Адрианов Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь Рыбинской епархии Русской православной церкви, расположенный в окрестностях Пошехонья. Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского, написанному в 1570-х гг., которое является важнейшим источником сведений о монастыре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена монастыря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пустыни во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для монастыря, поставили ее на дубе). После трех лет отшельнической жизни преподобные Адриан и Леонид решили основать мужской монастырь, для чего отправились в Москву, где получили благословение свт. Макария, митр. Московского, на устроение монастыря и строительство храма в честь Успения Богородицы и собрали пожертвования; тогда же прп. Адриан был возведен в сан игумена обители. В монастыре был введен строгий общежительный устав, по образцу устава Корнилиева Комельского монастыря. 31 мая 1543 г. была заложена «малая церковь с трапезою». С 1543 г. до конца XVII в. все монастырские постройки: храмы, трапезная, кельи, звонница и ограда - были деревянными. Помимо Успенской соборной церкви, имевшей 2 придела - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Михаила Малеина, построенных, судя по посвящениям, в годы царствования Михаила Феодоровича (1613-1645), в монастыре находилась еще надвратная церковь во имя мучеников Адриана и Наталии с приделом прп. Михаила Малеина. В 1659 г. при Успенской церкви значились два придела - свт. Николая Чудотворца и прп. Адриана Пошехонского. В 1699 году монастырь сгорел до основания. В начале XVIII в. по благословению Ростовского митр. Иоасафа (Лазаревича), а затем свт. Ростовского Димитрия (Туптало) на месте сгоревших храмов были выстроены новые. В 1701 г. игум. Феодосий испросил позволения на строительство церкви свт. Николая Чудотворца, освященной в 1704 г. Был ли этот храм отдельной постройкой или одним из соборных приделов, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=03659

Ильмень, к устью р. Верёнды (ныне Веронда), и на берегу р. Чёрной поставил келью. Через нек-рое время к нему пришли старец Фома с 2 иноками, собрались др. отшельники. По их просьбе Е. принял в Новгороде от архиепископа (в Житии названного георгием, по-видимому, правильнее - от свт. Евфимия II ( Вяжицкого; 1434-1458)) рукоположение в священный сан. Вернувшись из Новгорода, Е. построил храм в честь Богоявления на острове в устье р. Верёнды. Для удобной доставки в мон-рь воды преподобный прокопал в оз. Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской или Перекомской. Позднее Е. основал каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца. Ввиду недостатка строителей он послал к вел. князю (по Житию Е., к Василию Иоанновичу, что является анахронизмом, поскольку Василий III правил в 1505-1533) неск. иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 г. строительство храма было завершено. Между тем есть свидетельства существования в этих местах мон-ря в более ранний период. В Новгородской I летописи младшего извода под 1407 г. сообщается о постройке Спасо-Преображенской ц. и о создании Верёндовского Спасо-Преображенского мон-ря новгородским архиеп. Иоанном II (1389-1415) (НПЛ. С. 400; в позднейшей Новгородской III летописи XVII в. под этим годом говорится о создании каменной ц. Николая Чудотворца - ПСРЛ. Т. 3. С. 234). Т. о., Е. мог быть не основателем новой обители, но возобновителем монашеской жизни в этих местах. По Житию Е., святой преставился 16 сент. 1486 (6995) г. в возрасте 80 лет и был погребен в монастырском храме свт. Николая по правую сторону от алтаря. В начале Жития рождение святого отнесено к 1412/13 (6921) г. Хотя последняя дата является ненадежной, поскольку агиограф относит рождение святого ко времени «царя» Василия Иоанновича, митр. всея Руси св. Фотия (1408-1431) и Новгородского архиеп. Евфимия II ( Федотова. Житие. 2001. С. 163), в соответствии с ней вычисляли дату смерти Е.- 1492 г., часто приводившуюся в лит-ре XIX в. Перед кончиной Е. поручил заботу о мон-ре Новгородскому архиепископу (в Житии назван архиеп.

http://pravenc.ru/text/182091.html

... Церковь имеет осевую объемную композицию, выдержанную в строгой симметрии. На одной оси расположены алтарная часть, собственно храм, западный притвор и колокольня (сохранились два восточных пилона первого яруса). Характерной особенностью памятника является включение боковых приделов и собственно храма в единый объем, решенный в виде сильно вытянутого в поперечном направлении односветного четверика. Единый с наружи четверик в интерьере имеет трех-частное членение широкими арками. Центральная квадратная в плане часть четверика (собственно храм) перекрыта купольным сводом на парусах. Боковые, вытянутые в продольном направлении части (приделы) перекрыты парусными сводами. Примыкающая с востока к четверику алтарная часть как бы имитирует трехчастные апсиды храмов XVII века. В действительности, это три, составленных вместе полукруглых алтаря, которые относятся к собственно храму и двум боковым приделам, причем каждая алтарная апсида перекрыта самостоятельным сводом-конхой. Основным элементом убранства фасадов четверика являются широкие лопатки. Они традиционно членят южный и северные фасады храма на три вертикальные членения. На лопатки положен крепованный пояс-антаблемент, богато украшенный тягами, филенками и ширинчатым поясом. Из Паспорта Управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР 10 ноября 1981 года Источник: www.pserpuhov.ru/ Вплоть до начала 1930 г. территория села Калугина относилась к Калужскому краю. Впервые она упоминается в боровской описи 1651 г. как пустовая церковная земля Николы чудотворца, что в деревне Калугине – храм во имя свт. Николая, возможно, уже был на этом месте в более ранние времена. В том же году, 7 июля, по прошению помещиков Якова Матюшкина стоварищи, разрешено было выстроить здесь новую церковь. Начиная со следующего, 1652 г. Никольский храм в Калугине числился уже среди церквей Малоярославецкой округи – 8 февраля 1696 г. был выдан антиминс к освящению его придела, во имя прп. Сергия Радонежского. В сентябре же 1716 г. владелец четверти с. Калугина, московский подьячий Григорий Хрисанфов сын Михайлов, объяснял в прошении, что его тестем Иваном Фадеевым сыном Молчановым в селе построена церковь свт. Николая с приделом прп. Сергия (видимо – деревянная и сменившая более ранний, деревянный же храм). Далее в прошении указывается на то, что придел освящён, основную же церковь, за службами и отлучками И. Ф. Молчанова так до сих пор не освятили (что неудивительно в бурное петровское время). Тогда 10 сентября 1716 г. патриаршим казенным приказом был дан антиминс к освящению Никольской церкви с. Калугино.

http://sobory.ru/article/?object=07310

Длительное бесхозное содержание церкви отразилось на ней самым пагубным образом. Стропила и главы обрушились, стены сгнили от протечек, южный фасад в основном объеме утрачен. Полы разобраны на годный материал. Никаких украшений или деталей иконостаса не обнаружилось. Внутри лежат остатки луковицы деревянной главы. Осталось несколько крещатых металлических решеток на окнах. Отопительных печей не просматривалось. Кровля была металлической, крашеной.  В настоящий момент церковь находится в стадии гибели -последовательного обрушения и руинирования. Никаких следов ухода и приведения её в порядок местными жителями не просматривается. «Село Языково при прудах находится в 23 км. от Судогды и в 66 км. от Владимира. Храм в Языкове существовал уже в начале 17 столетия. В патриарших окладных книгах о ней было написано: " церковь великаго Чудотворца Николы в селе Языкове в вотчине Карпа Навалкина " . По писцовым книгам 1643 г. с. Языково было старинной вотчиной Степана Петровича Навалкина. В селе была церковь Николая Чудотворца и теплая церковь св. мц. Параскевы - обе деревянные, строение вотчинниковое. В 1648 году Языково значится в вотчине Михаила Алексеевича Ртищева, а в 1653 году - в вотчине Крутицкого митрополита, а затем в вотчине митрополита Сарского и Подонского.  Согласно сохранившейся описи 1702 года храм в с.Языкове был богат иконами старого письма. Причем это были иконы, как правило, с житийными клеймами, обложенные серебряными (при этом золочеными) окладами. Храм был уже один во имя свт. Чудотворца Николая с теплым приделом в честь мц. Параскевы. В храме был 3-х ярусный иконостас. В половине 18 столетия храм был перестроен , а в 1757 году освящен. Приход состоял из села Языкова и деревень: Жарцов ( 11 км), Радилова (11 км), Болотского стекольного завода (7 км). По клировым ведомостям в этих поселениях числилось 551 человек муж. пола и 607 жен. В Языкове существовала церковно-приходская школа, в ней было 21 ученик.  Храм в с. Языкове в советское время был взят под " охрану " государством, как памятник деревянного зодчества. Однако памятник доживает свои последние дни. 

http://sobory.ru/article/?object=02758

Существовавшая в селе деревянная церковь первоначально именовалась Дмитровскою. В 1766 г. по заказу помещика И. С. Ракитина в селе был построен новый деревянный храм и освящен во имя свт. Николая Чудотворца. В 1905 г. на средства прихожан выстроена существующая Никольская церковь. Скромный представитель культового строительства начала XX в. Бесстолпный одноглавый четверик храма с прямоугольным алтарем, притвором и колокольней в три яруса, имеет скромное наружное убранство. Иконостасы и внутренняя отделка не сохранились. Село Верхнее Маслово находится в восьми километрах от древнего города Зарайска на берегу реки Незнанки. Украшение села – недавно отреставрированная церковь Николая Чудотворца. Кирпичный храм был построен в 1905 году на средства прихожан. В советские годы богослужения не проводились, и постепенно храм пришел в запустение: были утрачены крыша, барабан купола, внутреннее убранство. В архитектурном отношении церковь служит образцом эклектики и сельского церковного строительства начала XX столетия. Первое упоминание «сельца Маслова» находится в платежных книгах 1595 года, где оно значится вотчиной помещика Ивана Ивановича Ракитина. В 1766 году потомок этого землевладельца Иван Степанович Ракитин построил здесь деревянную церковь, которая изначально была освящена в честь великомученика Димитрия Солунского. По церкви и сама усадьба Ракитиных стала называться Дмитриевской. Церковь долгое время была ружной, то есть не имела прихода. Все расходы, включая жалование священнослужителей, брал на себя непосредственно помещик, владелец усадьбы. В 1838 году статус церкви изменился: из ружной домовой она стала приходской. В новый приход первое время вошли деревни Сухотники и Бровкино. Возможно, тогда же церковь сменила посвящение и стала именоваться Никольской. К концу XIX столетия к приходу церкви Николая Чудотворца относились, кроме села Верхнее Маслово, также деревни Масловские выселки и Ивахнова. Последнее селение по старому административному делению относилось к Каширскому уезду, а само Верхнее Маслово – к Зарайскому.

http://sobory.ru/article/?object=04836

Так Всеблагим промыслом Божиим попечительство через 3-4 года заканчивает кладку довольно обширного и сложного по архитектуре церковного здания, на следующий год кроет его, затем штукатурит, еще через год стелет полы с прекрасным рисунком плитками, ставит роскошный иконостас, украшает его художественной работы иконами. И вот ровно через 6 лет храм готов к освящению, хотя обычно каменные храмы в деревнях в те года строились по 15-20 и даже более лет. 10(23) сентября 1910 года храм был освящен Преосвященным Назарием, Епископом Алатырским в честь Казанской иконы Божией Матери. В Симбирских Епархиальных ведомостях в то время написали : «Созданный маколовцами храм не имеет себе подобных на далекое пространство». Великолепный резной иконостас, изготовленный петербургскими мастерами и покрытый позолотой, к 1914 году полностью был расписан сестрами Чуфаровского монастыря. Храм имеет еще два придела: во имя Свт. Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца и во имя вмц. Параскевы. В годы безбожного лихолетья верующие мужественно отстаивали и ревностно охраняли свой храм, много раз спасая его от разорения. В 1920 ликвидационная комиссия закрыла храм в соседнем селе Кульмино и уже направлялась в Маколово. Но встреченная маколовским людом с граблями и вилами, вынуждена была ретироваться. Властям удалось закрыть храм в начале 30-х годов, когда правительство отчиталось в центр о закрытии всех храмов на территории Мордовии. Закрытый храм приходили разбирать комсомольцы. За день безбожники смогли разобрать небольшой участок от угла храма, но вечером ревностные прихожане смогли убедить председателя не разорять храм. И он, пообещав властям устроить в храме зернохранилище, спас храм от разорения. Осталась в целости архитектура сооружения, сохранился иконостас, и только, к великому сожалению, через дефект в стене, сделанный безбожниками была украдена богато украшенная чудотворная икона Святой Параскевы Пятницы, обретенная на источнике. К осени 1941 года храм, по требованию верующих, был возвращен приходу. В нем служили многие клирики, уцелевшие во время репрессий или вернувшиеся из мест заключения. Из наиболее заметных настоятелей – протоиереи Константин Вергаскин и Михаил Масловский. После возрождения Чуфаровского монастыря храм, расположенный в трех километрах от обители, передан в 1996 году инокам в качестве подворья.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Казански...

1 Храм Державной иконы Божией Матери г.Белая Калитва 347042, Ростовская область, г.Белая Калитва, Стандартстрой,18 Г.Белая Калитва, ул.Светлая,2 +79289088742 Протоиерей Василий Маштанов 2 Храм Покров Пресвятой Богородицы г.Морозовск 347110, Ростовская область, г.Морозовск, ул. Пастухова, 80 Тел (86384)2-30-87 +79281647004 Протоиерей Александр Почтовый 3 Свято-Ильинский храм г.Волгодонска Ростовская область г.Волгодонск, ул.Весенняя,5; 8(86392)45505 +79281641233 Настоятель прихода – протоиерей Борис Викторович Федоров 4 Храм первоверховных апостолов Петра и Павла г.Волгодонска 347374 Россия Ростовская область г.Волгодонск, пер. Фрунзе, дом 6 8(8639)27-36-29 +79185144245 Настоятель – протоиерей Владимир Самигулин, 5 Храм Святителя Николая г.Цимлянска Ростовская обл.г.Цимлянск, ул.Маяковского, 2а. 8(86391)22801. +79281258841 Настоятель – митрофорный протоиерей Щур Богдан Иванович. 6 Святителя Николая Чудотворца г. Зерноград 347740 Ростовская область, Зерноградский район, г. Зерноград, ул. Первомайская, 1/33. Тел. 8(86359)37151; факс: (86359)41540. +79281307390 Благочинный приходов Зерноградского округа, настоятель храма — протоиерей Петр Юркин. 7 Храм Покрова Пресвятой Богородицы г.Константиновск Россия, Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 Октября, 107 +79289071934 Протоиерей Александр Овчинников. 8 Храм святых мучеников Флора и Лавра г.Пролетарск 347540, г.Пролетарск Ростовской области, ул. Красноармейская, 138 а. +79281009236 Настоятель храма иерей Виктор Федоров 9 Храм свт. Димитрия Ростовского г.Сальска г. Сальск, ул. Крымского, 25А +79287604099 Протоиерей Димитрий Федоров 10 Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Песчанокопское 347570, с.Песчанокопское, ул.Энгельса, 212, +79188546900 Настоятель Иерей Виктор Зубов 11 Храм Покрова Пресвятой Богородицы г.Сальска 347630, г.Сальск, ул. Красная, 69 тел.8(86372)52230 +79281776644 Настоятель Протоиерей Виктор Найденов 12 Храм Святой Троицы г.Семикаракорск 346630, Ростовская область Семикаракорский район г.Семикаракорск, ул.Ленина, 290

http://pravmir.ru/rostovskaya-mitropoliy...

Святые мощи свт. Николая Чудотворца, как известно, были вывезены в 1087 из Византии на Запад, уже после разделения Церквей, когда бывший византийский город Бари находился под властью норманнов и омофором римских пап. Русское народное благочестие по-своему осмыслило это перенесение: в древней, киевской, редакции жития свт. Николая и в последующей агиографии сообщалось, что «Барград» в то время оставался византийско-православным, им правил «василевск» и сами горожане были по происхождению греками. Но — главное — перенесение святых мощей было делом промыслительным из-за мусульманской угрозы Мирам Ликийским, городу в Малой Азии, где они пребывали со дня их обретения. День прибытия мощей до сих пор отмечается в Бари крестным ходом из порта до базилики, при этом местные рыбаки и моряки тянут по улицам макет старинного корабля с чтимым образом святителя. Уже первые русские путешественники на Запад считали своим непременным долгом поклониться в Бари мощам свт. Николая. Послы, прибывшие из Москвы на Флорентийский Собор (1439), кратко упомянули о святыне, хотя мощам они поклонялись не в Бари, а в Венеции, где до сих пор находится их часть. Гр. Б. П. Шереметев, посетив в 1698 Бари, первым из русских описал местную базилику и некоторые обычаи в ней, например, как из гробницы святителя извлекается чудотворное миро (или «манна»). В том же году в Бар (как в России тогда называли город) прибыл гр. П. А. Толстой, который более подробно рассказал о храме, где «лежат мощи великого архиерея Христова Николы». Известно, что паломником в городе побывал и царевич Алексей, сын Петра Великого. Позднее Бари тоже навещали царственные паломники: в 1852 вел. кн. Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу; 29 октября 1892 мощам своего небесного покровителя поклонялся цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), возвращавшийся из Греции в Россию. Русских пилигримов всегда очень печалило, что у гробницы великого святого не совершаются православные богослужения, в связи с чем неоднократно выражалось пожелание иметь в Бари русскую церковь и странноприимный дом.

http://sobory.ru/article/?object=09354

Мощи К. покоились под спудом в ц. сщмч. Киприана, где находилась его гробница. В описных книгах 1750 г. сказано: «Во оной церкви гробница преподобного Киприана... деревянная, над ней образ Киприана преподобного, писан на краске, на нем покров бархатный черный, на покрове крест серебряный, копие и трость, шиты серебром» (Там же. С. 59-60). Образ К. также помещался на его гробнице: «Имеется на гробе написанный на дцке образ» (Там же. С. 64). Иконы К. до наст. времени не дошли. В сер. XVIII в. в монастыре имелись молитва и тропарь К.: «И у того же гроба на бумажке приклеенной на дщице имеющийся на стене оному Киприану преподобнический тропарь и молитва письменные» (Там же). По данным 1750 г., в мон-ре велись записи о чудесах и случаях исцелений от мощей К., но они сгорели 26 янв. 1730 г., когда пожаром была уничтожена теплая ц. Смоленской иконы Божией Матери. К. почитался местным населением. Согласно рапорту настоятеля Николо-Тропского мон-ря игум. Иоакима в духовную консисторию от 1750 г., ежегодно 2 окт., на память сщмч. Киприана, «в том монастыре во оной церкви бывает молебщиков немалое число, и после литургии совершают по оном начальнике Киприане панихиды» (Там же. С. 65). Большим почитанием в мон-ре пользовался явленный К. образ свт. Николая. В описных книгах 1750 г. о нем сказано: «А тот образ, писаный на дцке малой, в вышину и ширину четырех вершков, вставлен в дцку же, на которой дцке написаны от жития Николая Чудотворца чудеса. Иной образ и чудеса имеются письма старинного, не поновлены, которому образу приходские и другие люди верующие на память чудотворца Николы и в прочие дни молебствуют» (Там же. С. 40-41). В 1764 г. Николо-Тропский монастырь был упразднен, собор был обращен в приходский храм. После этого известий о гробнице К. не встречается. Можно лишь предполагать, что местное население продолжало чтить его память. В нач. XIX в. взамен прежнего был выстроен и в 1812 г. освящен каменный 5-главый храм, имевший 3 престола: в честь Смоленской иконы Божией Матери, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя сщмч. Киприана, еп. Антиохийского. Храм был закрыт в 1935 г., сохранился до наших дней в руинированном виде.

http://pravenc.ru/text/1684700.html

А теперь снова обратимся к истории Ихалицкого Николаевского прихода. В краткой справке, составленной Македонской Н.М., имеется запись: «церковь в честь свт. Николая Чудотворца в Ихалицком улусце основана не позднее 1755 г. В 1774 г. построена каменная двухэтажная церковь, холодный храм достроен в 1784 г. Церковь двухпрестольная: главный престол в честь свт. Николая, архиепископа Мирликийского, второй – в честь Спаса Нерукотворного образа. В 1788 г. в приходе числилось 355 человек, в 1868 г. – 862. В д. Голубинская Пустынь (д. Голуби) находилась часовня, построенная на месте упразднённой в 1764 г. Голубинской Рождественской мужской пустыни». В клировой ведомости Ихалицкой Николаевской церкви Вологодской епархии Тотемского уезда за 1917 год представлены следующие сведения: «церковь построена в 1774 году тщанием прихожан и освящена в 1781 году, холодная в 1784 году, освящена в 1794 году, зданием каменная, двухэтажная, в одной связи с колокольнею, крепка, повреждений нет». Отмечено, престолов «в одной два: во имя святителя и чудотворца Николая, а другой в честь Нерукотворного Образа. Утварью церковною достаточна. По штату при ней положены: священник и псаломщик с жалованием: священнику 300 руб., а псаломщику 100 руб. в год из государственного казначейства». Получено доходов за 1917 год: кружечных 773 руб. 44 коп., другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: «в праздники Рождества Христова собирается овса на 40 руб. В Петров пост собирается масла и яиц на 18 руб., в осеннее время собирается рожь взамен печеного хлеба, положенного в дни Св. Пасхи, каковой собрано 32 пуда на 160 руб.» Земли при означенной церкви состоит: «усадебной 1 дес., пахотной 21 дес. и сенокосной 29 дес. 1294 кв. саж. Всего 80 дес. 758 кв. саж.; качество церковной земли: малоплодородная, для обработки трудная; произведениями земли причт пользуется для своего продовольствия». Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле: «построены тщанием священнослужителей в 1902 году и состоят в собственности причта; также ветхий деревянный складочный амбар, здание ветхое, и деревянный одноэтажный дом, построенный в 1912 году для помещения церковного сторожа».

http://sobory.ru/article/?object=37058

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010