Оконные проёмы первого уровня церкви имели оформление в виде " ушастых " рамочных наличников с ромбическим рисунком, восходящим к архитектуре барокко. Второй уровень окон (меньшего размера по высоте) был обрамлен простыми наличниками с фронтончиками. Четырехстенный сруб на колокольне имел с трех сторон по круглому окну типа " тондо " . Четверик храма завершался восьмериком – световым барабаном с окнами наподобие окон второго яруса храма. Завершался барабан традиционной главой, граненной луковичной формы. Главы храма и колокольни были отделаны в " шапку " . Крыша над храмовым четвериком – четырехскатная, усложненной формы – с треугольными фронтончиками по углам (по два на каждой стороне фасадов). По скатам крыши храмового четверика (по центру – между фронтончиками) имелись четыре ложных люкарны (с нишами для вставки икон), ориентироваными на четыре стороны света, с характерными для барокко завитками. Все три главы церкви несли кованые кресты декоративного очертания, стоящие на так называемом в архитектуре - " двойном яблоке " . Кровля была из листового металла, окрашивалась в зеленый цвет. Основной комплекс построек Знаменского Скита, так называемый " Белый двор " , находился между Филаретовым и Гермагеновым ключами,  включал в себя: " Один храм деревянный; один двухэтажный (странноприимный); три одноэтажных деревянных корпуса для помещения братии; два деревянных одноэтажных корпуса трапезной-кухни и пекарни " . Трапезный корпус и церковь были построены на средства потомственного почётного гражданина, купца Тимофея Кузьмича Матонина, им же она была снабжена необходимой утварью. Настоятельский корпус был построен на средства Преосвященнейшего Тихона. Западнее его, выше по течению реки через Филаретов ключ, находился " Черный двор " - жилье для сезонных работников, скотные дворы, склады и другие хозяйственные строения. К лету 1891 г. строительство Знаменского Скита было, в основном, закончено, и 8 июля того же года состоялось освящение церкви Епископом Енисейским и Красноярским Тихоном. Позднее, в 1894 г., на средства купца Ивана Васильевича Попова и потомственного почётного гражданина Николая Николаевича Гадалова, при Ските была построена часовня в честь святителя Николая, чудотворца. В том же году часовня была освящена Епископом Красноярским Александром. Деревянная часовня свт. Николая встречала посетителей Скита у пристани. Она представляла собой культовую постройку " о двадцати стенах с прирубами " . Архитектура часовни свт. Николая включала в себя также элементы народной архитектуры и модерна.

http://sobory.ru/article/?object=49587

В 1937 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено. Последний настоятель иерей Михаил Лавров был репрессирован. Здание храма в советское время использовалось под склад совхоза «Будённовец». В 1993 году храм возвращён верующим, но богослужения совершались редко из-за отсутствия постоянного настоятеля. В ноябре 1996 года настоятелем назначен иеромонах Иов (Ануфриев), который трудится в храме по настоящее время. Богослужения совершаются каждое воскресенье и в праздники. Храм имеет один престол, освящённый в честь свт. Николая. Выпускается приходская газета «Православный листок» с выходом два-три раза в месяц. Имеется библиотека храма, насчитывающая около 300 книг и брошюр. Из книги: Путеводитель. Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. И/д «Вести». - Дмитров, 2005 г. В посёлке совхоза " Будённовец " , бывшее село Даниловское (Никольское) сохранился редкий для Дмитровского городского округа памятник архитектуры в стиле барокко - кирпичная церковь Николая Чудотворца второй половины XVIII в. Впервые село Даниловское упоминается в документах начала XVII века. По сведениям писцовых книг, в первой половине XVII столетия это местечко было вотчиной князей Шуйских: " 1627-1629 годъ ...за боярином князем Иваном Ивановичем Шуйским в вотчине село Даниловское, Никольское тож; в селе церковь Чудотворца Николы деревянная, а в ней деисус, царские врата, образы, свечи, ризы, книги, колокола и всякое церковное строенье вотчинниково, у церкви во дворе дьячек Васько Матвеев, во дворе пономарь Филипко Афанасьев, во дворе просвирница, да в деревне церковной во дворе поп Кузьма Афанасьев... " , - вот такое одно из первых упоминаний о селений можно встреть в исторических сведениях. Село Даниловское в описываемое время носило ещё одно название - Никольское. Владелец вотчины Иван Шуйский приходился родным братом посаженным на московский престол царя. В 1678 году село принадлежало уже князю Петру Ивановичу Прозоровскому, позже его потомкам. Сохранившаяся до наших дней Никольская церковь построена тщанием князя Ивана Фёдоровича Голицына на месте бывшей деревянной, к тому времени сильно обветшавшей.

http://sobory.ru/article/?object=02800

В дозорной книге 1614 г. находим " ... страшную картину полного запустения и разорения " . В 1627 г. находились " при церкви во дворе поп Яков, да в селе 12 дворов крестьянских, людей 14 человек и 8 дворов бобыльских, в них людей то ж, пашни паханные церковные 4 четверти, перелогом 6 четвертей в поле, в двух потому ж сена 10 копен. Писцы отметили лишь 34 пустоши и 1895 четвертей запустевшей пашни. Однако к концу XVII в., хотя и медленно, положение всё же поправилось: переписные книги 1678 г. зафиксировали в селе 41 крестьянский (154 человека) и восемь бобыльских (19 человек) дворов. На церковь Св. Николая Чудотворца в 1678 г. положено вновь дани 25 алтын 5 денег... В этот период по здешней Никольской церкви село получает второе название - Никольское, которое затем сменяет старое. По переписным книгам 1705 г. значится в селе Кляпове 63 двора. Церковной дани платилось с 1712 г. один рубль, 5 алтын 5 денег (т. е. 1 руб. 17,5 коп.). При церкви свт. Николая Чудотворца были священники Тимофей Мартемянов (1653 г,), Иван Гаврилов (1705-1732), дьячок Тимофей Тимофеев и пономарь Максим Тимофеев (1705-1715). В собственности монастыря село находилось вплоть до 1764 года, когда церковные владения были секуляризованы, а крестьяне стали " экономическими " . По данным 1852 года село находилось в ведомстве Государственных имуществ, в нём значится сохранившаяся до сих пор Никольская церковь. В 68 дворах проживало 245 мужчин и 269 женщин. По сведениям 1890 года, в Никольском-Кляпове числилось 825 жителей. Существующий ныне в Никольском храм построен в 1805 году в классическом стиле. Трапезная храма была капитально перестроена в конце XIX века. Храм был тёплый. В подвале находилась печка. Натапливали так, что пол в церкви был " как парное молоко " . После закрытия в интерьере долгое время сохранялись росписи масляными красками зеленоватого тона. На куполе был виден Спас. Пол был выложен мраморной плиткой - после закрытия церкви многие местные жители выковыривали её для хозяйских нужд. Ограждён был храм красивой каменной оградой, укреплённой на каменных столбах. После войны столбы эти использовались под строительство. Долгое время на территории храма - на кладбище валялись надгробия, одно из которых, по воспоминаниям старожилов, было датировано 1642 годом. Рядом с храмом, на его территории, располагалось 2-х этажное здание: внизу богадельня, наверху трёхлетняя церковно-приходская школа. В богадельне призревались безродные старики, ночевали нищие. Содержались они исключительно на добровольные пожертвования местных жителей - у церковных ворот стояла икона с копилкой. Помогали не только своим, но и чужим. В семье Цицеровых случайно сохранились два замечательных документа. Это справки о сборе средств в селе Никольском и в селе Троицком на благотворительные нужды в 1910 году. Крестяне из своих не таких уж больших доходов жертвовали на построение церквей и школ для переселенцев в Сибирь и на воинское благотворительное общество Белого Креста.

http://sobory.ru/article/?object=05551

В ордере от 11 сент. 1787 г. кн. Потёмкина правителю Таврической обл. Каховскому значилось: «...вашему превосходительству предписываю на тот конец поблизости селения Знаменки, на речке Конской, ежели при сих урочищах есть праздная, и ни с каким препятствием не соединенная земля, отвесть потребное число десятин оной под строение старообрядческого монастыря... В случае же там каковой-либо неудобности, имеете позволить им избрать для того самого другое приличное место» ( Мурзакевич. 1848. С. 310). Поскольку место для мон-ря не было удачным ввиду недостатка леса и отдаленности от Днепра, игум. Иоасаф просил катеринославского и таврического ген.-губернатора кн. П. А. Зубова выделить братии 120 дес. из лесных дач жителей г. Никополя. Правитель наместничества отказал монастырю в выделении лесных угодий, т. к. самим никопольчанам леса не хватало, и тогда игумен с братией обратили внимание на местность ниже мест. Каховка и г. Берислава по течению Днепра, а именно на урочище Фролово, лежащее между землями казенного с. Казачьи-Лагери и дачи полковника Д. М. Куликовского ( Бельский. 1999. С. 79). 5 апр. 1796 г. на имя кн. Зубова последовал рескрипт имп. Екатерины II о разрешении перевести К. м. на более удобное место с выделением 3 тыс. дес. земли. 30 окт. в подтверждение правительственных распоряжений игум. Иоасаф получил от митр. Екатеринославского и Таврического Гавриила (Банулеску-Бодони) грамоту на перемещение обители на новое место и построение храма свт. Николая Чудотворца. 8 февр. 1797 г. уездный землемер В. Писемский отмежевал на участке Фроловой дачи 3 тыс. дес. удобной земли для хозяйствования и 2447 дес. и 775 саж. неудобной земли - прилегающих плавней, и 14 марта того же года эта земля вместе с планом и межевыми книгами была передана мон-рю по указу губернатора Таврической обл. ген.-майора С. С. Жегулина ( Мурзакевич. 1848. С. 311). Уже 9 марта братия старообрядческого мон-ря приступила к строительству деревянного храма свт. Николая Чудотворца. 9 окт. того же года из урочища Мамай-Сурка, близ с. Б. Знаменка, все насельники К. м. переселились в урочище Фролово. Деревянный Никольский храм вскоре был сооружен, и братия в 1801 г. приступила к строительству каменной 5-купольной соборной ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященной 30 мая 1803 г. игум. Иоасафом по благословению архиеп. Херсонского и Таврического Афанасия (Иванова) . Иконы писали старообрядческие иконописцы из Москвы и Суздаля. В 1802 г. была возведена и освящена небольшая теплая ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, к 1804 г. освящен храм во имя прп. Михаила, еп. Синадского. В 1799 г. открыто монастырское подворье в г. Херсоне на углу Богородицкой ул., 9, и Торгового пер., при ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена в 1803). Впосл. подворье было преобразовано в приходский храм.

http://pravenc.ru/text/2458759.html

С XIX в. состав братии мон-ря был стабильным - настоятель, ок. 4 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха и неск. послушников. После учреждения общежития в 1823 г. произошли изменения. Кроме настоятеля в К. м. назначались казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 8 монахов. В 1869 г. кашинской купчихой 1-й гильдии А. В. Ванчаковой в пользу К. м. был пожертвован капитал - 63 тыс. р. серебром с условием, что настоятель мон-ря получит сан архимандрита. По представлению архиеп. Тверского и Кашинского Филофея (Успенского) об указанном вкладе в обитель в Синоде было вынесено определение: уважая древность и святость К. м. и принимая во внимание пожертвованный Ванчаковой капитал, Синод разрешал учредить в мон-ре архимандритию. 2 нояб. 1869 г. строитель мон-ря игум. Феодосий был возведен в сан архимандрита. В кон. XIX - нач. XX в. в К. м. значились: настоятель-архимандрит, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 послушника и 7 чел., живущих на испытании. Среди выдающихся насельников К. м. были прп. Макарий Калязинский и, возможно, его современник прп. Ефрем , основатель Перекомского мон-ря Новгородской епархии, а также схим. Сергий Клобуковский (Ансимов). В К. м. проживал почитаемый пастырь иером. Дионисий (Богословский; 1814-1896), служивший духовником кашинского Сретенского жен. мон-ря. Храмы и другие постройки. Наиболее ранние сведения о соборном храме во имя свт. Николая Чудотворца сохранились в писцовой книге 1628/29 г. Прокофия Бестужева и подьячего Данилы Баранцева: «Монастырь Николая Чудотворца Клобуков, что в Кашине, у посаду на реке Кашинке, а на монастыре храм во имя Николы Чудотворца» ( Архангелов. 1909. С. 11). Из текста следует, что на то время и, вероятно, ранее в К. м. действовала одна церковь. Постепенно ветшавший деревянный собор просуществовал до 2-й пол. XVII в. и был скорее всего разобран в связи с началом строительства в 1664 г. каменной церкви (неизвестны источники даты, указанной С. А. Архангеловым) на средства вкладчиков, землевладельцев Кашинского у. Стефана Евстафьева Ансимова (в монашестве Стефан, в схиме Сергий; † 18 авг. 1669) и его «посестреницы» (названой сестры) Матроны Григорьевой (в монашестве и схиме Марфа; † 29 дек. 1699) (см.: Там же. С. 16). Сомнительно утверждение историков, что строительство храма было закончено к 1670 г. Позже на средства неизвестных благотворителей рядом с Никольской ц. была построена более вместительная Троицкая. В результате Никольская ц. стала придельной при одноглавом Троицком храме.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

В 1528 г. повелением архиеп. Новгородского свт. Макария , запретившего совместное проживание иноков и инокинь, обитель становится женской и возглавляется игумениями. Согласно Дозорной книге Софийской стороны 1586 г., Петропавловской ц. (о мон-ре в документе не говорится) принадлежал фруктовый сад «на Петровской улице от Деревяного города по левой стороне» длиной 72 саж. с более чем 300 деревьями, с примыкающей пашенной землей длиной 43 саж. и участком в 11 саж. (Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в.: Сб. док-тов/Сост.: К. В. Баранов. СПб., 2001. С. 68). По писцовой книге 1623 г., строительница Н. П. м. с сестрами владела землями в «Алексеевском заполье» за Окольным («Деревяным») городом (Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов/Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003. С. 39). По Новгородской росписи 1615 г., в мон-ре имелись Петропавловский собор и деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной: «Монастырь девич, а в нем храм камен Петр и Павел, трапеза древяна, а в ней храм Никола чюдотворец» ( Анкудинов. 2008. С. 374). Т. о., мон-рь жил по общежительному уставу (вероятно, введенному вслед. реформ в отношении новгородского монашества при Новгородском свт. Макарии). В росписи отмечалось, что все указанные в ней церкви и мон-ри «вызжены и разорены» (Там же. С. 382). В ходе швед. оккупации Новгорода (1611-1617) Никольский храм был разобран, кельи и ограда утрачены. Каменный Петропавловский собор также пострадал; в нем сохранились 6 местных икон, напрестольное Евангелие и еще 5 книг, к-рые, по словам инокинь, были выкуплены «у немец», т. е. у шведов. В дальнейшем Н. П. м. оставался одной из наименее обеспеченных новгородских обителей. Он содержался на незначительные доходы от земли и покосов при недостаточном количестве имеющихся вотчин и вкладов. В 1669 г. было осуществлено 2 ремонта соборной Петропавловской ц., 3-й ремонт произведен в 1699 г. по указу новгородского воеводы П. М. Апраксина. 19 авг. 1691 г. Н. П. м. был приписан к Воскресенскому женскому монастырю на Мячине, но вскоре снова обрел самостоятельность. Согласно монастырским ведомостям 1722 г., в Н. П. м. проживали 15 инокинь и строительница Агафия, в 1738 г.- 5 монахинь с настоятельницей инокиней Мариной. В это время кроме монастырской ц. Петра и Павла имелась теплая деревянная ц. во имя прп. Иоанна Лествичника. Строительница Агафия писала в Сенат в 1728 г., что экономическое положение обители очень тяжелое, строения мон-ря обветшали, а на ремонт средств не имеется, поскольку «за тем монастырем крестьянства и вотчин не имеется, живут они без жалования и получают едва дневную пищу и ходят по миру...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 391. Л. 1; цит. по: Секретарь. 2011. С. 224).

http://pravenc.ru/text/2577783.html

Православие представлено Замбийской епархией Александрийской Православной Церкви с кафедрой в Лусаке, возглавляемой еп. Иоакимом (Кондовасом). Епархия учреждена патриаршим томосом от 22 февр. 2001 г. Ее прихожанами являются проживающие в стране греки, русские, сербы и африканцы. Имеются приходы в Лусаке (храм во имя св. Александра при Союзе греков Лусаки, ц. во имя свт. Василия Великого и вмч. Димитрия Солунского при миссионерском центре, парекклисион в честь Рождества Богородицы при епископской резиденции во имя вмч. Георгия Победоносца в Макени), в Китве (ц. во имя ап. Андрея Первозванного), в Луаншья (ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы), в Капири-Мпоши (ц. во имя свт. Николая Чудотворца), в Чингола (строящийся храм во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского) и Мукуши (строящийся храм во имя ап. Филиппа). В Лусаке при миссионерском центре строится начальная школа и планируется сооружение больницы, действует воскресная катехизаторская школа, имеющая 2 отд-ния. Ведется активная издательская деятельность, начался перевод литургических текстов на местные диалекты, периодически издается лит-ра просветительного характера на англ. и греч. языках. Еп. Иоаким окормляет православных, оказавшихся в больницах; еженедельно раздается питание 200 бездомным детям. Организованы миссионерские «ячейки» в Чирунду, Пемба, Чомба и Луангва. Общая численность православных ок. 7,5 тыс. чел. Римско-католическая Церковь в З. представлена 2 архиеп-ствами (митрополиями): Лусака имеет 6 епископств-суффраганов (Чипата, Ливингстон, Монгу, Монзе, Ндола и Солвези), Касама - 2 еп-ства-суффрагана (Манса и Мпика). Общее число католиков ок. 3,28 млн чел. По данным на 2007 г., в стране действует 264 католич. прихода, где служат 656 священников (из них 349 монашествующих), также в З. подвизаются 580 монахов и 1542 монахини. Протестантские церкви и секты. Англиканская Церковь представлена 5 еп-ствами (Сев. Замбия, Вост. Замбия, Центр. Замбия, Луапула и Лусака) в составе Церкви провинции Центр. Африки, окормляющей верующих в З., Малави, Зимбабве и Ботсване и являющейся членом Англиканского содружества . Общее количество верующих ок. 170 тыс. чел. в 400 приходах.

http://pravenc.ru/text/182545.html

21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

В 1851 г. Патриарх Иерофей II получил разрешение императора Николая I на отправку в Россию для сбора пожертвований епископа Фиваидского Никанора, который собрал значительные суммы денег. 21 мая 1855 г. митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) передал Александрийской Патриархии храм свт. Николая Чудотворца (Николы в Подкопаях). Первым настоятелем Александрийского подворья в Москве служил епископ Фиваидский Никанор, проведший более 10 лет в России. 4 января 1866 г. он был избран новым Патриархом Александрийским . В 1900 г. Патриархом стал митрополит Назаретский Фотий, занимавший престол до 1925 г. и оказавший определенную помощь представителям русской белой эмиграции, создавшим в Египте несколько церковных общин. С восстановлением патриаршей формы управления Русской Православной Церкви и избранием 5 ноября 1917 г. на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского свт. Тихона были установлены отношения между новым Предстоятелем Русской Православной Церкви и Александрийским Патриархом Фотием, однако начавшиеся вскоре антирелигиозные гонения советских властей не дали им нормально развиваться. После кончины Святейшего Патриарха Тихона в 1925 г. на два года внешние сношения Московского Патриархата и Александрийской Церкви оказались прерванными. При этом Александрийский Патриархат поддерживал тесные непосредственные связи с раскольниками-обновленцами. В частности, его представитель в Москве архимандрит Павел (Катаподис) был почетным членом раскольнического лжесинода. Правда, он в 1925 г. не участвовал в работе Третьего Собора обновленцев, так как не получил из-за смерти Патриарха Фотия «надлежащей грамоты». Впрочем, когда 10 ноября 1925 г. сформированный лжесобором «Синод» избрал свой президиум, в нем, как и раньше, почетным членом был назван архимандрит Павел. В 1927 г. обновленцы планировали провести свой очередной «Собор» и послали приглашение участвовать в нем Александрийскому Патриархату. Его Синод допустил участие своих представителей в «Соборе», однако постановил, что женатые архиереи участвовать не должны. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за границей в своем определении от 2 сентября 1927 г. упомянул про грамоту Александрийского Патриарха «о намерении принять участие в предстоящем обновленческом Соборе в Москве» (этот «Собор» не состоялся) .

http://bogoslov.ru/article/6172590

Достоверные сведения о насельниках Г. п. XVII в. отсутствуют, 8 сент. 1704 г. в обители принял постриг мон. Иона Суздалец, 7 марта 1705 г.- мон. Моисей Москвитин, впосл. проживавшие в Троице-Сергиевой лавре (РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Прилож. 11. Л. 1087). В донесении митр. Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается имя строителя Г. п. Даниила (Хрисанфиевича) (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448. Л. 3). В 1730 г. в Г. п. проживали 13 иноков, в 1764 г.- строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 г.- 35 насельников. В 10-х гг. XIX в. число братии сократилось до 5-7 чел., в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей. С 60-90-х гг. XVIII в. в Г. п. ссылались священники-епитимийцы. Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив недолго в обители (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1453). Уже в кон. XVIII в., по свидетельству глинского схим. Феодосия (Левченко), в Г. п. подвизались старцы. По мнению глинского иером. Иасона, несмотря на частую смену настоятелей в XVIII в., Г. п. «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках». Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 г. в Г. п. находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным 4-ярусным иконостасом, на юж. вратах располагалась чудотворная Глинская икона; теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом); деревянные колокольня с 5 колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, 6 амбаров, конюшня, 2 сарая, за оградой - гостиница. В 1770-1781 гг. был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на 2-этажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня. Ок. 1786 г. к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы ап. Иоанна Богослова , свт. Геннадия I , патриарха К-польского и др.

http://pravenc.ru/text/165143.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010