– Что же касается до проповедничества преосв. Димитрия, то волынский период его жизни нужно считать самым многоплодным. Здесь он говорил по двенадцати и более проповедей в год, при чем волынские его проповеди отличаются богатством содержания и соответственным обширным изложением. Здесь так же представлялось больше удобств к распространению проповедей путем печати, благодаря своей, лаврской типографии. Многие советовали пр. Димитрию воспользоваться этим удобством и издать в системе и все, сказанные им проповеди. Но Владыка, по своей скромности, каждый раз уклонялся от выполнения предлагаемого издания, отговариваясь обыкновенно невозможностью собрать все, нужное для такого издания. Некоторые предлагали даже свои услуги по собиранию материалов для издания, на преосвященный отвечал, что он не желает затруднять людей своим домашним делом. Впрочем, лаврская типография, по благословению самого Владыки, ежегодно выпускала отдельными книжками все его проповеди, помещавшиеся предварительно в Волынских епархиальных ведомостях: таких выпусков было пять (по числу лет, проведенных преосв. на Волыни). Отдельными же оттисками проповеди преосвященного печатались в очень большом количестве за счет самого проповедника, который обыкновенно оделял этими брошюрками являвшихся к нему богомольцев. III Не смотря на хорошие климатические условия, особенно в Почаевской лавре, здоровье пр. Димитрия на Волыни год от году все ухудшалось. Уже в первую зиму, в конце декабря 1876 г., он проболел две недели. Правда, на сей раз ревматические боли не так были сильны, как прежде; но все же он должен был сидеть в уединении и не служить в такие большие праздники, как 1-го и 6-го января. Зато в следующую зиму застарелая болезнь, незахваченная вовремя и еще усиленная частыми и продолжительными службами в великом посту, до такой степени разыгралась, что преосвященный принужден был пролежать в постели весь апрель месяц. Вместо обычных пространных праздничных приветствий своим родным и знакомым, он в великую субботу (1878 г.) едва мог написать в Одессу несколько строк: «Боль в ногах не утихает ни на минуту; без посторонней помощи не могу встать с места, да и писать могу с трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Преосв. Димитрий хорошо сознавал, что по своему характеру он не может выступать на путь борьбы с укоренившимися недостатками, а потому старался действовать на умы и сердца духом кротости и смирения. Все законные желания духовенства он предупредительно приводил в исполнение и все просьбы по возможности удовлетворял; постановления съездов духовенства, как выражения мнений всей епархии, всегда утверждал, без особенных возражений на суждения съездов 459 , и только иногда высказывал (в своих резолюциях) сожаление о том, что на его предложения съезды мало обращают внимания, или недостаточно обсуждают его мнения по частным вопросам. С другой стороны он не опускал случая выразить одобрение и поблагодарить духовенство, когда деятельность его представителей совпадала с его желаниями и намерениями. Тем не менее, нельзя было не заметить, что со вступлением на Волынскую кафедру деятельность преосвященного по епархиальному управлению значительно сократилась. Уступая настоянию близких людей и особенно врачей, советовавшим ему беречь остатки сил, и подчиняясь отчасти чувству нерасположения к местному характеру быта, он постепенно передавал дела по епархиальному управлению своему викарию. Так, на Волыни преосв. Димитрий не предпринимал уже обычных, продолжительных поездок для ревизии церквей. Следуя порядку, заведенному здесь еще при прежних архиереях, он утверждал составляемый ежегодно консисторией маршрут, а выполнение его предоставлял викарному преосвященному, которого посылал для обзора церквей в уездах – преимущественно южных и крайних северных, не лежавших на пути из Житомира в Почаев. В 1879 году, предлагая некоторые вопросы на обсуждение обще-епархиального съезда духовенства, преосвященный указал также, чтобы все журналы по текущим делам окружных съездов представлялись на рассмотрение и утверждение преосвященному викарию, и только дела по важным вопросам представлять ему. А в начале 1880 года, по предложению Его Высокопреосвященства, от 7-го января, Волынская консистория постановила: 1) все журналы консистории отныне представлять на рассмотрение и утверждение к преосвященному викарию, и 2) подтвердить чрез Епархиальные Ведомости, чтобы прошения на причетнические и просфорнические места подавали преосвященному Викарию 460 . – Благодарение Богу – преосв. Димитрий счастлив был тем, что оба викарные преосвященные, преемственно служившие при нем на Волыни (сначала – до 23 апр. 1879 г. пр. Иустин 461 , а потом пр. Виталий 462 , были люди опытные, весьма деятельные и старательные помощники епархиальному Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Училища и заводятся и работают повсюду, даже по деревням. Радовали особенно инородческие миссионерские училища, питомцы которых всюду образовали хорошие хоры, поют по-славянски и на инородческих языках как по церквам, так и по домам и во время крестных хождений. Кладбища, которые по городам и селам я посетил почти все, а по деревням многие, которые прежде поражали меня по местам – скажу просто безобразием, теперь принимают повсюду приличный, если и не везде пока еще благолепный вид... От местного старообрядческого населения и не видел ни одного случая резкости. Наоборот, видел такие проявления мягкости и доброхотства, которые меня изумляли и трогали. Видел старообрядческих детей, которые в церквах замешивались в толпу православных детей и охотно отвечали на мои вопросы по Закону Божию. Во всех центрах старообрядчества, в училищах я находил детей, которые усердно учатся Закону Божию у православных священников. В единоверческих-же поселениях, как и в монастыре, в церквах, кельях и домах принимали нас священнолепно, с пением и ликами, кланялись нам доземно, принимали наше архиерейское благословение; радовались, что мы отстаивали в церквах длинные единоверческие службы; в двух местах держали к нам долгие обдуманные благодарственные речи, а просто благодарственные речи говорились нам везде... Магометанское население всюду встречало нас с радушием, услужливостью, доброхотством, которым не могу дать иного названия как величайших. Это – запрячь лошадей в пять минут десятками и сотнями рук, почти снести экипаж с горы на руках, на руках-же поднять на крутую гору, хоть подержаться за экипаж, почти перенести через реку, – мусульмане это первые. С великим радушием во время моих путешествий встречали меня все магометанские общества, выходили муллы с приветствиями; а в некоторых обществах встречали всенародно с русским хлебом-солью и обдуманными приветственными речами. Встречали приветствиями, провожали молитвенными благожеланиями.» В области управления преосвященный Никанор проявил в Уфе изумительную деятельность, беспристрастие, правдивость и благородство в высокой степени. Много истинно отеческих забот приложил он к благоустройству духовно-учебных заведений епархии. Епархиальное женское училище при нем преобразовано из трехклассного в шестиклассное, почти вдвое увеличено и в объеме зданий, с присоблениями их к новому строю и в составе воспитанниц, которых в 1883 г. было 194, а в 1876 – 112. Постройка новых и просторных зданий для Уфимского (мужского) училища при нем начатая, к 1883 г. была почти кончена. В Уфимской духовной семинарии с корнем устранены нестроения мешавшие правильному ходу учебно-воспитательного дела. В 1879 г. по инициативе преосвященного Никанора и под его руководством стали издаваться Уфимские Епарх. Ведомости. Во всем духовенстве епархии поднято и развито сознание своего достоинства и долга; ни один из достойных священнослужителей, – а таких при Никаноре обнаружилось громадное количество, – не оставлен без той или другой награды...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Наконец, священнику не всегда возможно бывает устраивать публичные собеседования. Иногда он занят, иногда прихожане, иногда сектанты. Грамотные же и обученные примитивным полемическим приёмам прихожане-ревнители всегда и везде смогут поговорить с сомневающимся братом и с сектантами: и в поле, и в селе; и за работой и на досуге; и в дороге и у себя на дому. А это много значит – вовремя прийти, вовремя поговорить, „временне и безвременне” защищать основные истины христианской веры от искажения в беседе с религиозными противниками. Вот уже другой плюс за приходской миссией. Что миссионерские общества действительно могут приносить такую пользу, о которой мы только что писали, в этом убеждают нас корреспонденции из тех мест, где уже функционируют подобные общества. Одну из этих корреспонденций мы встретили в приложении к журналу „Церковные Ведомости”. Вот она: „Славу Богу, миряне образуют миссионерские общества и выступают на борьбу с ересями. На станции Омск открыт миссионерский кружок, в который записалось около 300 ревнителей православия обоего пола. Польза от миссионерского кружка громадная. Пропаганда баптистов всюду встречает энергичный отпор со стороны кружка. Баптисты притихли, стараются вести пропаганду негласно, но это теперь не всегда удаётся; зорко следят за ними члены кружка. Баптисты ненавидят кружок и призывают на его голову всякая беды” („Приходское чтение” – „Борьба с ересями”). О благотворном влиянии приходских миссионерских кружков говорят не одни только постороннее свидетели и случайные корреспонденты. Едва ли не большие панегирики воспевают им опытные епархиальные миссионеры, которые на деле убедились в их плодотворной, весьма ценной и во всех отношениях полезной работе. Вот, например, что пишет по данному вопросу известный Херсонский миссионер М. А. Кальнев в своей интересной и много-содержательной статейке. „Что делать?”: „Разве нам, миссионерам, не известно, что многие расшатанные в религиозно-нравственном отношении приходы пока ещё сдерживаются, пока ещё сохраняются от окончательного своего разложения каким-нибудь десятком истинно-верующих прихожан? Разве нам не приходится посещать такие приходы, где если храмы не закрылись окончательно, то благодаря буквально горсти верных сынов Церкви? Не так давно, в одну из своих миссионерских поездок, я посетил самый заражённый в Херсонской епархии приход (Новопокровское, Одесского уезда), где прежде часто не только вечерня и утреня, а даже и обедня служились при одном церковном старосте и стороже, где, кроме крещения и брака, не совершалось ни одного таинства для прихожан, где, кроме погребения, не совершалось для них почти ни одной требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

В 20-30-х гг. XX в. неоднократно изменялось административно-территориальное деление, что отражалось на границах епархиальных структур. Осенью 1921 г. советские власти провели перепись верующих. 11 окт. Херсонское духовное правление предоставило херсонской комиссии по отделению Церкви от гос-ва ведомости о церквах, священниках и прихожанах в Херсонском у. В Большеалександровском благочинническом округе значились Александро-Невская ц. в с. Трифоновка, Казанская ц. в с. Давыдов Брод (в приходе - 1368 жителей села и 4 деревень), Архангело-Михайловская ц. в М. Александровке, Николаевская ц. в Б. Александровке, Свято-Духовская ц. в Ново-Дмитровке (3471 прихожанин), Николаевская ц. в Староселье (1681 прихожанин в селе и в 3 деревнях), Архангело-Михайловская ц. в Архангельском, Трехсвятительская ц. в Блакитном, Николаевская ц. в Сергеевке, Адриано-Наталиевская ц. в Заградовке, Иоанно-Предтеченская ц. в с. Ивановка (Кочубея), Александро-Невская ц. в Б. Александровке, Рождество-Богородичная ц. в мест. Шестерня (5391 прихожанин; ныне село в Днепропетровской обл.). В Нововоронцовском окр., за исключением сев. части, ныне входящей в состав Днепропетровской обл., значилась Рождество-Предтеченская ц. в Ивановке (2047 прихожан в селе и в 2 деревнях). В Бериславском окр. отмечены: Введенская, Воскресенская, кладбищенская Всехсвятская, Успенская церкви в Бериславе (прихожан в 4 приходах города - 2695 чел.), Исидоровская ц. в с. Дудчаны (3342 прихожанина в селе и в 2 деревнях), Покровская ц. в Качкаровке (3292 прихожанина в селе и деревне), Архангело-Михайловская ц. в Меловом (459 прихожан в селе и 3 деревнях), Вознесенская ц. в с. Ново-Каменка (2866 прихожан в селе и 2 деревнях), Николаевская ц. в Тягинке (3216 прихожан в селе, 9 деревнях и на хуторах). В состав Висунского окр. входил Николаевский храм в с. Ново-Павловка (1665 прихожан в селе, в 4 деревнях и на хуторе) (ГА Херсонской обл. Ф. Р-1887. Оп. 3. Д. 694. Л. 1, 4, 5 об.- 7 об., 9). В 1921-1923 гг. были составлены арендные договоры на храмы общин в Качкаровке, Борозенском, Меловом, Оскоровке, Ново-Архангельском, Ново-Воронцовке, Дудчине, Новокаменке Качкаровского р-на (Там же. Д. 692. Л. 3).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Архиепископ Софония (Сокольский). Художник Н.Хлудов. г.Верный 1906-1913гг. Спустя три года по приезде из Палестины, в мае 1853 года, архимандриту Софонии открылась необходимость оставить по делам службы Стамбул и совершить путешествие на родину. Он выехал из Перы с твердой уверенностью, что месяца через четыре опять возвратится в Царьград. Само собой разумеется, что весь его домашний скарб, находившийся в Пере и Буюкдере, а, кроме того, библиотека, множество записей, составленных им в продолжении 26-летней многосторонней службы в разных местах и о разных предметах, – все это оставлено было при Посольстве, а с тем вместе и записи последних исследований в Константинопольских архивах и библиотеках, а также дневники, которые он вел, путешествуя по Святой Земле. Но развязавшаяся вскоре война между Россией и Турцией и разрыв дипломатических отношений с Портой воспрепятствовали ему возвратиться в Константинополь, а тем более возвратить что-либо из личных вещей и записей, там оставшихся. Таким образом, всему тому, что из его трудов составляло большую научную ценность, пришлось довольно немалое время плесневеть и гнить где попало в Константинопольском дворце, который вскоре, по выезде русского посольства, был отдан Портою в распоряжение французам, а последними тотчас же занят и обращен под военный лазарет. И только в 1863 году, при поступлении епископа Софонии на службу в Одессу и Херсон, открылась возможность начать дело с Константинополем о возврате чего-либо из его собственности, там оставленной. И вот, в конце названного года были доставлены в Херсон два чемодана полуизодранных и полусогнивших листов и тетрадей. В пыльной и затхлой кучке этого литературного мусора, между прочим, отыскалось несколько разрозненных и неполных листов из веденного им в Палестине дневника, или путевых записок. Чтобы сохранить память об этой дорогой для него поездке, владыка Софония тогда же решился реставрировать и издать уцелевшее, напечатав в 1864 году в «Херсонских Епархиальных Ведомостях» несколько небольших статей о своей поездке по Палестине. С течением времени, будучи уже в Туркестане, он подготовил к изданию прекрасную, дышащую глубоким религиозным чувством и полную научного интереса книгу «Из дневника по службе на Востоке и Западе», дополнив ее статьей о торжественной папской мессе, которую написал в период дальнейшего своего служения в Риме.

http://pravoslavie.ru/36553.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010