В конце литурги преосвященный Викторин сказал весьма назидательное слово. Священник Василий Тимофеев стоял рядом с Его преосвященством и как только преосвященный Викторин высказывал какую-либо мысль, о. Василий переводил ее на татарский язык. При ясном переводе слово преосвященного было понятно и для крещённых татар. В своем слове преосвященный говорил о том, какое значение имеют христианские храмы. Нам особенно понравилась та часть слова, которая относилась к прихожанам самым существенным образом. " Вот, говорил преосвященный, ваш приходской священник будет преподавать святую христианскую веру внимайте и исполняйте законы Божий. Твердо держитесь христианской Веры.... Вот, Вы принесете сюда своих новорожденных детей.... Господи! В то время; когда эти дети омоются во св. воде крещения, освяти их Духом Твоими, Святым! Вот, если юноши и дочери ваши достигнут совершеннолетия и, с родительского благословения чрез приходского священника, будут сочетаться законным браком в этом храме... Господи! Скрепи их законный союз в любви и единомыслии, да будет онъ не растор- жимъ до им смерти, благослови их семейную жизнь! Наконец, если кому из Вас придется умереть и бренные останки будут принесены в св. храмы для священного отпевания... Господи! Устрой так, чтобы тело возвратилось по неложному Твоему закону, в землю, а праведная душа почившего из сего храма переносилась св. Ангелами в блаженное царстве Твое, во общение ко святым Твоимь! Все это и многое другое сему подобное трогало слушающихь до глубины души. Преосвященный в своём слове внушал еще особенно то, чтобы прихожане новоосвященного храма усердно посещали свой храм во время богослужения и внимательно слушали бы здесь наставления своего приходского пастыря. После богослужения храмоздатель пригласил к обеденному столу преосвященного Викторина, духовенство, участвовавшее во священнослужении и нвкото- в числе которых всем приятно было видеть среди себя достоуважаемого г. директора учительской семинарии Н.М.Ильминского. И он не отказался принять участие в празднике крещеных татар, для христианского просвещения коих он так много трудится.

http://sobory.ru/article/?object=21425

В жизни нам часто приходится стоять на перекрестке. Справа мы видим узенькую тропинку, которая чрез тесные ворота ведет в жизнь вечную, а слева широкую дорогу, чрез широкие ворота ведущую в бездну гибели. По-видимому, все люди должны бы одинаково предпочитать первый путь, ведущий к вечной жизни, потому что каждый хочет жить и блаженствовать и никому не хочется умереть и погибнуть. Но перекресток соблазнителен, опасен, ибо путеводителем по правому пути служит один только простой крест, с такого рода надписью: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк.8:34 ). Но не очень заманчива эта надпись для людей. Напротив, запуганные ею, они поспешно обращаются в другую сторону – посмотреть, каково там. Там видят они множество дорог и дорожек, на которых стоят столбы – указатели пути, с разного рода заманчивыми надписями. На одном, например, написано: «В храм славы и почестей». Как привлекательна эта надпись! Как много прельщенных ею идут по этой дороге и низвергаются в пропасть. На другом стоит: «На золотые горы и к сокровищницам». И смотрите, как гнутся и ухищряются, как напрягаются и толкаются эти злосчастные сребролюбцы, бесчисленными толпами взбирающиеся на эти горы! Они забыли, что за этими золотыми горами и сокровищницами каждого из них ждет мрачная могила только в три аршина длины и в полтора аршина ширины, куда нельзя взять всех этих сокровищ. Далее читаем: «К веселой и разгульной жизни, к чувственным удовольствиям и наслаждению!» И так как люди по испорченности своей природы никогда не прочь от удовольствий и наслаждения, то какими длинными толпами спешат они сюда, истощают жизнь, тратят силы и здоровье, жертвуют душевным спокойствием. Тех многочисленных жертв этой разгульной жизни, трупы которых печально лежат на этой дороге, казалось бы, достаточно для того, чтобы привести в ужас всякого стремящегося сюда, но ослепляющая страсть к наслаждениям берет свое. Она постоянно привлекает тысячи тысяч новых жертв молоху чувственных удовольствий, повергая их в его распаленные объятия. Дальше, дальше от этого пути ты, бедный и неокрепший юноша, ты, невинная и слабая девица! Здесь дело идет уже более чем об обыкновенном счастье, здесь идет дело о вечном блаженстве. Но вот читаем мы еще такого рода надпись: «К счастью и миру в этой жизни». Эта надпись, хотя и не так опасна, как те, однако истинное счастье возможно только там, где вечное блаженство, а истинный мир возможен только под условием мира с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ведь если бы они, удалив от себя страх пред иудеями и нисколько не заботясь о том, что им угрожало за это, имели в себе совершенно бесстрашную веру, то оказались бы святыми и добрыми стражами заповеди Спасителя нашего. Ин.19:40–41 .  Взяша же тело Иисусово и об[в]иша е пеленами с ароматами, якоже обычай есть иудеом погребати 1157 . Бе же на месте, идеже распят бысть, вертоград, и в вертограде гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе 1158 Итак, причислен к мертвым ради нас Оказавшийся по плоти среди мертвецов, хотя Сам по себе и по Родителю Своему Он мыслится и действительно есть жизнь. Чтобы исполнить всякую правду, очевидно, подобающую человеческому образу (бытия), Он по доброй воле подверг Свой храм не только смерти, но и последовавшим затем погребению и положению во гроб. «В саду» это был, и притом «новый», говорит писатель (Евангелия), – и это обстоятельство как бы в образе и примере указывает нам на то, что смерть Христа стала для нас началом и виновницею вхождения в рай, «ибо предтечею за нас вошел» Он. Действительно, что другое, как не это именно, может обозначать отнесение и положение мертвого Иисуса «в саду»? Новый гроб указывает на новость и необычность восхождения от смерти к жизни и дарованное нам чрез Христа возрождение от тления. Ведь нова наша смерть, в смерти Христа превращающаяся по своему значению и силе как бы в некоторого рода сон, ибо мы живы для Бога как долженствующие жить, по Писаниям ( Рим.6:11 ). Вот почему и блаженный Павел повсюду называет умерших почившими во Христе, ибо сила смерти некогда господствовала над нашею природою и царила «от Адама и до Моисея и над не согрешившими по подобию преступления Адама» ( Рим.5:14 ), и мы носили образ перстного, по подобию с ним подвергаясь смерти по Божественному проклятию. Когда же воссиял нам второй Адам, Божественный и с неба, и, подвизавшись за жизнь всех, смертью Своей плоти искупил жизнь всех и, разрушив державу смерти, ожил снова, тогда и мы преобразились в соответственный Ему образ, подвергаясь как бы некоей новой смерти, не в бесконечное тление нас разрешающей, но повергающей в сон, полный прекрасной надежды, очевидно по подобию Христа, обновившего нам и этот путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Возможно, и боковые приделы, симметрично примкнувшие к храму, также завершались шатрами (сейчас горку кокошников над низкими приделами завершает главка). Симметрию прихотливой объемной композиции оттеняет асимметричное размещение наличников на северном приделе, где очелье заходит в один из килевидных кокошников, завершающих объем. Органичное богатство в силуэте и декоре восточной половины здания контрастирует с простотой квадратной трапезной, смещенной с его оси к северу и возведенной, видимо, в сер. 1830-х гг. (до 1832 г. храм 20 лет стоял в развалинах). Внешний декор этого низкого объема под крутой вальмовой кровлей намного строже, чем на храме, приделах и алтарях, хотя лопатки, плавно переходящие в архитрав над полочкой, делают строгий западный фасад довольно пластичным. Тогда же приделы получили ампирный облик: горку кокошников сменила полусфера кровли с тремя пологими фронтонами в основании; более крутые фронтоны возвели над приделами и алтарями. Ампирные формы исчезли при реставрации Одигитриевского храма, которая закончилась к 1994 г. Первые изыскания для восстановления первоначального облика проводил еще в 1912 г. П.Д. Барановский. Стены храма расчленены парами полуколонн в нишах. Архитрав прерывается килевидными наличниками окон. В кокошниках первого яруса квадратные изразцы поставлены на угол. Под шатрами ребра восьмигранных барабанов украшены цепочками из дынек. Белокаменные резные дыньки входят и в рамочные обрамления окон. Ребра шатров подчеркнуты белокаменными гуртами. При величавой, уравновешенной и органичной объемной композиции интерьер кажется конгломератом затесненных помещений, не связанных единством движения. В храме сомкнутый свод прорезан световым кольцом средней главы. Трапезная внутри состоит из Г-образного основного помещения и двух близких к квадрату. Все они перекрыты коробовыми сводами с лотками. Под северо-западной частью трапезной находится подвал из пяти камер, в него ведет с западной стороны узкий сводчатый коридор. Все три помещения северного придела перекрыты полуциркульными сводами по линии запад-восток.

http://sobory.ru/article/?object=05775

Цоколь из гранитных блоков завершен профилем из вала и двух полок. Сохранившийся объем колокольни — двухярусный четверик выступает на западном фасаде, повторяя характер оформления боковых ризалитов восточного фасада административно-жилого корпуса. Характер обрамлений окон и лопаток так же аналогичны на обоих корпусах дома. Они повторены и на поздних пристройках, но не оштукатурены и несколько огрублены. Торец южного выступа прорезан огрмным арочным проемом, заполненным витражем. По сторонам проема ряды массивных полуколонок с квадратными перехватами несут участки карниза нижнего яруса. Над широкой клинчатой перемычкой поднимается глухой щипец (над ним помещалась небольшая главка). Основные конструкции выявляются даже в затесненом перекрытиями и перегородками объеме, что позволяет воссоздать интерьер церкви. Обшиное пространство трапезной и слитых с ней огромными арочными проемами приделов и пристроек контрастирует с полузамкнутыми сравнительно небольшим пространством храма и притворов. Храм перекрыт восьмилотковым сводом, опирающимся на конструкцию из чередующихся трапециевидных парусов и лотков, прорезанных нвдоконными распалубками. Над приделами и притвором — коробовые с лотками своды, а над квадратными западными пристройками — сомкнутые. Сохранились профили обрамлений арок, часть потолочных тяг и фрагменты темперной живописи на стенах и сводах, прикрытые известковой и масляной покрасками. Размеры церкви по оси запад-восток 25 метров, по оси север-юг 18 метров. Утрачены шатровые завершения церкви и ярус звона колокольни. Внутреннее пространство расчленено междуэтажным перекрытием по стальным балкам и перегородками. Устроена капитальная трехмаршевая лестница. Изменен рисунок витража. Памятник культовой архитектуры II половины XIX века в русском стиле, своеобразной и сложной объемно-планировочной композиции. Часть многофункционального здания-комплекса. Сохраняет значительную градоформирующую роль благодаря крупным размерам, богатству и разнообразию форм и силуэта. Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска

http://sobory.ru/article/?object=00953

Решение о закрытие церквей в селе Кандалакша стало следствием большой антирелигиозной кампании, проводимой государством, в том числе активистами Союза воинствующих безбожников. Жителям села было предоставлено право высказать свое мнение, правда, не столько по поводу закрытия церквей, сколько по вопросу о том, как их следует использовать (предлагались клуб, кинотеатр, ясли, школа, столовая и даже ресторан). Результатом проведенных агитаторами «индивидуальных и групповых бесед в домах на обеих сторонах села» стало то, что 499 граждан, «пользующихся избирательным правом», высказались за закрытие. Правда, жителей, «имеющих право голоса на выборах», в Кандалакше насчитывалось гораздо больше – 750 человек, то есть опросили далеко не всех. Тем не менее, всего по трем обнаруженным спискам из 98 человек – 13 предложили церкви оставить. Учитывая несомненное давление и пропагандистскую кампанию, 13,2% в той или иной степени имеющих положительное отношение к Церкви и религии людей является цифрой весьма заметной. Неудивительно поэтому, что именно Кандалакша в середине 1940-х – начале 1950-х г.г. станет одним из районов Мурманской области, из которого в облисполком станут поступать неоднократные ходатайства об открытии церкви. Во время Великой Отечественной войны в СССР снова разрешили открывать храмы, но, естественно, под строжайшим контролем государства. С просьбой открыть храм обращались в Мурманский облисполком и верующие из Кандалакши, но их заявления были отклонены. Как сообщалось в справке облисполкома, причиной отказа стало незначительное количество ходатайствующих, в основном происходивших из «кулаков-спецпереселенцев». Кроме этого, отказ мотивировался тем, что бывшее церковное здание полностью перестроено и используется под клуб, который «является единственным местом проведения политических и культурных мероприятий в районном центре». Историю прихода в новейшее время можно начать с 1988 года – года 1000-летие крещения Руси. В Кандалакше 31-го марта 1988 г., постановлением Совета по делам религии при Совете министров СССР, была зарегистрирована религиозная община Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=45368

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010