Наталия Петровна Ермакова с сыновьями Она иллюстрировала книги; одна из ее самых известных работ – антология русской поэзии Она иллюстрировала книги; одна из ее самых известных работ – антология русской поэзии «Круг Лета Господня» в четырех томах, по числу времен года, собравшая религиозную поэзию отечественных классиков, иллюстрированную превосходными репродукциями замечательных русских живописцев. Это просто шедевр книгоиздания с предисловием Святейшего Патриарха Алексия II. В работе над этим уникальным изданием с ней сотрудничал Аркадий Левин, он отмечал: «Чрезвычайно важно, что это – не только антология русской поэзии, как о ней написал Валентин Семенович Непомнящий, научный руководитель издания, что это уникальная антология русской поэзии, как поэзии православного народа. Она сделана для семейного чтения. Поэтому там на 2000 страниц нет ни миллиметра белой бумаги; там представлены сотни фрагментов картин лучшей русской пейзажной живописи, там – специально отреставрированная для этого издания Хлудовская и Киевская Псалтирь, – тысячи миниатюр Псалтири там использованы. Это вообще впервые тоже представляется – это работа Натальи Петровны Ермаковой, выдающегося реставратора, современного иконописца». Антология русской поэзии «Круг Лета Господня» в иллюстрациях Н.П. Ермаковой Именно она иллюстрировала все посвящения православным праздникам, событиям Священной истории. У этого издания есть сайт , прикрепленный к сайту храма Христа Спасителя. Это то, что надо читать, смотреть, изучать вместе с детьми, – лучше, конечно, в бумажной версии, но хотя бы так – с экрана – приобщать их к этой высокой русской культуре. Она иллюстрировала все посвящения православным праздникам, событиям Священной истории При всей своей обширной и сосредоточенной профессиональной деятельности, Наталия Петровна была очень участливым человеком. Когда я заболел так, что из-за непроходимости пищевода истощение уже не оставляло шансов на то, что я выживу, она приняла горячее участие в том, чтобы выйти на светило медицины – академика Александра Федоровича Черноусова.

http://pravoslavie.ru/142071.html

Церковь учит, что Вознесение — это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Сын — воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории — домостроительство Бога Духа Святого. Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI — haч.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г. Синай, Египет Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ikonografiya-vozneseni...

Эта иконография известна по книжным миниатюрам (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в., л. 98об.) и иллюстрациям Октатевхов XI-XIII вв., где А. представлен в ряде сюжетов: жезл А. превращается перед фараоном в змея и поглощает жезлы егип. чародеев (Исх 7. 10-12) (одно из ранних изображений - на вратах ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.); А. и Ор поддерживают руки Моисея в битве с амаликитянами (Исх 17. 12) и др. (см. Ааронов жезл). В XI в. образ А. появляется в монументальной живописи, изображение его помещалось в росписи объема алтаря (Св. София Киевская, сер. XI в., Антониев Римлянина мон-рь, 1117-1119 гг.). Эта традиция в рус. памятниках удерживается вплоть до XVI в. (собор Ферапонтова мон-ря , 1502 г.). Образ А. входил в пророческий ряд высокого иконостаса , где изображался обычно с развернутым свитком или с процветшим жезлом в руке; среди наиболее ранних - изображения А. в иконостасах 50-70-х гг. XVI в. собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря, ц. Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. Лит.: LCI. Bd. 1. Sp. 2-4. В. Д. Сарабьянов А. в иудейской традиции В период Второго храма фигура А. нередко приобретала символический смысл. Это видно, в частности, из кумран. документов (III в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.). В них А.- условное обозначение ветхозаветного священства. Кумраниты верили, что Помазанников Божиих будет двое - первосвященник и царь . В «Уставе общины» предвещается приход «Мессий Аарона и Израиля» (1QS 9. 11). В кумран. текстах А.- образ Мессии-Первосвященника. «Дамасский документ», возможно, говорит лишь об одном Мессии: «Восстанет Мессия Аарона и Израиля» (CD 12. 23-13. 1); «Мессия Аарона и Израиля очистит их грех» (CD 14. 19) и др. В «Дополнениях к Уставу общины» сообщается о некоем мессианском пире, на к-ром «сыны Аарона» имеют привилегированное положение: они садятся прежде Мессии Израиля (царя, в данном случае, видимо, отличного от «Мессии Аарона» - 1QSa 2. 12-14). Раввинистическую лит-ру отличает особая любовь к личности А. Раввины описывают А. как великого миротворца, к-рый «не уйдет, покуда не увидит, что не осталось более ни капли злобы в душе...

http://pravenc.ru/text/62368.html

Богослужение Великих четвертка и пятка однозначно утверждает: Иуда был причастником Тела и Крови Христовых Богослужение Великих четвертка и пятка неоднократно и однозначно утверждает, что Иуда был причастником Тела и Крови Христовых наряду с другими апостолами. Впрочем, в современных пособиях по Литургике можно встретить мнение, что в богослужении этих дней существует противоречие. О стихирах на стиховне утрени Великого четвертка автор одного из таких пособий утверждает следующее: «В стихирах говорится о том, как Иуда участвовал в Тайной вечере, и говорится также, что он все-таки не причащался Тела и Крови Господней, а принял только тот кусок хлеба, который протянул ему Христос, омочив в солиле и указав этим предателя». Как основание для такого вывода предлагается следующая стихира: «“Да никтоже, о вернии, Владычния вечери тайноненаучен, никтоже отнюд яко Иуда льстивно да приступит к Трапезе: он бо укрух прием, на Хлеба уклонися. Образом убо сый ученик, вещию же сый убийца” (4-я стихира на стиховне)» . Хлудовская Псалтирь. Константинополь. Ок. сер. 9 в. ГИМ, Москва Вывод достаточно оригинальный, поскольку не нужно быть большим специалистом в церковнославянском, чтобы понять, что «уклонение на Хлеб», под Которым здесь подразумевается Сам Господь Иисус Христос, – это не «уклонение от Хлеба», а нечто противоположное по своей направленности, на что и указывает предлог «на». Да и сам глагол «уклонитися» имеет в церковнославянском языке более широкий спектр значений в сравнении с современным русским. Полный церковнославянский словарь перечисляет три значения этого слова: 1) «уклоняться, избегать»; 2) «преклоняться»; 3) «прельститься, броситься на что-то» . Именно в третьем значении слово «уклонитися» и используется в рассматриваемом отрывке. Выражение это по смыслу синонимично псаломскому «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Пс. 40: 10) – которое и Сам Господь цитирует в Евангелии от Иоанна (см.: Ин. 13: 18). Мало того, слова этой же стихиры: «Никтоже отнюд яко Иуда льстивно да приступит к Трапезе» – дают нам возможность трактовать «укрух», принятый Иудой, как евхаристический. В любом случае из сказанного видно, что из текста разбираемой стихиры никак нельзя сделать вывод, что Иуда «все-таки не причащался Тела и Крови Господней».

http://pravoslavie.ru/111987.html

Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф.2, 1-12; Лк.2, 6-20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену Омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории Папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII-VIII вв.). Первыми примерами изображения Омовения в искусстве Византии являются книжные миниатюры 8-9 веков, например, армянского манускрипта Сан-Лазаро в Венеции и Хлудовской Псалтири. Очень редко в иконах Рождества Христова встречается изображение св. пророка Исайи, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Так, в рукописи XI века, происходящей из монастыря Есфигмен на Афоне, в иллюстрации к тексту Слова св. Иоанна Дамаскина на Рождество на одной из миниатюр рядом с яслями Спасителя представлен пророк Исайя. А на иконе Рождества Христова строгановского мастера Михаила конца 16 века из Русского музея в Санкт-Петербурге пророк изображен у изголовья Богоматери. В руках он держит свиток с текстом пророчества: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына...» (Ис. 7, 14) Рождество Христово. Фреска в церкви св. Апостолов в Пече, Сербия. Третья четверть 14 века. Среди встречающихся в сцене Рождества персонажей недоумение у исследователей вызывает загадочная фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом. Н.В. Покровский считал, что это один из пастухов, пришедших поклониться Христу . Существует так же мнение, что это сын Иосифа, Иаков, по преданию сопровождавший святое семейство по дороге в Вифлеем. Однако он не мог изображаться старцем, поскольку был молодым человеком и в других памятниках представлен без бороды. По другой версии, которую разделяет Е. Луковникова, в образе старца в шкурах изображается дьявол, искушающий Иосифа о девстве Богоматери . Чаще всего старец опирается на клюку или посох, иногда на нем в головной убор в виде шляпы. В очень редких случаях он беседует не с Иосифом, а с самой Богоматерью, как, например, на иконе-таблетке из Сергиево-Посадского музея-заповедника.

http://pravoslavie.ru/jurnal/05122712494...

Иконоборцы Иоанн Грамматик и еп. Антоний Силейский замазывают известью икону Иисуса Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 62) Иконоборцы Иоанн Грамматик и еп. Антоний Силейский замазывают известью икону Иисуса Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 62) Последняя вспышка И. в Византии относится ко времени правления имп. Феофила (829-842), к-рый под влиянием патриарха К-польского Иоанна VII Грамматика (837-843) запретил изготовление икон и подверг гонениям известных иконопочитателей, включая сщмч. Евфимия , митр. Сардского, исп. Феодора Начертанного и иконописца Лазаря. Супруга имп. Феофила, имп. св. Феодора , была иконопочитательницей и после смерти мужа добилась восстановления иконопочитания. Последний иконоборческий патриарх и богословский советник 3 императоров-иконоборцев Иоанн Грамматик был низложен и сослан, а в марте 843 г., при новом патриархе, иконопочитателе свт. Мефодии I (843-847), было провозглашено полное восстановление иконопочитания. Во 2-й пол. IX в. неск. Соборов вновь осудили И. ( Dvornik. 1953), и вплоть до XI в. полемика, связанная с иконопочитанием и И., не возобновлялась. Имп. Феодора. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 392) Имп. Феодора. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 392) Споры об И. получили новую силу в связи с предпринятым в 1081-1082 гг. имп. Алексеем I Комнином изъятием на переплавку, ради пополнения обнищавшей казны, драгоценных церковных предметов, среди к-рых были и богослужебные сосуды со священными изображениями. Лев , митр. Халкидонский, выступил с возражениями догматического порядка, обвиняя в нечестии тех, кто уничтожали с какой бы то ни было целью священные изображения. Догматические споры заняли неск. лет и привели к тому, что на К-польском Соборе 1086 г. митр. Лев был обвинен в ереси и низложен. Споры, однако, на этом не закончились, и в 1094 г. на Соборе в К-поле Лев раскаялся в своих заблуждениях и был восстановлен на кафедре (о богословских аргументах спора см.: Louri é. 2006). Источники

http://pravenc.ru/text/389050.html

На Востоке. Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. В. Г. и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи ( Euseb. Vita Const. 4. 64; см.: Kretschmar. 1954-1955). Вознесение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. 129. Л. 22) Вознесение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. 129. Л. 22) Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с к-рого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о В. Г. ( Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи ( Eger. Itiner. 42), но, по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике В. Г., а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи - Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения. Указания на отдельное празднование В. Г. встречаются у свт. Григория Нисского ( Greg. Nyss. In Ascen.//PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста ( Ioan. Chrysost. De st. pent. I, II//PG. 50. Col. 456, 463; in Ascen.//PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6//PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как В. Г. говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (τεσσαρακοστ), о к-рой идет речь в 5-м прав. I Всел., следует понимать праздник В. Г. ( Talley. P. 63). Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют В. Г. в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

http://pravenc.ru/text/155108.html

Крещение Господне. Фрагмент эпистилия. Икона. 2-я пол. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В средневизантийский период иконография Крещения Господня обогащается ещё несколькими деталями. На берегу рядом со св. Иоанном Крестителем изображается дерево с прислонённой к нему секирой: на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас в Греции (30–40-е гг. XI в.), на иконе-тетраптихе из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.), на мозаике Палатинской капеллы в Палермо на острове Сицилия (ок. 1146–1151) и др. Эти предметы иллюстрируют слова проповеди св. Иоанна Крестителя, призывающего к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3: 10; Лк 3: 9). В воде рядом со Христом или на берегу изображается крест на колонне: на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 299; 1-я четв. XI в.); на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас; на иконе-эпистилии из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XI в.); на миниатюре из Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне (XI в.). Крест напоминает, что с момента Крещения начинается общественное служение Спасителя, конечная цель которого — искупление крестным страданием грехов человеческого рода. Об этом говорится в тропаре 7-й песни канона предпразднства: «Мертвость Божественную знаменительне образующее, погружением в воде трикратным в Крещении Христу совостаем, тридневному востанию приобщающеся». Помимо двух учеников св. Иоанна Крестителя в композицию включается и множество крещаемых — раздевающихся на берегу, прыгающих в воду, плавающих, как, например, на мозаике собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос (1042–1056). Крещение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д, Л. 117) В палеологовскую эпоху выработанные ранее элементы иконографии Крещения Господня сохранялись, иногда видоизменяясь. Например, олицетворение Иордана могло изображаться в виде небольшой фигурки в воде, рядом с которой помещали персонификацию моря — женскую фигуру в раковине или верхом на рыбе (в качестве иллюстрации вышеупомянутого 113-го псалма: «...море виде и побеже...»): на мозаике церкви Паммакаристос (Фетхие-джами) в Константинополе (после 1315); на фреске кафоликона монастыря Протат на Афоне (начало XIV в.). Ранее эти образы встречались в иллюстрациях Псалтирей, напр. Хлудовской (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 88, 116 об., 117; ок. сер. IX в.).

http://bogoslov.ru/article/6172058

— Выходящие из ада праведники и повергнутые в геенну грешники и дьявол. По мысли художника этот эпизод должен иллюстрировать слова пророчества Симеона: «Се лежит на падение и восстание многих в Израиле» (Лк.2:34) и тексту «Пролога»: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори». — Вверху, в центре иконы могут быть помещены неканонические образы «Новозаветная Троица» или Бог-Отец. Такая избыточная повествовательность, как правило, еще и сопровождающаяся пышными архитектурными кулисами, отвлекает внимание зрителя от главного сюжета. Чтобы прояснить все представленное, художник иногда сопровождает изображение текстовыми комментариями. Многочисленные детали делают образ подробнейшей «Библией для неграмотных», или же неким ребусом, но затуманивают основное содержание празднования, а также глубинные смыслы и аллюзии, которые так тонко передавались в произведениях предшествующих веков. ___________________________ «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии Аквитанской). Сретение именуется в этом произведении «сороковым днем от Епифании», то есть от Богоявления (Рождество и Богоявление праздновались в первые века Христианства в одно и тоже время). Картины, фрески, иконы Сретения Господня Фреска церкви Санта Мария в Кастельсеприо. Конец VII — начало VIII в. Италия Миниатюра Хлудовской Псалтири. Середина IX в. Государственный Исторический музей, Москва Фрагмент резной иконы. 2-ая половина X в. Византия. Государственный Эрмитаж, Спб. Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека Миниатюра Евангелия из ц. Могни. Середина XI в. Армения. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. (не сохранилась) Эмаль. Конец XII -начало XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227—1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

В произведениях второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал. В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7). В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixb. ГИМ, Москва Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010