Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов; 2 июля 1958, Москва) — священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит. Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной… далее» Александр Ткаченко. Год рождения: 1967. Место жительства: Калужская область. Закончил Калужский колледж культуры, женат. Отец четверых детей. Строит печи и камины. В свободное время пишет о… далее» Родился 11 сентября 1912 г. в селе Чернцовка под Пензой в семье священника. Отец погиб в концентрационном лагере. Сын как лишенец не мог получить полного образования,… далее» Даниил Алексеевич Сысоев (12 января 1974, Москва — 20 ноября 2009, Москва) — священник Русской Православной Церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, основатель… далее» Преподобный Ефрем Сирин (IV век) родился в древнем месопотамском городе Нисивине и, приняв монашество, прославился высотой своей духовной жизни. Творения святого Ефрема еще при его жизни… далее» Феофан Затворник вошел в Предание своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии Феофана Затворника занимают толкования Нового Завета… далее» Архимандрит Борис, в миру Борис Васильевич Холчев, родился 7 июня 1895-го года в городе Орле, в благочестивой семье Василия Михайловича Холчева и его жены Марии Петровны…. далее» Реймонд Муди, также Раймонд или Рэймонд Моуди (англ. Raymond Moody) (род. 30 июня 1944 в г. Портердэйл, штат Джорджия) — американский психолог и врач. Наиболее известен… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Скачать epub pdf Памяти архимандрита Бориса (Холчева) , подвижника XX века Я дошел до неразумия, хвалясь тем, что якобы что-то знаю, но в этом не моя вина, ибо вы меня к сему принудили ( 2Кор. 12:11 ). Откровенно признаюсь, что не для себя собираюсь исследовать я то, что для души моей не приносит пользы. Ибо чего требует наша душа? Лишь одного – внимать себе ( Деян. 20:28 ) и вникать в себя ( 1Тим. 4:16 ), исследуя себя внимательно ( Соф. 2:1 ). Я знаю точно, что такая исследовательская работа больше всего приносит пользу душевную. Заниматься же иными научными изысканиями хотя и позволительно, но не всегда бывает полезно, потому что не все, что мы исследуем, назидает нас ( 1Кор. 10:23 ). К вещам неполезным, например, относится то, что научает считать себя мудрым настолько, чтобы быть способным судить то, что тебя не касается ( Мф. 7:1 ) или то, что вызывает словопрения, которые нимало не служат к пользе ( 2Тим. 2:14 ). Впрочем, всего этого можно избежать, не только отказавшись от занятий словесных, но и при постоянном в них пребывании, если при этом всю свою заботу обратить на то, чтобы искать пользы других ( 1Кор. 10:23 ). Пусть и мои слова послужат исканию не своей пользы, но пользы многих ( 1Кор. 10:33 ). Если же выражаться конкретней, то пусть то, что я вам скажу, послужит для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, насильно принуждая принять мою точку зрения, но чтобы вы сами, узрев для себя пользу от моих доводов, благочинно и непрестанно служили бы единому Господу без развлечения суетными предметами и делами ( 1Кор. 7:35 ). И в качестве основания для своих рассуждений я взял пример из жизни архимандрита Бориса (Холчева) , имя которого почитается не только среди духовенства и верующих людей, но и в научном мире, где его знают как научного психолога. Впрочем, наукой как таковой архимандрит Борис занимался достаточно непродолжительное время. Известно только то, что в начале 20-х годов он занимал должность научного сотрудника и проводил научно-исследовательскую работу по благословению преп. Нектария Оптинского , говорившего, что ему это сейчас необходимо. Но когда работа по написанию диссертации была окончена, преп. Нектарий вдруг неожиданно сказал ему: «А теперь оставь все это и посвящайся в диаконы». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

—338— Напротив, мы видим, что сравнительно редкие проявления самостоятельности и независимости мысли жестоко преследуются: вспомним хотя бы печальную историю великого мыслителя Баруха Спинозы... Рассмотренные статьи довольно полно рисуют пред нами образ Соловьева, как редкого, выдающегося человека и философа. Громадная сила ума, необыкновенная глубина чувства и, главное, редкая искренность в служении истине и правде делают его одной из самых крупных фигур в истории умственной жизни России за 19-ое столетие. И мы уверены, что его еще много и часто будут вспоминать, а его идеи станут одним из существенных факторов нашего умственного развития. Во второй книжке журнала (кн. 57) помещены статьи: В. А. Вагнера – «Ренан и Ницше. О звере в человеке» (стр. 199–217); И. И. Иванова – «Опыт научно-философской религиозной и социальной доктрины» (стр. 218–278); Π.И. Новгородцева – «Нравственная проблема в философии Канта» (стр. 279–314); кн. Е.Н. Трубецкого – «Философия права проф. Л.И. Петражицкого» (стр. 1–33, отд. Ц); Ф.В. Софронова – «Теория познания на основе критического эмпиризма» (стр. 34–66); Μ.Н. Шварца – «Идея эволюции в современной философии» (стр. 67–80); А.Н. Щукарева – «Очерки по философии естествознания» (стр. 81–98); Н.О. Лосского – «Недомолвки в теории эмоций Джемса» (стр. 99–134) и И.Н. Холчева – «Об индивидуальных колебаниях внимания» (стр. 135–148). С особенным интересом читается статья г. Вагнера. Автор хочет сказать несколько слов по поводу «переоценки» правил поведения и попыток указать новые пути к достижению «новых целей жизни», взамен «утраченных человечеством». Слова Ницше: «Опасность твоя немалая, свободомыслящий и странник: ты утратил цель, а вместе с тем потерял и дорогу», оказались, по справедливому замечанию автора, не столько грозным откровением, сколько простым констатированием факта в применении к большинству современных моралистов. «А если так, продолжает он, если старые пути и цели – только призраки прошлого, то на место их надо поставить новые: если нет Бога, говорил Вольтер, то надо его выдумать...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что еще он говорил о смерти? – «Я не хотел бы умереть в своей кровати». Он имел в виду, что если он свалится, то ведь нужен будет уход, здесь он меня жалел, что мне его поворачивать туда-сюда. – Как он говорил с вами или в проповедях о Царствии Небесном? Например, о том, продолжается ли таинство брака? – Он был за то, что таинство брака продолжается. Связь с близкими всегда продолжается. Он об этом не раз говорил. Он говорил, что ощущал присутствие отца Бориса (Холчева), с которым мы были очень тесно связаны. И даже были моменты, и сейчас у меня бывают моменты, когда отец Борис словно что-то нам говорит. У отца Бориса была такая фраза, которая, не знаю, как правильно сказать, преследует, что ли: «Все будет хорошо!». Подойдешь, а у тебя какая-нибудь неприятность, начинаешь рассказывать, он обычно всегда сидел, опустив голову, потом кончишь говорить, он еще несколько секунд посидит спокойно, а потом говорит: «Ну, Вера, – в зависимости от того, о чем был разговор, – вы не волнуйтесь, все будет хорошо!». И действительно: уж настолько безвыходное положение было в моей жизни: у меня было постановление об административном выселении, когда отец Павел сидел в тюрьме. И всё, по словам отца Бориса, было хорошо. Когда отца Павла арестовали, я приехала в Ташкент. А в Средней Азии, сами понимаете, не разберешь еще, в чем дело: не сразу объявили, какую статью ему дадут, видимо, искали, что можно сочинить. И где-то неделю каждый день, утром и вечером, я ходила в прокуратуру. И параллельно я искала какие-нибудь связи. Вроде бы находишь человека, говорят: «Через два дня мы ответ скажем – помогут, не помогут». Встречаемся – нет: «Дело в КГБ, и ничем помочь не можем». Наконец, я вышла на главного следователя Генеральной прокуратуры Узбекской ССР. Он сказал: «Передайте белье, потому что они все там обовшивевшие, и если у меня получится, то вы мне даете такую-то сумму, а я вам – дело на руки». И я пришла к отцу Борису, стала ему рассказывать, он посидел-посидел и говорит: «Вера, вы не расстраивайтесь, но если Господь посчитал, что этих испытаний отцу Павлу достаточно, он вам пошлет человека. А если Господь считает, что ему этих испытаний мало, никто не поможет». Действительно, так и вышло. Я понесла вещи, как этот следователь сказал, в КПЗ, они сказали: «10 минут назад его увезли».

http://pravmir.ru/vera-adelgeym-god-bez-...

—341— Трубецкой. «Основной грех целого ряда теоретиков, против которых полемизирует г. Петражицкий, говорит он, заключается в смешении права с фактом, в отожествлении фактического порядка, установленного тем или другим внешним авторитетом во имя права, с правом вообще. Основной грех г. Петражицкого заключается в отожествлении права с определенными состояниями человеческой души, с фактами индивидуальной психологии. Разумеется, всякий теоретик права должен считаться как с теми психологическими фактами, из которых исходит г. Петражицкий, так и с теми социальными фактами, которые послужили точкой отправления для его предшественников; но для того, чтобы уловить сущность права, надо подняться над фактами в горнюю сферу умозрения. Нетрудно доказать, что как фактически существующий правовой порядок, так и факты правовой психологии покоятся на неустранимых метафизических предположениях, обусловливающих как возможность всякого конкретного права, так и возможность самого правосознания. В основе всякого положительного права и всякой положительно-правовой обязанности лежат первоначальное право и первоначальная обязанность, т. е. право общества господствовать над личностью, связывать ее волю своими предписаниями, и – обязанность личности подчинять свои цели целям общежития» (стр. 30–31). Это первоначальное право не есть факт, а постулат, сверхопытная идея разума (там же): «Так или иначе, говорит в заключение автор, вопрос о существе права приводит нас к проблеме «права разума», или так называемого естественного права. Чтобы ответить на вопрос, что такое право, надо начать с выяснения того правового критерия, которым должен руководствоваться наш разум, того первоначального права, на которое опирается всякий внешний авторитет и всякое внешнее законодательство» (стр. 33). Статьи гг. Софронова и Щукарева являются продолжением работ, начатых еще в прежние годы. Статья Шварца есть лишь изложение брошюры Stumpf’a: «Der Entwickelungsgedanke in der gegenwärtigen Philosophie». Статьи Лосского и Холчева представляют слишком специальный интерес. Не вдаваясь, поэтому, в их изложение, переходим к III-eй книжке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Ташкентской епархии прошла конференция, посвященная памяти архимандрита Бориса (Холчева) 12 ноября 2018 г. 18:33 10 ноября 2018 года, в канун 47-й годовщины со дня кончины архимандрита Бориса (Холчева), в конференц-зале Свято-Троицкого Никольского женского монастыря города Ташкента состоялась конференция, посвященная жизненному пути приснопамятного священнослужителя, который с 1949 года служил в храмах Средней Азии.  В мероприятии приняли участие учащиеся и педагоги Ташкентской духовной семинарии, духовенство Ташкентской епархии . Конференцию открыл глава Среднеазиатского митрополичьего округа , ректор Ташкентской духовной семинарии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий . Обращаясь к участникам, архиерей подчеркнул, что архимандрит Борис служил в очень непростое для христианства время. Образование отца Бориса также усугубляло его положение: будучи выдающимся ученым, перед защитой диссертации по наставлению духовного отца Нектария Оптинского Борис Васильевич Холчев оставил научную работу, отказался от защиты кандидатской работы и был рукоположен в диакона ко храму святителя Николая в Кленниках г. Москвы. Это вызвало пристальное внимание, а затем гонения со стороны властей. Владыка Викентий, в частности, сказал: «Преданность воле Божией, желание послужить Церкви, быть светильником Церкви в самое тяжелое время — очень важно для нас. Мы должны брать пример с таких столпов веры, Церкви Христовой... К сожалению, в наше время жизнь христианина подвержена многим испытаниям, соблазнам, которым мы поддаемся. Мы ходим в церковь и сознаем, что мы православные христиане, но если строго посмотрим на себя, то увидим, что мы не совсем по-христиански живем, действуем и поступаем. В ситуации, которая складывается с Украиной, с Константинополем, когда нарушаются канонические правила, на первый план выходят обман и лицемерие. В это время нам нужно мобилизовать свои силы и усугубить молитвы. Мы должны быть внимательны к себе, чтобы мы могли устоять перед соблазнами и распознать ухищрения дьявола, который пытается нас отвратить от Бога и Церкви. А Церковь есть тот корабль, который в бушующем море может спасти нас от соблазнов и искушений и привести нас в Царство Божие».

http://patriarchia.ru/db/text/5300476.ht...

Так вот, отец Трофим написал множество конспектов и всегда сокрушался: «Для кого говорить? Стоят перед тобой Марья и Дарья, думают они о том, как корову подоить, огород вскопать. Какое там им высокое богословие?». Но когда открылся Пафнутьево-Боровский монастырь, а потом духовная школа в Калуге, дядя впрягся в полную силу, решил, что свой нерастраченный дар надо срочно использовать. И использовал — всю свою энергию потратил на это. Сейчас два его сына — священники. Один в Боровске служит, другой в подмосковном Дедовске. — В одно время с вашим отцом в Николо-Кузнецком храме служил отец Николай Кречетов. — Его позже рукоположили, я помню отца Николая еще мирянином. Он на год моложе отца, но стал мне старшим другом. У нас с ним была апостольская любовь — рыбалка. Ходили мы по болотам и по озерам под Сергиевым Посадом, на Протву ездили. Отец Николай тоже прошел большую школу, и это, конечно, школа отца Всеволода. Он возрастал как его ученик, хотя и сам имеет большие дары от Бога. — Наверное, через отца Николая вы были знакомы и с отцом Валерианом? — Не так близко. В детстве родители возили нас в Акулово, там тогда служил отец Сергий Орлов. Потом он умер, и настоятелем назначили отца Валериана, а мы с родителями продолжали ездить туда уже на могилу отца Сергия. Поддерживали отношения с отцом Валерианом, но гораздо больше я общался с отцом Николаем и его детьми, поскольку мы постоянно встречались с ними в Кузнецах. Пророчество отца Бориса (Холчева) стало сбываться еще в Кузнецах — Когда ваш отец узнал, что ему предстоит восстанавливать храм на Маросейке, он сразу вспомнил пророчество отца Бориса (Холчева)? — Это пророчество стало сбываться еще в Кузнецах. Многие члены общины на Маросейке после закрытия храма разбрелись по московским приходам, и часть из них была в Николо-Кузнецком храме. И некоторые стали ходить к отцу, в том числе две дочери священномученика Сергия Мечева. Они бывали у нас дома. Так получилось, что еще при жизни отца Всеволода и к его глубокому сожалению отца перевели сначала в Крестовоздвиженский храм в Лианозово, через год вернули в Кузнецы, но незадолго до кончины отца Всеволода опять перевели — в храм Адриана и Наталии. Там он служил несколько лет, венчал нас с женой, а после 1000-летия Крещения Руси Церкви начали возвращать храмы, и возникла община, которая ходатайствовала об открытии храма на Маросейке и рекомендовала назначить настоятелем отца.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-kuli...

Открытое служение Когда в 1948-м году появилась возможность вновь служить открыто, отец Борис отправился к владыке Гурию (Егорову), возглавлявшему тогда Ташкентскую кафедру. Изначально владыка собирался направить священника на служение в Ашхабад, однако там произошло серьёзное землетрясение. Тогда отец Борис 15 сентября 1948 года был назначен священником в храм Преподобного Сергия Радонежского в Фергане. Вскоре он стал ещё и благочинным округа. Жил отец Борис в очень скудных условиях: в небольшой комнатке, в которой жило еще несколько человек и не топилась печь. Когда он захотел немного навести порядок в храме, как внешний, так и внутренний, на него сразу же посыпались доносы. Беседы и проповеди отца Бориса были настолько доходчивы, что послушать его приходили даже иноверцы В 1953-м году Ташкентскую епархию возглавил архиепископ Ермоген (Голубев), уже давно знавший отца Бориса. Он перевёл священника в Ташкентский кафедральный Успенский собор. На отца Бориса сразу же легла обязанность крестить взрослых. В крещальне он исповедовал и проводил огласительные беседы, без которых таинство Крещения, он считал, проводить невозможно. Проповедовал он также и в храме. В 1954-м году отец Борис был назначен председателем епархиального совета, а в следующем году стал настоятелем Успенского собора, в котором служил. Беседы и проповеди отца Бориса были настолько доходчивы и популярны, что послушать его приходили даже иноверцы. Многие конспектировали эти беседы. Долго беседовал отец Борис и с начальником баптистской общины. Неудивительно, что вскоре вновь на активного проповедника стали поступать доносы. Ему запретили принимать людей дома и в крещальне, а проповедовать только публично, в храме. Несостоявшаяся хиротония 7 октября 1955 года епископ Ермоген постриг отца Бориса Холчева в монашество. При этом имя ему сохранили то же, что было и до пострига. Владыка объяснил это тем, что качество подвига его существенно не меняется, а лишь усугубляется иноческими обетами и званием. 26 ноября 1955 года отец Борис был возведён в сан архимандрита. Наконец владыка Ермоген представил кандидатуру архимандрита Бориса (Холчева) на епископство, которое тот должен был получить несомненно, для этого было готово даже облачение. Однако когда отец Борис пришёл к уполномоченному по церковным делам, то узнал в нём следователя, который вёл его дело много лет назад. Следователь тоже узнал отца Бориса, что сделало невозможным епископскую хиротонию.

http://pravoslavie.ru/125432.html

     29 сентября 2001 года состоялось перенесение мощей святого праведного Алексия Мечева в храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Об этом времени небывалого церковного возрождения, удивительных церковных событиях, о прославлении святого праведного Алексия Мечева на Архиерейском соборе 2000 года, о восстановлении самого храма и о настоятеле храма, отце Александре Куликове, редакция сайта попросила рассказать ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева. - Отец Владимир, настоятелем храма свт. Николая в Кленниках в 2001 году был протоиерей Александр Куликов. Мы знаем также, что отец Александр 20 лет служил в Николо-Кузнецком храме и был особенно близок протоиерею Всеволоду Шпиллеру. Не могли бы Вы рассказать о том, как он стал настоятелем храма свт. Николая в Кленниках и как он был связан с маросейской общиной? - Отец Александр Куликов родился в православной крестьянской семье и, когда служил в армии в Фергане, в дни увольнения ходил в храм. В это время там служил отец Борис (Холчев), который был духовным сыном отца Алексея Мечева, а после его кончины — отца Сергия Мечева. Будущий отец Александр стал духовным чадом отца Бориса. Отца Бориса Холчева вскоре перевели в Ташкент, а Александра Куликова перевели служить поблизости от Ташкента. Переодевшись в штатскую одежду, он приходил в храм (его уже знали и называли «Саша-солдатик») и там познакомился с замечательным святителем, Владыкой Гермогеном (Голубевым). В Ташкенте же он застал и будущего епископа Стефана (Никитина), который был прихожанином, а потом и старостой Маросейского храма. Когда Александр Куликов окончил службу и демобилизовался, отец Борис Холчев благословил его поступать в семинарию, сказав: «Вы – наша смена». Окончив семинарию, он был рукоположен в сан диакона в храм на Преображенской площади в Москве, а потом по просьбе протоиерея Всеволода Шпиллера – в сан священника к Николо-Кузнецкому храму, где он и прослужил 20 лет с перерывом на год. Тогда его перевели в Алтуфьево, но отец Всеволод с большим трудом выхлопотал его перевод обратно в Кузнецы. В Николо-Кузнецкий храм к нему стали приходить на исповедь по благословению архимандрита Бориса (Холчева) прихожане Николо-Кленнинского храма. В Москве были два храма, между которыми распределилась тогда маросейская община – это храм Илии Обыденного и храм Николы в Кузнецах.

http://pravoslavie.ru/134285.html

В Ташкенте состоялось заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа 12 ноября 2021 г. 13:32 11 ноября 2021 года, в день памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий  совершил в храме благоверного великого князя Александра Невского г. Ташкента Божественную литургию в сослужении митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора , митрополита Челябинского и Миасского Алексия , епископа Скопинского и Шацкого Питирима , епископа Душанбинского и Таджикистанского Павла , духовенства Ташкентской епархии и гостей в священном сане, прибывших на торжества по случаю 150-летия образования Ташкентской и Туркестанской епархии. Накануне вечером в соборе было отслужено полиелейное богослужение. На заупокойной ектинии сугубо молились о упокоении архимандрита Бориса (Холчева), подвизавшегося в середине XX столетия в Ташкентской епархии. 11 ноября исполнилось 50 лет со дня его блаженной кончины. Проповедь перед причастием произнес настоятель Александро-Невского храма протоиерей Сергий Стаценко. По окончании Литургии глава Среднеазиатского митрополичьего округа обратился к молящимся со словом проповеди и поздравил собравшихся с юбилейной датой — 150-летием образования Ташкентской и Туркестанской епархии. Далее была совершена лития на Боткинском кладбище — месте упокоения святителей Ташкентских, особо потрудившихся в годы богоборческой власти, а также приснопоминаемого архимандрита Бориса (Холчева). Богослужение возглавил митрополит Викентий. Вместе с ним молились митрополит Волгоградский Феодор, митрополит Челябинский Алексий, временный управляющий Патриаршими приходами в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , епископ Скопинский Питирим, епископ Душанбинский Павел, духовенство Ташкентской епархии и гости в священном сане. В тот же день под председательством митрополита Викентия в Духовно-административном центре Ташкентской епархии состоялось заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа. На заседании присутствовали архиепископ Пятигорский Феофилакт и епископ Душанбинский Павел. Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил принял участие в заседании по видеосвязи. В приветственном слове владыка Викентий поздравил членов Синода со 150-летием учреждения Ташкентской епархии и 150-летием назначения на кафедру первого правящего архиерея епископа Софония (Сокольского). В ходе заседания Синода Среднеазиатского митрополичьего округа было рассмотрено 19 журналов, посвященных деятельности епархий Округа. По материалам сайта Ташкентской епархии Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5861195.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009