»Рыдай, – говорит пророк всему народу, – как рыдает о супруге юности своей облекшаяся во власяницу (в знак печали) девица«. Поводом к столь глубокому и горькому плачу пророк выставляет опасность скорого прекращения хлебных приношений и возлияний в доме Иеговы, прекращения жертв и прежде всего и главным образом прекращения ежедневной утренней и вечерней жертвы. – Несчастие, тяжелее которого не могло быть для Израиля, потому что чрез жертвоприношение фактически поддерживался завет народа с Богом и прекращение жертв служило явным значением того, что Бог отвергает всецело свой народ от Себя, не хочет более быть с ним в завете. »Оскудело, – говорит пророк, – хлебное приношение и возлияние в доме Иеговы», вследствие чего «плачут священники, служители Иеговы». От чего же такая страшная грозит народу опасность? А именно от недостатка вина, муки и масла, – этих необходимых материалов для приношений в дом Иеговы, – недостатка столь сильного, что скоро станут невозможными дальнейшие приношения; потому что нечего будет приносить: «опустело поле, сетует земля», сетует о том, что не стало на ней плодов ее, исчезли они, пожранные саранчою; «ибо», разъясняет пророк опустение поля и сетование земли, «нет хлеба», он пожран на полях саранчою, вследствие чего жатва на полях пропала, поле опустело. Другие произведения земли также уничтожены саранчою: масличные и виноградные деревья все дочиста обглоданы, они сохнут и плодов не приносят: «высох виноградный сок и поблекло масло», вся земля в горе. Обмануты, значит, надежды землевладельцев, надеявшихся, разумеется, от возделываемых ими полей получить жатву как награду за свой труд, получить пшеницу, и ячмень, и другие плоды; обмануты надежды и садовников, тоже, конечно, ожидавших от возделываемых ими садов, и виноградной лозы, и смоковницы, и гранаты, и яблони, и других деревьев получить благодарное вознаграждение за труд: «посрамитесь», стойте в стыде, горько разочарованные в своих надеждах, «земледельцы», говорит пророк, «рыдайте садовники».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Что касается самого приношения жертвы, то после умерщвления животного и возложения на него руки при жертве тельца за первосвященника или за все общество, семь раз кропилось кровью жертвы в святилище пред Иеговой против внутренней завесы, затем помазывались роги кадильного жертвенника, а оставшаяся кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений ( Лeb. IV, 25–30 и сл.). После окропления кровью во всех жертвах за грех (исключая голубей) тук или жир и прочие тучные части отделялись от мяса и сжигались на жертвеннике ( Лeb. IV, 8, 10, 19, 29 и др.). Прочие части жертвенного мяса, в тех случаях, когда кровь вносилась во Святилище и Св. Святых, вместе с кожей, головой, ногами, внутренностями и нечистотой сжигались вне стана или города на чистом месте, где выбрасывался жертвенный пепел ( Лeb. IV, 20, 21 ). При прочих же жертвах за грех, где кровь оставалась во дворе храма, мясо должно было съедаться священниками на святом месте, во дворе Скинии. Сосуды, в которых оно варилось, должно было разбить, если они были глиняные, а если медные, то по крайней мере вычистить песком и вымыть, одежду, на которую случайно попадала кровь жертвы, нужно было вымыть в святом месте ( Лeb. VI, 26–29 ). С жертвенными голубями поступали способом, указанным нами на предыдущей странице. Наконец из муки принесенной в жертву за грех, вместо птицы священник брал полную горсть и сжигал ее на жертвеннике ( Лeb. V, 12 ), остальное же принадлежало ему, как приношение хлебное ( Лeb. V, 11–19 ). в) Жертва вины была назначена только для частных лиц и притом за такие преступления, которые, хотя не были достойны смерти, требовали, однако, удовлетворительного наказания. Она состояла из овна, большей частью по оценке священника ( Лeb. V, 15 и др.), или овцы, или козы, или ягненка ( Лeb. V, 1–19 , Чuc. VI, 12 ). По заклании животного на северной стороне жертвенника кровь его кропилась на жертвенник со всех сторон, тук сжигался на жертвеннике, как и при жертве за грех, а мясо съедалось священниками в святом месте ( Лeb. VII, 17 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Я считаю, что Рейни правильно понял третий порядок в жертвах. Он называет его процессуальным порядком 120 . Проиллюстрировать это можно с помощью церемонии посвящения священников ( Лев. 8 ), где жертва за грех предшествует жертве всесожжения – порядок, отличающийся от предложенного в Книге Левит (1–7), – за которой затем следует жертва посвящения (мирная) (8:14–17; 8:18–21; 8:22 и последующие). Следующая глава описывает начало служения Аарона в качестве первосвященника. И вновь интересен порядок. Чтобы очиститься от своих грехов, Аарон вначале принес жертву за грех, затем всесожжение (9:8–11; 9:12–14). Порядок жертвоприношения за обычных людей был таков: жертва за грех (9:15); жертва всесожжения (9:16); хлебное приношение (9:17); мирная жертва (9:18–21). Удивительный порядок существует в случае с назореем. С точки зрения того, что он должен принести Господу, порядок таков: жертва всесожжения, жертва за грех и мирная жертва ( Чис.6:14:15 ). Но порядок, в котором они представляются Господу священником, таков: жертва за грех, жертва всесожжения и мирная жертва ( Чис.6:16:17 ). Когда Езекия очищал храм, первыми приносились жертвы за грех ( 2Пар.29:20–24 ), затем жертвы всесожжения (29:25–30), а после – другие жертвы (29:31–35). Каждый раз первой приносится жертва за грех . То есть в первую очередь нужно очиститься от греха. Говорить о посвящении и общении с Богом, игнорируя при этом неисповеданный грех, является априори невозможным и непозволительным. Общие черты жертв Большинство жертв, указанных в Книге Левит, имеют несколько общих знаменателей. Поклоняющийся приносит дар Поклоняющийся никогда не приходит в Божье присутствие с пустыми руками. Отношение, выраженное в гимне («ничего я не приношу в моих руках»), нашло бы небольшой отзвук в Книге Левит. Поклоняющийся приходит либо со своими дарами, либо с даром Божьим. Значение дара Приносимый дар часто описывается словом корван, переводимым обычно как «жертва». Оно используется, по крайней мере, однажды, чтобы описать каждую из пяти жертв, за исключением жертвы повинности. Книги Левит и Числа обладают монополией на это слово. Оно встречается 38 раз в Книге Чисел, 39 раз – в Книге Левит (из них 31 раз в 1–7-й главах), и только еще два раза – в Ветхом Завете. Более точным переводом этого слова было бы не «жертва», а «вещь, принесенная близко». (Это слово встречается также в Мк.7:11 .) То есть эти жертвы решают вопрос, каким образом человек может жить вблизи Бога. Книга Левит отвечает на вопрос: «Могут ли существовать близость и родство между Богом и человеком?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

     Священные времена (праздники) У древних евреев были дни будней и священные времена (праздники). Кроме ежедневного общественного богослужения, у израильского народа были особые дни священных собраний, установленные в воспоминание великих благодеяний Божиих. По духовному значению праздники имели отношение к прошедшему, будущему и настоящему избранного народа. 1. Отношение к прошедшему. Праздники не только были воспоминаниями священных событий, но и благодарственным прославлением великих милостей Божиих. Творец вспоминался каждую субботу (см.: Исх 20, 11). Избавителя от египетского плена благодарили сыны Израиля в праздник Пасхи. Праздник Кущей напоминал о странствии в пустыне, о времени, когда Израиль был обручен Господу (заключен завет). Во дни праздника Пятидесятницы приносилось Богу благодарение за данное Им народу Синайское законодательство. 2. Праздники изображали полноту благодати и блаженства в будущем. Благодеяния в прошлом составляли для народа залог будущего, давали надежду конечного спасения. Так, воспоминание об исходе возвещает новый Исход: придет день, когда Израиль будет освобожден окончательно. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое (Ис 55, 12–13). 3. Праздники содержали требования праведной жизни и в настоящем. Они были днями радости. Но эта радость, по представлениям благочестивых людей, могла быть подлинной только тогда, когда она исходила из сердца сокрушенного и очищенного. Израиль! о, если бы ты послушал Меня! — сказано Псалмопевцем на праздник Кущей (Пс 80, 9). В праздник Очищения в избранном народе совершалось общее исповедание грехов. Пророки постоянно напоминали, что не может быть радостным богослужение, совершаемое с неверным и неочищенным сердцем. Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших, — говорит Господь (Ам 5, 21–22). Эти пророческие слова направлены не к упразднению праздников, а к полноте их смысла.

http://pravoslavie.ru/104164.html

Заседание Великого Синедриона. Американская энциклопедия 1883 г.      В более поздние времена первосвященник был председателем синедриона — высшего религиозного суда. В соответствии с высоким званием и обязанностями он должен был больше, чем священники, соблюдать себя в отношении личной чистоты и святости. Он мог брать в жены только девицу и только из своего народа (см.: Лев 21, 14). Не мог обнажать голову и раздирать свою одежду, ибо это означало печаль или горе. Первосвященник Каиафа, разодравший одежду во время суда над Спасителем, нарушил закон. Это означало прекращение ветхозаветного священства. Первосвященник не должен был прикасаться к телу умершего. Посвящение левитов. Обряд посвящения левитов был значительно проще, чем посвящение первосвященника и священников. Об этом рассказывается в книге Чисел: И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми; после сего вошли левиты отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его (Чис 8, 21–22). Моисей над ними совершал очищение: они окроплялись очистительной водой. Левиты после окропления водою обривали все свое тело, вымывали одежды и становились чистыми. Затем совершалось посвящение: они брали двух тельцов и хлебное приношение. Сыны Израилевы возлагали руки на левитов, а те — руки на головы тельцов. Один телец приносился в жертву за грехи, а другой — во всесожжение. Посвящение совершали Аарон и его сыновья. Служение левитов было тридцать лет — с двадцатилетнего возраста до пятидесятилетия. В пустыне они обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Позднее на них были возложены заботы о храме. Они отпирали и запирали его, поддерживали в нем чистоту, заведовали его доходами, приготовляли хлебы предложения. Со времени святого Давида из левитов составлялись многочисленные хоры. Они занимались пением и музыкальным исполнением при храме. 22 мая 2017 г. скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103702.html

Л. к. включает 2 главные части и почти целиком состоит из законов и описания ритуалов. В большинстве случаев и ритуалы рассматриваются как законы или повеления. Первая часть (Лев 1-16) адресована священникам как совершителям жертвенного культа и очистительных обрядов. Это по существу тора для священников. Вторая часть (Лев 17-27) представляет собой тору священников (тору, исходящую от священников), адресованную израильтянам. Она сосредоточена на требованиях святости как цели религ. жизни. План, структура и краткое содержание Лев 1-16 В соответствии с описанными содержательными предпосылками план Л. к. выглядит следующим образом. А. Указания для священников (1. 1 - 16. 34). I. Указания о жертвах (1. 1 - 7. 38): 1. 1-2 вводные слова; 1. 3-17 жертва всесожжения; 2. 1-16 хлебное приношение; 3. 1-17 мирная (пиршественная) жертва; 4. 1-35 очистительная жертва (жертва за грех); 5. 1-13 очистительная жертва для переходных случаев; 5. 14-26 [в синодальном переводе 5. 14-20; 6. 1-7] возместительная жертва (жертва повинности); 6. 1 - 7. 38 [в синодальном переводе 6. 8-30; 7. 1-38] дополнительные наставления о жертвах. II. Инаугурация священнического культа (8. 1 - 10. 20): 8. 1-36 посвящение священников; 9. 1-24 первое жертвоприношение новых священников; 10. 1-7 проступок Надава и Авиху (Авиуда); 10. 8-20 заключительные указания священникам. III. Указания о «чистом» и «нечистом» (11. 1 - 16. 34): 11. 1-47 чистые и нечистые животные; 12. 1-8 роженица; 13. 1 - 14. 57 кожные заболевания («проказа»); 15. 1-33 выделения из гениталий; 16. 1-34 день очищения святилища и народа. B. Указания священникам (17. 1 - 27. 34). IV. Кодекс святости (17. 1 - 26. 46). V. Десакрализация освященных лиц и предметов (27. 1-34). Содержательно Л. к.- это часть закона, возвещенного Яхве, Богом Израиля, на Синае Моисею (др. части синайского закона содержатся в Исх 20-40 и в Числ 1-10); поэтому текст почти полностью состоит из Божественной речи, обращенной к Моисею. Эта речь в Л. к. звучит из скинии собрания, тогда как ранее, в кн. Исход, Бог говорил с горы. Типичная для Л. к. форма введения Божиих речений -         («Яхве сказал Моисею»). Лишь вводная формула Лев 1. 1, открывающая книгу, отличается своей спецификой от других 36 формул, вводящих прямую речь Бога. Это единственная формула в книге, в к-рой употребляется глагол  . Таким способом маркируется начало Л. к.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Втор.26:12-15 « Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год , год десятин , и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове , чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял её в нечистоте, и не давал из нее для мёртвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил всё, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам – так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в которой течет молоко и мёд ». Данный отрывок свидетельствует о том, что каждый третий год считался годом десятины. В этот год десятины собирались по месту жительства и складывались в поместный накопитель десятины для того, чтобы кормить местных левитов, пришельцев, сирот и вдов. Дополнительные места Писания о десятине: Неем.10:32-39 « И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину , будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего ».

http://azbyka.ru/desyatina-v-biblii

(4 Цар. 2, 23, 25; 4, 1–4, 7). Елисей повсюду посещал пророков, особенно тех, которые жили на горе Кармил, как завещал ему пророк Илия. При нем богопочитание настолько восстановилось, что даже царь Иорам, такой же нечестивый, как и отец его, нашел нужным уничтожить статуи Ваала; а предпринимая поход против моавитян в союзе с Иудейским царем Иосафатом, не отказался вместе с ним обратиться с просьбой к Елисею, чтобы «вопросить чрез него Господа», когда, проходя через земли царя Едомского, данника Иосафатова, сопровождавшего их «дорогою пустыни Едомской», они остались без воды «для войска и для скота, который шел за ним». И пошли к Елисею «царь Израильский, и Иосафат, и царь Едомский». «И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делай на сей долине рвы за рвами, ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш; но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши, и вы поразите все города укрепленные и все города главные, и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и все лучшие участки полевые истребите каменьями. Поутру, когда возносят хлебное приношение, вдруг полилась вода по пути от Едома, и наполнилась земля водою. Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были все, начиная от носящего пояс и старше, и стали на границе. Поутру встали они рано, и когда солнце воссияло над водою, Моавитянам издали показалась эта вода красною, как кровь. И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав! И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян. И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все протоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. И обступили его пращники и разрушили его.

http://pravoslavie.ru/2900.html

7. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми ecu: вессожжений и о гресе не взыскал ecu. Восхищаясь бесчисленными делами Промысла Божия (ст. 6), Давид приходит в собственно пророческое созерцание и сосредоточивает свой взор на величайшем деле милосердия Божия, которое составляло предмет упования всех праведных всех времен: он пророчески возвещает обе искупительной жертве Христа Спасителя. Обращаясь к Господу с таким высоким упованием, Давид говорит: Жертвы и приношения не восхотел ecu. – После грехопадения первых людей, по изволению Божию, в утешение и вразумление их, была установлена жертва, – в ней напоминалась вина людей, вызывалось их покаяние и укреплялась надежда на спасение. Первоначально простая, потом, в законе Моисея, жертва получила разнообразный вид и состав: кроме собственно жертвы в виде агнца, козла и тельца, было еще и приношение хлебное, растительное. Со-временем, при всем своем разнообразии, самое понятие о жертве постепенно теряло, иногда и совсем утрачивало свое возвышенное значение: жертва уже не воспитывала в народе высших чувств покаяния и ответственности пред Богом, любви к Нему и надежды на искупление во Христе. Тогда Господь уже не восхотел ни жертвы, ни приношения, как не только ничего незначащих, но и прямо неприятных, даже оскорбительных для Него, что теперь сознает Давид (ср. Пс.50:18 ) и что потом неоднократно и решительно свидетельствовали пророки Осия, Исаия и др. – Тело же свершил ми еси, или «уготовил мне тело». – Свершить тело – σμα καταρζειν значит, восстановить и соделать его совершенным, т. е. вполне зависимым от духа, согласным с его требованиями, или – покорить ему, примирить и объединить с ним – так, чтобы тело было восстановлено в своем первобытном отношении к духу и, вместе с духом, к Богу, чтобы человек был всегда и совершенно покорным рабом Господу, как тело его духу 4 . Следовательно, вместо жертвы и приношения, уже не приемлемых Богом, как неугодных Ему, должно быть жертвой совершенное или уготованное тело, т. е. безгрешное и, притом, приносимое с покорностью и самоотвержением вечного раба. Такому требованию воли Божией и должен был удовлетворить именно сам Давид, что он и сознает неоднократно ( Пс.50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А казни эти, как их описывает сей пророк, были весьма сильны. Сначала он изображает страшное опустошение, произведенное в Иудее засухою и саранчею, и пользуется сим обстоятельством, дабы возбудить искреннее покаяние в сердцах людей. „Протрезвитесь пьяницы, – восклицает Св. Иоиль, – и плачьте и рыдайте все винопийцы о напитках; ибо их нет у рта вашего. Ибо на землю Мою пришел народ (т.е. саранча) сильный и безчисленный; зубы у него зубы львовы, и челюсти у него львицыны... Препояштесь и сетуйте священники, рыдайте служители жертвенника... ибо прекратилось в доме Бога вашего хлебное приношение и возлияние. Назначьте пост, объявите свободу от работ, созовите старцев, всех жителей земли, в дом Иеговы, Бога вашего, и взывайте к Иегове“ (1:5, 6, 13, 14). Поскольку нечестивый народ не вразумился посещением Божиим, не исправился после увещаний пророка: то Бог через него угрожает новыми бедствиями. „Трубите трубою на Сионе,– взывает пророк Божий,– и возгремите на святой горе Моей; ибо грядет день Иеговы; ибо близок день тьмы и мрака, день облачный и пасмурный. Как заря, разстилается по горам народ безчисленный и сильный“, и проч. (2, 1–11). Этот народ, посланный Богом в наказание Еврейского народа, и изображаемый, под образом саранчи, в виде страшного, стройного и неодолимого воинства, есть, по мнению некоторых толковников – Ассирияне и Халдеи или Вавилоняне. Цель сего наказания есть обращение народа на путь истины. „Велик день Иеговы, – гов. пророк, – и весьма страшен; и кто перенесет его? Но и ныне говорит Иегова: обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, постясь, плача и сетуя“ (2, 12–17). – Это первая часть книги св. пр. Иоиля. Другая часть начинается благосветлыми и радостными обетованиями. Св. пророк предвидит, что Еврейский народ в бедствиях обратится ко Господу Богу, – а потому говорит: „возревновал Иегова за землю Свою, и пожалел народа Своего“. Велико было бедствие; но великое и благоденствие обещается народу Божию, всего будет в изобилии, за все потери готовится великая награда, а потому всё должно веселиться и радоваться. „Не бойся земля, – восклицает пророк, – радуйся и веселись; ибо много великого соделает Иегова… и вы, дети Сиона, радуйтесь и веселитесь в Иегове, Боге вашем; ибо Он даст вам учителя праведности, и тогда начнет изливать дождь поздний и ранний, и проч. (2, 18–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010