЛ. С 1957 г. в течение 23 лет И. руководила в МДА иконописным кружком. Для И. было важно раскрыть будущему духовенству красоту образов и языка древней иконописи и ее отличие от распространенных тогда изображений в академическом стиле. Поскольку студенты в основном не имели художественной подготовки, И. постепенно составила программу занятий и применяла свой метод обучения иконописанию. Она написала работу по технике иконописи, в к-рой последовательно изложила этапы создания иконы, сделала много учебных образцов - отдельных изображений горок, палат, деревьев, одежд святых с детальной проработкой пробелов и ассиста. Образцы для обучения личному письму иллюстрировали последовательность наложения плавей на ликах (хранятся в фондах иконописной школы МДА). Основой изучения иконописи И. считала копирование древних икон, а не репродукций. Она читала студентам лекции: «Смысл и содержание иконы», «Икона - свидетельство Боговоплощения», «Картина и икона», «Православная икона», «История иконографии образа «Воскресения Христова»», «Иконография изображения «Сошествия Святого Духа на апостолов»» и др. Когда в 1990 г. при МДА была открыта первая в стране иконописная школа, образцы и методика И. легли в основу учебной программы.

http://pravenc.ru/text/Иулиании ...

— К сожалению, всё это не избавляет полностью от хулы, а лишь даёт некоторое облегчение до следующего срыва, который может произойти и после встречи с иноверцем, и после прочтения какого-нибудь высказывания из Святых Отцов и т. д. А по поводу иноверцев — на самом деле я находил некоторые объяснения и  противоречия тому, что Вы написали. Они не то чтобы полностью мне помогли, но тем, у кого похожие проблемы, может быть будет полезно: 1) Батюшка в храме, куда я хожу, приводит примерно такое объяснение: «Герой книг Марка Твена Гекльберри Финн — оказался в доме богатой вдовы Дуглас за то, что спас ей жизнь — можно сказать попал в Рай. Но там нельзя было жить как он привык, а надо было соблюдать порядок и приличия. И Гекльберри этого не вынес и сбежал оттуда. Так и не умеющему жить в радости (т. е. кто не стал праведным христианином) Рай будет в тягость» 2) Некоторые неизраильтяне получают похвалу от Бога в Евангелии — милосердный самарянин, женщина-хананеянка и т. д. Правда, скорее всего, это надо понимать как пример того, как изначально погибающие люди всё-таки обратились к Истинному Богу. 3) Толкования на 1Кор.5:13 http://azbyka.ru/biblia/in/?1Cor.5:13&r — основная идея в том, что тех, кто никогда не слышал о Христе, Бог будет судить по закону совести, который написан у каждого на сердце. 4) Не весь ад — место страданий, есть верхний уровень, где находились праведники до сошествия Христа в ад, где нет радости, но нет и страданий. Возможно, туда попадают некрещённые младенцы. Где-то на этом же сайте видел ответ на этот вопрос, но не нашёл — возможно, потом найду и прикреплю ссылку 5) Высказывание преподобного Нектария Оптинского в пересказе архимандрита Бориса Холчева: «Простой индус, верующий по-своему во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, спасается, но тот, кто, зная о христианстве, идет буддийским путем или делается йогом, – нет» 6) В целом существует ещё очень много различных мнений на этот счёт, в Церкви очень много разных людей — поэтому не надо рубить сплеча и торопиться сходить с ума

http://azbyka.ru/vopros/kak-snova-obrest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009