Закрыть Господи, сохрани нас всех в вере! 2. Светлой памяти протоиерея Александра Куликова (1.12.1933 – 29.04.2009) 18.01.2020 1300 Время на чтение 31 минут Начало Иконы св. мчц. Наталии у отца Александра не было, и он попросил написать её образ для меня одну из прихожанок-иконописцев. Эту икону я возила с собой в Ферапонтово, когда там жила. Была ещё у меня икона Божией Матери «Нечаянная радость». Эта икона пришла ко мне на свадьбу как подарок от писателя, папиного друга и коллекционера Владимира Солоухина. Тогда я ещё и крещена не была. Так вот и начинала свою жизнь, как грешник на иконе «Нечаянная радость». «Я подумал, – сказал Владимир Алексеевич, – что подарить? Раньше на свадьбу полагалось дарить икону. Вот выбрал такую с тонкой работы окладом, и название красивое, поэтичное “Нечаянная радость”». Тогда все были в восторге от названия. Вот свадьба – «Нечаянная радость». Сколько лет прошло, пока я поняла, что за смысл таится в этом названии, и что это суть моей жизни тогда. А батюшка уже устраивал генеральную исповедь с семи лет… – Какой хороший уголок вы себе тут устроили, – обрадовался он, увидев, что я около кровати, в одной из ячеек книжной полки поставила иконы, зажгла лампаду. Он за всем приглядывал: как мы, движемся ли… Я начала ходить в храм уже, когда немножко подросла дочка, и всё ещё многого не знала и не понимала… Иногда переспрашивал меня, беседуя: «…Всяк человек – ложь. Так, Наташа?» Так постепенно он нас воспитывал, тянул… «Отец Александр, вот моя любимая подруга Лида, в честь которой я назвала свою Лиду…» Батюшка, улыбаясь, переспрашивает: «А разве не в честь мученицы Лидии?» Я соглашаюсь: конечно, в честь мученицы Лидии. Позже он давал и нам почитать из своей библиотеки, которая досталась ему от архимандрита Бориса Холчева. Как-то мама долго постом болела, и он принёс ей Триодь Постную: «Читайте, читайте, – успокаивал её, волновавшуюся, что долго не отдаёт: у меня ещё есть. Книг не было, и тех, кто давал на время книги, мы считали благодетелями. Батюшка был священником-практиком. Не всегда он мог объяснить что-то, но показать на примере, часто на своём, – это обычно. Приехав в Ферапонтово в наш крошечный домик, почти вросший в землю, – половинку о двух оконцах, – попросил утром просфорку. Я достала из крошечного самодельного шкафчика запасную – церковь-то далеко и редкостью была для нас тогда летом. «Вот-вот, небольшой кусочек – достаточно. Привычка уже», – объяснил отец Александр, откалывая частичку. С тех пор я не начинаю дня без небольшого кусочка просфоры, даже если в дороге. Так и весь наш дом всегда жил потом.

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/14/...

В начале 20-х годов XX в. храм захватили обновленцы. Православные прихожане вынуждены были проводить богослужения около часовни " Всех скорбящих Радосте " . Русская православная община при Ташкентском городском кладбище была зарегистрирована в 1941 году, ей передан был храм Святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1944 году группа верующих, последователей патриаршей церкви, возбудила ходатайство о регистрации их как самостоятельной общины и передачи им церкви-часовни, расположенной на кладбище. Часовня была передана общине при условии, что в церкви-часовне не будет совершаться параллельных служб, а часовня будет использована по своему обычному назначению, для отпевания покойников. После всенародного покаяния, причт и храм воссоединились с православной церковью. В 30-е годы XX в. здание церкви сильно пострадало от пожара. В начале 60-х годов возвели новые купола. В мае 1996 года впервые были отреставрированы могилы святителей. Здесь нашли место упокоения Ташкентский митрополит Никандр (+18 февраля 1933 года), Ташкентский митрополит Арсений (+28 февраля 1936 года) и Ташкентский митрополит Гавриил (+28 февраля 1971 года). Проведена реставрация и самого храма святого благоверного великого князя Александра Невского. На реставрационные работы ушло четыре месяца. Восстановлены своды, стены, переписаны заново фрески и поврежденные иконы Иверской Божией Матери, Александра Невского и большое Распятие. Цвет для стен - цвет " морской волны " и его оттенков. Фрески - ярких цветов. Розетка купола сияет всеми цветами радуги и золотом. В центре фрески — изображение Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой в виде голубя, распростершего крылья. По бокам и ниже — сонм Ангелов и Архангелов, св. Иоанн Креститель, молящиеся о прощении грехов человеческих. Фреска развернута во всю стену над полом. Освящена была осенью 1996 года, как и все то, что подвергалось реставрации. На Боткинском кладбище расположены могилы десятков священников, диаконов, монашествующих - почти все старое священство Ташкента. В числе наиболее почитаемых — захоронение архимандрита Бориса (Холчева). Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_блгв._...

Во время обучения в университете вокруг Бориса организовался религиозно-философский кружок В Москве Борису пришлось жить в общежитии, на хлеб он зарабатывал уроками. Кроме того, ему нужно было помогать родным, и поэтому студент Холчев вынужден был часто пропускать занятия. Узнав об этом, профессор Челпанов исходатайствовал ему одну из редких стипендий для одарённых студентов. Во время обучения в университете вокруг Бориса организовался религиозно-философский кружок. Уже тогда он умел убедительно действовать на сердца людей своей проповедью. Известно, что двое студентов-лютеран из этого кружка под его воздействием перешли в Православие. Духовное руководство В студенческие годы Борис поначалу посещал разные православные храмы, пока не нашёл «свой» – храм Святителя Николая в Клённиках на Маросейке. Настоятелем его в то время был праведный Алексий Мечёв , к которому Борис и стал ходить на Исповедь. В 1915-м году состоялась решающая для всей жизни Бориса Холчева поездка в Оптину пустынь. В то время здесь находились два старца – отец Анатолий-старший и отец Нектарий. Сердце Бориса сразу же потянулось к отцу Нектарию. Несмотря на то, что попасть на беседу к этому старцу было намного сложнее, Борис прождал его несколько дней, однако в выборе своём он не ошибся. Когда келейник позвал Бориса к отцу Нектарию, тот назвал молодого человека по имени, которого сам знать никак не мог. После первой же встречи Борис точно знал, что обрёл себе духовного отца После первой же встречи Борис точно знал, что обрёл себе духовного отца. Как-то позже он размышлял о том, что в жизни каждого человека должна быть своя Голгофа, на пути к которой обязательно должен встретиться и свой Фавор – пример Преображения. «Общение со старцем Нектарием было моим Фавором», – говорил отец Борис. Отец Нектарий благословил Бориса и дальше исповедоваться в Москве, у отца Алексия Мечёва, который был очень близок по духу Оптинскому старчеству . Все самые важные решения Борис принимал по совету отца Нектария. Научная деятельность

http://pravoslavie.ru/125432.html

За каждой службой, даже когда только три бабушки в храме, отец Павел говорил проповедь, причем часто начинал её с обращения «Братие!». Бабушек это не смущало, они не улыбались, а внимательно слушали. Отец Павел много лет прослужил в Ташкентском соборе у архимандрита Бориса (Холчева), который был его духовником и, конечно, очень сильно повлиял на молодого тогда еще диакона. Проповеди отца Бориса были собраны и изданы благодаря отцу Александру Куликову, который скончался несколько лет назад. Еще молодым человеком отец Александр служил в тех краях в армии, там познакомился с отцом Борисом, ходил к нему в храм и слушал его проповеди. Сейчас они на дисках выходят, у меня эти диски есть, я иногда их слушаю. Так вот, слушая проповеди отца Бориса, я всегда вспоминаю проповеди отца Павла в восьмидесятые годы — по интонации они очень похожи. Уже к концу жизни у отца Павла появилась своя интонация — он сохранил духовное преемство, но уже был сам умудрен опытом. Я записывал службы на маленький магнитофончик, который прятал на клиросе, пытался по этим записям учить церковное пение — я сразу его полюбил и хотел сам петь. На клиросе там пели бабушки, одна из них, Дарья Дмитриевна, ныне покойная, начала петь в семь лет еще до революции. И проповеди отца Павла соответственно записывал. Сейчас мне не на чем слушать те записи. Очень жаль. Хотел бы переписать. Записи плохого качества, да и теперь я понимаю, что пели бабушки средне, но как могли, они хранили традицию. И в беседах отец Павел часто вспоминал отца Бориса: «Отец Борис говорил…». Отец Борис был учеником Оптинского старца Нектария. А Севастиан Карагандинский, первый духовный наставник еще совсем юного Павла Адельгейма, был келейником старца Нектария. Как уже многие вспоминали, в общину старца Севастиана Павел попал ребенком, когда они с матерью как ссыльные оказались в Караганде. Вот в каких духовных традициях возрастал отец Павел! В книжке про старца Севастиана есть фотография, где отцу Павлу 12 лет. Я бы его не узнал, он сам показал фотографию и сказал: «Это я». Потом он учился в Киевской духовной семинарии, был послушником Киево-Печерской лавры. Когда собирался рукополагаться, ездил к еще одному теперь уже прославленному старцу, преподобному Кукше Одесскому. Это он мне лично рассказывал. Советовался он с отцом Кукшей, жениться ему или принимать монашество. Не помню точно, но, кажется, преподобный сказал, что оба пути угодны Богу.

http://pravmir.ru/otec-pavel-adelgejm-mo...

  – Двойственность в мыслях не держите и старайтесь не допускать, и старайтесь веровать попросту, а испытательно, ища доказательств и сравнения в вере относиться к религии – нельзя найти конечной цели, и от сего многие страдают.   – На хульные помыслы и вообще на помыслы тёмные разного рода не обращайте внимания; сначала будет трудновато, а потом легче и легче станет. С раздражительностью бороться нужно, – не стремясь давать ответы, а с замедлением. Воздерживайтесь говорить, особенно горячо, или спорить, о вере с неверующими. Это Вас отягощает, а того прежде времени приведёт к изменению на лучшее.   Если и апостолы просили, говоря: «Господи, приложи нам веру», тем более мы должны взывать ко Господу. Будем молиться: «Да приидет нам помощь и милость от Господа». И Господь не оставит. Не унывайте, Господь милостив.   Молитвенно призываю Вам мира Божие благословение. С искренним благожеланием, грешный иеромонах Нектарий».   Диакон Серафим Чураков: – С детства слабый здоровьем, он страдал от ревматизма, который вызвал хроническую болезнь сердца. И вот теперь к этим недугам прибавился туберкулёз. В 1920-м году Борис Васильевич окончил Московский университет, и ректор Орловского университета востоковед Н.И.Конрад пригласил его на должность научного сотрудника кафедры психологии. Таким образом, отец Борис перебрался в Орёл. В Орле он также активно участвовал в духовной жизни своего города. Это не осталось незамеченным властями, и в начале 1922-го года на квартире Холчева был произведён тщательный обыск. Это было время, когда проводилась кампания по изъятию церковных ценностей. Бориса арестовали и заключили в Орловскую тюрьму, где он почти два месяца находился без предъявления обвинений. В том же 1922-м году профессор Челпанов, помнивший своего одарённого талантливого ученика, пригласил его на должность сотрудника Научно-исследовательского института психологии. Борис Холчев работал ассистентом-психологом Института психологии при медико-педагогической клиники профессора Кащенко и в Первом вспомогательном институте для умственно отсталых детей. В этом институте он познакомился с близким ему по духу врачом Сергеем Алексеевичем Никитиным, с которым подружился, и по совету Бориса Сергей также стал прихожанином храма святителя Николая в Клённиках. Удивительна судьба этого человека: он стал старостой храма на Маросейке, был арестован вместе с отцом Борисом, в послевоенные годы был священником, потом епископом. Скончался он прямо в храме, на амвоне, во время проповеди.

http://pravmir.ru/arximandrit-boris-xolc...

Воспитанный с детства в православной церковной семье, будущий отец Борис, тогда студент, и в Москве вёл жизнь церковную, регулярно посещал богослужения, ходил сначала в разные храмы, но, в конце концов, остался в церкви святителя Николая в Клённиках на Маросейке. Здесь он всем сердцем прилепился к старцу в миру протоиерею Алексею Мечёву, который стал его духовным отцом.   «Мой Фавор»   В 1915-м году Борис впервые приехал в знаменитую Оптину пустынь, где подвизались в то время последние оптинские старцы: отец Анатолий-старший и отец Нектарий. Борис понял, что его старец – отец Нектарий. Несколько дней он ждал, когда его позовут, и, наконец, келейник окликнул Бориса по имени, хотя никто не мог его имени знать, сказал, что зовёт батюшка. Вспоминая беседу со старцем Нектарием, отец Борис говорил, что каждый человек несёт в жизни свой крест, имеет свою Голгофу, и у каждого в утешение есть свой Фавор – переживания, сходные с радостным состоянием апостолов на горе Преображения : «Общение со старцем Нектарием было моим Фавором».   Из книги «Духовное  наследие архимандрита Бориса (Холчева)»:   — Сохранилось письмо старца Нектария к Борису Васильевичу от 30 апреля 1916-го года: «Христос Воскресе! Достопочтенный о Господе Борис Васильевич!   Письмо Ваше от 22-го апреля получил.   Слава Богу, что наша обитель произвела на Вас хорошее впечатление. Да, у нас поддерживается память о загробной жизни, а во имя этого – стремление к добру. Конечно, обет хорошо давать Богу посильный; но в данном случае, в каковом Вы не всегда сильны бываете отразить искушения вполне, при известных обстоятельствах нужно бы воздержаться от обета, а в простоте сердца стремиться бы работать Господу посильно. Впредь и теперь не смущайтесь мыслью, если случится поползнуться действиям врага. Совершение всякого доброго дела может быть только при помощи Божией, а потому – первым делом обращайтесь к Господу, Матери Божией и святителю Николаю и просите указать пути к полезному. И Господь поможет.   Пишете, что много греховных навыков владеют Вами. Начните понемногу отсекать их… Не пишете, –  какие именно замечаете?

http://pravmir.ru/arximandrit-boris-xolc...

Но и в прежние десятилетия святитель Иоанн был у нас известен и почитаем, правда, в довольно узком кругу церковных людей. Так, в бумагах духовной дочери отца Сергия Мечёва , а затем архимандрита Бориса Холчева Елизаветы Александровны Булгаковой († 1995), родной сестры дивеевской монахини – исповедницы Серафимы († 1991), мы нашли машинописные копии двух статей из зарубежной церковной периодики 1966 года, посвящённых блаженной кончине владыки Иоанна. В тогдашней обстановке немного было известно о сём удивительном архиерее, но так же сложно (если не более) было что – то узнать о современных ему подвижниках в самой России. Карловчане тогда были для нас в полной мере своими. Очень важно было сознавать, что где – то православные русские люди в полноте сохраняют наше Церковное Предание, богослужение, продолжают русское богословие. Мы питали души книгами, издаваемыми «зарубежниками» и чудом попадавшими в Союз, мы перепечатывали их на машинках для себя и для надёжных знакомых. С этих книг печатались самиздатовские тиражи. В поддержании книжного церковного предания в советской России живое участие Зарубежной Церкви не подлежит сомнению. Раньше имени владыки Иоанна многие узнали имя его духовного сына иеромонаха Серафима (Роуза) . В работах приснопамятного отца Серафима, появившихся в русском переводе в Союзе в начале восьмидесятых и имевших особое значение не столько для Зарубежной Церкви, сколько для обращающихся в отеческую веру людей советских, нужно видеть действенное участие святителя Иоанна, благословившего начало трудов молодого американца Евгения Роуза. Иеромонах Серафим (небольшую работу которого, посвящённую богословию архиепископа Иоанна, мы включили в сборник) в жизнеописании, составленном вскоре после блаженной кончины Владыки, отмечал три высочайшие проявления его деятельности, обычно редко сочетаемые: «как смелого и признанного иерарха Церкви; как подвижника, продолжающего традицию столпничества, принявшего на себя самую суровую аскезу; наконец, как Христа ради юродивого, наставляющего людей той «простотой», что находится за пределами мудрости мира сего» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Жизнь казалась ему радужной, полной надежд В эти годы он изрек такую фразу: «Истоки вечной юности и радости открываются во мне». Жизнь казалась ему радужной, полной хороших надежд. Но весной 1922 года его поразила тяжелая нервная болезнь, и учебу пришлось оставить. Тут в его душе произошла разительная перемена: она касалась цели всей жизни. Он не смог продолжать учение, потому что возникло сильное желание и стремление служить Богу. — А семья поддерживала это его решение? Известно что-то об этом? — Знаю, что родные его отговаривали. Время было тревожное. Я помню, как говорили мама и бабушка: «Что ты делаешь? Ты что, не понимаешь этого?!» Но он им ответил твердо, что Бог для него — это все. Он им ответил твердо, что Бог для него — это все И вот Петр Сергеевич стал служить в московских храмах, иногда вместе с Борисом Яковлевичем Эльбсоном (впоследствии иеромонахом Андреем). Мне пришлось много работать в архивах, чтобы поднять материалы, необходимые для ряда статей, которые меня просили написать о моем дяде. Выяснилось, что отец Андрей (Эльбсон) тоже был расстрелян. Кажется, даже в тот же самый день, что и о. Петр. В ссылку они точно уезжали вместе: их отправляли в одном фургоне. А еще задолго до того вместе с Борисом Эльбсоном они посещали храм во имя святого Ипатия Гангрского на Антиохийском подворье в Москве. Там служил отец Бориса Яковлевича, отец Стефан Эльбсон. В июне 1925 года Петр был рукоположен в диакона, целибатом. Хиротонию совершил епископ Можайский Борис (Рукин). И в том же году митрополитом Крутицким Петром (Полянским) он был рукоположен во иерея. С 1925 года по 1931 год проживал с родителями в Тучкове, но продолжал служить в бесприходных московских храмах, а примерно до 1926 года — на Антиохийском подворье. С 1928 года вместе с Андреем (Эльбсоном) он служил в храме святителя Николая Чудотворца в Подкопаевском переулке. С середины 1920-х годов Петр и Андрей стали духовными чадами будущего преподобного Нектария Оптинского. Тогда же отец Петр сослужил протоиерею Сергию Мечеву, настоятелю храма святителя Николая в Клениках. А после ареста протоиерея Бориса Холчева был принят в причт этого храма, проводил там службы практически весь Великий Пост 1931 года, вплоть до своего ареста 14 апреля 1931 года. Прихожане Маросейского храма считали его назначение большим благоприобретением и для себя лично, и для своего прихода.

http://pravoslavie.ru/106351.html

После этого о. Сергий пригласил к себе о. Бориса Холчева , чтобы передать ему руководство общиной. Некоторое время спустя летом 1942 года – он в сопровождении одной из сестер общины, Е. Булгаковой, отправился в деревню Мишаки под Тутаевом. Там его и арестовали. Он принял венец священномученика – был расстрелян в тюрьме Ярославского НКВД. Можно сказать, что о. Сергий Мечев отдал свою жизнь, отстаивая и храня вверенное ему святым праведным Алексием наследство. Его духовным завещанием стали письма членам общины: «Не скорбите о себе, ибо у вас еще остается величайшее, чего лишены многие, в том числе и я, – богослужение храмовое: берегите его, вот моя заповедь вам, не только моим детям, но и друзьям. Берегите богослужение, берегите священнослужителей, родных по духу, связанных с Батюшкой крепкими узами преемственности... Назидайтесь друг от друга, укрепляйтесь друг другом, утешайте друг друга. Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов ( Гал. 6, 2 )» 49 . Письма священномученика Сергия, записанные тексты его проповедей и бесед бережно переписывались, оставаясь руководством для общины на долгие годы. Благоговейно сохраняли мечевцы все, связанное с памятью святого праведного Алексия и священномученика Сергия. В общине твердо верили, что придет время и духовные отцы будут прославлены в лике святых: верили и молились и о возвращении здания маросейского храма Русской Православной Церкви. Из маросейской общины вышли 14 священников, большинство – из числа духовных чад святого праведного Алексия и священномученика Сергия. Многие братья и сестры общины дожили до перестройки и возрождения церковной жизни. Они сохранили традицию мечевской общины и оставили воспоминания. Бесценные записи М. Н. Соколовой (монахини Иулиании), собиравшийся по крупицам архив Елены Владимировны Апушкиной, воспоминания Татианы Ивановны Куприяновой, Елизаветы Сергеевны Булгаковой, Владимира Владимировича Быкова, изданные уже неоднократно, стали основным источником сведений о святом праведном Алексии и священномученике Сергии (Мечевых). Благоговейные чада сохранили предание – живую память и горячую любовь к духовным отцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Разумеется, это не могло остаться незамеченным. Арестован был Н. А. Иофф в 1931 году вместе с другими маросейскими прихожанами по групповому «делу отца Бориса Холчева ». Получил три года лагерей, но уже через год его освободили досрочно «с зачетом рабочих дней». После выхода из лагеря Николай Абрамович занимался научно-исследовательской деятельностью в институтах Москвы, Средней Азии (Ташкент), Украины. С маросейцами поддерживал тесный контакт. И. С. Мечева считала, что Н. А. Иоффа постоянно отправляли в длительные командировки именно из-за его религиозных убеждений. По ее же свидетельству, он был не только талантливым специалистом (в 1947 году защитил кандидатскую диссертацию; автор книги по эмбриологии), но и писал хорошие стихи. В 1950 году известный офтальмолог академик В. П. Филатов пригласил Николая Абрамовича заведовать лабораторией в Украинский научно-исследовательский институт глазных болезней. Но в 1951 году во время командировки в Москву у Н. А. Иоффа отобрали паспорт, и ему был выдан новый, исключающий право проживания во всех режимных городах страны, так как с него не была снята судимость. Ничьи ходатайства, в том числе и академика В. П. Филатова, не помогли. Более того, УМГБ Одесской области пришло к выводу: «Иофф, являясь по убеждениям религиозным до фанатизма, оказывает вредное влияние на самого Филатова, а также разлагает его семью». «Дело» Николая Абрамовича было прекращено производством только за три года до его кончины. И еще одно свидетельство И. С. Мечёвой : «Всю жизнь он (Н. А. Иофф. –А. Г.) отличался нестяжательностью. Похороны его оплатил член-корреспондент Академии наук Сергей Иванович Кузнецов, который в молодые годы пел в храме на левом клиросе. Похоронен Коля на Кузьминском кладбище». Кузнецов Сергей Иванович (1900–1987) Один из основателей российской экологической пресноводной микробиологии, теоретик и организатор геологической микробиологии, член-корреспондент АН СССР. По просьбе протоиерея Александра Куликова, назначенного в 1990 году настоятелем возвращенного РПЦ храма Святителя Николая в Клённиках, отец Василий Евдокимов составил список наиболее активных маросейских прихожан до закрытия храма в 1932 году. Там читаем: «Певчие – Володя Коншин, Кира Квашневская, Сергей Иванович Кузнецов». От В. В. Быкова мы знаем, что отец Сергий Мечёв любил Сергея Кузнецова, особо опекая его, помогая духовными советами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009