VII. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 14 декабря за 3640: «В виду того, что Учебный Комитет ежегодно составляет ведомость об успехах и поведении болгарских уроженцев, обучающихся в русских духовно-учебных заведениях для поставления о том в известность Экзарха Болгарского, Учебный Комитет имеет честь покорнейше просить Совет Московской духовной Академии сообщить Комитету, согласно отношению Г. Синодального Обер-Прокурора, от 25 января 1895 г., вышеназванные сведения об обучающихся в Московской духовной Академии болгарских уроженцев за 1909–10 учебный год. Определили: Уведомить Учебный Комитет при Святейшим Синоде, что в числе студентов Академии болгарских уроженцев ни в минувшем 1909–1910-м, ни в текущем 1910–1911-м учебном году не состояло и не состоит. VIII. Отношение Московского Духовно-Цензурного Комитета от 2 Декабря за 833: «На рассмотрение Московского Духовно-Цензурного Комитета поступила рукопись на малороссийском наречии под заглавием: «Священник Д. Щербаковский. – Евангельськи размови». – Так как малороссийский язык неизвестен членам Комитета, то, руководствуясь 223 ст. Ценз. Уст. изд. 1890 г., Московский Духовно-Цензурный Комитет честь имеет просить Совет Академии о назначении для просмотра означенной рукописи и составления отзыва о ней кого-либо из членов академической корпорации, знакомых с этим языком. – Рукопись при сем препровождается». Определили: Присланную рукопись передать для рассмотрения и отзыва и. д. доцента Академии по кафедре церковно- —568— славянского языка, с палеографией, и истории русской литературы Н.Л. Туницкому. IX. Доклад комиссии (в составе: Инспектора Академии – и. д. ординарного профессора А.П. Шостьина , экстраординарного профессора М. М. Богословского и и. д. доцента П.А. Флоренского), ревизовавшей кассу, приходо-расходные книги и отчет редакции академического журнала по изданию «Богословского Вестника» и свято-отеческих творений за 1909-й год: «Во исполнение возложенного на нас поручения, мы, нижеподписавшиеся, произвели ревизию кассы и приходо-расходных книг редакции «Богословского Вестника», рассмотрели отчет за 1909 г., составленный редакцией, и нашли следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изменение состава кафедр не вызвало таких затруднений, как при проведении реформы 1869 г. (проблемой оказалось лишь замещение общеобязательной кафедры пастырского богословия и педагогики, которая была вакантной на протяжении 2 учебных лет). Естественнонаучная апологетика - уникальный предмет в учебных планах МДА - так и не стала полноценным курсом: вопрос о его введении в учебные планы всех академий вставал неоднократно, но не имел решения. После кончины Д. Ф. Голубинского († 1903) кафедра не замещалась, хотя члены корпорации МДА выдвигали предложения о методах преподавания апологетики и о конкретном содержании учебной программы, был даже разработан проект «реформы естественно-научной апологетики», но он не получил утверждения (Письмо проф. МДА И. В. Попова бывш. ректору МДА еп. Арсению (Стадницкому) от 13 дек. 1904 г.//ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 400. Л. 37-41; Письмо проф. МДА В. А. Соколова бывш. ректору МДА еп. Арсению (Стадницкому) от 6 нояб. 1904 г.//Там же. Д. 445. Л. 37-41). Вскоре кафедра была заменена кафедрой истории и обличения рус. сектантства, как более актуальной для Московской епархии (фактически действовала с 1912 (РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1905 г. Д. 30. Л. 1-5; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 315)). Неустойчивый статус приват-доцента в 1884 г. сменился статусом исполняющего должность доцента (далее - и. д. доцента). Срок пребывания в этом статусе ограничивался 2 годами, хотя на практике это положение часто не соблюдалось. Так, преподаватель психологии П. П. Соколов - 1-й магистрант выпуска 1888 г.- пребывал в звании и. д. доцента 17 лет, вплоть до защиты магистерской диссертации в 1906 г. Преподаватель Е. А. Воронцов (с 1909 священник) пребывал в статусе и. д. доцента 10 лет (1900-1910), его коллеги по академии Ф. М. Россейкин - 9 лет (1906-1915), П. В. Тихомиров - 8 лет (1895-1903). Совет академии, хотя и соглашался с требованиями устава о недопустимости длительного пребывания в статусе и. д. доцента, в особых случаях ходатайствовал перед Синодом о продлении срока представления магистерской диссертации: в 1908 г.- и. д. доцента Н. Л. Туницкого, в 1910 г.- С. П. Знаменского и П. А. Флоренского , в 1913 г.- св. Александра Туберовского.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Ср. описание беседы А. Ф. Лосева с В Л Комаровичем о Софии — Премудрости Божисй в дневнике В М. Лосевой от 4 декабря 1925 года (изложено в книге: Тахо–Годи А. А. Лосев. М., 1997. С 107) 420  Даны примеры на спряжение греческого глагола «воспитывать» 421 Упоминается «Греческая патрология» — многотомное собрание трудов византийских богословов и отцов Восточной Церкви в издании Ж. — П. Миня· Migne J. — P. Patrologiae cursus completus. Senes graeca, Pans (1857—1866). Тот же Минь издал и большую «латинскую» серию (1844–1855) 422 В частности, критикуя поэзию символистов (статьи в «Вестнике Европы», 1895), В. С. Соловьев обнаруживал «потворство низменным страстям» в ее содержании, а в форме — нелепости, достойные едкой пародии (ср. «мандрагоры имманентные»). 423 Эго сочинение В. С. Соловьева в отдельном издании (вышло в 1900 году сразу после кончины автора) получило следующее красноречивое название: «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями». 424 Меня попросили отобрать относящееся к религаи Как и прежде, я ничего не меняю в моем беглом бессвязном конспекте, оставляя развертывание и комментарии до лучших времен (В В Бибихин) 425 Речь идет о т н. лоренцевском сокращении размеров движущихся тел в уравнениях специальной теории относительности. А. Ф Лосев неоднократно использовал этот пример, начиная с книги «Античный космос и современная наука» (1927) и вплоть до недавних бесед с молодежью, для иллюстрации представления о реальности мира идей. Впервые такую интерпретацию дал о. Павел Флоренский в книге «Мнимости в геометрии» (1922). 426 Здесь в изложение рассуждений А. Ф. Лосева вторгается вводная реплика В. В Бибихина. 427 Медведь (лат); по–латыни Большая и Малая Медведицы называются соответственно Ursa Major и Ursa Minor. 428  Аристотель бегло упоминает о «риторических силлогизмах» в гл 25 «Первой аналитики». 429 В «Столпе » П А. Флоренского заключительное, 12–е «Письмо» имеет название «Ревность». 430

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Несколько статей о. Г. Флоровского (род. в 1893), ныне целиком ушедшего в богословие, свидетельствуют о философской зоркости их автора, а литературная одаренность его, соединенная с исключительной эрудицией, делает чтение работ Флоровского всегда интересным. Но Флоровский, по-видимому, совершенно ушел ныне в богословие 3317 . Из многочисленных работ А.Н. Гилярова (1856–1928) (?) особенно надо отметить «Руководство к изучению философии» (Киев, 1916). Гиляров развивает своеобразную систему «синехологии» (очень близкую к софиологическим построениям). Гиляров был последователем философии Фехнера, и его наиболее ценные мысли лежат в области космологии. В.Е. Сеземан (1884–1937) (?) писал сравнительно мало по-русски, – главные его работы написаны по-немецки 3318 . Сеземан мыслил в линиях новейшего трансцендентализма (довольно близко к построениям С.И. Гессена). Больше надо сказать о М.М. Рубинштейне (род. в 1880), который остался после революции в Сов. России (жив ли он теперь – остается неизвестным). Ему принадлежали очень хорошие работы по педагогике, проникнутые истинно философским духом. Наиболее значительная его книга «О смысле жизни» (т. I-II. Москва, 1927) осталась неизвестной нам. Она попадала за границу случайно и редко, и мы знаем о ней лишь по довольно подробной рецензии о ней Чижевского 3319 . Рубинштейн, бывший раньше правоверным учеником Риккерта, в своей книге «О смысле жизни» совершенно отходит от трансцендентализма и очень приближается к современному экзистенциализму. Центральной проблемой для него является человек, а в человеке его центральная сила – способность к творчеству… Очень плодовит и имеет огромные заслуги в разных областях исторического изучения философии (русской, украинской, чешской, немецкой) Д.Я. Чижевский (род. в 1895 г.). Он написал несколько философских этюдов по логике, этике, философии языка и философии истории. Но всё это лишь материалы для некоей «чаемой» системы, которая лишь чувствуется в этюдах Чижевского 3320 . В.Я. Ильин и Д.А. Зандер издали несколько работ, касающихся проблем философской систематики, но все это membra disjecta (Разрозненные части (лат.)), как то же надо сказать и о работах Н.А. Реймерса , отчасти Боранецкого (издавшего в 1948 г. книгу «Ценность и человек»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

7: «В тех случаях, когда кто-либо из наставников Академии может иметь особую нужду в денежном пособии, Конференция, по предложению не менее четырех членов, большинством двух третей голосов может присудить награду наставнику и не в порядке старшинства службы, по прослужившему не менее шести лет». 2) Из наставников Академии, ни разу не получавших означенной награды, не менее шести лет прослужили при Академии: а) экстраординарный профессор по кафедре истории философии священник П.А. Флоренский, состоящий на преподавательской должности в Академии с 23 сентября 1908 года, и б) ординарный профессор по кафедре русской гражданской истории М. М. Богословский , состоящий в таковой же должности с 28 сентября 1908 года. – 3) По § 109, лит, б. п. 11, академического устава – «присуждение в подлежащих случаях денежных наград и пособий преподавателям из пожертвованных сумм» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: Награду из процентов за 1914-й год с капитала Митрополита Московского Филарета, в количестве 550 рублей, назначить экстраординарному профессору по кафедре истории философии священнику П.А. Флоренскому, – о чем и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. —733— II. О выдаче из процентов за 1914 год с капитала, поступившего в Академию по духовному завещанию дочери Действительная Тайного Советника Прасковьи Алексеевны Мухановой, пособий членам академической корпорации. Справка: 1) Правил при распределении пособий из процентов с капитала, завещанного П.А. Мухановою, составленных Советом Академии и допущенных к руководству резолюциею покойного Митрополита Московского Сергия от 30 июня 1895 года, – а) п. 1: «Проценты с капитала (50.000 р. 5% облигациями Московского Кредитного Общества) (ныне 52.500 руб. свидетельствами Государственной 4% ренты), завещанного Московской Духовной Академии П.А. Мухановою, каждогодно разделяются на две равные части, из коих одна Советом Академии распределяется на пособия студентам Академии, другая выдается в виде пособий к жалованию членам академической корпорации, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

член с 1893 г.; пожертв. 100 р. Шахов, Василий Васильевич, священник в Одессе; пожизн. член с 1900 г.; пожертв. 100 р. Шумов, Александр Яковлевич, купец в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; ум. в 1897 г. Щеклеева, Пелагея Косминична, вдова купца в Москве; пожизн. член с 1895 г.; пожертв. 220 р. 205 . Эггерс, Николай Борисович, купец в Москве; пожизн. член с 1882 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1903 г. Якубов, Николай Евграфович, кафедральный протоиерей в Вологде; пожизн. член с 1890 г.; пожертв. 100 р. Яшин, Александр Иванович , протоиерей в Вышнем Волочке; пожизн. член с 1882 г.; пожертв. 100 р.; ум. в 1885 г. Наибольшее число лиц вступили в пожизненные члены —47— Братства при самом открытии его 1758 . Меньше, но всё-таки значительно, было число вновь вступивших пожизненных членов Братства в два года, непосредственно следовавшие за открытием Братства, именно в 1881 и 1882 годы. В 1880 году число пожизненных членов Братства, только что вошедших в состав Братства, относилось к числу действительных членов, как 1:4; в 1881 году, как 1:12: в 1882 году, как 1:20. После этого времени, лиц, вновь делавшихся пожизненными членами Братства, с каждым годом, за некоторыми исключениями, становилось менее и менее. Впрочем, не было года, в который бы два, три лица не вступили в число пожизненных членов Братства. Что касается общественного положения пожизненных членов Братства, то более, чем половина из них, были лица духовные: архиереи, архимандриты, протоиереи и священники. Но в числе их не мало, также, дворян, почётных граждан, купцов, преимущественно, Московских. Группа действительных членов Братства количественно преимуществует перед другими группами. Достигнув 251 в 1881 году, число действительных членов не восходило выше 384 (в 1899 г.), но не было и ниже 225 (в 1890 году) в течении всего двадцати-пятилетия. В ряду действительных членов были члены, так сказать, постоянные, ежегодно вносившие в кассу Братства не менее пяти рублей и в общей сложности внёсшие в кассу Братства не менее ста рублей; сюда относятся: профессора и служащие при Московской Духовной Академии, некоторые лица Московского духовенства, некоторые преподаватели духовных семинарий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

101 Destutt de Tracy, – Eléments d’idéologie. 1803–1815. Part. III, ch. I, p. 160 (Цитирую по Eisler, – Wörterbuch. Bd. I, S. 543) 102 M. Palágyi, – Die Logik auf dem Scheidewege, 1903, S. 167. (Цитирую по Eisler. Wörterbuch. Bd I, S. 44): «Dieselbe Wahrheit ist es –, die sich in unendlich vielen gleichlautenden Urteilsakten dargestellten kann». 103 Аристотель, – Метафизика, V (Δ), 9. ( Aristotelis Opera edidit Academia Regia Borussica, Berolini, 1831, volum II., p. 1018a, 7–10. – Die Metaphysik des Aristoteles. Grundtext, Übersetzung und Kommentar von Albert Schwegler. Tübingen, 1847. Bd. I, S. 107). Французский переводчик Ж. Бартелеми-Сент-Илер передает это место так: «Il s’ensuit qu’évidemment l’identité est une sorte d’unité d’existence, soit qu’il s’agisse de plusieurs êtres distincts, soit qu’il s’agisse d’un être unique, qu’on regarde comme plusieurs. C’est ainsi qu’on dit par exemple qu’un seul et même est identique à lui-même; et alors on conisidère cet être unique comme s’il était deux êtres au lieu d’un» (Métaphysique d’ Aristote traduite en fraçais – par J.Barthélemy-Saint-Hilaire. T. II. Paris 1879, p. 135. livre V, chap. IX, § 6). У русских переводчиков П. Первова и В. Розанова занимающее нас определение тождества читается так: «Отсюда очевидно, что тожество есть некоторого рода единство бытия, когда [предметов] много или когда [единым] пользуются как многими, например когда говорят, что то-то само себе тожественно, ибо в этом случае им пользуются как двумя предметами» (Аристотеля Метафизика. Перев. с греч. подлинника и объяснения П. Первова и В. Розанова . Выпуск первый. Книги СПб., 1895, стр. 160. Кн. V, IX, 3). Наконец, в немецком переводе Швеглера читаем: «Woraus sich ergibt, dass die Einerleiht eine gewisse Einheit ist, entweder von Mehreres dem Seyn nach, oder von Einem, das man aber als ein Mehreres behandelt, wie wenn man z. B. sagt, etwas sey mit sich selbst einerlei man behandelt in diesem Fall das Eine als wäre es eine Zweiheit –» (Albert Schwegler, – id.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

345 Примеры для всего этого у Schneider Beitr. р. 62 ff. 72 ff. – Manquardt, S. 19, Anm. 8 in S. 18. 347 О других формах римского брака см: • Der römische Konkubiat nach den Rechtsquellen und den Jnschriften von Paul Meyer. Leipzig, 1895. • J. Manquardt, Das Privatleben der Römer. Erst.Th, Zweite Aufl. Lpz 1886. См. вообще главу о браке, S. 29–80. • Проф. Л. Н. Загурский. Личные отношения между родителями и детьми по римскому и французскому праву. – Введение. Учение о законорожденности и незаконорожденности по римскому праву (Записки Имп. Харковск. Унив. 1880, тт. I, II, III). Часть I. Учение об отцовской власти по римскому праву, (id, 1882, тт. IV). 349 Последующие написи заимствую из книги Пауля Мейера. Способ со­кращенной цитации Corpus Inscriptionum Latinarum и проч. остается прежний. 360 Заметим, что под libertus liberta разумелись в римском праве вольно­отпущенники в отношении к своему патрону, а под libertinus, libertina – вольноотпущенники по своему социальному положению и безотноси­тельно от патрона. 362 См. Meyer, id, S. 43. Также V, 2523 и др. Сокращен. обозначен. Ер.ер обозначает: Ephemeris epigraphica, corporis inscriptionum latinarum supplementum, edita insu instituti archeologici Romani, v.I-III. 376 В. В. Розанов «В записке о «Двух путях» Минского, читанной на 16-м Религиозно-философском собрании». «Записки религиозно-философских собраний в С. Петербурге», стр. 374. См. то же в приложении к журналу «Новый Путь». 384 Du Cange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae Latini tatis. T. IV, col. 1902. Parisiis. MDCC.XXXIII. [Митрополит Евгений Болховитинов ]. О личных собственных именах у славяно-русов. «Вестн. Европы», ч. LXX, M. 1813. Стр. 45. Du Cange. Historia Byzantina duplici commentario illustratia… Auctore Carolo du Fresne Domino du Cange... Lutetiae Parisiarum. I. [=1681] Familiae Byzantinae. 386 Theopan. Chronogr. p. 141. A. B. Горский, О священнодействии венча­ния и помазания Царей на Царство. Приб. к изд. твор. свят. отец в русск. пер. за 1882 г., ч. 29. М. Стр. 122.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

– Постарайся воспользоваться летом и побольше побыть с малышом и мамочкой, бабушками, Олей и Тикой, чтобы наверстать упущенное за много лет. Кроме того побольше гуляй и вспоминай о своем папе. Когда мой отец приехал на один день в Посад, он был в восторге от видов и растительности, все твердил – «Это просто парк», – а он видел много на своем веку. Крепко целую тебя, дорогой. Дорогая Наташа, приветствую маленького и радуюсь его появлению. Надеюсь, Вы будете его растить в музыке, чтобы он пропитался насквозь ее ритмом. Я уже писал, что хотел бы слышать о Вашем нахождении летом в Посаде, и чем скорее – тем лучше, – чтобы не терять короткого теплого в наших широтах лета. Передайте мой привет Вашим родителям и прочим членам семьи. – Читая В.А. Бильбасова «Историю Екатерины Второй» (т. 1, 1895, стр. 229), я сделал заметку, которая может быть заинтересует Вас. Бильбасов рассказывает, что 17 июня 1745 г. Вел. Кн. Петр Федорович был объявлен совершеннолетним и вступил в управление Голштинским герцогством. В 1746 г. был образован при Петре Федоровиче особый Совет для управления Голштинией. Секретарями Совета были назначены ф. Брэмзен и Цейс. 261 Сообщаю Вам это сведение, т.к. исторические мелочи нельзя собрать сразу, они накопляются, для образования цельной картины, годами и с большим трудом. Советую и Вам копить их, записывая на лоскутах или в общую тетрадь, но тогда под номерами, чтобы можно было после составить указатель имен и предметов. Теперь, после рождения сына, на Вас эта обязанность культурного накопления ложится уже со всею тяжестью. Но Вы молоды и, надеюсь, энергичны. Поэтому не раскисайте и не откладывайте на завтра то, что можно и должно сделать сегодня. А именно записывайте, то, что прочтете по истории из необходимого, чтобы установить свое (в лице своего рода) место в историческом прошлом, расспрашивайте, выжимайте сведения из кого можно, – да, выжимайте, ибо, как Пушкин сказал с горечью «мы нелюбопытны», а нелюбопытство к своему прошлому есть порок. Мы же, к сожалению, не только не любопытны, но всегда стараемся забыть о прошлом и потому не научаемся в настоящем и повторяем ошибки прошлого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Магия в жизни - живое общение живого с живой действительностью... Никакой религии без магии, понимаемой так широко - общение, - нет и быть не может. Да и само слово - религия - означает связь. А христианство - это тоже связь, связь человека с истинным Богом». Лосев А. Ф. Термин «Магия» в понимании П. А. Флоренского.//Флоренский П. А., священник. Сочинения. В 4 т. Т. 3 (1). М.: Мысль, 2000. с. 249. Хотелось бы напомнить, что неотъемлемым элементом совершения церковного таинства является определенная молитвенная формула, здесь очевидно воздействие на реальность с помощью слова, слова священного, магичного. Принцип магичности присутствует в самом различении священного и обыденного без которого не мыслима ни одна религия. Иван Вишенский. Сочинения. М., 1955. С. 23. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт. С. 339. См.: Успенский Б. А. Одна архаическая система церковнославянского произношения (Литургическое произношение старообрядцев-беспоповцев).//Он же. Избранные труды, т. III. Общее и славянское языкознание. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 289-319. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт. С. 353-354. Поэтому полноценное возрождение знаменного распева возможно лишь с возрождением: древних текстов, раздельноречия и крюковой нотации. Ведь именно из этих текстов, особой традиции их произношения и вокальной техники родился знаменный распев. Вознесенский И. О пении в православных церквах греческого Востока с древнейших до новых времен. С приложением византийского церковного осмогласия. Кострома. Ч. I, 1895. С. 102-103. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт. С. 367. Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л., 1924. С. 35. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт. С. 339. Цит. по: Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука.//Бытие. Имя. Космос. М.: «Мысль», 1993. С. 393. Комментарии Прокла на платоновский диалог «Кратил». Пер. Петрова А. В.//AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 2, СПб., 2000. С. 284. Учитывая, что Прокл - языческий мыслитель, необходимо признать самый принцип его учения о языке, как проявлении божественных энергий, абсолютно неоспоримым.

http://bogoslov.ru/article/564281

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010