Кроме собственных владений, расположенных на землях Руссика, русские строили скиты и кельи на территории других Афонских Монастырей. Список их достаточно обширен. Это два скита: ·        Андреевский (на территории Ватопедского монастыря); ·        Ильинский (на территории Ватопедского монастыря).    И шестьдесят шесть келий, которые все русскими покинуты и ныне частично стоят в руинах, частично сгорели, частично заселены монахами других монастырей: На земле Хиландарского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт.Иоанна Богослова, Свт. Иоанна Предтечи, Благовещенская, Трех святителей, Св. Игнатия Богоносца, Святой Троицы (1-я), Святой Троицы (2-я), Свт. Николая, Рождества Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Петра и Онуфрия, Положения пояса Богородицы, Святой Троицы, Свт. Николая, Свт. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, Св. Иоанна Предтечи,Трех Святителей, Апостола Андрея Первозванного, Мученика Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения, Архистратига Михаила. На земле монастыря Григориат: Благовещения. На земле монастыря Филофей: Св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Свт. Николая, Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Каракал: Воздвижения Креста Господня. На земле монастыря Кутлумуш: Великомученицы Варвары, Свт. Николая Чудотворца, Свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: Св. Артемия, Св. Георгия (Кераши), Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Богослова (2-я), Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Прп. Макария, Св. великомученика Георгия, Свт. Иннокентия, Рождества Пресвятой Богородицы. На земле монастыря Симона-Петра: Благовещенская. На земле монастыря Пантократор: Свт. Тихона Задонского, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Свт. Митрофана Воронежского, Свт. Димитрия Ростовского, Прп. Сергия Радонежского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Св. Косьмы и Дамиана, 12-ти Апостолов, Скоропослушницы Божией Матери, Сретения Господня, Свт. Николая Чудотворца, Свт. Николая (2-я), Св. Димитрия Солунского, Св. Саввы Освященного, Св. Андрея Первозванного и св. равноап. Нины.

http://bogoslov.ru/article/3767838

Вел. кн. Василий Димитриевич посылает в мон-рь св. Иоанна Предтечи, что под Бором просьбу помолиться о княгине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 828 об.) Под 1514 г. летописи сообщают о возведении архит. А. Фрязиным ц. Иоанна Предтечи «за рекою... под Бором», «за Москвою рекою, за Болотом во граде Москве» (Владимирский летописец//Там же. Т. 30. С. 141-142; Никоновская летопись//Там же. Т. 13. 1-я пол. С. 18; Постниковский летописец//Там же. Т. 34. С. 11; Летописный свод 1518 г.//Там же. Т. 28. С. 348), однако археологические данные о храме в Черниговском пер. относятся лишь ко 2-й пол. XVII в. Храм был торжественно освящен 29 авг. 1515 г., в день своего престольного праздника в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но следующий по времени источник, упоминающий ц. Иоанна Предтечи под Бором в Замоскворечье, «Строельная книга» 1657 г., сообщает о ней как о деревянной (Строельная книга 7165 г.// Забелин. 1891. Стб. 240). В росписи выданного в 1676/77 г. жалованья упоминаются служители «церкви Иоанна Предтечи, что был Ивановский монастырь под Бором» (Роспись жалованья, получаемого священно-церковнослужителями московских соборов, церквей и мон-рей//ДАИ. 1875. Т. 9. С. 333). Те же сведения содержатся и в реестре 1723 г.: «Церковь Иоанна Предтечи да предел Николая чюдотворца под Бором; а издревле на том месте при княжении был Ивановский девич монастырь» (Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием «строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви места»//ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 549). Но из известий о строительстве здесь каменного храма в 1514 г. и др. источников (Ладанных книг с 1613 г., Духовной грамоты кнг. Авдотьи Ивановны Шемякиной-Пронской 1564/65 г. (АРГ: АММС. С. 204)) достоверно можно утверждать лишь о существовании в XVI в. в Замоскворечье церкви, а не обители. Эти данные позволили исследователям сделать вывод, что к XVI в. мон-рь был перенесен на совр. место, на Кулишки, и стал женским ( Страхов. 1893. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Скит Иоанна Предтечи в Оптиной пустыни, который практически создал духовную славу монастырю и стал центром старообрядчества, имел два храма. Один из них – деревянная церковь Иоанна Предтечи, построенная почти сразу после возведения скита – в 1822 году. Это была особая церковь. Всем своим внешним видом она напоминала уютный барский домик с террасками, украшенный белыми колоннами. Несмотря на такой вид, строение не вырывалось из общего стиля аскетических построек. Церковь была построена из деревьев, растущих в местном лесу, большей частью сосновых. Однокупольная постройка в стиле классицизма. Строили ее, как и сам скит, отец Моисей с братиями: сами рубили деревья, расчищали место, освобождали его от кореньев. Труды были тяжкие – все делалось вручную. Храм получился необыкновенный – просторный, светлый. Внутреннее убранство тоже носило аскетический характер. Никакие украшения, которые могли бы отвлекать от молитвы, здесь не присутствовали. Храм вселял чувство величия Бога. Здесь во время богослужения невозможно было услышать посторонних разговоров. В 1923 году храм закрыли, частично разрушили, уничтожили крест. В 1990 году церковь Иоанна Предтечи была возвращена монастырю, восстановлена, богослужения ведутся по особому скитскому уставу и в престольные праздники. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Скитская церковь, как мы уже знаем, построена в 1822 году трудами основателя скита, о. Моисея, с помощию Козельских Граждан Д.В. Брюзгина и Ф.Т. Третьякова, на каменном фундаменте из соснового лесу, срубленного на этом же самом месте. Освящена 5 Февраля 1822 года бывшим Игуменом Оптиной пустыни Даниилом, во имя Собора св. Иоанна Предтечи Господня и названа по воле (покойного) Преосвященного Филарета, домовою церковию для Архиерейского приезда. С этою-то целью западная часть храма построена по домовому расположению; – что в тоже время доставляет Старцам удобность к более безмолвному стоянию на церковных службах. Эта пристройка, при входе, имеет крыльцо на столбах под навесом с фронтоном и освещена с двух сторон – северной и южной – 8-ю окнами – по 4 с каждой стороны; окна высокия и широкия с прямыми перемычками, дубовые рамы с медным прибором, окна со ставнями. Квадрат настоящей церкви имеет с южной и северной стороны по одной входной двери, в которые вход устроен в виде рундука на столбах под крышею с фронтоном; а прирубленный, полукружием (семигранным) олтарь освещен двумя (такими же как выше) окнами. Крыша, как над самою церковью, так и на прочей ея пристройке, – железная на четыре ската, над нею возвышается квадратный выступ с карнизом, на коем утвержден глухой купол, оканчивающийся конусообразным шпилем; на шпиле золоченая глава, а в нее водружен золоченый же восьми-конечный крест.

http://sobory.ru/article/?object=05222

По преданию, в И. П. м. подвизался прп. Зосима , причастивший и похоронивший прп. Марию Египетскую . По непонятной причине об И. П. м. не упоминается в «Луге духовном», хотя его автор Иоанн Мосх , хорошо знакомый с топографией местности, пишет о расположенной в миле от места Крещения лавре Сапсас (Сафсафас). В связи с этим архим. Леонид (Кавелин) высказал предположение о тождестве И. П. м. с мон-рем Пентукла ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. XXIX; Леонид (Кавелин). 2008. С. 305), но эта гипотеза не была поддержана совр. исследователями. Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане В 659 г. находившиеся близ места Крещения постройки были разрушены землетрясением. Ок. 670 г. галльский еп. Аркульф, совершивший паломничество, сообщал, что место Крещения из-за изменения течения реки оказалось в пойме вне русла, на «аравийской стороне», а построенная непосредственно на берегу Иордана небольшая квадратная в плане церковь на 4 каменных сводах, под к-рой протекала вода, была сооружена не на месте Крещения, а там, где лежали одежды Спасителя во время Его Крещения. Что касается большого, окруженного стеной мон-ря с ц. св. Иоанна Предтечи, то он располагался на холме, неясно на каком, но, вероятнее всего, на зап. берегу реки ( Adamn. De locis sanctis. II 16. 8//CCSL. T. 175. P. 214; Wilkinson. 1977. P. 107). Когда в 724/5 г. мон-рь посетил св. Виллибальд , еп. Айхштеттский, русло Иордана сместилось и вода к церкви на месте Крещения проходила по специально вырытому каналу. В И. П. м., отстоявшем на милю от места Крещения, в это время проживало ок. 20 иноков ( Wilkinson. 1977. P. 129). Ок. 808 г., согласно «Commemoratorium de Casis Dei vel monasteriis» (Памятной записке о домах Божиих и мон-рях), ц. на месте Крещения принадлежала И. П. м., в котором подвизалось 35 чел. (Ibid. P. 138). Из «Описания Св. града» (715/7 и 1000), ранее считавшегося сочинением Епифания Монаха , следует, что И. П. м. находился на зап. берегу Иордана, был укреплен стенами и имел большую ц. Св. Троицы, тогда как храм на берегу Иордана был освящен во имя св. Иоанна Предтечи (Повесть Епифания. 1886. С. 30). Мон. Бернард (IX в.) упоминает только мон-рь, сведений о церкви на месте Крещения у него нет. Пострижеником И. П. м. был прп. Герман , основатель мон-ря Икосифинисса в Македонии.

http://pravenc.ru/text/577918.html

Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет> . Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней, но в 1866 г. этот храм был разобран до основания и вместо него к 1874 г. построен новый, более обширных размеров. На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана. В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей — древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев — князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших».

http://sobory.ru/article/?object=34810

  На потолке этой галереи Псалтирь Давида олицетворена в хороводах играющих и скачущих дев и юношей, между которыми ликует и сам вдохновенный пророк в облачении.    Наравне с этою картиною, если еще не более, занимает воображение Первый Вселенский Собор, на котором ревностный по Боге и Православию свя той Николай Мирликийский замахнулся рукою на безумного Ария. Смотря на эту историческую сцену, кажется, таишь дыхание: ждешь — вот раздастся по галерее звук святительского вра зумления заблудшему.   На северо-западном углу собора поразителен вид Господа Иисуса, живо писно изображенного во весь рост. Есть пре дание, будто кто-то молился долго и усердно Богу, прося Его явить, каков был Господь Иисус Христос в воплощенном виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику:     Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь; там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое изображение во весь рост; смотри на него: таков Я в вопло щенном виде!     За подобное предание не ручаюсь, тем более что сохранившееся и даже печатно выходив шее у нас в России описание вида, роста, цвета волос, бороды и лица Иисусова нимало не соот ветствует здешнему изображению. И то еще удивительно: к чему такое желание в человеке узнать действительный вид Богочеловека?       Святыни   Соборный храм посвящён в честь Успения Божией Матери. В соборном храме Успения, кроме честного Древа, находятся части св. мощей: мышца св. муч. Феодора Стратилата, левая рука св. Василия, епископа Амасийского; нога левая св. Михаила, епископа Синадского; рука св. великомуч. и целителя Пантелеимона; нога и плечо св. муч. Фотини Самарянины; голова св. муч. Фоедора Пергийского; рука левая св. Евпраксии; рука правая св. мученицы Параскевы; части св. Василия Великого; великомуч.Георгия, св. Иоанна Златоустого; св. безсребренников Космы и Дамиана; св. первомуч. и архидиакона Стефана; св. ап. Варфоломея; св. Афанасия Великого; св. муч. Меркурия; св. Иоанна Постника патриарха Царьграда; св. Стефана Нового; св. Ипатия; св. Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога св. священномуч. Киприана; большая часть головы св. муч. Фотия; голова препод. Иерофея Иверского; голова св. муч. Никиты; чело св. Епифания Кипрского и миро св. великомуч. Димитрия Солонского.

http://isihazm.ru/1/?id=501&c_pid=1

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Вот как описывает архитектурные особенности храма Иоанна Предтечи в Дюдикове Г.К. Лукомский в своей монографии «Вологда в ее старине»: «Архитектурный остов церкви в типе храмов XVI столетия: величавый, пятиглавый куб с тремя полукружиями закомар, барабаны глав убраны полукруглыми колонками, переходящими в арочный пояс. В полукружиях закомар поздняя живопись. Три апсиды покрыты общею крышею. С западной стороны к храму примыкает уютный, позднейшей кладки (конца XVII в.) пирамидальный шатер колокольни, переходящей в восьмерик, поставленный на четырехгранное основание. Рядом с колокольнею крылечко – из двух круглых дорических столбов, перекрытых четырехскатной крышей, на которую поставлен шлемообразный купол. Вход в церковь позднейший: он убран арочками с подвешенной тонкой гирькой, но обработка самого портала старинная: она состоит из гуртов и колонок. Общий силуэт храма живописен». «В храме хороший старинный пол из каменных плит: это редкий остаток старины – почти повсюду в свое время (особенно в Николаевскую эпоху) каменные плиты заменены были чугунными (а в нынешнее безвкусное время чугунные плиты заменяют Метлахскими плитками)». «В общем церковь Иоанна Предтечи, расположенная на окраине города, неподалеку от берега реки Вологды занимает довольно живописное положение и является одним из привлекательных памятников архитектуры Вологды. Интерес к ея художественному значению увеличивается особенно благодаря тому, что в храме находится много древнейших и прекрасных по письму и краскам икон, более древних даже, чем самый храм». Архитектура храма была типична для церковного зодчества XVI-XVII веков: двустолпный пятиглавый трехапсидный четверик. Храм имел большое сходство с вологодским Софийским собором, однако значительно уступал ему в размерах. Архитектурные истоки церкви Иоанна Предтечи, судя по происхождению его заказчика, «москвитина, гостя гостиной сотни» С. Казакова, ведут в столицу, где эта своеобразная архитектурно-конструктивная форма в культовых зданиях получила в XVII веке довольно широкое распространение. В церкви были устроены два придела – Нила Столобенского (1790 г.) и Кирилла Новоезерского (1843 г.). Пятиярусный иконостас датировался концом XVII столетия. Среди икон храма наиболее замечательными были: местный образ Вседержителя (на образе серебряный чеканный венец, жемчужное ожерелье с разноцветными камнями, серебряная кованая риза. Поля иконы покрыты золоченою басмою); храмовой образ св. Иоанна Предтечи, писанный, по преданию, преподобным Дионисием Глушицким; образ «Сошествие Спасителя во ад»; образ Владимирской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=35508

В 1760-х годах Казанский храм по пути из Переяславля Залесского посетила императрица Екатерина Вторая. Колокольня при храме обветшала еще в 18-м веке. И в 1865 году на средства Московского Кремлевского Благовещенского собора была построена новая трехъярусная колокольня. После революции храм был закрыт и доведен до удручающего состояния. Старая слобода находится в 120 верстах от губернского и в 5 от уездного городов. Начало этого поселения нужно относить к глубокой древности. Если первое известие о новой Александровской слободе (нынешний уездный город Александров), отделившийся от старой, относится к 1513 г., то очевидно, старая слобода основалась еще в XV ст. Принадлежала она в то время Суздальскому Александровскому монастырю (упразднен в 1764 г.), от которого и получила свое название, впоследствии стала дворцовым селом. Время первоначального основания здесь церкви неизвестно, но она существовала в начале XVII ст., была записана в патриаршие окладные книги под 1628 г. Эта церковь была деревянная и посвящена была «Обретению честной главы св. Иоанна Предтечи». В 1696 г. вместо нее начата была постройкою новая каменная церковь на средства «Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитера Великого Государя духовника Феофана Феофилактовича»; в 1698 г. постройка закончена и церковь освящена в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Эта каменная церковь существует и до настоящего времени; при ней каменная колокольня, под коей на паперти церкви сохранилась надпись: «Лета 7204 г. августа в 10 день начали сию каменную церковь созидать во имя Казанской Пресвятой Богородицы да в приделе святого Иоанна Предтечи Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитер Великого Государя духовник Феофан Феофилактович и совершилась сия церковь 206 года мая 4 день». Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотв. (устроен в 1865 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтится прихожанами местная икона Казанской Божией Матери; полагают, что эта икона принесена в Слободскую церковь из бывшего вблизи Симеоновского монастыря по его упразднении в 1724 г. и есть именно та икона, от которой в Симеоновском монастыре при старце Серапионе (1640-46 гг.) «было многим людям от разных недугах исцеление».

http://sobory.ru/article/?object=03537

Церковь в честь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, что в селе Никольском на Молокше, каменная, приходская, летняя и зимняя вместе. Престолов в ней три: в летней - в честь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в зимней - во имя св. Николая чуд. и во имя св. Тихона, Амафунтского чуд. Церковь построена в 1793 г. тщанием прихожан. Церковной земли 76 десятин 1377 кв. саж., кроме того, церкви принадлежит дарственная пустошь «Турчиха», состоящая из 66 десятин 2311 кв. саж. Церковный дом для жительства священника; церковного капитала 3650 руб. Прихожан 675 муж. пола и 801 жен. пола. Село, вернее погост, расположено на пригорке при реке Молокше. В приходе земская школа и при ней библиотека. Состав причта – священник и псаломщик, причтового капитала 8900 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. О создании этого храма существует легенда. Очень давно в с. Николо-Молокша случился пожар, жители деревни обратились за помощью к святителю Николаю. Молитва их была услышана, пожар затушен. Благодарные жители срубили здесь церковь в честь святого угодника Божия Николая. Сколько времени она простояла неизвестно. Вскоре случился новый пожар и деревянный храм сгорел. Крестьяне не пожалели ни рублей, ни трудов, и выстроили новый каменный храм, строительство которого было закончено в 1793 г. Трехпрестольный храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи включает элементы барокко и классицизма. Основной объем представляет двухсветный четверик, увенчанный пятью главами на граненых барабанах. Через трапезную храма пристроена четырехъярусная колокольня. Фасады декорированы пилястрами, барочными наличниками, сандриками. Внутреннее убранство храма почти не сохранилось, большая часть церковной утвари и икон переданы в другие приходы, часть разграблены, пострадал иконостас. Приход опустел,богослужения проходят очень редко. http://www.rusroads.com Имеются печатные источники с описанием прихода. 1. " Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии " (Аполлинарий Крылов, 1861г.).

http://sobory.ru/article/?object=09069

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010