Иерусалим можно условно разделить на Новый город и Старый город, построенный турецким султаном Сулейманом Великолепным в 16-м веке, который является настоящим музеем под открытым небом. Высокие крепостные стены и башни, узкие улочки мощённые камнем, это то, что мы никогда не сможем увидеть в русских городах, даже самых древних, удивительно, но в этих домах живут люди. Поскольку римляне разрушали только то, что находилось сверху, сохранилось много древних подземных помещений и даже тюрьма с настоящими камерами и каменными колодками. Говорят, что в этой тюрьме некоторое время провёл Христос. Сохранилась и дренажная система древнего Иерусалима по небольшой части которой мы прошли. Ведутся археологические раскопки, обнаружен исторический центр, из которого начался Иерусалим, это так называемый " Город Давида " . И конечно нельзя не упомянуть о главной святыне Иерусалима - Храме Воскресения, который часто называют Храм Гроба Господня. Под его куполом находится и гора Голгофа и пещера, где было положено Тело Иисуса. Впечатляют и размеры храма, и огромное количество христиан из разных стран, и всё же вспоминаются слова ангела, сказанные жёнам-мироносицам: « Что вы ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь – Он Воскрес!» (Мф. 27:5-6). В одном из районов Иерусалима находится «нагорная страна», которая упомянута у евангелиста Луки: Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк. 1:39-45). Когда-то это было село, где жили родители Иоанна Предтечи. Туда пришла Дева Мария навестить свою родственницу Елисавету после того, как ангел объявил Ей о том, что Она станет матерью Мессии. Сейчас там стоит русский Горненский монастырь окружённый прекрасным садом. Впрочем, весь Израиль похож на прекрасный сад.

http://radonezh.ru/analytics/zemlya-gde-...

Имя «Иисус», данное Младенцу при рождении, в переводе с еврейского означает «Господь спасает». Греческое слово «Христос», многократно употребляемое в Новом Завете по отношению к Иисусу, означает «Помазанник» 27 . Оно указывает на священническое, пророческое и царское достоинство Иисуса 28 , на Его особую миссию по отношению к народу Израильскому и ко всему роду человеческому. Рождение Иисуса Христа сопровождалось сверхъестественными знамениями: ангелы возвестили пастухам о Его рождении ( Лк.2:8–18 ), волхвы с востока, ведомые таинственной звездой, пришли, чтобы поклониться Ему ( Мф.2:1–12 ). На восьмой день по рождении Младенец Иисус, по иудейскому закону, был обрезан ( Лк.2:21 ), а на сороковой Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, «чтобы представить пред Господа». Там их встретил праведный старец Симеон, предсказавший, что Иисус станет «светом к просвещению язычников» и славой народа Израильского ( Лк.2:23–33 ). Сретение Господне. Барельеф Крещение Иисуса и выход на проповедь В пятнадцатый год правления римского императора Тиберия 29 на берегах Иордана явился пророк, призывавший людей к покаянию и совершавший над ними обряд крещения – погружения в воды Иордана в знак очищения от грехов. Об этом пророке – в церковной традиции он именуется Иоанн Креститель или Иоанн Предтечасвидетельствуют все четыре евангелиста, а также иные исторические источники (в частности римский историк иудейского происхождения Иосиф Флавий, живший в I веке). Крещение Господне. Мозаика собора св. Марка. Венеция. 13 век Приходившему к нему народу Иоанн говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Когда Иисус пришел на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна, тот сначала пытался удержать Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допустил Его к крещению. И, когда Иисус выходил из воды, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:11–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ). К этому времени Иисусу было около тридцати лет ( Лк.3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Днесь – нынче. Благоволения – доброго расположения, любви. Предображение – образы, показанные заранее, или предвестие. Велегласно – громко. Смотрения – промышления, заботливости. Зиждителева – Творцова, т. е. Божия. С праздника Введения начинается приготовление к празднику Рождества Христова пением на утрени «Христос рождается». § 110. Предсказание о рождении Предтечи Христова Иоанна Прежде явления Христа Спасителя в мир послан был Богом особый пророк возвестить о нем людям. Этот пророк называется посему Предтечею, т. е. предшественником Христовым. Имя ему Иоанн. Шестью месяцами прежде И. Христа родился Иоанн Предтеча. Вот как предсказано было от Бога рождение его. Родителями Предтечи были священник Захария и жена его Елисавета, родственники пресв. Девы Марии. Захария и Елисавета были люди праведные. Они, подобно Иоакиму и Анне, дожили до старости, а детей не имели, хотя и часто просили Бога дать им дитя. Однажды, когда Захария, в свою очередь, служил в храме и вошел в святилище для каждения, то увидел Ангела около кадильного алтаря или жертвенника (см. § 56). Захария испугался. Ангел сказал ему: «не бойся. Я возвещаю тебе радость. Бог услышал молитву твою: жена твоя Елисавета родит тебе сына, которого ты назовешь Иоанном (т. е. благодатью, милостью Божией). Он будет велик перед Богом и исполнится Святого Духа с самого своего рождения. Он будет предшествовать Христу Спасителю и приготовлять народ к принятию Его». Захария усомнился и сказал Ангелу: «чем мне удостовериться в этом? Я стар и жена моя тоже». Тогда Ангел сказал Захарии: «Я – Гавриил, посланный к тебе от Бога. И за то, что не веришь мне, ты сделаешься немым и не будешь говорить до тех пор, пока не исполнится мое предсказание». Так и случилось. 3ахария сделался нем. Народ понял, что Захария видел какое-нибудь видение. ( Лк.1 ). Не только неверие, но и маловерие карается Богом. § 111. Благовещение пресв. Богородицы (25-го марта). Св. Дева Мария с 3-х лет до пятнадцатого года жила при храме в Иерусалиме. На пятнадцатом году она должна была оставить храм – возвратиться в дом к родителям и выйти замуж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

О спасении, дарованном Богом через Иисуса Христа, еще до рождения Богомладенца свидетельствует прав. Захария: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» (Лк 1. 68-71; ср.: 2. 11, 30; 3. 6). В гимне Захарии (Лк 1. 67-79) выделяют 2 части: тема первой (Лк 1. 68-75) - восхваление спасительного действия Бога об Израиле согласно древним пророчествам; тема второй (Лк 1. 76-79) - пророчество о рождении Иоанна (пророка, предтечи, приуготовителя народа; ср.: Лк 1. 14-17). Объявленная рим. властями перепись населения, по правилам которой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего рода, стала причиной того, что Иосиф и Мария отправились в Вифлеем (Лк 2. 4). Там и рождается Иисус - в хлеву, «потому что не было им места в гостинице» (Лк 2. 7). Сразу после этого евангелист Л. сообщает о явлении ангелов пастухам, к-рые, услышав весть о рождении Спасителя, отправляются в Вифлеем, чтобы увидеть все своими глазами (Лк 2. 8-20) (Лк 2. 14 - гимн «Слава в вышних Богу...»). Иисус Христос учит в храме. Крещение. Фрагмент росписи в коллегии Сан-Джиминьяно. 1342 г. Мастерская Липпо Мемми Иисус Христос учит в храме. Крещение. Фрагмент росписи в коллегии Сан-Джиминьяно. 1342 г. Мастерская Липпо Мемми Важным дополнением Л. к преданию о детстве Младенца являются рассказы о Его обрезании и сретении (Лк 2. 21-39). На 8-й день по Рождестве, после обряда обрезания, Младенец получил нареченное еще до рождения имя Иисус (Лк 2. 21). Через 40 дней Его приносят в Иерусалимский храм (Лк 2. 22-38) для посвящения Богу и во исполнение ветхозаветного предписания (Лев 12. 1-8). Здесь Он был узнан праведным старцем Симеоном Богоприимцем , всю жизнь ожидавшим пришествия Мессии (Лк 2. 25-26). Симеон произносит благодарение Богу и гимн («Ныне отпущаеши…» - Лк 2. 29-32), восхваляющий Бога за явленное в Младенце Иисусе спасение, которое распространяется на Израиль и языческие народы. Богородице он открывает судьбу Ее Божественного Сына, Который станет причиной «падения и… восстания многих в Израиле», говорит о предстоящих Ей страданиях, предрекая крестную смерть Иисуса (Лк 2. 29-35).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4, 11). Наши иконописцы поступали правильно, когда, изображая Христа, помещали вокруг Него множество Ангелов, так же как и на иконах, изображающих пророка и Предтечу Иоанна, Богоявление, Преображение, распятие, Воскресение и Вознесение. Если являлся Архистратиг или другой Ангел, то его всегда сопровождал сонм Ангелов, невидимых нашим человеческим глазом. Мы думаем, что Архангел Гавриил был не один, когда принес Святой Деве Марии благую весть о рождении Мессии. И Ангела, который явился во время молитвы Господа в Гефсиманском саду и укреплял Его, сопровождал сонм невидимых Сил небесных: там, где Царь, там и воинство Его. Кого Христос любит, того любят и Ангелы Его. Он любит детей и повелел Ангелам защищать их. Он сказал: говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). Он не просто любит детей; Он и Себя приравнивает к малым детям: призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 2–6). И еще сказал: не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо их есть Царство Небесное ; значит, приводить детей ко Христу Богу — это самая здоровая основа христианского воспитания. Вот в чем заключается главная причина того, что Ангелы хранят и любят детей. А псалмопевец говорит: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его; хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, вся звезды и свет (Пс. 148, 1–3). Ангелы помогали святым апостолам и христианам от самого основания Церкви Христовой и во все последующие времена. Когда еврейские первосвященники посадили апостолов в темницу, Ангел Божий ночью открыл двери темницы, освободил их и сказал: пойдите в храм и проповедуйте народу слова жизни .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Предтеча Христов Иоанн Между священниками второго храма Иерусалимского был некто, именем Захария. Он имел жену Елисавету. Оба они были люди добродетельные. Они дожили до старости, не имея детей, потому что Елисавета была неплодна. Однажды, когда Захария вошел в храм для каждения, ему явился Ангел и возвестил ему, что от Елисаветы родится у него сын, именем Иоанн, который будет предшествовать Христу Спасителю и приготовит людей к принятию Его. Захария усомнился и в наказание за то был нем, доколе действительно родился у него сын, и он, видя исполнение слов Ангела, велел назвать его Иоанном. Иоанн жил в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, питался акридами и диким медом, пищею самою скудною и суровою. По повелению Божию явился он на Иордане: проповедовал покаяние и приближение Царствия Небесного, то есть Христова, и исповедающих грехи свои крестил в Иордане. Благовещение Пресвятыя Девы Вскоре после того, как Ангел предвозвестил рождение Иоанна Предтечи, Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии в Назарете. Она происходила от племени Иудина, из рода Давидова, следственно царского; впрочем, жила в бедности. Обручена была Иосифу, из того же племени, но только для того, чтобы он имел о Ней попечение, а в самом деле намерена была оставаться Девою. Архангел благовествовал Ей, что Она родит Сына, без мужа, от Духа Святаго, наречет Ему имя Иисус и что Он наречется Сыном Вышняго и будет царствовать во веки. Мария приняла сие с верою и смирением и зачала во чреве от Духа Святаго. Вскоре после сего, когда Она пришла к Елисавете, Бог открыл Елисавете сию тайну, и она назвала Марию Материю Господа. Рождество Христово В то время земля Иудейская была в зависимости от римлян. В Риме владычествовал Август. Он повелел сделать народную перепись. Посему Иосиф и Мария из Назарета пришли в отечественный свой город Вифлеем. Здесь от Пресвятыя Девы родился Господь наш Иисус Христос и положен был в яслях, потому что по причине стечения народа нельзя было найти места в доме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:37–38 ). «Се, оставляется вам дом ваш пуст» – страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не захотели быть Божиими. В одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя. Не видим ли мы, что человек становится или соработником у Бога, или разорителем того, что Господь созидает. Смотрите, дорогие мои, како опасно ходим. Можно быть в храме, но без Бога. И Бог наказывает людей за непочитание Себя, за отвержение храма. Десятилетиями длятся спасительные Божии наказания людям, призванные вернуть сердце человеческое Богу. И как последнее предупреждение нам звучат слова притчи о виноградарях: «сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Будем же особенно внимательны, дорогие мои, созидая и восстанавливая теперь в большом количестве рукотворенные храмы, не забудем главного новозаветного храма Божия – своего сердца, призванного служить Богу в Духе и истине. Не забудем, что мы возвращаемся из плена у иноплеменников и единоплеменников, воюющих на нас и веру нашу Православную, больные, увечные, истощенные духовно. Что мы долго, очень долго, были без Бога и сейчас только-только стоим на пороге Храма, который освятит нас, но при одном условии: если мы этого захотим сами. И приведу вам, дорогие мои, слова Господни, которые сейчас особенно должны помочь нам осознать критический момент нынешней жизни нашей. «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф... Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею» ( Агг.1:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

— Я не Илия. — Пророк? — Нет. — Тогда кто ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что ты говоришь о самом себе? — Я — глас вопиющего в пустыне: выпрямите дорогу Господу, как сказал пророк Исайя. Посольству этого было достаточно: потомственный священник, забывший Храм и отвлекающий народ пустыми словами, не может быть человеком Божиим. Никто из сведущих в Торе не примет этого самозванца. — Что же ты крестишь, — язвительно спросили Иоанна, — если ты не Мессия, и не Илия, и не пророк? Им все же хотелось уточнить, как он понимает свое призвание. И тогда Креститель объявил посланным самое главное: — Я крещу водою; посреди вас стоит Тот, Кого вы не знаете: Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я не достоин развязать ремень обуви Его… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а мякину сожжет огнем неугасимым [ 38 ]. Все поняли, что Иоанн говорит о себе как о Предтече Мессии, тогда как Помазанник, неузнанный, находится где-то рядом. Он грядет сокрушить царство дьявола и исполнить все обетования… Люди, которые становились совестью народа, — такие, как Иероним, Лютер, Аввакум, — обычно чувствовали величие принятой на себя роли, их наполняло сознание собственной значительности. Иоанн Креститель, напротив, был свободен от соблазна гордыни. Он не щадил лицемеров и, говоря с ними, не выбирал выражений, но его благородная душа сохраняла при этом подлинное смирение. Ничего не искал пророк для себя, довольствуясь скромной ролью «привратника» в Царстве Божием. Именно такого человека Христос поставил выше всех мужей Ветхого Завета. Что смотреть ходили вы в пустыню? Не тростник же, ветром колеблемый? Что же ходили вы смотреть? Человека, облеченного в мягкие одеяния? Но в пышных нарядах и в роскоши живущие находятся в царских дворцах. Так что же вышли вы смотреть? Пророка? Да, говорю вам, и больше чем пророка. Это тот, о ком написано: Вот Я посылаю вестника Моего перед лицом Твоим, Который приготовит путь Твой пред Тобою» [ 39 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Неужели ты не веришь, что всякое создание покорно своему Создателю? И если захочет Бог, природа производит и то, что выше ее сил. Если ты не веришь, что неплодная может родить, то что скажешь, когда услышишь, что непорочная Дева чудесно раждает? Если же ты знамения просишь, чтоб поверить словам моим, то вот тебе знамение: ты онемеешь и не скажешь ни слова, пока не исполнится то, что я сказал». Какое человеколюбивое наказание! Только голос, выразивший неверие, связывается Ангелом! Только язык, дерзнувший противоречить Ангелу, обуздывается. Захария сделался нем! Его молчание ожидало звука новорожденного; Захария ожидал Иоанна, старец – младенца, священник – пророка. Ожидал молча, по властному слову Ангела: ты будешь молчать и не скажешь ни слова до тех пор, пока не сбудется сказанное мною! Услышав слова эти, Захария вышел из церкви, пораженный немотой за свое неверие. О, какое странное чудо! Он пришел, было, во храм, чтобы других освободить от грехов и суда, а исходит сам осужденный, как согрешивший. Люди ожидали его, надеясь благословение услышать от него; а он только помавал (кивал), и этим помаванием давал понять, чтобы никто не подходил к нему и не расспрашивал ни о чем... О, дивные явления! Захария молчит смущенный, а Елисавета веселится. Язык связывается, а утроба обременяется. Красноречивые уста бессильны сказать слово, а неплодная – становится матерью... Захария молчит, а Иоанн во чреве матери играет. Ибо чуть увидела непраздная Елисавета пришедшую к ней Пречистую Деву, вдруг взыгрался радостно Иоанн в утробе матери и своим движением как будто говорит: «Почему не исхожу я отсюда на свет? Я – Предтеча Владыки, я узнаю Его, предпославшего меня, чтоб я шел пред лицем Его, уготовить Ему путь». О, дивные явления! То, чего еще не знали Ангелы на небесах, то узнал Иоанн, носимый во чреве! От небесных сил утаилась тайна Божия, а Иоанну во утробе матерней открылась! Наконец, Елисавете настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, и радовались с ней, что по природе и выше природы она зачала и родила: как жена – она зачала по природе, а как престарелая – она явилась выше природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Кому? Ему! Мессии! Иисусу из Назарета, Христу Истинному! Тем временем мы подъезжаем к Горняя. Сначала нас встречает маленький город на холме — Эйн Карем (в переводе — Винный источник). С 1961 года он в черте Иерусалима. Из окна автобуса мы видим храм святого Иоанна Крестителя. Он построен на месте дома праведных Захарии и Елисаветы. Там родился Предтеча и Креститель Христа Иоанн. Мы выходим из автобуса и пешком направляемся в Горняя. Это сюда спешила Дева Мария после Благовещения архангела Гавриила. Встав же Мария во дни сии, с поспешностию пошла в нагорную страну [в Горняя. — слав.], в город Иудин. И вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты между женами, и благословен плод чрева Твоего  (Лк. 1: 39-42). Здесь была дивная встреча двух матерей. Когда взыграл младенец в утробе Елисаветиной при встрече с Пречистой Девой, имущей уже во чреве Христа, то «взыграла» и природа. Из земли стал бить источник воды. На месте источника воздвигнута церковь Посещения, или церковь Магнификата, ныне принадлежащая францисканцам. На сорок одном языке написано величание, произнесенное Пречистой Девой: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем...» А вода из чистого источника течет и поныне. Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7: 37), говорит Христос. С какою радостию мы испили из него! Подъем в Нагорную страну. Вот и наша Горненская обитель. Вновь уголок России. Мы снова, как дома, все так же. Слава Богу за все! В храме этой обители мы видели Камень Иоанна Крестителя, на котором он стоял, когда произносил свою первую проповедь; с которого он призывал к покаянию, ибо приблизилось Царство Небесное. Эту близость Царства Божия ощущает здесь сердце паломника. ...Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4: 15-16). Четвертый день посвящен поездке в Галилею. Мы отправились туда, где до тридцати лет жил Иисус и где большей частью прошли три с половиной года Его земной проповеди. В Иудею и Иерусалим Господь ходил только на Пасху и на праздники, а основное время Он пребывал в Галилее. Именно здесь встанет перед нашим взором большинство евангельских событий. В Иудее очень чувствуется Ветхий Завет, а в Галилее — Евангелие. В Иудее, в Иерусалиме мало кто принимал Христа. Там была велика злоба против Него. А Галилея внимала Ему. Достаточно сказать, что из двенадцати учеников Господа только один был из Иудеи, и тот — предатель. Все остальные были из Галилеи. Так светильник Господень отходил от иудеев в сторону стран языческих...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010