Та же книга содержит инструкции, касающиеся «приношения хлебного»: оно состоит из муки, которую человек приносит священникам, а они сжигают ее на жертвеннике ( Лев.2:1–13 ). Первый сноп жатвы приносился в жертву Господу и вместе с ним хлебное приношение ( Лев.23:10–13 ). Вся эта долгая предыстория имеет прямое отношение к Иисусу и Его служению, а также к Его учению о «хлебе насущном» и о «хлебе с небес». Хлеб неоднократно упоминается на страницах всех четырех Евангелий. В пустыне Иисус, искушаемый диаволом, отказывается превратить камни в хлебы, отвечая на искушение словами Ветхого Завета: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). В ответ на обвинения в нарушении субботы Иисус напоминает фарисеям рассказ о том, как Давид съел священные хлебы предложения, которые не должно было есть никому, кроме священников ( Мф.12:1–4 ; Мк.2:23–28 ; Лк.6:1–5 ). Дважды Он совершает чудо над хлебами – один раз умножив пять хлебов и две рыбы и накормив ими пять тысяч человек, не считая женщин и детей ( Мф.14:15–21 ; Мк.6:35–44 ; Лк.9:12–17 ; Ин.6:5–13 ), а другой раз подобным же образом накормив четыре тысячи человек семью хлебами и несколькими рыбами ( Мф.15:32–38 ; Мк.8:1–9 ). Беседа о небесном хлебе построена по тому же принципу, по которому строились многие беседы Иисуса с приходившими к Нему людьми. Хлеба и рыбы. Мозаика церкви Умножения хлебов и рыб в Табхе, Израиль. V в. Иисусу было свойственно переключать внимание собеседника с предметов земных и тленных на реальность иного плана, выходящую за рамки чувственного восприятия. Отталкиваясь от хорошо знакомых собеседнику земных вещей, Он трактовал их как прообразы небесных реальностей, уча слушателя переноситься сознанием от материального к духовному, от тленного к нетленному. Самарянке, говорившей ему о воде, почерпале и колодце, Он в ответ излагал учение о «воде, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ). В данном же случае отправным пунктом для беседы с иудеями становится ветхозаветная история о хлебе, сошедшем с неба для поддержания жизни евреев в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

б) хлебное приношение ( Лев. 2 ): мука или колосья, елей (т.е. оливковое масло), ливан (т.е. ладан), соль; закваска и мед воспрещаются; в) мирная Ж. ( Лев. 3:1 ; Лев. 7:12–14 ): быки, телицы (т.е. коровы), бараны, овцы, козы; пироги из пресного теста или лепешки с оливковым маслом; 2) Ж. посвящения: а) Ж., принесенные по случаю посвящения в священство Аарона и его сыновей ( Лев. 8 – Лев. 9:1 ). В течение 7 дней: по одному теленку в Ж. за грех; по одному барану в Ж. всесожжения; по одному барану в Ж. посвящения и по одной корзине опресноков (т.е. лепешек из неквасного теста). На 8-й день: от священника – теленок в Ж. за грех; баран в Ж. всесожжения; теленок и овца в Ж. всесожжения; бык и баран в мирную Ж., а также хлебное приношение с оливковым маслом; б) Ж. каждого священника в день его помазания ( Лев 6 и след.): десятая часть ефы пшеничной муки; в) Ж. посвящения левитов ( Числ. 8:5–22 ); теленок – в Ж. за грех; теленок – в Ж. всесожжения вместе с хлебным приношением; г) Ж. начальника каждого из израил. колен по случаю освящения скинии ( Числ. 7 ): одно серебряное блюдо (весом 130 сиклей) и одна серебряная чаша (весом 70 сиклей), наполненные пшеничной мукой, смешанной с оливковым маслом; одна золотая кадильница (весом 10 сиклей), наполненная курением; один теленок, один баран, один ягненок в Ж. всесожжения; один козел в Ж. за грех; два теленка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят в Ж. мирную; 3) ⇒ Первородство, первородный ; 4) Ж. за грехи, совершенные по неведению или по ошибке: а) Ж. за грех ( Лев. 4 – Лев. 5:13 ; Числ. 15:24–28 ): первосвященник – одного теленка; народ – одного теленка в Ж. всесожжения (вместе с хлебным приношением и возлиянием) и одного козла в Ж. за грех; начальник – одного козла; рядовой израильтянин – одну козу или одну овцу; бедняк – двух горлиц или двух голубей или одну десятую часть ефы пшеничной муки; б) в Ж. повинности ( Лев. 5 – Лев. 6:7 ): одного барана стоимостью «серебряными сиклями по сиклю священному»; 5) Ж. очищения: а) за телесную нечистоту ( Лев. 15:14.15.29.30 ): две горлицы или два голубя в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

5 . Если он виновен в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил; 939 6 . То пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота; овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его. 940 7 . Если же он не в состоянии принести овцу, то в повинность за грех свой пусть принесет Господу двух горлиц иди двух молодых голубей, одного в жертву за грех, а другого во всесожжение. 8 . Пусть принесет их священнику, и (священник) представит прежде ту из сих птиц, которая за грех, и надломит голову ее, от шеи ее, но не отделит; 9 . И покропит кровию сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцедит к подножию жертвенника: это жертва за грех. 10 . А другую употребит во всесожжение по установлению; и так очистит его священник от греха его, которым он согрешил, и прощено будет ему. 11 . Если же он не в состоянии принести двух горлиц или двух молодых голубей, – пусть принесет за то, что согрешил, десятую часть ефы пшеничной муки в жертву за грех; пусть не льет на нее елея, и ливана пусть не кладет на нее, ибо это жертва за грех. 941 12 . И принесет ее к священнику; а священник возьмет из ней полную горсть в память и сожжет на жертвеннике в жертву Господу: это жертва за грех. 13 . И так очистит его священник от греха его, которым он согрешил в котором-нибудь из оных случаев, и прощено будет ему (остаток) же принадлежит священнику, как приношение хлебное. 14 . И сказал Господь Моисею, говоря: 15 . Если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу: пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности. 16 . За ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему. 942 17 . Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, что не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

68 . Как приобщение к Божественным тайнам веры каждый верный мог приносить жертвы Богу от стада, от плодов, от птиц, муки пшеничной с елеем и солью, и этим утверждалось богообщение, жизнь с Богом на земле ( Лев.2:13 ). 69 . Аарона и сынов его Бог освятил для священнодействия через Моисея, который омыл их водою, облек в священное облачение, помазал их и одежды их священным елеем, чтобы они были священниками в скинии, где пребывал Бог, Творец неба и земли ( Исх.28:1; 40:1215 ). 70 . В скинии перед облаком славы Божией приносилась жертва всесожжения, приношение хлебное, жертва за грех, жертва повинности, жертва посвящения и жертва мирная ( Исх.29 ; Лев.1:3, 10; 8:13; 7:12; 6:25 ). 71 . За грехи одного или всего народа, за клятву безрассудную против заповедей Господних, за утаенное приносилась жертва для очищения от греха ( Лев.45 ). 72 . Заповеди Божии возвещали о добре, правде, справедливости, и утверждалось благочестие среди народа, и явилась слава Божия всему народу. 73 . Истребляются народы творящие мерзости, ибо гнусно лежать с мужчиной как с женщиной и женщине со скотом ( Лев.18:2030 ). 74 . И сказал Господь: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:12 ). 75 . Не ешьте крови, не ворожите, не гадайте, не наполняйте землю развратом ( Лев.19:29; 20:6 ). 76 . Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога, не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении ( Лев.19:32, 35 ). 77 . Всех вышедших из Египта от 20 лет и старше мужчин было 603550, не считая жен и детей ( Исх.38:26 ), а входило всего 75 душ, через 30 лет удваивалось население и за 430 лет стало около 3 млн. 78 . Моисей впервые на земле научил благословению, дабы взывали верные: Да благословит тя Господь и сохранит тя; да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя; да воздвигнет Господь лице Свое на тя и даст ти мир ( Чис.6:2426 ). 79 . Бог говорил с Моисеем в скинии между двумя Херувимами. 80 . Из колена Иудина Халев и из колена Ефремова Осия, сын Навина, которого Моисей назвал Иисусом, сказали только правду при обходе земли, а остальные, ходившие в землю Ханаанскую, возроптали на Бога, распространили плохую молву о земле, оболгали все и подняли ропот, и народ возмутился на Моисея и на Бога, и осудил Бог всех на сорокалетнее странствование в пустыне ( Чис.13:2734; 14:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

10 это - субботнее всесожжение в каждую субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем. 11 И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев без порока, 12 и три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное на одного тельца, и две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное на овна, 13 и по десятой части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное на каждого агнца; это - всесожжение, приятное благоухание, жертва Господу; 14 и возлияния при них должно быть пол-гина вина на тельца, треть гина на овна и четверть гина на агнца; это всесожжение в каждое новомесячие во все месяцы года. 15 И одного козла приносите Господу в жертву за грех; сверх всесожжения постоянного должно приносить его с возлиянием его. 16 В первый месяц, в четырнадцатый день месяца - Пасха Господня. 17 И в пятнадцатый день сего месяца праздник; семь дней должно есть опресноки. 18 В первый день [да будет у вас] священное собрание; никакой работы не работайте; 19 и приносите жертву, всесожжение Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев; без порока они должны быть у вас; 20 и при них в приношение хлебное приносите пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на каждого тельца, и две десятых части ефы на овна, 21 и по десятой части ефы приноси на каждого из семи агнцев, 22 и одного козла в жертву за грех, для очищения вас; 23 сверх утреннего всесожжения, которое есть всесожжение постоянное, приносите сие. 24 Так приносите и в каждый из семи дней; это хлеб, жертва, приятное благоухание Господу; сверх всесожжения постоянного и возлияния его, должно приносить сие. 25 И в седьмой день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте. 26 И в день первых плодов, когда приносите Господу новое приношение хлебное в седмицы ваши, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; 27 и приносите всесожжение в приятное благоухание Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев [без порока],

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/445/...

Можно выделить следующие онтологические свойства жертвы. Во-первых, жертва является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Богу; жертвователь подает Богу, а не священнику: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» ( Лев.27 :.30); «И сказал я им: вы – святыня Господу, и сосуды – святыня, и серебро и золото – доброхотное даяние Господу Богу отцов ваших» (Езд.8:28). Во-вторых, цель жертвы нематериальна и трансцендентна, в частности это стяжание спасения в Боге, то есть очищение от греха, восстановление гармонии между людьми и Богом, освящение людей или, как говорится в Новом Завете, всыновление их Богу. «А на обязанности князя будут лежать всесожжение и хлебное приношение, и возлияние в праздники и в новомесячия, и в субботы, во все торжества дома Израилева; он должен будет приносить жертву за грех и хлебное приношение, и всесожжение, и жертву благодарственную для очищения дома Израилева» ( Иез.45:17 ). «И сказал мне: это – место, где священники должны варить жертву за преступление и жертву за грех, где должны печь хлебное приношение, не вынося его на внешний двор, для освящения народа» ( Иез.46:20 ). В-третьих, жертва – это форма добровольного отчуждения собственного богатства в пользу божества в лице культовых учреждений – храма и его служителей. Причем закон добровольного отчуждения носит всеобщий характер для всех членов данного религиозного сообщества – Закон дается народу в целом, а не каким-либо отдельным сословиям. «И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего» ( Неем.10:32,33 ). В-четвертых, жертва как материальный продукт не может быть уменьшаема, но всегда составляет некоторую постоянную долю имущества, отчуждаемую в пользу божества, и в своей некоторой части принадлежит лично священнослужителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми от них; это будет для отправления работ при скинии собрания; и отдай это левитам, смотря по роду службы их. И взял Моисей повозки и волов, и отдал их левитам» ( Чис.7, 1–6 ). И не до сего только простирались приношения князей колен, но присоединены были к сим и другие; ибо написано: «И принесли начальники жертвы освящения жертвенника в день помазания его, и представили начальники приношение свое пред жертвенник. И сказал Господь Моисею: по одному начальнику в день пусть приносят приношение свое для освящения жертвенника. В первый день принес приношение свое Наассон, сын Аминадавов, от колена Иудина; приношение его было: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное, одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением, один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение, один козел в жертву за грех, и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Наассона, сына Аминадавова» ( Чис.7, 10–17 ). Принес да свои дары и другие князи по порядку до двенадцатого таким же образом и с одинаковым великолепием, причем каждому был отделен установленный для него день; ибо так повелел Бог. П. Какой же смысл заключается в столь многообразном приношении? К. Конечно, Палладий, это есть приношение; но с ним соединяется, думаю, и таинственный смысл, по которому это иносказание относится к Еммануилу и к нам самим. Объясню его, как могу. Когда явилась в мире сем святая и истинная скиния, то есть Церковь , Христос, многообразно сияя в ней, едва не нами самими и за нас приносится как священная жертва Богу и Отцу, как выкуп и замена жизни всех, будучи Один равноценен всем. Ибо когда Единородный соделался человеком, как один из нас, Он принес Себя Самого Богу и Отцу как бы некоторую первину и начаток человеческого естества, благоухающего в освящении, естественно и существенно пребывающем в Нем, поскольку Он мыслится и есть Бог, но привходящем в Него по человечеству Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

5 . «И всякое приношение хлебное, которое печено в печи, и всякое приготовленное в горшке или на сковороде, принадлежит священнику, приносящему его» ( Лев.7:9 ). Что мы говорим? Неужели мы думаем, что всемогущий Бог , отвечавший Моисею с небес, будет научать о «печи», «горшке» и «сковороде», чтобы народ узнал от Моисея, что Бог будет милостив к ним, если они что-то испекут «в печи», сварят «в горшке» или пожарят «на сковороде»? Но чада Церкви «не так познали Христа», не так «в Нем научились» (ср. Еф.4:20–21 ) через апостолов, если могут допустить в отношении «Бога славы» (ср. Пс.28:3 ) нечто столь пустое и ничтожное. Давайте лучше посмотрим, что означает это «приношение хлебное, испеченное в печи», и как следует понимать эту «печь» в духовном смысле, данном Церкви Святым Духом. Но где мне найти подход к Божественному Писанию, чтобы понять, как оно научает меня, что значит «печь»? Надлежит мне призвать Господа моего Иисуса, чтобы Он помог ищущему найти и отворил стучащему (ср. Лк.11:10 ) и помог отыскать мне в Писании «печь», где я мог бы приготовить жертву, которую Бог примет. И сдается мне, что я отыскал ее у пророка Осии, где он говорит: «Все они [кощуны] распалены, как печь» ( Ос.7:7 ). И еще говорит: «Они делают сердце свое подобным печи» ( Ос.7:6 ). Таким образом, «печь» – сердце человека. Но сердце это, если его разжигают пороки или воспламеняет дьявол , не печет, но сжигает. Однако если его воспламенит Тот, Кто сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю» ( Лк.12:49 ), то хлебы Божественного Писания и слова Божьего, которые я принимаю в своем сердце, я не сжигаю к погибели, но пеку для жертвоприношения. И, возможно, о том, что есть «внутренности», о том сокрытом, что не так просто открыть людям, сказано, что оно готовится «в печи». В Божественном Писании встречается многое подобное этому, как, например, у Иезекииля, когда он описывает либо херувимов, либо Бога и все это завораживающее видение (ср. Иез.1 и 10). Если все это не приготовить «в печи», то оно будет сырым, и его нельзя будет есть. Ибо не следует думать, что Бог изображается как животное в виде льва или тельца или орла. Если это так, то их не должно представлять сырыми, но надлежит испечь их «в печи» своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, от начала до конца разливается благоухание в церквах, как бы в агнце, во Христе. П. Ты хорошо сказал. К. Кроме того, другой праздник присовокупляет закон к первому и едва не связывает между собою самые времена их, говоря в книге Чисел: «И в день первых плодов, когда приносите Господу новое приношение хлебное в седмицы ваши, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение в приятное благоухание Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев..., и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на каждого тельца, две десятых части ефы на овна, и по десятой части ефы на каждого из семи агнцев, и одного козла [в жертву за грех], для очищения вас; сверх постоянного всесожжения и хлебного приношения при нем, приносите [сие Мне] с возлиянием их; без порока должны быть они у вас» ( Чис. 28, 26–31 ). В первый месяц, по законам еврейским, закалался агнец, в ближайший же и следующий за ним было в обычае собирать плоды с полей, разумею ранние из шелушных плодов и снопы колосьев по сжатии хлеба. Итак, время новых (плодов) есть то, в которое должно быть собираемо с полей посеянное на них. Этот праздник, сказано, есть нарочитый и должен быть совершаем законно, с устранением труда и утомления: ибо во время праздников обычно оставаться свободным от труда и всячески удаляться от занятий, более обременительных. И из сего опять всякий может познать, что совершающим святой праздник Богу менее всего приличествует делать бесславный и весьма тягостный грех; а напротив, отпуская на свободу и насыщая ум, – услаждаться занятиями добродетельными. Приносятся во всесожжение и жертву два тельца, одного овен и семь агнцев, мука, смоченная елеем, и козел от коз. Что имеет в виду это таинственное постановление закона, о том сказано недавно, мы не будем повторять того же самого. Впрочем, мы необходимо должны сказать о том, что время новых (плодов) прообразует таинство Воскресения Спасителя нашего: ибо естество человеческое процвело в первый раз только во Христе, избавившись от тления и уже отбросивши ветхость греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но кроме духовно-исторической стороны, Пятидесятница для древних иудеев была еще и праздником нового урожая. К этому времени в Палестине уже созревала пшеница, а стада давали многочисленный приплод – и начатки всех этих «плодов земных» приносились в благодарственную жертву Господу. Вот что говорится об этой стороне праздника в Писании: Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу, от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу; вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов (без порока); да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. Приготовьте также из стада коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную (вместе с хлебом первого плода); священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику, [который приносит, это принадлежит]; созывайте народ в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы неработайте, это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши ( Лев.23:15–21 ). Итак, Пятидесятница была праздником всеобъемлющего благодарения Господу за все Его дары – как духовные и вневременные, так и чисто земные, бытовые. Праздник был призван возвращать людей к единственному подлинному источнику всякого блага – Богу и Творцу всяческих. И совсем не случайно именно на Пятидесятницу – в день рождения народа Божиего – произошло другое, не менее великое событие, родилась новозаветная Церковь: При наступлении дня Пятидесятницы все апостолы были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010