— Я не Илия. — Пророк? — Нет. — Тогда кто ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что ты говоришь о самом себе? — Я — глас вопиющего в пустыне: выпрямите дорогу Господу, как сказал пророк Исайя. Посольству этого было достаточно: потомственный священник, забывший Храм и отвлекающий народ пустыми словами, не может быть человеком Божиим. Никто из сведущих в Торе не примет этого самозванца. — Что же ты крестишь, — язвительно спросили Иоанна, — если ты не Мессия, и не Илия, и не пророк? Им все же хотелось уточнить, как он понимает свое призвание. И тогда Креститель объявил посланным самое главное: — Я крещу водою; посреди вас стоит Тот, Кого вы не знаете: Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я не достоин развязать ремень обуви Его… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а мякину сожжет огнем неугасимым [ 38 ]. Все поняли, что Иоанн говорит о себе как о Предтече Мессии, тогда как Помазанник, неузнанный, находится где-то рядом. Он грядет сокрушить царство дьявола и исполнить все обетования… Люди, которые становились совестью народа, — такие, как Иероним, Лютер, Аввакум, — обычно чувствовали величие принятой на себя роли, их наполняло сознание собственной значительности. Иоанн Креститель, напротив, был свободен от соблазна гордыни. Он не щадил лицемеров и, говоря с ними, не выбирал выражений, но его благородная душа сохраняла при этом подлинное смирение. Ничего не искал пророк для себя, довольствуясь скромной ролью «привратника» в Царстве Божием. Именно такого человека Христос поставил выше всех мужей Ветхого Завета. Что смотреть ходили вы в пустыню? Не тростник же, ветром колеблемый? Что же ходили вы смотреть? Человека, облеченного в мягкие одеяния? Но в пышных нарядах и в роскоши живущие находятся в царских дворцах. Так что же вышли вы смотреть? Пророка? Да, говорю вам, и больше чем пророка. Это тот, о ком написано: Вот Я посылаю вестника Моего перед лицом Твоим, Который приготовит путь Твой пред Тобою» [ 39 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Неужели ты не веришь, что всякое создание покорно своему Создателю? И если захочет Бог, природа производит и то, что выше ее сил. Если ты не веришь, что неплодная может родить, то что скажешь, когда услышишь, что непорочная Дева чудесно раждает? Если же ты знамения просишь, чтоб поверить словам моим, то вот тебе знамение: ты онемеешь и не скажешь ни слова, пока не исполнится то, что я сказал». Какое человеколюбивое наказание! Только голос, выразивший неверие, связывается Ангелом! Только язык, дерзнувший противоречить Ангелу, обуздывается. Захария сделался нем! Его молчание ожидало звука новорожденного; Захария ожидал Иоанна, старец – младенца, священник – пророка. Ожидал молча, по властному слову Ангела: ты будешь молчать и не скажешь ни слова до тех пор, пока не сбудется сказанное мною! Услышав слова эти, Захария вышел из церкви, пораженный немотой за свое неверие. О, какое странное чудо! Он пришел, было, во храм, чтобы других освободить от грехов и суда, а исходит сам осужденный, как согрешивший. Люди ожидали его, надеясь благословение услышать от него; а он только помавал (кивал), и этим помаванием давал понять, чтобы никто не подходил к нему и не расспрашивал ни о чем... О, дивные явления! Захария молчит смущенный, а Елисавета веселится. Язык связывается, а утроба обременяется. Красноречивые уста бессильны сказать слово, а неплодная – становится матерью... Захария молчит, а Иоанн во чреве матери играет. Ибо чуть увидела непраздная Елисавета пришедшую к ней Пречистую Деву, вдруг взыгрался радостно Иоанн в утробе матери и своим движением как будто говорит: «Почему не исхожу я отсюда на свет? Я – Предтеча Владыки, я узнаю Его, предпославшего меня, чтоб я шел пред лицем Его, уготовить Ему путь». О, дивные явления! То, чего еще не знали Ангелы на небесах, то узнал Иоанн, носимый во чреве! От небесных сил утаилась тайна Божия, а Иоанну во утробе матерней открылась! Наконец, Елисавете настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, и радовались с ней, что по природе и выше природы она зачала и родила: как жена – она зачала по природе, а как престарелая – она явилась выше природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Кому? Ему! Мессии! Иисусу из Назарета, Христу Истинному! Тем временем мы подъезжаем к Горняя. Сначала нас встречает маленький город на холме — Эйн Карем (в переводе — Винный источник). С 1961 года он в черте Иерусалима. Из окна автобуса мы видим храм святого Иоанна Крестителя. Он построен на месте дома праведных Захарии и Елисаветы. Там родился Предтеча и Креститель Христа Иоанн. Мы выходим из автобуса и пешком направляемся в Горняя. Это сюда спешила Дева Мария после Благовещения архангела Гавриила. Встав же Мария во дни сии, с поспешностию пошла в нагорную страну [в Горняя. — слав.], в город Иудин. И вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты между женами, и благословен плод чрева Твоего  (Лк. 1: 39-42). Здесь была дивная встреча двух матерей. Когда взыграл младенец в утробе Елисаветиной при встрече с Пречистой Девой, имущей уже во чреве Христа, то «взыграла» и природа. Из земли стал бить источник воды. На месте источника воздвигнута церковь Посещения, или церковь Магнификата, ныне принадлежащая францисканцам. На сорок одном языке написано величание, произнесенное Пречистой Девой: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем...» 27 А вода из чистого источника течет и поныне. Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7: 37), говорит Христос. С какою радостию мы испили из него! Подъем в Нагорную страну. Вот и наша Горненская обитель. Вновь уголок России. Мы снова, как дома, все так же. Слава Богу за все! В храме этой обители мы видели Камень Иоанна Крестителя, на котором он стоял, когда произносил свою первую проповедь; с которого он призывал к покаянию, ибо приблизилось Царство Небесное. Эту близость Царства Божия ощущает здесь сердце паломника. ...Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4: 15-16). Четвертый день посвящен поездке в Галилею. Мы отправились туда, где до тридцати лет жил Иисус и где большей частью прошли три с половиной года Его земной проповеди. В Иудею и Иерусалим Господь ходил только на Пасху и на праздники, а основное время Он пребывал в Галилее. Именно здесь встанет перед нашим взором большинство евангельских событий. В Иудее очень чувствуется Ветхий Завет, а в Галилее — Евангелие. В Иудее, в Иерусалиме мало кто принимал Христа. Там была велика злоба против Него. А Галилея внимала Ему. Достаточно сказать, что из двенадцати учеников Господа только один был из Иудеи, и тот — предатель. Все остальные были из Галилеи. Так светильник Господень отходил от иудеев в сторону стран языческих...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Слепые глупцы: они даже не осознают, что сами находятся на нашей территории! Их территория – это рынок, базар и казино. А наше пространство, наша территория – это мир Святой Руси, и, по-моему, тем, кто этого не понимает, пора подвинуться, отойти в сторону. Сказано в Книге пророка Аггея: «так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: ″не пришло еще время, не время строить дом Господень″. И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей (то есть дом Божий) в запустении?» ( Агг.1:2–4 ). Наглые богачи в современной России строят для себя роскошные дома, пиршествуют блистательно и при этом попирают святыни русского народа. Бывший работный дом в Сокольниках, принадлежащий православной общине по историческому праву, сдается в аренду ради гнусной наживы кучки так называемых «новых русских». И современные владельцы этого дома даже не думают возвращать его Церкви! Еще бы, деньги для них превыше любой святыни! Они, подобно древним иудеям, рассуждают: «не пришло еще время, не время строить дом Господень»; а на Небесах уже звучит и приговор: «а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей (то есть дом Божий) в запустении?» Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках стоит как в осаде, среди других бывших церковных зданий, ловкими усилиями мошенников отторгнутых от Церкви. Ну, отняли, но пора и возвращать! Здесь уместно вспомнить участь царя Валтасара. Он использовал сосуды дома Господня не по назначению, и в одну ночь Бог умертвил его! Здесь же речь идет не о сосудах, а о храме, его землях и церковных домах благотворительного назначения. Благотворительного, а не арендного назначения! Те меценаты, которые строили на свои личные средства все эти здания, они же взирают с Небес на всех этих современных продолжателей дела Троцкого, Свердлова и Сталина! Присваивать себе то, что принадлежит Церкви, и при этом считать себя еще и правым, это более чем грех – это святотатство! При этом современные богачи любят говорить, как они хорошо относятся к Православию, как они помогают приютам и строят храмы...

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Об этом я часто говорю и не перестану говорить. И что пользы — стекаться сюда напрасно и тщетно, не научаясь ничему полезному? И какое приобретение — всегда говорить вам в угоду? Настоящее время кратко, возлюбленные: будем же трезвиться, бодрствовать, воздерживаться, искренно оказывать всякое попечение о всех и богобоязненность во всем; нужно ли слушать божественные изречения, или молиться, или приступать (к таинству), или делать что–нибудь другое, пусть делается это со страхом и трепетом, чтобы нерадением не навлечь на себя проклятие, — ибо « проклят », говорит (пророк), « всякий кто дело Господне делает небрежно » (Иер. 48:10). Шум и гнев служат оскорблением предложенной жертвы. Крайнее небрежение — представлять себя Богу оскверненным. Послушай, что говорит об этом апостол: « если кто разорит храм Божий, того покарает Бог » (1 Кор. 3:17). Итак не будем возбуждать гнева Божия вместо примирения с Ним, но, оказывая все усердие и всю красоту и безмятежность души, будем приступать с молитвою и сокрушенным сердцем, дабы и этим самим умилостивив Владыку нашего Иисуса Христа, мы могли получить обетованные нам блага, благодатию и человеколюбием Самого Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. СЛОВО в день Богоявления, против неприсутствующих в священных собраниях, и о святом спасительном крещении Спасителя нашего Иисуса Христа, и о недостойно причащающихся, и о том, что оставляющие божественную литургию прежде ее окончания и выходящие прежде заключительной молитвы уподобляются Иуде   . Увещание народу о посещении церкви. — О двояком явлении Иисуса Христа: о Его явлении волхвам и о будущем последнем пришествии, когда Он явится во славе своей. — Чудесное сохранение крещенской воды от порчи. — Различие между крещением иудейским и христианским, между крещением Иоанна Предтечи и Господа Христа. — Объяснение того, как Христос исполнил всякую правду. — Увещание к народу о том, что к св. причащению должно приступать с благоговением и страхом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь. После ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра (в дыхании хлада тонка)». Таинственный смысл этого богоявления раскрывается чрез сопоставление с богоявлением Моисею, вместе с которым Илия присутствовал на горе Фавор, как таинник искупления и богоявления. Явление Бога в явлениях природы – не в грозных и потрясающих, что, казалось бы, более соответствовало пламенной ревности Илии и всему его служению, но в кротких и ласкающих – соответствует богоснисхождению, уничижению Господа в Его воплощении. И самое веяние тихого ветра при таком понимании получает то же значение, что и облако для Моисея, относится и к Богоматери, как живому посредству между Богом и человеками, носящей невместимого Бога. Такое толкование находит для себя главную опору именно в том месте, которое дано Илии вместе с Моисеем на горе Преображения (а также и в том указании Господа, что Предтеча, все служение которого связано с пришествием Спасителя на землю, приходит в духе и силе Илииной, есть Илия, которому должно прийти: Мф. 11,14, 17,11 – 12 , Мк. 9,12 , Лк. 1 – 17 ). Пророк Исаия, которому было второе явление Славы Божией, есть ветхозаветный евангелист, пророчествовавший о боговоплощении, и он имел пророческое ведение и о Богоматери. Ему, единственному из пророков, принадлежит прямое пророчество о рождении Эммануила от Девы ( Ис. 7 ). Образ Ее Церковь видит также в «облаце легце», на котором Господь грядет в Египет ( Ис. 19,1 ). Он же содержится и в видении Славы Божьей, к которому обратимся: гл. 6,1 – 7. «В год смерти царя Осии видел я Гocnoдa Adonai, сидящего на престоле высоком и превознесенном и края риз его (в nepeboдe LXX: и Слава Его; в слав, пер.: исполнь дом Славы Его) наполняли весь храм» (6,1). Это разночтение nepeboдa LXX om масоретского текста является определяющим. «Бога никто же виде нигде же», и, если говорится, что Исаия «видел Бога», то это очевидно относится к видению не Самого Бога, но Славы Его, как это и сказано прямо у Евангелиста Иоанна: «Исаия...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Первоначальная проповедь Иоанна Предтечи уже предвозвещает близкое пришествие Духа, но еще не разъясняет его (ср. Лк.3:16 ). Сам Господь также обещает тем, кто будет гоним за Него, что «Святой Дух научит... в тот час, что должно говорить» ( Лк.12:12 ). Спаситель восстает против обвинения, что Он изгоняет бесов силою веельзевула и торжественно утверждает, что Он совершает исцеления «перстом Божьим» ( Лк.11:19–20 ). В параллельном месте в Евангелии от Матфея – «Духом Божьим» ( Мф.12:28 ). Б) Дух Святой во Христе Иисусе 1 . В Воплощении. Особого внимания здесь требует Евангелие от Луки, ибо тема Духа проходит в нем красной нитью и освещает нам тайну Христа и Его служения. Предтеча Христов Иоанн исполнен Духом Святым еще от чрева своей матери ( Лк.1:15 ), предвосхищая сошествие Святого Духа на Пречистую Деву Марию, Которую Он осеняет, подобно тому, как Слава Божия сходила на Синай или наполняла храм в Ветхом Завете: «Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). При посещении Девой Марией Елизаветы, последняя исполнилась Духом, и «младенец взыграл во чреве ее» ( Лк.1:41–42 ), и она благословила Марию и Ее Младенца. Мария, а затем и Захария, воспевают песнь хвалы, вдохновляемые Святым Духом ( Лк.1:47, 68 ). Старец Симеон, также по наитию Духа, встречает Младенца Иисуса в храме и провозглашает в Нем исполнение обетований Божьих, данных пророками Израиля ( Лк.2:25–32 ). Мы встречаем здесь исключительное совпадение между излияниями Духа и рождением Христа. Дух Святой открывается как Дух Воплощения, Тот, в Котором и чрез Которого Слово Божие внедряется в рамки исторического бытия, Тот, Который приуготовляет Ему человеческое тело, имеющее быть храмом «полноты Божества» ( Кол.2:9 ). Евангелисты сходятся в утверждении о личном действии Святого Духа в Боговоплощении: «Родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус» ( Мф.1:20–21 ). «Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» ( Лк.1:35 ). «Рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). Отныне Духом Святым будет раскрываться достоинство Богосыновства в человеческой природе Спасителя. Только в Евангелии от Луки упоминается «возрастание» Отрока Иисуса, Который «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Мы встречаемся здесь с одной из самых трудных и даже противоречивых проблем христологического богословия: как сочетать возрастание Иисуса в премудрости и в любви с христианской верой, что в вся полнота Божественной премудрости и святости обитала в Нем с первого мгновенья Боговоплощения? Созерцая тайну «почивания» Духа Святого во Христе, мы и можем не столько разрешить эту тайну, сколько проникнуть в нее очищенным и трепетным взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

…В руках у нее нить красной пряжи… (Архангел держит свиток с надписью по-гречески: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою», Богоматерь – свиток с надписью: «Се, раба Господня, буди ми по глаголу твоему». – Прим. ред.) На… северо-восточном столбе над шиферным карнизом сохранилось мозаичное изображение первосвященника Аарона в рост (высота фигуры 2,30 м). На противоположной, внутренней стороне юго-восточного столба напротив Аарона в древности также была представлена мозаичная фигура… Мелхиседека. …На его месте в середине 19 ст. масляными красками написана фигура пророка Моисея. В самом зените свода вимы (возвышение, восточная часть храма, в которой находится престол. – Прим. ред.) находилось мозаичное изображение Этимасии (в тексте «Атимасии» – так искажено и затем неправильно переведено слово «Этимасия» – Престол уготованный. – Прим. ред.)… ветхозаветных царей и пророков… …Над конхой апсиды… сохранилась мозаичная композиция «Деисус», скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами Христа (в центральном медальоне), Марии – слева и Иоанна Предтечи – справа от Христа. Самое видное место во внутреннем убранстве Софии Киевской принадлежит огромной фигуре Марии-Оранты 63 в конхе центральной апсиды храма. (Над ней надпись по-гречески: «Бог посреди него, он не поколеблется, Бог поможет ему с раннего утра». Эти слова из Пс 45:6 относятся к «граду Божьему», но по-гречески «город» – женского рода, поэтому они отнесены и к Богоматери. – Прим. ред.) …Высота всей фигуры равна 5,5 м, а головы – 0,9 м. Под фигурой Марии-Оранты в апсиде хорошо сохранилась мозаичная композиция «Евхаристия» (причащение апостолов). В центре композиции изображен киворий с престолом. По его сторонам стоят два ангела с рипидами и дважды повторенная фигура Христа, который подает подходящим к нему с обеих сторон апостолам слева хлеб, а справа – вино. …Изображения сопровождены греческой надписью: слева – «Примите, ядите, сие есть тело мое, за вас ломимое, во оставление грехов», а справа – «Пейте из нее все, это кровь моя Нового завета, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Особенно поразили его последние строки дневника, писанные, судя по разнице в цвете чернил и почерке, после многолетнего перерыва: «Намедни, в обители фра Бенедетто, монах, приехавший с Афона, показывал мне в древнем пергаментном свитке, в раскрашенном заставном рисунке, Иоанна Предтечу Крылатого. Таких изображений в Италии нет; взято с греческих икон. Члены тонки и длинны. Лик странен и страшен. Тело, покрытое мохнатой одеждой верблюжьего волоса, кажется пернатым, как у птицы. „Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно пройдет во храм Свой Господь, Которого вы ждете, и Ангел завета, Которого вы желаете. Вот Он идет“. Пророк Малахия III, 1. – Но это не ангел, не дух, а человек с исполинскими крыльями. В 1503 году, в последний год царствования Багряного Зверя, папы Александра VI Борджа, августинский монах Томас Швейниц в Риме говорил о полете Антихриста: «И тогда сидящий на престоле во храме Сионском Бога Всевышнего, Зверь, похитивший с неба огонь, скажет людям: „Зачем смущаетесь и чего хотите? О, род неверный и лукавый, знаменья хотите – и будет вам знаменье: се, узрите Сына Человеческого, грядущего на облаках судить живых и мертвых“. Так скажет Он и возьмет великие огненные крылья, устроенные хитростью бесовскою, и вознесется в громах и молниях, окруженный учениками своими в образе ангелов, – и полетит». Следовали отрывочные, писанные, видимо, дрожавшею рукою, во многих местах зачеркнутые слова: «Подобие Христа и Антихриста – совершенное подобие. Лик Антихриста в лике Христа, лик Христа в лике Антихриста. Кто отличит? Кто не соблазнится? Последняя тайна – последняя скорбь, какой не было в мире». «В Орвьетском соборе, в картине Луки Синьорелли – развеваемые ветром, складки в одежде Антихриста, летящего в бездну. И точно такие же складки, похожие на крылья исполинской птицы, – за плечами Леонардо, когда стоял он у края пропасти, на вершине Монте-Альбано, над селением Винчи». На последней странице, в самом низу, опять другим почерком, должно быть, снова после долгого перерыва, было написано:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Игра подчас не сплачивает людей, а, наоборот, разъединяет. Закадычные друзья ссорятся, становятся врагами. Конфликтные ситуации возникают то и дело. И глядя на все это, невольно задаешься следующим вопросом: так может ли вообще христианин играть в футбол? Рискну ответить: может. Исходя из уже цитируемых слов Климента Александрийского, футбол полезен для здоровья, прекрасно развивает различные физические навыки. Но, принимая во внимание все написанное выше, следует отметить, что христианин, играющий в футбол, несет дополнительную нравственную ответственность. Христианин должен оставаться христианином всегда, иными словами, сохранять образ Божий в том числе и на футбольном поле, собственным примером являть остальным доброту и любовь. Игра в футбол вполне может быть доброй, веселой, возогревать в людях дружеские чувства и дух товарищества. Разумеется, иногда этого сложно достичь, почти невозможно, тогда лучше во избежание греха все же удалиться. Но принцип «я - Христов» должен быть руководящим. Например, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя ребенку, собирающемуся поиграть с друзьями в футбол, можно объяснить, что в память о казни Предтечи Церковь установила строгий пост и христианину не следует принимать участие в увеселительных играх. Это будет честнее и гораздо полезнее для души, чем истории о языческом происхождении футбола… Насколько это подействует? Вопрос сложный. Желание забить гол часто превалирует в детском возрасте над духовными упражнениями. «Один разок ударю по мячу - и домой…» Но любое слово на религиозную тему, сказанное с любовью, оставляет в душе свой след. Уместно вспомнить слова Екклесиаста: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11, 9). Вот история, которую мне поведал один благочестивый знакомый. В юности он очень любил играть в футбол. О его увлечении знал почти весь приход. Однажды в день своих именин юноша, как обычно, пришел в храм, исповедался и сподобился причаститься.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2225...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010