3.Праздники содержали требования праведной жизни и в настоящем. Они были днями радости. Но эта радость по представлениям благочестивых людей могла быть подлинной только тогда, когда она исходила из сердца сокрушенного и очищенного. « Израиль! о если бы ты послушал Меня » — сказано псалмопевцем на праздник Кущей (Пс 80, 9) В праздник Очищения в избранном народе совершалось общее исповедание грехов. Пророки постоянно напоминали, что не может быть радостным богослужение, совершаемое с неверным и неочищенным сердцем. «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» — говорит Господь. (Амос 5, 21-22). Эти пророческие слова направлены не к упразднению праздников, а к полноте их смысла. По периодичности праздники делились на еженедельные, ежемесячные, ежегодные и не ежегодные (имели период в несколько лет). По значимости праздники были великие (всенародные) и малые (не всенародные). По началу установления: древние и поздние. Суббота Седьмой день творения      Еженедельным праздником в Церкви была суббота . Ее называли «царицей праздников». Славянское слово суббота восходит к еврейскому «шаббат» (покой). Суббота древнее других праздников. « И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил » (Быт 2, 3). О том, что суббота была установлена прежде, чем была дана четвертая заповедь Синайского закона («Помни день субботний, чтобы святить его», Исх 20, 8.) свидетельствует Священное Писание. Еще до Синайского законодательства иудеи в пустыне Син, не дойдя еще до Синая, соблюдали субботу: «[Моисей] сказал им: «вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра » (Исх 16, 23). Суббота была установлена не только в воспоминание и празднование седьмого дня после шести дней творения. Благословение седьмого дня соединилось с воспоминаниями избавления силой Божией евреев из египетского плена. Моисей говорит: « помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний » (Втор 5, 15).

http://pravoslavie.ru/69466.html

Севастиан сам становится обнаженным, мертвым стволом, процветающим в жизнь. Стрелы убивают в нем все земное и мертвое — он обнажен к крещению, к смерти со Христом и во Христе среди сухой пустыни, в которой он сам и становится древом живым, Христовым, через него процветает сухое и животворящее Древо Креста, Сам Христос Бог Спасающий. Ризы лучников — алая и синяя — знаменуют крещение водою и Духом Святым Божиим. Скала, возвышающаяся среди пустыни — символ этого Духа. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (1 Ин. 3:6)». Севастиан, мученик Христов, свидетель Христов, принимает участие в Евхаристии, совершаемой Христом. Очертания его чрева, пронзаемого стрелами — словно хлебное приношение, просфора Евхаристии Христовой. Приносит Христос Себя за жизнь мира — и Севастиан имеет часть в этом приношении. Он — со-свидетель и сотрапезник, и со-служитель, и дело Его — дело Христово. А у Христа одно лишь стремление и желание одно — отдать жизнь Свою за жизнь мира (Ин. 6:51). И Севастиан уподобляется Христу. Не знаем, каковы мы будем, когда совершится тайная нашего христианского свидетельства — через смерть и опустошение. Но знаем, что мы станем похожи на Него. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2) Грешники «состреливают в тайных непорочна и не убоятся» (Пс. 6:64), но Господь праведен — «и сказал Ионафан Давиду: жив Господь Бог Израилев! (1Цар 20:14)» Жив Бог твой, Севастиан! И душа человеческая, по природе христианка, как говорил римлянин Тертуллиан, бежит ко Христу, словно Дафна от губителя-лучника Аполлона, и оказывается в безопасности, коснувшись Древа Крестного, коснувшись Жертвы Христовой, коснувшись риз Его, соединившись с Ним, Древом сухим и Древом Живоносным.

http://pravmir.ru/muchenik-sevastian-i-z...

Прор. Иеремия, увещевая соблюдать субботу и закрывать городские ворота в этот день, предсказывает, что в случае соблюдения жителями Иерусалима этого предписания через городские ворота «будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида... и город сей будет обитаем вечно. И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой, и с равнины и с гор и с юга, и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень» (Иер 17. 25-26). Здесь Л. (ливан) упоминается в контексте перечисления видов жертв, очень близкого к перечню, представленному в Лев 1-3 (жертва всесожжения, хлебное приношение, мирная жертва; жертва за грех и жертва повинности не имеют аналога в Иер 17. 26). В свете данной параллели упоминание Л. вместе с хлебным приношением (  ), возможно, подразумевает тот же ритуал, что и Лев 2. 1-2: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного (    ), пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана». Вероятно, та же комбинация и схожий ритуал подразумеваются в 3-м свидетельстве прор. Иеремии использования Л. в Иерусалимском храме: «На другой день по убиении Годолии, когда никто не знал об этом, пришли из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с обритыми бородами и в разодранных одеждах, и изранив себя, с дарами и ливаном в руках для принесения их в дом Господень» (Иер 41. 4-5). Подобный ритуал засвидетельствован и в относительно раннем небиблейском источнике по истории древнеевр. культа: в документах из евр. военной колонии в Элефантине (V в. до Р. Х.) слово   употребляется вместе с   (  ). Помимо хлебного приношения (ритуала, предполагающего активное участие в нем израильтян, не являющихся священниками) в Книге прор. Иеремии содержится косвенное указание на чисто священнический ритуал - воскурение Л. в храме. В Иер 52. 19 среди храмовой утвари, вывезенной Навузарданом, чиновником Навуходоносора II , упоминаются   чаши для воскурения ароматических веществ (в синодальном переводе - фимиамники). Это упоминание повторяется в 4 Цар 25. 15 (в синодальном переводе - кадильницы). В 3-й кн. Царств сообщается об изготовлении   для Иерусалимского храма (3 Цар 7. 50).

http://pravenc.ru/text/2462497.html

Еще одним косвенным свидетельством употребления Л. в богослужении в допленную эпоху является неоднократное использование в книгах Царств слов, образованых от корня  - (сжигать, создавать дым). Две наиболее употребительные основы, производные от этого корня,-  - и  -- как правило, разграничивают по их значению:  - означает сжигать (жир и т. д.),  - - «воскурять [фимиам]» (TDOT. Vol. 13. P. 10-11). В подавляющем большинстве случаев образования от корня  указывают в книгах Царств на нелегитимный культ. С использованием фимиама в ветхозаветном богослужении связаны лишь 2 контекста. В 1 Цар 2. 27-28 говорится о том, что Бог избрал род священника Илия для того, чтобы он «воскурял фимиам» (    ); подробнее этот ритуал не описан. В 3 Цар 9. 25 глагол  указывает на воскурение, 3 раза в год совершаемое царем Соломоном на жертвеннике, «который пред Господом» (букв. перевод евр. текста), т. е. на золотом жертвеннике, описанном в 3 Цар 6. 20, 22; 7. 48. Это указание противоречит Священническому кодексу: присутствие светского человека перед кадильным жертвенником невозможно (ср. сообщение во 2-й книге Паралипоменон, написанной в послепленную эпоху, о царе Озии, пораженном проказой именно за попытку совершить курение на этом жертвеннике - 2 Пар 26. 16-23). Возможно, это обстоятельство послужило причиной неточности в синодальном переводе, в к-ром не отражен тот факт, что Соломон совершал всесожжение и мирные жертвы и курения на разных жертвенниках («Соломон три раза в год совершал всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом»). Согласно предписаниям Священнического кодекса, Л. должен использоваться: 1) в составе жертвы «минха» (в синодальном переводе - [хлебное] приношение); 2) в составе смеси, сжигавшейся на кадильном алтаре; 3) для воскурения в кадильницах; 4) вместе с хлебами предложения. Воскурение ладана на жертвенике (Исх 39. 37–38). Гравюра. XX в. Воскурение ладана на жертвенике (Исх 39. 37–38). Гравюра. XX в.

http://pravenc.ru/text/2462497.html

Святой пророк Иоиль. Около 1321 года. Фрески монастыря Грачаница, Косово, Сербия. О чем же писал святой пророк Иоиль ? Прежде всего о бедствиях народа Божия: «Пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный… смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола и бросил… Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники» (Иоил. 1: 6–9). Что делать? «Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?» (Иоил. 1: 16.). Вот что «говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши , а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоил. 2: 12–13). Легко порвать на себе одежды. Сокрушить свое закосневшее в грехе сердце много труднее, гораздо мучительнее. Легко сделать одежды постническими, плачевными. Но как сделать сердце постническим, кающимся? Нам нужно как-то добраться до сердца, ведь любые наши самые правильные внешние действия без внутренних усилий не помогут нам вернуться к Богу. Тот, кто обратится к Богу, получает от Него прощение грехов, духовную радость и весомую поддержку. Им, истинно кающимся, говорит Господь через пророка: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя… И будет, всяк иже призовет имя Господне спасется… в Иерусалиме будет спасаемый, якоже рече Господь, и благовествуемии (греч.: эвангелизомини ), ихже Господь призва» (Иоил. 2: 28, 32 ). Так и получилось. Пришел Иоанн Креститель, строгий постник, призвал весь народ к покаянию. Далеко не каждый откликнулся. Однако многие послушали его пророческий голос и сокрушили свои сердца. Предтеча указал людям на Господа Иисуса Христа. Некоторые прилепились к Христу, учились у Него. Мучились, видя страдающего Христа, оплакивали Его, всей душой радовались о Его Воскресении. Они, ближайшие ученики, получили Святого Духа и проповедовали Евангелие во Иерусалиме на иных языках. Люди понимали их, в покаянии призывали имя Господне и улучали спасение… А жили по-разному. Умели жить и в скудости, и в изобилии – за всё благодарили Бога.

http://pravoslavie.ru/65310.html

Чтобы просфоры не плесневели, их разрезают на ломтики и высушивают. В засушенном виде они могут храниться долго. Кстати, чтобы просфоры не плесневели, воцерковленные прихожане их разрезают на ломтики и высушивают. Каждый день по кусочку просфоры принимают со святой водой. В засушенном виде они могут храниться долго – без опасности заплесневеть.      Что такое просфора? Нет в Церкви большей святыни, чем на Литургии. Православные христиане приносят на Литургию просфорный хлеб и вино. Часть приношения становится Святыми Дарами – Телом и Кровью Спасителя, Которыми мы за Литургией причащаемся. А часть приношения возвращается нам из алтаря в виде просфор с уже «вынутыми» частичками. Перед началом Литургии священник «вынимает» частицы из просфор и одновременно поминает нас, совершивших хлебное приношение, по именам. Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня. Давайте это помнить! Мы вкушаем просфоры, сознавая, что это не просто ритуальная пища, освященная обычаем. Это духовная пища с Божественной Литургии . Ее принимать могут только православные христиане. Никакие другие люди, даже самые прекрасные и благонамеренные, – не могут. Не говоря уже про животных и птиц. Очень плохо, если голуби будут клевать просфоры. Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня. Давайте это помнить и не отдавать святыню на профанацию. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 2 января 2020, 23:27 Извините за мой вопрос. меня угостили пирожками , чтобы поминуть человека , несколько пирожков осталось и они заплесневали , выкинуть не могу рука не поднимается , они лежат в кулечке , не знаю что с ними сделать .Подскажите пожалуйста , что можно с ними сделать ? Людмила 25 августа 2019, 21:34 Я попросила у Господа прощения и промыв под водой плесень подсушив в микроволновке приняла в пищу... может так и нельзя делать но в реку выбрасывать или сжигать тело Христово ...Он и так за нас пострадал... Андрей 31 июля 2019, 22:46 Вопрос в том что оставшиеся от усопших родственников просвирки смешались с личными.Как поступить? Комментариев мирян не хотелось бы.

http://pravoslavie.ru/73146.html

14 . Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, – приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев, высушенных на огне, растолченные зерна. 15 . И влей на них елея и положи на них Ливана: это приношение хлебное. 16 . И сожжет священник в память часть зерен и елея со всем Ливаном: это жертва Господу. 913 Глава III. Жертвы мирные; из крупного и мелкого скота 1 . Если жертва его жертва мирная, и если он приносит из крупного скота, мужеского или женского пола; пусть принесет ее Господу, не имеющую порока. 914 2 . И возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее у дверей скинии собрания; сыны же, Аароновы, священники, покропят кровию на жертвенник со всех сторон. 3 . И принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях. 4 . И обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками он отделит это. 5 . И сыны Аароновы сожгут это на жертвеннике вместе со всесожжением, которое на дровах, на огне: это жертва, благоухание приятное Господу. 915 6 . А если из мелкого скота приносит он мирную жертву Господу, мужеского или женского пола; пусть принесет ее, не имеющую порока. 7 . Если из овец приносит он жертву свою: пусть представит ее пред Господа; 8 . И возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее пред скиниею собрания, и сыны Аароновы покропят кровию ее на жертвенник со всех сторон. 9 . И пусть принесет из мирной жертвы в жертву Господу тук ее, весь курдюк, отрезав его по самую хребтовую кость, и тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях, 10 .И обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками он отделит это. 11 .Священник сожжет это на жертвеннике; это пища огня – жертва Господу. 12 .А если он приносит жертву из коз: пусть представит ее пред Господа; 916 13 . И возложит руку свою на голову ее, и заколет ее пред скиниею собрания, и покропят сыны Аароновы кровию ее на жертвенник со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3 царь Едомский. По-видимому, правитель Едома (Идумеи) был вассалом царя Иудеи и поэтому был вынужден выступить на его стороне (8,20; 3Цар. 22,47 ). 3 нет ли здесь пророка Господня? Точно с таким же вопросом Иосафат в свое время обратился к Ахаву ( 3Цар. 22,7 ). 3 Если бы я не почитал Иосафата. Елисей соглашается пророчествовать для собравшихся у него царей, но только потому, что среди них присутствовал Иосафат, чье царствование отличалось благочестием ( 3Цар. 22,43 ). 3 позовите мне гуслиста. Своей игрой музыкант должен был создать соответствующую обстановку для восприятия Божественного откровения ( 1Цар. 10,5.6; 19,20–24 ). рука Господня коснулась Елисея. Т.е. на Елисея в этот момент низошло пророческое вдохновение ( Иез. 1,3; 8,1; 13,9 ). 3 на сей долине. Очевидно, долина Заред, примыкающая к северо-восточному побережью Мертвого моря ( Втор. 2,13 ). 3 Поутру, когда возносят хлебное приношение. См. Исх. 29,38.39 ; Чис. 28,3.4 . полилась вода по пути от Едома. Едомские горы, естественно, выше уровня Мертвого моря, поэтому вода текла с юга на север по направлению к Мертвому морю. 3 показалась эта вода красною, как кровь. Вода окрасилась благодаря красному песчанику, характерному для Едома ( Быт. 25,30 ). 3 в Кир-Харешете. По всей видимости, этот город был столицей Моава ( Ис. 16,7.11 ; Иер. 48,31.36 ); он располагался приблизительно в семнадцати километрах к востоку от Мертвого моря и в двадцати двух километрах севернее долины Заред. 3 взял он сына своего первенца. Жертвоприношение Месы было призвано умолить бога Шамшу (Шемеша) спасти моавитян от неминуемого поражения. Жертвоприношения детей были категорически запрещены в Израиле ( Исх. 34,20 ; Втор. 18,10 ) однако два иудейских царя Ахаз и Манассия все же совершали их (16,3; 21,6). Глава 5 5 военачальник царя Сирийского. Хотя царь сирийский, как и царь израильский (ст. 5), не назван здесь по имени, речь, по всей видимости, идет о Венададе II (8,7; 13,3; З Цар. 20,1) и Иораме (1,17; 3,1; 9,24). 5 Сирияне. Между Израилем и Сирией долгое время существовала напряженность, выражавшаяся, помимо прочего, в периодических набегах как одной, так и другой стороны, и пограничных конфликтах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

бл. Феод. Св. Ефрем понимает в таинственном смысле: – под полями – ниву сердца человеческого, под земледелателями, виноградарями – язычников и Иудеев, не принявших благовествования Христова, а «плодоносным древом, говорит, пророк именует древо жизни – Святый Крест, принесший роду человеческому плод нетления». Иоил. 1:13 . Препояшитеся и бийтеся 16 , жерцы, плачитеся, служащии жертвеннику: внидите, поспите во вретищих служащии Богу, яко отъяся от дому Бога вашего жертва и возлияние. С Евр.: «Препояштесь, и сетуйте священники; рыдайте служители жертвенника! Подите, ночуйте во власяницах, служители Бога моего; ибо прекратилось в доме Бога вашего хлебное приношение и возлияние». Особенную речь св. пророк обращает к священникам, они же называются служащими жертвеннику, т. е. у жертвенника, при жертвоприношениях, обращается же к ним св. пророк потому, что они – всегдашние учители и вожди народа, его молитвенники и ходатаи пред Богом, а между тем не только не удержали народа от беззакония, но и навлекли на него праведный гнев Божий. «Препояшитеся», – говорит пророк, – т. е. препояштесь вретищем. Препоясываться вретищем в великих бедствиях и в сильной скорби было в обычае у Иудеев. Так «Иоаким, великий священник, – говорит книга Иудифь, – и все предстоящие пред Господом священники и служители Его, препоясавши вретищем чресла свои, приносили непрестанные всесожжения, обеты и доброхотные дары народа» ( Иудиф. 4:14, 10:11 ), когда Олоферн, главный военачальник Ассирийского царя Навуходоносора, шел с войском опустошать царство Иудейское. «Бийтеся», т. е. сильно сетуйте, плачьте от горести, бия себя в перси. «Внидите, поспите» – ступайте, ночуйте в храме во вретищах, или, по бл. Феод., «постлав под себя вретище». Нужно заметить в объяснение сих слов пророка, что чередные священники обязаны были и ночевать при храме, так как неисходно должны были пребывать в нем в продолжении всей седмицы. «Яко отъяся жертва и возлияние» – за неимением нужных материалов, прекратились во храме хлебные жертвы и возлияние вина и елея – вот причина скорби и плача! Прекращение обычных жертв во храме должно было сильно поразить священников; потому что оно означало, что Господь Бог , во гневе Своем, отвергает их служение, не хочет принимать их жертв, на которые они возлагали свое упование. Иоил. 1:14 . Освятите пост 17 , проповедите цельбу 18 , соберите старейшины вся живущыя на земли в дом Бога вашего и воззовите ко Господу усердно.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Земельные уделы всех колен израилевых были святыней Господней, а уделы священников – «святыней из святынь» ( Иез.48:12,14 ). 2) Скиния была святыней потому, что она была местом Богослужения и местом особого присутствия Божия. О ней Сам Бог сказал: «...устроят они мне святилище » ( Исх.25:8 ) – то есть материальное сооружение , которое не только само свято , но и предназначено освящать, то есть передавать свою святость. Главная же часть скинии – алтарь – назывался «святое святых». 3) Иерусалимский храм был такой же святыней. И они (скиния и храм), естественно, не только воспринимали на себя Божественную благодать и освящение, но и сообщали их людям и другим предметам, как свидетельствовал о том Сам Христос: «что больше: золото или храм , освящающий золото » ( Мф.23:17 ). 4) Скрижали завета были святынями потому, что на них были начертаны (на первых – Самим Богом, а на вторых – святым пророком Моисеем) заповеди Божии – Его святое слово. 5) Все храмовые и священнические принадлежности были святынями: «и помажь им (миром) скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая : всё , прикасающееся к ним, освятится » ( Исх.30:26–29 ). Ту истину, что материальный жертвенник не только сам свят, но и способен освящать к нему прикасающееся, подтвердил и Сам Христос: «что больше: дар или жертвенник , освящающий дар » ( Мф.23:19 ). 6) Все жертвоприношения были святыней: «посторонний не должен есть сего (мясо овна), ибо это святыня » ( Исх.29:33–34 ); «это (жертва повинности) великая святыня » ( Лев.7:1 ; ср. 6:25; 27:28); «это (кровь очистительной жертвы) святыня великая у Господа» ( Исх.30:10 ); «это (хлебное приношение) великая святыня из жертв Господних» ( Лев.2:3 ). 7) Ковчег Завета – особая, главная святыня Израиля, который находился в святейшем месте – во святая святых. В нем находились скрижали завета и посох Аарона, и с ковчегом Бог связывал Себя особым образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010