Задумаешься, и спросишь: как смеет время разрушать то, что создано по особенному повелению Вечнаго, под непосредственным Его покровительством, и назначено существовать «законно вечно в роды»? ( Ucx. XXVII. 21 ). Как может дряхлый естественный закон тления владычествовать там, где действовал сверхъестественный закон всемогущества, и положил печать Божиих чудес? Но время не отвечает на сии возражения, и продолжает доказывать права свои тем, что, после скинии свидения, и более ея прочный храм Соломонов начинает разрушать прежде Вавилонян и Римлян, как открылось в царствование Иоаса; a наконец и на величайшую святыню ветхозаветную, на ковчег завета с Богописанными скрижалями, бросает мрачное покрывало, так что мы не знаем ясно, где он, и что с ним сталось. Перестанем состязаться со временем, и обратимся к Вечному, чтобы просить от Него вразумления о судьбах Его во времени. Иногда Бог действие закона времени и тления над тленным по природе веществом удерживает по особенным намерениям Своей премудрости, правды и благости, как например, «не дает Преподобному Своему видети истления» ( Nc. XV. 10 ), чтобы и телу, освященному сподвижничеством святой души, оказать свойственную ему честь; чтобы нетлением в царстве тления напомнить легко забываемую здесь истину, что «Бог созда человека в неистление» ( Npeм. II. 23 ); чтобы видимым нетлением во времени дать свидетельство невидимому безсмертию в вечности; чтобы дать удобность вере от живаго сосуда благодати почерпать и по окончании временной жизни. Обыкновеннее же Бог допускает закону времени действовать и на ознаменованное святынею: потому что видимая святыня имеет временное назначение, и если называется «вечною», то в неопределенном значении многих «веков», а не в строгом значении «вечности». На что было делать скинию Моисееву нетленною, или храм Соломонов неразрушимым, когда ветхий «Закон имел» только «тень грядущих благ» ( Евр.10:1 ), и сия тень должна была изчезнуть при восхождении на совершенную высоту солнца истины Христовой? И еще прежде сего, поелику Израильтяне «искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша», Он Сам «отринул скинию Силомскую» ( Nc. LXXVII. 56, 60 ), и на храм Соломонов за то же самое изрек подобную угрозу: «и храм сей, его же освятих имени Моему, отвергу от лица Моего» ( 3Цap. IX. 7 ); и действительно отвергнул, отъяв от него благодать Свою, и предал его язычникам на расхищение и разрушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1875 г. харьковский архитектор А. Подьяков производил перестройку храма однако насколько работы А. Подьякова изменили внешний вид, церкви неизвестно. В 1882-1884 гг. в Иоанно-Усекновенском храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, член Харьковской городской думы, член Государственного Совета протоиерей Тимофей Буткевич (1854-1925 гг.). Могила о. Тимофея находится справа от ворот храма. О жизни храма до 1917 г. сведения весьма скудны. Такие корифеи харьковской дореволюционной науки, как проф. Д.И. Багалей и проф. Е.К. Редин обходят его полным молчанием. Вероятно храм, освященный в середине ХІХ в., казался слишком новым и малопримечательным. Лишь немногие дореволюционные авторы вскользь упоминают о нем и то только о датах строительства, обрушения купола и освящения. В 20-е гг. ХХ в. храм был закрыт. Он не был разрушен, однако лишился всего внутреннего убранства. В 1935(?) г. была снесена колокольня храма. Очевидец этих событий вспоминает, как к колокольне подъехали подводы с рабочими, которые за несколько дней разобрали колокольню и увезли кирпич. В храме был расположен склад боеприпасов. В 1941 г. вывоз боеприпасов из помещения храма проходил одновременно со входом немцев в город. Храм был подвергнут артобстрелу, но лишь один снаряд попал в северо-восточный угол храма и не причинил значительного ущерба. В 1943 г., во время оккупации, храм был снова открыт и в нем возобновились богослужения. Немецкое оккупационное командование не препятствовало открытию храмов, и в период 1941 по 1943 гг. были открыты практически все уцелевшие харьковские храмы. После освобождения Харькова в храме продолжали проходить богослужения. На купола храма были поставлены деревянные кресты, из досок и фанеры были собраны иконостасы. Очередное закрытие храма проследовало в 1950-е гг. Третье открытие храма произошло в 1970 г. С этого года в Свято-Иоанно-Усекновенском храме служит прот. Я. Бовтюк (настоятель с 1972 г.). Согласно историко-справочному путеводителю А.Н. Гусева, Первое градское кладбище было закрыто в 1878 г.

http://sobory.ru/article/?object=04036

— Владыка, расскажите о  священниках, которые служат в храме и помогают Вам. — В нашем храме 4 штатных священника и два диакона. Все они поочередно совершают богослужение, исполняют необходимые требы. Игумен Пимен (Цаплинов) занимается всеми вопросам, связанными с ремонтом и строительством, священник Дионисий Лобов несет попечения о просветительской деятельности, занимается воскресной школой и курирует нашу молодежь, которая регулярно собирается в храме. Многие знают, что в нашем храме служит известный миссионер диакон Андрей Кураев . Он является сверхштатным священнослужителем. То есть участвует в богослужение по мере своих возможностей, поскольку его основное послушание находится за пределами прихода. Но и жалование он получает соответственно своему участию в жизни прихода.   — Какая внебогослужебная деятельность осуществляется на приходе? — Как я уже говорил, в нашем храме существует молодежное движение. Когда я стал викарием Святейшего, мы стали искать пути привлечения молодежи в храм. Для этого мы постарались собрать здесь все крупные православные молодежные организации. Поэтому сейчас при храме существует своего рода штаб, который собирается  еженедельно, ребята обсуждают свои проекты, общаются, иногда помогают с ремонтом. Их окормлением занимается отец Дионисий. Пока что самым главным делом молодежи стало проведение форума «Вера и дело». Стоит отметить самостоятельность современной молодежи. Я всегда стараюсь не давить на них, не смущать их своим саном, а смотреть и слушать, что они говорят —  это всегда интересно и полезно. Кроме того, у нас есть воскресная школа, в которой учится около 50 человек. Приход помогает детскому дому 62. Несколько раз в год мы собираем машины с продуктами и отвозим их Ярославскую область, в те детские дома, где действительно очень тяжелая ситуация и нужна наша помощь. — В храме существует сайт, планируете ли Вы расширять и улучшать его? — Тот сайт, который существует сейчас, появился несколько лет назад, но время идет вперед и мы планируем улучшать и обновлять наш сайт. Мы намереваемся уйти с площадки ortodoxy, чтобы у сайта появился прямой адрес; будет действовать ежедневно обновляемый календарь, раздел по истории храма, появятся фотоальбомы. Также мы планируем сделать раздел «вопросы священнику», будем публиковать материалы по богословию, вопросам семейной жизни. Также очень важно, что многие из наших клириков и прихожан — люди пишущие, их статьи также будут публиковаться на сайте.

http://patriarchia.ru/db/text/265599.htm...

По мнению археологов, что был баптистерий – специальное здание для крещения вновь обращенных. А резервуар и мраморный лутерий служили соответственно купелями. Подобные крещальни обычно располагались недалеко от базилик и составляли с ними единый архитектурно-культовый комплекс. Такие комплексы известны в Херсоне и других крупных религиозных центрах Византии. Дальнейшую историю базилики можно реконструировать, используя немногочисленный археологический материал, обнаруженный в засыпи ограбленной могилы внутри баптистерия. Судя по находкам небольших кусочков амфор, красного лака и стекла, могила была ограблена в промежутке между серединой VI и серединой VII вв. Как раз на этот отрезок времени, приходится тюркский погром 576 г., когда Боспор, судя по упоминавшейся выше строительной надписи дуки Херсона Евпатерия, был основательно разрушен. Именно с его восстановительной деятельностью можно связать реконструкцию баптистерия, во время которой ограбленная могила была засыпана, а поверх ее настлали новые мраморные полы. Но пострадала ли сама базилика, к сожалению, выяснить археологам пока еще не удалось. В конце VII в. Боспор вновь становится ареной борьбы, но теперь уже между Византией и Хазарским каганатом, попытавшимся заявить свои права на имперские владения в Крыму. В результате этих событий была разрушена крещальня. На ее руинах были построены хазарские постройки. Однако базилика, по-видимому, не пострадала. На это косвенно указывает «надпись Кириака», датированная 757 г. Хазары, известные своей веротерпимостью, могли сохранить христианский храм, хотя территория самого комплекса значительно сократилась. Побывавший на Боспоре в конце VIII в. византийский монах Епифаний видел в городе большой храм во имя Святых Апостолов. Вполне вероятно, что под «большим храмом» Епифаний подразумевал обширные внутренние пространства базилики. Гибель храма, вероятно, связана с событиями конца IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора. Но единственно, что может подтвердить это предположение – небольшой слой гари, обнаруженный в слоях этого времени во время раскопок внутри храма.

http://sobory.ru/article/?object=01382

– А памятники известных людей вы тоже будете восстанавливать, следить за их сохранностью? – Строительство будет вестись в стороне от памятников, впоследствии мы планируем восстановить часть их по свидетельствам, полученным от родственников усопших и историческим справкам. В ночное время территория парка будет закрываться и охраняться, чтобы не допустить актов вандализма. Известно, что бюст Н.М. Ядринцеву восстанавливали уже несколько раз, потому что его сбивают с постамента. Возле храма планируем восстановить утраченные могилы. Рядом с памятной часовней, которую мы возведем. – Кто-то из родственников людей, похороненных на Нагорном кладбище, уже связывался с вами? – Недавно с нами связался главный редактор портала RELIGARE.RU Александр Владимирович Щипков, политолог, публицист, действительный государственный советник третьего класса, в настоящее время он проживает в Москве. Его дед был священником и служил в старом Иоанно-Предтеченском храме Нагорного кладбища, после своей кончины был похоронен за алтарем храма. Внук барнаульского священника планирует приехать к нам в сентябре и установить памятный крест на предполагаемом месте захоронения деда. – Какие работы в данный момент ведутся по строительству храма? – Сейчас место строительства огорожено, вырыт котлован, на днях будет залита бетонная подушка, на полутораметровую высоту выставлены бетонные блоки, в образовавшуюся фундаментную чашу поместят землю, вынутую из котлована, поверх всего будет залита бетонная стяжка, которая станет полом будущего храма, затем будет освящен закладной камень и начнется возведение храма. Фундамент получается действительно сложный, но размеры храма и его расположение недалеко от склона горы потребовали столь сложного проектирования. – Каковы размеры храма и его вид, будет ли он сделан по образцу старого каменного? – Проект воссоздания храма предоставил нам НПЦ " Наследие " совместно с проектным институтом " Алтайгражданпроект " , здание храма выполнено в полном соответствии с архивными документами, дошедшими до нашего времени, так что храм будет по образцу прежнего. Высота его – 26 м, длина также 26 м, ширина – 16 м. В основании он будет иметь форму креста. Храм и памятную часовню возведут из кирпича, стены оштукатурят и побелят, а крышу и маковку по проекту изготовят из кровельного железа и окрасят в зеленый цвет, золотым будет только крест. Внутри здание также оштукатурим и покрасим, украсим иконами. Роспись очень дорогостояща, службы в храме могут проводиться и без нее, поэтому над росписью будем думать в последнюю очередь. Самое главное – строительство самого храма, а там видно будет.

http://religare.ru/2_104913.html

Невысокий широкий барабан храма словно растворен в ступенчатой композиции и поглощен огромным вытянутым шлемовидным куполом с перехватом у основания. Был установлен лишь один крест - на главном куполе, с полумесяцем и крупным яблоком в основании. При богатстве объемных форм фасадный декор был представлен лишь аркатурным поясом на барабане в основании купола и поясами дентикул на карнизах. На месте традиционного главного входа в храм, в центре западного фасада, был размещен лишь оформленный скромным порталом вход в нижний храм; притворы, ведущие в верхний храм, располагались по сторонам трапезной. Высокие стрелы сводов, выполненные из железобетона, придавали выразительность интерьеру храма, вытянутому по вертикали. Зап. трапециевидные пристройки служили притворами-сенями. Алтарная часть занимала вост. группу из 3 конх. В вост. конхах сев. и юж. групп размещались округлые клиросы. По диагонали, в трапециевидных в плане пристройках между алтарем и клиросами, должны были находиться б-ка и читальня. В структуру этих пристроек были также включены небольшие треугольные в плане исповедальни с отдельными входами с клиросов и из алтаря. Внутреннее убранство предполагалось выполнить в традиц. формах, с 3-ярусным иконостасом. Система конх и полукуполов, расположенных ярусами, восходит к романским храмам (центрическим, а также крестово-купольным базиликам с венцом капелл), в интерьере можно предположить влияние внутреннего пространства к-польского собора Св. Софии (532-537). Но более всего центрическая композиция с безусловным доминированием купольного объема, окруженного апсидами-капеллами, близка к концепциям и проектам мастеров итал. Проторенессанса и Ренессанса (эскизы центрических храмов Леонардо да Винчи). Чередование апсид и пилонов вызывает также более отдаленные ассоциации с композициями алтарных частей готических соборов (в Иоанновском соборе подобная композиция «замкнута» до центричности); в таком случае звонницы и переходы с башнями, примыкающими к пилонам, уподобляются аркбутанам.

http://pravenc.ru/text/577912.html

И ныне, Богородичен: К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево; кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества; безлетно бо от Отца Возсиявый Сын Единородный, Тойже от Тебе, Чистыя, пройде, неизреченно воплощся: естеством Бог сый, и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу Разделяемый, но во Двою Естеству неслитно Познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим. Вход, прокимен дне и чтения три. Пророчества Исаиина чтение. [Главы 40, 41, 45, 48, 54.] Т ако глаголет Господь: утешайте, утешайте люди моя, глаголет Бог. Священницы глаголите в сердцы Иерусалиму, умолите его, яко умножися смирение его: разрешися бо грех его, яко прият из руки Господни сугуба согрешения своя. Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Богу нашему. На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвышай крепостию глас свой, благовествуяй Иерусалиму. Вознесите, не бойтеся: Аз Господь Бог, Аз услышу убогих Израилев, и не оставлю тех. Но отверзу от гор реки, и посреде поля источники, сотворю пустыню в луг, и жаждущую землю во источники водныя. Да возвеселится небо свыше, и облацы да кропят правду: да возсияет земля, и да прозябнет милость, и правда да возсияет вкупе. Глас веселия возвестите, и услышано да будет, возвестите даже до конец земли. глаголите, яко избави Господь раба Своего Иакова: и аще вжаждут в пустыни, источит им воду из камене. Возвеселися неплоды не раждающая, расторгни и возопий не болевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Пророчества Малахиина чтение. [Глава 3.] Т ако глаголет Господь Вседержитель: се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою, и приидет во храм Свой Господь, Егоже вы ищете. И кто стерпит день входа Его? Занеже Тому приити яко огнь в горниле, и якоже былие перущих, и очистит поядая и очищая, яко сребро и злато. И приидет к вам судом, и будет Свидетель скор на лукавыя, и на прелюбодейцы, и на кленущыяся именем Моим во лжу, и на лишающыя мзды наемника, и на насильствующыя вдовицы, и пхающыя сирыя, и на уклоняющыя суд пришельца, и на не боящыяся его, глаголет Господь Вседержитель. Зане аз Господь Бог ваш, и не изменю Себе: и вы сынове Иаковли, уклонистеся от закона и не сохранисте. Сего ради обратитеся ко Мне, и обращуся к вам, глаголет Господь Вседержитель: и ублажат вас вси языцы. И разумейте, яко Аз Господь, смотряяй посреде праведнаго, и посреде беззаконника в день он, воньже сотворю снабдение любящым Мя. Познайте убо, и помяните закон Моисеов раба Моего, якоже заповеда вам в Хориве, ко всему Израилю повеление и оправдание. И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде даже не приити дню Господню великому просвещенному, иже направит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему своему, да не пришед поражу землю вскоре, глаголет Господь Вседержитель, Бог Святый Израилев.

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-svya...

Первый четвериковый ярус колокольни со стороны внешних углов обработан богатым набором руста и двойным рядом ширинок. Ширинки с поливными изразцами украшают грани столпа и основание яруса звона, под которым проходит кирпичный фриз крестообразного рисунка. Углы восьмерика подчеркнуты огибающими лопатками с филенками на уровне звона. Высокий шатер прорезают три ряда слухов. В их нижнем ряду на юго-западной грани были устроены часы. Своеобразным изяществом отмечен и декор боковых притворов. Выполненные в формах классицизма, они украшены на основных гранях колонными портиками с треугольными фронтонами, обрамляющими широкие арочные входы. Диагональные грани прорезают арочные окна в простых наличниках под лучковыми сандриками. Некоторую грузность притворам придают массивные колоколовидные кровли с перехватом и гранеными луковичными главами. Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. В апсиде, соединенной с четвериком тремя проемами, - высокая конха с распалубками; в трапезной — полулотковый свод, также с распалубками. Сохранились чугунные плиты пола с изображением розеток и первоначальные решетки и ставни окон. Храм и трапезная расписаны местными мастерами ок. 1830 г. темперными красками с применением графьи. Живопись сохранилась в четверике, алтаре и трапезной (имеются частичные утраты красочного слоя). Во 2-й, пол. 19 в. поновлена масляными красками, дописаны драпировки в композиции " Поклонение волхвов " и изображения евангелистов. Выдающийся памятник палехско-шуйского круга, отличающийся высоким художественным уровнем исполнения, своеобразным стилем и эффектной цветовой гаммой, что позволяет говорить о нем как об одном из самых ярких в ряду стенописей данного периода в Ивановской обл. Стиль и манера росписи весьма разнообразны. Сюжетные композиции восходят к барочной традиции: любовь к сложным многофигурным динамичным композициям, обилие пейзажных и архитектурных фонов, тщательная разделка драпировок. Наряду с этим в росписи органично существуют и условные приемы " иконного письма " рубежа 17-18 вв., особенно ярко проявляющиеся в ряде изображений, особенностях доличного письма и технике исполнения. Богатство стилевых приемов дополняет перспективная гризайльная живопись в стиле классицизма, играющая большую роль в создании более сложного и оригинального пространства интерьера (особенно в трапезной). Сочетание этих направлений, неразрывно связанных в единое целое, придает росписям подлинное своеобразие.

http://sobory.ru/article/?object=05984

Несколько раз перестраивали изначально асимметричную однопридельную трапезную. Первая перестройка относилась к концу XVIII столетия; предположительно, по проекту губернского архитектора И.Д. Дюссар де Невиля в 1825 году тёплый храм был вновь переложен местными каменщиками во главе с подрядчиком Смирновым. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX века в холодной церкви устроили новый восьмиярусный иконостас с золочёной резьбой, а на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела. Низкая и тёмная трапезная перестраивалась ещё раз в 1898 году по документации, разработанной И.А. Чарушиным. В результате проведённой реконструкции высота центрального нефа была повышена, что позволило устроить верхнее освещение. Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей. Большой сдержанностью отличается архитектурное убранство колокольни, плоскостной характер которого станет стилистическим признаком вятских построек 40-50-х годов XVIII века, сменив калейдоскопичность фасадной орнаментики первых каменных сооружений. Лапидарная трактовка архитектурного решения экстерьеров трапезной, присущая позднему классицизму, и сухой «псевдорусский» характер надстройки оттеняют пышность прихотливого кирпичного убранства старой части памятника, который является одним из лучших примеров самобытного творчества местных народных каменщиков. Восьмериков завершения храма и верхних ярусов колокольни здание лишилось в 1930-е годы, когда его помещения были переоборудованы под партийный архив. С 1960-х годов здесь размещались планетарий и областное отделение общества охраны памятников истории и культуры. В начале 1990-х годов здание храма вернули общине верующих и в нём возобновились церковные службы.

http://sobory.ru/article/?object=03210

Остальные части комплекса, возведенные в XVIII—XIX веках, строились со значительным преобладанием градостроительного аспекта и сыграли решающую роль в оформлении Черниговского переулка и улицы Пятницкой. Вдоль красной линии переулка расположен южный фасад четырёхстолпной сводчатой трапезной, соединённой с основным зданием церкви, но воспринимаемой как самостоятельный объём. Учащенный ритм пилястр, раскреповка цоколя и карниза, большие окна в наличниках с «ушками» и выступающими треугольными фронтонами, ложные окна цокольного этажа, соответствующие верхнему ряду окон — всё это придает фасадам трапезной чрезвычайную нарядность и пластическую насыщенность. С запада от здания церкви вместо колокольни во всю ширину торца расположен притвор (нынешний построен около 1880 г.), выделенный на боковых фасадах более широким членением. С запада от притвора прежде стояли церковные ворота, а от восточного угла трапезной до колокольни шла высокая ограда, включавшая стенку церковного крыльца. Более позднее повторение этой ограды было восстановлено при реставрации всего комплекса в 1984 году. Восстановленная ограда выдержана в пропорциях первоначальной, определяемых ритмом фасадов трапезной, и служит объединяющим элементом всего комплекса. Наиболее значительной частью ансамбля является колокольня, в архитектуре которой зрелый классицизм сочетается с приёмами середины XVIII в. Богатая пластика трех четвериков колокольни связана с её ролью организующей вертикали в начале Пятницкой улицы. Арочный проём в нижнем ярусе колокольни служит входом на церковный двор, кладка из большемерных кирпичей в подклете, вероятно, является остатками Святых ворот церковной ограды XVII века. В композиции объёмов и декоре колокольни использованы приёмы ордерной архитектуры: при построении нижнего, второго и третьего ярусов использованы, соответственно, пропорции дорического, ионического и коринфского ордеров. Нижний четверик отличается массивностью, подчеркнутой большими парными угловыми колоннами и мощью сильно крепованных карниза и парапета. Второй ярус решён в более сдержанных формах. Арочное обрамление его окон повторяет абрис арок нижнего яруса, а над колоннами первого яруса расположены пары пилястр, служащие опорой для фронтонов. Арочный четверик звона поставлен на высокий парапет второго яруса. Для него характерен декор, напоминающий барокко XVIII века: легкая раскреповка углов, гранённый купол с люкарнами и завершение в виде ажурного восьмигранника с фигурной главкой и шпилем. Архитектурному стилю середины XVIII обязаны своим существование и вазы на парапете нижнего яруса, восстановленные при реставрации. Однако их форма, равно как и лепной декор — раннеклассические. Это позволяет полагать, что оформление фасадов было выполнено в конце XVIII века.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010