Во всяком случае, этот аллегорический элемент Псалтири еще не многосложен, занимает второстепенное место и не в силах преодолеть разумно-ясного, чистого художественного чувства миниатюриста, как то напр. является в Варберишевской копии нашего оригинала. Известно, как гибельно влияло на искусство падение литературы, в течении IX–X веков, приходившей к полному разложению, в бездельной риторике и пышном многоглаголании утратившей чувство меры, простоту и ясность образов. Византийское искусство с своей стороны подчинялось этому направлению, само покрываясь риторическою шелухою, но в тоже время было бессильно, по самой своей античной т. е. пластической основе, воспринимать и перерабатывать сложный дидактизм византийского средневековья, как напр. в XIV в. шеннская школа, которая в обширных фресках могла разрабатывать мистические догматы доминиканской школы. И однако же, хотя византийское искусство с этой эпохи было поставлено в тесные рамки и должно было отчасти довольствоваться мелкими изделиями, повторяя в них казенные, заученный Формы, оно сохраняло жизнь и движете мысли еще в течении трех столетий слишком, в чем ярким свидетельством нам служить история миниатюр за этот период. Такою жизненною силою искусство было целиком обязано миниатюре, и в этом главное историческое значение таких высоких ее образцов, как Хлудовская Псалтирь. Выходная миниатюра Псалтири (без Давида) I. 1 . Иконоборческий собор при Льве Армянине. Лист 23 ркп., на обороте. К Пс.25:5 : κα μετ σεβν ο μ καθσω. 2 . Символическое уподобление иконоборцев (Иоанна и Игнатия) Евреям, распинающим Христа. Миниатюра л. 67, Пс.68:22 : Κα δωκαν ες τ βρμ μου χολν κα ες τν δψαν μου πτισν με ξος. 3 . Благовещение. Л. 45, Пс.44:11 : κουσον, θγατερ. II. 1 . Иудейские первосвященники подкупают воинов, и Симониане. Л. 67 об., Пс.68:28 : Προ­σθες νομαν πι­ τ νομ. 2 . Апостол Петр, попирающий Симона волхва и патриарх Никифор, стоящий на поверженном иконоборце Ианне (Иоанне). Л. 51 об., Пс.51:9 : ’Iδο νθρωπος, ς... πλπισεν πι­ τ πλ­θος το πλοτου ατο.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Рисунок. См. изображение в оригинале Время создания миниатюр Хлудовской псалтири дискутируется. По мнению В. П. Лазарева, они относятся к периоду первого восстановления иконопочитаиии (787–815 гг.), А. Н. Грабар предлагает более позднюю дату – 858–867 гг. Нет и окончательного уяснения места создания рукописи. Долгое время доминировала точка зрения о создании Хлудовской псалтири в светском скриптории (Н. В. Малицкий) или мастерской патриарха (А. Н. Грабар, В. Н. Лазарев). В недавнее время Б. Л. Фонкич 8 выдвинул новые убедительные аргументы в поддержку точки зрения Н. П. Кондакова . Миниатюры были изготовлены в Студийском монастыре, а наличие литургических рубрик (относящихся к уставу Великой церкви Константинополя и Студийскому) не может являться решающим аргументом в пользу отождествления места изготовления рукописи, поскольку она вовсе не предназначалась для литургического использования. В соответствии с гипотезой Фонкича Хлудовская псалтирь была написана и украшена миниатюрами в Студийском монастыре около середины IX в. Эта гипотеза представляется весьма правдоподобной. Студийский монастырь, бывший средоточием интеллектуальной элиты православия, известен как оплот иконопочитания, как место игуменства Феодора Студита . В скрипториях Студийского монастыря, по мнению многих исследователей, произошло рождение минускульного письма. В атмосфере интеллектуального поиска, отличавшей этот монастырь, была, по-видимому, оформлена концепция крестово-купольного храма, ставшего доминирующим архитектурным типом церковного здания в постиконоборческую эпоху и средневизантийский период. Было бы вполне оправданным связать создание уникального цикла миниатюр (ставших своеобразным памятником иконоборческой эпохи и утвердивших триумф православия) с этим духовным и культурным конклавом, прославившимся в эпоху гонений своей неизменной стойкостью и презрением к мнению императоров-иконоборцев 9 . Существенное значение имеет стилистика этого необыкновенного произведения. Широко распространенное мнение о том, что стиль миниатюр Хлудовской псалтири представляет собой образчик народного, низового, архаического искусства и плебейского вкуса, восторжествовавшего в далеких от Константинополя ареалах в период иконоборчества, нуждается в коррекции. Правильная оценка этого варианта невозможна вне контекста аналогичных художественных явлений, процессов стилистической эволюции того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

рк.), вероятно, это и есть измененный в связи с последним праздник 29 января, потому что в Богоявление армянская церковь с VIII в. 56 вспоминает не только Рождество, но и Крещение Господне. Гроб и мощи св. Иоанна находились в Севастии 57 . Чтения для названного праздника: Пс. 115:6 (выше), Деян. 13:17–42 , алл. Пс. 114 , Мф. 14:1–12 . Указанные раньше памяти 25–29 декабря в лекционариях хотя и палестинские, но назначенные для них там особые чтения сравнительно с положенными для 7 дней Рождества едва ли можно признать иерусалимскими. Подлежит также сомнению иерусалимское происхождение чтений, указываемых лекционариями на памяти муч. Маккавеев и апп. Филиппа и Андрея (15 и 30 ноября), так как эти памяти не иерусалимские. 2 P. Geyer. Itinera hierosolymitana. (Corpus scriptor. ecclesiastic latinor. Vindobon., v. XXXIX), pp. 78–98. 3 Св. Епифаний пишет (Exposit. fidei, с. 21): «Литургию от апостолов установлено совершать по средам, пяткам и воскресениям, среду и пяток (нужно проводить) в посте до 9-го часа, ибо Господь в начале среды был схвачен, а в пяток распят, поэтому апостолы и предали проводить эти дни в посте». 5 Термин «гимн» у Эферии равнозначущ с названием – «псалом» (например, в описании вечерни: dicuntur psalmi lucernares – dicuntur ymni – dicti fuerunt psalmi, Geyer, 72 и 91). Под антифонами же следует разуметь разного рода припевы к псалмам, выбранные из Св. Писания и сочиненные вновь, из коих вышли песнопения. Образцы их можно видеть, наприм., в Хлудовской Псалтири по уставу в. Константинопольской ц. (Архим. Амфилохий. Археологические заметки о греч. псалтири IX в., 1876, ср. с т.н. каноном антифонов патр. Анфима, Pitra, Monum. jur. eccl. graec., II), в бревиарие и псалтири древне-испанской ц. (Migne. lat. 86), антифонарие римской ц. (ibid. 77) и др., в нашем богослужении любопытное собрание антифонов дано в последовании Св. Страстей, именно, в его тропарях, – древнейшие из них представляют собою просто стихи псалмов. Антифоны различными способами припевались к стихам псалмов. Эферия отличает такие псалмы с антифонами от простых псалмов потому, что при пении антифон предпосылался псалму и, кроме того, антифоны украшались особыми мелодиями и напевами (psalmos… antiphonarum melodiis protelatos, I. Кассиан, De coenob. instit. II, 2): таким образом они как бы господствовали над псалмами. 6 Остатки этого храма теперь откопаны католическими монахами. См. статью H. Vincent’a L’eglise de l’Eleonora в Revue biblique, 1911, 2, р. 219. 17 Ibid. В сирском мартирологе 411 г. Райта память апп. Иоанна и Иакова в Иерусалиме стоит еще под 27 дек. (De-Rossi et Duchesne, Martyrologium Hieronymianum 1894, LII). 23 Н. Марр, Антиох Стратиг. Пленение Иерус. персами (Текст. и разыск. по арм. груз. филол., IX), 1909, стр. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Чт. 1891, II. стр. 161 сл. 200 Об иоакимовском издании Апостола мы скажем после, в изложении судьбы библейского текста в следующий период. 202 Такова, была доступная для нашего наблюдения психология одног из справщиков – старца Иосифа Наседки. Хр. Чт. 1891, стр. 160–161. 203 Старые лицевые рукописи идут с начала русской письменности. Древнейшие между ними – это списки Евангелия и Псалтири: Евангелие Остромирово 1057 года, Мстиславово нач. XII в., Пантелеймоново, Софийской библ. 1 XIII в., Евангелие ярославского архиерейского дома XIII в.. Евангелие 1232 года, ризницы Троице-Сергиевой Лавры 9, Евангелие Типографской библиотеки в Москве 5 XIII–XIV в., Евангелие Антониева Сийского монастыря 1339 г., Евангелие Московской Синодальной библиотеки 24 / 68 1357 г. и др.; в большинстве этих списков даны только изображения евавгелистов; Псалтири: Хлудовская – Симоновская, ок. 1280. Румянцевского Музея 327 XIV в., Императорского Общества любителей древней письменности 1397 г., Онежского Крестного монастыря 1395 г., писанная Лукою Смольяниным; сюжеты Псалтири разработаны весьма обстоятельно и подробно. Сербские рукописи с миниатюрами. Евангелие XIV в. Британского музея и Мюнхенская Псалтирь XIV–XV в., изданная И. В. Ягичем. Летопис Матице Сриске 1898, кн. 195, ст. II. А. Сырку. Болгарское лицевое Евангелие – елисаветградской единоверческой Покровской церкви, XV века. 204 Этот знаменитый список времеи Иоанна Грозного, почти совсем не затронутый изучением, содержится в трех отдельных рукописях: 1) Императорского Исторического Музея в Москве, инвентарный 34541; в нем содержатся книги: Пятокнижие Моисеево с вставками из Палеи, кн. Иисуса Навина, Судей, отрывки из кн. Иова и повесть о Троянской войне; всех листов 1031, рисунков на них в красках 1677 (проф. Щепкин. Изв. Отдел.рус. яз. и слав. Императ. Ак. Н. 1899, IV, 1345–1385), 2) отрывок из рукописи в 13 л. при лицевом житии Св. Николая Чудотворца Румянцевского Музея в Москве, собр. Большакова содержит Быm. VII 30 –XI; наряду с библейским текстом здесь содержится текст Еллинского Летописца (– Кир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

31489) - М. (средовек) получает завет; саркофаг Юния Басса (359 г., Музей собора св. Петра, Ватикан) - М. получает скрижали завета, М. высекает воду из скалы (Ibid. Cat. 386. P. 427); саркофаг Двух братьев (325 - 350 гг., Музей Пио-Кристиано, Ватикан. 31543) - М. (юный) получает завет; саркофаг (ранний IV в., Музей Пио-Кристиано, Ватикан. 31546) - М. (с курчавой короткой бородкой) получает скрижали завета). Решение всех этих композиций крайне лаконично. Сцена «Переход через Чермное море», символизирующая переход от рабства смерти к жизни вечной, стала темой группы саркофагов 2-й пол.- кон. IV в. На них в виде развернутого фриза представлены: ведущий народ Израилев столп огня, изображенный в виде колонны; поющая Мариам с тимпаном в руках; М., посохом касающийся моря, в котором гибнет войско фараона. Решение образа М. варьируется: он предстает то безбородым (напр., на саркофагах из Музея Пио-Кристиано, Ватикан (379-395 гг. 31434), и в соборе Сен-Трофим в Арле), то с небольшой бородкой (напр., на саркофаге в Музее древностей в Арле и из Археологического музея в Сплите, Хорватия - см.: F é vrier P.-A. Sarcophages d " Arles/Publ. de l " École française de Rome. R., 1996. No 255. P. 1106-1108, 1099 - 1141). Дочь фараона находит младенца Моисея в реке. Фрагмент миниатюры из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 13) В средневизант. время образы М. получают широкое распространение в иллюстрированных рукописях Библий (Библия кор. Кристины, X в.- Vat. Reg. gr. 1. Fol. 46v, 85v, 116, 155v). Особенно подробные циклы встречаются в Октатевхах (Vat. gr. 747. Fol. 72-215, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 150v - 251v, 2-я четв. XII в.), в Псалтирях, как в «народной» (Хлудовская Псалтирь, 40-50-е гг. IX в.- ГИМ. Л. 76 - 78, 82, 90 об., 98 об., 106 об., 107, 108, 108 об., 139-142), так и в «аристократической» редакции (Парижская Псалтирь, 1-я пол. X в.- Paris. gr. 139. Fol. 419v, 422v). Их также можно встретить в качестве иллюстраций в рукописях других произведений: в Слове Григория Назианзина (Paris.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

74 Цит. по: Доброклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. I. Одесса, 1913. С. 947. См. также: Соболевский А. И. Указ. соч. С. 24; Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества//ТОДРЛ. Т. XIX. С. 118. 76 Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886. С. 144. Перечень книг второй половины XIV в., списанных русскими в Константинополе и привезённых затем в Москву, приводится в: Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI–XIV веков и их указатель//Известия общества любителей духовного просвещения. Т. CXXIII. СПб., 1897. С. 37. 77 Лихачёва В. Д. Указ. соч. С. 152. См. также: Лихачёва В. Д. Иконографические особенности миниатюр студийских рукописей во второй половине XI столетия//Культура и искусство Византии. Тезисы докладов научной конференции. Л., 1975. С. 25. 78 Лихачёва В. Д. Миниатюры Киевской Псалтири и их византийские источники//Книга и графика. М., 1972. С. 47. 83 Гранстрем Е. Э. Каталог греческих рукописей ленинградских книгохранилищ. Вып. 1//ВВ. Т. XVI. М., 1959. 71. Там же см. библиографию работ, посвящённых изучению этой рукописи. 86 Архимандрит Владимир. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Ч. 1. Рукописи греческие. М., 1894. С. 83–84. См. также: Каврус Н. Ф. Указ. соч. С. 104–106. 90 Малицкий Н. В. Черты палестинской и восточной иконографии в византийской Псалтири с иллюстрациями на полях, типа Хлудовской//Seminarium Kondakovianum. Prague, 1927. P. 49. 91 Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII — первая половина IX века. М.–Л., 1961. С. 397. 92 Малышев В. И. Собрание рукописей Псковского областного краеведческого музея//ТОДРЛ. Т. XI. М.–Л., 1955. С. 478. 95 Там же. С. 79–80. см. также: Известия Русского Археологического Института в Константинополе. Т. VI. Вып. 2–3. София, 1901. С. 264; Гранстрем Е. Э. Каталог… Вып. 4//ВВ. Т. XXIII. М., 1963. 309. 98 Фонкич Б. Л. Палеографические заметки о греческих рукописях итальянских библиотек//ВВ. Т. 41. М., 1980. С. 212–213.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

90, Пс.88 ) – изображение известное в эту эпоху под именем «Агонофета», и пр., –наиболее интереса предлагает сцена Сошествия св. Духа ( Пс.65:10 , л. 62 об.). Апостолы, с Петром и Павлом во главе, сидят, благословляя, в ряд по сторонам престола, на котором находится раскрытое Евангелие и почивающий на нем св. Дух; огненные языки сходят с неба в лучах. Символическая обстановка сцены изображает, следовательно, Церковь уготованную на земле, в виде «гетимасии» – престола с Духом в Церкви пребывающим после Христа 34 , и сохраняет, таким образом, идеи, выработанные древнейшими мозаиками. Псалтирь Хлудовская, как выше было замечено, еще не вносит после Апостольской проповеди (л. 17, Пс.18 – Апостолы учащие: крещение евнуха Филиппом л. 65, Пс.67 ) в свои параллели последующей истории христианской церкви на земле: древнехристианские религиозные воззрения еще остаются во всей силе. Так «Святые» изображены (л. 11 об., Пс.15 ) как праведные без нимбов, в хламидах и пенулах, тогда как «Святые мученики» ( Пс.67 , л. 66 об.) в пышно широких хламидах, с крестами все юные, имеют сияния. Вот почему вместо разнообразных изображений Святых в Лонд. кодексе, в нашей рукописи встречаются лишь фигуры Столпника ( Пс.4 , л. 3 об.), Пантолеона, мучение юного Георгия на колесе ( Пс.44 , л. 44) и чудо св. Евстафия Плакиды. Мученическая судьба этого Траянова полководца, его обращение в христианство явлением ему Лика Христа между рог оленя, бедствия, уподобившие прежнего счастливца страдальцу Иову, и романическая история долгой разлуки с близкими и свидания с ними перед кончиною, делали из этого жития, редактированного в течении VIII-IX стол. (приписывалось И. Дамаскину) трогательную повесть 35 . Миниатюрист ( Пс.96 , л. 97 об.) воспользовался намеком Псалтири, чтобы сопоставить «свет» Лика со светом, воссиявшим Петру в темнице. Из деятелей христианства миниатюра ( Пс.59 , л. 58) изображает Константина на разубранном коне, повергающего врагов, одетых во фригийские шапки; фигура императора замечательна римским костюмом и рыжеватым париком; общее впечатление отличается античным изяществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Афины, 1964, с. 93—64 (по-французски). . Считается, что эта мозаика восстановлена святым Лазарем, иконописцем и исповедником Православия в период иконоборчества (память 17 ноября). См. Грабар А. Византийское иконоборчество, с. 190—191. . Слово 73 (изд. Аристарха, Константинополь, 1901, т. II, с. 294—300). А. Грабар относит это слово к 858-865 г. (указ.соч., с. 19). . Грабар А. Указ., соч., с. 192. . Характерным примером здесь может служить мозаика, восстановленная в Успенском соборе в Никее в епископство св. исповедника Феофана Начертанного (память 11 октября). Здесь крест в апсиде заменен образом Богоматери с Младенцем, над Которой из символического неба исходят три луча и рука. Над этим в конхе помещено символическое изображение Святой Троицы, престол с Евангелием и голубем. По кайме надпись: «Из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109). Здесь, как и в службе Рождества Христова, сопоставляются два рождения Спасителя: вневременное от Отца, непостижимое и потому неизобразимое, на которое может быть лишь указано текстом, и человеческое от Девы Марии — изобразимое. В.Н.Лазарев датирует эту мозаику концом VIII века (см.: История византийской живописи, т. 1, с. 68). А.Грабар и Фролов относят мозаику ко времени после 843 г. . Таковы, например, изображения четырех православных Патриархов, борцов за иконы, вместе с двенадцатью Апостолами в зале при константинопольской Святой Софии. . Например, Хлудовская Псалтирь (Афон, Пантократор, 61), Псалтирь Британского музея. См. Грабар А. Указ., соч., с. 61,196, 202; иллюстрации 141, 143, 144, 146, 152, 155, 157. . См. приведенный пример Никейской мозаики и позже, напр. в иконографии Преображения в XIII - XIV вв., очевидно, в ответ на символическое истолкование Преображения и, в частности, горы, вводится тема восхождения Христа с Апостолами на гору и схождения с нее. . Грабар А. Византия. Париж, 1963, с. 51—52 (по-французски). . Грабар А. Император в византийском искусстве. Париж, 1936, с. 173 (По-французски). . Грабар А. Там же, с. 100.

http://sedmitza.ru/lib/text/440350/

В IX в. на палестинский Часослов и Псалтирь из 20 кафизм переходят к-польские монахи-студиты, а постепенно следом за ними и вся Церковь. Этот процесс отражен в Псалтирях смешанного типа, таких, как Vat. gr. 1422, X-XI вв., или Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Хлуд. греч. 129, IX в.) - последняя разбита на кафизмы и заканчивается таблицей их употребления, но на полях в ней отмечены к-польские антифоны. Припевы к Б. п. Отдельные припевы фигурируют уже в тексте ВЗ (Исх 15. 21). В христ. среде припевы к Б. п. сочинялись по крайней мере с V в.; из письма блж. Августина († 430) известно, что донатисты ставили православным в вину сочинение припевов к пророческим песням ( Aug. Ep. 55. 18. 34//PL. 33. Col. 221). Об одном из ранних припевов упоминается в Житии св. Авксентия († 470), составившего для своих посетителей особое чинопоследование, в к-ром к песни вавилонских отроков припевался стих «Благословите» (PG. 114. Col. 1416). В рукописи Athen. Bibl. Nat. gr. 2061, кон. XIV - нач. XV в., сохранились припевы к Б. п. древнего к-польского песненного последования: к песни Моисея из Исх - «Господу поем, ибо славно прославился»; к песни Моисея из Втор - 4 припева (к стихам 1-14 - «Слава Тебе, Боже», 15-21 - «Сохрани мя, Господи», 22-38 - «Праведен еси, Господи», 39-43 - «Слава Тебе, слава Тебе»); к песни Аввакума - «Услыши мя, Господи»; Исаии и Ионы - «Ущедри мя, Господи»; Анны - «Помилуй мя, Господи»; Пресв. Богородицы - «Матерь Святая чистого света, ангельскими песньми Тя, ублажая, величаем» (этот припев назван «величанием» (μεγαλυνριον)); Манассии и Езекии - «Умилостивися ми, Господи»; «заключительному» антифону из песней Азарии и вавилонских отроков (Дан [LXX] 3. 26-45 и 52-56) - «Аллилуия»; «входному» антифону из песни вавилонских отроков (Дан [LXX] 3. 57-88) - «Благословите». Канон В Студийском и Иерусалимском уставах на месте Б. п. с припевами оказался гимнографический канон, представляющий собой сложную систему из ирмосов и тропарей , парафразирующих Б. п. Древнейшим примером этого жанра служит канон из 2 песен (т. н. двупеснец), сохранившийся в Файюмском папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466), к-рый содержит 4-строфные тропари с подзаголовками «на Благословите» (ες τ Ελογετε - к песни вавилонских отроков) и «на Величит» (ες τ Μεγαλνει - к песни Богородицы) и хвалитные стихиры. Первый известный автор полных 9-песенных канонов - прп. Андрей Критский (VII-VIII вв.); ирмосы его канонов почти буквально повторяют стихи Б. п. Поскольку канон достаточно быстро занял центральное место в системе визант. гимнографических жанров, следует подчеркнуть огромное значение Б. п. для визант. гимнографии - их содержательные особенности, а также языковые и поэтико-метрические характеристики (причем не оригинала, а именно греч. перевода Б. п.) буквально лежат в основе канонной поэзии.

http://pravenc.ru/text/149135.html

В комниновскую эпоху наряду с праздничными иконами появляются минологии, или минейные иконы (со образами святых и праздников на конкретный месяц или на более продолжительное время), а от начала XIII века есть уже примеры житийных икон, на которых образ святого в средней части окружён так называемыми клеймами со сценами из жития. Принято считать, что уже в стилистике “македонского возрождения” присутствует определённое внимание к классическому наследию греческого искусства, впрочем, уже в XI столетии дополняющееся более аскетическими тенденциями. “Комниновское возрождение” развивает эти традиции и имеет в стилистике живописи как монументальное направление, в том числе и в мозаичных иконах, так и классические тенденции, а со второй половины XII века также условно называемые “динамический стиль” и “маньеристический стиль”, сменяемые в начале следующего столетия новыми монументальными образами сс. 49–76]. Завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами даёт основание искать продолжение средневизантийского искусства не в столице, а в соседнем балканском регионе, а также в огромном пространстве стран византийского круга, а также в Италии, где работало большое количество греческих мастеров. В качестве замечательных образцов живописи средневизантийского времени назовём Владимирскую икону Божией Матери, обретшую свою вторую родину на Руси, образ святителя Григория Чудотворца , находящийся в собрании Эрмитажа, несколько икон из собрания Синайского монастыря. Стилистические изменения заметны и в книжных миниатюрах, от рукописей IX в – Евангелия Николая Исповедника, впервые содержащего слитный, так называемый минускульный шрифт, из Студийского монастыря (в Российской Национальной библиотеке в С.-Петербурге), Хлудовской Псалтири (в Государственном Историческом музее в Москве), Парижской Псалтири и Сочинений святителя Григория Назианзина (обе в Парижской Национальной библиотеке) до более декоративных рукописей комниновской эпохи двух основных направлений столичной школы – из императорского скриптория (например, “Слова” святителя Иоанна Златоуста из Парижской Национальной библиотеки) и из мастерской Студийского монастыря, а также из других, в том числе и афонских, мастерских сс. 180–192].

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010