Обаче в неже достигохом, тоже да мудрствуем, и тем же правилом жительствуем ( Флп. 3:16 ), или, как в русском переводе, «впрочем до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». И это во всем должно следовать, и как она что признает истинным или обязательным, с тем и должно согласовать свои дела и жизнь. Апостол говорит как бы так: хоть я и сказал вам, что если иначе что разумеете, то Бог вразумит вас, но и без этого – ведь вам, конечно известно правило, что должно следовать тому, что сознано истинным и добрым, а я вам внятно разъяснил, что не должно считать себя совершенными, а все стремиться лишь вперед, как не достигшим еще должного. Следовательно, нечего вам дожидаться и особенных вразумлений от Господа; примите на совесть, что я вам ясно преподал и внушил, и сообразно с тем действуйте (Еп. Феофан). и) Обратный гибельный пример лжеучителей, забывающих высшую цель жизни Этот пример Св. Апостол приводит для наглядного доказательства лживости учения фанатичных ревнителей иудейства, силившихся увлечь за собой Филиппийцев. Как по плодам различают хорошее дерево от дурного, так по жизни всегда можно узнать, кто истинный учитель и кто лжеучитель. Флп. 3:17–4:1 . Посмотрите, как живут эти иудействующие лжеучители, «о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю», как о врагах креста Христова ( Флп. 3:18 ); «их конец погибель, их бог чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа и проч. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные!» ( Флп. 3:19 –20 ). Г) Краткое внушение некоторым частным лицам с приложением общего наставления i) Краткое внушение некоторым Еводию молю, и Синтихию молю, тожде мудрствовати о Госопде ( Флп. 4:2 ). Кто были Еводия и Синтихия – об этом не осталось определенных сведений. 101 Женщины сии, как видно, имели влияние на других, а потому несогласие их могло быть вредно, так что Апостол нарочито старался о примирении их и о том, чтобы они действовали согласно и единодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

13–15. В благословении ( Мк.10:16 ) и молитв священника имеют нужду и младенцы, хотя бы они и не были еще крещены (сличи Мф.19:14 с Ин.3:5 ). 18–21. Многие можно сохранить заповеди закона, и не быть последователем Христовым; ибо можно любить Бога и ближних, а вместе иметь и пристрастие к миру ( Иак.1:7–8 ): подобно – как можно хромать на оба колена ( 3Цар.18:21 ). 21. Нищета телесная служит к совершенству нищеты духовной или к смиренномудрию; ибо богатому трудно иметь самоотвержение и совершенное смирение ( Мк.10:21 ). 22–24. Трудно ( Мф.19:23 ), и очень трудно ( Мф.19:24 ) богатому войти в царствие небесное с пристрастием к богатству ( Мф.19:22 ). Кто не сложит с себя сего верблюжьего бремени при виде узких врат, и тесного пути, ведущего в жизнь ( Мф.7:14 ), или кто не продаст имения своего, то есть, не раздаст нищим, и сим самоотвержением не последует Иисусу Христу ( Мф.16:24 ); тот не будет иметь нетленного сокровища на небеси ( Мф.19:21 и Лк.12:33 ). 25–26. Никто не страшись скорбного и тесного пути ( Мф.7:14 ) в царство небесное: ибо человек не сам собою спасается, а с помощью Иисуса Бога ( Деян.4:12 ). 30. Казавшиеся погибшими, часто по промыслу Божию заступают место тех, которые, по-видимому, шли путем благочестия ( Рим.11:30 – 1Пет.2:10 ). Кто подражает Аврааму в вере, Исааку в послушании, Иакову в уповании, тот вместе с ними улучит блаженство ( Мф.8:11 ); а сынове царствия ( Мф.8:12 ; Рим.9:4 ), отвергающие спасение свое ( Деян.13:46 ), отвержены будут Богом, как порождения Ехиднины ( Мф.3:7 ). Гл. 20. Ст. 1–9. Бог призывает человека ко спасению – с самого начала его падения ( Мф.20:1 ), во всех возрастах ( Мф.20:1, 3, 5, 6 ) жизни (многоразличными образами), и каждому потрудившемуся для спасения (отроку, юноше, старцу) Он назначил одинаковую ( Мф.20:9, 10 ) награду – царствие небесное, при конце мира ( Мф.20:8 ). Святая Церковь есть Божий виноград, и вне Церкви нет спасения ( Откр.22:15 ). 10–15. Праведник, трудящийся для Бога от юности, получает награду по правде Божией; а грешник, поздно обращающийся к Богу, получает такую же награду по милости ( Лк.15:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

И при этих своих трудах перенес не мало страданий и лишений, что и дало ему право названия συστρατιτης. Если о всех Филиппийцах сказано, что им дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него, то при этом выдающимся лицам, как Епафродит, приходилось страдать, конечно, гораздо более. μν δ πστολον κα λειτουργν τς χρεας μου. Епафродит изображается теперь в его отношении к Филиппийцам: он их πστολος и λειτουργς при лице Св. Павла. πστολον здесь нужно понимать в смысле посланного, – ( 2Кор.8:23 ); λειτουργς называется, как принесший от Филиппийцев потребное Св. Павлу; это название наводит на мысль, что такого рода служения Св. Павел считал священнодействием 343 . К τς χρεας сравн. Флп.4:16 ; Рим.12:13 . πειδ πιποθν ν πντας μς, κα δημονν, διτι κοσατε, τι σθνησε … понеже желаше видти всхъ васъ, и тжаше, зан слышасте, к бол. ( Флп.2:26 ). После πιποθεν некоторые толкователи поставляют δεν (как Рим.1:11 ; 2Тим.1:4 ; 1Фес.3:6 ), потому что в противном случае мы должны слову πιποθεν (как Флп.1:8 ; 2Кор.9:14 ) дать значение любить, что здесь неудобно при ν. δημονεν ( Мф.26:37 ; Мк.14:33 ) употребляются для обозначения неспокойного, смущенного настроения духа (δος – taedium – грусть, тоска). Κα γρ σθνησε παραπλσιον θαντ· λλ’ Θες ατν λησεν, οκ ατν δ μνον, λλ κα μ, να μ λπην π λπ σχ. Ибо бол близ смерти: но бгъ помилова не же токм, но и мен, да не скорбь на скорбь ( Флп.2:27 ). Слова κα γρ σθνησε и д. служат к ближайшему изъяснению последних слов Флп.2:26 стиха: διτι κοσατε τι σθνησεν. Весть была не ложная: Епафродит был, действительно, болен и болезнь его была настолько серьезна, что угрожала ему смертью (παραπλσιον θαντ). Нет нужды дополнять последнее выражение через φκετο 344 , потому что παραπλσιον относится к σθνησεν. В выздоровлении Епафродита Апостол видит особенную милость Божию и не только для выздоровевшего, но и для себя. Тон, которым Апостол говорит здесь, дает право предположить, что здесь милость разумеется особенная, полученная чудесным образом, – и, надо думать, по молитве Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Флп.1:18 .  Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, Апостол все же радуется, что Евангелие распространяется: ведь и враги его – враги Павла, а не Христа – проповедовали Евангелие настоящее, неподдельное, и имя Христово все более становилось известным. 5 Флп.1:19 .  ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, Но не только относительно Евангелия Апостол спокоен: он не боится пока и за свою собственную участь. Правильнее этот стих перевести: «Ибо я знаю: «что послужит мне ко спасению» ( Иов 13:16 ) чрез вашу молитву и чрез помощь Духа Иисуса Христа». Апостол говорит, очевидно, о бывшем ему откровении ( «я знаю " ) и о проникающей его уверенности в своем освобождении. Флп.1:20 .  при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью . Но добрый исход, какой предвидит апостол, соответствует его «уверенности» или точнее: «его напряженному ожиданию» ( πο καραδοκα Рим 8:19 ) и его надежде на то, что он ни в чем посрамлен не будет, но что «при всяком дерзновении», точнее «во всяком смелом открытом выступлении» ( παρρησα ср. Кол 2:15 ), Сам Христос возвеличится в теле Апостола. Иначе сказать: Бог возвеличит Христа открыто, употребив для этого тело Апостола, заставив его послужить телом своим – его смертью или чудесным неожиданным сохранением – славе Христа; тот или другой исход предстоит Апостолу – во всяком случае он надеется на то, что этот исход будет для него не посрамлением, а, напротив, прославлением. Флп.1:21 .  Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Апостол сказал, что даже смерть за Христа соответствует его внутреннему искреннему желанию ( «надежде моей» – ελπδα μου Флп.1:20 ). Теперь это положение он поясняет. Потому он не страшится смерти, что чрез нее он получит новую истинную жизнь ( το ζην), жизнь со Христом, Который и есть Сам жизнь для Апостола (ср. Гал 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ключевым моментом в полемике со сторонниками О. для ап. Павла становится пример из жизни праотца Авраама, к-рый обретает у Бога праведность еще до принятия О. Вера этого праведника обладала своей действенностью до О., к-рое не означает само по себе божественного одобрения, но лишь символизирует его (Рим 4. 9-12; ср.: Быт 15. 6; 17. 9-14). Ап. Павел утверждает, что О. служило лишь знаком завета для Авраама, к-рый отныне служит прототипом не только для обрезанного иудея, но и для необрезанного язычника. Авраам, к-рый получает О. как «печать праведности через веру», оказывается настоящим прародителем тех необрезанных, к-рые, уверовав, следуют за ним (Рим 4. 11). По аналогии с О. средством для вхождения в новый Израиль оказывается крещение (Рим 2. 27-29; 1 Кор 7. 19; Кол 2. 11-12). Как и О., к-рое обретало свою актуальность в исполнении закона, крещение также накладывает на верующего обязательства (Рим 6. 12-14). В Послании к Филиппийцам полемика об О. приобретает наиболее резкие черты (возможно, связанные с протестом против усиления позиции иудействующих - Флп 3. 2-19), после того как ап. Павел открыто заявил о своем евр. происхождении, называя себя «обрезанным в восьмой день» (Флп 3. 5; 6. 4). Тем самым призыв апостола принять «истинное обрезание», т. е. обратиться ко Христу (Флп 3. 3), звучит полемически контрастно по отношению к опыту его жизни, чтобы наглядно показать разницу между прежним следованием закону и благодатью нового откровения во Христе. Теперь истинными обрезанными являются «служащие Богу духом во Христе», противопоставленные иудеям, которые упорствуют в плотском О., совершаемом рукотворно (Флп 3. 2 сл.; ср.: Еф 2. 11-12). Эта же мысль выражена посредством преувеличения: мы, христиане, «служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом», сами становимся обрезанными (Флп 3. 3). Обращенная к представителям церковной общины в Колоссах фраза о «необрезании плоти», очевидно, указывает на их греховное прошлое как язычников и безбожников (Кол 2. 13). Основной акцент в полемике поставлен на ненужности этого прежнего обряда по причине того, что во Христе люди обретают более действенное О.: «В Нем [Христе] вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол 2. 11). Обретение этого истинного О. происходит в таинственном приобщении к смерти и воскресению Христова, обретаемом посредством крещения (Кол 2. 11-12). В этом новом откровении отныне «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос» (Кол 3. 11).

http://pravenc.ru/text/обрезание.html

   Для Тебя, Жених, я девствую и проч.    И Твоя Родительница, благодатная, непорочная, нетленная Дева, нося в чистом чреве Тебя, безсеменно зачатого, подверглась подозрению, как бы предавшая ложе (Мф.1:18); но имея внутри плод, восклицала (к Тебе), Блаженный:    Для Тебя, Жених, я девствую и проч.    Желающие видеть брачный день Твой, Блаженный (Мф.2:1), приходят, сколько Ты сам свыше призвал их, Царь Ангелов, принося величайшие дары Тебе, Слово, в чистых одеждах.    Для Тебя, Жених, я девствую и проч.    Песнями ныне мы, служительницы чертога Твоего, величаем Тебя, блаженная Богоневеста, чистая Дева — Церковь, белая, как снег, темноволосая, целомудренная, непорочная, возлюбленная.    Для Тебя, Жених, я девствую и проч.    Миновалось тление и трудные плачевные болезни; разрушена смерть; погибло всякое безумие; умерла душепагубная скорбь, и внезапно опять воссияла смертным радость Христа Бога.    Для Тебя, Жених, я девствую и проч.    Рай уже не остается пустым без смертных; ибо опять по Божественному повелению, как прежде, обитает в нем человек, избегший разных козней змия, нетленным, бесстрашным, Блаженный.    Для Тебя, Жених, я девствую и проч.    Воспевая ныне новую песнь, хор дев превозносит до небес Тебя, Царица, весь светло увенчанный белыми цветами лилий и держащий в руках горящие светильники.    Для Тебя, Жених, я девствую и проч.    О Блаженный, живущий в пречистых обителях небесных, содержащий все вечною властью (Своею)! Приими и нас предстоящих, Отче, вместе с Сыном Твоим, внутрь за двери жизни.    Для Тебя, Жених, я девствую, и держа горящие светильники, Тебя встречаю я (Мф.25:7). Глава III. Кто лучше: воздержные ли, или обладающее невозмутимостью души? Опасность борьбы у девственников. — Счастье невозмутимости. — Чистые и спокойные души — божественны и узрят Бога. — Добродетель, испытанная искушениями, заслуживает предпочтение.     Еввул. Достойно, Григора, Фекла получила первую награду.     Григора. Действительно достойно.     Еввул. А что, скажи мне, Телмисская гостья ? Удивляюсь, если она осталась спокойною, узнав об этом пиршестве, и не прилетела тотчас, как птица на корм, послушать разговаривающих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для Тебя, Жених, я девствую и проч. И Твоя Родительница, благодатная, непорочная, нетленная Дева, нося в чистом чреве Тебя, безсеменно зачатого, подверглась подозрению, как бы предавшая ложе (Мф.1:18); но имея внутри плод, восклицала (к Тебе), Блаженный: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Желающие видеть брачный день Твой, Блаженный (Мф.2:1), приходят, сколько Ты сам свыше призвал их, Царь Ангелов, принося величайшие дары Тебе, Слово, в чистых одеждах. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Песнями ныне мы, служительницы чертога Твоего, величаем Тебя, блаженная Богоневеста, чистая Дева - Церковь, белая, как снег, темноволосая, целомудренная, непорочная, возлюбленная. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Миновалось тление и трудные плачевные болезни; разрушена смерть; погибло всякое безумие; умерла душепагубная скорбь, и внезапно опять воссияла смертным радость Христа Бога. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Рай уже не остается пустым без смертных; ибо опять по Божественному повелению, как прежде, обитает в нем человек, избегший разных козней змия, нетленным, бесстрашным, Блаженный. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Воспевая ныне новую песнь, хор дев превозносит до небес Тебя, Царица, весь светло увенчанный белыми цветами лилий и держащий в руках горящие светильники. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. О Блаженный, живущий в пречистых обителях небесных, содержащий все вечною властью (Своею)! Приими и нас предстоящих, Отче, вместе с Сыном Твоим, внутрь за двери жизни. Для Тебя, Жених, я девствую, и держа горящие светильники, Тебя встречаю я (Мф.25:7). Глава III. Кто лучше: воздержные ли, или обладающее невозмутимостью души? Опасность борьбы у девственников. - Счастье невозмутимости. - Чистые и спокойные души - божественны и узрят Бога. - Добродетель, испытанная искушениями, заслуживает предпочтение. Еввул. Достойно, Григора, Фекла получила первую награду. Григора. Действительно достойно. Еввул. А что, скажи мне, Телмисская гостья Удивляюсь, если она осталась спокойною, узнав об этом пиршестве, и не прилетела тотчас, как птица на корм, послушать разговаривающих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/952/...

§2. И, во-первых, ведать надлежит, что все свойства Божии как между собою, так и с Существом Божиим самою вещью суть то же, так что, можно сказать, премудрость Божия есть Сам Бог . Премудрость Божия есть Божие всемогущество, всемогущество Божие есть премудрость Божия; то же и о прочих свойствах можно утвердить. Второе, что те же Божии свойства и о каждом Святой Троицы Лице в сем же разуме употребить можно, так что справедливы будут следующие изречения: Бог Отец есть Божественная премудрость, Бог Сын есть Божественная премудрость и проч. Итак, отсюда явствует, что мы по слабости ума своего токмо раздельно Божии свойства понимаем, а Бог раздельных в Себе свойств и частей не имеет, будучи простого и нераздельного существа, и все свойства Его, хотя по нашему понятию различные, в Нем суть единое. §3. Они делятся от ученых на 1) самостоятельные и относительные, 2) действующие и недействующие, 3) отрицательные и утвердительные, или положительные. 1) Самостоятельные Божии свойства суть те, коими означается Божество Само по Себе, не имея отношения к миру, как то: бесконечность, независимость, духовность и проч. А относительные свойства те, коими Себя в сем мире оказывает Бог, как то: вездесущие, милосердие и проч. 2) Действующие – те, кои действованию некоторому служат, как то: всемогущество, всеведение и проч., а недействующие свойства те, кои, в спокойствии пребывая, не производят никаких действий, например, единосущие, присносущие, независимость, неизмеримость и проч. 3)Отрицательные свойства Божии суть те, коими отрицается всякое несовершенство от Бога и отдаляется неприличное Ему, как то: бестелесность, нетленность и проч. Утвердительные, или положительные, суть те, которыми что-нибудь благое о Боге утверждается, как то: всеведение, благость, премудрость, всемогущество и проч. §4. Из свойств Божиих – иные Ему единому собственные и никакой твари не сообщаемые, как то: независимость, вечность, бесконечность, неизменность; а иные общительные, которыми Бог с тварью сообщается, хотя те свойства и гораздо превосходнейшим образом в Нем остаются, каковые суть разум, воля, сила, правда, блаженство и проч. Глава 1. О непостижимости существа Божия

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Симеон Новый Богослов в главе 56–й. В волю Божию всегда должно располагатися; а как волю Божию познати, о том со смирением старших отец или братию вопрошати, о чем пишет св. Иоанн Лествичник в слове 26 о разсуждении благоразсудном, в начале слова. Без благословения о. Игумена или кому начальство поручено будет по тюрьмам и больницам мирским для посещения не ходить; а равно и ко своим единоградцам, мирским людям, без благословения отнюдь не таскаться. В келлии двум полезнее сидети, нежели единому, но только с единомысленным и в мудровании согласным. При помощи Божией всевозможно должны стараться на обеды не ходити, – кроме разве когда необходимо случится по великой нужде, по приказанию о. Игумена, или по нужде в дороге. Начальствующих и прочую братию всевозможно, при помощи Божией, стараться ни в каких подозрениях не зазорить и не осуждать. Аще случится, яко человеку, кому провинитися, то должно вскоре раскаятися и полагати начало. В книге св. Исаака Сирина приискать нижеписанныя слова и со вниманием прочитати. В слове 30 в конце: яко не подобает прекословити помыслом лукавым; но возверзати себе на Бога, и проч. В слове 36 в конце: не Дух Божий живет во иже в покои пребывающих, но диавол, и проч. В слове 37 в конце: всякаго человека пользует искушение, и проч. до конца. В слове 51: яко предаемии в руки судей мучитися, и проч. В слове 55. Вопр.: Аще подобает всем заповедем Господним хранимым быти, и проч. вопр. и ответы до конца. В слове 78: Да не взыщеши прияти совет от кого, не суща в пребывании твоем, и проч. В том же 78: егда обрящеши мир на пути твоем неизменен, тогда убойся, и проч. В том же 78 в конце: яко от духовнаго жезла в преуспеяние и ращение души бываемая искушения, и проч. до конца. Слово 79–е: О гордыни. Все сие слово многажды со вниманием прочитывать до конца. В сл. 50 в конце: лучше бо нам смерть в подвизе, нежели жити в падении. О. Г[авриилу] неполезно для жительства возвращатися на Валаам, поелику его тамошнее жительство оказалось не к смирению ведущее, но к тщеславию и гордыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

С именем того же Исаии Копинского встречается книга: Лествица и в других рукописях 245 . Исаия Копинский, которому в рукописи св. Димитрия приписывается сочинение книги Лествицы с Алфавитом , известен своими иноческими подвигами, пастырскою ревностию в защищении и распространении православия и сильным увещательным посланием к князю Корыбуту Вишневецкому, отпадшему от православия 246 . 14) Уже из приведенных выписок видно, что св. Димитрий иногда излагал чувства боголюбивой души своей в стихах. Но кроме того дошло до нас несколько умилительных его песнопений, известных под именем псалмов, или кантов. Это молитвенные излияния души, ничего не знающей выше любви к своему Господу и Спасителю. Трогательные напевы усиливают их действие на душу. Перечислим сии песнопения, по преданиям Ростовской Яковлевской обители и по другим свидетельствам, принадлежащие св. Димитрию. 1. «Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте; Едина в скорбех утеха, моя радосте!» и проч. 2. «Похвалу принесу Сладкому Иисусу: Бо Той моя слава И всем есть похвала. Иисусе прекрасный!» и проч. 3. «Надежду мою в Бозе полагаю, Промыслу Его весь себе отдаю.» и проч. 4. «Ты мой Бог , Иисусе, Ты моя радосте; Ты ми веселее, Ты моя сладосте! » и проч. 5. «Превзыдох меру, о мой вечный Боже, В дневных злобах. Кто ми в том поможет? » и проч. 6. «Христе мой Боже, Иисусе сладчайший, Спасителю мой, зело величайший.» и проч, . 7. «Воплю к Богу в беде моей, да мя Он утешит, И в велицей скорби моей весело утешит.» и проч. и 8. «В честь Божией Матери: «Мати милосерда! Ты еси ограда, От лютаго врага злаго храниш мя всегда.» и проч. 15) Наконец к сему же отделу должно отнести и так называемыя драмы св. Димитрия, писанныя в стихах силлабических, еще во время пребывания его в Малороссии. Оне имеют только имя и форму сочинений светских. Таких драм известно шесть: Рождество Христово, – Грешник кающийся, – драма Дмитриевская, – драма Успенская. Есфирь и Агасфер – и – Воскресение Христово 247 . Вероятно отрывок из подобного сочинения – и помещенное в «остальных сочинениях» (стр. 88.) Суда изречение от неверных Иудеев на Иисуса Назорея, Искупителя мира. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010