Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917–1918 гг. Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917–1918 гг. К. продолжал научную деятельность и после избрания архипастырем ГПЦ, он занимался подготовкой к изданию своих сочинений. По сообщениям современников, К. собирался писать мемуары. Отправляясь на отдых в мон-рь Марткопи 26 июня 1918 г., он сказал свящ. Тарасию Канделаки: «Я обязан приступить к работе над воспоминаниями о ближайшем прошлом нашей Церкви. Будущие поколения должны знать обо всем, что не в силах уберечь и сохранить наша история» ( Бубулашвили. 2000. С. 41-42). На следующее утро он был найден мертвым. Похоронен в Тбилисском Сиони. Канонизирован ГПЦ как священномученик 17 окт. 2002 г. Труды Наследие К. хранится в Национальном центре рукописей Грузии (см. в ст. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе ) (эпистолярное наследие) и Центральном Гос. историческом архиве Грузии (научные труды). Его творческая деятельность многообразна: с ранних лет он писал стихи и повести, публиковал исследования в области филологии. Большое влияние на него, как и на мн. его современников, оказало творчество прав. Илии Чавчавадзе . Большая часть научного наследия К. была написана им в России. Он часто писал на рус. языке, стремясь ознакомить Россию и Европу с богатым историческим прошлым Грузии; цель оправдала себя - научное наследие К. стало широко известно в России и за ее пределами. К. внес значительный вклад в формирование картвелологии как науки. Г. И. Садзаглишвили, инспектор Одесской ДС. Фотография. 1881 г. Г. И. Садзаглишвили, инспектор Одесской ДС. Фотография. 1881 г. Еще в годы учебы в КДА К. сформировал свои научные интересы в области этнографии, истории ГПЦ и грузинской церковной лит-ры. В 80-90-х гг. XIX в. К. под разными псевдонимами (Садзагелов-Иверский, Ивериели, Е. К., Цхумели и др.) публиковал в периодике статьи на русском и грузинском языках о грузинских храмах и монастырях. Сотрудничал в журналах и газетах «Иверия», «Мцкемси» (Пастырь), «Кавказ», «Весь Кавказ», «Моамбе» (Бюллетень), «Новое обозрение», «Цнобис пурцели» (Информационный листок), «Тифлисский листок», «Кавказское обозрение», «Херсонские епархиальные ведомости», «Полоцкие епархиальные ведомости», «Закавказская речь», публиковал статьи в «Трудах Московского археологического общества», «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» и др.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Первые недели правления Херсонской епархией архиепископ употребил на ознакомление с Одессой: осматривал собор и положил его обновить, произвел экзамен в семинарии, памятный тем, что местом испытания назначена была крестовая архиерейская церковь , познакомился с семинарской корпорацией, при чем, обнаружилось, какой он радушный хозяин даже для подчиненных, посетил церкви и монастыри, не раз был в женском духовном училище, и все это, – не прекращая своих разнообразных ученых занятий, не опуская из вида массы консисторских дел, которые к тому-же за несколько лет оказались запущенными. В июле он отправился по епархии. Как ознакомился Иннокентий со своей епархией при обозрении ее, мы узнаем из воспоминаний о нем одного благочинного, которые первоначально были напечатаны в Херсонских епархиальных ведомостях 1862 года. «Изучая и исправляя, при обозрении епархии, духовенство, – рассказывается в этих воспоминаниях, – он изучал вместе и пользовал паству свою и мирскую. Каким именно образом? Если, например, предполагалось иметь служение в каком-либо городе, накануне владыка, как бы из любопытства, задавал благочинному (а он должен был все знать) вопросы: каков этот город? Из каких он состоит сословий? Что вы знаете, например, об этом из них? а о том и том? какими здесь занимаются ремеслами и промыслами? есть-ли у вас и общественные увеселения – как они ведутся? и проч. и проч. Таким образом доходил до всего, как говорится, до подноготной. Завтра является он пред паствой с пастырским жезлом и словом и, к удивлению вашему и самой паствы, беседует с нею, как с давно и близко ему знакомой. Вот, между прочим, почему собрания поучений его, например, к пастве Вологодской и пастве Харьковской, так ясно выражают в себе физиономии самих этих паств». На что более обращал внимание преосвященный Иннокентий при обозрении епархии? – На все, от мала до велика. От внешнего тотчас заключал и о внутреннем. Входит, например, в церковь , окинул ее взором, и говорит: «Церковь прекрасна, да хозяина в ней не видно».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Что до меня, я совершенно достоин того, что вы не пишете ко мне. Трудно найти человека, который бы менее меня любил переписку и меньше меня находил досуга для неё. Дела поглощают всё моё время, и я прошу у вас только снисхождения, чтоб вы не упрекали меня за моё молчание и не сочли его признаком уменьшения моей к вам глубочайшей признательности» 319 . Только один вид литературной деятельности не оставлял преосвященный Сергий и будучи в сане архиерейском, это – проповедь. Следуя слову апостола: аще благовествую, несть ми похвалы: горе же мне есть, аще не благовествую ( 1Кор. 9:16 ), преосвященный Сергий проповедание слова Божия почитал одною из важнейших и наиболее непременных обязанностей своего архипастырского служения и не преставал произносить проповеди до самой кончины своей, на что, как мы видели, и в Высочайшем рескрипте указано было. Проповеди его, которые он, по заповеди Апостола ( 2Тим. 4:2 ; сн. Тит. 1:9 ), произносил весьма часто при всяком удобном случае и которые отличались, с одной стороны, простотою, общедоступностию, а с другой – глубиною мысли, силою слова, сжатостию выражения и назидательностию, уже в 1870 году, по собрании их воедино, составили целый большой (стран. VII+678) том, изданный в Москве. С 1870 года и до самого последнего времени проповеди преосвященного Сергия стали печататься на страницах Душеполезного Чтения, быв печатаны в то же время и в местных органах духовной печати тех епархий, в которых святительствовал проповедник, как-то: в Курских Епархиальных Ведомостях, в Православном Собеседнике, издаваемом при Казанской Духовной Академии, в Кишинёвских, Херсонских Епархиальных и Московских Церковных Ведомостях, а равно и в некоторых других повремённых изданиях. Пред самым перемещением преосвященного Сергия на Московскую святительскую кафедру Одесское свято-андреевское братство, состоящее при Одесской духовной семинарии и имеющее целию укрепление в народе истинной православной веры и благочестия и ограждение его от пагубного влияния лжеучителей, издало снова все «Слова и речи архиепископа Сергия» в двух томах (Одесса, 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Фальшивые идеи брюссельско-ватиканского происхождения, перечисленные выше, дорого обошлись гражданам Книна и сейчас очень дорого обходятся гражданам Донецка. Да не предадим молчанием память Св. Кирилла, да противопоставим фальши современных Вихингов и Святополков слова любви и единения, прозвучавшие 150 лет назад, воспроизведённые в этой статье, и всё ещё звучащие (если прислушаться) под сводами Кирилло-Мефодиевских храмов, построенных более столетия назад и выстоявших (израненных, но не убитых). Следующий же наш разговор будет о зрительном воплощении Кирилло-Мефодиевской идее - об иконописных подлинниках, иконах, фресках. Продолжение следует... Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для «Русской Народной Линии» Февраль 2019 г. Примечания: 1. Очерк жизни и деятельности славянских первоучителей Кирилла и Мефодия/Сведения о частной гимназии Фр. Креймана в Москве за 1868-1869 гг. Москва . 1869 г. С. 6, 7, 8, 18, 38. Исаакиевский собор 2. Янышев И. прот. Слово в день тысячелетия кончины Святого Кирилла, просветителя славян, 14 февраля 1869 года, сказанное в Исаакиевском соборе Ректором Санкт-Петербургской Духовной академии протоиереем Иоанном Янышевым/Три приснопамятных слова в память Всеславянских Просветителей инокровным и единоплеменным братьям предлагаемые. Изд. слепца Ширяева. Петроград. 1869. Мая 11 дня. С. 19-23. Дальнейшее цитирование слов о. Иоанна производится нами по тому же источнику. 3. Лебединцев П.Г. прот. Слово в день преставления Св. Кирилла, просветителя славян, сказанное в Киево-Софийском кафедральном соборе, 14 февраля 1869 г.//Киевские Епарх. ведомости. Отд. второй. 1869. С. 180-181 4. Чемена М., прот. Поучение в день тысящелетия после кончины преподобного отца нашего Кирилла, просветителя Славян, сказанное в Одесском Кафедральном Соборе 14-го февраля 1869 года.//Херсонские Епархиальные ведомости. 1869. С. 137. Священник А.М. Иванцов-Платонов 5. Слово в день тысячелетней памяти Св. Кирилла, просветителя Славянского, произнесённое в церкви Александровского военного училища священником А.М.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Во второй половине XIX века помимо академических появилось и много других духовных журналов, которые могут быть названы богословско-публицистическими. В них наряду с богословскими статьями публиковались проповеди, обозрения текущих событий в Православных Церквах и инославном мире, критика и библиография текущих книжных и журнальных публикаций, очерки о замечательных церковных деятелях, жизнеописания подвижников благочестия, рассказы из церковного быта и стихи духовного содержания. Из наиболее известных журналов такого рода отметим петербургский " Странник " протоиерея Василия Гречулевича (в приложении к нему выходила в 1900-1911 " Православная богословская энциклопедия " ), киевскую остро-полемичную " Домашнюю беседу для народного чтения " Аскоченского, московское " Душеполезное чтение " и многие другие. Для всех этих богословско-публицистических изданий 1860-1870-х годов было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных вопросов. Говоря об официальных изданиях, следует отметить, что до революции каждая епархия имела свой печатный орган - Епархиальные ведомости. Инициатива их основания принадлежит знаменитому иерарху XIX века, выдающемуся проповеднику архиепископу Херсонскому Иннокентию (Борисову), который выработал их концепцию в 1853 году. Ее главным элементом было разделение журнала на две части: официальную и неофициальную. Официальная часть предназначалась для указов и распоряжений Святейшего Синода, известий высшей государственной власти, особенно по данной епархии, для распоряжений епархиального начальства, для сообщений о перемещениях и вакансиях, для извлечений из годовых отчетов различных епархиальных учреждений. В неофициальной части печатались отрывки из творений святых отцов, проповеди, статьи назидательного характера, местные исторические, биографические, краеведческие и библиографические материалы. Однако лишь через шесть лет эта концепция была представлена на утверждение Святейшему Синоду преемником Владыки Иннокентия по кафедре архиепископом Димитрием (Муретовым). Синод не только утвердил ее в 1859 году, но и разослал предлагаемую программу издания всем епархиальным архиереям. В следующем году по этой программе начали выходить епархиальные ведомости в Ярославле и Херсоне, а еще через 10 лет они уже издавались в большинстве епархий. Интересно отметить, что отдаленные епархии обзавелись своими журналами прежде столичных.

http://pravoslavie.ru/sobytia/cpp/smirpc...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

По известиям «Херсонских Епархиальных Ведомостей» за 1883 год «число штундистов не определено: их считают просто тысячами». По свидетельству одного обратившегося в православие штундиста, в 1882 году число штундистов, когда он записывался в их секту, было 10,000 человек; и это, надо заметить, в одной только Херсонской губернии 331 . По сообщению «Черниговских Епархиальных Ведомостей» штундисты насчитывали в 1883 г. около 200 тысяч своих последователей 332 – В 1883 году обратила на себя внимание духовной и светской власти община штундистов в предместье Киева – Дымиевке. Основателем ее был отставной рядовой Иван Андреев . Поселившись в Дымиевке со своей женой, он приобрел себе дом. Совратителем его был, по показанию местных жителей, отставной унтер-офицер Капустинский, служивший на железной дороге, которому начальство за то, что он держался штундизма, отказало от места. Вскоре после своего совращения, Андреев открыл в своем доме собрания, на которые приглашал своих соседей и рабочих с сахарного завода. Пропаганда Андреева шла беспрепятственно; никто на него не обращал внимания. Зазывая к себе на собрания, он ходил по домам и предлагал свои услуги в наставлении. Вскоре к нему присоединился Никита Яковлев Федоровский, служивший в описываемое время на станции Киев (II) курско-киевской железной дороги, который сделался его деятельным помощником. Увлекающихся и колеблющихся в начале деятельности Андреева и Федоровского было много, и это происходило, по показанию местных жителей, оттого, что приходская церковь находилась от них «в чрезвычайно далеком расстоянии, и приходский священник посещает их очень редко: он являлся к ним только для исполнения какой-либо христианской требы; живого же слова от него никогда не слыхали», а к построенной вновь в этой местности церкви священника долго не присылали. Когда все это сделалось известным епархиальному начальству, оно тотчас распорядилось освятить храм в Дымиевке и назначить туда священника, а также произвести следствие о штундистах. Спрошенный Андреев показал, что по увольнении от службы соблюдал таинства и обряды православной Церкви; поселившись в Дымиевке, он купил Библию и Евангелие и стал читать. Вследствие чтения он убедился в том, что шел не истинным путем и начал верить одному Евангелию. Он называл себя христианином евангельского вероисповедания. Учения своего не распространял, он читал Евангелие только тем, кто приходил его послушать, Федоровский показал, что он, проживая в доме Андреева, в свободное время занимался чтением Евангелия и Библии и пришел к убеждению, что должен верить означенным книгам 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010