Цит. по: Флоровский Г., протоиерей. Восточные отцы IV века… С. 138. Письмо к Амфилохию//Творения, т. III, СПб., 1911 С. 283. Цит. по: Левшенко Б., диак. Конспекты лекций по курсу «Догматическое богословие». ПСТБИ, М., б/г С. 21. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайе (Белов), архим., изд. цит. С. 68. Дьяченко Г., протоиерей. Указ. Соч. — С.109. Цит. по: Давыденков Олег, иерей «Катехизис» М., ПСТБИ, 1998 – с.61 Свт. Николай Сербский «Верую. Вера образованных людей», Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002 – с.24 Лавров А., протоиерей. Указ. Соч. — С.115. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.40. Цит. По: Митрополит Кирилл. Слово пастыря. –М.: Издательский совет РПЦ, 2004. – с.89 Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. С.42. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.40–43. Там же. – С.58–59. Шмеман А., протоиерей. Указ. Соч. — С.39. Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998. – С.44. Там же. – С.45–46. Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998. – С.44. Дьяченко Г., протоиерей. Указ. Соч. — С.124–126. Там же. — С.124. Иларион (Алфеев) , иеромонах. Таинство веры. М., 1996. — С.38–49. Там же. Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998. – С.43–44. Там же. – С.50–51. Свт. Николай Сербский «Верую. Вера образованных людей», Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002 – с.54 Там же. – С.57. Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998. – С.57. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.89–90. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.89–90. Там же. – С.96–97. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.89–90. Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998. – С.65.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Лебедев А. П. История разделения церквей в IX, X, и XI веках. Спб., 1999, с. 131. Житие Константина, 17//Сказания о начале славянской письменности. М., 1981, с. 91. Житие Мефодия, 6//Сказания о начале славянской письменности. М., 1981, с. 97. См. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998, с. 408. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 85. Цит. по: Катанский А. Учение о благодати Божией. Спб., 1902, с. 92. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С.67. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 66. Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993, С. 156. Архиеп. Иларион (Троицкий). Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 98-99. прот. Георгий Флоровский. О границах Церкви//Флоровский Г. В. Избранные богословские статьи. М., 2000, сс. 162-165. Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993, С. 148. Архиеп. Иларион (Троицкий). Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 117. Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 452. Архим. Иларион (Троицкий). Письма о Западе. Сергиев Посад, 1915, с. 14. Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 461. Прот. Виталий Боровой. «И он был верен до смерти»//Человек Церкви. М., 1998, с. 100. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Т.10. Деяния 137-151. М., 2000, с. 30. Государственный Архив РФ, фонд 3431. Опись 1, Отдел о соединении Церквей, дело 495 (1) (2), 496/606. Цит. по: Прот. Виталий Боровой. «И он был верен до смерти»//Человек Церкви. М., 1998, с. 100. Полный текст см. в сборнике: Православие и экуменизм: Документы и материалы 1902-1998. М., 1999, сс. 66-67. Гаврюшин Н. К. На границе философии и богословия: Шеллинг – Одоевский – митрополит Филарет (Дроздов)//Богословский вестник.: Сборник научных трудов. Сергиев Посад, 1998. Вып. 2. С. 84. Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993, сс. 150, 153.

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

Но в то же самое время эта плоть тождественна и исторической плоти Христа — воскресшей и вознесшейся к Богу Отцу. Евхаристическое Тело есть soma pneumamikTn, по выражению ап. Павла, “тело духовное”, преображенное энергиями Духа. Таковы важнейшие идеи свт. Иоанна Златоуста в его богословском учении о преложении Святых Даров в таинстве Евхаристии. 1 Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. Париж, 1931, с. 210. 2 Малахов В. Я. Пресуществление Св. Даров в таинстве Евхаристии//Богословский Вестник. 1898, июнь-август, с. 123. 3 Цит. по: Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в девятом веке. Т. 2. Владимир, 1917, сс. 76, 122. 8 См. Малахов В. Я. Указ. соч., сс. 117–119; Епископ Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб., 1857, с. 304. 11 Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе в 12-и томах. Т. 7. СПб., 1898–1904, с. 821. 12 Кириллов А. А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Иоанна Златоуста//Христианское чтение. 1896, 1, 3, с. 32. 19 Подобный “реализм” очень ярко выступает в Гомилии 46 на Евангелие от Иоанна: “Он смешал Самого Себя с нами, растворил Свое тело в нас Он дал ( aЩmXj желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с Ним” ( ka€ ™mpБxai moЭj CdTnmaj тН sark€ ka€ sumplakБnai). — Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч. Т. 8, с. 304. 49 См. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 266. 51 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. Москва–Ростов-на-Дону, 1992, с. 294. 64 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч. Т. 2, с. 423. Необходимо заметить, что несмотря на приведенный здесь текст, Святитель все же придерживался традиционного учения Восточной Церкви о преложении Даров через призывание и наитие Святого Духа. Причем преложение это, по убеждению Златоуста, осуществляется отнюдь не при помощи некоей тайносовершительной формулы, но в ходе всей анафоры как единого и неразрывного моления. В Гомилии “О кладбище и кресте” свт. Иоанн говорит: “Когда стоит перед трапезою священник, воздевая руки к небу, призывая Духа Святаго, чтобы Он сошел и коснулся предлежащего, то бывает великая тишина, великое безмолвие ( sig»). Когда же Дух даровал благодать, когда Он сошел, когда Он коснулся предлежащих даров, когда ты видишь Агнца уже закланного и изготовленного, тогда начинаешь шум”. — Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч. Т. 2, с. 442.

http://pravmir.ru/prelozhenie-svyatyx-da...

Там же, с. 150. Лебедев А. П. История разделения церквей в IX, X, и XI веках. Спб., 1999, с. 80. Лебедев А. П. История разделения церквей в IX, X, и XI веках. Спб., 1999, с. 131. Житие Константина, 17//Сказания о начале славянской письменности. М., 1981, с. 91. Житие Мефодия, 6//Сказания о начале славянской письменности. М., 1981, с. 97. См. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998, с. 408. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 85. 432 Цит. по: Катанский А. Учение о благодати Божией. Спб., 1902, с. 92. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С.67. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 66. Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993, С. 156. Архиеп. Иларион (Троицкий). Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 98–99. 437 прот. Георгий Флоровский. О границах Церкви//Флоровский Г. В. Избранные богословские статьи. М., 2000, сс. 162–165. Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993, С. 148. Архиеп. Иларион (Троицкий). Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 117. Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 452. Архим. Иларион (Троицкий). Письма о Западе. Сергиев Посад, 1915, с. 14. Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 461. Прот. Виталий Боровой. «И он был верен до смерти»//Человек Церкви. М., 1998, с. 100. 445 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Т.10. Деяния 137-151. М., 2000, с. 30. 446 Государственный Архив РФ, фонд 3431. Опись 1, Отдел о соединении Церквей, дело 495 (1) (2), 496 ⁄ 606 . Цит. по: Прот. Виталий Боровой. «И он был верен до смерти»//Человек Церкви. М., 1998, с. 100. Полный текст см. в сборнике: Православие и экуменизм: Документы и материалы 1902–1998. М., 1999, сс. 66–67. Гаврюшин Н. К. На границе философии и богословия: Шеллинг – Одоевский – митрополит Филарет (Дроздов)//Богословский вестник.: Сборник научных трудов. Сергиев Посад, 1998. Вып. 2. С. 84.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

Лебедев А. П. История разделения церквей в IX, X, и XI веках. Спб., 1999, с. 80. Лебедев А. П. История разделения церквей в IX, X, и XI веках. Спб., 1999, с. 131. Житие Константина, 17//Сказания о начале славянской письменности. М., 1981, с. 91. Житие Мефодия, 6//Сказания о начале славянской письменности. М., 1981, с. 97. См. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998, с. 408. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 85. 432 Цит. по: Катанский А. Учение о благодати Божией. Спб., 1902, с. 92. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С.67. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 66. Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993, С. 156. Архиеп. Иларион (Троицкий). Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 98–99. 437 прот. Георгий Флоровский. О границах Церкви//Флоровский Г. В. Избранные богословские статьи. М., 2000, сс. 162–165. Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993, С. 148. Архиеп. Иларион (Троицкий). Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 117. Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 452. Архим. Иларион (Троицкий). Письма о Западе. Сергиев Посад, 1915, с. 14. Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 461. Прот. Виталий Боровой. «И он был верен до смерти»//Человек Церкви. М., 1998, с. 100. 445 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Т.10. Деяния 137-151. М., 2000, с. 30. 446 Государственный Архив РФ, фонд 3431. Опись 1, Отдел о соединении Церквей, дело 495 (1) (2), 496 ⁄ 606 . Цит. по: Прот. Виталий Боровой. «И он был верен до смерти»//Человек Церкви. М., 1998, с. 100. Полный текст см. в сборнике: Православие и экуменизм: Документы и материалы 1902–1998. М., 1999, сс. 66–67. Гаврюшин Н. К. На границе философии и богословия: Шеллинг – Одоевский – митрополит Филарет (Дроздов)//Богословский вестник.: Сборник научных трудов. Сергиев Посад, 1998. Вып. 2. С. 84.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma?full_t...

44 . Архиеп. Василий (Кривошеин). Символические тексты Православной Церкви//БТ М., 1968. Сб. 4. С. 35. 45 Св. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. СПб., 1870. С. 55. 46 . Филарет, архиеп. Черниговский. Цит. соч. С. 2. 47 . Св. Григорий Богослов. Цит. по: архиеп. Василий. Символические тексты в Православной Церкви//БТ. М. 1968. Сб. 4. С. 35. 48 . Прот. Г. Флоровский. Дом Отчий//Вестник. Париж, 1982. С. 200, 203. 49 . Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство… Ответ 610. С. 387-388. 50 . Римо-католический богослов. 51 . Католики и православные. 52 . В. Лосскии. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//БТ. М., 1972. Сб. 8. С. 16. 53 . Гносеомахи — секта, отвергавшая необходимость для христиан всякого познания. Они считали, что не следует изучать Писание, т. е. Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. См.: Св. Иоанн Дамаскин. О ересях//Творения. СПб., 1913. Т. 1. С. 147. 54 . Митр. Московский Филарет. Слово в день обретения мощей святителя Алексия//Слова и речи. М., 1882, Т.4 С. 148. 55 . Свящ. А. Шаргунов. Догмат в христианской жизни//Троицкое слово. 1990. с. 14-25. 56 . Иеромон. Софроний. Старец Силуан. С.60. 57 . Св. Кирилл Иерусалимский. Оглашение к новопросвещенным. 4, 2//Христианское чтение. 1848. Ч. 1. С. 269. 58 . Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство… Вопрос 533. С. 342. 59 . Св. Василий Великий. О Святом Духе, гл. 14, цит. по: еп. Сильвестр. Опыт Православного Догматического богословия. Т. 1. Киев, 1892. С. 32. 60 . Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. 20, § 1//Сочинения. 2-е изд. Спб., 1900. С. 331. 61 . Еп. Сильвестр. Указ. соч. С. 17. 62 . New Catholic Encyclopedia. New York, 1967. Vol. 4. P.940-944. 63 . В. Лосский. Предание и предания//ЖМП. 1970. С. 72. 64 . Св. Викентий Лиринский. Наставление, 1 п. 722. Цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. I. С. 36-37. (Текст Наставления в сокращении опубликован в кн. проф. Н. Чельцова: Древние формы Символа веры. СПб., 1869. С. 152-184). 65 . Цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. 1. С. 35-36.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Архиеп. Василий. Кафоличность и структура Церкви.//«Вестник Русск. Запад.-Европ. Патриарш. Экзархата». 1972, 80. С. 254 -256. «Решения» и «Коммюнике» Первого Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1977, 2. С. 11, 13. А. Номоканон при Большом Требнике. М:, 1897. С. 211. Церковь характеризовалась с древних пор как «Кафолическая». С. Т. 41, кол. 161 В. патерик. СПб., 1899. С. 80. С., прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж:ИМКА-ПРЕСС. С. 159. Н, Истина Православия//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. 11. С. 10. О Православии также см.: Успенский Ф. Основной характер Греко-Восточного Православия. Казань, 1911. Глубоковский Н. Православие в своей сущности. The Constructive Quarterly. 1913, июнь. Православие в жизни. Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью-Йорк, 1953. Иером. Василий (Кривошеий). Православное духовное предание//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. 9. Роуз Серафим. Православие и «религии будущего». Рига, 1992. Флоровский[], прот. Этос Православной Церкви//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1963, 42 — 43. С. 136. С. Православие и современность/«Православие в жизни». Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью-Йорк, 1953. С. 11. еп. О Православии с предостережениями от погрешностей против него. Слова. М, 1902. С. 22 и 5. Афанасии Великий. Творения. Ч. III. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1903.С. 480 -481. — свидетельствует Н. Бердяев, — обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства... Тайна Воскресения есть предельная тайна Православия... В католичестве мы, прежде всего, встречаем Христа Распятого, в Православии же — Христа Воскресшего». (Н. Бердяев. Указ. соч. С. 9.) С., прот. Указ. соч. С. 285. прежде всего, литургично, — говорит Н. Бердяев, — оно научает народ и развивает его не столько проповедями и преподаванием норм и законов поведения, сколько самим литургическим действием, в котором дан прообраз преображения жизни».(Н. Бердяев. Указ. соч. С.7.)

http://sedmitza.ru/lib/text/441198/

Vol. 44. o. 2. P. 123–130. 738 См.: Грузинская Н.П. Записки контрреволюционерки//Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1997. С. 360. 739 Описание одного такого случая, относящегося к середине апреля, см.: Луговкин А.А. Народ и власть в Тверской губернии в марте-апреле 1917 г.//Из архива тверских историков. Тверь, 1999. Вып. 1. С. 108–109. 740 Дети русской эмиграции. Книга, которую мечтали и не смогли издать изгнанники. М., 1997. С. 309. 742 Сахаров А.Н. Апостол истории «Святой Руси» (Антон Владимирович Карташов)//Отечественная история. 1998. 5. С. 91. 749 См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. С. 37; Бакулин Б. С. Несвоевременные воспоминания//Религия и демократия: На пути к свободе совести. М., 1993. Вып. 2. С. 149–150. 762 См.: Голубцов С. Московское духовенство о преддверии и начале гонений. М., 1999. С. 14; Деяния Священного Собора Православной Российской церкви. 1917 – 1918 гг. М., 1995. Т. 5. С. 239; Патриарх Тихон и история Русской Церковной Смуты. СПб., 1994. Кн. 1. С. 14; Фруменкова Т.Г. Указ. Соч. С. 87. 769 Цит. по: Колоницкий Б.И. Культ А.Ф. Керенского: Образы революционной власти//The Soviet and Post-Soviet Review. 1997. No. 1 – 2. C. 54. 776 Карташев А. Революция и собор 1917 – 1918 гт... С. 76 – 77; Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917 – 1938 гг.). М., 1991. С. 4 – 5; Флоровскш Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 342–343, 357–358. 781 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917–1923 гг. М., 1968. С. 20–30; Цыпин В. Указ. соч. С. 12. 784 Поглазова Н. Собор Русской Православной церкви 1917 – 1918 гг. о внешней и внутренней миссии (обзор трудов Собора)//Миссия церкви и современное православное миссионерство. Международная богословская конференция к 600-летию преставления свт. Стефана Пермского. М., 1997. С. 69, 70, 71, 73–74. 790 Сафонов Д. А. Крестьянское движение на Южном Урале. 1855 – 1922 гг. Хроника и историография. Оренбург, 1999. 796 См.: Кондрашин В.В. История села Лох//Крестьяноведение: Теория, история, современность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К . Указ. соч., с. 301). 108 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. — Берлин, 1922, с. 198. 109 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. — М., 1970, сс. 56 и 58. 110 Тиссен Г. К . Указ. соч., с. 211. 111 Братский вестник. 1999, с. 15. 112 Там же, с. 209. 113 преп. Марк Подвижник . Нравственно-подвижнические слова. — Троице-Сергиева Лавра, 1911, с. 111. 114 преп. Марк Подвижник . Нравственно-подвижнические слова, с. 109. 115 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т.3. Спб., 1875, с. 170. 116 Justin (Popovitch). Philosophie orthodoxe de la verite. Dogmatique de l " Eglise orthodoxe. T. 1. — Paris, 1992, рр. 309–310. 117 свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. — М., 1994, сс. 676–677. 118 свт. Василий Великий . Творения. Ч. 5, с. 185. (б. г., изд. 4-е). 119 св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 5. — М., 1994, с.143. 120 Лэдд Г ., цит по: В начале было Слово, с. 123. Заметим, что увлекшийся автор предписывает Богу, как Тому следует Себя вести: Бог должен … И непонятно, откуда взялась та необходимость, которая подчиняет себе Бога, диктуя Ему правила поведения. 121 преп. Иоанн Кассиан . Собеседование. 23,15.//Писания. — М., 1892, с. 599. 122 преп. Исаак Сирин . Творения. — Сергиев Посад, 1911, с. 582. 123 Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. — Муром, 1893, с. 308. 124 свт. Василий Великий. Письма.//Творения. Ч. 6. - Сергиев Посад, 1892, с. 251. 125 Франк С. Л . Реальность и человек. — Париж, 1956, с. 373. 126 Еще Софокл говорил о лекарственном назначении оливкового масла: «масло, чтобы смягчать кожу на наших членах» (см. Климент Александрийский . Строматы 4, 2). 127 преп. Макарий Египетский . Новые духовные беседы. — М., 1992, с. 107. 128 свт. Василий Великий . Творения. Ч. 5, с. 360. 129 Экман У . Указ. соч., с. 176. 130 «Крест есть жертвоприношение, не только жертва. Жертва есть не столько пожертвование, сколько посвящение. На Голгофе священнодействует воплощенное Слово» ( прот. Г. Флоровский . О смерти крестной//Православная мысль. Вып. 2. — Париж, 1930, с. 164). В противоположность этому адвентистская догматика утверждает, что «Со времени Своего вознесения Он стал нашим Первосвященником» (В начале было Слово, с. 318). Выходит, что до Вознесения — на Голгофе и на Вечере Христос не священнодействовал…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

335 Епископ Александрии. (326–373). Будучи диаконом и секретарем епископа Александра Александрийского , участвовал в I Вселенском соборе 325 г. в Никее. Был одним из ведущих защитников православия против арианства. Все сорокасемилетнее епископское служение св. Афанасия прошло в изгнаниях и ссылках, которым он подвергся от арианской партии. (См.: Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. С. 26–28.) 336 Евагрий Антиохийский (388–392) – епископ, возглавлявший в Антиохии партию раскола, главной причиной которого было арианство. В 328 г, из Антиохии был изгнан арианами православный епископ Евстафий. Однако партия православных продолжала признавать Евстафия своим законным епископом. В 361 г. в Антиохию призывается епископ Мелетий, которого ариане считали своим. Но, поскольку православие Мелетия вскоре становится очевидным для всех, он также изгоняется со своей кафедры, и вместо него назначается арианский епископ Евзой. Православные не вступили в οбщение с Евзоем, однако сами раскололись на две партии: одна признавала своим главой Мелетия, другая составила общину вокруг пресвитера Павлина. При императоре Юлиане Отступнике возвращается из ссылки Мелетий и, одновременно, рукополагается во епископа пресвитер Павлин. Таким образом, в Антиохии оказываются сразу три епископа: один арианский и два православных. После смерти арианского императора Валента каноническим главой Антиохийской Церкви становится Мелетий. Сторонникам Павлина было позволено остаться под его окормлением вплоть до его смерти. Однако после смерти Павлина (388) его последователи избрали себе нового епископа Евагрия. После епископа Мелетия его преемником избирается Флавиан. Таким образом снова в Антиохии оказываются два епископа, Флавиан и Евагрий. См. об этом подробно: Малышевский И. И. Указ. соч. С. 5. Весь Запад и ряд Восточных Церквей не признавали епископа Флавиана законным главой Антиохийской Церкви, поддерживая епископа Евагрия. В урегулировании этого конфликта принял участие, уже будучи епископом Константинопольским, св. Иоанн Златоуст . В Рим было отправлено посольство во главе с Акакием Верийским, которому удалось примирить епископа Флавиана с Римом и Александрией. Первое время евстафианская община, возглавляемая Евагрием, чуждалась Флавиана, но затем рознь сгладилась и окончательно прекратилась в 415 г. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 571; Гидулянов П. В. Указ. соч. С. 543.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010