Неем.10:33 .  на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. Из ст. 33 видно, что восстановленный общиной налог предназначался на нужды богослужения, именно: «на всегдашнее хлебное приношение», т.е. на хлебы предложения ( Лев. 24:5–8 ); «на всегдашнее всесожжение» (thamid), т.е. на жертву (mincha) вечернюю и утреннюю (olah) (ср. 4Цар. 16:15 ; 1Ездр. 9:4 ); на жертвы в субботу, новомесячия и праздники ( Чис. 28:16, 29:38 ), «на священные вещи» (Евр. velakkadaschim, сопоставляемое с дальнейшим vellahatoth (рус. «и на жертвы за грех»), указывает на жертвы и именно жертвы благодарственные (ср. 2Пар. 29:33, 35:13 ), приносившиеся от лица всего народа ( Лев. 23:19 ; Исх. 24:5 ) ); «на жертвы за грех» (ср. Лев. 4:13–21, 16:34 ) «и на все, совершаемое в доме Бога нашего». Установление нарочитых взносов на потребности богослужения не противоречит ( 1Ездр. 7:20 ), где сообщается, что дано было повеление от царя отпускать на нужды Иерусалимского храма. Если даже и исполнялось царское повеление, что не несомненно, то все же у иудеев могло быть желание и самим принять участие в содержании храма и увеличить средства храма. Неем.10:34 .  И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. В законе Моисеевом нет постановления относительно того, кто должен был доставлять дрова для жертвенника. До времени Неемии, вероятно, доставка дров была добровольной. Теперь попечение об этом возложено было на целую общину (ср. Неем. 13:31 ), – священников, левитов и народ. Время доставки для каждого рода было определено жребиями, которые брали, вероятно, представители рода. По Талмуду (Таанит IV, 5) назначено было девять сроков для доставки дров, но преимущественно она происходила 14 аба, и день доставки считался праздничным днем ( τν ξυλοφορων ορτ. Иуд. Война. II, 17, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.3:20 .  Поутру, когда возносят хлебное приношение, вдруг полилась вода по пути от Едома, и наполнилась земля водою. После доставления союзным войскам необходимой воды Иегова имеет даровать Израилю полную победу над моавитянами, причем картина разрушения, которую, по словам пророка, произведут победители в земле Моавитской (ст. 19), без сомнения, не имеет характера повеления: во ( Втор.20:19–20 ) Израилю прямо запрещается во время войны или осады совершать бессмысленное уничтожение плодовых деревьев; здесь пророк просто предуказывает будущий факт, не касаясь его нравственной оценки. Обильная вода появилась, по направлению от Идумеи, «во время приношения утренней жертвы» (евр. минха, собственно бескровная жертва – мучное приношение и возлияние) (ср. Исх.29:39 ; 3Цар.18:29,36 ). 4Цар.3:21 .  Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были все, начиная от носящего пояс и старше, и стали на границе. 4Цар.3:22 .  Поутру встали они рано, и когда солнце воссияло над водою, Моавитянам издали показалась эта вода красною, как кровь. 4Цар.3:23 .  И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав! 4Цар.3:24 .  И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян. 4Цар.3:25 .  И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все протоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. И обступили его пращники и разрушили его. Сбылась и вторая, главная половина предсказания Елисея ( 3Цар.3:18–19 ). И здесь, как при снабжении союзного войска водой, чисто естественное обстоятельство послужило союзникам на пользу и на гибель моавитян: последние при восходящем солнце ошибочно принимают цвет воды за вид крови (стих 22) и столь же ошибочно делают не невозможное, впрочем, предположение о взаимном истреблении в союзных войсках (ст. 23; ср. Суд.7:22 ; 2Пар.20:33 ), – и вместо ожидаемой добычи встретили поражение и полное опустошение страны включительно до укрепленной столицы Моавитской – города Кир-Харешета (LXX, стих 25: τος λθους το τοιχου, Vulg.: muri fictíles, слав.: «камение стен»), иначе называемого Кир-Моав ( Ис.15:1 ) или Кирг-Херем ( Ис.16:1 ); теперь отождествляют его с эл-Кераком, к востоку от южной части Мертвого моря (Onomasticon, 389; Winer, Bibl. Keal Worterbuch, I, 658). Царь моавитский был осажден в Кир-Харешете.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4) в соответствии с этим Ж. всесожжения, означающая полную и неогранич. преданность Господу, также имеет отношение к подвигу Христа. Ибо только Иисус мог принести такую добровольную Ж. и быть абсолютно послушным Божьей воле: «Вот иду ... исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:7 ). В Гефсиманском саду Он вознес мольбу: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ). Иисус был абсолютно предан делу, порученному Ему Отцом. На это совершенное послушание и указывала Ж. всесожжения, так же как Ж. за грех указывала на Его смерть на кресте ( Ин. 19:30 ). Христиане тоже призваны быть преданными Богу. Павел пишет, что им, как примиренным с Богом, надлежит представить свои тела «в жертву живую». Это – единств. благоугодная Богу Ж. ( Рим. 12:1 ); 5) в свете подвига, совершенного Иисусом, правильным порядком жертвоприношения будет тот, при котором жертва за грех предшествует жертве всесожжения. Ж. за грех свидетельствует нам о прощении наших грехов и о принятии нас Богом, Ж. всесожжения напоминает о том, что наша новая жизнь, обретенная благодаря примирению с Богом во Христе ( 2Кор. 5:17–21 ), отныне полностью принадлежит Господу. Это требование становится выполнимым благодаря тому, что Сам Христос живет в нас ( Гал. 2:20 ; Кол. 1:27 ); 6) на примере этих двух важнейших ветхозаветных жертвоприношений становится ясно, каким образом они должны были подготовить народ Израиля к явлению Христа, Который, как Агнец Божий, один только мог принести Ж., способную дать людям искупление и спасение ( Евр. 9:9–14 ). Будучи откровением Божьего замысла спасения, ветхозаветные Ж. имеют непреходящее значение и для христиан. V. ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ А. О регулярных жертвоприношениях, совершавшихся на израил. богослужениях в течение года. Б. Ж. по особым случаям: 1) добровольная Ж.: а) Ж. всесожжения ( Лев. 1 ), которой сопутствовали хлебное приношение и Ж. возлияния ( Числ. 15:1–12 ): телец (т.е. бык), овен (т.е. баран), ягненок, горлицы или голуби;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

II); в-третьих – о жертве спасения, или мирной (гл. III); в-четвертых – о жертве за грех (гл.4:1–5, 13); в-пятых – о жертве повинности (гл. V:14–6, 7), и в-шестых законы для Аарона и сыновей его о жертвах ежедневных и о разных священнодействиях (гл.6:8–7). Законы, содержащиеся в первых пяти частях этого отдела, получены Моисеем в скинии вскоре после освящения ее (1:1), а законы последней части для Аарона получены от Бога ранее на горе Синае (7:38). 1. В жертву всесожжения Израильтяне могут приносить из скота крупного (тельцов) и мелкого (агнцев и козлов) животных мужеского пола. Телец должен быть без порока, чтобы приводящий его к дверям скинии мог приобресть благоволение пред Господом (1:1–3). Приведший тельца должен возложить руку на главу жертвы своей, кяк бы поставляя себя вместо жертвы или жертву вместо себя «во очищение грехов своих»: потом он заколал тельца на северной стороне жертвенника и кровь передавала служащим священникам, которые должны кропить ею со всех сторон на жертвенник; за тем по снятии кожи приносящий должен рассечь жертву на части, ноги и внутренности омыть водою и передать священникам, которые должны разложить все эти части на дровах жертвенника, и наконец служащий жрец должен сжечь все это на жертвеннике в благоухание приятное Господу (ст.4–9). Те же самые обряды должны быть совершаемы, когда приносятся в жертву всесожжения агнец или козел без порока (ст.10–13). Если же приносится во всесожжение из итиц горлица или молодой голубь; то священник, принявши птицу из рук приносящего, должен поднесть ее к жертвеннику, свернуть ей голову и кровь выцедить к стене жертвенника; зоб и перья бросить подле алтаря на восточной стороне его, где пепел, а затем, надломив крылья птицы, сжечь ее на дровах жертвенника (ст.14–17). 2. Для бескровной жертвы хлебное приношение должно состоять: или из муки пшеничной с возлитым на нее елеем и положенным ладоном, или «из печеного в печи», т. е. пресных хлебов, замешанным на елее, и лепешек, помазанных елеем, или из «хлебного со сковороды», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Земледельцы должны посрамиться «о пшенице, ячмене, потому что нет жатвы в поле»; садовники должны рыдать, потому что все плодовые и неплодовые деревья садов и полей, будучи чрез саранчу лишены своей зелени, своих листьев и коры, засохли от этого самого, потому что «виноградная лоза погибла и смоковница завяла; граната и пальма и яблонь, все (остальные) деревья засохли в поле», – одни должны посрамиться, другие должны рыдать, потому что «веселие посрамилось и убежало от сынов человеческих» ( Иоил.1:8–12 ). Но одним плачем горю не поможешь,– нужно принимать меры к уврачеванию горя, к уврачеванию постигшего несчастия. А чем уврачевать это горе, как не искренним покаянием в своих грехах, – этом главном источнике совершающейся беды, – и теплою молитвою к карающему народ Иегове, которой один только, как пославший беду, может и исцелить ее?! Поэтому пророк и обращается теперь с требованием к священниками, чтобы они денно и нощно возносили к Богу покаянную молитву о помиловании народа, чтобы они кроме того назначили всеобщее священное ко храму собрание всего народа, чтобы собрали старцев и всех жителей земли в доме Иеговы, чтобы назначили для этого собрания пост, покаяние и молитву к Богу о пощаде. Сверх вышесказанного пророк мотивирует такое требование, между прочим, еще и тем, что кроме саранчи, – этого жестокого врага, еще другой враг свирепствует в земле, – это страшная, все попаляющая, как огонь, засуха ( Иоил.1:16–20 ), и что наступившие беды суть знамения приближения великого дня Иеговы ( Иоил.1:15 ). «Препояшьтесь, – взывает пророк, – рыдайте вы, служители жертвенника. Подите, ночуйте», проводите день и ночь в покаянной мольбе пред Богом, стоя между жертвенником и притвором храма ( Иоил.2:17 ), одетые в своих печальных одеждах, – «во власяницах, вы служители Бога моего», служители того Бога, пророком которого я состою, и о милосердном внимании которого к вашей молитве ручаюсь. Священники должны поступить так, как требует пророк, потому что, как и выше сказано, угрожает опасность прекращения в доме Иеговы приношений и возлияний, прекращения по недостатку приносимого, «ибо», обосновывает свое требование пророк к священникам – «оскудело в доме Бога вашего хлебное приношение и возлияние» ( Иоил.1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми... Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6, 1–2, 5, 16–18 ). Ужасны тщеславие и лицемерие в развитии своем и зрелости своей, когда они возобладают человеком, когда они обратятся в правило деятельности, в характер. Ими образуется фарисей, стремящийся с исступленной и слепой решимостью к совершению всех беззаконий и злодеяний; ими образуется фарисей, нуждающийся в личине добродетели только для того, чтобы свободнее и успешнее утопать в злодеяниях. Омраченные и ожесточенные фарисеи совершили ужаснейшее преступление между преступлениями человеческими: они совершили богоубийство. И если б могло существовать какое преступление более лютое – они бы не содрогнулись, посягнули бы на него. Такова плачевная картина нравственного опустошения, нравственных бедствий, совершаемых тщеславием и лицемерием в падшей человеческой природе. Искупитель наш, Господь наш Иисус Христос, даровавший нам действительнейшие врачевания против всех недугов наших, телесных и душевных, заповедует врачевать страсть лицемерия в корне ее, в ее начале, в тщеславии. Тщеславие алчет и жаждет славы человеческой. Господь повелел умерщвлять его свойственным ему гладом. Он повелел отнять у тщеславия пищу и питие – человеческую похвалу, повелел тщательно укрывать все добрые дела от взоров человеческих, повелел все добрые дела, самую любовь к ближним приносить всецело в жертву единому Богу. И Ветхий Завет , преподающий святую истину таинственному Израилю живописью прообразований, установляет: «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси Господу Богу твоему соль» ( Лев. 2, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Иез.46:12 .  А если князь, по усердию своему, захочет принести всесожжение или благодарственную жертву Господу, то должны отворить ему ворота, обращенные к востоку, и он совершит свое всесожжение и свою благодарственную жертву так же, как совершил в субботний день, и после сего он выйдет, и по выходе его ворота запрутся. «По усердию» – не по обету или обязанности; так в Моисеевом законе могла приноситься только мирная жертва. LXX: «исповдание». – «Должны отворить», евр. «и откроет», почему LXX: «и отворит себе»; но, конечно, безличное предложение. – «По выходе его ворота запрутся», чтобы не терялось различие между буднем и праздником. Прерогатива для князя большая. Иез.46:13 .  Каждый день приноси Господу во всесожжение однолетнего агнца без порока; каждое утро приноси его. «Приноси» LXX, Пешито и Вульг. «да сотворит», т. е. князь, главный попечитель культа (см. предв. зам. к Иез.45.9–17 ), который обязан был представлять народ и в ежедневной, как праздничной жертве, хотя, конечно, мог не всегда лично присутствовать при ней. – «Каждое утро». Моисеев закон требовал и вечером, но Иезекииль дает новый закон; у него вообще освящается только начало каждого периода времени: полугодия, месяца, недели, дня. LXX: «мана» см. объяснение ст. 5. Иез.46:14 .  А хлебного приношения прилагай к нему каждое утро шестую часть ефы и елея третью часть гина, чтобы растворить муку; таково вечное постановление о хлебном приношении Господу, навсегда. Хлебное приношение большее, чем у Моисея: Исх 29.38–42 ; Чис 28.3–8 , но нет вина; см. объяснение Иез.45.23 . Здесь устанавливается размер хлебного приношения на агнца, когда в ст, 5, 7, 11 он предоставляется желанию. – «Каждое утро» – Вульг. cata тапе – странная вставка греческого предлога. – «Растворить» – евр. απ. λεγ. должно быть арамеизм. – «Муку», евр. солет, LXX: «семидл», Вульг. simila – крупчатая мука, требовавшаяся для жертвы и Моисеева зак., в отличие от обыкновенной муки кемах. – «Вечное» – обычное и у Моисея выражение об обрядовых установлениях, иногда заменяемое более точным: «в роды их».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.46:15 .  Пусть приносят во всесожжение агнца и хлебное приношение и елей каждое утро постоянно. Иез.46:16 .  Так говорит Господь Бог: если князь дает кому из сыновей своих подарок, то это должно пойти в наследство и его сыновьям; это владение их должно быть наследственным. Иез.46:17 .  Если же он даст из наследия своего кому-либо из рабов своих подарок, то это будет принадлежать ему только до года освобождения, и тогда возвратится к князю. Только к сыновьям его должно переходить наследие его. Иез.46:18 .  Но князь не может брать из наследственного участка народа, вытесняя их из владения их; из своего только владения он может уделять детям своим, чтобы никто из народа Моего не был изгоняем из своего владения. Так же вечно и постоянно, как оконченное уже изложением «постановление» (ст. 14) о жертвах, должно быть имущественное обеспечение князя, этого исключительно – блюстителя жертв. Он не должен дробить своего удела, обнимающего удел Господень и как бы изолирующего последний от всего мирского. Он может делить его только в пределах своего рода, причем уже это дозволение предполагает, что главная масса владения переходит к первенцу – наследнику. Если же князь дает удел рабу (такими часто считались у древних царей все их чиновники, даже министры), то он может оставаться у владельца только до года освобождения, т. e. субботнего ( Исх 21.2 ; Втор 15.12 ; Иер 34.14 ), следовательно, не более 7 лет. С другой стороны, князю не дозволяется и увеличивать свой удел на счет народа: в данном случае у пророка могли говорить грустные воспоминания прошлого. Предписания, примыкающие к Иез.46.16–18 и Иез.45.8 , постановка которых здесь совершенно необъяснима по сознанию новых толкователей, если видеть в них только практические законы. Иез.46:19 .  И привел он меня тем ходом, который сбоку ворот, к священным комнатам для священников, обращенным к северу, и вот там одно место на краю к западу. Чтобы закончить регламентацию жертвенного культа, осталось сказать, где варить и печь для жертв то, что полагается варить и печь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они срывали колосья именно для того, чтобы есть зерна и насытиться ими. Ныне часто подсушивают или поджаривают зерна. Так один из путешественников пишет об обеде кочевников: „из валежника сорной травы и соломы женщины развели огонь. В горячую золу вытряхнули целую охапку колосьев, и продержали их там как раз столько времени, чтобы на зернах потрескалась кожица. Тогда они быстро и ловко выгребали их из золы на разостланную одежду. Потом выбили зерна и провеяли, подбрасывая их к верху на легкий ветерок. И вкусное кушанье было готово. Оно называлось: печеный хлеб. Другие женщины подобным же образом поджаривали колосья на сковороде, а иные жарили их на пучках соломы”. Был обычай поджаривать зерна и у евреев. У них высушенные на огне зерна часто употреблялись в истолченном, несколько размельченном виде. „Если приносишь Господу приношение хлебное, говорит Моисей, от первых плодов твоих, из колосьев, высушенных на огне, растолченные зерна, то”... и т. д. Но, конечно, всего чаще зерновой хлеб превращали в муку и пекли из нее хлебы. Галаадитяне принесли Давиду не только пшеницы, и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена и жареных зерен, но и муки. Вооз не только дозволил Руфи подбирать колосья на его поле, но и пригласил ее во время обеда есть хлеб вместе с его работниками. „И сказал ей Вооз: „время обеда, прииди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в уксус. И села она возле жнецов. Он подал ей хлеб; она ела, наелась и еще осталось”. ( Руф. 2: 14 ). Хлебные зерна превращали в муку на ручных мельницах, которые имелись в каждом доме, потому что в каждом доме пекли хлебы для себя, так как хлебников, которые бы пекли хлеб на продажу, в древнее время у евреев не было. Ручные мельницы состояли из верхнего камня, который был подвижный, и потому его всегда легко можно было снять. Поэтому верхние камни могли быть при случае и средством для защиты. В книге Судей рассказывается, между прочим, что при нападении на Тевец одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеха и проломила ему череп (9:53).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Ответ на возражение 1 . Таким был аргумент Илария, доказывавшего, что Иуда не получил тело Христа. Однако он представляется неубедительным, поскольку Христос говорит это ученикам, общества которых Иуда лишился по своей воле, а не по решению Христа. Поэтому Христос со Своей стороны пил бы вино в царстве Божием даже с Иудой, однако сам Иуда отверг этот пир. Ответ на возражение 2. Греховность Иуды была ведома Христу как Богу, но при этом не была ведома Ему таким способом, каким о чем-либо ведают люди. Поэтому Христос не отлучил Иуду от общины, тем самым подав пример, что такие тайные грешники не должны отлучаться священниками. Ответ на возражение 3. Конечно, Иуда не получил тело Христа в обмакнутом хлебе, но получил простой хлеб. Однако, как замечает Августин, «не исключено, что обмакивание хлеба указывало на притворство Иуды; так, некоторые вещи обмакивают для их окраски. Если же обмакивание указывало на что-то доброе», например, на сладость божественной благости, поскольку обмакнутый хлеб гораздо вкусней, «то – незаслуженно, а его неблагодарность за это добро обусловила осуждение». Вследствие этой неблагодарности «доброе стало для него злым, как это случается с теми, кто получает тело Христа недостойно» 208 . А затем Августин говорит: «Нужно понимать так, что Господь уже предоставил таинство Своих тела и крови всем Своим ученикам, среди которых был и Иуда, о чем читаем у Луки, а после этого, как повествует Иоанн, Господь, обмакнув и подав кусок [хлеба], явно указал на предавшего Его» 209 . Раздел 3. ПРАВДА ЛИ, ЧТО ХРИСТОС ПРИНЯЛ И ДАЛ УЧЕНИКАМ СВОЕ БЕССТРАСТНОЕ ТЕЛО? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христос принял и дал ученикам Свое бесстрастное тело. Так, глосса на слова [Писания]: «И преобразился пред ними» ( Мф. 17, 2 ), говорит: «Во время вечери Он дал ученикам тело, которое Он имел по природе, однако не смертное и не страдательное». И еще, глосса на слова [Писания]: «Если жертва твоя – приношение хлебное со сковороды» ( Лев. 2, 5 ), говорит: «Сила Креста превосходней чем что бы то ни было сделала пригодною в пищу плоть Христа, которая до Страстей не была настолько пригодной». Но Христос дал Свое тело как пригодное в пищу. Следовательно, Он дал его таким, каким оно стало после Страстей, то есть бесстрастным и бессмертным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010