В 2006 г. З. освятил Спасский храм на территории воинской части в Тикси, самый сев. храм России. В исправительных колониях открыты молельные комнаты, в Табагинской колонии строгого режима построен и освящен храм во имя свт. Николая, заложен храм в Ленской колонии. С благословения З. в г. Нерюнгри действует братство свт. Иннокентия Московского, которое ведет катехизаторскую работу, огласительные беседы, издает приходский листок. Социальную направленность имеет деятельность сестричества прмц. Елисаветы в г. Мирном. С 2004 г. по благословению З. в епархии проводятся Якутские ежегодные Рождественские чтения. 30 дек. 2004 г. было организовано изд-во «Якутский благовестник», к-рое с авг. 2005 г. ежемесячно выпускает новостной листок «Православный вестник», распространяемый в приходах епархии, и богослужебную лит-ру на рус. и якут. языках. С 2006 г. по инициативе З. и с благословения Святейшего Патриарха Алексия II выходит в эфир еженедельная телевизионная программа «Простые истины». В епархии получили развитие новые формы миссионерского служения, действует миссионерский отдел. В авг. 2006 г. под рук. З. группа епархиальных миссионеров вместе с учащимися Калужской ДС и представителями власти Якутии совершила миссионерский сплав по р. Лене до пос. Тикси с частицей мощей свт. Николая Чудотворца. В 2007 г. З. возглавил 2-й миссионерский сплав с верховьев р. Лены с частицей мощей Московского и Коломенского митр. свт. Иннокентия (Вениаминова) , в к-ром приняли участие якут. духовенство, учащиеся и преподаватели Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та и Ярославской ДС. В рамках работы Военного отдела епархии осуществляется окормление военнослужащих в воинских частях в Якутске и пос. Тикси. 19 июля 2006 г. решением Свящ. Синода в епархии вновь открыто Якутское ДУ, образовательная деятельность к-рого направлена на подготовку священнических кадров из местного населения. При всех храмах Якутии действуют воскресные школы. В сент. 2005 г. в Мирном была открыта 1-я в республике правосл.

http://pravenc.ru/text/200035.html

В советское время собор не закрывался. В настоящее время в храме находится несколько чтимых святынь: “Казанская” икона Божией Матери, икона-скульптура свт. Николая и икона преп. Пафнутия Боровского с посохом. Так же в храме хранится икона-мощевик которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня гроба Господня и мощи святых: 1) пророка Михея, 2) ап.Тита, 3) равноапостольного царя Константина Великого, 4) свт. Николая, 5) свт. Спиридона Тримифунского, 6) св. Павла Исповедника, 7) свт. Амвросия Медиоланского, 8) св. Иоанна Нового, 9) св. Сисоя Великого, 10) св. Герасима Иорданского, 11) св. Дамиана бессребреника, 12) св. Корнилия сотника, 13) св. Павла Пелусиотского, 14) св. Лаврентия Затворника, 15) св. Даниила Столпника, 16) св. Марка Киевопечерского, 17) св. Ефросина, 18) мч. Анисии. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на высоком холме в 400 метрах от бывших проезжих ворот древнего городища, а сегодня украшающий центральную площадь Боровска, считается визитной карточкой города. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, в котором хранился резной образ Святителя. История храма, уходящая вглубь веков, сложна и запутана. Первые сведения о предшественниках нынешнего храма можно найти в одном из самых древних дошедших до нас источников - " Дозорной книге 1621 года " . Рассказывая подробно о крепости Боровска, о посаде и слободах, " Дозорная книга " повествует о том, как в годы Смутного времени он подвергался нашествию войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Есть там упоминание и о деревянной соборной Благовещенской церкви, возведённой вместе с укреплениями. До 1634 года церковь жила обычной жизнью, пока не случился большой пожар, и она сгорела. После пожара территория, на которой стоял сгоревший Благовещенский храм, долго пустовала. В первой трети XVIII века на этом месте была возведена каменная церковь. В 1799 году была учреждена Калужская епархия, и Благовещенский храм получил статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=00911

21 мая 1886 г. М. был назначен епископом Оренбургским и Уральским. При М. было открыто более 200 приходов, в т. ч. оренбургский храм арх. Михаила (1886), церкви святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1889) при жен. училище и прп. Сергия Радонежского (1894) при женской гимназии. В Оренбургском у. были освящены храмы Казанской иконы Божией Матери (1887) в пос. Филипповском, арх. Михаила (1888) в с. Подстепенском, вмч. Димитрия Солунского (1890) в с. Марьевка, Казанской иконы Божией Матери (1890) в дер. Сенцовка, арх. Михаила (1891) в дер. Новобогдановка, святых Космы и Дамиана (1891) на Саратовском хуторе, вмч. Димитрия Солунского (1893) в с. Александровка, свт. Николая Чудотворца (1894) в дер. Новоникольская (Каринка), свт. Николая Чудотворца (1894) при жен. общине г. Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) и мн. др. При М. в Орском у. были освящены церкви Покрова Пресв. Богородицы (1889) в пос. Подгорный, арх. Михаила (1891) в пос. Жёлтый, вмч. Георгия Победоносца (1892) в дер. Бердяш, арх. Михаила в пос. Калпацкий (1894), апостолов Петра и Павла (1895) в дер. Петровка и др.; в Верхнеуральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1890) в пос. Владимирский, прп. Сергия Радонежского (1891) в с. Инзерское, свт. Николая Чудотворца (1894) в пос. Чесменский и др.; в Троицком у.- храмы Вознесения Господня (1887) в дер. Николаевка, св. кн. Александра Невского (1890) в сельце Демарино, Трех святителей (1893) в пос. Медведский и др.; в Челябинском у.- церкви святых Космы и Дамиана (1889) в дер. Никольская (Раззориха), апостолов Петра и Павла (1890) в пос. Коркинский, Казанской иконы Божией Матери (1891) в пос. Луговой, Святой Троицы (1892) в с. М. Дерягино и др.; в Уральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1891) в станице Трекинской, Крестовоздвиженская (1891) в пос. Шилинский и др. Устроены тюремная ц. вмч. Пантелеимона (1889) и Введенская ц. (1893) при жен. гимназии в г. Уральске. В г. Кустанае построен храм арх. Михаила (1889), освящены церкви святых Кирилла и Мефодия (1891) при министерской школе и Иверской иконы Божией Матери (1894) при жен. общине ( Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900. Вып. 1).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

28 нояб. 1996 г. указом архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) З. был запрещен в служении за причащение на католич. мессе в неосвященном храме Мирожского мон-ря. Указом от 21 дек. 2001 г. Патриарха Алексия II запрещение было снято. По запрещении в служении З. с монашеской общиной удалился в основанный им скит в дер. Гверстонь (Печорский р-н Псковской обл.). В этот период по заказам духовенства и мирян им было написано множество икон, создано неск. иконостасов для храмов и мон-рей. В 2000-2002 гг. по проекту З. в скиту был построен храм, для к-рого были выполнены энкаустические (в интерьере) и мозаичная (на фасаде) иконы, а также царские врата в технике золотой наводки по меди. Положение во гроб. Фрагмент эпистилия иконостаса собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. Положение во гроб. Фрагмент эпистилия иконостаса собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. В 2004-2005 гг. З. работал над сооружением и росписью фресковой алтарной преграды для ц. прп. Сергия Радонежского в пос. Семхоз (в черте г. Сергиев Посад), основанной на месте гибели прот. Александра Меня. С 2006 по 2008 г. по приглашению еп. Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) в Никольском соборе в Вене вместе с выпускниками фак-та церковных художеств ПСТГУ, художниками иконописной школы ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках (Москва) и иконописцами из Польши З. выполнил стенную роспись; им также были написаны иконы для иконостаса нижнего придела собора. С 2008 г. З. пребывает на Афоне, где расписывает храм в мон-ре Симонопетра. Творчество З. 70-х - нач. 80-х гг. было связано с освоением традиций древнерус. иконописи XV - нач. XVI в. в значительной мере под влиянием мон. Иулиании (Соколовой). С сер. 80-х гг. вслед за изучением псковской иконописи XIV-XV вв. он обратился к домонг. культуре Др. Руси и к визант. традиции, с сер. 90-х гг.- к раннехрист. памятникам Рима, Равенны, Синая. Помимо работы в традиц. для иконы технике яичной темперы З. осваивает и др. техники: энкаустику, мозаику, золотую наводку по меди, различные виды золочения.

http://pravenc.ru/text/199877.html

20 марта 1914 г. назначен епископом Вятским и Слободским. С началом первой мировой войны по инициативе Н. в Епархиальном доме был открыт лазарет духовного ведомства, на нужды к-рого архиерей пожертвовал 2,5 тыс. р. из личных средств. Под военные нужды были отданы помещения Вятского ДУ. Несмотря на военное время, в епархии при Н. продолжала развиваться миссионерская работа. На 3-м Епархиальном миссионерском съезде в сент. 1914 г. Н. предложил преобразовать противораскольническое Вятское братство свт. Николая Чудотворца в общемиссионерское и просветительское. В 1915 г. реорганизованное по проекту Н. Вятское епархиальное просветительско-миссионерское братство во имя свт. Николая стало заниматься широким кругом проблем, в т. ч. проповедью Православия среди нерусского населения, народным образованием, трезвенническим движением, а также вести благотворительную деятельность. Не прекращалось в епархии и храмостроительство. Вскоре по приезде в Вятку Н. обратил внимание местных властей на отсутствие приходских храмов в юж. части города. По ходатайству архиерея городская дума предоставила участок, и Н. первым внес 1 тыс. р. на строительство церкви. В 1914 г. был заложен храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Это была последняя вятская церковь, построенная в дореволюционный период. Нижний храм был освящен в нояб. 1915 г., строительство верхнего храма во имя свт. Николая закончилось уже после революции, в 1918 г. (храм был закрыт в 1929, вновь открыт в 1946 и разрушен в 1962). После Февральской революции 1917 г. Н. сразу поддержал Временное правительство, 4 марта направив поздравительную телеграмму его председателю кн. Г. Е. Львову (по этому поводу Вятская городская дума выразила архиерею благодарность за «правильное понимание текущего момента»). В проповеди, произнесенной в кафедральном соборе 5 марта по случаю манифеста об отречении имп. мч. Николая II Александровича , Н. призвал паству относиться к этому событию как к «обыкновенному семейному делу», добавив, что «наконец, взрослые члены нашей семьи решили взять на себя все заботы государственные, а глава семьи, Царь, решил совершенно уступить им свое место». Н. принял участие в увольнении своего викария Сарапульского еп. сщмч. Амвросия (Гудко) , обвинявшегося в правомонархических взглядах. 9 марта Н. направил в Синод телеграмму с просьбой о переводе еп. Амвросия в др. город, 18 мая тот был уволен на покой. Налаживая отношения с новыми властями, Н. отслужил молебен перед манифестацией в поддержку Временного правительства на «Празднике революции» 12 марта в Вятке. 12 апр. он обсуждал в Вятском губ. исполнительном комитете политические вопросы, к-рые епархиальное духовенство должно было разъяснять народу в проповедях.

http://pravenc.ru/text/2565280.html

Храм ремонтируется, к сожалению, без учёта первоначального проекта (так, к примеру, была изменена стрела подъёма купола, что привело к искажениям пропорций сооружения). Церковь свт.Николая Чудотоворца с отдельно стоящей колокольней была построена при усадьбе князя С.С.Гагарина в 1774-1784 гг. по проекту архитектора И.Е.Старова. Центрический однокупольный храм выстроен в стиле раннего классицизма. Особый интерес представляет башнеобразная цилиндрическая колокольня, взорванная в 1941 г. и воссозданная ныне в первозданном облике. В 1874 г. с юга к храму пристроена усыпальница князей Гагариных с купольной кровлей, где были похоронены 12 представителей этого дворянского рода (захоронения не сохранились). Храм был закрыт в 1938 г., пострадал в 1941 г. С 1999 г. церковь возрождается. К 2010 г. отреставрирована, воссоздано внутреннее классицистическое убранство. Церковь святителя Николая, входящая в архитектурный ансамбль усадьбы " Никольское-Гагарино " , является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Источник: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., 1975 г. Кирилл Аминов, 21 марта 2015 г. Древнее село Никольское, стоящее на реке Озерне, в XVII в. было вотчиной князей Троекуровых, один из которых, боярин Борис Иванович, построил здесь в 1660 г. деревянную церковь во имя святителя Николая. В 1711 г. Настасья Васильевна Троекурова подала прошение о построении новой церкви во имя святителя Николая с приделами во имя мучеников Мины и Иоанна Воина вместо обветшавшей старой. В 1775 г. село купил князь С.С. Гагарин, действительный тайный советник и гофмейстер. Он построил в 1773-1776 гг. сохранившийся до наших дней каменный усадебный дом, флигели, конный двор, ворота по проекту архитектора И.Е. Старова. В 1783 г. была построена ныне существующая каменная церковь во имя святителя Николая (на месте деревянной, существовавшей с XVII в.) с отдельно стоящей колокольней. Храм и иконостас для храма спроектировал И.Е.Старов. Храм является единственным церковным проектом автора. Он представляет собой замечательный образец раннего русского классицизма, образуя единый ансамбль с усадьбой князей. Вокруг храма хоронили только потомков княжеского рода, а в XIX в. к церкви пристроили усыпальницу, где позднее было захоронено 12 человек. Рядом с храмом стояла колокольня высотой 40 м. В 1941 г. ее взорвали.

http://sobory.ru/article/?object=01807

Из записей патриаршего казенного приказа видно, что в 1702 году в Заястребье было две деревянные церкви. Одна из них пустая во имя Живоначальной Троицы " о двух главах, главы обиты чещуею деревянною, кресты железные, у церкви с дву сторон паперти, церковь и олтарь и трапеза и паперти крыты тесом " . За ветхостью это первое монастырское строение было разобрано. Что касается второй церкви, то она была освящена тоже во имя Живоначальной Троицы, была одноглавой. Церковь имела много икон, богато украшенных. В том числе местный образ Живоначальной Троицы, писан золотом и красками с серебрянными позолоченными венцами; образ Спасителя с предстоящими свт. Иоанном Златоустом и прпп. Зосимой и Савватием. Образы Владимирской и Казанской Божией Матери, а также местный образ свт. Николая Чудотворца с житием. Все в серебрянных позолоченных окладах. К церкви был прирублен придел во имя свт. Николая и шатровая колокольня. В начале 18 столетия в селе помимо крестьянских дворов сохранялся и монастырский двор. В 1782 году в результате пожара сгорела вся церковь почти со всем своим имуществом. Только в 1829 году началось строительство каменного храма, которое продолжалось в течение 11 лет. Первоначально в храме было два престола: в холодном во имя Живоначальной Троицы, а в теплой во имя свт. Николая. В 1860 году был пристроен еще один придел - во имя Крещения Господня. Сохранившиеся от пожара иконы были перенесены в новый храм и поновлены. Приход состоял из села Заястребья и деревень: Алферовой (1 км), Дворишневой (2 км), Овсянниковой (3 км), Прокуниной (11 км), Артемовской (11 км), Данильцевой (11 км). По клировым ведомостям 19 века в них проживало 963 человек муж. и 1096 жен. пола. Из них раскольников было 23 человек. С 1885 года в с. Заястребье была церковно-приходская школа. В 1896 году было в ней 24 ученика. В 4 км от села Заястребья, вверх по течению реки Ястреб, на высоком, лесистом левом берегу можно видеть следы когда-то существовавшего здесь поселения. Старожилы села это место называют " Пустынькой " .

http://sobory.ru/article/?object=06163

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

Николаевская пустынь на реке Гнилуше Коломенского уезда, по предположению исследователей, была основана не ранее 1662 г. Настоятелем в ней в эти годы был Макарий. По другим данным пустынь существовала уже в 1622 г. Публикуемая ниже переписная книга 1701 г. позволяет уточнить дату ее возникновения. Так, среди документов, хранившихся на момент переписи в монастырской казне, находилась «выпись с писцовых книг Коломенского уезду писца Семена Усова да подьячего Ерасима Михайлова 136-го и 137-го годов на церковною николаевскую землю и сенные покосы» (см. публикацию, л. 723 об.). Это позволяет утверждать, что во время писцового описания 1620-х гг. монастыря здесь еще не было, а на его месте стояла церковь во имя свт. Николая Чудотворца, имевшая в своем владении землю. Позднее право на эту землю получила Гнилушская пустынь. В монастырском архиве в начале XVIII в. хранилась данная грамота «коломенского архиепископа на церковную никицкою землю и на сенные покосы, что в Коломенском, за ево архиерейскою печатью и за приписью казначея ево иеромонаха Сергия» (см. публикацию, л. 724). К сожалению, грамота в переписной книге не датирована, поэтому время ее составления можно определить лишь предположительно. В описании упоминается коломенский архиепископ. Статус архиепископии Коломенская кафедра получила в 1672 г., следовательно грамота была составлена не ранее этого времени. Следует обратить внимание и на то, что в грамоте упоминается «никицкая» земля, очевидно, принадлежавшая церкви вмч. Никиты, которая затем фигурировала как надвратная Николаевской Гнилушской пустыни. К началу 1680-х гг. во вновь основанной пустыни был возведен соборный храм во имя свт. Николая Чудотворца «о пяти главах», в 1681/82 гг. настоятель получил на нее антиминс (см. публикацию, л. 715 об.). К началу XVIII в. каменными оказались практически все монастырские постройки: собор во имя свт. Николая Чудотворца, надвратная церковь во имя вмч. Никиты и колокольня. В 1701 г. Никитская церковь перестраивалась. На эту работу подрядился солигаличский посадский человек Яков Никифоров Кринкин . В стадии строительства находились также каменные монашеские кельи и хлебня. Деревянной в монастыре оставалась лишь ограда: «По полуденной стране извне по косогору по заметом до скотцкого двора по заметы мерою длины сорок три сажени с аршином. С северные страны от каменных келей до того же скотцкого двора по заметом длины сорок четыре сажени с аршином. По заподной стене по заметом скотцкого двора изнутри монастыря мерою ширины осмнатцеть сажен с аршином» (см. публикацию, л. 728 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

С 1702 по 1797 г. храм был униатским, в 1797 г. в числе первых вернулся в Православие. В инвентарном описании деревянной вербской Троицкой ц., составленном в 1760 г. униат. церковным визитатором, упоминается древняя икона свт. Николая Чудотворца ( Теодорович. 1898). Местные жители называли этот образ чудотворным и утверждали, что он находится в храме ок. 200 лет, т. е. с 60-х гг. XVI в. По предположению Н. Д. Иванишева, икона была пожалована братии кн. Курбским ( Иванишев. 1876. С. 210-211). Однако существует и др. версия появления в обители святыни. В 1916 г. настоятель эвакуированной с Волыни общины Милецкого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря архим. Алексий (Григорьев) писал без точной ссылки на источник, что икона свт. Николая была известна еще в 30-х гг. XVI в., когда кн. Федор Сангушко обеспечивал имениями монастырь и делал пожертвования обители ( Алексий [Григорьев]. 1916). Именно тогда в Вербку из Сучавы был приглашен иконописец Григорий Босикович для копирования вербского местночтимого образа свт. Николая Чудотворца. Впосл. Сангушко передал копию иконы в дар Милецкому мон-рю. В 1818 г. стараниями свящ. Иоанна Малевича храм был обновлен. В 1846 г. под рук. проф. Иванишева были проведены раскопки, в ходе к-рых под вскрытым деревянным полом храма были обнаружены остатки сгнивших деревянных гробов. Перед местным образом Спасителя, недалеко от иконостаса, был открыт сложенный из кирпича склеп, обрушившийся в середине. Расчистив свод, Иванишев увидел остатки деревянного гроба и истлевшие кости. Ни внутри, ни снаружи гробницы не было никакой надписи, из к-рой можно было бы узнать имя покойного, но наличие отдельного кирпичного склепа, а в нем остатков золотого позумента может свидетельствовать о том, что это была гробница именно Курбского. Результаты исследований деятельности Курбского на Волыни нашли отражение в 2-томной книге под редакцией Иванишева «Жизнь кн. Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни» (1849). Вместе с Иванишевым Вербку посещал член Киевской археографической комиссии писатель и живописец Т. Г. Шевченко. Он сделал зарисовку Вербского храма, начертил планы склепа и церкви, опубликованные в приложении к книге Иванишева ( Крамар. 1975).

http://pravenc.ru/text/577910.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010