Но трогательно поистине и восхитительно было в речи юного оратора его обращение к питомцам заведения. «Вы должны быть лучше нас», – говорил он с большим достоинством младшим курсам; и за такой оборот стоил действительно тех рукоплесканий, коими была покрыта речь его. Потом следовала раздача аттестатов, чем и закончился акт. В тот же день, после четырёхчасового быстрого плаванья, я был уже дома, дав учёным обителям слово, при первом досуге, возвратиться под гостеприимный кров их для обозрения их замечательных библиотек. Несколько слов о преподавании славянского языка в Халкийском богословском училище Константиполе Протоиерей Серафим Серафимов («Херсонские епархиальные ведомости». 1864. 14. С. 771–779) В 16 газеты «День» г. Ассирийский по поводу статьи г. Неклюдова о посвящённых монастырях говорит, «что влияние Халкийского училища на христианское население в Турции преувеличено г. Неклюдовым; что в нем, хотя и преподаётся славянский язык, но кроме нескольких учебников по этому предмету, он более ничего не видел; а богослужебных книг училище вовсе не издаёт». В какой мере справедлив этот отзыв, – предоставим самому Неклюдову отвечать своему антагонисту. Замечание же г. Ассирийского об учебниках славянского языка в Халкийском училище даёт нам только повод сообщить здесь несколько достоверных данных о введении этого пред мета в Халкийской семинарии и о дальнейшей судьбе его. Пусть фак ты говорят сами за себя. Мы рады всякому случаю делиться с читателями тем или другим сведением о современном нам православном Востоке. При том жизнь всякого училища вообще представляет для наблюдателя много поучительных сторон: а движение науки в таком училище, каково Халкийское, без сомнения, имеет особенный интерес для благочестивого друга многострадальной Церкви: оно пока служит единственным, главным рассадником высшего духовного образования на Востоке. В 1844 г. восточные патриархи вместе с членами Константинопольского Синода основали общими силами первую духовную семинарию на небольшом острове Константинопольского пролива – Халки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1861 г. журнал «Христианское чтение» напечатал путевой очерк «С Востока». 106 Его автор, архимандрит Антонин (Капустин) , в эти годы служил настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. «Христианское население Константинополя извещено было, что с 1 числа июля начнётся экзамен в Халкинском Богословском училище, – писал архимандрит Антонин. – Желая воспользоваться благоприятным случаем видеть в совокупности стольких иерархов греческих и вместе с тем взглянуть на училище в самое занимательное для него время, решился и я, вослед многим другим, отправиться на издавна славящийся в качестве патриаршего убежища остров». Далее следовали открывшаяся с моря панорама Константинополя и азиатского берега, живописные картины самого острова, лесной дороги к зданию богословской школы, яркие портреты греческих иерархов, прибывших на выпускные экзамены, описание устройства школы, её учебных программ, подробный анализ греческого богослужения, пения, церковных облачений в сравнении с принятыми в России. Читатель получил возможность настолько близко и глубоко познакомиться с Халкинским училищем, что публикация в «Христианском чтении», без преувеличения, смогла успешно заменить личное присутствие на праздничной церемонии. В 1864 г. «Херсонские епархиальные ведомости» поместили на своих страницах статью протоиерея Серафима Серафимова «Несколько слов о преподавании славянского языка в богословском Халкийском училище в Константинополе». 107 Как профессор греческого языка Херсонской духовной семинарии автор знал все слабые и сильные стороны учебного процесса и смог объективно оценить возможности и перспективы преподавания славянского языка в богословском училище на Халки. Этот аналитический обзор был в русле внимания Русской Православной Церкви к состоянию дел в греческом богословском училище на острове Халки. То отношение, которое поддерживалось и всемерно укреплялось святителем Феофаном, поднимало в право славном мире авторитет Халкинской школы как уникального духовного училища, остававшегося на протяжении всей своей истории важнейшим центром по подготовке клира Константинопольского патриархата в Турции. Приложения Архимандрит Антонин (Капустин) с Востока

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Серьезная опасность, угрожавшая православию от распространения рационалистической пропаганды в народе, а также грубое поругание и кощунство над святынями православия, вызвали некоторые меры борьбы против баптизма. Наиболее вредные и опасные вожаки секты были подвержены высылке, заключены в тюрьмы и преданы суду. Но эти крайние меры, имевшие место в конце 70-х и 80-х годах, мало оказывали пользы, а иногда приносили даже вред. «Несмотря на ряд энергичных и несомненно целесообразных мер, предпринятых... для ослабления штундизма, секта... не только не ослабела в своем развитии, но, напротив того, рост ее прогрессивно увеличивается», – читаем мы в «Трудах Киевской Духовной Академии». Этот прогрессивный рост секты прежде всего обнаруживался в расширении объема охваченной ею территории. Объем зараженной штундизмом территории принимал все более и более внушительные размеры («Труды Киевской Духовной Академии», 1886, октябрь, с. 264–265). Баптисты, пламенея ревностью о славе своего учения, еще с большим рвением вели свою разрушительную работу по отношению к православию, как бы этим отвечая на все те меры, которые принимались по ограничению их деятельности духовными и светскими властями. «Личные несогласия были забыты. Ненависть к православной Церкви объединила сектантов, и они сплоченной массой наступали» 35 . Епископ Догмат в письме к Херсонскому губернатору сообщал: «Баптисты являются людьми самостоятельными, отважными и решительными в своих действиях до дерзости, а православные – приниженными, поколебленными, нерешительными. Баптисты открыто, смело и безбоязненно ведут свою пропаганду всюду, где только представится к тому возможность; они не только стараются совращать православных при встречах, но даже врываются в дома их, понося православие в самых унизительных выражениях» 36 . В Трудах Киевской Духовной Академии за 1886 год читаем следующее: «В последнее время все чаще и чаще приходится встречаться с фактами, где фанатизм штундистов проявляется не только в отношении к предметам, почитаемым православною Церковью, но и в отношении к самим православным христианам и, в частности, к пастырям Церкви. Особенно возмутительный в этом отношении факт передан в 9 «Киевский Епархиальных Ведомостях» за настоящий год. Нельзя не согласиться с автором этого рассказа, что «наглости и дерзости штундистов уже превосходят всякую меру: повсюду, где только совершается крестный ход, похоронная процессия и прочие церковные торжества, штундисты везде посылают своих агентов, чтобы они насмехались над церковной святыней, глумились над православными и совращали их в шутндизм» («Труды Киевской Духовной Академии» 1886 г., ноябрь, стр. 532. Статья 3: «Сведения о движении южнорусского сектантства в последние годы»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

и вполне приспособленный к своему назначенью, а в двух одноэтажных каменных зданиях, где помещалась прежняя консистория, устроены, при денежном пособии от церквей, приличные квартиры для секретаря и чиновников консистории. Благочинных состояло 18, кроме благочинного над монастырями. Прежде они избирались духовенством, а с 1883 г. назначались епархиальным начальством. Каждый благочинный получал за труды и на канцелярию в своем округе из церковных сумм по 120 р. в год и, сверх того, добавочное пособие из средств духовенства по взаимному соглашенью. Из благочинных – священник Владимир Экземплярский составлял годовые отчеты так подробно, умело и искренно и излагал их так правильно и даже по местам художественно, что два из них, как образцовые, напечатаны были в таврических епархиальных ведомостях. В помощь благочинным, а отчасти и консистории, учреждены благочиннические советы, состоящие из благочинного, его помощника и духовника. Они также с 1883 года назначаются епархиальным начальством, кроме духовника, избираемого самим духовенством. Деятельность их неширока: они только участвуют в аттестации благочинным членов причта, представляют епархиальному начальству духовенство к наградам и дают свидетельства о бедности родителей, просящих о принятии детей, обучающихся в духовно-учебных заведениях, на церковное или полуцерковное содержание. Паства Православные, раскольники и сектанты В 1884 г. считалось православных 301764+291535, в том числе 5157+5312 единоверцев, средоточием которых издавна служит селение – Большая Знаменка, мелитопольского уезда; кроме того, не служащих лиц духовного ведомства, т. е. заштатных, жен их и детей, жен и детей служащего духовенства и вдов и сирот, 991+1575, а всего, с причислением лиц служащего духовенства (602) и церковников (14), 303371+293110=596481. 697 Еще в 1752 г., когда Иван Хорват заселял нынешнюю херсонскую губернию разными выходцами из Австрии и Турции, переселилось сюда же много и русских раскольников из разных губерний и из Польши. Они основан на отведенных им землях, обширных и плодоносных, много сел, между которыми особенно было замечательно по богатству жителей и обширности село Знаменка, в нынешнем александрийском уезде, херсонской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Приходится в данном случае пользоваться небольшими крупицами, или же заключать о религиозной жизни приходских общин дореформенного периода на основании отрывочных фактов из современной жизни; да и таких фактов очень немного. Совет одесского Свято-Андреевского братства в 1880 году приглашал духовенство Херсонской епархии сообщить ему материал, касающийся жизни народа: его нравов, обычаев и заблуждений 13 ; но, к сожалению, до сих пор этот материал не обнародован. Край завесы, скрывающей от нас современную религиозно-нравственную жизнь приходских общин, приподнят несколько высокопреосвященнейшим Никанором, который в своих отчетах о состоянии Херсонской епархии, помещающихся в местных епархиальных ведомостях сообщает интереснейшие факты из жизни приходских общин. Труд г. Емельянова интересен в том отношении, что материалом для него служили большей частью личные наблюдения автора. Об учении штундистов существует несколько исследований, из которых можно упомянуть о трудах свящ. Фоменко и А. Д. Ушинского, имеющих полемический характер. Исследование о. Фоменко, под заглавием «Разбор десяти правил вероучения штундистов», вышло в 1873 г. в Киеве. Разбираемые автором «десять правил» весьма мало соприкасаются с учением штундистов: они не штундистского, а баптистского характера. По своему содержанию правила эти напоминают «исповедание веры» кавказских баптистов, переведенное с немецкого. Есть даже буквальное сходство некоторых выражений этих правил с означенным исповеданием. Так, напр., первое правило (у о. Фоменко, стр. 5) сходно со вторым членом баптистского исповедания 16 . В четвертом правиле излагается совершенно баптистское учение о крещении; в пятом – такое же учение о причащении. О. Фоменко говорит, что 10 правил переведены каким-то немецким пастором с немецкого. Не был ли составителем этих правили колонист-баптист Иоган Вилер или – Прицкау, выступившие в начале 70-х годов в качестве пропагандистов баптизма среди южно-руссов? Можно предполагать, что эти правила были распространены между херсонскими баптистами в начале 70-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В 1873 году некоторые из штундистов вызваны были киевской духовной консисторией на увещание, а затем размещены по монастырям 240 . В село Чаплинку, как нам передавали, в половине 1873 года был назначен для надзора за штундистами и для прекращения пропаганды полицейский чиновник Попов 241 . В ноябре того же года выслано было консисториею в села Чаплинку, Косяковку, Плосское и в город Таращу несколько экземпляров книги: «Камень веры», «Постановлений апостольских» и «Полемического Богословия» архим. Иннокентия. Из местных деятелей священник с. Чаплинки о. Дьяковский имел некоторый успех. От 30-го ноября он рапортовал епархиальному начальству, что после увещания, предложенного им штундистам, 21 ноября в училищном доме, в присутствии помощника пристава, из общества штундистов выделились 24 человека и изъявили готовность возвратиться в православие 242 . По сообщению автора статьи «Баптизм или штунда в Киевской губернии», до 1875 года штундизмом было заражено семь приходов Таращанского уезда: Чаплинка, Косяковка, Плосское, Веселый Кут, Попружная, Малая Березянка и Жидовская Гребля. Штундистов в означенных селах в 1875 г. было 561 243 . По «Ведомости Киевской духовной консистории о штундистах, от 20 ноября 1887 г.», штундисты до 1875 года находились, кроме указанных сел, в мес. Боярке, сс. Вотылевке, Винограде, Шубиных Ставах (Звенигородского уезда), в сс. Скибенцах, Брилевке – Сквирского уезда. Как велико было число сектантов в означенных селах, за неимением данных сказать нельзя. В 1870 г. штундизм обнаружен был в Подольской губернии 244 . Таким образом, говоря относительно, штундизм в короткое время заразил немалоприходских общин в четырех уездах Херсонской, в трех – Киевской и появился в Подольской губернии. Общее число всех штундистов означенных местностей за это время определить нет возможности за отсутствием статистических данных. Штундисты до 70-х годов не отделялись еще совершенно от Церкви. Иван Рябошапка еще в 1868 году, вследствие убеждений священника Лобачевского, исповедовался и причащался св. Таин; штундисты общины Кондрацкого, находящейся близ Ахмечетки, Ананьевского уезда, еще в 1870 году исповедовались, причащались и постились в Страстную седмицу; Ратушный о формальном отделении со своими последователями от Церкви только в 1871 г. заявил высокопреосвященному Димитрию; чаплинские штундисты еще в 1872 г. приносили новорожденных к своему приходскому священнику для совершения над ними таинства крещения. Формальное отделение от Церкви херсонских штундистов началось с 1869 года, а киевских – только с 1874. О дальнейшей судьбе штундизма, когда он стал совершенно обособленной сектой, будет сказано в следующей главе. Глава III. Состояние штундизма с семидесятых годов по 1887 год

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

307 Из Казани в Кишинёв преосвященный Сергий сам перепросился, чтобы воспользоваться мягким климатом Бессарабии, как сам говорил во вступительном слове своём по прибытии в Кишинёв, о чём см. Кишинёвские Епарх. Ведомости за 1883 г. 13. 309 Напр., в отношении к Кишинёвскому епархиальному женскому училищу и приюту при нём см. там же за 1891 г. 3, стр. 42. 310 Херсонские Епарх. Ведомости, 1892 г. 17, стран. 424. Но замечательно при этом то, что говорившему сие в речи прощальной кафедральному протоиерею А. Лебединцеву владыка тогда же разъяснил, что «прославление живого преждевременно», и отклонил от себя похвалу. См. там же, стран. 425. Срав. также Москов. Церк. Ведомости за 1893 г. 38 и Москов. Ведомости за тот же год 244 в отделе внутренних известий. 311 Этот Высочайший рескрипт напечатан был и в Церковных Ведомостях, и в других повремённых изданиях за 1893 год. 314 Из надгробного слова в память о почившем митрополите Сергии, сказанного бывшим ректором Московской духовной академии, ныне епископом Курским Лаврентием в Троицкой Сергиевой Лавре 15 февраля и напечатанного вскоре после сего в Московских Церковных Ведомостях, в Богословском Вестнике и в Тульских Епарх. Ведомостях. 316 Это и было причиною, что преосвященный Сергий, быв назначен на Кишинёвскую кафедру 21 августа 1882 года, только после коронации 1883 года, в которой он также участвовал, именно 24 июня сего года впервые вступил в пределы своей новой епархии, о чём см. Кишинёвские Епарх. Ведомости за 1883 г. 13, стр. 430. 317 Церковные Ведомости за 1896 год 19–20, стран. 158. Рескрипт сей был напечатан и в других газетах того времени. 318 В пропущенных нами словах преосвященный Сергий благодарит А.В. Горского за присылку ему двух экземпляров статьи А. В-ча «О сане епископском в отношении к монашеству в церкви восточной», напечатанной в Прибавлениях к твор. св. Отцев за 1862 г. ч. XXI, и делает оценку этой статьи. 319 Письмо из неизданных. Хранится с другими в архиве А.В. Горского в библиотеке Московской духовной академии. Как бы в соответствие сказанному в этом письме от дальнейших годов не сохранилось вовсе писем преосв. Сергия к А.В. Горскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В первый же год своего пребывания в Петербурге, пр. Димитрий вошел в Св. Синод с особым представлением, которое прямо касалось только Херсонской епархии, но, как инициатива, оказало потом большую услугу всей русской церкви. Услуга эта тогда же была оценена по достоинству в духовной литературе. «Потребность в издании епархиальных ведомостей – писали тогда в журнале «Странник» – давно ощущалось. Первый заявил о ней, бывший в Петербурге в 1857 году, ректор Ярославской ·семинарии (впоследствии епископ Оренбургский) Антоний. Но только в 1860 году суждено осуществиться этому делу, согласно предложению преосвященного Димитрия, архиепископа Херсонского. 30 октября 1859 года он представил Св. Синоду, что издание епархиальных ведомостей по части духовной могло бы принести не малую пользу для лиц подведомых епархиальному управлению, и просил разрешить издание сих ведомостей в Одессе с половины 1860 года, по представленной им программе. Св. Синод, разделяя мнение пр. Димитрия о пользе издания епархиальных ведомостей, разрешил такое издание для Херсонской епархии, в виде опыта» 296 . В этом деле Димитрий опять был продолжателем Иннокентия, которой думал о своем местном органе печати и даже начертал для него примерную программу. «Херсонские епархиальные Ведомости», особенно в первые годы существования, богаты были и содержанием и внешнею полнотой (двухнедельные выходили книжками в 50 и 70 страниц); их «прибавления украшались проповедями архипастыря и других известных проповедников; в них помещались серьезные и обширные статьи по патрологии и церковной историй; в них же впервые стали обсуждаться, имевшие местный характер, но приложимые везде, бытовые вопросы, так живо интересовавшие тогда духовенство. Новое дело скоро нашла себе подражателей: по примеру и образцу «Херсон. Епарх. Ведомостей» скоро появились такие же издания и в других епархиях. Первые за херсонскими стали выходить ярославские (с марта 1861 г.), которые разрешено было Св. Синодом издавать по программе, утвержденной для херсонских ведомостей. Ныне такие ведомости издаются почти во всех епархиях, и если не везде успешно выполняют первоначальную программу, то в общем дают массу ценного материала, изображающего в себе все движения церковно-общественной жизни: они в этом отношении, можно сказать, питают духовные журналы и другие издания. Многого нужно пожелать епархиальным ведомостям; но нельзя не помянуть добром того, кто вызвал их к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

И по сей день по обрывистым берегам, покрытым диким кустарником шиповника и боярышника, скрываются узкие тропки, ведущие к пещерам монахов и отшельников. Одна из таких вырубленных в отвесной известняковой скале пещер – место постоянного посещения паломниками. Здесь сохранилась и небольшая пещерная церковь. Чтобы попасть в нее, необходимо взять в монастыре специальную металлическую лестницу и получить благословение настоятеля. После строительства плотины для Каховской ГЭС, обширных вырубок плавней вдоль Днепра и затопления прилегающих земель в с. Красный Маяк, как и повсюду вокруг, произошли изменения. Стал меняться климат: исчезли щедрые влагой густые утренние туманы и обильные летние ливни. Вода поднялась более чем на десяток метров. Старожилы рассказывают, что до затопления и поднятия уровня воды пещер и ходов было много. И выходили они гораздо ниже, к самому Днепру, в плавни. Говорят также, что раньше можно было под землей обойти все село, а кое-где и проехать на лошади. От пристани уходили в береговые недра тоннели к монастырским складам. Оттуда, видимо, после затопления и выплыли в Днепр закупоренные старинные бутылки с монастырским вином, которые обнаружили рыбаки с. Красный Маяк. Храмы Настоятели, наместники Литература Использованные материалы   Столетний юбилей города Екатеринослава (9 мая 1887 года). Экономическое состояние семинарии//Екатеринославские епархиальные ведомости, 1887, (1 июня), неофиц. отд., с. 326.   Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 600.   С 1865 года учреждена долность наместника... Из настоятелей Ферапонтовского скита , потрудился ок. 15 лет, + 1885, см. Краткая историческая записка о Григориевском Бизюкове монастыре Херсонской епархии//Херсонские ЕВ. 1903. (16 сентября), с. 551.   Краткая историческая записка о Григориевском Бизюкове монастыре Херсонской епархии//Херсонские ЕВ. 1903. (16 сентября), с. 552-553: http://vivaldi.nlr.ru/ap000035273/view/?#page=24   Иустин (Юревич), иером., Григорие-Бизюков монастырь Херсоно-Одесской епархии в 1918-1921 гг.: святые насельники и преподаватели. Последние годы монастыря и семинарии (со ссылкой на Херсонские епархиальные ведомости 1918, 16, 17, 19, 20, 21, 23. Официальная часть,

http://drevo-info.ru/articles/17893.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010